Воображение у детей

Воображение у детей

Взрослые порой забывают, каким ярким и сказочным кажется окружающий мир в детстве. Деревья были большими, поля — необъятными, а сны — живыми. Детские фантазии обычно умиляют и трогают родителей, но иногда постоянные выдумки ребенка становятся предметом раздражения или тревоги. Мамы и папы ругают малыша за «вранье» или пытаются вернуть его к действительности, разрушая придуманный мир, полный чудесных и захватывающих приключений. А ведь такое поведение малыша говорит лишь о правильном развитии у него воображения, и первыми помощниками в этом деле должны стать именно родители.

Воображение дает основу творчеству, помогает нестандартно мыслить и экспериментировать, находить выход из сложных ситуаций. Дети с развитым воображением легче переносят различные жизненные неприятности, конфликты со сверстниками или взрослыми, лучше осваивают школьную программу, делают успехи в рисовании, лепке, конструировании, сочинении стишков и рассказов. Родители, воспитывая маленького гения, должны понимать, что такое воображение и способы его развития.

Что такое воображение?

Воображение — это исключительная способность человеческого сознания создавать образы различных не присутствующих в данный момент в поле зрения или вовсе реально не существующих объектов и явлений. Воображение также помогает управлять выдуманными объектами или явлениями, создавая для них ситуации.

Воображение ребенка дошкольного возраста, как правило, воссоздающее, при котором образы создаются при чтении, то есть на фоне словесного описания, во время прослушивания музыки или просмотра картинок. Вот почему дети так любят слушать сказки, а затем с удовольствием читают их сами. Следующим уровнем является творческое воображение детей, подразумевающее создание новых, ранее не встречавшихся образов. Дошколята сами начинают придумывать сказки или рассказы с участием совершенно нереальных персонажей.

Особенности развития воображения ребенка до 5 лет

Воображение ребенка развивается с увеличением жизненного опыта, а потому тесно связано с развитием восприятия. У новорожденных детей способность мыслить образами отсутствует, у них просто нет материала для их создания. Именно поэтому развитие воображение у малышей первого года жизни заключается в становлении развитии восприятия, обогащении их жизненного опыта и знаний об окружающем мире. Полугодовалому малышу уже можно показывать яркие картинки с изображениями людей, животных, машинок, читать небольшие сказки и стишки, предлагать для изучения различные игрушки, обязательно рассказывая о каждой: какая она, что умеет делать, как разговаривает и так далее. Фундамент для развития воображения закладывает также частая смена обстановки: выбирайте для прогулок разные детские площадки, парки, скверы, берите малыша с собой, когда идете в гости или магазин.

Как правило, только на третьем году жизни отмечается начало формирования воображения у детей. Например, подражая маме, малыш может проводить по волосам погремушкой, похожей по форме на расческу, также ребенок начинает проявлять интерес к небольшим, простым и понятным историям, дополняя или немного изменяя их. К тому же в этом возрасте начинается активное развитие речи, что дает дополнительный толчок в развитии воображение. Ребенок получает возможность активно общаться со взрослыми, задавая множество вопросов.

Книги для развития воображения являются просто незаменимым инструментом. Читая ребенку сказку, родители могут изменять голос, изображая того или иного героя, подражать голосам животных, рассматривать иллюстрации вместе с малышом.

У детей после двух лет уже может прослеживаться склонность к определенному виду занятий: рисование, танцы, аппликации, лепка, игра в «кукольный театр». Родители должны всячески поощрять начинания ребенка, стимулировать его стремление к творческой деятельности. Малыши этого возраста обычно не в состоянии сами предложить новый вид деятельности или придумать игры на развитие воображения, инициаторами в этом деле должны выступать именно родители.

Ещё одной особенностью воображения детей этой возрастной группы является неумение планировать свою деятельность. Приступая к лепке, малыш не может толком сказать, что именно он собирается изобразить, да и в ходе самого процесса конечная цель может легко изменяться. Например, у ребенка уже начала получаться башенка, но стоит появиться лишней выпуклости, вызывающей определенные ассоциации, и башенка превращается в солнышко, затем в цветочек, домик.

Воображение у детей

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Особенности развития воображения ребенка до 7 лет

К пяти годам дети уже накапливают определенный багаж жизненного опыта, который позволяет активно развивать творческое воображение. Ребенок уже не ждет подсказок от взрослого, он может сам придумывать игры, создавать собственные персонажи и даже воображаемых друзей, которые помогают детям переживать неприятные события, обыгрывать тревожащие ситуации, приобретать навыки общения. Как правило, с возрастом эти фантазии исчезают без следа, родителям не нужно беспокоиться по этому поводу и уж тем более ругать ребенка. Однако слишком «глубокий» уход в несуществующую реальность должен стать поводом консультации у специалиста.

Лучше всего развитие воображения у детей происходит во время игры. Очень важно не прерывать ребенка, даже если вам кажется, что пришло время кушать, спать, переодеваться. Дайте ему логически завершить сюжет игры или придумайте, как прервать его до следующего раза. Например, машина должна поехать в гараж на ремонт, космический корабль может сделать несколько витков по орбите, прогревая двигатели, а куклы после взмаха волшебной палочки погрузились в сон.

Как правило, дети в этом возрасте учатся читать, открывая для себя волшебный мир литературы. Ребенок ассоциирует себя с героями различных сказок, придумывает свои варианты развития сюжета, «переносит» себя в сказочный мир.

Играя, читая книги или наблюдая за любимыми героями мультиков, можно выполнять несложные, но весьма эффективные упражнения на развитие воображения. Например, придумать историю, участниками которой станут герои из разных сказок; нарисовать персонажей только что прочитанной книги; пофантазировать о том, что было бы, если здесь и сейчас оказался бы мультипликационный герой.

Старшие дошкольники уже могут планировать свою деятельность, придавая осмысленность своим фантазиям. Ребенок в этом возрасте точно знает, что к маминому дню рождения он нарисует картинку, сначала он изобразит травку, коровку, а потом солнышко и облака. Способность управлять своими идеями, воплощать задуманное в реальность — очень важное умение, необходимое в течение всей жизни человека.

Роль детских фантазий не нужно недооценивать. Воображение помогает ребенку развиваться и совершенствоваться. Учеными доказано, что дети, обладающие развитым воображением, лучше учатся в школе, они более общительны, легко адаптируются в новом коллективе, а затем с успехом реализовывают себя во взрослой жизни.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

Воображение у детей

Развитие ребенка

Психологи говорят о том, что с раннего возраста у детей необходимо развивать воображение. Это необходимо для того, чтобы ребенок полноценно развивался, раскрывал внутренний потенциал. К сожалению, родители не уделяют нужного времени развитию фантазии у детей. Как же правильно развивать творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, характер и темперамент малыша?

Зачем нужно развивать фантазию?

Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.

Воображение у детей

С чего начать родителям

Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

Воображение у детей

  • Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
  • Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.

Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.

Воображение у детей

Занятия, которые помогают развитию творчества

В домашних условиях можно придумать много интересных игр, которые помогут развить детское мышление и воображение.

  • Кукольный театр. Не обязательно использовать настоящих кукол, чтобы придумать веселое представление. Соберите любые предметы в большой коробке: стаканчики, пластмассовую посуду, коктейльные соломинки, и т.д. Важно, чтобы предметы не были острыми и не могли причинить вред ребенку. А теперь дайте возможность малышу придумать собственную историю, используя содержимое коробки.

Воображение у детей

  • Картина из фрагментов. Вырежьте вместе с сыном или дочерью фотографии людей, животных, изображения предметов из ненужных журналов и газет. Затем расстелите большой лист бумаги и предложите составить коллаж на определенную тему.
  • Рассказ о природных материалах. Когда отправитесь с малышом на прогулку, соберите в пакет любые предметы: шишки, камешки, палочки, веточки. Дома предложите сыну или дочке доставать из пакета один предмет и придумать про него небольшой рассказ. Далее ребенок достает следующий предмет, и ему нужно добавить его в повествование.
  • Большая коробка. В строительных отделах или магазинах бытовой химии можно попросить большую картонную коробку. Поставьте ее в комнате ребенка, и пускай он сам придумает, что это будет: дом, космический корабль, подводная лодка, и т.д. С помощью маркеров, карандашей, фломастеров, наклеек он сможет украсить коробку по своему усмотрению. Задача взрослых – помочь вырезать окна или любые другие отверстия.
  • Рисуем без кисточки. Красками и кисточкой малыш рисовать привык, но есть столько предметов, которые могут заменить кисточку: поролоновая губка, кусочек сырого картофеля, кружок яблока, даже собственные пальчики. Разложите лист бумаги, вручите малышу краски и подручные средства, а затем наблюдайте за полетом творчества.

Воображение у детей

Советы родителям, как развить у ребенка творческие способности

Чтобы помочь развитию интеллектуальных и творческих данных, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Чаще играйте с сыном/дочкой в конструктор, но при этом не используйте инструкцию, как правильно собирать детали.
  2. После прочтения сказки или истории предложите ребенку представить себя на месте главного героя. Пускай он фантазирует, рассказывает о своих переживаниях, придумывает, какой сюжет с его участием может развернуться.
  3. Когда кроха будет что-то рассказывать, задавайте уточняющие вопросы. Пускай малыш в деталях опишет место, где происходило действие, одежду героев, их характер, привычки, желания, и т.д.

На заметку! Если есть возможность, посещайте детские развивающие центры, где педагоги помогут развить творческое мышление.

Родителям нужно способствовать развитию мышления и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.

Международная организация по оценке прогресса в образовании провела опрос в 21 стране мира, который показал, что дети, обладающие компьютерными навыками, занимают первое место снизу по воображению, а по креативности — пятое. Среди учеников начальной и средней школы только 4,7% считают, что у них есть любопытство и воображение, а 14,9% хотят развивать его и творческие способности. С этим выводом вывод возникли сомнения, но с ним согласились многие учителя и родители. Воображение у детей требует тщательного исследования, но размышления взрослых о детском образовании заслуживают размышления, потому что одно зависит от другого.

Воображение у детей

Зачем детям нужно воображение

Эйнштейн однажды сказал, что воображение важнее знаний. Для ребенка наличие этого фактора означает огромное богатство, которое может принести бесконечную пользу его будущему росту.

  • Воображение позволяет детям развивать языковые навыки. В детстве языки изучаются медленно. Чтобы представить себе различные сцены, персонажей и даже животных, требуется большой словарный запас, что улучшает языковую организацию ребенка и коммуникативные навыки.
  • Может развить социальные навыки детей. С помощью игр, чтения и игр дети узнают, как люди взаимодействуют друг с другом, и узнают много вещей, с которыми они раньше не сталкивались, так что они постепенно развивают свои социальные навыки.
  • Поможет преодолеть страх. Когда дети подражают и играют разные роли. Они думают, что страшных монстров, которых они на самом деле боятся, можно покорить, чтобы те не казались такими злыми и огромными и дети могли свободно справляться с возникающими фобиями.
  • Стимулирует уверенность детей в себе и их потенциал. Как и взрослым, детям нужно чувство гордости. Представляя себя инженером, врачом или космонавтом, вы придадите ребенку огромную силу, что очень полезно для развития его уверенности в себе и потенциала.

В некоторой степени воображение важнее ограниченных знаний. Сильное воображение проложит детям будущий путь в профессию и придаст им огромную силу.

Почему нашим детям не хватает воображения

Древнегреческий философ Аристотель сказал в «Секрете творения»: «Воображение — это источник изобретений, открытий и другой творческой деятельности». Важность этого аспекта очевидна, но в жизни слишком много событий способных разрушить богатое воображение ребенка.

Сцена первая

Дорога возле ТРЦ расширяется, а посередине — оборванный резиновый шланг. В результате через отверстие хлещет вода. Пухлый мальчик взволнованно показал и по-детски сказал: «Мама, мама, посмотри, трубка плачет!» Этот ребенок действительно изобретателен. Кто знает, ответ мамы такой скучный: водопровод — это не человек, ну как ты можешь плакать, это просто дыра!

Сцена вторая

Вечером жители гуляли по парку. Красивый закат заставил многих остановиться и посмотреть. Мать и дочь тоже остановились и стали наблюдать за закатом. В это время маленькая девочка схватила край юбки своей матери и спросила: «Мама, почему солнце садится? Разве не было бы замечательно, если бы оно продолжало висеть в небе?» Мама ответила: «Солнце садится ночью. Это естественный закон». Очевидно, девочка не понимала, о чем говорила ее мать.

Сцена третья

Валера очень любит рисовать. Однажды он нарисовал русалку с крыльями и был очень доволен работой, поэтому с радостью побежал в комнату своего отца и спросил: «Папа, посмотри, это русалка, которую я нарисовал!» Папа смотрел. Позже он сказал: «твоя картина неправильная, как у русалки могут быть крылья?!»

Здесь понятно, каким образом детское воображение постепенно угасает.

Как развить детское воображение

Существуют несколько действенных методов, как с детства у ребенка правильно развивать воображение:

С детьми родителям не нужно быть «слишком умными»

Выходя на улицу, чтобы дети могли расширить свои знания, родители всегда будут указывать на то, что они видят, и продолжать объяснять, что это или это такое. Это не правильно. Ребенок все больше внимания будет обращать не на окружающий мир, а на маму или папу. В повседневной жизни, когда дети спрашивают «почему», многие родители охотно дают ответы. Некоторые опасаются, что неспособность ответить достаточно развернуто — скажется на их авторитете. Как родители, вы должны сдерживать свою «смекалку» и следить за тем, чтобы ваши дети были «хозяевами» мира, насколько это возможно, чтобы у них было достаточно места для использования их воображения.

Воображение у детей

Учимся читать вместе с детьми

Маленькие дети должны читать больше книжек с картинками. В них используется самый выразительный язык, благодаря изображениям, и они являются лучшим инструментом для стимулирования воображения у детей. Мало того, обучение чтению книжек с картинками может развить ранние взгляды малышей на литературу, эстетику и ценности, позволяя развить чувство близости к литературе в целом через чтение книжек с картинками.

Воображение у детей нужно взращивать и ни в коем случае не подавлять. На задаваемые ребенком вопросы, если они несложные и объяснимые, родители должны отвечать серьезно. Если вы не понимаете, вы можете спросить ребенка, почему, побудить ребенка подумать. Его ответ на самом деле не важен, важно, как вдохновить его воображение. Конечно, вы также можете искать методики в книгах и интернете, как развить у своего чада воображение. Но лучшим вариантом является постоянное общение.

Заключение

В дополнение хочется отметить, не осуждайте детские ошибки и не подавляйте любопытство. Не стоит слепо признавать учителя авторитетом. Несогласие с учителем не является признаком плохого ребенка. Родители не должны давать своим детям концепцию: учитель отвечает за ребенка, а ученик должен слушать учителя. В зарубежных странах родители учат своих детей следующим образом: по прибытии в школу ваши учителя и одноклассники становятся вашими новыми друзьями. Поощряйте ребенка относиться к учителю как к другу, а не как к менеджеру, чтобы ребенок не осмелился высказать свое мнение.

Задаваясь вопросом – как развить воображение у детей нужно понимать, что малыши индивидуальны и метод, что воздействует на одних, совершенно не подходит другим. Вы можете долгое время изучать большое количество литературы и методик, но придется найти определенный подход к своему малышу. А можно прибегнуть к помощи Системы Дизайна Человека . Эта целая наука, способная открыть тайны внутреннего мира вашего чада и дает возможность понять, как он устроен на эмоциональном и энергетическом уровне. Рассчитав индивидуальную рейв-карту по дате, времени месту рождения можно ориентировать ваши взаимоотношения с ребенком на протяжении всей жизни и понять, как развить воображение.

Воображение у детей

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Именно богатая фантазия, способность мыслить нешаблонно и умение генерировать самые смелые идеи дало человечеству возможность переходить на новые уровни развития и жизни. Человеку с хорошей фантазией и воображением легче находить новые контакты, общаться, заводить друзей, реализовывать себя в творческих профессиях. Но воображение – это не врожденное качество, его нужно развивать с самого детства. «Я – Родитель» расскажет мамам и папам, как развить воображение у ребенка, как научить его мыслить нестандартно и какие средства могут в этом помочь.

Сказки и истории

Все дети любят сказки. Кто-то уже умеет читать их самостоятельно, а кому-то больше нравится теплая семейная традиция слушать перед сном, как мама читает книгу вслух. С помощью сказок можно весело и интересно развивать детскую фантазию. Попробуйте дочитать малышу сказку лишь до определенного момента, а затем попросите его самостоятельно придумать, чем закончилась история книжных персонажей. То же самое можно сделать и с уже прочитанной любимой книгой – пусть ребенок попробует представить, что произошло со сказочными персонажами дальше, за страницами этой истории. Сначала это будут лишь догадки и предположения, но постепенно они превратятся с длинные и увлекательные сюжеты, полные приключений и новых придуманных персонажей.

Эта игра хороша тем, что для нее можно использовать не только сказочные истории, но и мультфильмы, окружающие предметы и все, что угодно. Играть в «истории» можно в любом месте: дома, в гостях, на прогулке, в автобусе, в очереди в поликлинике или магазине.

Наблюдение за окружающим миром

Замечательно развивает фантазию и наблюдение за окружающим миром. Встретив на улице девочку с собакой, предложите малышу придумать, какое имя подошло бы ее питомцу, чем любит заниматься его хозяйка, в каких местах они предпочитают гулять. Увидев необычный дом, попросите ребенка пофантазировать: кто живет в этом доме, как выглядят комнаты в нем, что подают в этом доме на обед и т.д.

В игре «наблюдения» можно пользоваться и самыми простыми подручными средствами. Пусть ребенок придумает, как можно использовать не по прямому назначению обычную палку, столовые ложки, табурет. Вы обязательно получите веселые и нестандартные ответы о том, что палку можно использовать как рыцарский меч или измерять ей глубину лужи, ложки можно использовать в качестве музыкальных инструментов, а забравшись на табурет можно громко читать стихи и петь песни перед гостями.

Ролевые игры

Хорошо работают на развитие детской фантазии простые игры по ролям. При этом важно, чтобы ребенок понимал моделируемую ситуацию. Если малыш хотя бы раз бывал в кабинете у врача, он понимает, что делает доктор, и можно предложить ему поиграть в больницу: вы будете пациентом, а ребенок – врачом, который осматривает его и ставит диагноз. Потом ролями можно поменяться. Точно также можно играть в учителя и ученика, парикмахера и клиента, который хочет красивую прическу, модельера, придумывающего вечерний наряд для любимой куклы, официанта и посетителя ресторана. Можно представить, что вы с малышом собираетесь в дальнее путешествие и попросить ребенка перечислить те вещи, которые он возьмет с собой и для чего они ему пригодятся.

Кукольный театр

Воображение у детей

Дети лучше всего познают окружающий мир в игровой форме. Организуйте домашний кукольный театр. Вовсе необязательно покупать для этого особые приспособления, вполне подойдут обычные игрушки и бюджетные пальчиковые куклы. Импровизированную «сцену» можно сделать из табуретов, накрытых покрывалом. Привлеките родственников и друзей, используйте сценарии всеми известных сказок и придумывайте свои собственные увлекательные истории и новых героев. Ребенок будет в восторге!

Творческий процесс

Прекрасно развивают детскую фантазию и самые простые творческие занятия: рисование, раскраски, лепка из пластилина, сочинение стихов и рассказов. Если ваш ребенок проявляет интерес к творчеству, поощряйте его начинания и придумывайте новые способы реализации его таланта. Обязательно расспрашивайте ребенка, что он рисует или лепит из пластилина, почему использует именно такие цвета. Ставьте перед ним новые задачи: нарисовать тот же самый домик, но в окружении не летнего пейзажа, а зимнего, слепить друга для уже готового пластилинового мишки, раскрасить такую же картинку, но другими цветами, изобразить необычное существо и рассказать о нем.

Подручные средства

Используйте всевозможные подручные материалы для развития воображения ребенка. Предложите малышу собрать конструктор, не пользуясь инструкцией, а полагаясь на свою интуицию, создать веселый зоопарк из кубиков с животными, выложить из мозаики необычный узор. Можно поиграть в веселую игру «дорисуй картинку»: возьмите чистый лист бумаги и сделайте на нем какой-то набросок, контур или просто нарисуйте закорючку и предложите ребенку закончить ваш рисунок. Покажите ему, как из пары кружков может получиться котенок или зайчик, а несколько линий легко и быстро могут превратиться в машинку или домик.

Игры на природе

Даже самая обычная прогулка на свежем воздухе может превратиться в увлекательный способ знакомства с окружающим миром и развития творческой фантазии. Покажите ребенку, как можно лепить фигурки из песка, собирать гербарий из красивых осенних листьев, делать забавных человечков и животных из желудей и шишек, катать снежки, строить снежную крепость, надувать мыльные пузыри, наблюдать за движением облаков. Поиграйте с малышом в игру «представь себе». Попросите ребенка представить, что бы было, если бы вдруг пошел конфетный дождь, если бы летом с неба начал падать снег, если бы небо было бы не голубым, а зеленым, если бы медведи жили на деревьях, а кошки умели летать.

В простой и веселой форме развивают детское воображение и впечатления от прогулки, выраженные в форме рисунка. Придя домой, попросите малыша нарисовать красивое большое дерево, которое вы увидели в парке, птичку необычной расцветки, снежную крепость, которую вы вместе построили. Почаще водите ребенка на разнообразные увлекательные экскурсии и всегда просите его рассказывать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения. Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.

Однажды я гуляла со своими годовалыми двойняшками на площадке. И когда моя дочь вдруг заплакала, не удержавшись на неуверенных ножках, один 12-летний мальчик тут же подбежал спасать юную принцессу. Мы разговорились. Мальчуган с ходу начал увлеченно рассказывать мне… о своей искусственной руке. Сказал, что у него пальцы-роботы, которые управляются силой его мысли. Они могут стрелять лазерами и поднимать машины. Он протянул руку – и я поняла, что никакие это не пальцы-роботы, а просто у мальчишки очень живое воображение. Потом его окликнули родители, и он убежал, наверняка придумывая на ходу новые истории.

Этот эпизод заставил меня задуматься о детском воображении. Что мы, взрослые, знаем о мире, который рождает воображение наших детей? Какими они видят свою комнату, свой дом, улицу и все вокруг? Что могут сделать родители, чтобы развивать ребенка и его воображение?

Читайте также

Мир ребенка состоит не только из непосредственного опыта: в его формировании воображение играет важнейшую роль. Девочка, которая берет куклу и обращается с ней как с настоящим ребенком, мальчик, надевающий шляпу пирата и представляющий себя капитаном корабля. Сколько приключений может происходить в воображении крохи!

Если память помогает нам ориентироваться в привычном мире, то воображение позволяет приспосабливаться к изменяющейся среде. И чем богаче опыт, тем больше материал для воображения. Поэтому многое для развития ребенка и его фантазии можно сделать именно в раннем возрасте – просто знакомя малыша с разнообразием мира. А физиологи утверждают, что в возрасте до трех лет у ребенка активно формируются новые нейронные связи. И чем больше их образовалось в раннем детстве, тем к большим видам деятельности склонен человек в будущем.

Мама и папа – первые проводники в мир воображения для своего чада. Вот несколько практических советов, которые помогут вам развивать ребенка и его воображение.

Читайте также

1. Смотрите, слушайте, ощущайте вместе с ребенком

Если вы стремитесь развивать ребенка – в первую очередь помогайте ему освоиться в мире.

  • Смотрите вместе картинки с животными (слоником, мишкой, жирафом). Можно повесить картинки над кроваткой и периодически менять. Важно подвешивать рисунки так, чтобы ребенок мог рассмотреть их как следует, когда он лежит один.
  • Слушайте записи сказок или классической музыки. Обязательно нужно читать крохе сказки, стихи, петь детские и колыбельные песни. Даже когда вы водите пальцем по ладошке ребенка и рассказываете про сороку-белобоку, его воображение уже начинает представлять птичку с птенчиками. Сказки, потешки, пестушки, колыбельные – все это влияет на развитие ребенка: знакомит малыша с окружающим миром и создает у него новые образы. Так, например, сказка про репку – это целый кладезь полезных знаний о структуре семьи, о коллективной взаимопомощи, а колыбельная про серого волчка поможет осознать такие понятия, как «край», «границы», «свой-чужой». И конечно, все это лучше усваивается, если родители сами увлечены общением и не забывают при этом про о важности жестикуляции, артикуляции, интонации – при этом сами чуть-чуть превращаясь в детей.
  • Очень полезно делать пальчиковую гимнастику ребенку уже с первого года жизни. Не менее важно, чтобы он тактильно ощущал самые разные материалы: сыпучие, жидкие, твердые, холодные, мягкие, металлические, гладкие, ребристые. Начинать стоит с маленьких мешочков, внутри которых будет гречка, песок, крупные орешки, периодически меняя материалы для изучения.

2. Родительство – это творчество

  • Поощряйте любопытство ребенка! Когда ребенок начинает подрастать и уже научился что-то делать самостоятельно, можно придумывать для него такие виды деятельности, которые будут по силам ему самому. Детишкам свойственно подражание поведению взрослых. Так, если мама подметает, малышу обязательно захочется повторить за ней. Очень важно не погасить любопытство в освоении нового дела и использовать его, чтобы развивать ребенка. Даже если малыш едва научился ходить, дайте ему маленькую метелочку и позвольте подметать вместе с вами.
  • Фантазируйте! Развитие ребенка – это увлекательная игра, и любое скучное дело можно превратить в интересное. Если ребенок не хочет идти гулять, можно придумать историю о волшебной площадке, где на каруселях отправляешься в путешествие к любому сказочному персонажу или в страну шариков и конфет. А потом выйти на улицу и вместе представлять, как вы собираете воображаемые шарики и конфетки.
  • Показывайте ему этот мир! Развивать ребенка – значит заставлять его думать. Используйте для этого любую возможность. Если вы гуляете с коляской, то выбирайте для маршрута разные дорожки. Вы едете куда-то с ребенком постарше и зашли в автобус – спросите, на какое место лучше сесть, чтобы всех видеть. Пусть он выберет сам, а потом попытается обосновать свой выбор.
  • Подыгрывайте! Порой дети воображают себя волшебными героями. «Я – зайчик-попрыгайчик», – говорит вдруг малыш. Подыграйте ему: предложите съесть настоящую морковку!

Воображение – важнейший компонент в мире каждого человека, не только ребенка, но и взрослого. Развитие ребенка идет гораздо быстрее и интенсивнее, если вы умеете использовать энергию детского воображения. Рассказывайте вашему чаду о мире настоящем, и ваш малыш, соединив разные его части, придумает не менее интересные истории в мире фантастическом. Сочиняйте вместе с ним, придумывайте вместе концовки сказок или новые истории с любимыми героями, и кроха будет видеть в вас близкого друга, с которым все на свете так интересно!

Воображение у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Воображение у детей

Развитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.
У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами. Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании. Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Воображение у детей

Отличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной. С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки. Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Оценить 583 0

Особенности развития творческого воображения у детей 4-5 лет.

Отечественными психологами Л.С. Выготским[2], А.В. Запорожцем[6], В.А. Крутецким[17], А.В.Петровским[16], С.Л.Рубинштейном[18], Д.Б. Элькониным[20] и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений»,— отмечал Л.С. Выготский. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.

Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя такую позицию, B.C. Мухина утверждает, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности [13].

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 — 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам — заместителям [11]. С другой — влияние своего личного «Я» переживание своей отделенности от окружающего мира [19].

В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения. Это познавательное воображение — когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т.д.), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания.

А режиссерская игра широко проявляется в домашних условиях и очень часто связана именно с аффективным воображением. Именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний ребенок пока не осознается ребенком, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т.д.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

Второй тип защиты личности с помощью воображения — это создание воображаемой ситуации. В случае угрозы образу «Я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «Я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ»Я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п.

Второй этап в развитии воображения — возраст 4 — 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образы, которым ребенок должен следовать. А уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.

В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4 — 5 лет нацелен на следование образам. Отклонения от образов в процессе овладения ими возможны, но и они носят обыгрывающий, часто случайный характер.

К 4 — 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и из снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника — возраст 6 — 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещаемому воображению. И в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. А творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения.

Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. А возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поисках самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использование образа при выполнении заданий на воображение. В этом возрасте впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения — план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. А выполнение заданий на дорисовывания с предшествующим речевым планированием, дети дают многошаговый план произведения.

Все эти три этапа развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей.

Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой — перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.

Отличительной особенностью воображения дошкольников является то, что основу образов составляет процесс перекомбинирования материала, который хранится в памяти ребенка. Главным отличием детского воображения от воображения взрослого человека является то, что жизненный опыт ребенка намного меньше, чем у взрослого и, тем самым не смотря на кажущееся богатство детского воображения оно находится на первой ступени развития. Видимое богатство воображения ребенка напрямую связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает.

Стартом для развития воображения является возраст около трех лет. В возрасте до 3 лет воображение является составной частью других психических процессов, именно они являются фундаментом его последующего развития.

На начальном этапе развития воображение ребенка неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве совей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.

Осуществляется процесс интериоризации действий воображения в двух ракурсах:

  • Во-первых ребенок осуществляет переход к осуществлению игровых действий с предметами, которых в реальности не существует.
  • Во-вторых, происходит плавное перемещение к игровому использованию предмета, наделение его новыми смыслами и характеристиками и представление игровых действий с ним в уме, без реальных действий с данными предметом. В данном случае игровые действия полностью проходят в плане представления ребенка.

К 4 -5 годам у ребенка возникают творческие проявления как в игровой деятельности, так и в продуктивной и трудовой. Элементы творческого воображения также находят свое проявление в процессе рассказывания и пересказа. Ребенок может привносить свои детали в рассказ и пересказ уже известных ему историй и сказок. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Согласно особенностям возраста, они носят ситуативный характер, обусловлены событиями, которые вызвали у ребенка сильный и яркий эмоциональный отклик.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в результате активного процесса развития воображение преобразуется в интеллектуальную деятельность ребенка, которая направлена на активное преобразование окружающего мира и убеждений о его основных характеристиках. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступает не только имеющийся реальный объект, но и представления, находящие свое выражение в словах.

Для данного этапа развития воображения характерен процесс активного развития словесных форм воображения, которые теснейшим образом связаны с процессами развития речи, мышления и других основных психологических процессов развития.

Несмотря на активный процесс развития всех основных познавательных процессов воображение дошкольника долгое время остается непроизвольным и носит стихийный характер. Предметом фантазий может стать событие, предмет или явление, которое сильно увлекло или поразило ребенка.

В возрасте от 5 до 7 лет формируется способность произвольного планирования реализации замысла и подбора необходимых средств для его творческого осуществления. Источником данного произвольного действия является внешняя опора, наблюдаемая ребенком в окружающем мире.

Развитие произвольных характеристики воображения старшего дошкольника проявляется в активном развитии умений создавать замысел и целенаправленно планировать его достижение.

Специфика формирования воображения у детей дошкольного возраста

Об эффективном формировании и возрастании целенаправленности воображения на протяжении всего развития ребенка в период дошкольного детства можно судить по тому как увеличивается продолжительность игры детей по одной и той же сюжетной линии, а также по устойчивости исполняемых в игре ролей.

Игра младших дошкольников длится около 10 – 15 минут, возникающие внешние обстоятельства могут приводить к возникновению побочных линий в игре и первоначальный замысел игры теряется или трансформируется. Ребенок забывает в качестве каких предметов выступали замещающие объекты и начинает использовать их в соответствии имеющимися у него в реальности функциями. К 4 – 5 годам продолжительность игры увеличивается до 40 – 50 минут, а к 5-6 годам ребенок может играть в течение нескольких часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

Возможность планирования игровой деятельности напрямую связана с умением создавать целостные сюжеты и целостные произведения игры. Дети в возрасте 3 – 4 лет владеют лишь элементами предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, к 4-5 годам формируется ступенчатое планирование предстоящей игровой деятельности.

К старшему дошкольному возрасту формируется способность фантазировать произвольно, задолго до наступления непосредственной деятельности мысленно планируя процесс воплощения игрового замысла.

Ребенок в данном возрасте способен намечать подробный план достижения поставленных целей и определять какое именно оборудование понадобится ему для игры.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.

Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при том целостную картину мира.

Помимо этого, воображение позволяет ребенку стать «участником» событий, которые невозможны в его реальной жизни. С помощью подобного вымышленного «участия» обогащается интеллектуальный, эмоциональный, и нравственный опыт, оно позволяет более глубоко организовать процесс познания окружающего мира, природной, предметной и социальной действительности.

Роль воображения в развитии ребенка
Добавил(а) МГ ЦКРОиР
14.10.15 11:31

Воображение и его ценность для развития ребенка.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Ян Коменский
Все дети рисуют, лепят, поют, танцуют, играют. Эти действия необходимы ребенку для его развития, обучения, воспитания, Создавая что-либо, своими руками, ребенок самостоятельно открывает мир, изучает его, его законы. Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.
Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.
Этот опыт ребенок приобретает как путём его личных наблюдений, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.
Первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, к концу второго — в начале третьего года жизни. При помощи общения с окружающим миром (разглядывания предметов, лиц людей, слушанья музыки, звуков, которые его окружают) у ребёнка начинают возникать первые образы воображения. Эти начатки воображения сказываются в первых сюжетных играх преддошкольников, а также в том интересе, который они обнаруживают к простейшим историям, рассказываемым им взрослыми. Так, малыш в возрасте двух лет, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки палочку и «кормит» ею находящуюся здесь маму, папу, куклу.
Эти примеры показывают, что уже в преддошкольном возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.
Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Ребёнок в своём воображении ещё очень связан воспринимаемыми в данный момент обстоятельствами и ограниченным запасом своего небольшого личного опыта.
Дети двух лет с удовольствием выслушивают маленькие истории, напоминающие сцены из их собственной жизни, недавно ими пережитые. Слабость и ограниченность воображения преддошкольников проявляется также в их играх. Эти игры обычно воспроизводят какие-либо несложные действия, неоднократно наблюдавшиеся детьми дома или в детском саду (укладывание детей, умывание, кормление и т. п.). Инициатива в игре у детей этого возраста обычно исходит не от них самих, а от взрослых. Первые игры детей — это те, в которые с ними играли взрослые или старшие дети.
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.
Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это видно в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.
Большое место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.
Воображение, неразрывно связанное с деятельностью ребёнка, в ходе развития превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Развитие воображения у ребёнка дошкольного возраста имеет большое значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.
Итак, подведем основные итоги:
1 Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей.
2.В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий.
3.Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.
4.В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:
1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.
2.. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.
3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. Обсуждайте вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.
4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.
5. Дети должны как можно больше играть.
6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы.
7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Педагог-психолог II категории Казакевич Е.Н.

Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)

Адрес: 220068, г. Минск, ул. Гая, 7,

E-mail: [email protected]

Режим работы: Пн-Пт: 9:00-13:00, 14:00-18:00. 13:00-14:00 обед. Сб-Вс, праздн. дни – вых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector