Что умеет ребенок 2 лет

Чем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?
Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.

Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).

Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать "свои" игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок
во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.

Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это начит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.

В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет "большой человек", т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не бязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.

Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.

После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не "я покушала", а "Маша покушала". Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно формироваться понятие "Я-ты" вместо "Маша-мама". Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов изиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не ыспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к осторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.

Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть.

Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность.
А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности, например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу — дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой "ты еще маленький, у тебя не получится", и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего "младенца", который
совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка. скорее всего он просто будет плыть по течению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте). Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.

Ниже приведены основыные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.

Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.

Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;
к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,
ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения
Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.

Окружвющий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.

Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие
на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.

Воображение. Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия,
которые он где-то видел.

Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении
12-15 минут.

Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.

Это усредненный набор навыков (а дети все разные), но на него необходимо ориентироваться, чтобы вовремя подкорректировать процесс.

Что умеет ребенок 2 лет

Физическое развитие

Прежде чем говорить о том, что должен уметь двухлетний ребенок, разберем «матчасть». Двух одинаковых деток в природе нет, но в среднем к этому возрасту нормальное развитие предполагает:

  • рост — 83,5–93 см (мальчики), 80,1–90,4 см (девочки);
  • вес — 11–14,5 кг (мальчики), 10,8–14,0 кг (девочки).

ВАЖНО!
Такие нормы приняты педиатрами Российской Федерации. ВОЗ дает более широкий диапазон значений, это неизбежно — из-за национальных и расовых особенностей русских, китайских или бразильских детей в одни и те же узкие стандарты не втиснешь.

В плане физического развития ребенок в два года должен уметь выполнять следующие действия:

  • уверенно ходить, бегать, и не «одновременно в разные стороны», а целенаправленно;
  • спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила или руку взрослого;
  • подпрыгивать на месте;
  • перешагивать небольшие препятствия;
  • бросать и ловить мяч двумя руками, пинать его ногой;
  • тянуться вверх, доставать предметы с полки или стола, если не дотягивается — вставать на цыпочки;
  • взбираться вверх по шведской стенке (спускаться пока сложно).

Навыки мелкой моторики

Деление тех навыков, что должен уметь делать ребенок в 2 года, на группы очень условно. В этом возрасте все аспекты тесно взаимосвязаны: без общего физического развития (рост, вес, руки-ноги) нет правильной мелкой моторики, а без нее — интеллекта, речи и так далее.

В норме двухлетний кроха умеет:

  • уверенно строить из кубиков и собирать пирамидки;
  • открутить и закрутить крышку банки или бутылки;
  • соорудить постройку из крупных деталей лего;
  • собирать крупные пазлы;
  • расстегнуть и застегнуть молнию, придерживая замок;
  • листать страницы;
  • лепить простые фигуры;
  • рисовать простые линии.

В этот период начинает проявляться предпочтение руки, но уверенно говорить, правша ваше чадо или левша, еще рано.

Особенности восприятия

Двухлетки вовсю проявляют свое «я»: нравится/не нравится, хочу/не хочу и т.д. Дети уже умеют концентрироваться на одном предмете или картинке, играть или рассматривать по 5–10 минут. Они с удовольствием слушают сказки, быстро запоминают, но внимание еще переключается очень легко.

Считается, что девочки с самого рождения развиваются раньше и быстрее мальчишек. В действительности то, что должен уметь 2 летний ребенок-мальчик, принципиально не отличается от того, что происходит в психоэмоциональной сфере у барышень. Разве что девочки чуть спокойнее и усидчивее.

Большинство малышей к третьему году жизни знают:

  • имена родных;
  • названия нескольких растений и животных;
  • основные цвета и геометрические формы, умеют группировать предметы по этим признакам;
  • различают и показывают части тела, понимают свойства предметов (холодно/горячо, тяжело/легко и т.д.)

Речевое развитие

К двум годам кроха понимает до 300 слов, а произносит до полутора сотен, говорит связными фразами или короткими предложениями. И словарный багаж его пополняется огромными темпами. Речь на третьем году меняется очень быстро, не только количественно, но и качественно.

Пример — ребенку 2,9, что должен уметь он в плане речевого развития:

  • знать до тысячи слов разных частей речи, обобщающие понятия (обувь, одежда, еда, игрушки и т.д.);
  • говорить короткими связными предложениями;
  • заучивать короткие стишки или песенки.

С двух лет потихоньку приучайте ребенка здороваться, говорить «спасибо», «до свидания».

Сразу произносить четко все звуки и не перевирать слова способны единицы, остальные говорят, как получается, и это естественно. Но заниматься необходимо.

ВАЖНО!
Для развития речи период от 2 до 3 лет — самый значимый, в эти месяцы закладывается правильная грамотная речь, и фонетически, и смыслово. Отсюда вывод: как только ваше чадо произнесло первое внятное слово, больше никаких «гули-гули» или повторения милых детских коверканий. Малышу пока всё равно, что запоминать, а схватывает он очень быстро. Говорите просто, но нормальными взрослыми словами!

Личная гигиена

Ваш карапуз пробует сам одеваться — раздеваться? Прекрасно. Скоро в садик, пора становиться самостоятельным и учиться жить в обществе.

Все дети разные, и список того, что должен уметь ребенок в 2,2 года, приблизительный:

  • мыть ручки, умываться;
  • проситься на горшок, самому снять и надеть трусики или штанишки;
  • есть ложкой, пить из чашки;
  • надеть шапочку, сапожки;
  • застегнуть молнию на куртке.

Пока не очень получается? Не беда, необходимо обязательно пытаться двигаться в правильном направлении.

Игрушки и развивающие занятия

Правильные игрушки для этого возраста те, что развивают мелкую моторику, интеллект, речь. «Пальцы — мозги — язык» — триединая связка, одно без другого не работает.

В два года дети с удовольствием проводят время за развивающими играми. Научить необходимым навыкам помогут:

  • матрешки, кубики и пирамидки — они развивают моторику рук, тренируют навык отличать предметы по цвету/размеру и соблюдать очередность, учат слушать и слышать;
  • большие и маленькие мячики — развивают координацию;
  • ниточки-клубочки-«моталочки»;
  • мозаики, пазлы, лего с крупными деталями;
  • кинетический песок (или обычный летом на улице) и формочки для лепки;
  • крупные бусины (сгодятся фигурные макароны) — собирание предметов на нитку полезно для мелкой моторики;
  • горки, лесенки, шведские стенки — полезны для физического развития, сноровки и смекалки;
  • первые куклы и машинки — примеряем социальные роли («больница», «магазин», «улица» и т.д.).

Пробуйте вместе с крохой не только играть, но и проговаривать действия, название, цвет, форму предметов.

Давайте задания на логику. Собрали пирамидку — перепутайте детали или спрячьте одну из них, попросите расставить по размеру от маленького к большому и наоборот.

Продолжительность одной игры — 10–15 минут, к 3 годам — до 20 минут. Дольше вашему карапузу пока неинтересно.

ВАЖНО!
Не просто давайте задание, а играйте вместе с ребенком. И не забывайте его хвалить!

Стремиться разобрать или разломать предмет, чтобы посмотреть из чего состоит (исследовательский навык).

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться.

Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности!

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее

Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша.

В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно).

Развитие восприятия у двухлетних детей

Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.

Зрение. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.

Слух . Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.

Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.

Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников.

К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.

Навыки личной гигиены

Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

Ходить на горшок.

Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 — 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем.

Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела»!

Осознание половой принадлежности

Девочки : четко знают, что носят платья, заплетают волосы, игра в куклы с позиции мамы (кормление, прогулка в колясочке), большая вербальная развитость, внимательное наблюдение за тем, как отреагировали взрослые на новый наряд, и как общаются, более спокойное поведение;

Мальчики : знают, какая одежда для мальчиков (как у папы), большая самостоятельность и агрессивность, ценят и тянутся ко взрослым, умеющим поиграть в подвижные игры.

Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Что должен знать и уметь 2 летний ребенок

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данном разделе «Дети от 2 до 3 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Математика

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

Дети от 3 до 4 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление
(Развитие мышления, памяти, внимания)
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

Развитие речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

Что умеет ребенок 2 лет

Охарактеризовать умения ребенка 2,5 лет можно следующим образом. Малыш в этом возрасте легко бегает и прыгает, ходит на носочках, может постоять на одной ноге. Он становится крепче, развиваются мышцы ног, плечи. Он хорошо играет с сортером, собирает пирамидку, вкладывает матрешек одну в другую, играет с крупным конструктором. Ему нравится соревноваться в беге и ловкости, по силам освоить езду на трёхколёсном велосипеде. Мелкая работа дается ему пока с трудом.

Теперь малыш может оставаться в коллективе сверстников. Он учится взаимодействию в процессе игр – расстается со своими игрушками и возвращает их, иногда с боем. Взрослые должны приходить на помощь и подсказывать, как избегать конфликтов.

Самостоятельно малыш уже умеет:

  • Кушать ложкой и пить из чашки;
  • Одеваться и обуваться, застегивать простые застежки и пуговицы;
  • Умываться, причесываться; учится чистить зубы;
  • Проситься на горшок, снимать и надевать штанишки.
  • Теперь он умеет говорить тихо и громко.
  • Часто повторяет "я сам".
  • Знает свое имя и называет его, называет близких людей по именам.
  • Общается с другими детьми, разговаривает с ними.
  • Складывает предложения из 3-4 слов.
  • Может описать картинку, отвечает на вопросы.

Умственное развитие

  • Ребенок группирует предметы, различает геометрические фигуры, формы, несколько цветов (больше пяти).
  • У него активно работает фантазия, родителям следует найти время для занятий творчеством: конструировать, лепить, рисовать. Это важно для развития мелкой моторики, а, значит, и речи.
  • С удовольствием случает знакомые песни или мелодии, пытается двигаться под музыку.
  • Можно ставить ему аудиосказки.
  • Может вспоминать пережитые эмоции, например, отдых в парке или поход к врачу.

Теперь в приоритете сюжетно-ролевые игры – с куклой или машинкой. Он может занимать себя сам не менее чем полчаса. Сюжеты игр могут подсказывать взрослые.

Для игр на природе незаменимыми помощниками являются качественные влажные салфетки – полностью безопасные, идеально подходящие, чтобы протереть лицо, руки ребенка после качелей и игр в песочнице, игрушки. Для непосед хорошим решением будут салфетки с календулой, имеющие ранозаживляющий эффект.

Комфорт во время игр и отдыха обеспечат качественные подгузники, в которых детская кожа останется сухой, покраснения и раздражение исключены. Можно использовать подгузники в течение всего дня и ночного сна. Присыпки и барьерные кремы – в прошлом.

Что умеет ребенок 2 лет

Понимать понятия «больше» и «меньше», уметь пользоваться ими.
Сравнивать предметы по высоте, ширине и длине.

Речь
Правильно отвечать на вопросы.
Согласовывать слова согласно падежам и родам.
Строить предложения с однородными членами.

Мелкая моторика
Изучая, что должен уметь ребенок в 3-4 года, не стоит забывать и о мелкой моторике, так как она очень важна для развития малыша:
Повторять элементарные движения пальчиковой гимнастики.
Изображать простейшие явления.

Окружающий мир
Называть свое имя.
Знать людей из ближайшего окружения. Находить предметы повседневного использования.
Знать основные цвета.
Различать элементы и детали предметов.
Беспокоясь о том, что должен уметь ребенок в 3 года, родители обязаны помнить, что каждый малыш индивидуален. И не стоит паниковать раньше времени, если он чего-то не знает. Все занятия нужно проводить старательно, выбирая время, когда ребенок бодр, весел и хорошо себя чувствует. 3 года – важный этап. Итоги развития, подведенные к этому возрасту, могут и отличаться от норм, но отчаиваться не нужно. Этот период сложен и для малыша, и для мамы, так как он характеризуется тем, что ребенок начинает отделять себя от родителей и требовать, чтобы к нему относились как к личности. Поэтому лучше предоставить малышу возможность справляться с трудностями самостоятельно, если это не угрожает его жизни и здоровью. Тогда его навыки будут совершенствоваться с каждым днем, он почувствует себя уверенно. Но родители не должны поддаваться на провокации и позволять собой манипулировать. В этом возрасте дети часто пытаются управлять взрослыми, используя такие методы, как плач или истерика. Во всех конфликтных ситуациях мамам и папам стоит сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы.

В три года ребенок проходит очень интересный этап своей жизни, который характеризуется новыми знаниями и умениями. В этот период ему требуется много родительского внимания и участия. Малыш становится относительно самостоятельным и все хочет делать сам, но без помощи мамы ему еще пока не справиться. Ребенок уже познакомился с окружающим миром и имеет начальные познания о нем. На многие вопросы он нередко отвечает сам, применяя логику, поэтому очень удивляет родителей умением так мыслить в 3 года.
Основа познавательной активности Степень развития малыша можно оценить по следующим факторам: памяти, мышлению, восприятию, речи и вниманию. Конечно, все дети разные. И нельзя их сравнивать, но определенные критерии все-таки существуют.

Что должен уметь ребенок в три года:
Знать примерно 1300-1500 слов и, представляя те предметы, которые не находятся в поле зрения в данный момент, понимать, о чем идет речь.
Строить предложения, используя местоимения, существительные и глаголы, понимать основополагающие грамматические закономерности.
Знать такие формы, как треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Различать около восьми цветов. Знать понятия «много» и «мало», уметь ими пользоваться в повседневной жизни. Понимать предлоги «за», «над», под» и «в».
Складывать картинки из нескольких частей, имея образец.
Ориентироваться в пространстве, знать основные маршруты, например дорогу на детскую площадку или в ближайший магазин.
Отгадывать простейшие загадки.
Рисовать, делать аппликации, складывать конструктор при помощи взрослого.
Стоит учитывать, что каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности, с которыми нужно считаться. На развитие влияют многих факторы: темперамент, черты характера, количество времени, которое родители проводят с ребенком. Неумение выполнить поставленное задание может обуславливаться не отставанием в развитии, а недостаточной настойчивостью, отсутствием старательности или ленью.

Навыки самообслуживания
К трем годам ребенок должен уметь:
Кушать без помощи взрослого, соблюдая правила поведения за столом.
Самостоятельно одеваться, застегивать молнию, крупные пуговички. Надевать обувь, пусть и не на ту ногу.
Знать последовательность, в которой необходимо одеваться, раздеваться.
Сообщать родителям о том, что у него испачкана или порвана одежда, уметь попросить о помощи.

З года – кризисный период. Иногда родители замечают, как меняется их малыш в 3 года. У ребенка обострено желание все делать самостоятельно, поэтому его навыки и умения совершенствуются с каждым днем. Родители должны запастись терпением и предоставить малышу достаточное количество свободы. Даже если выполнить какие-то задачи и поручения ему пока не под силу, не стоит его торопить или настаивать на помощи. Лучше подождать, пока малыш сам обратиться к взрослому.

Психолого-педагогическая диагностика

Внимание

Уметь выполнять одну задачу в течение 5 минут, не отвлекаясь и не меняя вид деятельности.
Одновременно удерживать в поле зрения около пяти предметов.
Выполнять несложные задания по образцу, который предложен взрослыми. Находить несколько отличий между предметами.

Память
Запоминать несколько картинок.
Учить четверостишья, пересказывать небольшие сказки с помощью родителей.
Вспоминать, что происходило утром, днем или вечером.
Рассказывать о картинке по наводящим вопросам взрослых.

Мышление
Собирать пирамидку правильно и в короткие сроки.
Выкладывать небольшие пазлы.
Проводить аналогии между предметами и явлениями.

Вы здесь: Главная Что должен уметь ребёнок от 2 до 3 лет?

Лента новостей

  • В чём наши преимущества?
  • Мини-сад
  • Занятия с логопедом!
  • Дошкольная подготовка к школе
  • День открытых дверей 2 сентября 2019 года!

Главное меню

Для детей

Для родителей

Баннеры

Информеры

Память, внимание, мышление

• Правильно складывать пирамидку.
• Узнавать предметы по их частям (например: колесо от машинки).
• Складывать картинки из 2-4 частей.
• Узнавать и называть основные цвета.
• Понимать значение слов «одинаковые», «похожие», «разные».
• Находить ошибки на картинках (что лишнее, чего не хватает, неправильно выбран цвет предмета и т. д.), обосновывать свой ответ.
• Называть недостающие части у предметов.
• По описанию выбирать из трёх предметов нужный.
• Рассказывать по памяти о содержании картинок по наводящим вопросам.
• Помнить, что делал утром, днём и вечером.

В этом возрасте малыш учится сосредотачиваться, ставить перед собой цель что-то запомнить, найти на картинке, ответить на вопрос.

Математика

• Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; находить похожие на них предметы в окружающей обстановке.
• Считать предметы в пределах пяти; отвечать на вопрос: «сколько всего?».
• Знать, сколько лап у кошки, ушей у зайца, пальцев на руке и т. д.
• Сравнивать 2-3 предмета разной длины, ширины и высоты.
• Находить предмет, ориентируясь на его местоположение: «вверху» — «внизу», «на нижней полке»; понимать задание: «подними руки вверх» — «опусти руки вниз», «посмотри вверх» — «посмотри вниз».

На данном этапе закладываются основы знаний о количестве предметов, их величине и форме. Малыш знакомится с понятиями «много», «мало», «один», «ни одного». Ребёнок должен помнить, что предметы нужно считать слева направо, не пропуская и не считая их дважды.

Развитие речи

• Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении.
• Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда» и т. д.
• Рассказать, из каких частей состоят предметы (например: у дома есть крыша, окно, дверь, труба, крыльцо и т. д.).
• Называть действия людей и животных (бежит, прыгает, лежит, рисует и т. д.).
• Находить предмет по описанию (мяч — круглый, резиновый, красный); самостоятельно составлять описание предмета.
• Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
• Поддерживать беседу: задавать вопросы, правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы.
• Запоминать несложные потешки, стихи.
• Составлять небольшой рассказ по картинке с помощью взрослого; согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Малыш начинает чётко произносить большинство звуков родного языка, активно формируется его словарный запас. Ребёнок учится понимать речь других людей; строить предложения, правильно согласовывая в них слова.

Графические навыки

Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки. Ещё не всё получается, но ребёнок обычно с удовольствием выполняет подобные задания.

На втором году жизни у малышей происходит резкий скачок в развитии. Дети активно растут физически, развиваются социально и психически. В этот период особенно важно следить за тем, чтобы дети не отставали от своих сверстников. Знание возрастных норм развития помогают родителям вовремя исправить отклонения, распознать серьёзные заболевания.

Что должен уметь ребёнок в возрасте 2-х лет?

Умения двухлетнего карапуза можно разделить на несколько групп. Это физические, интеллектуальные, социальные, психические, речевые. Деление навыков на группы весьма условное, поскольку они неразрывно связаны друг с другом. Например, если малыш не может застегнуть пуговицу, то и его речь, наверняка, развита плохо, а неумение разговаривать приводит к сложностям в адаптации к детскому саду, новому коллективу.

Что умеет ребенок 2 лет

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Частые прогулки, обучение играм с мячом, салки, лазание способствуют развитию физических умений карапузов. А просмотр мультфильмов и сидение за планшетами в этом деле не помощники.

Видео развитие детей в возрасте двух лет

Социальное развитие детей в 2 года

Двухлетний ребёнок становится самостоятельным. Для успешной адаптации в обществе ему необходимо научиться общению со сверстниками, самообслуживанию. К двум годам родители должны обучить ребёнка мыть руки, пить, есть ложкой, вилкой, проситься на горшок, снимать и надевать трусики, штанишки, застёгивать молнию на верхней одежде. Важно заставлять детей здороваться и прощаться с гостями, благодарить за подарок, обед.

Умение копировать взрослых, их поведение, действия также относится к социальной сфере жизни ребёнка. Эти умения помогают ребёнку находить контакт с окружающими, завязывать дружеские отношения со сверстниками.

Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет

В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:

  • Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
  • Имена родных;
  • Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
  • Размеры (большой/маленький);
  • Птиц, животных;
  • Явления природы;
  • Несколько видов деревьев, цветов;
  • Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.

Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.

Психическое развитие ребенка в 2 года

Психоэмоциональная сфера развивается в процессе игр, общения с окружающим миром. К 2-м годам ребёнок умеет испытывать гнев, контролирует его проявление. Страх, радость, отрицание происходящего, желание проявить свое «Я» – признаки нормального развития психики ребёнка в этом возрасте.

Если карапуз не получил заветную игрушку, не разобрался в устройстве незнакомого предмета, он может и покричать, и устроить истерику. Успокоить ребёнка обычно легко, нужно лишь отвлечь внимание крохи на другую игру или книжку.

Психологическое развитие детей в возрасте 2-х лет

Двухлетний малыш более усидчив, чем в год или полтора. Он может играть более 10 минут с одним предметом, рассматривать картинки, усваивая форму и цвета. Слушает сказки по нескольку раз, не теряя интереса.

Любая новая информация усваивается быстро, запоминается легко. Нахождение логических связей между действием и результатом помогают малышу учиться строить пирамидки, водить карандашом по бумаге, собирать простые паззлы.

Что умеет ребенок 2 лет

Речевое развитие ребенка в два года

С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.

Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.

С 1,5-2-х лет забудьте о сюсюкании, лепетании. Разговаривайте с малышом чётко, произносите все звуки правильно, тогда речевые навыки у ребёнка сформируются вовремя и без дефектов.

Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.

Дети растут очень быстро. Еще недавно ваш малыш был совсем крохой, не умеющим даже держать голову, а сегодня это уже весьма подросший, активный и даже немного самостоятельный ребенок.

Для любых родителей нормально волноваться об умственном и физическом формировании своих детей. Именно для того, чтобы развеять все сомнения и опасения, рекомендуется обратить внимание на приведенные ниже нормы развития ребенка в 2 года.

Данные показатели являются ориентировочными, ведь все дети растут и развиваются индивидуально. Однако они дадут представление родителям о том, что должны знать и уметь дети в 2 года.

  1. Физическое развитие ребенка 2 года
  2. Какие физические навыки формируются у ребенка к двум годам?
  3. Психологическое развитие ребенка в 2 года
  4. Развитие речи
  5. Бытовые навыки ребенка в 2 года

Физическое развитие ребенка 2 года

Главные показатели правильного физического развития детей двухлетнего возраста – это цифры роста и веса. Мальчики обычно опережают девочек по этим показателям. Примерные параметры должны быть такими:

Пол Рост Вес
Мальчики 84.5-89 см 12-13 кг
Девочки 83.5-87 см 11.5 — 12.5 кг

Полноценное физическое развитие ребенка невозможно без правильного питания. В рационе двухлетнего малыша обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Меню должно быть сбалансированным и разнообразным, а также включать в себя сезонные фрукты и овощи.

Какие физические навыки формируются у ребенка к двум годам?

  1. Уверенная ходьба, бег. Некоторые дети прыгают на одной или двух ногах.
  2. Спуск и подъем по лестнице.
  3. Активно развиваются игры с мячом: ребенок ловит мяч с небольшого расстояния, подбрасывает его вверх и прямо перед собой.
  4. Малыш держит равновесие при ходьбе по узкой доске или по бордюру.
  5. Уверенно перешагивает через препятствия, лежащие на полу.
  6. Мелкая моторика также претерпевает развитие: дети крепко держат карандаш или ложку, начинают пользоваться ими по назначению.
  7. Перелистывание страниц книги тоже не вызывает затруднений.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психологические нормы развития ребенка в 2 года включают в себя следующие аспекты: познавательное развитие и социально-эмоциональное развитие.

Также родители должны помнить, что двухлетнему ребенку сложно заострять внимание на определенном занятии слишком долгое время. Не стоит изнурять малыша длительными «развивашками», толку от этого все равно не будет.

Еще одним немаловажным фактором развития ребенка является эмоциональная атмосфера в доме. Даже самые маленькие дети ощущают на себе чувства и настроение взрослых. Поэтому крайне важно, чтоб все занятия и игры с малышом проходили в спокойной обстановке.

Познавательное развитие

Что умеет ребенок 2 лет

Согласно нормам развития ребенок в 2 года должен освоить следующие навыки:

  • отличать геометрические фигуры;
  • соотносить их с аналогичным изображением на бумаге;
  • отличать предметы по их качествам («мягкий-твердый», «легкий-тяжелый», «холодный-горячий»);
  • собирать и разбирать пирамидку, несложную мозаику;
  • различать до 5 цветов, сортировать предметы по цвету;
  • рисовать линии на бумаге, объяснять, что рисует;
  • сооружать башенки из кубиков;
  • игры уже носят сюжетный характер: ребенок кормит куклу, укладывает спать, купает.

Социально-эмоциональное развитие

Дети в возрасте двух лет становятся весьма коммуникабельными. Они легко находят контакт со своими сверстниками, проявляют заинтересованность по отношению к другим людям. Также дети этого возраста с удовольствием подражают взрослым. Кроме того, 2 года – это период, когда малыш начинает определять себя по половой принадлежности.

Что еще можно заметь в психологическом развитии двухлетки:

  • очень эмоциональное выражение чувств с использованием мимики, вскриков, жестикуляции;
  • первые проявления упрямства при запретах на что-либо;
  • капризы при невозможности достичь желаемой цели;
  • реакция на тон взрослого: ребенок обижается, если с ним грубо разговаривают;
  • желание слышать похвалу и одобрение в свой адрес;
  • стеснение при общении с незнакомыми людьми;
  • подражание взрослым и другим детям;
  • также ребенок в 2 года с удовольствием слушает музыку, танцует под нее, сморит мультфильмы.
  • Испытывает радость от совместных игр с родителями или детьми.

Развитие речи

Речь двухлетки становится более развитой, однако существуют недочеты в произношении. Это абсолютно нормально, со временем малыш научится правильно произносить слова.

Кроме того, ребенок понимает обращенную к нему речь, с ним можно договориться, ему уже можно объяснить что можно, а что нельзя.Словарный запас ребенка двух лет состоит из 300 слов, в речи начинают использоваться прилагательные, местоимения и наречия.

Также речевые нормы развития ребенка в 2 года включают следующие умения:

  • ребенок может по просьбе взрослого показать у себя на лице нос, губы, глаза и т. д.;
  • запоминает небольшие стихи, может договаривать знакомые фразы за взрослыми;
  • в речи начинает использовать простые предложения, однако они еще грамматически не оформлены;
  • задает вопросы, комментирует свои и чужие действия;
  • вместо упрощенных слов начинает произносить правильные;
  • может назвать и показать знакомые предметы на картинке.

Бытовые навыки ребенка в 2 года

Дети двух лет уже гораздо более самостоятельные. Они могут сами надеть и снять шапку, шарф. Пытаются сами одеваться и раздеваться. Самостоятельно кушают с помощью ложки и пьют из чашки. Также двухлетний малыш умеет пользоваться салфеткой, знает, где лежат его игрушки, одежда.

Что умеет ребенок 2 лет

Без сомнения, все эти навыки и знания ребенку сложно приобрести самостоятельно. Очень важен вклад родителей в развитие малыша. Чтение книг, занятия по обучающим пособиям, развивающие игрушки, активные игры на свежем воздухе – вот на что следует делать упор. А вот количество мультфильмов и просмотр телевизора рекомендуется ограничить.

Зная основные нормы развития ребенка в 2 года, родитель сможет без труда подобрать обучающие занятия, которые помогут направить активность малыша в нужное русло.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector