Каждый из родителей с нетерпением ждет, когда же их чадо превратится в активного исследователя и начнет изучать окружающий мир. Все самое интересное происходит с того момента, когда ребенок учится ползать. Как же помочь ему в этом и нужно ли готовиться к такому долгожданному событию?
Когда дети начинают ползать
Ползание является важным этапом развития малыша, когда укрепляются его мышцы и позвоночник, лучше становится координация движений, развивается мышление. Теперь маленькому исследователю несложно достать то, за чем ранее можно было наблюдать только на расстоянии.
Как только ребенок начнет переворачиваться со спины на животик и проводить в таком положении много времени, он непременно попробует передвигаться самостоятельно. Как правило, это происходит в период между шестым и девятым месяцами. Так или иначе, такой навык детишки не обретают в один момент, а происходит все поэтапно.
Как ребенок учится ползать
Ползание – постепенный процесс, включающий несколько этапов:
Малыш учится держать голову, лежа на животе. Это первый шаг к тому, чтобы научиться ползать. Развивается такое умение в двухмесячном возрасте, когда укрепляются мышцы шеи и легче поддерживать голову.
Приблизительно в 4 месяца ребенок старается приподниматься на локтях, поддерживая верхнюю часть туловища.
В шесть месяцев детки приподнимаются и становятся на четвереньки. Такое положение тела говорит о том, что малыш готов к ползанию.
Как правило, к 8-ми месяцам ребенок активно ползает, задействуя силу рук (ноги и туловище, при этом, не используются).
В возрасте 9-ти месяцев дети обладают достаточной ловкостью и силой мышц, позволяющих использовать для ползания все четыре конечности.
Все детки ползают по-разному. Одни перемещаются на попке, другие могут крутится вокруг своей оси или делать однобокие движения. Достаточно часто ребенок перемещается на животе, «по-пластунски», словно маленькая гусеничка. Распространенным является «перекрестный» (классический) способ ползания, когда малыши удерживают вес тела на руке и противоположном колене, а затем меняют положение, направляясь вперед. Любой из этих способов является правильным, укрепляет мышцы и развивает координацию движений.
Как помочь ребенку, который учится ползать
Чтобы польза от ползания была максимально эффективной, родителям необходимо придерживаться нескольких рекомендаций относительно действий маленького первооткрывателя и организации пространства. Помимо массажей, комфортной температуры в помещении и удобной, не сковывающей движений одежды, важно подобрать практичный развивающий коврик, усиливающий полезность и безопасность ползания.
Яркие цветные изделия с мультяшными принтами в разы повышают интерес малыша к веселым, занимательным играм. Практичные варианты спокойных, пастельных тонов, благотворно воздействуют на психоэмоциональное состояние крохи. Такие коврики идеально подходят, как для первых выкладываний на животик (tummy time), так и ползания. Их поверхность не должна быть очень мягкой, чтобы ручки и ножки не проваливались и можно было свободно двигаться. Не подходят и слишком твердые покрытия, учитывая, что малыш может упасть и удариться.
Лучшее решение – приобрести в меру мягкие и, в то же время, амортизирующие и упругие детские коврики, учитывая возрастные особенности малыша, его интересы и темперамент. Важное значение отводится качеству изделия, обеспечивающего безопасность и комфорт маленького исследователя.
Детские коврики Parklon – выбор родителей и польза для малышей! Компактные детские коврики быстро складываются, поэтому их можно брать с собой на пикник или прогулку. В нашем интернет-магазине представлен широкий выбор складных ковриков для ползания:
Более «домашними», но не менее удобными являются стационарные модели ковриков для ползания. Они экологичные, теплые, водонепроницаемые, легко очищаются, поглощают шум, отличаются привлекательным дизайном. На них приятно лежать и удобно ползать. Благодаря научным исследованиям и многолетнему опыту, при изготовлении ковриков Parklon учтены все требования и соблюдены стандарты. И купить их можно по выгодной цене.
Мамы и папы, бабушки и дедушки, родители часто спрашивают врача: « Почему ребенок не сидит ?» «Отчего ребенок сидит плохо?» «Во сколько дети сидят обычно в норме?» «Когда ребенок начинает сидеть?» «Во сколько ребенок начинает сидеть?» «Во сколько месяцев сидит ребенок?» «Как научить ребенка сидеть?» «В каком возрасте грудной ребенок сидит, не хочет сидеть, не сидит в 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, месяцев, в год?» «Когда должен ребенок сидеть?» «Как правильно сидеть ребенку, когда можно?» «Со скольки сидят дети, мальчик, девочка начинает ползать сидеть на горшке?» «Куда обращаться, как приучить, если мальчик стоит, но не сидит на месте самостоятельно сам на попе, но при этом раскачивается?» «Кто лечит девочку, если она раскачивается сидя?» «Как учить сидеть ребенка, как нельзя сидеть недоношенным детям?» Давайте поподробнее остановимся на ответах на эти вопросы.
Когда должен сидеть ребенок? Психическое и моторное развитие ребенка – важный показатель здоровья!
В 5 месяцев у мальчиков и девочек исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Дети ровно стоят при поддержке, отлично переворачиваются со спины на живот. В 6 месячном возрасте у ребенка отмечается оптическая реакция опоры на руки. В 6 месяцев ребенок учится сидеть. В 7 месяцев ребенок уже самостоятельно сидит, а также встает на четвереньки. Он рассматривает игрушки, перекладывает их в руках, стучит игрушками по кровати и полу, может бросать игрушками обеими руками. В 8 месяцев ребенок уверенно самостоятельно сидит, без помощи матери или отца сам встает на колени и ползает на четвереньках. Он самостоятельно встает, держится за опору, переступает ножками. В 9 месяцев ребенок хорошо ходит у любой опоры, переступает при поддержке за обе руки, берет мелкие предметы двумя пальчиками, уже начинает складывать пирамидки. По просьбе родителей что-то принести, выполняет просьбы, отыскивает знакомые предметы. В 10 месяцев ребенок очень хорошо стоит и ходит у опоры, держится за опору одной рукой, спускается и поднимается с невысокой лестнички с опорой. Мальчики и девочки повторяют за взрослыми новые слоги, произносит первые слова: папа, деда, мама, баба. В 11 месяцев ребенок уверенно отлично самостоятельно стоит, ходит, при этом слегка придерживается за опору, делает 3 – 6 шагов без опоры. В год дети делают первые самостоятельные шаги без поддержки и, конечно, могут спокойно сидеть. Таким образом, 7 месяцев ребенок в норме должен самостоятельно сидеть. 7-месяцный ребенок должен сидеть самостоятельно без поддержки один и должен сам садиться.
Какие причины, по которым ребенок не сидит?
Из-за чего пятимесячный, шестимесячный, восьмимесячный, девятимесячный, десятимесячный, одиннадцатимесячный, двенадцатимесячный, годовалый ребенок, мальчик, девочка, малыш не сидит? К сожалению, таких причин очень много. Основными причинами отставания в моторном и психомоторном развитии детей являются внутриутробная гипоксия плода, внутриутробная задержка развития плода, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение, родовая травма, вакцинация, осложнения прививок, повышение внутричерепного давления, ликвородинамические нарушения, внутриутробная инфекция, недоношенность или переношенность, угроза прерывания беременности, низкая оценка новорожденного по шкале Апгар, слабая родовая деятельность, анемия беременных женщин, быстрые или стремительные роды, токсикозы и гестозы беременных, гемолитическая болезнь новорожденных, преждевременные роды или преждевременное излитие околоплодных вод, соматические и эндокринные заболевания матери, маловодие, многоводие, многоплодная беременность, предлежащие плаценты, врожденные пороки развития и многое другое.
ЗМР, ЗПМР, задержка моторного, психомоторного развития у детей
Если в 7 месяцев ребенок не сидит, то этот признак свидетельствует о таком заболевании, как задержка моторного развития (ЗМР), или задержка двигательного развития. Задержка моторного развития часто сочетается с задержкой психического развития (ЗПР). В этом случае врачи ставят диагноз «задержка психомоторного развития», или коротко ЗПМР.
8 месяцев ребенок не сидит, что делать?
Если Ваш ребенок в 8 месяцев не сидит, а тем более если Ваш ребенок не сидит в 9 месяцев, в 10 мес, в 11 месяцев, в 12 месяцев, в год, то Сарклиник рекомендует обратиться к специалисту, так как чем ранее начато лечение, тем больше шансов, что у ребенка не будет детского церебрального паралича, задержки психоречевого и психомоторного развития, алалии, дислалии, синдрома тонусных расстройств. Не упускайте драгоценное время, так как если ребенок ребенок не сидит, поздно начинает сидеть, ребенок плохо сидит на месте самостоятельно, ребенок спит сидя, не сидит на горшке и пинается, не ест сидя, качается сидя, долго не сидит в автокресле, сидит, но не садится, не сидит, но встает в кругу, не сидит на уроках, сидит на коленках, неправильно сидит, скучно сидит, ерзает в позе лягушки, не уверенно сидит без поддержки, это свидетельствует о серьезных проблемах со здоровьем малыша.
Комплексная реабилитация детей в Саратове, в России в Сарклиник позволяет вылечить тяжелую патологию.
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
- Задержки физического развития.
- Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
- Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
- Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
- Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
- Ребенок плохо играет в мяч.
- Имеются трудности в письме и рисовании.
- Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
- Нестабильная и вялая осанка.
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
- Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
- Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
- Обязательно соблюдать режим дня.
- Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
- Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
- Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , воспользуйтесь сервисом онлайн-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Когда ребенок должен уметь сидеть, ползать, ходить?
Каждая мама переживает за своего ребенка. Переживаний так много, как ее малыш развивается, не отстает ли от других детей, нормально ли его физическое и умственное развитие.
В этой статье, мы поможем Вам правильно ориентироваться в самых значимых достижениях ребенка первого года жизни. Укажем самый ранний и самый поздний срок навыков, которые ребенок должен приобрести.
Итак, представляем Вашему вниманию примерный график двигательного развития деток:
Первый месяц жизни. Кроха удерживает на несколько секунд головку в вертикальном положении. Лежа на животике, может приподнимать головку. Некоторые детки уже могут уверенно держать головку в вертикальном положении, но, далеко не все.
Второй месяц жизни. Малыш, лежа на животике, поднимает голову на 5-7 см от поверхности и на минуту другую может ее удерживать. Некоторые детки удерживают головку всего на несколько секунд, другие достаточно долго могут ее держать. И то и то является нормой.
Третий месяц жизни. Ребенок начинает проявлять особый интерес к игрушкам, пытается достать понравившуюся вещь, но ухватить еще не может. К концу месяца лежа на животе должен хорошо удерживать головку. Уверенно держит голову в вертикальном положении.
Четвертый месяц жизни. Ребеночек умеет поворачиваться на бок, некоторые переворачиваются на животик. Лежа на животе с удовольствием играет. Последний навык ребенок может не иметь, если родители не выкладывали малыша на живот. Обязательно выкладывайте кроху по 4-5 раз в день. Пусть привыкает лежать на пузе.
Пятый месяц жизни. Ребенок хватает предметы, подтягивает их к себе. Должен самостоятельно переворачиваться со спинки на животик. Некоторые умеют крутиться и в обратную сторону. Если заметили, что ребенок активно переворачивается, ни на секунду не оставляйте кроху одного на постели, иначе шишки не миновать!
Шестой месяц жизни. Ребенок самостоятельно сидит, если его посадить. Лежа на животике дотягивается до игрушек. Некоторые детки к концу месяца начинают ползать.
Седьмой месяц жизни. Малыш уже должен уметь сидеть без поддержки, если его посадили. Старается сесть самостоятельно.
Восьмой месяц жизни. Всеми возможными способами пытается добраться до игрушки, если не ползком, то различными перекатываниями. Может самостоятельно садиться (не все дети). Ползает (не все дети). Стоит держать за что-то.
Девятый месяц жизни. Большинство детей, к этому возрасту, начинает ползать и самостоятельно садиться. Но есть лентяи, которые все еще не хотят этого делать. Стоит и ходит вдоль кроватки держать за поручень.
Десятый месяц жизни. Ребенок обязательно должен самостоятельно садиться. Если ребенок не ползает, не бейте тревогу, некоторые детки вообще не ползают, а сразу начинают ходить. Малыш умеет самостоятельно вставать, опираясь на что-то. Некоторые начинают ходить.
Одиннадцатый месяц жизни. Кроха может стоять, без поддержки взрослого, сначала пару секунд, потом дольше и дольше. С интересом играет в игрушки, особенно любит что-то складываться в баночку или тарелочку, а потом доставать от туда.
Двенадцатый месяц жизни. Малыш может ходить уже достаточно уверенно. Но многие детки празднуют свой День Рождения, так и не начав ходить. Но малыш может с удовольствием топать, держась за одну ручку мамы или за окружающие его предметы (мебель, стену и т.п.)
Помните, что все детки развиваются по-разному. Одни детки начинают ходить в 10 месяцев, другие только к полутора годам. Бить тревогу следует, если малышу уже исполнился год, а он все еще не умеет самостоятельно садиться, переворачиваться со спины на живот. Если ребенок не начал ходить к полутора годам. В таком случае нужно бегом бежать к врачу и выяснять причины такого отставания. Но, как правило, врач замечает недостатки развития в течении первого года жизни. Ведь весь год ребенок находится под контролем врача, которого Вы ежемесячно должны посещать!
Хотим отметить, что дети все разные и развиваются все по-разному. Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.
1 месяц
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову
2. Фокусировать взгляд на лице
3. Реагировать на общение с ним — переставать плакать концентрировать внимание на взрослом
4. В положении на животе поднимать голову и пытаться ее удержать
5. Издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать)
6. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
7. Сжимать ручки в кулачки и подносить их ко рту
2 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Улыбаться в ответ на вашу улыбку
2. Лежа на животе, поднимать голову на 45°
3. Удерживать вложенную игрушку в руке
4. Тянуться к предметам
5. Смеяться вслух; — визжать от восторга
6. Поворачивать голову к источнику звука
3 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. В положении на животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд
2. Оживляться при общении со взрослыми, агукать
3. Рассеянно улыбаться
4. Упираться ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
5. Реагировать на присутствие родителей: пытаться привлечь внимание
6. Отыскивать источник звука глазами с поворотом головы
7. Следить за движущимися предметами и длительно их рассматривать
4 месяца
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Лежа на животе, поднимать голову на 90°
2. Приподнимать плечи и голову, лежа на спине
3. Громко смеяться
4. При потягивании за ручки сгибать руки в локтях и подтягиваться.
5. Произносить первые слоги
6. Тянуться к игрушке, тянуть все в рот
5 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Твердо держать голову в вертикальном положении
2. Переворачиваться (в одну сторону)
3. Обращать внимание на очень маленький предмет
4. «Петь» звуки, меняя интонацию
5. Подтягивается на руках, пытаясь сесть
6. Перекладывать предмет из одной руки в другую
7. Подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке
8. Лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных
9. Уметь держать бутылочку одной или двумя руками
6 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания
2. Сидеть с поддержкой короткое время
3. Пытаться ползти на животе
4. Самостоятельно садиться из положения на животе
5. Переворачиваться с живота на спину
6. Откликаться на свое имя
7. Издавать самые разнообразные звуки
7 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Сидеть без опоры
2. Подниматься на четвереньки и ползать
3. Понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса
4. Играть в «ку-ку» (к 7 месяцам и ¼ месяца)
5. Держать в каждой руке по предмету (может ударять ими друг об друга)
6. Подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами
8 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Играться сидя (может иногда «заваливается» на бочок)
2. Подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами
3. Неотчетливо произносить «мама» или «папа»
4. Самостоятельно вставать, держась за опору
5. Понимать слово «нельзя» , махать пока- пока, хлопать в ладоши
6. Долго играться с предметам
9 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Листать толстые страницы картонной книжки
2. Играть в мячик(катить вам его обратно)
3. Пить из чашки без посторонней помощи
4. Отчетливо произносить «папа» или «мама»
5. Отвечать жестом на короткую команду, типа «Дай это мне»
6. Передвигаться держась за опору
7. Хорошо сидеть, ложиться из положения сидя и садиться из положения лежа
8. Находить игрушку, спрятанную у него на глазах
9. Знать и откликаться на свое имя
10 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Стоять без опоры , но не долго, ходить держась обеими руками
2. Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку
3. Садится из положения стоя
4. Подражать жестам, выражениям лица, звукам
5. Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно Ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке)
6. Отвечать жестом на короткую команду, типа «дай это мне»
7. Выполнять сложные движения, открывать, закрывать, собирать пирамидку, показывать части тела другого человека
11 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Самостоятельно стоять и делать шаги
2. Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца)
3. Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться)
4. Выражать свои желания другим способом, кроме плача
5. Произносить 3 (или больше)слова, кроме «мама» или «папа»
6. Знать названия многих предметов
12 месяцев
Что ваш ребенок должен уметь:
1. Понимать слово «нет»
2. Выполнять несложные просьбы
3. Знать, как его зовут
4. Хорошо ходить, садиться, вставать, стоять
5. Произносить 10 и больше слов, кроме «мама»,»папа»
6. Играть в «Сороку-ворону», собирать пирамиду, строить 2-3 фигуры из кубиков
7. Активно рисовать каракули карандашом или мелками
8. Узнавать предметы на картинке
9. Откусывать, жевать твердую пищу
10. Пользоваться ложкой и чашкой
11. Проявлять самостоятельность
Родители с появлением ребенка сталкиваются с проблемами, связанными с темпами и нормами его развития. На вопросы о том, во сколько месяцев ребенок должен научиться сидеть, сильно ли отличается период освоения данного навыка для мальчиков и девочек, расскажет данная статья.
Когда ребенок должен научиться сидеть самостоятельно — мнение педиатров
Считается, что по достижению каждого нового возрастного этапа, малыш должен овладевать определенными умениями и навыками. В том случае, если происходит ярко выраженное отставание от принятых для конкретного возрастного периода норм, то это может свидетельствовать о возникновении какой-либо проблемы в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому очень важно обращать внимание на то, насколько соответствуют показатели малыша принятым стандартам.
Однако, не стоит беспокоиться в том случае, если разница незначительна — это абсолютно нормально. Не следует забывать о том, что каждый ребенок обладает индивидуальными особенностями развития, поэтому не всегда некоторое отставание от стандартов может свидетельствовать о наличии каких-либо проблем.
Педиатры сходятся во мнении о том, что готовность к освоению навыков сиденья появляется у малышей к 6 — 8 месяцам. Малыш этого возраста начинает предпринимать активные попытки сесть. Но это происходит лишь тогда, когда уровень развития его костной и мышечной системы позволяет ему совершать необходимые действия.
Этот период имеет очень размытые рамки. Например, один малыш сможет сидеть уже в возрасте 5 месяцев, а другой — владеет данным навыком в полной мере лишь при достижении восьмимесячного возраста. В любом случае, родителям не стоит пытаться искусственно ускорить данный процесс, так как освоение данного навыка диктуется исключительно организмом ребенка, его анатомо-физиологическими особенностями. Педиатры запрещают пытаться высаживать детей самостоятельно, так как это может оказать слишком большую нагрузку на его позвоночник, что может стать причиной деформации костной системы и вызвать ряд серьезных проблем.
Кто раньше садится мальчики или девочки
Существует мнение, что мальчики осваивают данный навык несколько раньше, чем девочки. Однако, научного подтверждения данной теории на сегодняшний день не существует.
Дело в том, что укрепление позвоночного столба проходит несколько этапов. Первый из них — это формирование шейного изгиба, когда малыш учится держать голову без поддержки со стороны взрослого. Второй этап — освоение навыка переворачиваться и ползать. Заключительный этап — поясничный (здесь малыш уже может самостоятельно сидеть и ходить).
Формирования физиологических изгибов позвоночника — это достаточно сложный и интенсивный процесс. Например, если сравнить осанку новорожденного малыша и годовалого младенца, то разница будет очевидной. Пол ребенка не влияет на скорость освоения им навыка сидения. Решающим фактором является уровень развития мышечной системы, потребность ребенка в двигательной активности.
Возрастная норма
Большинство малышей осваивают данный навык в полугодовалом возрасте. Первое время дети сидят очень неустойчиво, часто заваливаются на бок или падают на спину. Постепенно мышцы спины начинают развиваться, позвоночнику становится легче справляться с данной нагрузкой. В среднем для того, чтобы ребенок научился сидеть уверенно ему требуется около 2 месяцев. Полностью малыш осваивает этот навык к 9 месяцам, когда ему уже не требуется поддержка и помощь со стороны взрослого.
Как помочь ребенку научиться сидеть
Достаточно часто возникают ситуации, когда ребенок достигает нужного возраста, но при этом не может освоить определенного навыка. Иногда родители отмечают даже отсутствие стремления и попыток для его освоению. Это достаточно тревожный сигнал, родителям стоит немедленно обратиться за консультацией к специалистам: педиатру, невропатологу и ортопеду. В том случае, если опасность возникновения какой-то патологии или заболевания будет исключена, то следует уделить внимание физическому развитию ребенка, создавая ему ситуации для активной двигательной деятельности. Для этого на сегодняшний день существует ряд вспомогательных процедур.
Одним из вариантов является общеукрепляющий массаж. Его проведение следует доверить профессионалу, которые прекрасно разбирается в особенностях строения и развития мышц малыша данного возрастного периода. Это полностью исключит возможность нанесения малышу травмы и гарантирует положительную динамику.
Плавание — это следующий вариант, который поможет научиться сидеть. Считается, что данным видом спорта можно начинать заниматься с самых первых месяцев жизни. Нахождение в воде требует от малыша двигательной активности, включая тем самым в работу многие группы мышц. По статистике, дети посещающие бассейн с раннего возраста, развиваются быстрее и гораздо реже болеют.
Гимнастика — еще один отличный способ помочь развитию мышц ребенка, что является необходимым условием освоения таких навыков, как сидение и ходьба. Физические упражнения благотворно влияют на мускулатуру, способствуют развитию координации.
Почему нельзя высаживать ребенка самостоятельно: возможные осложнения
Согласно научным исследованиям, высаживание ребенка может привести к ряду проблем, среди которых:
- Развитие лордоза и сколиоза;
- Остеохондроз;
- Деформация костей таза;
- Нарушение психоэмоционального состояния.
Специалисты сходятся во мнении о том, что освоение данного навыка должно быть инициировано ребенком. Вмешательство родителей может нанести серьезный вред.
Еще один важный момент — категорически запрещено использовать прыгунки и ходунки до тех пор, пока малыш не освоил навык сиденья в достаточной степени. Использование данных предметов может отрицательно сказаться на развитии позвоночника, так как мышечный корсет его спины еще недостаточно развит, а значит травмоопасность значительно возрастает.
Главный совет родителям — не торопите события и помните о том, что каждый ребенок развивается в индивидуальном режиме.