Готовность ребенка к детскому саду

Готовность ребенка к детскому саду

Отдавать ребенка в детский сад все же стоит. Сад готовит детей к школе в:

  • интеллектуальном плане
  • психологическом аспекте
  • помогает выстроить отношения в социуме.

В детском саду ребенок учится строить отношения с детьми и взрослыми, участвовать в коллективной деятельности.

Если вас не тяготит пребывание с ребенком и нет срочной необходимости выхода на работу, то лучше отвести его в детский сад в 4 года.

Ясельный возраст характеризуется сильной привязанностью к маме. Разлука с мамой в это время дается малышу очень тяжело и травматично, нарушается безмятежное и спокойное существование, столь необходимое для гармоничного развития.

В результате затягивается процесс адаптации. Малыш сопротивляется разлуке с мамой всеми силами, болея всю зиму и капризничая.

В возрасте 3 лет ребенок начинает строить новые отношения с миром, со взрослыми, ломая сложившиеся старые. Поведение малыша резко меняется. Он все чаще проявляет такие качества, как:

  • негативизм
  • упрямство
  • строптивость
  • своеволие
  • чаще спорит и бунтует.

Это кризис выделения своего «Я». Эти изменения даются ребенку нелегко. От взрослого требуется:

  • мудрость
  • спокойствие
  • выдержка.

Малышу необходимо чувствовать понимание, поддержку и любовь. Кардинальные перемены в жизни ребенка нежелательны. Лучше немного выждать.

Семья — лучшее место для формирования неповторимой индивидуальности. Во сколько лет бы вы ни повели ребенка в садик, его лучше подготовить. И чем малыш младше, тем тщательнее к этому надо готовитьcя.

Подготовка и адаптация к саду

Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.

Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель.

На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в:

  • нарушениях сна
  • капризности
  • возможны респираторные заболевания.

У ребенка могут возникнуть проблемы мокрых штанишек, он может стать более плаксивым и привязанным к матери. Малыш быстро утомляется, становится непослушным, невнимательным. В этот период важна спокойная атмосфера дома.

Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей:

Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада. За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми. Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам.

Сказкотерапия помогает адаптироваться в саду

Но самое мощное и доступное средство — это волшебство сказки. Есть целое направление в психологии — сказкотерапия.

Сказка увлекает за собой и ненавязчиво учит, помогает понять многое. Сочините для своего малыша историю о том, как малыш пошел в садик, и поиграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.

Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху:

  • зайчонок
  • котенок
  • мышонок

Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье. Говоря о детском саде, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания.

Готовность ребенка к детскому саду

В первый раз можно привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете:

  • о нем думать
  • скучать
  • зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку.

Рассказывайте ему иногда, как вы спешили за ним. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, когда он уже будет ходить в него.

Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей или решить сложившуюся проблему, конфликт. Ориентируйте игру на положительный результат.

Когда малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно в сад, ведь с другом веселей и спокойнее.

Но это средство подходит не всем: кому-то игрушка лучший друг, а для кого-то не играет важной роли в таких ситуациях. И последний штрих.

Не уходите «втихую». Ребенок воспримет это как предательство, а наша цель — вселить в него спокойствие и уверенность в нашей любви и в том, что во всем происходящем нет ничего плохого, наоборот.

Каждый день будьте:

  • спокойны
  • настойчивы
  • доброжелательны

придумайте ритуал прощания. Ребенок чувствует ваше настроение. И ваше спокойствие обязательно ему передастся.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Каждый родитель, отдавая ребенка в детское дошкольное учреждение хочет, чтобы адаптация к новым условиям прошла хорошо, и ребенок получал удовольствие от посещения детского сада и общения со сверстниками. Как это сделать? Готовить ребенка к посещению детского сада надо заранее – не лишним будет узнать режим дня детского сада и постараться придерживаться его и дома -то есть с утра рано вставать, завтракать, в обед — сон после еды, а вечером рано ложиться. Это очень поможет и взрослым, и малышам. Ребенку будет легче вставать с утра, поскольку он к этому заранее привыкнет. Послеобеденный сон войдет в его привычку, и он будет чувствовать себя спокойнее, когда день в садике будет проходить примерно также, как и дома.

Чтобы адаптация в детском саду прошла ещё легче стоит кормить его приблизительно в те же часы, что и в детском саду. Можно иногда готовить ту же еду, что и в садике. Часто дети не едят в садике не потому, что еде не вкусная, а потому, что в семье она не входит в рацион питания. Например, если вы никогда не готовили творожную запеканку или пудинг, то попробуйте добавлять эти блюда в домашний рацион, тогда ребенок к ним привыкнет и не будет «воротить нос» от еды в садике и оставаться там голодным. Узнать какие блюда входят в меню – раскладки детского сада просто, по закону такая информация ежедневно вывешивается в детском саду в местах, доступных для родителей – на входе в дошкольное учреждение или в группе.

Один из важных пунктов, при подготовке детей к новому этапу жизни, — развитие в них самостоятельности. Неплохо будет если ребенок уже будет уметь сам одеваться и раздеваться. Не забудьте промаркировать всю одежду и обувь – тогда дети не будут путать свои и чужие вещи, а воспитатели и педагоги будут тратить меньше время на поиск одежды ребенка. Можно использовать термоапликации или яркие наклейки- стикеры, вышить инициалы ребенка или подписать перманентным маркером –главное, чтобы и ребенок, и сотрудник детского сада смогли легко идентифицировать детские вещи.

Совсем не лишним будет научить ребенка правилам личной гигиены, ведь недостаточно просто научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, у малыша должно войти в привычку мыть руки после посещения туалетной комнаты – чистота рук является профилактикой многих инфекционных и паразитарных заболеваний.

Ещё один важный этап подготовки ребенка к детскому саду — вакцинация. Каким бы крепким бы здоровьем не обладал Ваш малыш, — не лишней будет дополнительная защита путем создания активного иммунитета против многих грозных заболеваний с возможными тяжелыми осложнениями, тем более в условиях скученного коллектива. Прививаться необходимо в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Дополнительно привиться от заболеваний, не входящих в календарь профилактических прививок, может порекомендовать педиатр, наблюдающий Вашего ребенка.

Ну и, конечно, стоит заранее рассказать малышу о детсадовских условиях. Можно проиграть с ребенком в «детский сад», тогда ребенок будет спокойно реагировать на смену обстановки, большое количество детей рядом и отсутствие рядом мамы и папы. Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Правильная подготовка ребенка к саду – залог благополучной адаптации в детском коллективе.

Памятка ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Готовность ребенка к детскому саду

В жизни каждой семьи наступает такой период, как поступление малыша в детский сад. Подготовка к нему — ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду родители должны начинать заранее, по мере приближения к осени. Итак, с чего начинать?

Продолжение. Стр.2

Не спешите в выборе, а будьте наблюдательны и предусмотрительны, ведь вы не хотите слишком часто менять садики? Помимо прочего, заранее необходимо составить «портрет» воспитателя детского сада, которого вы считаете «хорошим» для своего ребенка.

Например, у кого-то спокойный малыш, плохо воспринимает громкий голос, поэтому такие родители для малыша будут искать спокойного педагога. Кто-то хотел бы видеть молодого воспитателя, а для кого-то «добрая бабушка» будет самым желанным педагогом.

Чем четче вы представите, чего хотите, тем проще вам будет. После того, как «портрет» готов, начинаем поиски, понимая, что идеала не существует, но имея четкое представление, с чем вы сможете смириться, а чего категорически не приемлете. Для первичной картины подойдут расспросы мамочек с площадок, отзывы знакомых.

Раз мы решили, что лучшее время начала адаптации – весна-лето, то сразу поинтересуйтесь, работает ли детский сад летом и какие воспитатели будут работать в группах. Если педагогов заменяют, а группы объединяются, то пользы от такого посещения будет мало. Адаптировать ребёнка должны знакомые люди и постоянные педагоги. И, конечно, нужно, помнить, что на выбор садика тоже уйдёт время.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К САДИКУ: РЕЖИМ

Параллельно с подбором детского сада и воспитателя изучите режим дня детского учреждения. Он практически везде одинаковый: начинают работать детские сады с 7 или с 8 утра, заканчивают работу в 18 или 19 часов.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8 – 9 утра, а забирают в 5 – 6 вечера, тихий час – с 13 до 15.

Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. Хотя мы рекомендуем просмотры телепередач на ночь заменить чтением книг. Это должен быть постоянный ритуал, а малыши любят постоянство и к этому времени быстро заснут.

Вместе с режимом детского сада изучите меню: многое можно и нужно ввести в домашнее питание. Ведь рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо и рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду, вина отчасти их родителей, которые «приучили» их к сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам.

Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой пище – супам, кашам, салатам и т.д., и тогда проблем с едой в садике не будет! Если ваш ребенок не отличается хорошим аппетитом с рождения, то обязательно поговорите с воспитателем, чтобы он ни в коем случае не кормил ребенка насильно.

Это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям. Если все-таки вы не согласны с детсадовским рационом, то регулировать питание можно за счет домашних завтраков, полдников и ужинов. Приводите ребенка в сад чуть позже, а забирайте чуть раньше.

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДИКУ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду и приспособления к ее условиям. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации ребенка к детскому садику: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Существуют три фазы адаптационного процесса:

  • 1 — острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц
  • 2 — подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  • 3-я фаза компенсации, которая характеризуется убыстрением темпа развития; в результате — дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Легкая адаптация — изменения в состоянии, настроении, различные колебания и сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя, болеет не чаще обычного.

В этом случае ребенок вливается в новый коллектив безболезненно (это происходит приблизительно в течение месяца), ему комфортно в группе, он спокоен, когда мама ведет его в детский сад.

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели.
Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.

6 Шагов подготовки к детскому саду от психолога Нины Ливенцовой

Содержание:

Готовность ребенка к детскому саду

Шесть шагов подготовки к детскому саду

✅Шаг 1 — Расширяйте информационное поле:
Рассказывайте о детском садике
Читайте книги по теме
Приводите примеры знакомых детей
Вместе играйте в детский сад

✅Шаг 2 — Познакомьтесь с детским садом:
Познакомьтесь с детским садом
Гуляйте вместе по территории детского сада
Сходите на экскурсию в группу
Если есть у друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают детей из садика

✅Шаг 3 — Совместная подготовка:
Выберете вместе с малышом одежду на первые дни
Познакомьтесь с воспитателями

✅Шаг 4 — Создайте положительный настрой:
Расскажите забавные истории о садике из своего детства
Расскажите малышу о положительных моментах, которые его ждут в садике

✅Шаг 5 — Настройте Режим:
Ранний подъем
Своевременное укладывание на ночь и дневной сон

✅Шаг 6 — Развивайте навыки самообслуживания:
Научите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки)
Научите есть и пить без посторонней помощи
Мыть руки
Вытираться полотенцем
Пользоваться туалетом (горшком)

Готовность ребенка к детскому саду

ПЛАН привыкания ребенка к садику

  • Знакомство с детским садом — погулять рядом с садиком, по его территории и если есть возможность, зайти внутрь здания.
  • Первый день провести вместе (обычно один час).
  • Установить контакт с воспитателем сначала маме, затем ребенку. Познакомиться, улыбнуться. Во время знакомства взять ребенка на руки и передать его на руки воспитателю.
  • В течение недели водить ребенка на два часа. В это время заниматься своими делами, чтобы обуздать тревогу.
  • При расставании целоваться и обниматься. При встрече – радоваться.
  • Дать ребенку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас (платочек, рисунок поцелуй в кармашек).
  • Если ребенок плачет, недолго утешать его (принимать эмоции) и твердо уходить.
  • Через неделю оставить ребенка на обед, затем на сон.

Признаки, что адаптация идет по ПЛАНу

🔅Ребенок плачет, но быстро успокаивается
🔅Общается с воспитателями
🔅Интересуется игрушками
🔅Спокойно играет
🔅Съедает хотя бы часть завтрака или обеда

Готовность ребенка к детскому саду

Распространённые ошибки, которых можно избежать

  1. Игнорирование подготовительного этапа
  2. Сомнения родителей, стоит ли вообще водить ребенка в сад
  3. Негативные установки
  4. Резкое погружение (оставлять сразу на полный день)
  5. Отсутствие ритуала прощания.
  6. Нет режима дня у ребенка
  7. Специфические пищевые привычки (например, ребенок есть только протертую пищу)
  8. У ребенка нет навыков самообслуживания
  9. Пугать/угрожать детским садиком или воспитателем
  10. Наложение стрессов (переезд, возрастные кризисы, новые кружки)
  11. Непоследовательность (проспали – не пошли)
  12. Негатив от сборов в садик, во время прощания
  13. Отсутствие компенсации разлуки: ничего не оставляете взамен себя (любимую игрушку, мамину вещь)
  14. Высказывание при ребенке в негативном ключе о садике
  15. Нереалистические ожидания от ребенка

Показатели, что адаптация к детскому саду прошла успешно

если ребенок👶🏻
✅принимает правила детского сада
✅Если и плачет при расставании, то быстро успокаивается
✅Спокойно играет
✅Общается с детьми и воспитателями
✅Ест предложенную еду
✅Спит во время тихого часа

✨Ваш ребенок и вы — большие МОЛОДЦЫ!

Подготовка ребенка к детскому саду — это упражнения и занятия, которые помогут более легкой и комфортной адаптации малыша в новой среде. Для этого родители учат кроху общаться с другими детками, быть самостоятельным и просить о помощи взрослых, когда это требуется.

Готовность ребенка к детскому саду

В чем польза дошкольных заведений

Первая и самая важная функция детского сада — дать возможность маме вернуться на работу, к прежнему режиму жизни. Но кроме этого, дошкольное заведение приносит немало пользы самому ребенку:

  • У крохи расширяется круг общения. Он знакомится с новыми людьми: воспитателями и другими детками.
  • Ребенок осознает, что мама не всегда рядом, ему приходится учиться полагаться на собственные силы. Это развивает самостоятельность, ответственность. Маленькому человеку приходится самостоятельно кушать, переодеваться, мыть ручки. Он учится просить о помощи у взрослых и детей, учится говорить о своих желаниях и потребностях.
  • Избалованные детки понимают, что они не являются центром вселенной: другие ребятишки играют без них, взрослые не спешат к ним по первому зову. Дети становятся спокойнее, уходит требовательность и показательные истерики.
  • У малыша закладываются навыки общения со сверстниками. Детки перенимают друг у друга манеру поведения, новые слова, реакции. Они учатся отстаивать личные интересы, решать споры не только криком и кулаками, но и мирным путем.
  • Ребятишки учатся творить (лепить, делать поделки), учатся новым играм. На занятиях физкультурой укрепляют здоровье и выплескивают кипучую энергию.
  • Садик работает по режиму, что хорошо влияет на психическое и физическое развитие. Это хорошая подготовка к будущему обучению в школе.

Памятка «Готовимся к детскому саду»

Прежде чем готовить ребенка к детскому садику, придется определиться с дошкольным заведением. После этого дождаться, когда вам выделят в нем место.

На очередь в детский садик разрешено вставать сразу после того, как получите свидетельство о рождении малыша. Поэтому с садиком необходимо определиться пораньше. По факту, подготовка к детскому саду идет в то время, пока вы ожидаете своей очереди.

Подготовка к походу в детский сад — это важный этап. Чем больше внимания вы ему уделите, тем успешнее и проще пройдет адаптация малыша к детсадовской жизни.

На что обратить внимание:

  1. Здоровье. Крепкий иммунитет поможет сгладить адаптационный период. Первые полгода в садике практически все детки болеют (сопли, простуда). Это происходит, потому что организм ребенка приучается бороться с бактериями и вирусами от других людей. Чем крепче организм — тем быстрее он адаптируется, тем меньше вы проводите времени на больничном дома с малышом. Хорошо укрепляет иммунитет сон с приоткрытым окошком (в режиме проветривания), умывание и обливание прохладной водой.
  2. Поддерживайте режим дня, чтобы крохе не пришлось перестраиваться в садике. К какому режиму приучать: ранний подъем, завтрак в одно и то же время, обед, послеобеденный сон. Если малыш дома не спит после обеда, приучайте его к тихому часу, пусть он не спит, но какое-то время тихонько лежит. Кроха, приученный к режиму, проще ходит в садик, потому что он знаком с этой последовательностью, а то что привычно и знакомо — успокаивает.
  3. Ходите с малышом на различные развивашки, где он познакомится с другими детьми. Ходите в гости, приглашайте друзей с детьми к себе домой. Гуляйте на площадке у дома, знакомьтесь с другими мамочками и ребятишками. Чем богаче у крохи опыт общения со сверстниками, тем комфортнее он вольется в новый коллектив.
  4. Гуляйте недалеко от сада. Если есть возможность, погуляйте на его территории. Расскажите малышу, какой этот садик хороший, что в нем интересно, там у него появятся новые друзья, занятия, игрушки. Покажите, как ребятишки играют на улице на прогулке, как им весело. Говорите крохе, что он становится взрослым, и когда подрастет, тоже пойдет в этот садик.
  5. Учите кроху самостоятельности. Самая лучшая подготовка ребенка к посещению детского сада — развитые навыки самообслуживания. Звучит сухо и пафосно, но это важнейший пункт в успешной адаптации. Чем больше у малыша навыков — тем проще ему в новом коллективе без мамы. Научите его самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, мыть ручки. Приучайте дома убирать за собой игрушки, складывать свою одежду аккуратно. Умелый и самостоятельный малыш легко вписывается в детский коллектив. Сверстники с такими детьми общаются и играют с большим желанием.
  6. Поиграйте дома в детский сад. Вы играйте за игрушек, а ребенку дайте роль доброй заботливой воспитательницы, которая покормит их и уложит спать. Формируйте у него положительный образ детского сада. Поводов разочароваться в будущем у него найдется, но если он изначально будет относиться к детскому саду как интересному месту — он пойдет туда с радостью.

В каком возрасте начать подготовку в детский сад

Оптимальный возраст, когда стоит отдать малыша в детский садик: 2,5 — 3 года. В этом возрасте детки активные, любознательные, активно интересуются новым и неизведанным. Они открыты к общению, готовы принять авторитет другого взрослого (воспитателя). Подготовку к садику в этом случае начинают за полгода.

Если планируете идти в сад с 1,5 — 2 лет, учитывайте, что адаптация, возможно, займет больше времени. Детям в этом возрасте не так нравится долгое шумное общение со сверстниками.

Подготовка в период адаптации

Адаптация — это способность малыша принять изменения в его жизни, новую среду, новое окружение.

Что бывает, если кроха перегружен и тяжело проходит детсадовскую адаптацию:

  • откат в умениях — умеющие ходить на горшок, говорить, одеваться отказываются от одного или всех своих навыков;
  • нарушается сон — кроха плохо засыпает и не желает просыпаться, идти в сад;
  • пропадает аппетит — детки отказываются есть в незнакомом месте;
  • резкая смена поведения — активные затихают, а спокойные ведут себя агрессивно;
  • на фоне общего стресса падает иммунитет.

Чем быстрее малыш привыкает к детскому саду, тем быстрее эти проблемы сглаживаются или исчезают полностью.

Детский сад – первое учебное заведение в жизни малыша, стоит отправлять его туда или нет? Если да, то в каком возрасте лучше? Как определить психологическую готовность ребенка к детскому садику, новому коллективу взрослых и детей? А может лучше вообще «сидеть дома» до самой школы? Эти вопросы одолевают родителей зачастую еще до рождения малютки и усугубляются с рождением. Советчиков вокруг масса – знакомые, родственники, друзья – все делятся опытом, как позитивным так и не очень, но забывают о главном — о ребенке. Ведь именно ему предстоит непростой процесс социализации в организованных группах.

Готовность ребенка к детскому саду

Детский сад – быть или не быть

Детские педагоги и психологи практические единогласно утверждают: «Детский сад – необходим!», однако, единых рекомендаций о наилучшем возрасте для оформления в него не существует.

Одни детки с радостью машут маме и бегут играть с новыми друзьями – игрушками. Другие, не могут надолго расстаться с родными даже в 5 лет, окружающие тогда авторитетно выносят обидный вердикт – «несадиковский ребенок». Так в чем же дело?

Сосредоточим фокус внимания на поведенческих и личных качествах малыша: темпераменте и характере восприятия окружающего мира. Эти составляющие детерминируют (обуславливают) подготовленность психики ребенка к переменам в его жизни. Сопоставив эти характеристики легко определяется оптимальный возраст оформления малыша в детский сад и максимально безболезненного адаптационного процесса.

Типы темперамента ребенка и готовность к саду

Уже в первые месяцы после рождения малыша мамы выделяют особенности их поведения: кто — то бодро вопит проголодавшись, другой нехотя просыпается, а некоторые и вовсе легко переключаются на другие занятия не получив желаемое. Все эти поведенческие качества обусловлены силой и скоростью реакции центральной нервной системы на внешние раздражители.

Иначе говоря, темпераменту – совокупности устойчивых психологических и физических особенностей, которые образуют основу динамического формирования личности и её характера. Классическая психология классифицирует четыре типа темперамента: сангвиник и флегматик, холерик и меланхолик.

Такие дети не вызывают проблем: они спокойны, спят беспробудно и сладко, легко занимают себя игрой, требуют мало внимания, не вредничают. Спокойствие и рассудительность их отличительные черты. Такой ребенок долго привыкает к незнакомой обстановке и людям, но все переживания «держит в себе».

Время для сада – оптимально в 2-3 годика. Малыши в таком возрасте легко знакомятся и формируют группы «по интересам» и флегматик запросто найдет новых друзей и интерес к посещению детсада.

Это ребенок – артист, он нуждается в публике, легко возбудим, обожает громкие игры и проказы, легко запоминает новое и ещё быстрее забывает. Всё должно идти по его сценарию и желанию — иначе скатывается в истерику. Может провоцировать конфликты как со старшими, так и сверстниками.

Время для садика – идеально к 3-4 годам. К этому возрасту ребенок ознакомлен с социальными правилами и нормами — они выступают ограничивающим фактором его поведения. Появляется необходимость в обществе деток и взаимодействию в нем.

Это маленькие пессимисты – у них все плохо: хнычут и ноют без меры, требуют к себе внимания и не отказываются поиграть самостоятельно. Нерешительны, замкнуты, нововведения их пугают, новое тяжело запоминается и утомляет.

Время для сада – не ранее 5 — 6 лет. Увы, этому ребенку детсад в младшем возрасте противопоказан, но необходим в более старшем: для обретения навыков общения и взаимодействия в большом коллективе детей и взрослых.

«Душа компании» и лидер от рождения. Очень любопытен, прекрасно запоминает всё новое, импульсивен и не злопамятен, легко сходится с новыми людьми, но монотонные занятия нагоняют тоску и усталость.

Время для сада – как можно раньше. Сангвиник только выигрывает от общения с детками в непривычной обстановке, адаптация происходит максимально быстро.

Готовность ребенка к детскому саду

Характер ребенка и готовность к саду

Наряду с уникальным темпераментом у ребенка есть и характер – набор устойчивых психических качеств личности, позволяющие постигать новое. Детские психологи вычленяют четыре характера по типу восприятию: слушатель, зритель, оратор и деятель. Эти характеристики также влияют на подготовленность к детскому садику.

Ребенок — зритель воспринимает окружающий мир визуально. Он обожает смотреть мультики, листать иллюстрированные книги, внимателен к мелочам, но нуждается в перманентной смене видимых образов. Ребенок – визуал с охотой обойдет всю округу, но рассказ мамы без образного подтверждения не услышит. Новые лица ему интересны, но общаться с ними ему боязно.

Время для сада – хоть интерес к детскому обществу возникает только к 3-4 годам, но адаптация в саду наиболее желательна в 2 годика. Малышу легче побороть смущение перед новыми детками и коллективом.

Ребенок – слушатель познает мир и воспринимает информацию через слушание. Он с нескрываемым интересом слушает долгие рассказы, аудиосказки, песенки, хорошо запоминает информацию. Может долго отмалчиваться, а после удивить взрослых цельными развернутыми фразами.

Время для сада – оптимально 5 – 6 лет. В этом возрасте ребенку – аудиалу уже интересно слушать сверстников, а не только старших. В юном возрасте этот малыш в обществе сверстников не нуждается.

Ребенок – оратор пришел в этот мир говорить! Ему необходимы слушатели и он не будет тихонько мямлить под нос, любит быть в центре внимания. Запросто сходится с посторонними, не стесняясь, выражает свою точку зрения.

Время для сада – это 3-4 годика. Как правило, к этому времени дети уже свободно разговаривают, а оратор просто нуждается в детском коллективе и внимании других.

Ребенок – деятель – маленький трудяга. Он неизменно занят, сидеть на месте – это не о нем! Такие детки физически активны, всё время в движении, но страдает усидчивость и внимание.

Время для сада – это 1,5 — 2 года. С самого раннего детства непоседа – деятель замечательно впишется в ясельную группу и найдет себе занятие в коллективе.

Конечно, многие дети объединяют в себе несколько признаков, но родители, проявив немного наблюдательности и внимательности – легко определят суть своего ребенка, ведь это необходимо для мягкой адаптации ребенка в детском саду.

Готовность ребенка к детскому саду

Конечно, — да! Ведь детский сад — это начало социальной жизни человека. Его достижения, успехи, а также душевное благополучие во многом зависит от того, насколько хорошо он освоил в детстве искусство коммуникации. И при всем желании ни родители, ни бабушки, ни няни не смогут заменить ребенку коллектива сверстников. Кроме того, в детском саду малышу придется все делать самому, что не только ускорит процесс формирования самостоятельности, но и приведет к развитию разнообразных других способностей.

Только во сколько?

Вопрос неоднозначный, поскольку определяющим фактором является даже не возраст, а степень готовности ребенка. Одни малыши в год-полтора с удовольствием бегут в детский сад, а есть такие, которых и в пять лет туда не затащишь — все индивидуально.

Как понять?

Готовность ребенка к детскому саду определяется рядом факторов: биологическим, психологическим и социальным.

Диагностикой биологической зрелости обычно занимается врач-педиатр. Критериями могут служить размеры тела (длина, масса, окружность грудной клетки) и зубная формула. На основании этих данных делается вывод о том насколько уровень развития ребенка соответствует (опережает/отстает) своему календарному возрасту.

Под социальной готовностью понимают способность ребенка соблюдать правила и подчиняться нормам поведения в обществе. Он должен: слушаться взрослых, не нарушать дисциплину и выполнять четкий распорядок дня, установленный в детском саду. А также: уметь общаться, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

О психологической готовности можно говорить, если ребенок во-первых, чувствует себя уверенно, находясь вне дома и в отсутствии мамы, во-вторых, умеет занять себя, и в-третьих, довольно уверенно владеет основными навыками самообслуживания и личной гигиены: кушает ложкой, пьет из чашки, ходит на горшок, моет ручки, с небольшой помощью взрослого обувается/разувается и одевается/раздевается.

Если вы все еще сомневаетесь, отдавать ли ребенка в сад, воспользуйтесь специальным тестом*. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего малыша.

Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Как ребенок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Не всегда — 2 балла

Уверен ли ребенок в себе?

Не всегда — 2 балла

Как ребенок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла

Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Нет, но бывает сухой — 2 балла

Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Иногда — 2 балла

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Иногда — 2 балла

Умеет ли ребенок играть самостоятельно?

Не всегда — 2 балла

Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребенок общается с взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла

Избирательно — 2 балла

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

Два часа и больше — 3 балла

Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла

Избирательный — 3 балла

Неустойчивый — 2 балла

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла

Неустойчивое — 2 балла

Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) — 3 балла

Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла

Неспокойно — 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Прогноз адаптации:

v ребенок готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;

v условно готов — 39-24 балла;

v не готов — 23-16 баллов.

*Источник: Севастьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. Москва, 2007.

Здравствуйте, дорогие читатели. Еще совсем недавно малыш родился, научился ползать, ходить, как уже пришло время отдавать его в детский сад. Здесь важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, ведь далеко не все малыши легко переносят эти изменения в жизни. Кто-то легко адаптируется, и с радостью бежит играть со своими новыми друзьями. А некоторые дети ни на секунду не хотят расставаться с мамой, и воспринимают сад как враждебный объект. В среднем на адаптацию ребенка к новой среде уходит от 5 дней до 2 недель. Важно, чтобы мама и вся семья облегчила для малыша этот нелегкий период. Нужно задать ребенку правильный настрой, психологически подготовить и всячески поддерживать своего ребенка.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1.Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада

В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке.

Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

Готовность ребенка к детскому саду

2. Объясните ребенку, что сад – это его важная работа

Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка

Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером.

Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу

Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни.

Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям.

Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его

Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось.

Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

6. Важно чтобы предметы гардероба не вызывали дискомфорта у ребенка

Поэтому нужно подобрать удобную одежду и обувь по размеру, с которой ребенок может справиться сам.

Не помешает, обучить малыша навыкам самостоятельного одевания и самообслуживания. Это придаст ему уверенности, ребенок поймет, что он уже «взрослый» раз может все сделать сам.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад либо на прощание

Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

Готовность ребенка к детскому саду

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь

Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

9. Старайтесь четко ставить временные границы для ребенка

На вопрос ребенка, когда его заберут – не отвечайте «скоро». Расскажите ребенку последовательность действий, что заберете «после сна» либо «после ужина». Ребенок увлечется игрой, и не будет ждать прихода родителей под дверью.

10. Проигрывайте дома «Домашний театр»

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек.

Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит.

Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду. А вы будете знать, как психологически подготовить ребенка к садику.

Анкета разработана психологической службой д/с №183 г. Москвы.
Ответив на вопросы и подсчитав баллы, вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

Каковы взаимоотношения вашего ребёнка с другими детьми?

Легко идет на контакт — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл

Как ребёнок относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл

Уверен ли ребёнок в себе?

Да — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Нет — 1 балл

Как ребёнок переносит разлуку с мамой (или другим человеком, который осуществляет за ним уход)?

Легко — 3 балла
Тяжело — 1 балл

Есть ли у ребенка аффективная (эмоционально окрашенная) привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть — 1 балл
Нет — 3 балла.

Как относится ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно — 3 балла
Отрицательно — 1 балл

Просится ли ребенок на горшок?

Да — 3 балла
Нет, но бывает сухой — 2 балла
Нет, и ходит мокрый — 1 балл

Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) — 1 балл
Нет — 3 балла

Интересуется ли ребенок игрушками и разными предметами дома и в новой обстановке?

Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл

Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да — 3 балла
Иногда — 2 балла
Нет — 1 балл

Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?

Умеет — 3 балла
Не всегда — 2 балла
Никогда не играет сам — 1 балл

Как ребёнок общается со взрослыми?

Легко идет на контакт со всеми — 3 балла
Избирательно — 2 балла
Трудно — 1 балл

Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 часа и больше — 3 балла
Меньше 2-х часов — 1 балл

Какой аппетит у ребенка?

Хороший — 4 балла
Избирательный — 3 балла
Неустойчивый — 2 балла
Плохой — 1 балл

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное — 3 балла
Неустойчивое — 2 балла
Подавленное — 1 балл

Как ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин) — 3 балла
Лежит спокойно, но долго не засыпает — 2 балла
Неспокойно — 1 балл

Используются ли дополнительные воздействия при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

Да — 1 балл
Нет — 3 балла

Прогноз адаптации:

  • готов к поступлению в ДОУ — 55-40 баллов;
  • условно готов — 39-24 балла;
  • не готов — 23-16 баллов.

Источник: Севостьянова Е. О. Дружная семейка: программа адаптации детей к ДОУ. — изд. «ТЦ Сфера»

Тест 3

За каждый положительный ответ ставьте 1 балл, за отрицательный — 0 баллов.

  1. Ребенок нервный, легко возбудим, быстро устает.
  2. Ребенок очень привязан к маме (или другому ухаживающему за ним человеку), постоянно ходит за ней.
  3. Отправляясь в гости, вы нередко берете с собой специальную еду для ребенка, так как он ест далеко не все.
  4. Иногда во время прогулок вам приходится уводить ребенка из коллектива детей, так как его обижают.
  5. Ребенок имеет стойкие страхи (например, страх темноты).
  6. Вы сами не представляете, как расстанетесь с ребенком на целый день.
  7. Ребенок очень впечатлителен, может плакать, когда вы читаете ему жалостливую книгу, или когда он смотрит грустный мультфильм.
  8. У ребенка слабое здоровье, он часто простужается, у него сильная аллергия (пищевая, бытовая или др.)
  9. Ребенок страдает энурезом.
  10. У вас в семье недавно родился еще один ребенок.

Подведение итогов теста:

0-6
Ваш ребенок вполне готов к саду. Вы можете со спокойной душой отдать его на попечение воспитателей, у него не будет существенных проблем с адаптацией.

8-12
Нельзя сказать, что ребенок готов к детскому саду. У него могут возникнуть проблемы с коллективом, и он будет плакать всякий раз, когда надо идти в сад. Проконсультируйтесь с психологом.

14-20
Вашему ребенку сад противопоказан. Ищите няню, и подойдите к ее выбору очень серьезно. Обязательно покажите ребенка психологу.

Автор теста: Юлия Гуревич, психолог

Тест 4

Вот несколько пунктов, по котором вы сможете определить, готов ли ваш малыш к поступлению в ясли. Если у вас не все совпадает – вам есть над чем поработать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector