Особенности детей младшего школьного возраста

1. Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
3. Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

1.Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
2. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
3. Важно следить за своей речью: « не глотать окончания », четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.

1.Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
2. Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
3. Любит задавать вопросы: « Почему? », « А правда ли это? »
4. Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
5. Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

1.Приближайте язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитайте простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегайте длинных, запутанных предложений.
2. Необходимо быть хорошо подготовленным. Давайте ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.

1. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
2. Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
3. Ребенок нуждается в любви и опеке.
4. Старается помочь маме по дому и учителям.

1. Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
2. Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть « хорошим ».
3. Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
4. Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.

1. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.

2. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

1. Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
2. Планируйте совместные мероприятия всей семьей.

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.

2. Может пренебрегать своим внешним видом.

1. Использовать прогулки, поездки, лагеря для преподавания духовных истин.
2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.

1. Нравится исследовать все, что незнакомо.
2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
5. « Золотой возраст памяти ».

1. Обучение через исследование. Задавайте свои « почему? ».
2. Идти дальше поверхностных фактов, излагать библейскую историю с событиями и именами.
3. Ставьте вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.

1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

1.Учите самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
2. Учите терпимости и самоконтролю. Рассматривайте все факты до принятия решения. Учите уважать права и чувства других людей.
3. Научите смеяться над собой, не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.

1. Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики « слишком шумны и буйны », а для мальчиков девочки « слишком глупы ».

1. Учите дружелюбию. Поощряйте ребёнка не занимать позиции « я свят для тебя ».

Приобретая статус школьника, дети ступают на порог одного из самых важных этапов в свой жизни. Этот период связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ малыша и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, переживает очередной кризис и учится быть самостоятельным и ответственным человеком. Главной задачей родителей в это время является определение степени готовности крохи к новой жизни. Иногда по разным причинам принимается решение немного повременить с поступлением в школу, что бывает вполне оправданно и связано с психологической неготовностью ребёнка к повышенным нагрузкам.

Выбирая школу, секции или кружки для своего чада, важно понимать, в чём состоят особенности развития детей младшего школьного возраста. Опираясь на эти знания, родителям будет легче достичь взаимопонимания с ребёнком и подобрать для него наиболее подходящие занятия.

Так, в это время младший школьник ещё не вполне способен контролировать своё внимание, а понятие волевого усилия ему ещё не совсем знакомы. Ребёнка затягивает процесс, а не будущий результат, поэтому важно постепенно мотивировать малыша с помощью похвалы и различных поощрений. Поведению деток этого возраста характерна некоторая импульсивность, упрямство и стремление отстаивать свою точку зрения. Важно не подавлять мнение малыша и давать ему возможность высказаться. Это поможет снять напряжение и лучше понять, что происходит с ребёнком в данный момент, и чем родители могут ему помочь. Сохраняется стремление к подражанию, к которому добавляется желание занять определённое положение в детском социуме. И, что самое главное, коренным образом меняется деятельность крохи – в период раннего детства основным способом познания мира была игра. Теперь же развитие ребёнка переходит на качественно новый уровень, и основным видом его деятельности становится учёба.

Если говорить о психическом развитии младшего школьника, стоит упомянуть следующие моменты:

  • постепенно меняется соотношение процессов возбуждения и торможения в сторону усиления последнего;
  • внимательность ещё не достаточно хорошо развита, однако ребёнок может довольно долго сохранять концентрацию на одном занятии, даже если оно не вызывает у него бурного интереса;
  • восприятие новых знаний приобретает анализирующий и дифференцирующий характер и становится более организованным;
  • активно прогрессирует память – детки тренируют произвольное запоминание, оно становится более осмысленным;
  • развивается долговременная, краткосрочная и оперативная память, тесно связанная с наглядно-образным мышлением, которое, в свою очередь, переходит к словесно-логической форме;
  • воображение малышей становится более обузданным и опирается на отражение реальных ситуаций;
  • речь уже очень разнообразна и богата, словарный запас достигает порядка 7 тысяч слов.

К психологическим особенностям детей младшего школьного возраста можно отнести формирование силы воли, расширение круга общения, появление новых авторитетов вне семьи, осознание собственного “я” с точки зрения своего места в социуме, приобщение к труду, сокращение времени на игровую деятельность, становление самооценки через мнение о себе окружающих людей, обретение уверенности, развитие самостоятельности и ответственности.

Если в семье возникают трудности при общении с ребёнком 8-10 лет, возможно, целесообразно изучить психологию детей этого возраста или обратиться за консультацией к специалисту. Случается, что во время переходного периода взрослым очень трудно поладить с разбушевавшимися детьми, и продолжать общение старыми методами не результативно. Именно тогда имеет смысл пересмотреть свои требования к малышу, оценить правильность подхода и внести коррективы в воспитательные приёмы. В этот период детям важно чувствовать уважение, доверие и понимание со стороны взрослых. Замечательно, если ребёнок готов делиться своей жизнью с мамой и папой как с друзьями.

Возрастные особенности младших школьников

Период поступления в школу тесно связан с кризисом “7 лет”, когда ребёнок сочетает в себе черты дошкольника и начинающего первоклассника. Новый статус и важная социальная роль, в которую ещё только предстоит вжиться, влияет на перемены в поведении малыша: он может стать более капризным, несговорчивым и упрямым. Не спешите обвинять кроху в непослушании – спокойный разговор по душам поможет восстановить хрупкое взаимопонимание и спокойствие в отношениях с родителями.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста таковы, что ребята очень чувствительны к критике и чутко реагируют на любое неравенство по отношению к себе и другим детям в классе. Некоторые малыши стремятся заполучить максимум внимания учителя, но со временем это проходит. Появляются новые идеалы и приоритеты, школьные друзья начинают оказывать сильное влияние на поведение ребёнка. Родителям важно интересоваться жизнью малыша, знакомиться с его друзьями, помогать с домашними уроками и всячески поддерживать на новом сложном пути.

Новое видео:

Новое видео:

Особенности детей младшего школьного возраста

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение.

Это довольно трудный период в жизни ребенка, светлое ожидание какого-то чуда от прихода в школу рушится практически в первые дни, ведь вместо чудес дети получают трудности, им нужно работать: слушать и запоминать, читать, писать, выполнять задания, да еще и строить новые отношения — с учителем и одноклассниками. Особенно трудно «домашним» детям, тем, которые не ходили в детский сад.

Кризис 7 лет

В 7 лет у ребенка происходит внутренний перелом. Он пытается понять, кто он и чего от него хотят. Прежде чем что-то совершить, ребенок уже задумывается, чем это чревато для него. Многие дети начинают «что-то из себя изображать», то есть ищут свою роль.

Характер

В возрасте 6-8 лет дети еще довольно импульсивны, действуют под влиянием сиюминутных эмоций, у них пока недостаточно воли, они могут опустить руки при неудаче и перестать двигаться к цели. Кроме того, могут отмечаться упрямство и капризность. Читайте подробнее о Кризисе младшего школьного возраста.

Приблизительно с 9 лет дети уже начинают контролировать свои эмоции и поведение. Ребенок учится выражать свои чувства, гнев словесно (раньше он делал это с помощью плача или кулаков), может иронизировать, обсуждать что-то или кого-то.

Формируются моральные качества:

  • совесть;
  • чувство ответственности за себя, друзей, класс;
  • сочувствие чужой беде;
  • протест против несправедливости.

Младший школьный возраст очень важен для закладки основных качеств характера, психологии человека, именно в этом возрасте дети начинают разграничивать добро и зло, хорошее и плохое, оценивать поступки свои и другого, усваивают правила и нормы общения. У ребенка начинает формироваться внутренняя позиция (собственное мнение, самооценка, отношение к людям и событиям).

Формирование личности

Дети младшего школьного возраста начинают осознавать себя как личность, у них формируется самооценка, и важно помочь им в ее формировании. Ребенок, которому постоянно делают замечания и указывают на неудачи, становится неуверенным в себе, формируется низкая самооценка. А тот, кого поддерживают, поощряют и помогают, приобретает адекватную самооценку, он уверен в себе, но не самоуверен. Если же восхищаться ребенком по поводу и без, не делая никаких замечаний и позволяя все, то это чревато завышенной самооценкой и рождением эгоцентризма, что не менее плохо, чем низкая самооценка.

Этот период важен для закладки трудолюбия и самостоятельности. Ребенку в этом возрасте хочется походить на взрослого, стать самостоятельным. Он стремится все делать сам, учится принимать решения и отвечать за них. Необходимо доверять ребенку домашние дела, давать выполнимые поручения в школе, предоставлять право выбора. Если решать все за него и ограждать от любых трудностей, он вырастет инфантильным. Но и навязывать большое количество заданий и требовать их безупречного исполнения нельзя, это может вызвать отторжение и сопротивление.

Авторитеты

У детей в этом возрасте — безграничное доверие и подчинение взрослому (учителю или родителям), особенно в 1-2 классах. Слова взрослого, его оценка очень важны для ребенка. Даже сами себя дети тоже оценивают пока словами взрослого, поэтому важно не критиковать и не ругать, а мягко направлять, поддерживать веру ребенка в себя.

После третьего класса авторитет учителя уменьшается, важнее становится одобрение сверстников. Важно быть принятым коллективом. В этот период ребята создают неформальные группы со своими правилами поведения и нормами, но пока они еще нестабильны. Тем не менее уже появляются лидеры. Ребенку важно публичное одобрение и его социальный престиж. Он ищет свое место в группе, и кроме отношений с родителями и учителем на его психоэмоциональном состоянии сказываются отношения со сверстниками, с товарищами.

Мотивация

Мотивация может быть двух видов: достижения цели или избегания неудач. Когда ребенка хвалят и поддерживают, ставят ему цели, за которые поощряют, он приобретает мотив достижения цели. Если же его чаще ругают за то, чего он не сделал или сделал недостаточно хорошо, а победы игнорируют, то у ребенка возникает мотив избегания неудач, «лишь бы не ругали». Он губителен для детской психики, для самооценки. В дальнейшем ребенок всю жизнь будет существовать с такой мотивацией и, весьма вероятно, высот не достигнет. Вот почему крайне важно правильно мотивировать и стимулировать ребенка в этом возрасте.

В педагогических работах Ш.А. Амонашвили рекомендует не использовать в начальной школе оценки, особенно низкие, чтобы избежать формирования у детей мотива избегания неудач.

Учеба

Сначала все дети стремятся хорошо учиться, чтобы получить одобрение взрослых, и расстраиваются от неудач и, тем более, критики. В такой ситуации у них могут формироваться отклонения в поведении, как, например, напускное равнодушие, паясничанье, постоянная взвинченность, нервозность, страх перед наказанием. Со стороны учителя и родителя крайне важно правильно себя повести и направить ребенка на получение знаний без каких-либо личностных оценок и характеристики умственных способностей, заинтересовать его учебой, не делая акцент на хороших или плохих отметках.

К 11 годам дети начинают понимать, что недостаток способностей можно компенсировать прикладыванием больших усилий. Если ребенок хочет учиться, он может контролировать свою волю и сидеть над учебником до тех пор, пока не поймет материал.

В этом возрасте уже четко видны разграничения в способностях детей: у кого-то математический склад ума, у — кого-то гуманитарный, творческий.

Особенностью младшего школьного возраста лет является то, что этот возраст — фундамент всей будущей жизни ребенка. Что будет заложено в возрасте 6-11 лет, то и станет его характером. Поэтому и от учителя, и от родителей требуется терпение и умение ненавязчиво направить и подсказать, научить различать добро и зло и отвечать за свои поступки, привить умение думать и давать адекватную оценку действиям и событиям, и, самое главное, помочь поверить в себя.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Школьный возраст охватывает детей 6-18 лет. В этот возрастной период «создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье». [50]

Школьный возраст разделяется на три периода:

1. младший шкoльный вoзраст;

2. средний шкoльный вoзраст;

3. старший шкoльный вoзраст.

6-11 лет – это возрастные границы младшего школьного возраста. В этом возрасте продолжается физическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка. Но существуют и особенности возрастного развития у детей младшего школьного возраста.

В данный возрастной период относительно равномерно развивается опорно-двигательный аппарат, но различна интенсивность роста отдельных размерных признаков. В связи с этим, длина тела ребенка в этот период увеличивается в больше мере, чем его масса. После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего – в среднем 145 см.

Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего – около 25 кг, 11-летнего — 37 кг.[2,7,12,24,42,46,48,50,51]

В данный возрастной период не прекращается рост и образование костей. Суставы у младших школьников очень подвижны, а скелет еще имеет большое количество хрящевой ткани. До 8-9 лет сохраняется большая подвижность позвоночного столба. Таким образом, именно в младшем школьном возрасте следует развивать подвижность всех основных суставов.

Мышцы детей 6-11 лет состоят из тонких волокон, при этом в их составе содержится небольшое количество белка и жира. А крупные мышцы развиты в большей степени, нежели мелкие мышцы.

К 11 годам объем легких ребенка равен половине объема легких взрослого человека. У 7-летнего ребенка минутный объем дыхания составляет 3500 мл/минуту, а у 11 –летнего ребенка – уже 4400 мл/ минуту. Жизненная емкость легких в начале данного возрастного периода равна 1200 милилитров, в конце возрастного периода – 2000 милилитров. [2,7,12,24,42,46,48,50,51]

Выбирая физические нагрузки, структуру двигательных действий, методы воздействия на организм, следует ориентироваться на показатели функциональных возможностей организма младшего школьника.

Ребенок младшего школьного возраста нуждается в высокой двигательной активности. С каждым новым учебным годом двигательная активность школьников значительно уменьшается. Таким образом, детей следует обеспечить достаточным объемом суточной двигательной деятельности, обращая внимание на их возраст и состояние здоровья.

В связи с этим, Н.Т. Лебедева (табл.1) установила следующие объемы суточной двигательной деятельности для детей младшего школьного возраста. [50]

Таблица 1 – Двигательная активность учащихся младших классов

при разных видах мышечной деятельности

Вид мышечной деятельности Продолжительность, мин. Объем движений, шаги
Мальчики Девочки
Утренняя гимнастика (дома) 400-500 500-700
Гимнастика на уроке (в школе) 200-300 300-400
Физкультпауза на уроках и при самостоятельной работе 120-150 150-200
Подвижные игры: На переменах: Больших Малых На уроках физической культуры На открытом воздухе 60-90 700-1000 400-500 1200-3240 3000-4000 800-1200 500-600 1200-3240 4000-5000
Лыжная тренировка (внеклассные занятия) 6480-9120 6480-9120

Исследуя особенности развития детей младшего школьного возраста, как отечественные, так и зарубежные методисты пришли к выводу, что именно период 6-11 лет является наиболее благоприятным для развития координационной способности и скоростной способности.

Еще А.А. Гужаловский [18,19,20,21,22,23] отмечал, что очень важно не упустить те возрастные периоды, которые очень благоприятны для развития скоростных способностей. Именно в такие периоды работа, которая направлена на развитие той или иной способности, даёт наиболее лучший результат.

Учитель сможет более эффективно спланировать задания для развития способностей ребенка, сможет более успешно организовывать и методически правильно осуществлять процесс их развития во время урока, если он будет знать закономерности развития различных двигательных способностей школьников. [7]

Особенности детей младшего школьного возраста

Так же эффективность работы будет зависеть от индивидуальных темпов развития того или иного качества. Именно поэтому развитие скоростных способностей происходит в период ускоренного развития. [8]

Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста доказывают вышесказанное (таб. 2):

Таблица 2 – Темпы прироста различных физических способностей

у детей младшего школьного возраста (%). [50]

Физические способности Среднегодовой прирост Общий прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные 5,7 6,0 17,2 18,0
Силовые 12,7 8,7 38,0 36,0
Общая выносливость 7,9 5,5 31,6 22,1
Скоростная выносливость 3,4 3,6 13,4 14,4
Силовая выносливость 10,4 7,4 11,7 29,7

Таким образом, основываясь на вышеприведенных результатах исследований и на физиологических особенностях детей младшего школьного возраста, данную возрастную группу я выбрал для проведения своего эксперимента.

Психологические особенности — это определенные особенности психики человека, включая его темперамент, психологический характер и характер тела, мотивы, стремление и волю, личностную устойчивость и идентичность.

Психологические особенности младших школьников

Младший школьный возраст — это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность, которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.

Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этих особенностях, включая их учет в работе с учащимися начальных классов.

Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить:

  • Психофизиологическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школах;
  • Совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
  • Высокая утомляемость, неустойчивая умственная работоспособность;
  • Наличие нервно-психической ранимости;
  • Отсутствие способности к долговременному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
  • Совершенствование познавательных потребностей, рассуждения, словесно-логического мышления;
  • Изменение способности произвольно регулировать поведение.

В качестве основной особенности этого периода выступает коренное изменение социальной ситуации развития. Ребенок становится «общественным» субъектом, обладая теперь социально значимыми обязанностями, за выполнение которых он получает оценку общества.

Младший школьный возраст — это этап относительно равномерного и спокойного физического развития. У ребенка довольно пропорционально и равномерно увеличиваются рост и вес, выносливость, жизненная ёмкость лёгких.

Готовые работы на аналогичную тему

У младшего школьника происходит функциональное совершенствование мозга, развитие аналитико-систематической функции коры, постепенное изменение соотношения между процессами возбуждения и торможения. Последний процесс становится всё более сильным, но, как и раньше, преобладающим является процесс возбуждения. По этой причине для младших школьников характерна высокая степень возбудимости и импульсивности.

Особенности деятельности младших школьников

Начало школьного обучения представлено переходом от игровой деятельности к учебной. Учебная деятельность — это ведущий вид для младшего школьного возраста. Именно в ее рамках происходит формирование основных психических новообразований, поэтому поступление в школу способно внести важные изменения в жизнь ребёнка.

Ведущей деятельностью становится учение, а важной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Для ребенка учение представляет серьёзный труд, который требует организованности, дисциплины, волевых усилий. Он включается в новый коллектив, где будет жить, учиться и развиваться несколько лет.

В пределах учебной деятельности происходит формирование психологических новообразований, для которых присущи наиболее значимые достижения в развитии. Именно они представляют собой фундаментом, обеспечивающим развитие на следующей возрастной стадии.

На первых этапах начальной школы дети хорошо учатся, руководствуясь при этом своими отношениями в семье. Часто дети могут хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большое значение здесь имеет личный мотив, включающий желание получать хорошие оценки, одобрение преподавателя и родителей.

В начальной школе учебная деятельность, прежде всего, стимулирует развитие психических процессов, касающихся непосредственного познания окружающей среды (процессов ощущения и восприятия). Для младших школьников характерна острота и свежесть восприятия, своего рода созерцательная любознательность. Дети в этом возрасте с живым любопытством воспринимают окружающую среду, которая с каждым днём способна раскрывать перед ним всё новые и новые аспекты.

Восприятие, внимание и память в младшем школьном возрасте

Особенность восприятия младших школьников состоит в его тесной связи с действиями. На данном уровне психического развития восприятие относится в большей мере к практической деятельности ребёнка. Воспринять предмет для него означает что-то делать с ним, менять что-то в нём, произвести определенные действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью учащихся здесь является ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В ходе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, углубляясь в процессе и становясь более анализирующим, дифференцирующим. Впоследствии оно принимает характер организованного наблюдения.

На этой же стадии происходит развитие внимания, без формирования которого нельзя себе представить процесс обучения. На уроках преподаватель привлекает внимание школьников к учебному материалу, удерживая его длительное время. Младший школьник имеет способность сосредоточено заниматься одним делом от 10 до 20 минут. При этом объём внимания вырастает в 2 раза, растет его устойчивость, переключение и распределение.

Возрастные особенности памяти для этого возраста характеризуются влиянием обучения. Здесь происходит усиление значения и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, развитие возможности сознательного управления своей памятью и регулированием её проявлений.

По причине возрастного относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у младших школьников в большей мере развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ребенок в этом возрасте лучше и быстрее запоминает, прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем объяснения, определения и описания.

Особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период с 6 до 11 лет, т.е. подразумевает учащихся 1-4 начальных классов. Эти границы обусловлены психическим развитием ребенка, а также его уровнем социализации. Родителям следует понимать и принимать во внимание этот показатель и учитывать возрастные особенности обучения детей начальных классов.

Начало учебной деятельности

Начало обучения подразумевает переход от игровой к учебной деятельности, который сопровождается психологической перестройкой. С первых дней в школе ребенок вынужден придерживаться определенных социальных норм поведения и ориентироваться на слова и поступки учителя.
В самом начале обучения дети все еще работают с наглядными образцами, но постепенно осваивают словесно-логическое мышление. А уже в конце 4 класса между школьниками становятся очевидны индивидуальные различия. Так, психологи выделяют несколько групп:

  • теоретики (мыслители) – лучше справляются с решением задач в словесном плане;
  • практики – нуждаются в опоре, которой может стать практическое действие или наглядный опыт/эксперимент;
  • художники – обладают ярко выраженным образным мышлением.

При этом ребенок может относиться к одной или нескольким группам

Также при общении со школьником следует учитывать следующие возрастные особенности обучения начальных классов:

  • ребенок младшего школьного возраста обладает недостаточно дифференцированным восприятием. Поэтому может путать схожие по написанию цифры и буквы (например, Я и R или 6 и 9);
  • ребенок не может концентрироваться на мелких предметах. Он лучше воспринимает «бросающиеся» в глаза свойства предметов (например, цвет, форму или размер);
  • ребенок только формирует для себя научные понятия, а потому при решении задач ориентируется больше на внешние, более наглядные признаки предмета (со временем он сможет быстрее распознавать внутренние свойства).

Если «переложить» эти особенности на восприятие одной и той же картины, то в разном возрасте ребенок будет:

  • перечислять предметы – с 2 до 5 лет;
  • описывать картину в свободной форме – с 6 до 9 лет;
  • интерпретировать увиденное и строить предположения касательно задумки автора – с 9 лет.

Детям легче воспринимать информацию в игровой форме

Дети младшего школьного возраста все еще воспринимают и запоминают информацию, преподнесенную в игровой форме, т.е. ту, которая вызвала у них живой интерес. Но в отличие от дошкольников, ученики 1-2 классов уже могут концентрироваться на более значимых моментах и запоминать даже не самый «захватывающий» материал.
В этот период необходимо развивать произвольную память ребенка, который изначально пользуется преимущественно механической памятью. Но если школьник и дальше будет «зазубривать» учебные тексты, то при увеличении объема и повышении сложности подаваемого материала, возникнут серьезные трудности (из-за отсутствия понимания информации). Смысловая память, в свою очередь, дает множество мнемонических приемов, как то деление большого параграфа на части, конспектирование, составление плана главы.

Мотивы обучения ребенка

Еще одна вещь, без которой дети младшего школьного возраста не смогут продвинуться в обучении – мотив. Чаще всего в этом качестве выступает шанс получить высокую оценку, заслужить похвалу учителя или родителей. Но существуют и другие мотивы, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы

  1. Познавательные мотивы, напрямую связаны с учебной деятельности. Речь идет о желании ребенка получить знания, решить сложную задачу или овладеть способами самостоятельного обучения.
  2. Социальные мотивы, которые не связаны с учебой, но заставляют ребенка тянуться к знаниям. Так, он может хотеть быть грамотным, успешным, полезным для общества, знаменитым. В этом случае школьником движет тяга к похвале и доброжелательным взаимоотношениям с окружающими людьми (одноклассниками, учителями, родственниками).

Согласно статистике, у детей с высокой успеваемостью доминирует мотивация достижения успеха. Им действительно важно получать хорошие оценки, правильно и вовремя выполнять задания, справляться со сложными задачками.

Внешние мотивы

К внешним мотивам относят награду за хорошие оценки (например, дополнительный час игры на компьютере или карманные деньги). Здесь для ребенка знания не важны.
Школьные оценки оказывают большое влияние и на самооценку ребенка. Так, школьник может «проникнуться» мнением учителя и записать себя в категорию «двоечников». В результате этого, он тут же приписывает себе соответствующие качества и теряет мотивацию к обучению. А зачем, если он все равно получит два?

Формирование нравственных и социальных качеств

Дети начальных классов все еще не сформированы как личность, а потому продолжают адаптироваться к окружающему их миру и буквально «впитывают» в себя информацию о правилах и нормах поведения. Так, ребенку приходится согласовывать свои действия с требованиями и ожиданиями учителей, родителей, друзей, одноклассников. Чем шире круг общения и интересов школьника, тем быстрее у него формируется собственное «кредо», которого он придерживается в подростковом возрасте. На формирование нравственных ценностей также могут повлиять:

  • телевизионные передачи и интернет;
  • книги и журналы;
  • беседы с друзьями.

Что касается социальных качеств, то в школе существует четкая и довольно развернутая система моральных ценностей. Постепенно ребенок осваивает новые для него критерии и начинает оценивать себя и окружающих. И если раньше одноклассники представлялись ему как «товарищи, с которыми можно поиграть на перемене», то теперь каждый из них получает определенный статус: отличник/хорошист/двоечник, активный/пассивный, прилежный ученик/хулиган.

Таким образом, именно в младших классах закладывается прочная основа для формирования личности. Дети осознают себя как отдельную единицу, находят свои мотивы для обучения, адаптируются к социальным нормам и постепенно вливаются в коллектив. И если ни учителя, ни родители не «передавят», не помешают этому процессу, по окончанию 4 класса ребенок станет полноценным членом общества – с собственными взглядами, интересами и суждениями.

Особенности детей младшего школьного возраста

С переходом из группы детского сада за школьную парту в жизни ребенка меняется практически все: социальный статус, распорядок дня, обязанности и привычный образ жизни. Все предыдущие годы он интенсивно развивался, формировался физиологически и психологически. Период, совпадающий с началом обучения в школе и окончанием 4 класса (6-7 — 9-11 лет), выделяют в этап под названием “младший школьный возраст”. В этом возрасте организм ребенка и его психика проходят совершенно уникальные перестройки.

Говорить о начале младшего школьного возраста у ребенка можно, если в его жизни начинает преобладать учебная деятельность, а игровая постепенно переходит на второй план. Конечно, ситуация не меняется кардинально за один день: дошкольник начинает изучать буквы и счет еще в детском саду, а первоклассникам все также нравится играть в куклы или машинки. Однако в школе у детей появляются новые обязанности и интересы, постепенно отодвигающие игры в прошлое.

Младший школьный возраст характеризуется замедлением физического развития и усилением активности в развитии интеллекта, психики. Рост школьника приостанавливается — вся энергия уходит на обучение, формирование личности, становление характера.

Наиболее заметно в этом возрасте меняются:

  • Внимание
    В дошкольном возрасте внимание ребенка характеризуется непроизвольностью. В период младшего школьного возраста происходит формирование и развитие произвольности внимания: ребенок приобретает способность сосредоточиться на важной задаче, управлять и направлять свое внимание по собственному желанию. Чтобы оптимизировать этот процесс, можно прибегать к различным приемам психогимнастики, тренировать наблюдательность, практиковаться в концентрации внимания.
  • Усидчивость
    Сложнее всего первокласснику дается перестройка на процесс обучения именно из-за природной активности и энергичности, присущей всем детям. Начинают развивать это качество в ребенке уже в старших группах детского сада, однако многие остаются непоседами во 2 и даже 3 классе. Чтобы сохранить усидчивость, ребенок должен сильно сосредоточиться и очень захотеть довести начатое до конца. Помочь ему в этом можно, научив разбивать цель на несколько маленьких шагов, поощряя его старания, а также устраняя возможные отвлекающие факторы.
  • Саморегуляция и самоконтроль
    В первые годы обучения в школе ребенок буквально учится управлять собой: своими поступками, настроением, словами. Для этого необходимо уметь давать оценку своим действиям и психологическому состоянию, делать выводы и осознанно выбирать способы изменения текущей ситуации. Развитие этих важных навыков во многом зависит от того, насколько родители готовы предоставить свободу действий своему ребенку. Развивайте у школьника инициативу и самостоятельность.
  • Эмоциональный интеллект
    В младшей школе эмоции ребенка проходят серьезную перестройку: в нем формируются высшие чувства, такие как чувство долга и прекрасного, сопереживание и сомнение, любознательность и гордость. Также в этом возрасте очень важно научить ребенка адекватно воспринимать собственные ошибки и неудачи. Умение видеть в провалах положительное, не опускать руки и извлекать уроки — своего рода полезная привычка, которую несложно выработать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Лучший способ — показывать правильное отношение к неудачам на собственном примере и говорить с ребенком об этом.
  • Моральные ценности и установки
    К окончанию младших классов школьник совершенно иначе начинает воспринимать дружбу, взаимовыручку, несправедливость, предательство, а также более осмысленно относится к собственным поступкам и поступкам других людей. Огромное количество качественной художественной литературы, проверенной временем и поколениями школьников, поможет ребенку сформировать правильное мировоззрение — почаще читайте с детьми хорошие рассказы.
  • Ответственность
    Учеба в школе — это новые возможности, определенный уровень свободы, но в то же время и совершенно иная степень ответственности. Ребенок, начиная школьную деятельность, должен четко осознавать правила поведения, границы дозволенного и свои обязанности. С первого класса постепенно, но строго, вводите в обязанности школьника новые задачи и помогайте ему осознавать последствия их невыполнения, последствия своих поступков в целом. Ни в коем случае не делайте домашнее задание за ученика!
  • Самостоятельность
    Если в дошкольном возрасте самостоятельность была недостаточно сформирована, то первоклассник будет испытывать дополнительную нагрузку: ведь теперь во многом ему приходится заботиться о себе без помощи родителей. Научите ребенка готовить себе завтрак, собирать портфель вечером, проверять школьную форму, запоминать дорогу домой, экономить карманные деньги. Гиперопека — самый страшный враг самостоятельности, в воспитании все должно быть в меру.
  • Рефлексия
    Школьник начинает анализировать свое внутреннее состояние, продумывать план действий, давать отчет своим поступкам. Активно развивается самоанализ и самооценка. Чтобы ребенок привык использовать внутренний голос для рассуждений о своем состоянии и поведении, научите его сначала говорить об этом вслух. Задавайте вопросы: “Как прошел день?”, “Что интересного произошло сегодня?”, “Почему ты недоволен таким результатом?” — побуждайте ребенка к анализу и самоанализу.

Для младшего школьника позитивное общение со значимыми взрослыми имеет очень важное значение. Дети прислушиваются к тем взрослым, которых они считают авторитетными фигурами. Как правило, это родители и учителя. Поэтому родителям необходимо в этот период уделить особое внимание качеству общения со своими детьми, наладить контакт с ними, выстроить доверительные взаимоотношения. В противном случае функции семьи в воспитании незаметно перейдут к социуму, сверстникам. Достучаться до ребенка в такой ситуации будет практически невозможно, особенно в подростковом возрасте.

Постарайтесь своевременно поработать над взаимоотношениями со своими детьми. Для этого воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в то же время отметить, что дети разные. Факти­чески в классе невозможно найти двух совершенно одинако­вых учеников.

Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особен­ностями, которые не могут (да и не должны) быть ликвидиро­ваны при всем старании преподавателя. В то же время эти индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса. Прежде всего люди родятся на свет с разными типами нервной системы, которые дают разные типы темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Мы не можем сказать, что одни из этих типов хорошие, а другие плохие. Дело не в этом: они разные. Один хорош в одном отношении, другой — в другом.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиники отличают­ся быстротой реакции, а флегматики характеризуются медлительностью, им трудно переключаться с одного дела на дру­гое, в то время как сангвиники делают это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тор­мозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в свою очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показыва­ют, что людям с разными темпераментами нужен разный темп и разный режим работы.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны за­давать темп, отвечающий их темпераменту. Нам приходилось наблюдать преподавателя математики с типичным сангвини­ческим темпераментом. Она постоянно подгоняла учеников, требовала, чтобы они выполняли задания быстро. При этом задавался такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойст­вам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответст­венной контрольной работе, уже заранее знали, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был за­дан слишком высокий темп работы. Беседуя с такими учени­ками, мы неизменно обнаруживали у них чувство обиды: они считали, что с ними поступают несправедливо.

Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие — слуховой, третьи — зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других — абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим — на слух; одним требу­ется конкретное представление материала, а другим — схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенно­стями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижение поставленных целей.

Понимая, что при обычных способах организации учебно­го процесса индивидуализация учебной работы весьма за­труднена, мы считаем важным ставить эти вопросы: учитель должен видеть, как велики резервы в учебном процессе, кото­рые до сих пор не используются. Вместе с тем необходимо отметить, что эти резервы не могут быть полностью использованы без опоры на достижения современной техники.

Только такие помощники учителя, как компьютеры, позволяют в достаточно полной мере учесть и исходный уровень познавательной деятельности учащихся, и их индивидуальные особенности.

Степень достижения поставленных целей отдельным учеником существенно зависит от того, насколько процесс усвое­ния строится с учетом всех указанных особенностей данного учащегося.

  1. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1979. — С. 69-101.
  2. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. — М., 1986.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М., 1995. — С. 255-275.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 177-258.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издатель­ский центр «Академия», 2003. 288 с. – С. 40-42

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Наши врачи

Особенности детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Особенности детей младшего школьного возраста

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 — 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector