Умственное развитие

придумал Скотт Янг, программист и писатель, который устроил себе смелый челлендж — за год (!) сам освоил четырехлетнюю программу технологического института Массачусетса. Как можно это сделать, герой подробно рассказывает в своем блоге. А мы сделали для вас самые полезные выжимки из его советов.

Подготовка

Если вас ждет усиленное умственное развитие и интеллектуальная работа, заранее начните планировать, как будете преодолевать это. Тогда тяжелая нагрузка для мозга не станет неожиданностью. Этот же прием отлично помогает, когда вас ждет «адреналиновое» событие — например, за неделю до прыжка с тарзанки, в мельчайших деталях прорисуйте в воображении, как все будет проходить.

Умственное развитие

Ничегонеделание

Прокрастинация — это абсолютно нормальная реакция на ситуацию напряжения и стресса. Гораздо проще листать френдленту вместо того, чтобы взяться за важный отчет. Когда в следующий раз вы почувствуете, что руки опускаются перед очередным «слоном» (сложной задачей), просто их… освободите. А заодно и проветрите мозг от вала информации — посидите в тишине и спокойствии. Такое тотальное безделье вас успокоит, и работа затем пойдет в гору. А вот от прокрастинации такого эффекта не будет.

Усложнение

Задача может быть глубокой и сложной, но при этом откровенно скучной. Наглядный пример — чтение, во время которого вы начинаете клевать носом. Чтобы этого не происходило, внесите в процесс активность: конспектируйте прочитанное. Это повысит концентрацию мозга.

Контроль времени

Если вы чувствуете, что при выполнении задачи накатывает усталость и так и подмывает отвлечься, устройте себе челлендж: засеките время и проверьте, сможете ли вы концентрироваться на процессе еще 20 минут. Если снова одолевает утомление, еще раз взгляните на часы и попытайтесь потрудиться еще 15 минут. Конечно, рано или поздно необходимо будет сделать перерыв, но зато благодаря такой методике вы увеличите интервалы продуктивности. Это прямая аналогия с постепенным увеличением веса, который человек поднимает в спортзале.

Я — молодец!

Погрязнув в сложной задаче, напоминайте себе о предыдущих собственных победах над, казалось бы, неподъемными проблемами. Это — прямое подтверждение тому, что вы умеете преодолевать препятствия. И начинайте любую работу с малого — небольшие шажки на пути к успеху подарят уверенность.

Привет, тревога

Не старайтесь погасить в себе тревожность и страх по поводу предстоящей сложной работы. В разумных дозах эти эмоции действуют на симпатическую нервную систему как азарт — оздоровительно! Удовлетворение от успешного выполнения сложных заданий — одно из ключевых удовольствий в жизни человека, сравнимое с чувством совершенного подвига. А если что-то вас не тревожит, то и не сможет искреннее обрадовать.

Сомневайтесь

Человеческий мозг устроен так, что всегда превозносит собственные теории. Вот почему в процессе сложной умственной работы крайне важно обсуждать с другими людьми свои идеи и алгоритмы решений. Критика не всегда приятна, но она отрезвляет и позволяет улучшить результат. Если посоветоваться не с кем, по заветам Рене Декарта подвергайте сомнению каждый этап работы.

График усталости

Принимайте во внимание прямую зависимость усталости от количества отработанных часов: в первые недели нагрузка должна быть выше. Скотт Янг в начале своего челленджа посвящал учебе 60 часов в неделю, но со временем снижал нагрузку до 35. Это уберегало от ненужной самокритики и разочарований.

Иная стратегия

Берите на вооружение еще одну прямую зависимость: если тратить на дела очень мало времени, шансы не отвлекаться на ерунду повышаются в разы. Выделяйте на задачи, например, лишь три часа до обеда. А остальное время отведите на другие занятия. Не забывайте также про перерывы, разбивая проект на этапы. Для этого придется мыслить крайне рационально и не ругать за безделье и мыслить очень рационально. И помните: эмоциональные переписки в мессенджерах еще никому не помогали блестяще завершить проект в нужный срок. Как и бег по кругу с криком: «А-а-а-а-а!»

Правильные тренинги

Прокачать умственную сферу и улучшить память у взрослых и детей помогут курсы и тренинги Викиум. Например, групповой интенсив «Развитие внимания», который подготовили ведущие специалисты в области нейропсихологии. За 15 дней вы повысите концентрацию, собранность, производительность и собственную организованность, а значит, станете успешнее в учебе и работе.

Кроме того, у Викиум есть масса увлекательных мини-тренингов: в игровой форме вы научитесь легко запоминать большие массивы предметов, устанавливать ментальные ассоциации и даже освоите методику «Дворец памяти», которой пользуются лучшие умы человечества.

Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития. По существу, умственное развитие — это характеристика способов, форм и содержания мышления человека.

Современная психология и педагогика убедительно доказывают, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель даёт учащимся (М.Н. Шардаков, 1963, В.В. Давыдов, 1986). Важен не только объём, но и качество знаний, т.е. их глубина, осмысленность, динамичность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. Уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. По мнению К.М. Гуревича и Е.И. Горбачевой (1991), одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления — лингвистического, естественнонаучного, математического. Но наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является все же подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Иначе говоря, уровень умственного развития должен в первую очередь отражать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объёма и качества знаний и умений, так и запаса определённых умственных действий. В этом плане проблема умственного развития смыкается с проблемой интеллекта, или общей умственной способности. Интеллект — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Поэтому нельзя не согласиться со справедливым утверждением Н.С. Лейтеса, что "умственное развитие не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнения" (Н.С. Лейтес, 1960).

Но несомненно и другое: уровень умственного развития зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения и пр. В отечественной психологии имеется целое направление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов (В.В. Давыдов, 1972, 1986; А.З. Зак, 1979, 1984). Например, одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический), все зависит от организации учебного процесса (А.З. Зак, 1984).

О роли метода обучения в формировании мышления говорят исследования, связанные с теорией поэтапного формирования умственных действий. В работах, базирующихся на этой теории, представлены теоретически и методически разработанные способы планомерного и управляемого развития мышления (Н.Ф. Талызина, 1975).

Итак, если в прошлом мышлению не обучали или делали это более или менее бессознательно, нецеленаправленно, считая, что мышление либо есть, либо его нет, а уровень мыслительной деятельности не зависит от обучения, то сегодня прогрессивные психологи и педагоги показывают, что продуктивному мышлению можно научить.

В связи с этой проблемой естественно возникает вопрос о соотношении умственного развития с понятием "обучаемость". Какие психологические сущности отражают эти термины, одинаковые или разные?

Проблема обучаемости школьников детально изучалась в лаборатории Н.А. Менчинской. З.И. Калмыкова, выбрав в качестве основного показателя темп продвижения, нашла, что чем выше уровень развития, тем выше темп продвижения, т.е. обучаемость (1968). Позднее Калмыкова стала отождествлять ее с умственными способностями, что, на наш взгляд, является неправомерным, так как обучаемость слишком зависима от методов и средств обучения, личности учителя и пр. Более того, обучаемость нельзя отождествлять и с уровнем умственного развития. Н.С. Лейтес на основе собственных исследований пришел к выводу, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость не прогрессирует аналогичным образом (1971). Напротив, обучаемость школьников младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемость школьников последующих классов. Поэтому нельзя оценивать уровень умственного развития ребёнка на основе его обучаемости, не принимая во внимание возрастные особенности индивидов.

Из всего вышесказанного следует вывод о неправомерности отождествления понятий "уровень умственного развития", "интеллект" и "обучаемость". Диагностика этих психологических феноменов также должна быть различной. Но практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины XX века. Интеллектуальные тесты явились продолжением шкал Бине—Симона, о которых шла речь в гл. I.

Умственное развитие характеризуется совокупностью знаний, умений и набором умственных действий, которые сформировались в процессе приобретения этих знаний. Таково общепринятое в отечественной психологии понимание умственного развития.

Современная психология и педагогика убедительно доказывают, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель дает учащимся (М.Н. Шардаков, 1963, В.В. Давыдов, 1986). Важен не только объем, но и качество знаний, т.е их глубина, осмысленность, динамичность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. Уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. По мнению К.М. Гуревича и Е.И. Горбачевой (1991), одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления — лингвистического, естественнонаучного, математического. Но наиболее общей характеристикой уровня умственного развития является все же подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Иначе говоря, уровень умственного развития должен в первую очередь отражать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

В этом плане проблема умственного развития смыкается с проблемой интеллекта, или общей умственной способности. Интеллект — не сумма знаний и умственных операций, а то, что способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей.

Но несомненно и другое: уровень умственного развития зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения и пр. В отечественной психологии имеется целое направление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов (В.В. Давыдов, 1972, 1986; А.З. Зак, 1979, 1984). Например, одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический), все зависит от организации учебного процесса (А.З. Зак, 1984).

О роли метода обучения в формировании мышления говорят исследования, связанные с теорией поэтапного формирования умственных действий. В работах, базирующихся на этой теории, представлены теоретически и методически разработанные способы планомерного и управляемого развития мышления (Н.Ф. Талызина, 1975).

Итак, если в прошлом мышлению не обучали или делали это более или менее бессознательно, нецеленаправленно, считая, что мышление либо есть, либо его нет, а уровень мыслительной деятельности не зависит от обучения, то сегодня прогрессивные психологи и педагоги показывают, что продуктивному мышлению можно научить.

В связи с этой проблемой естественно возникает вопрос о соотношении умственного развития с понятием «обучаемость». Какие психологические сущности отражают эти термины, одинаковые или разные?

Проблема обучаемости школьников детально изучалась в лаборатории Н.А. Менчинской. З.И. Калмыкова, выбрав в качестве основного показателя темп продвижения, нашла, что чем выше уровень развития, тем выше темп продвижения, т.е. обучаемость (1968). Позднее Калмыкова стала отождествлять ее с умственными способностями, что, на наш взгляд, является неправомерным, так как обучаемость слишком зависима от методов и средств обучения, личности учителя и пр.

Из всего вышесказанного следует вывод о неправомерности отождествления понятий «уровень умственного развития», «интеллект» и «обучаемость». Диагностика этих психологических феноменов также должна быть различной.

Но практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта и в этом русле развивалась на протяжении первой половины XX века. Интеллектуальные тесты явились продолжением шкал Бине—Симона, о которых шла речь в гл. I.

Умственное развитие

РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова авитаминозный (прилагательное):

Ассоциации к словосочетанию «умственное развитие&raquo

Синонимы к словосочетанию «умственное развитие&raquo

Предложения со словосочетанием «умственное развитие&raquo

  • Психологические исследования, связанные с проблемой обучения, ограничивались обычно установлением уровня умственного развития ребёнка.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «умственное развитие»

  • Ее умственное развитие , ее опыт, ее интересы так и остаются на детском уровне до самой смерти, совершенно гак же, как у седой и наивной классной дамы, с десяти лет не переступавшей институтского порога, как у монашенки, отданной ребенком в монастырь.

Сочетаемость слова «умственный&raquo

Сочетаемость слова «развитие&raquo

Понятия, связанные со словосочетанием «умственное развитие»

Афоризмы русских писателей со словом «умственный&raquo

  • Испытываемое иногда непреодолимое желание заменить умственные занятияфизическим трудом не есть признак непостоянства или лености, но необходимая потребность отдыха.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «умственный&raquo

У́МСТВЕННЫЙ , —ая, —ое. 1. Относящийся к деятельности ума, сознания, к работе мысли, связанный с ними; интеллектуальный. Умственные способности. Умственный труд.

Значение слова «развитие&raquo

РАЗВИ́ТИЕ , -я, ср. 1. Действие по глаг. развить—развивать (во 2, 3, 4, 5 и 6 знач.); действие и состояние по глаг. развиться—развиваться (во 2, 3, 4 и 5 знач.). Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие промышленности. Развитие жилищного строительства.

Предложения со словосочетанием «умственное развитие&raquo

Психологические исследования, связанные с проблемой обучения, ограничивались обычно установлением уровня умственного развития ребёнка.

Люди с высоким коэффициентом умственного развития часто плохо работали, а те, чьи показатели были весьма скромны, проявляли себя в работе просто отлично.

Задача учебно–воспитательного процесса – это не только усвоение системы знаний, но и обеспечение высокого уровня умственного развития школьников и их психического развития в целом.

Умственное развитие

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости должен последовательно пройти несколько стадий.

Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.

Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.

Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.

Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)

На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.

Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:

Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.

Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.

Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.

Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).

Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.

Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.

Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)

Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие струк­туры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.

Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.

  • Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями

Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцент­рическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.

Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) дости­гается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития — также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (науча­ется голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.п.).

На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.

Стадия формальных операций (с 11 — 12 до 14-15 лет)

На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с по­мощью гипотез и дедукций.

Умственное развитие

Специалисты, работающие в Университете Пенсильвании, провели исследования и сделали вывод, что у детей, которые регулярно принимают пищу по утрам, показатели IQ выше, чем у тех детей, которые не завтракают или завтракают редко.

Чтобы прийти к таким выводам исследователи собирали информацию о 1269 китайских детях, которым исполнилось 6 лет. Выяснилось, что у детей, которые не принимают пищу в утреннее время, развитие навыков речи медленнее и работоспособность хуже, чем у одногодок, завтракающих каждый день. Уровень IQ у таких детей на 4,6 баллов оказался ниже.

Так же ученые из Duke Cancer Institute утверждают, что такое заболевание отца, как ожирение, может привести к различным проблемам здоровья у будущих детей. Ожирение именно у отца может изменять генетическую структуру и увеличить риск заболевания некоторыми видами рака.

Оптовые цены на лекарственные средства и предметы медицинского назначения.
Школа самозанятых «ПроБизнес»

Для самозанятых граждан и физических лиц, желающих стать налогоплательщиками на профессиональный доход (в том числе имеющих статус ИП) и юридических лиц, с целью развития собственного бизнеса и взаимодействия между самозанятыми и крупными предприятиями.

Подробнее

Популярные публикации

Умственное развитие

Фазы сна и что важно о них знать

Умственное развитие

«Самое интересное в жизни – это человек. А я везучая на людей». Интервью с директором благотворительного фонда «КИСЛОРОД» Майей Сониной

Умственное развитие

С чем можно сравнить калорийность сезонных фруктов?

Умственное развитие

Что будет, если постоянно есть яблоки, рассказала диетолог

Умственное развитие

Сладость с изюминкой: что нужно знать о пользе горького шоколада

Умственное развитие

7 типов боли в горле: какая о чем говорит?

Умственное развитие

Смертельно ядовитый гриб-близнец опенка наводнил Подмосковье из-за потепления

Умственное развитие

Диетолог назвал способствующие похудению продукты для завтрака

Умственное развитие

Оксалаты и здоровье почек: темная сторона растительной пищи и что со всем этим делать

Умственное развитие

Укроп для желудка, кинза от давления, кервель в салат. Полный гид по зелени!

Умственное развитие

Самые полезные продукты в нашем рационе

Умственное развитие

Названы характерные для каждой группы крови заболевания

Умственное развитие

Врач назвал три фактора опасности бульона

Умственное развитие

Какие продукты вызывают зависимость? Выражение «шоколадный пьяница» появилось неспроста

Умственное развитие

Психолог рассказала, как провести нерабочие дни без ущерба для ментального здоровья

Умственное развитие — важное понятие не только для психологии, но и для педагогики. Педагогами-учеными было показано, что уровень мыслительной деятельности определяется содержанием знаний и умений, которые учитель дает учащимся (Шардаков, 1963, Давыдов, 1986). Важен не только объем, но и качество знаний, т.е. их глубина, осмысленность, динамичность, универсальность. Характер усвоенных знаний определяет и качество освоенных умственных действий. В педагогике уровень умственного развития является основой, базой для усвоения новых знаний и умений, возникновения и функционирования новых умственных действий. Гуревич и Горбачева (1991) указывают, что одним из признаков умственного развития следует считать присущую ему качественную направленность, избирательность по отношению к различным областям теории и практики, что проявляется в развитии различных видов мышления — лингвистического, естественнонаучного, математического.

Наиболее общей характеристикой уровня умственного развития выступает подготовленность функционирования мышления в пределах возрастного социально-психологического норматива. Поэтому уровень умственного развития должен в первую очередь отражать наиболее типичные, общие, характерные возрастные особенности мыслительной деятельности, касающиеся как объема и качества знаний и умений, так и запаса определенных умственных действий.

Проблема умственного развития тесно смыкается с проблемой интеллекта. Интеллект — общая умственная способность. Он не является суммой знаний и умственных операций, но способствует их успешному усвоению. Достигнутый индивидом уровень умственного развития зависит от его интеллектуальных способностей. Лейтес (1960) утверждал: «умственное развитие не является чем-то внешним по отношению к способностям. Внутренняя близость умственного развития и умственных способностей не могут вызывать сомнения».

При этом следует четко осознавать, что уровень умственного развития человека зависит не только от интеллекта, он обусловлен многими факторами, такими, как условия жизни, особенности учебного заведения, методы обучения, случайные факторы и т.д.

Еще в советской психологии было реализовано целое направление исследований, показывающих тесную связь между уровнем умственного развития и содержанием обучения, а также характером воспитательных методов (Давыдов, Зак и др.). Было показано, например, что одни и те же знания могут обусловить разный тип мышления учащегося (эмпирический или теоретический). Это зависит от организации учебного процесса. О роли метода обучения в формировании мышления говорят исследования, связанные с теорией поэтапного формирования умственных действий. В работах, основывающихся на этой теории, представлены теоретически и методически разработанные способы планомерного и управляемого развития мышления (Талызина, 1975).

Не только, таким образом, интеллект влияет на умственное развитие, но и наоборот — умственное развитие влияет на интеллект. Если прежде считалось, что интеллект — некая то ли врожденная, то ли просто некая неизменная величина, то сейчас многие педагоги и психологи показывают, как с помощью развивающего обучения можно повысить уровень интеллекта.

Третье понятие, связанное и с умственным развитием, и с интеллектом, это обучаемость. Связаны ли они как-то между собой? Калмыкова (1968) показала в ходе экспериментов, что чем выше уровень развития, тем выше темп продвижения, т.е. обучаемость. Обучаемость, конечно, нельзя отождествлять с умственным развитием, как и с интеллектом, но все эти три параметра между собой довольно тесно коррелируют.

Лейтес (1971) показал на основе собственных исследований, что если уровень умственного развития школьников возрастает от младших классов к старшим, то обучаемость не прогрессирует аналогичным образом. И напротив, обучаемость школьников младших классов в некоторых отношениях превосходит обучаемость школьников последующих классов. Поэтому нельзя оценивать уровень умственного развития ребенка на основе его обучаемости, не принимая во внимание возрастные особенности индивидов.

Диагностика этих трех психологических феноменов должна быть различной. Но практически диагностика умственного развития возникла как тестирование интеллекта. В этом русле развивалась на протяжении первой половины XX века.

На самом деле, морщить мозг и углублять извилины никогда не вредно, просто в разные периоды жизни человека эти усилия приносят несколько различные результаты. Какие именно? Давайте попробуем разобраться, — пишет в своем блоге психиатр Максим Малявин.

В период раннего детства и психика, и нервная ткань необычайно пластичны и имеют довольно хороший потенциал как к развитию, так и к восстановлению. Поэтому можно, конечно, с самого нежного возраста пытаться сотворить из ребёнка вундеркинда, водя его по всяким кружкам и занимаясь с ним кучей развиваек, но объективно получается, что те, кого начали учить всерьёз с первого класса, неплохо догоняют своих заранее прокачанных сверстников.

С пожилыми людьми тоже в целом картина ясна: чем дольше и активнее (но не стремясь к сверхнагрузкам, дабы не истощить!) пользуется человек ресурсами своего мозга, решает нетривиальные, отличные от привычно-стереотипных задачи, тем дольше сохраняется у него возможность оставаться при ясном уме. Тут тоже всё вполне закономерно и объяснимо, поскольку активно работающий мозг постоянно просит хорошо его снабжать кровью и всеми полезностями и нужностями, что она несёт, а пассивный, ленивый, как и любой прочий орган, постепенно атрофируется за ненадобностью. Тренировка же в создании новых связей между нервными клетками помогает в те моменты, когда в коре начинают с возрастом страдать от недостатка кровоснабжения различные зоны, и их функции приходится брать на себя соседям.

А что с юными и зрелыми людьми? Уточнить некоторые моменты роли умственной нагрузки в развитии интеллекта взялась группа учёных сразу из нескольких стран под руководством коллег из Калифорнийского университета, и по результатам исследования была опубликована статья.

Целью их исследования стали около тысячи мужчин, уже когда-то ранее, ещё в период Вьетнамской войны, проходившие тест на общие когнитивные способности (GCA), принятый в американских вооруженных силах — оценивались память, абстрактное мышление, беглость речи и ряд других параметров. Тогда ребятам было около 20 лет. На момент же текущего исследования это были мужчины в возрасте 60 лет, а то и поболее. И их снова прогнали через тот же тест.

Что же выяснилось? А то, что разница между показателями GCA в 20 лет и в 62 года в 40% случаев в целом отсутствует, а разброс показателей по семи основным измеряемым параметрам составляет не больше 10%. И это — чем бы потом человек ни занимался: был ли он простым работягой, или же трудился в какой-то высокотехнологичной либо высокоинтеллектуальной отрасли, какое образование он потом получил — эти факторы давали разброс показателей между 20 и 62 годами не больше 1%.

Из чего был сделан вывод, что в большинстве случаев формирование основного интеллектуального потенциала, основная прокачка когнитивных способностей происходит в детстве и в подростковом возрасте, и тут, конечно, роль образования и всяческих интеллектуально развивающих занятий и упражнений огромна. Именно в этом периоде и будут заложены все основные рамки и планки.

А потом, в более позднем возрасте, придёт наполнение этого хранилища жизненным опытом, отточится способность решать определённые задачи — но в целом уже в пределах тех границ, до которых мозг успел развить свои основные показатели ранее. В общем есть о чем задуматься тем, чьи дети сейчас как раз в той самой поре.

Читатели поста постарались добавить в него свои соображения на этот счет:

— Знающие люди пишут-изучают: доктор биологических наук, профессор Т. Строганова, «Мозг человека — это триллионы межнейронных связей. Но у новорожденного этих связей пока очень мало, всего несколько процентов по сравнению с мозгом взрослого человека. А вот к десяти месяцам жизни происходит «взрыв». К этому времени у ребенка, «будет в несколько раз больше связей», чем у взрослого человека. Но нужна ли растущему человеку такая нагрузка на мозг? По этой причине дальше наступает редукция и ребенок начинает «фильтровать» поступающую информацию, закладывая в свой мозг жизненно необходимый опыт.

Слова «оседают» в мозгу малыша тогда, когда он учится и может их произносить. Именно многократное повторение человеческих слов заставляет и помогает ребенку овладеть языком, речью — основой мышления, которая выступает главным условием превращения малыша в полноценную личность. Естественно, одновременно через игру происходит усвоение основ человеческой деятельности. А что взрослый? Взрослый человек уже полноценный член общества. И хотя он все равно остается своеобразной «нейронной» клеточкой социума, работа его мозга определяется социальными (= человеческими) потребностями со всеми их плюсами и минусами. Так что работать надо над взращиванием молодого поколения, с пеленок ! — На что автор отвечает: — Всё верно. Но без фанатизма.

— Учить учиться надо с детства. Иначе потом появляются сегодня студенты, которые уже активно женятся друг с другом, но не умеют элементарно организоваться для учебы, в результате чего у них паника, если количество выданных преподавателем ксерокопий превышает 3 стр., они в них не могут сориентироваться. А недостаток приобретенного в начальной школе обычно уже кругозора приводит к тому, что в 20 лет такое чадо не может показать на карте мира Австралию, ищет Канаду в Европе и думает, что Астрид Линдгрен — мужчина. Потому что обычно имя Астрид слышит впервые.

— Люди не рождаются равными по потенциалу. Так что развивать конечно нужно, было б чего развивать. И не в нашей меняющейся системе школьного и не только образования. У меня вообще такое ощущение. что сейчас школьникам не знания дают, а умения приспосабливаться к Системе. Одна эпопея со всеми этими егэ и огэ чего стоит. Зарегистрируйся, подай заявку на экзамен, продублируй в письменном виде, потом сдай тренировочные экзамены и да, если не пройдешь собеседование по русскому устному — гореть тебе в геенне огненной.

— Гены генами, но пластичность мозга довольно недавно стали изучать всерьез. У меня было много профессий и была возможность убедиться, как легко перенастраивается мозг. Была я инженером-конструктором, запоминались множество констант, необходимых для расчета конструкций, была бухгалтером — запоминались цифры, была переводчиком — запоминались, соответственно, иностранные слова. Предыдущие навыки и наклонности как бы растворялись, когда становились ненужными. Допускаю, что если бы возникла нужда, эти навыки восстановились бы быстрее, чем в первом случае. Мозг должен быть главным направлением исследований человечества, потому что тайны его огромны и выигрыш может быть фантастическим для всей планеты

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector