Как развивать моторику у ребенка

Как развивать моторику у ребенка

Крупной моторикой называют любые двигательные движения, в которых задействованы крупные мышцы. Хорошее владение своим телом – важное условие для гармоничного роста и развития ребенка, как-то:

  • самостоятельное обслуживание;
  • нормализация работы вестибулярного аппарата;
  • укрепление дыхательной и сердечнососудистой системы;
  • совершенствование конкретных движений;
  • укрепление мышц и правильное развитие скелета;
  • улучшение координации;
  • создание межполушарных связей, то есть базы для развития речи, памяти и внимания;
  • повышение самооценки малыша.

Кроме того, хорошо развитая крупная моторика позволяет ребенку выплеснуть излишки энергии и эмоций. Многие родители замечают, что после игр на крупную моторику дети лучше спят, меньше нервничают и капризничают.

Развитием крупной моторики необходимо заниматься с раннего детства. Возраст 2-4 года – наилучшее время для этого: дети очень подвижны, уверенно пользуются своим телом, скелет и мышцы растут. Также в это время происходит активное развитие речи, и любая двигательная активность очень полезна.

Дефектологи и психологи отмечают, что при малоподвижности ребенок становится апатичным, не проявляет интереса к окружающему миру и умственной деятельности, ухудшается его память, тормозится речь.

Игры на развитие крупной моторики дома

Паутинка

Для игры потребуется клубок толстых ниток (лучше цветных) или моток бельевой резинки. Предложите ребенку построить домик, как у паучка (перед игрой можно посмотреть мультик про насекомых, например, про Лунтика). Натяните вместе с малышом нитки в комнате, закрепляя их на разном уровне – на дверце шкафчика или на ножке кресла, таким образом, получилась паутинка. Когда все будет готово, паучок (его роль исполняет ребенок) должен проверить прочность нового домика и перебраться из одного угла комнаты в другой, преодолевая все сложные переплетения, стараясь не разорвать паутину.

Паучок

Описанное выше упражнение можно усложнить. Ребенок должен находиться в положении стоя на ногах и руках животом вверх (поначалу можно передвигаться на четвереньках спинкой вверх). Привяжите к нему толстую цветную нитку, клубок закрепите в исходной точке. Теперь ваш «паучок» должен сплести себе паутинку.

Кошечка

Данное упражнение хорошо тем, что оно похоже на игру и может выполняться в нескольких вариантах. Например, сначала надо показать, как кошечка греется на солнышке. Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги слегка расставить. Теперь попросите ребенка медленно поворачивать голову влево и вправо, по три раза в каждую сторону.

Следующее задание: поиграть с кошечкой в прятки. Попросите ребенка сесть на пятки, а руки спрятать за спиной. Затем он должен встать с пяток на колени, потянувшись посмотреть наверх и вернуться в изначальное положение. Повторить 5-6раз в медленном темпе.

Что еще можно сделать? Попросите ребенка показать, что кошечка потягивается, как она сердится, выгибая спинку, и т.д. Вообще имитировать можно любое животное, какое нравится ребенку:

  • топать ножками, как медвежонок или слоник,
  • хлопать крыльями, как птичка,
  • стоять на одной ножке, как цапля,
  • прыгать, как зайчик, и т.д.

Переправа

Разложите на полу подушки, постелите узкий длинный шарф. Пол будет изображать опасное болото, а подушки и шарф – кочки и бревнышко, по которым можно перейти с одного берега на другой. Ребенок должен пройти по всему маршруту, ни разу не наступив в болото. Задание можно усложнить: например, перемещаться разрешается только по желтым или зеленым подушкам.

Хождение по разным линиям

«Нарисуйте» на полу с помощью цветных ленточек разнообразные линии: прямые, ломаные, зигзаги, волнистые, можно даже изобразить лабиринт. Сначала ребенок должен просто, не сбиваясь, пройти по одной из линий. Затем пронести по тому же маршруту на подносе стакан с водой, книжку на голове и т.д.

Какие еще занятия и игры помогают развить крупную моторику?

В первую очередь, это, конечно, любые подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Дома можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно. Если есть возможность, установите небольшой спортивный комплекс в детской комнате: мат, канат, шведская стенка, баскетбольная корзина, турник – все, что нужно для развития крупной моторики, легко уместится на площади 1 кв. м. Есть дома фитбол? Отлично, ведь с ним можно прыгать, катить перед собой, доставать предметы, лежа на нем.

Домашние дела тоже отлично развивают крупную моторику. Давайте ребенку посильные поручения, например, протереть со стола крошки, убрать игрушки (здорово, если их нужно поставить на полки разной высоты), вынуть из машинки белье и развесить его на сушилке (отрегулируйте ее по росту малыша) или подмести пол. Если вы что-то готовите, поручите смешать некоторые ингредиенты в миске. Дети, как правило, очень серьезно относятся к «взрослым» делам и выполняют их ответственно, с большим интересом.

Главное условие любых развивающих упражнений – систематическое выполнение. Если вы не уверены, что сможете заниматься с ребенком регулярно дома, то лучше записаться на групповые занятия по ритмике или танцам, детской йоге.

Как развивать моторику у ребенка

В настоящее время педиатры, учителя, детские психологи бьют настоящую тревогу в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей, страдающих нарушениями речи и дисграфией (нарушением письма). За последние 40 лет таких деток стало как минимум на порядок больше. А все почему?

Современный человек постоянно спешит, ему нужно достаточно заработать на все блага цивилизации, чтобы “облегчить” жизнь себе и своим детям. И именно все эти “упрощения” порой не позволяют малышу развиться должным образом. Например, если раньше детская обувь всегда была на шнурках или хитрых застежках, то сейчас – исключительно на удобных липучках. Мамы обрадовались, что не надо учить ребенка завязывать шнурки и подолгу ждать, пока он мучительно справляется с ними. В результате пострадало развитие мелкой моторики у детей, ведь оно происходило почти автоматически, когда малышу приходилось быть очень самостоятельным и несколько раз в день сражаться с этими неподатливыми шнурками. (А помните из своего глубокого детства, как они запутывались, и приходилось их еще подолгу развязывать?).

Связь развития мелкой моторики с речью и интеллектом было замечено педагогами давно, а физиологи это подтвердили: центры головного мозга, которые отвечают за движение пальцев и речь, расположены очень близко друг к другу. Таким образом, при стимуляции мелкой моторики, активизируются не только соответствующие отделы мозга, но и все соседние.

Развивать мелкую моторику у детей необходимо с самого раннего возраста, так как уже к младшему школьному возрасту влияние двигательного центра на речевой заметно ослабевает. Детки, которые регулярно выполняют необходимые упражнения, начинают раньше говорить, правильная речь формируется намного быстрее, и логопедические дефекты речи встречаются реже; формирование навыков письма идет очень быстро и практически не встречается дисграфия.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинайте зарядку для пальчиков не позднее, чем с двухмесячного возраста. И до 10 месяцев она возможна в виде массажа, пальчиковой гимнастики, простейших игр. Поглаживайте ладошки в разных направлениях, массируйте и растирайте каждый пальчик, похлопывайте по ладошке, давайте малышу разные предметы на ощупь.

С 10 месяцев можно перейти к более активным упражнениям: приобретите различные складные пирамидки, матрешки, разрешайте малышу (конечно, под вашим неусыпным контролем!) перекладывать карандаши, крупные пуговицы, складывать их по одной в баночку, нанизывать большие бусины на веревочку, разрывать мягкие листы бумаги на мелкие кусочки, продолжайте делать ему массаж.

С годика начинайте активно вводить игры с мозаикой и конструктором, различные пальчиковые игры. Окрашивайте их эмоционально, и это станет увлекательным занятием и для вас, и для вашего малыша.

С полутора лет ребенок учится застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать узелки. Узелкам можно тренироваться на обычной веревочке либо приобрести специальные игрушки, а лучше всего купить ботиночки на шнурках, ведь игрушки быстро надоедают, а шнурки на ботинках – каждодневная необходимость. Если правильно организовать этот процесс развития мелкой моторики, вскоре он будет проходить почти автоматически.

У более старших деток мелкую моторику прекрасно развивает раскрашивание, рисование, лепка, макраме, аппликация, оригами (также это малышу помогает развивать творческие способности, эстетический вкус, успокаивает, увлекает, учит сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, развивает терпение, внимание). Разнообразьте занятия вашего ребенка, купив ему пластилин (лучше твердый, требующий разминания), краски, кисти, карандаши предпочтительнее фломастеров (они напрягают ручку, ребенок учится наносить штрихи, что очень полезно для моторики). Также используйте счетные палочки для построения разных фигурок, букв и цифр, гнущиеся проволочки для создания узоров, мячики для тренировки мускулатуры, клубки ниток для перематывания.

Игры должны быть интересными и короткими, для начала достаточно продолжительности в 5 минут. Обязательно доводите игру до конца, и организуйте ее так, чтобы малыш не отвлекался на посторонние предметы.

Развитая мелкая моторика — это не только ловкие руки, умелые движения и красивый почерк, но и правильная речь. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся рядом в головном мозге. Когда мы тренируем моторику, речевой центр развивается вместе с ней.

Вот почему развитию мелкой моторики у детей так важно уделять внимание. И не только у детей: заниматься советуют и взрослым, которые хотели бы улучшить память, укрепить умственные и творческие способности. Кроме того, такие занятия будут полезны для нормализации тонуса мышц и профилактики болезней суставов.

Среди эффективных способов развития мелкой моторики рук: игры с маленькими предметами, рисование, рукоделие, пальчиковая гимнастика и массаж. Мы разберем комплекс упражнений с массажным мячом, который можно приобрести в аптеке.

Как выбрать мяч? Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3-5 см., а для взрослого подойдет мяч побольше, чтобы он занимал ладонь полностью, но его можно было удобно захватить пальцами.

Как развивать моторику у ребенка

Упражнения с мячом:

  1. Покатайте массажный мяч между ладонями вверх и вниз, пальцы важно держать вместе.
  2. Круговыми движениями покатайте мяч между ладонями.
  3. Возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению от себя.
  4. Удерживайте мяч подушечками пальцев обеих рук и надавите ими на мяч 4-6 раз.
  5. Снова возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению к себе.
  6. Возьмите мячик двумя руками, подкиньте на высоту 20—30 см и поймайте его. Повторите несколько раз.
  7. Зажмите мяч ладонями, пальцы сцепите над мячом в замок, локти разведите в стороны. Надавите на мяч 4-6 раз.
  8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Как развивать моторику у ребенка

В конце можно немного размять мышцы рук. Положите одну руку на стол ладонью вниз, а второй круговыми движениями помассируйте мячом кисть, предплечье и плечо – двигайтесь снизу вверх. Сильно не давите на мяч и будьте осторожны.

При ежедневной тренировке мелкой моторики, результат не заставит себя ждать!

У занятий с массажным мячом есть противопоказания, в числе которых: воспаления и повреждения кожи, раны, ушибы, переломы и др. Проконсультируйтесь с врачом.

Как развивать моторику у ребенка

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы, характеризующееся прежде всего двигательными и сенсорными расстройствами. Одной из типичных особенностей ДЦП является нарушение мелкой моторики рук, тонуса мышц, наличие насильственных движений, моторная неловкость, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Все это затрудняет приобретение трудовых умений и навыков самообслуживания, ставит ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Двигательные нарушения также усиливают нарушения артикуляционной моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Поэтому важной задачей в комплексной реабилитации ДЦП является развитие мелкой моторики. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами. Именно через руки мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики положительно влияет на становление речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры кисти руки. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме «мозг—рука» (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир и сообщает мозгу «результаты наблюдений» — мозг управляет рукой, используя эту новую информацию. Именно руки позволяют новорожденным «включить» мозг и развивать его. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!

Проекция кисти руки на коре головного мозга расположена совсем рядом с речевой зоной. Воздействие на руки ребенка, работа над развитием мелкой моторики, или по-другому ловкостью рук, способствуют стимуляции этой зоны мозга.

В обычном сценарии процесс развития мелкой моторики происходит естественным, заложенным природой путём на базе развития общей моторики человека. В случае с поражениями, вызванными ДЦП, важно с самого раннего возраста проводить работу по развитию мелкой мускулатуры рук. Благодаря регулярным тренировкам, движения будут постепенно становиться более уверенными. Следует учитывать, что способность ловко управлять руками требует определённой степени зрелости мозговых структур, поэтому заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.

Стимуляция и развитие моторики у детей с ДЦП – важная часть ежедневной реабилитации.

Основными методиками на развитие мелкой моторики рук, которые можно использовать в том числе в домашних условиях, являются

1. Массаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.

В комплексной работе, направленной на развитие мелкой моторики, необходимо следовать таким принципам как:

— внимание к состоянию ребенка, учитываем, какие функции нарушены, а какие сохранны;

— регулярное выполнение, многократное повторение;

— подбираем комфортный для ребенка темп;

— создаем мотивирующие обстоятельства (занятия в игровой форме, поощрение);

— в движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах;

— независимо от ведущей, доминантной руки ребёнка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрёстная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым;

— соблюдаем меры безопасного использования предметов в процессе работы (!! в занятиях часто используются мелкие игрушки, фасоль и прочее, важно не оставлять ребенка одного, чтобы не допустить проглатывая);

Как создать комфортную обстановку для выполнения заданий?

1. Эмоциональная поддержка: старайтесь вызывать у ребенка положительные эмоции, хвалите, подбадривайте: «Вот, здорово! «, » Я тебе немного помогу! «, «Какой ты у меня молодец! «, «Умница».

2. Наберитесь терпения! Не критикуйте личность ребенка, а тактично указывайте на ошибки.

3. Не допускайте переутомление. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 30 минут.

4. Создавайте мотивацию: расскажите ребенку для чего нужно выполнять задания. Если ребенок не проявляет интереса к заданиям – возможно, они слишком сложные для него, у каждого индивидуальный темп развития. Можно предложить эти задания позднее.

5. Упражнения лучше выполнять совместно, для ребенка важно участие взрослого, его одобряющее внимание.

Что можно использовать для развития мелкой моторики?

1. Различные пирамидки, матрёшки, сортеры, кубики, рамки-вкладыши, пазлы

2. Конструкторы, мозаики, фигурки на магнитах

3. Шнуровки, замочки, нанизывание бус

4. Мячи (колючие, рифлёные, плюшевые), коврики типа «травка»

5. Футляры, коробочки, кошельки с предметами–секретиками

6. Пальчиковый «сухой бассейн» с мелкими игрушками

7. Игры со счётными палочками, с крупами, пуговицами, прищепками, камешками, песком.

8. Рисование, раскрашивание, лепка из пластилина, теста, глины, аппликации.

Использование подобных игр помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и стимулирует логическое и пространственное мышление, внимание и логику, тактильную чувствительность, помогает осваивать новые формы и размеры, цвета.

В межреабилитационный период можно выполнять в домашних условиях элементарные техники массажа, такие как поглаживание, легкое растирание, вибрации. Обратите внимание, что массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Процедуру проводим в течение 3-5 мин ежедневно 2 раза. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.

Растирание – применяется определенная сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт.

Вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим легкие удары. Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка.

Можно выполнять массаж со следующими материалом: зубной щёткой, массажной расчёской, различными мячиками, шариками.

О мелкой моторике и важности её развития слышал каждый родитель, но о специальных занятиях, которые её улучшают, задумываются немногие. Разбираемся, что такое мелкая моторика, зачем её развивать и, самое главное — как именно это нужно делать, чтобы занятия были весёлыми и действительно шли на пользу.

Как развивать моторику у ребенка

Что такое мелкая моторика?

Мелкая (тонкая) моторика – самые разные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти. Без неё не обходится большинство ежедневных действий – для того, чтобы поесть, одеться, зашнуровать ботинки, нарисовать или написать, необходимо, чтобы движения пальцев были скоординированными.

Мелкая моторика дополняет крупную моторику, которая включает все те движения, при которых задействуются крупные мышцы — например, ходьба, бег, прыжки.

Зачем развивать мелкую моторику?

Как развивать моторику у ребенка

Без развития мелкой моторики сложно выполнять самые простые действия. Но она важна не только для этого. Тренируя тонкую моторику, мы одновременно тренируем и наш мозг: учёные уже показали, что действия, улучшающие работу мелких мышц кисти, положительно влияют на работу и структуру головного мозга.

Это значит, что при развитии мелкой моторики одновременно будут тренироваться речь, память, мышление и многое-многое другое, что особенно важно для ребёнка.

Этапы развития мелкой моторики у детей

Как развивать моторику у ребенка

С одной стороны, каждый ребёнок индивидуален и развивается в своём темпе. С другой – редкая мама не ищет в интернете нормы развития разных навыков для того или иного возраста, чтобы понять, всё ли идёт по плану с её малышом. Есть такие нормы и для мелкой моторики.

  • 0 – 3 месяца

В этом возрасте ручки малышей, которые в первое время после рождения могут быть довольно напряжёнными, постепенно расслабляются. Дети учатся брать погремушку или другую игрушку в руки и удерживать её. Сначала они делают это неосознанно.

  • 3 – 6 месяцев

Дети тянут руки в рот — часто вместе с предметами, которые в этих руках находятся. Малыши учатся сцеплять ручки вместе, перекладывать игрушку из одной руки в другую. Трясут погремушку.

  • 6 – 9 месяцев

Малыши учатся брать игрушки сразу двумя руками, могут сжимать их. Начинают появляться указательный жест и пинцетный захват: ребёнок может захватить не только крупную игрушку, но и довольно мелкую, хватая её не всей ладонью, а двумя пальцами – большим и указательным.

  • 9 – 12 месяцев

Пинцетный захват совершенствуется. Ребёнок учится есть самостоятельно: в таком возрасте большинство малышей могут справиться с «пальчиковой едой» – небольшими кусочками фруктов, сыра или других продуктов, которые они берут из тарелки и самостоятельно отправляют в рот. Малыши учатся доставать предметы из ёмкости и складывать обратно. Собирают пирамидку.

  • 12 – 24 месяца

Учатся есть ложкой и пить из чашки, строят башни – ставят один предмет на другой, умеют комкать бумагу; начинают рисовать – правильно удерживают мелок или карандаш в руке; перелистывают страницы в книгах.

  • 2 – 3 года

Моют руки, правильно держат вилку и ложку, умеют расстёгивать молнию, учатся нанизывать бусины на шнурок. Рисуют всё лучше.

  • 3 – 4 года

Справляются с пуговицами, могут одеться и раздеться самостоятельно. Уже умеют пользоваться ножницами, могут обвести фигуры по пунктиру или соединить точки, учатся аккуратно раскрашивать, не заходя за границы рисунка.

Эти нормы весьма приблизительны: кто-то осваивает навыки раньше, а кто-то позже. Однако в том случае, если родителям кажется, что ребёнок слишком уж отличается от сверстников, нелишним будет обратиться к врачу или психологу за дополнительной консультацией. Отставание может быть совершенно нормальным, но может указывать и на какое-то нарушение, требующее коррекции.

5 игрушек для развития мелкой моторики

Родители, хотя и склонны к сиюминутным покупкам и приобретению игрушек, которые «просто понравились», всё же стремятся, чтобы число игрушек в доме не превышало разумные количества. Идеальная игрушка стоит не очень дорого, служит долго, нравится ребёнку и сделана из качественных материалов. Вот подборка классных и действительно полезных вещей, которые прослужат долго.

Как развивать моторику у годовалого ребенка?

Человек рождается совершенным, так как природа заранее позаботилась и заложила в наш организм все, что понадобится в жизни. Но этот щедрый дар необходимо развивать, тренировать и отшлифовывать. Проведите маленький эксперимент и понаблюдайте за своим малышом. Какие рефлексы у него присутствуют? Правильно, хватательные. Даже новорожденная кроха хватается за мамин палец и не отпускает его. Одни говорят, что это инстинкт, побуждающий искать защиту, другие считают случайным рефлексом. Однако и те и другие правы! И если вы задаетесь вопросом, как физически развивать ребенка до года, то начните с развития моторики.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это скоординированная работа нервной, мышечной и костной систем человеческого организма, целью которой является движение пальцев рук. Сначала движения осуществляются непроизвольно, на уровне подсознания, затем ребенок осознанно начинает хватать игрушки, затем учится держать ложку, карандаш, завязывать шнурки, рисовать, писать и т.д.

Именно с развития мелкой моторики пальцев у ребенка:

  • Формируется речь и логическое мышление.
  • Развивается воображение и наблюдательность.
  • Совершенствуется зрительная и двигательная память.
  • Развивается ловкость и сила, начинается подготовка к ручному труду.

Развитие мелкой моторики у детей от 0 до 1 года

Задача родителей – помочь ребенку освоиться в нашем мире, адаптировать его для жизни в социуме, развить его в умственном и физическом плане. Споры о том, когда начинать развивать мелкую моторику у ребенка не утихают уже несколько десятилетий. Одни утверждают, что до года ничего не надо предпринимать, другие считают, что первый год жизни благоприятен для физического развития.

Когда ребенок осознанно начинает двигать пальчиками, нервные окончания передают сигнал в мозг, и наоборот, мозг посылает команду взять игрушку. При этом затрагивается участок, отвечающий за речь. Практика показывает, что чем раньше ребенок разовьет мелкую моторику, тем быстрее он заговорит. Поэтому развивать мелкую моторику можно начинать с первых дней, не забывая при этом несколько полезных правил:

  • Развивающие занятия должны проходить каждый день. При этом обязанность родителей следить, чтобы малыш был в хорошем настроении и не переутомлялся. На первых порах достаточно 3–5 минут в день.
  • Используйте игрушки и предметы разной формы, величины, фактуры и цвета. Малыши до года воспринимают окружающий мир через ощущения, поэтому многие вещи они распознают, только потрогав их.
  • Следите за чистотой игрушек, ведь малыши все хотят попробовать на вкус, и тянут игрушки в рот.
  • Всегда хвалите ребенка за успехи, целуйте его и обнимайте. Так он будет чувствовать себя уверенней.

Как правильно развивать моторику у ребенка до года?

На первом году жизни ребенка все занятия по развитию мелкой моторики можно разделить на несколько этапов:

  • От 0 до 3 месяцев полезна пальчиковая разминка. Делать ее можно часто, при каждой удобной минутке: в период бодрствования или когда малыш засыпает. Легкими движениями поглаживайте ладошку от запястья к кончикам пальцев, аккуратно разминайте подушечки пальцев. Когда грудничок стиснул кулачки можно чуть пощекотать пальчики, чтобы мышцы расслабились. Не забудьте размять каждый пальчик, сгибая и разгибая его.
  • От 3 до 5 месяцев можно начинать давать погремушки, но обязательно попеременно в правую и левую ручки. Постепенно малыш станет дольше удерживать игрушки. Стимулируйте ребенка тянуться ручками к игрушкам и к вам. Продолжайте делать пальчиковую разминку.
  • От 5 до 7 месяцев давайте ребенку предметы, которые он сможет перебирать. Для этих целей хорошо подойдут самодельные бусы из нанизанных мелочей (крупные пуговицы и бусины, пластмассовые крышки). Сшейте несколько мешочков из различных плотных тканей и наполните их разным содержимым: фасоль, крупа, макароны… Только, давая их малышу, следите, чтобы мешочки были крепко завязаны или зашиты.
  • От 7 до 9 месяцев дети начинают интересовать и другими вещами. Под вашим присмотром пусть поиграют кухонной утварью: ложки, крышки, пластмассовые бутылочки, контейнеры. Из игрушек пришла пора приобрести: пирамидку, кубики, резиновые пищалки.
  • От 9 месяцев до года предложите ребенку игры, где необходимо вставлять игрушки друг в друга: матрешки, крупный конструктор, емкости с предметами внутри. Поделитесь с ребенком кастрюлей – пусть складывает туда свои любимые игрушки. Учите катать по полу мячик и отыскивать спрятанные вещи. В этом возрасте дети также обожают переливать воду и возиться с песком.

Способов развития мелкой моторики у ребенка до года много. Главное правило – занятия должны проходить в легкой игровой форме, когда ребенок здоров и в настроении. Включайтесь сами в игровой процесс и попробуйте придумать что – то свое, необычное.

Маленькие дети учатся всему с нуля, в том числе и воспринимать стимулы через различные органы чувств. Содействие со стороны родителей играет немаловажную роль в своевременном развитии этих навыков познания.

Развитие мелкой моторики у детей разного возраста

Уделять внимание мелкой моторике начинают почти с рождения. Но на каждом возрастном этапе обычно прибегают к разным методикам:

  • В возрасте около месяца малышам делают легкий массаж пальчиков и ладошек;
  • В возрасте 3х месяцев детям дают игрушки из различных материалов и приучают к разнообразным тактильным ощущениям;
  • В возрасте полугода ребенок изучает руками окружающие предметы, знакомится с формами и размерами;
  • В возрасте от 1-го до 2-х лет детей водят в развивающие центры, играют в пальчиковые игры, оттачивают навыки самостоятельных действий;
  • В возрасте от 2-х до 4-х лет с детьми начинают рисовать, делать подделки из пластилина и аппликаций.
  • В старшем возрасте ребенок обучается искусству письма и развивает способности в творчестве и рукоделии.

Мелкая моторика тренируется на протяжении всего времени по принципу усвоения от простого к сложному.

Игры для развития мелкой моторики

В любом возрасте нелишним будет направлять, поддерживать и хвалить своего ребенка во всех начинаниях, связанных с отработкой навыка мелкой моторики.

Какие игры помогут ребенку развить тактильную чувствительность?

Специальные мягкие игрушки с наполнителем

На ранних этапах жизни многие игры для ребенка будут ещё сложны. Но вместе с развитием хватательного рефлекса, он трогает вещи и знакомится с разнообразием текстур. Некоторые мягкие игрушки содержат в качестве наполнителя мелкие шарики, которые усиливают тактильную чувствительность и влияют на восприятие предмета на ощупь.

Конструкторы

На развитие мелкой моторики положительно влияют детские конструкторы, в том числе простые кубики для малышей. В возрасте от 6 месяцев до 1-го года ребенок активно изучает все окружающие предметы, их размеры и форму. При этом давать ему маленькие и сложные детали опасно и рановато. Вот здесь и приходят на помощь построения простых объектов из нескольких крупных элементов, которые легко соединяются между собой.

Сложные конструкторы приходят на замену для детей постарше, для кого-то это становится настоящим, при том полезным, хобби.

Бусинами и крупы, шнурки и пуговицы. Если ребенку уже не страшно вручить предметы маленького размера, открываются возможности развивающих игр с бусинами и крупами. По сути, эти занятия сводятся к перекладыванию и собиранию в коробочки приятных на ощупь структур.

Важно, чтобы ребенок осваивал навыки мелкой моторики вместе с первыми способностями к самообслуживанию. Перед тем, как научиться завязывать свои шнурки и застегивать пуговицы на собственной кофте, можно потренироваться на куклах и игрушках со шнуровкой.

Большой выбор конструктора для детей разного возраста, можно найти на сайте: http://baltoys.ru/catalog/konstruktori/

Лепка, аппликации и рисование пальцами

Сложно переоценить роль детского творчества в полноценном развитии ребенка. Пластилин – главный компонент, который задействует множество тактильных окончаний.

Не стоит пренебрегать и созданием картин пальцами без использования кисточек. Ребенку такое хулиганство доставит и радость, и пользу.

В создании аппликаций и других подделок полезным будет поработать и с бумагой, и с природными материалами: осенними листьями, желудями, шишками. Развивать мелкую моторику рекомендуют взрослым и детям ещё и потому, что отмечают благотворное влияние этого процесса на умственную активность в целом.

  • 19 февраля 2019
  • 772
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 2 )

Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Данилова Наталья Николаевна 18.03.2019 в 12:56 +1

Все написано верно. Но не могу не поднять тему о пластилине. Прилавки магазинов пестрят различными фидами данного материала. Богата цветовая гамма и различна мягкость. В большинстве учреждений-школах и садах- требуют приоберать мягкий пластилин. На мой взгляд это неправильно. Дети не прилагают должного труда для его разминания, следовательно, полезного действия от таких занятий минимум. В дальнейшем детям сложно работать с глиной и другими менее пластичными материалами. А при имеющейся цветовой гамме детям не приходится смешивать цвета для получения нового. Когда объясняешь и показываешь возможности этого материала, они удивляются. Также минус мягкого пластилина в том, что он не позволяет создавать мелкие детали- все расплывается по пальцам (да и фигурки в тепле начинают перекашиваться). Поэтому для необходимого результата необходимо приобретать качественные материалы не смыслью "так ребенку будет проще работать", а с расчетом на максимальное полезное действие. С чем ребенок привыкнет заниматься дома, с тем он и будет благополучно заниматься в дальнейшем. Не жалейте детей. Они справятся со всем. Вспомните, каким пласилином пользовались мы. 6 цветов и, хоть топором руби. От этого желание лепить у нас не отпадало.

Елена Елена Елена 16.12.2020 в 15:43 +1

Интересно! Возьму себе на заметку! Спасибо вам за такую содержательную работу! Она многим будет очень полезна. Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика. Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д. Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.

Что это такое?

Как развивать моторику у ребенка

То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук — это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  • заболеваний органов зрения;
  • повреждений головы и сосудов;
  • аутизма, ДЦП и СДВГ;
  • болезней нервной системы.

В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

Как развивать моторику у ребенка

Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  • стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  • научиться принимать нестандартные решения;
  • стать внимательнее и аккуратнее;
  • быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  • говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  • быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм;
  • улучшать память и реализовать себя в творчестве.

Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Когда начинать развитие у детей?

Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия в игру и делать упражнения регулярно.

На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  • Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  • Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  • Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  • Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Эффективные упражнения

Как развивать моторику у ребенка

Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • С борка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

Сайт о материнстве и уходе за новорожденным ребенком

Как развивать моторику у ребенка

Развиваем мелкую (тонкую) моторику у детей до года

Как развивать моторику у ребенка

Мелкой моторикой принято называть совокупность действий мышц, нервной системы, костей рук и ног. От мелкой моторики зависит захват предметов, а в дальнейшем и подчерк человека. Поэтому мелкую моторику необходимо развивать у ребенка еще в раннем возрасте. В этой статье вы узнаете, как развить мелкую моторику у ребенка.

Еще совсем маленькому грудному малышу можно массировать пальчики, так называемая пальчиковая гимнастика . С помощью такой гимнастики задействуются активные точки, связанные с корой головного мозга.

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук ребенка. В головном мозге человека имеются центры, отвечающие за движение пальцев и разговорной речи, они расположены очень близко друг к другу. Стимуляция тонкой моторики активизирует соответствующие отделы мозга, вместе с этим задействуются соседние зоны, которые отвечают за речь.

Упражнения по развивитию движения пальцев и кистей рук малыша

Как развивать моторику у ребенка

Такое развитие лучше начинать с грудного возраста малыша, так как у грудного ребеночка на самом начальном этапе его жизни моторика является единственным аспектом развития. Нормальное развитие моторики говорит о нормальном развитии малыша.

Начиная с возраста 2-х месяцев можно делать следующие упражнения:

– Аккуратное потягивание пальчиков рук малыша. Движения обязательно должны быть легкими и нежными, чтобы не навредить малышу;

– Следует делать круговые движения пальчиками (каждый в отдельности), по очереди в разные стороны;

– С 4-5 месяцев можно делать следующее упражнение. Взять маленький мяч и держа руки ребенка в своих руках зажать этот мяч между ладоней малыша и покрутить.

– В возрасте 5-6 месяцев можно делать упражнения помогающие укрепить мышцы ладоней. Для этого делаем упражнение «Причесывание». Поднимаем ручки малыша поочередно вверх и плавно не спеша двигаем ими вдоль головы малютки вперед и назад, как бы причесываясь.

– В этом же возрасте начинаем делать массаж кистей рук, массируем каждый пальчик, каждую фалангу малыша. При этом можно проговаривать название каждого пальчика. Такую разминку следует проводить около 2-3 минут.

– С возрастом 6-7 месяцев продолжаем выполнять все ранее предложенные упражнения, плюс к ним добавляется катание грецкого ореха по маленьким ладошкам малыша. Покатывать орешек следует круговыми движениями, время выполнения упражнения 3-4 минуты.

– С 8-10 месяцев жизни ребенка рекомендуется проводить активные упражнения укрепляющие пальцы на руках. Делать такие упражнения необходимо с хорошей амплитудой. В качестве упражнений можно играть в детские игры, где ребенок будет работать ручками и пальчиками, например, подойдут игры: «Сорока белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и т.д. Рекомендуется использовать игрушки-пищалки.

– В 10-12 месяцев предлагайте малышу собирать пирамидки. Учите своего ребеночка держать ложку, карандаш, ручку, чашку и т.п. Рисуйте детские каракули в альбоме.

Делая перечисленные упражнения, ваш ребенок быстро научится управлять своими руками и ногами, делать мелкие и точные движения, жестикулировать, захватывать объекты. Кроме этого от развития мелкой моторики зависит и развитие детской речи, так как двигательная проекция коры головного мозга и речевой зоны расположены очень близко друг с другом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector