Адаптация ребенка в детском саду

Казалось бы, еще совсем недавно Ваш малыш весил как пушинка, агукал, улыбался, рассматривая вас из колыбели. Вопрос о посещении детского сада был забыт после получения соответствующего номера очереди. Когда же этот момент наступает, то родители часто жалуются, что встречаются с яростным отказом любимого чада даже просто поговорить о садике, не то, чтобы посещать его.

Как же проходит адаптация ребенка в детском саду?

Нужно понимать, что адаптация ребенка в детском саду включает психологические, физические и эмоциональные процессы.

Успешность её зависит от многих факторов, разберем их по порядку:

  • Возраст ребенка. На данный момент государственные садики принимают в ясли с двух лет. В этом возрасте малыши легче переносят пребывание в саду без мамы рядом, чем детки в один год, когда страх сепарации в самом разгаре. Многие частные детские сады, которые ранее принимали годовалых деток, чаще всего отказываются от этой практики, сдвигая возрастные границы минимум к полутора годам. За эти шесть месяцев дети кардинально меняются. Решение о посещении сада становится более «экологичным» по отношению к ребенку.
    Какие же могут быть рекомендации?
    Старайтесь чаще ходить в гости, делегировать уход за ребенком родственникам, оставляя его с ними без вашего присутствия.
  • Здоровье ребенка . Деткам с особенностями питания, двигательной активности и другим «особыми образовательными потребностями» привыкать к детскому саду сложнее, т.к. обеспечить индивидуальной подход в большой группе крайне сложно. Если ребенок относится к группе «норма», то не стоит забывать о необходимости укрепления иммунитета самыми доступными способами: не перегревайте, не кутайте ребенка, одевайте его согласно температурным условиям, больше гуляйте на улице, практикуйте закаливание. Следует начинать посещать детский садик в конце лета, не рекомендуется в конце осени, зимой или начале весны. Это пик заболеваемости ОРВИ в сочетании с неустойчивой погодой и отопительным режимом.
  • Уровень коммуникативных способностей. Умение общаться, как со взрослыми, так и с детьми, становятся основой формирования социализации для развития вашего ребенка. Учите ребенка взаимодействовать с другими детьми во время прогулок. Спрашивайте, пока за него, как зовут детей, показывайте, как попросить поиграть в игрушки, покататься на велосипеде или поменяться (ведь так веселее!). Постепенно Ваш малыш поймет и начнет копировать Ваше поведение, что ускорит освоение навыков коммуникации. Кроме того, можно играть дома с любимыми игрушками в детский садик, показывая и прививая навыки пребывания в новом месте и обстановке. Регулярно рассказывайте о детском садике своему крохе, читайтестихи, подчеркивая, что посещать его интересно, весело… И вот малыш уже готов туда ходить.
  • Общий уровень развития малыша. Умение самостоятельно играть, выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, ходить на горшок), кушать и одеваться являются необязательными, но желательными навыками. Ведь они значительно облегчат привыкание ребенка к саду и позволят находиться в чистоте, т.к. успеть переодеть всех вовремя просто не успевают. Читайте вместе книжки, рассматривайте обучающие картинки, учите внимательно слушать, рассказывайте о том, что вас окружает. Всё это обеспечит постоянное получение новых знаний и формирование навыков у малыша.

Давайте разберем, что препятствует получению удовольствия от посещения детского сада с точки зрения сомнологии:

    Ребенок не хочет идти в детский садик. Обычно проблемы начинаются с самого утра. Все члены семьи собираются на работу, в школу, а мама пытается помочь всем собраться и не забыть в этих заботах о себе. Но самый главный сюрприз — ребенок, который не встает с кровати.

Просто разбудить его становится настоящей проблемой. Почему?

Ответ прост: Вы будите ребенка, который хочет спать! Это означает, что не стоит ждать хорошего настроения и желания идти в садик, если малыш не выспался. Ведь у ребенка просто недостаточно для этого ресурсов. Раз за разом, прерывая сон ребенка, Вы формируете у него негативное отношение к посещению садика.

Решение: нужно подобрать соответствующий ритм дня для малыша, чтобы он просыпался без будильника, бодрый и полный сил. Да, по выходным он также будет просыпаться в «привычное» для него время. Родителям просто необходимо задуматься и обеспечить ребенка занятиями на утро, чтобы позволить себе понежиться в кровати еще часик-другой в нерабочий день. Запасным вариантом могут стать любящие и обожающие внука бабушки и дедушки. В идеале, по очереди (или иногда) присматривающие за ребенком на выходных.

  • Ребенок не хочет спать в детском садике. Малышу предстоит провести в детском учреждении практически полный «рабочий» день. Соответственно, встает вопрос об организации послеобеденного сна. Часто родители приводят в сад детей, которые не умеют спать самостоятельно. Тогда обучение сну в новых условиях без помощи, поддержки и присутствия родителей, ложится на плечи воспитателей. Детей в группе может быть до 40, и качать каждого они просто не в состоянии. По сути, это тяжелый момент, как для ребенка, так и для воспитателя: ребенок хочет уснуть, но не умеет без привычных для него ассоциаций. Задача воспитателя — уложить всех, да еще и одновременно.

    Какое уж тут удовольствие, спать в новой кровати просто после получения соответствующего распоряжения воспитателя?!

    Решение: займитесь вопросом снижения помощи засыпания Вашего малыша заранее. Сегодня при необходимости можно обратиться к помощи консультантов по сну, чтобы обучить ребенка самостоятельному засыпанию мягко и с поддержкой.

  • В итоге адаптация ребенка к детскому садику включает в себя комплекс всесторонней помощи малышу в освоении необходимых навыков для самостоятельного пребывания в новых, неизвестных для него условиях. Чем более самостоятельным он будет к этому моменту, тем проще и быстрее пройдет это процесс. И здесь необходимо не забывать о собственной готовности к данному мероприятию. Ведь если Вы будете чувствовать неуверенность в этом процессе, испытывать чувство вины за то, что Вам пришлось отдать его в сад, то все это будет транслироваться на состояние малыша и препятствовать успешной адаптации.

    Обязательно, забирая Вашего ребенка из сада, проводите время вместе, готовьте ужин, накрывайте на стол, играйте, рисуйте, смотрите мультики, не смотря на Вашу занятость и усталость. Непременно разговаривайте!

    Беседуйте «по душам» обо всем, что произошло за день, пока идете или едете домой, в магазин. Делитесь своими успехами, планами, рассказывайте, как ждали встречи. Выслушивайте ребенка, не торопите, не принижайте ценности его откровений. Помогайте разобраться в его переживаниях, чувствах, эмоциях, он должен чувствовать Вашу искреннюю поддержку и заинтересованность. Таким образом, получиться предупредить появление психологических комплексов либо заметить изменения в поведении ребенка, которые лучше корректировать на начальных этапах, пока они не укоренились в «страхи».

    По вопросам организации самостоятельного сна ребенка команда профессионалов готова оказать квалифицированную помощь, включающую индивидуальное сопровождение семей.

    Подробнее о том, что делать, если ребенок не хочет спать в саду. Хотите узнать какие действия вам помогут, читайте статью: «Как подготовить малыша к детскому саду без вреда для сна?».

    А Ваш малыш с удовольствием ходит в детский сад? Хорошо там спит? Или вы только задумываетесь о саде. Во сколько планируете отдавать ребенка в сад? Делитесь в комментариях ниже.

    Адаптация ребенка в детском саду

    Смена привычного образа жизни является стрессом для ребенка любого возраста. В детском саду ребенок, мало того, что временно лишается внимания родителей, так еще и вынужден находиться в непривычной обстановке. Публикуем советы психолога по адаптации (приспособлению) ребенка к детском саду.

    «Воспитатель не чиновник. А если он чиновник, то уже не воспитатель»
    К.Д. Ушинский.

    Поступление в детский сад

    Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

    В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

    • эмоций;
    • взаимодействия с окружающим миром;
    • познавательной активности;
    • умений и навыков;
    • речи;
    • двигательной активности;
    • сна;
    • аппетита;
    • здоровья.

    Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

    Облегчение привыкания к садику

    Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

    • подготовительный;
    • основной;
    • заключительный.

    На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

    Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

    За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

    На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

    На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

    Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

    Смотрите также:

    Адаптация ребенка в детском саду

    Тяжелая адаптация: что делать?

    Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

    При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

    Дети 4-5 лет

    Ребенка 4-5 лет психологически легче подготовить к посещению садика. Занимаясь с малышом, не будет лишним сказать, что воспитательница лучше знает, как делать то-то и то-то. Это поможет ребенку вспомнить о положительных моментах его пребывания в садике.

    С ребенком, плохо привыкающим к садику, нужно договориться о времени, когда его заберут домой. Обещание забрать сразу после сна или полдника нужно выполнить. Если мама не может забрать малыша к обещанному часу, это может сделать бабушка, старший брат, сестра или отец.

    У некоторых детей плач в саду является методом манипуляции. Ребенок должен усвоить, что его плач не является непременным условием того, чтобы незамедлительно оказаться дома.

    Что делать воспитателю

    С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели. Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.

    Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда. Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей.

    Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».

    Ошибки родителей

    «Тот, кто уже не помнит собственного детства
    совершенно отчетливо — плохой воспитатель». М. Эшенбах.

    Для облегчения адаптации в детском саду, родители не должны:

    • Ругать ребенка за плач.
    • Пугать малыша детским садиком.
    • Плохо отзываться о воспитателях и садике.

    Также родитель не должен обманывать малыша, уверяя его, что заберет его домой через 1-2 часа. Иначе ребенок получит еще один стресс, а доверие к матери будет подорвано.

    Напоследок

    Многие психологи рекомендует отдавать детей в садик после трех лет. Ребенок в 1-2,5 года еще очень привязан к матери. Перед устройством в садик рекомендуется пройти тест на готовность к садику.

    Об авторе: детский психолог, опыт работы от воспитателя в детском саду до семейного психолога. Cотрудничаю с детским развивающим журналом «Рюкзачишка», телесериалом «Кулагин и партнеры».

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Адаптация ребенка в детском саду

    Желательно, чтобы первые недели пребывания ребёнка в яслях совпали с отпуском одного из родителей. Тогда малыша приводят в новый коллектив не на полный день, а на несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания по мере нормализации поведения ребёнка. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать.

    Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется.

    На третий-шестой «садовские» дни надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу.

    Со вторника 2-й недели малыша следует забирать домой в полдник.

    И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка в саду на целый день.

    График посещения детского сада в первые недели

    Несколько часов, забрать после дневной прогулки

    Забрать до сна, сразу после обеда

    Несколько часов, забрать после дневной прогулки

    Забрать в полдник

    Забрать до сна, сразу после обеда

    Забрать в полдник

    Забрать до сна, сразу после обеда

    Забрать в полдник

    Забрать до сна, сразу после обеда

    Забрать в полдник

    Забрать до сна, сразу после обеда

    Забрать в полдник

    Следует иметь в виду, что в первые дни дети нередко ведут себя спокойно, не плачут. Им интересно всё новое, с чем они встретились. Позже, когда интерес уменьшится, малыши начинают проявлять негативное отношение к организованному коллективу, плакать, скучать по дому и родителям.

    В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию.

    На период адаптации необходимо постараться создать малышу дома спокойную обстановку, ограничивать новые впечатления (не приобретать новых игрушек, не знакомить с новыми лицами, никуда не ходить), не наказывать, предупреждать отрицательные эмоции, переключая внимание на приятные вещи. Так как ребёнок начал посещать организованный коллектив, его режим жизни и рацион питания в семье в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей должен строго соответствовать таковому в дошкольном учреждении. Отступления от этого правила вызывают различные осложнения.

    Приводить ребёнка утром в группу и забирать его домой необходимо в часы, установленные режимом работы дошкольного учреждения. Ребёнок должен быть одет по сезону и иметь запас чистого сменного белья, который пополняется по мере его использования, комнатную и уличную обувь, носовой платок. Необходимо внимательно относиться и чётко выполнять все педагогические и медицинские рекомендации, которые назначены ребёнку.

    Укрепление здоровья малыша, успешное его развитие и воспитание могут обеспечитьтолько совместные усилия семьи и дошкольного учреждения.

    Детское учреждение является хорошим подготовительным этапом к постоянному пребыванию ребёнка в коллективе в дальнейшем, когда подойдёт срок определить его в школу. Здесь пополняются его знания, вырабатываются полезные привычки, формируются вкусы. Однако основными воспитателями ребёнка по-прежнему остаются родители вне зависимости от того, посещает он дошкольное учреждение или нет.

    Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ

    ТИПЫ АДАПТАЦИИ

    Существует три типа адаптации:

    • благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
    • условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5 месяцев);
    • неблагоприятное – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).

    Адаптация закончена, если:

    Самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

    Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.

    Для детей ясельного возраста:

    Для детей дошкольного возраста:

    При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога ДОУ с первых дней посещения учреждения.

    Адаптация ребенка в детском саду

    Авторы: Превезенцева А.Н., Филиппова А.А.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector