Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Ребенок учится общаться с внешним миром с момента появления на свет, и одним из важнейших способов этого общения является речь. Родители, бабушки и дедушки с нетерпением ожидают первого слова от своего малыша. Когда же, когда же он заговорит?
Развитие речи – это очень сложный процесс. Удивитесь ли вы, если узнаете, что речевые способности начинают формироваться еще до рождения? А между тем, на речевое развитие влияют целых 3 группы факторов:
• Физиологические: наследственная предрасположенность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, центров речи головного мозга, органов слуха, зрения и артикуляции; благополучные беременность и роды; нормальное психическое и физическое развитие после рождения.
• Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, развивающая среда.
• Психологические: внимание, восприятие, память, активность поведения ребенка.

Этапы развития речи
И вот долгожданное маленькое чудо появилось на свет, и сразу после рождения начинается его коммуникация с окружающим миром.

  • Первой формой общения для новорожденного становится крик: он плачет, когда голоден, устал или ему некомфортно.
  • В 2-3 месяца появляется способность к гулению. В ответ на положительные раздражители ребенок произносит гласные звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с согласными «г» и «б».
  • В 3-6 месяцев младенец лепечет с самим собой и издает звуки при обращении к нему; поворачивает голову в сторону источника звука, замирает в ответ на внезапный громкий шум, по-разному плачет в зависимости от своих потребностей, реагирует оживлением на свое имя.
  • С 6 месяцев можно заметить, что малыш подражает собственным звукам и звукам взрослых, у него начинают появляться первые слоги: «ма», «ба», а к 7-9 месяцам слоги выстраиваются в целые комбинации: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
  • К первому дню рождения родители радуются первым простым словам: «ма-ма», «па-па», «дя-дя». Ребенок машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет», использует жесты и звуки для привлечения внимания, интересуется книжками.
  • К 1,5 годам малыш с легкостью повторяет часто употребляемые родителями слова, знает различные части тела и указывает на них, отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?», показывает пальчиком на картинки в книгах. Его словарный запас расширяется более чем до 50 слов.
  • В 2 года в речи появляются первые предложения (из двух слов): «мама дай», «дай пить», «хочу то». Ребенок понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди свою машинку и покажи папе». Словарный запас может расшириться до 200– 300 слов, включая местоимения, наречия, предлоги; становится четче произношение.
  • В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому важнейшему моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов, различает цвета и размеры, помнит и повторяет знакомые мелодии, стихи, сказки. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, какое количество слов его составляет. В целом у малыша уже есть достаточный словарный «багаж», чтобы высказаться по любому поводу.
  • От 3 до 7 лет совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.

На что обратить внимание родителям?
Развитие каждого ребенка в мире является уникальным, и даже самые активные говоруны могут освоить все навыки в своей возрастной категории, лишь когда достигнут ее верхней границы. Часто небольшая задержка формирования речевых навыков может оказаться лишь индивидуальной особенностью.
Достаточно часто мальчики начинают разговаривать позже девочек. Одна из причин кроется в особенностях физиологии: созревание структур головного мозга у девочек происходит быстрее, что приводит к тому, что у девочек словарный запас к 2 годам, как правило, в 2 раза больше, чем у мальчиков. Кроме того, девочки более эмоциональные по природе и более склонны к вербальному общению, чем мальчики, которые говорят «по делу».
На скорость речи также может повлиять стресс, болезнь, дефицит общения с окружающими или дву- или многоязычная среда.
Кроме того, чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее он «схватывает» новые слова и, соответственно, показывает лучшие речевые показатели, чем более медлительные ровесники.
Поэтому очевидно, что развитие речи у детей индивидуально, речевые нормы достаточно гибкие, однако существуют определенные моменты, которые обязательно должны насторожить родителей.
Итак, если ваш ребенок:
• К концу 1-го месяца не кричит перед кормлением или когда он мокрый;
• К концу 4-го месяца не гулит, не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые;
• К 7-му месяцу не реагирует на интонации, не узнает голоса родителей;
• К концу 9-го месяца не лепечет, не повторяет за взрослыми интонации и слоги
• К концу 10-го месяца не машет «пока-пока», не кивает головой «нет-нет»
• К 1 году не может произнести ни одного слова и не выполняет простейшие просьбы («положи», «дай»)
• К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 10 осмысленных слов;
• К 2 годам не указывает называемые части тела; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких людей на фотографиях
• В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки и назвать свое имя и фамилию; говорит абсолютно непонятно для окружающих, медленно или слишком быстро;
то это повод срочно обратиться к педиатру, который наблюдает ребенка. При наличии проблем у вашего малыша, врач направит вас к узким специалистам: неврологу, сурдологу, окулисту, психиатру, логопеду, дефектологу, психологу для уточнения характера проблемы и правильного подбора лечения.

В заключении хочется сказать, что основная задача родителей в период младенчества и раннего детства – это обеспечение ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому как бы ни развивалось ваше чадо, какие бы занятия и упражнения вы бы для него ни подобрали, какое бы лечение ни осуществляли, главное – это помнить о том, что самое важное для него — это простое ежедневное общение и совместное времяпровождение с вами. При коррекции речевых нарушений у ребенка наберитесь терпения (возможно, результат будет виден не сразу) и ни в коем случае не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно получите положительный результат!

Материал подготовила: врач-невролог детского неврологическогоотделения ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко

Родителей часто волнует вопрос: вовремя ли начал говорить малыш и правильно ли развивается его речь? И я всегда рада, что родители этим интересуются! Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка и неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).

Давайте посмотрим, как должна развиваться речь в норме.

0 мес — один из важных показателей — крик младенца во время рождения. Самостоятельно появился ли крик малыша или была стимуляция.

2-3 мес – время активного гуления. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м)

5-8 мес – 1 год – вокализация, согласные П, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.

1 год 3 мес – 1год 8 мес – согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты, появление согласных Ль, Сь. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы.

1 год 8 мес – 2 года – согласные Х, Й. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь (60-80 слов), малыш использует до 3, 4 слов во фразе.

2 – 3 года – согласные С, З, Ц. Могут появиться звуки Ч, Щ, Ш, Ж. Лексический запас – около 500 слов (которыми ребёнок пользуется в речи). Ребёнок использует в речи распространённые, сложные предложения. К 3 годам ребёнком усвоен в общих чертах грамматический строй языка. Усваиваются служебные слова.

3 – 4 года – согласные звуки могут произносится смягчённо. К 4 годам могут появиться звуки Л, Р. Лексический запас 800-1000 слов. Развивается сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Усваиваются категория рода, морфологическая система речи. Это возраст словотворчества (ребёнок придумывает свои слова путём словообразований).

4 – 5 лет – согласные С, З, Ш, Ж дифференцированы. Произнесение отдельных согласных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформирована. 1800-2000 слов в активной речи. Речь ребёнка связная, последовательная, состоит из сложных и распространённых фраз. Усваиваются все частные грамматические формы, использование правильного чередования, ударения.

5 лет – 5 лет 6 мес – звуковая сторона речи усвоена полностью. Лексический запас до 2500-3000 слов. Иногда возникают затруднения в построении придаточных предложений с союзными словами.

6 – 7 лет – слоговая структура слов не нарушается (ребёнок без труда может произнести сложные слова со стечениями согласных), связная речь развита. Ребёнок окончательно овладевает всеми типами склонения, согласования числительных с существительными в косвенных падежах, не делает ошибок в использовании притяжательных прилагательных.

Перед поступлением в школу у ребёнка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Ребёнок свободно использует сложные фразы, на вопросы отвечает развёрнуто, без труда описывает сюжетные картинки, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.

Если речь вашего ребёнка не соответствует выше приведённым нормам, обращайтесь за консультацией к логопеду. Очень важно вовремя провести диагностику и получить логопедическую помощь.

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Содержание

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Когда ребенок должен начать говорить ? И что именно считать началом, после которого можно выдохнуть с облегчением?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Некоторые малыши начинают говорить в год, некоторые молчат до трех. При этом временной отрезок между первым словом и реальной способностью к коммуникации может быть огромным.

Нужно ли развивать речевые способности малыша ? Обязательно. Но в этом вопросе, как и в остальных, связанных с развитием ребенка, нужно обязательно придерживаться золотой середины.

В этой статье поговорим о том, как и когда нужно развивать речь ребенка , используя примеры, ситуации и опираясь на мнения специалистов.

Почему развитие речи важно для ребенка раннего возраста

Не будем забывать о том, что раннее детство, начиная с 1 года, — это период познания и впитывания информации. И, чем лучше развиты коммуникативные способности, тем больше малыш сможет узнать. Потому что развитая речь дает возможность не только видеть, слышать, чувствовать запах и трогать, но еще и спросить.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

И это подводит нас к первой истине: начинать развивать речь ребенка никогда не рано .

Нет, это не значит, что с первых дней нужно нанять толпу учителей и логопедов. Начинать нужно с малого, очевидного и самого простого.

С чего стоит начинать развивать речь?

  1. Говорите с ребенком. Планшет, телевизор, музыка, говорящие игрушки никогда не заменят реальное общение. Только у общения есть эмоциональная составляющая.
  2. Произносите слова четко. Ребенок повторяет слова за вами, не забывайте об этом. Подробнее об этом рассказывает наша предыдущая статья о развитии речи .
  3. Демонстрируйте необходимость речи. Когда вы даете малышу бутылочку, говорите, что это бутылочка. Указывайте на предметы и называйте их, называйте действия.
  4. Читайте книги вслух. Книги — это литературная речь, правильное построение предложений. Таким образом, вы развиваете у малыша подсознательную грамотность речи.
  5. Гордитесь успехом и закрепляйте его. Малыш сказал новое слово, но не совсем верно? Ваша правильная реакция на его, например, «люцька», — «Правильно, ручка!».
  6. Давайте пространство для развития. Не угадывайте мысли, если чувствуете, что малыш может продолжить их сам. Но не требуйте слишком многого.

Не стоит забывать, что многое зависит от биологических часов самого ребенка, его наследственности и предрасположенностей. Существует множество «стандартов» от разных психологов и логопедов. Некоторые утверждают, что малыш в 1 год должен сказать первое слово, другие же — что в год полагается говорить целыми предложениями.

Используйте игру как средство развития речи детей раннего возраста , чем раньше вы начнете, тем лучше и быстрее получите результат.

Ваш главный враг в развитии речи — лень . Главные друзья — систематичность, любовь и изобретательность.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Если вас беспокоит, что ребенок не говорит, присмотритесь в первую очередь к себе и своему поведению. Рассмотрим пример.

Решение: больше общения с ребенком, меньше «угадывания» и меньше планшета. Всего через 2 недели начали появляться новые слова в речи.

В этой ситуации мы видим сразу несколько ошибок: недостаток общения и угадывание. Но также видим и положительный момент: развивать речь никогда не поздно. Это не значит, что развитие речевых навыков стоит откладывать, но при этом спохватиться можно всегда.

Развитие речи ребенка в раннем возрасте: расширяем границы

Очень важный момент, о котором стоит упомянуть: психологи и логопеды утверждают, что современные дети начинают говорить сравнительно позже. И, нет, вовсе не потому что родители плохие, мешают планшеты и телефоны, или сказывается дурное влияние экологии.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Современные дети, на самом деле, умнее. У них больше каналов для познания, за счет чего они слышат как говорят родители, персонажи мультфильмов, люди вокруг. Ребенок осознает, что пока не сможет говорить так же, запоминает слова, но не использует их. И тут нужна определенная стрессовая среда. Нет, не переживайте, мы не предлагаем отнять у детей еду или игнорировать их.

Речь идет о так называемом положительном стрессе в виде общения со сверстниками и другими людьми, кроме родителей.

Общаясь в кругу других детей , преподавателей, ребенок вынужден учиться коммуницировать . Но не потому что должен говорить, а потому что ему интересно , начинается исследование мира.

Мама и папа даже на подсознательном уровне угадывают, что же нужно ребенку. Но сверстники не могут делать того же. И, чтобы выстроить дружбу, ребенок начинает прилагать усилия. Если вы не совсем вовремя начали тренировать речь , расширение круга общения станет одним из самых эффективных инструментов . Особенно, если речь идет о развивающих занятиях для ребенка.

Чтобы ребенок заговорил… Минутка мотивации

Напоследок стоит упомянуть об одном из факторов торможения развития речи у детей. Звучит удивительно, но часто родители на подсознательном уровне не хотят чтобы ребенок начинал говорить .

Взаимодействие с малышом на первых этапах жизни — действительно довольно непростая задача. И каждый новые этап пугает и кажется новым уровнем проблем. Когда ребенок начинает говорить, он учится формулировать вопросы и требования. И родители переходят от этапа можно/нельзя на этап «можно/нельзя, потому что…»

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Поэтому, прежде чем приступать к развитию речи малыша, проработайте в себе этот подсознательный страх. Примите и осознайте, что коммуникация невероятно важна. Воспринимайте развитие речи ребенка не просто как необходимый навык, а как более увлекательный и чудесный этап в ваших с ним взаимоотношениях. В первую очередь мотивируйте себя, тогда проще мотивировать и ребенка .

Старайтесь не откладывать развитие речевых процессов, не стесняйтесь спрашивать совета и не бойтесь открывать новые грани. И, если чувствуете, что хотите большего, приходите в «Теремок». Наши преподаватели с радостью помогут в таком непростом деле, как развитие самого важного навыка — умения общаться и доносить мысли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector