Адаптация в первом классе

Содержимое разработки

Адаптация в первом классе. Как помочь своему ребенку?

Вот и наступил этот важный день – ваш ребенок идет в школу! Он – Первоклассник! Сколько положительных эмоций! Сколько волнений! Вы всей семьей ждали этого момента. Наверняка разговоры шли об этом еще в подготовительной группе детского сада. Но, дошкольная пора осталась позади, а впереди ждет столько всего неизведанного и интересного! Ваш ребенок, еще вчера ходил в садик, а сегодня смело делает шаг вперед. Открывает следующую дверь в своей жизни.

С этого момента в жизни вашего сына или дочери наступает важная пора. У ребенка меняется социальный статус. Теперь все в его жизни будет по — другому. Начинаются уроки, домашние задания, школьная жизнь. Все это для ребенка ново. Кроме этого, меняется режим дня. У ребенка появляется совершенно другая ответственность.

В этот радостный момент важно помнить о том, что как бы хорошо ребенок не был подготовлен во всех смыслах к школьной жизни, у него все равно начнется период адаптации. Что же это такое? Давайте разберемся.

Итак, адаптация это – процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем адаптации человека является его успешность в деятельности и взаимоотношениях.

Адаптационный период может длиться от двух недель до шести месяцев. Продолжительность этого периода зависит от многих факторов. Но основными являются три:

— индивидуальные особенности ребенка;

— уровень готовности к школе;

-степень развития социального навыка.

Целью адаптационного периода является помощь детям в знакомстве с учителем, друг с другом, со школьными правилами.

Условиями успешной адаптации являются:

-посещение ребенком детского сада.

-использование физминуток на уроках.

-активные игры на перемене.

-соответствие санитарно-гигиенических условий обучения.

-сокращение времени урока.

-чередование уроков по их сложности.

-организация активного досуга первоклассника.

-правильно организованная работа специалистов школ: психологов, медиков, учителей по своевременному проведению различных видов диагностик и выдаче рекомендаций.

— компетентность учителя в отношении с учениками, контроль всех школьных процессов.

-положительное отношение семьи к новому статусу ученика.

Бывает так, что адаптационный период может затянуться. Насторожить вас должно следующее:

— уход от деятельности;

Как же помочь своему ребенку? Для начала необходимо выявить и устранить истинную причину поведения ребенка. Формировать у ребенка положительную мотивацию к учебной деятельности, оказывать физическую и психологическую поддержку.

Процесс адаптации ребенка к школе очень непростой и требует постоянного контроля со стороны родителей, учителя.

В период адаптации ребенка в школе обязательно проводится работа с родителями. Она направлена на повышение их педагогической образованности. Необходимо проводить родительские собрания, посвященные данной теме, разработать памятку для родителей, организовать индивидуальные консультации. В данный период лучше всего объединиться учителю и родителю. Тогда сложный период в жизни ребенка пройдет мягко и быстро. Важно помнить, что именно сейчас закладывается отношение вашего ребенка к школе, к учебному процессу на весь период обучения.

Ищенко Татьяна Николаевна, г. Владивосток, МБОУ СОШ № 74, учитель начальных классов.

Адаптация в первом классе

МОУ Юровская СОШ

Адаптация

первоклассников

(выступление на ШМО учителей начальных классов)

Учитель: Н.М. Мартынова.

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.

Адаптация- это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

В 1 классе 16 человек:10 девочек и 6 мальчиков.

Из них- 2011г.р.- 1 чел.

Посещали детский сад до поступления в школу 15 человек, (не посещал 1 чел.)

Психологическая готовность к школе

Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых дней собственно учебная. Занимались предшкольной подготовкой у специалистов 13 человек, 2 человека самостоятельно готовились к школе с родителями, 1 человек обучался в 1 классе Таджикистана). 15 человек знают буквы, 12 человек читают по слогам и целыми словами ( 2 человека умеют сливать слоги, но чуть хуже остальных детей. Это( Ф.И учащихся), пока путает буквы( Ф.И. учащегося.).

У моих первоклашек неплохо развита речь, на вопросы учителя учу отвечать их полными ответами. В целом дети усидчивы на уроке ( кроме Ф.И учащегося). Не все дети правильно держат ручку; но мы учимся этому. Печатные буквы все дети пишут хорошо , а элементы написания письменных букв не сразу получаются у отдельных учеников.

Все первоклассники воспроизводят последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке; но некоторые дети путаются в названии предыдущего и последующего числа; ориентируются в понятиях расположения объектов в пространстве и на плоскости по их описанию и с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за, между; сравнивают любые два числа в пределах 10.

Общие сведения о здоровье учащихся

Из 16 человек имеют 1 группу здоровья: 9 чел

2 группу здоровья: 5 чел

3 группу здоровья: 1 чел

и 1 человек имеет серьезные проблемы со здоровьем.

Основную физкультурную группу здоровья имеют 15 человек.

Социальный паспорт класса:

Статус семьи

Количество детей

Проживают с мамой

Бесплатное питание получают 3 человека:

из них:многодетные семьи -2, малообеспеченные – 1 семья

Формы адаптации:

Из 16 учащихся, приступивших к занятиям 1 сентября, 6 человек сразу адаптировались к школе-пришли готовые ученики, которые знают правила поведения в школе и на уроке, уважительно относятся к старшим (Ф,И. учащихся) Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, без видимого напряжения выполняют требования учителя, им нравиться учиться. На уроках эти дети всегда активны, имеют достаточно сформированный познавательный интерес к учёбе. . Это легкая форма адаптации .

У 6 учащихся идет более длительный процесс адаптации: они не могли с первых дней принять ситуацию обучения, общения с детьми, могли во время урока играть, выяснять отношения с другими учащимися, могли не реагировать на замечания учителя. К концу 1-го месяца обучения их реакция на требования учителя стала более адекватной. Это форма средней тяжести адаптации.

2 человека (Ф.И. учащихся) в начале сентября находились в состоянии тревоги: боялись заданий на уроке, стеснялись отвечать, испытывали трудности в общении с другими детьми, тяжело шли на контакт с учителем. К концу месяца ситуация немного улучшилась.

Есть в классе мальчик, который вроде бы и влился в коллектив, и пришёл в школу со средним багажом знаний, но не может привыкнуть к правилам поведения на уроке. Он может разговаривать вслух на уроке, редко отвечает полным ответом, выкрикивает с места, может заупрямиться и ничего не делать на уроке. Пока особых улучшений по поводу поведения у него не наблюдается.

Один из учеников –(Ф.И. учащегося), хорошо учится, но имеет трудности более серьезного характера. У него проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательных эмоций, проявляется неадекватная реакция протеста на замечания учителя, при играх и разговорах с одноклассниками. В стрессовых ситуациях он может убегать куда угодно, бить детей и говорить все, что захочет. Потом с него все сходит, и он включается в работу. В разговоре с мамой выяснилось, что также он вел себя и в саду. Маме были даны советы обратиться к детскому психологу. Мама адекватно отреагировала на советы, очень переживает за сына, т. к. понимает, что его поведение иногда выходит за рамки приличия. Это тяжёлая форма адаптации.

Проведя анкету-опрос для родителей по оценке уровня школьной мотивации

пришла к выводу, что у большинства детей сформировалось положительное отношение к школе.

Анкета для родителей первоклассников

1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

2 Приспособился ли он к школьному режиму?

3. Переживает ли по поводу своих успехов и и неудач?

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

5.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении каких — то заданий?

Итоги анкетирования показали :

Проанализировав данные анкет родителей, я сделала следующее заключение: практически все дети без особых проблем приспособились к новым условиям своей жизнедеятельности.

1.В школу дети ходят охотно

2.Родители считают, что в целом дети приспособились к школьному режиму.

3.Дети переживают по поводу каких- то школьных неудач.

4. Почти все дети (за исключеним 3-х) делятся своими школьными впечатлениями с родителями

5.При выполнении различных школьных заданий дети нуждаются в помощи родителей.

Итак, подведу итог . Адаптация закончилась в основном у тех детей, которые посещали дошкольные учреждения и преддошкольную подготовку. Это : (Ф.И. учащихся). Эти дети понимают, что от них требует учитель, они дисциплинированы, соблюдают правила поведения как на уроках, так и на переменах, положительно реагируют на замечания и стараются их исправить.

Часть детей в классе близка к завершению адаптации. Это🙁 Ф.И. учащихся) Эти дети старательны, но есть некоторые моменты, мешающие им перейти данный рубеж. Некоторые из них не чувствуют уверенности в себе, но стоит их подбодрить, похвалить, и эти дети на глазах преоборажаются.

И, конечно, остались дети у которых адаптация проходит очень медленно. Это (Ф.И. учащихся)

Адаптационный период в 1 классе еще не заканчивается, а мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Для этой цели я несомненно привлекаю родителей данных учащихся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

Отчет по адаптации обучающихся 1-Б класса

с сентября по декабрь 2019-2020 учебного года.

Первый год обучения в школе чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. Адаптация ребёнка к школе – довольно длительный процесс. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. И поэтому в начале учебного года перед мной стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников.

В первом классе – 24 обучающихся. Из них девочек – 11, мальчиков – 13.

Полный семей – 23. Неполных – 1 семья. До поступления школы 23 обучающихся посещали детский сад, Лебеденко Милена детский сад не посещала, в связи с проблемой со здоровьем. Дети очень любознательные и общительные. На контакт со взрослыми идут легко. Но большинство первоклассников пришли очень шумными, конфликтными, отвлекались на уроках. Им нужно было помочь утвердиться на позиции школьника, почувствовать себя принятым в школьную семью. Ребенок должен быть уверен в своих силах. Для этого с ребенком проводила беседы о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила.

В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации (сокращенный рабочий день, четыре урока по 35 минут, домашние задания не задаются, на уроке в обязательном порядке проводятся две физкультминутки в игровой форме, последние уроки проводятся в не стандартной форме — уроки – игры). Классное помещение проветривается во время перемен, уровень освещенности соответствует санитарным нормам. Организовано рациональное питание. Горячим питанием охвачены все дети.

В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Приоритетным направлением ГОС является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В соответствии с новыми ГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив.

С самого начала я поддерживаю положительную общую самооценку ребёнка. В период адаптации учу первоклассников приёмам оценивания своей деятельности, предлагая ребёнку оценить разные стороны своей работы. В адаптационный период проводила работу с родителями. Старалась заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

— эмоциональной поддержке ребенка;

— организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

— проработке правил для учащихся.

В сентябре провела родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.

В октябре провела родительское собрание на тему: Режим дня школьника».

В ноябре проведено общешкольное и классное родительское собрание на тему: «Адаптация обучающихся 1 классов».

На конец ноября умеют читать по слогам и иногда целыми словами некоторые учащиеся (Власова И., Глодан И., Еремеев Д., Гавликовский А., Зипунников И., Чепурной А.), но очень слабо читают 2 детей – Калакин И, Степанцова Д., Ступак Д. Один учащийся (Кублицкий А.,) не знают даже букв. Счёт до 10 и обратно освоили почти все ребята, но ещё не все решают примеры без ошибок. Справляются с заданиями самостоятельно – 8 учащихся (Пивоварова А., Лебеденко М., Гальченко С., Евсюкова В., Микутчук М, Павленко М, Касьянова К., Ковальчук М., Сехин Е.),остальные — с небольшой помощью учителя. Не всегда справляются или совсем не справляются такие учащиеся- Степанцова Д., Ступак Д., Кублицкий А., Чепурной А., Маржановский А.

На уроках не внимательны, часто отвлекаются некоторые учащихся. По этой причине не слышат заданий и не знают, что и как нужно выполнять. Это следующие учащиеся: Кублицкий А., Чепурной А., Зипунников И., Гавликовский А. Данным ребятам необходимо вырабатывать усидчивость, проводить с ними занятия на развитие внимания, памяти, мышления.

Легко даётся учёба Пивоваровой А., Лебеденко М., Гальченко С., Евсюковой В., Микутчук М, Павленко М, Касьяновой К., Ковальчук М., Сехин Е. Эти дети старательны, прилежны, всегда активны на уроках, раньше всех справляются с заданиями.

Техника чтения в целом по классу соответствует норме, но большинство детей испытывают трудности при пересказе прочитанного и ответах на вопросы по содержанию текста, поэтому необходимо разработать план дальнейшей работы с данными учащимися по исправлению и предупреждению подобных недочетов в будущем.

Со списыванием текста справляются почти все, трудности испытывают Кублицкий А., Чепурной А., Гавликовский А., Зипунников А., В основном, это касается переноса слов и соединения элементов букв. С письмом под диктовку справляются почти все учащиеся. Проблемы испытывают Кублицкий А., Маржановский А., Ступак Д. Причина-дефекты речи. Смирнова Е., Узлов В., проблема та же — перенос слов и пропуски букв.

Негативных проявлений в поведении детей в период учебы наблюдалось у Кублицкого А., Чепкрного А,. В целом взаимоотношения между детьми доброжелательные, дети проявляют взаимовыручку, умеют реагировать правильно на юмористические замечания как одноклассников, так и учителя.

Большим достижением можно считать заинтересованность большинства родителей в обучении детей.

Вывод

Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.

По своим наблюдениям я вижу, что уже в ноябре учащихся частично адаптировались к новым условиям.

В классе 24 обучающихся. Адаптировано – 20, неадаптировано – 3 (Ступак Д. – часто пропускал щкольныое учреждение из-за болезни, Кублицкий А., Чепурной А., Гавликовский А.). Неоднократно проводились беседы с данными детьми, даны советы и рекомендации родителям как быстрее адаптировать обучающихся к школьной жизни. Проводится работа школьного психолога Батищевой Т. С. с обучающимися. Так же даны рекомендации педагогам и родителям для успешной адаптации детей.

А вообще, адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.

Справка -анализ по итогам адаптационного периода в 1 классе. В конце сделаны выводы, даны рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Итоги адаптационного периода учащихся 1 класса.»

Итоги адаптационного периода учащихся 1 класса.

Классный руководитель: Левина М.И.

Согласно плану ВШК в сентябре-октябре месяце проводилось изучение адаптации учащихся 1 класса.

Цель: выявить степень успешности адаптационного периода, создание благоприятных условий УВП, соблюдение требований к современному уроку.

Вид контроля: тематический.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит пред учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по — настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5- 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше — 3-4 месяца.

Изменение режима дня;

Организация правильного питания;

— Развитие двигательной активности;

— психологический климат в семье;

— формирование интереса к школе;

— недопустимость физического воздействия;

— учёт темперамента ребёнка;

— организация контроля за учёбой;

— поощрение за успехи и достижения;

— развитие самоконтроля и объективной самооценки.

В 1 классе 19 учащихся, 1 ребёнок – Мингазова Виктория обучается на дому, 2 учащихся имеют справки ПМПК – Маслов Юрий и Неживов Артём. С целью успешной адаптации детей к процессу обучения в школе созданы благоприятные условия:

— учебные занятия проводятся в первую смену;

— пятидневная учебная неделя;

— продолжительность уроков первые 2 недели -35 минут;

— в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

1 -2 неделю — 3 урока, а затем по 4-5 уроков;

— дети получают горячее питание (бесплатно 9 уч-ся);

— систематически в классе работает психолог.

Истекший период обучения показал, что социально-психологическая адаптация прошла успешно.

С высоким уровнем адаптации 5 учащихся: Кенешов Дияр, Умбетова Дина, Белейчук Юлия, Нугуманова Жанна, Карпенко Василиса. Эти ребята способны работать по аналогии, умеют делать выводы, внимательно слушают указания учителя, соотносят свои действия с ними, могут выполнить задания самостоятельно, не испытывают затруднения при решении усложнённых задач.

К среднему уровню я могу отнести 11 учащихся: Лактионова Ксения, Салменова Рамина, Альтенгоф Иван, Ткаченко Демид, Мазинов Данияр, Сидунова Эмилия, Искаков Арлан, Довбня Анастасия, Набоженко Павел, Борусовский Максим, Кужагильдин Исахмет. Эти дети успешно адаптировались к обучению в школе. Обычно у них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле. Основное содержание учебных программ усваивают.

Низкий уровень адаптации у 2 учащихся первого класса: Маслов Юрий и Неживов Артём. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляются с самостоятельными работами, усваивают учебный материал фрагментами, требуют постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, могут работать с длительными переменами. У ребят низкий кругозор, недостаточная осведомленность.

Психологом школы Акимовой Надеждой Александровной была проведена диагностика на выявление уровня адаптации и социально-психологической позиции учащихся 1 класса по методике «Мой класс». Анализ полученных результатов показал, что все 18 уч-ся имеют благополучную социально-психологическую позицию, что указывает на полную адаптацию уч-ся. Кроме этого с уч-ся было проведено анкетирование , по результатам которого были сделаны выводы, что все уч-ся адаптированы к социальной среде, социокультурным условиям.

В 1 классе за истекший период было проведено 2 родительских собрания «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня и его роль в жизни школьника» и 1 конференция для родителей «Стань примером своему ребёнку». Родители получили много важной и полезной информации: памятки, рекомендации, ответы на возникшие вопросы, обсуждали решение проблем, делились опытом.

Я, как учитель, стараюсь обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. Атмосфера на уроках рабочая, но некоторым детям ещё трудно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, они быстро утомляются, нечётко представляют предъявляемые к ним требования (Маслов, Неживов). Для успешного обучения на уроках использую игры, занимательные элементы, яркие наглядные пособия, ИКТ. Это формирует интерес к предметам, обеспечивает доступность изучения программного материала, активизирует деятельность уч-ся, развивает наблюдательность, мышление, память, речь. На уроках проводятся физминутки в стихотворной форме, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев, постоянно обращается внимание на осанку, на правильное положение головы при письме и чтении. Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Использую словесную объяснительную оценку (формативное оценивание) лишь при положительных ответах и активной работе учеников.

Выводы и рекомендации:

В школе созданы условия, благоприятно влияющие на учебно — воспитательный процесс в первом классе.

Работа учителей на уроках строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, её эффективность необходимо продолжать повышать.

3. Продолжить работу по повышению уровня организованности и дисциплинированности уч-ся.

Ольга Кондрашова

Поход в школу – для ребенка и семьи это очередной кризис и стресс. Новая реальность и соответственно требуется адаптация ребенка в первом классе, равно как и адаптация родителей к тому, что их чадо – ученик и ему надо, о, ужас, делать уроки!

В отличие от детского сада и даже подготовительных занятий, школа встречает ребенка целым набором требований: рано вставать, иметь с собой собранный портфель, сидеть в классе спокойно в течение 45 минут, на перемене не бегать, постоянно выполнять указания учителя. Раньше звали только по имени, теперь могут и по фамилии, могут «наградить» кличкой. Плюс теперь оценивают, критикуют, сравнивают, могут прикрикнуть – не обязательно на тебя, но, все равно, страшноJ.

Много новых требований, правил, учитель – новое незнакомое существо, наделенное властью похлеще родителей. Естественно, психика ребенка испытывает напряжение и ей надо дать время и помочь перестроиться и адаптироваться к новым условиям.

Поэтому первое время в начале первого класса ребенок может быть капризен, раздражителен, склонен к быстрой утомляемости. Ребенку требуется внимание, помощь и готовность поддержать, никак не лозунги – Ты же уже взрослый?! В первый класс пошел?! Очень важна стабильность дома, в семье, чтобы у ребенка был такой свой «тыл», где он мог бы расслабиться и отдохнуть. Я сейчас не о количестве времени дома. Ребенок вполне может (и очень рекомендую, но без фанатизма) ходить на какие-то дополнительные занятия, просто с близкими хорошо бы, чтоб было надежно, весело, доброжелательно и тепло.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе?

1. Ребенок из рая детства попадает в свое первое общество со всеми вытекающими – оценивание, конкуренция, ревность, деление по социальным ролям – любимчики, лидеры, звезды, серые мышки, изгои. Держите «руку на пульсе» – следите, комфортно ли ребенку с одноклассниками, нет ли проблем в общении, не нужна ли ребенку помощь в налаживании отношений с ребятами. Для этого расспрашивайте ребенка, как прошел день, проявляйте интерес к его школьной, а не только учебной жизни. – Как сегодня Татьяна Владимировна? Добрая или строгая была? Тебя спрашивали? Было интересно или скучновато? А ребята как? Что на переменах делаете? Море внимания и живого участия!:)

2. Школа – система оценок, даже если их не ставят, они – между строк в посланиях учительницы, в насмешках или уважении ребят. Поэтому, на первом этапе, пока ребенок не научился это делать полностью самостоятельно – а для этого должны сформироваться в ходе тренировки определенные нейросвязи в мозге – проследите дома, чтобы он был к урокам готов, материал освоил, портфель собрал, к бою, так сказать, готовJ Постепенно учите его делать это самостоятельно, но в первое время – контролируйте, но доброжелательно, а не тоном учительницы и свысока.

3. Надо научить ребенка учиться и делать уроки. Заблуждение многих родителей, что это само собой разумеется, что ребенок вполне понимает, как это нужно делать. Ничего подобного – как и любая новая деятельность, делание уроков – навык, который нужно показать и освоить. Так что открываете дневник, вместе читаете задания и наводящими вопросами – Как ты думаешь, что нужно сделать сейчас? – в крайне ласковой и доброжелательной манере помогаете. Будьте рядом первое время. Не уходите по своим делам сразу, убедившись, что ребенок понял, что нужно делать. Следите, чтобы ребенок учился не отвлекаться, выполнять какое-то задание до конца, и только потом можно отдохнуть, съесть яблочко и т.д.

Это крайне необходимо, чтобы научить ребенка сосредотачиваться и удерживать внимание все более продолжительное время.

4. Хвалить, поощрять, поддерживать. Ребенок в школе находится постоянно в зоне того, что он чего-то не умеет. Это вызывает много тревоги, неопределенности, может быть разочарование в себе, своих способностях и также затрудняет адаптацию ребенка в первом классе. Спокойно реагируйте на ошибки ребенка. Он учится, и ошибаться – это нормально! Подчеркивайте его успехи, чтобы сам понимал, где у него сильные стороны, а где – надо поднапрячься. Справился с трудным заданием – похвалите, покажите, как рады за него. Ошибся – ничего, главное, чтоб он понимал, что может это исправить и верил в свои силы!

Начало обучения в школе – важный этап, который связан с изменениями в привычной жизни ребенка и его родителей. Меняется распорядок дня, обстановка, окружение, нагрузка. Первокласснику сложно самостоятельно справиться с этим переходным этапом. При резкой смене вида и сферы деятельности ему необходима помощь родителей, которые сами видят потенциальные сложности и умеют с ними справляться.

Содержание

Период привыкания

Длительность этого периода индивидуальна для каждого ребенка и может составлять от двух недель до полугода. На это влияют как личные качества первоклассника (характер, привычки, способности к взаимодействию с окружающими, общая подготовленность), так и внешние факторы (например, тип школы). На начальном этапе любому ребенку нужна помощь и поддержка всей семьи, чтобы он смог быстрее привыкнуть к новой жизни. Важно не ставить сразу жесткие временные рамки и не ограничивать общение с друзьями.

Адаптация в первом классе

Взаимоотношения с учителем

Учитель – это важный человек как для первоклассника, так и для его родителей. Грамотный педагог может дать полезные советы по воспитанию ребенка, чтобы направить его энергию и способности в правильное русло. Установите контакт с учителем, попросите объяснить методику преподавания, интересуйтесь поведением и успеваемостью своего ребенка. При этом важно разграничить требования к школьнику – свои и учителя. Возможные разногласия между ними не должны влиять на ребенка. Положительным моментом станет активное участие родителей в школьной жизни, например, приветствуется оказание помощи в организация праздников.

Начало обучения в школе – важный этап, который связан с изменениями в привычной жизни ребенка и его родителей.

Общение с соседом по парте

Взаимоотношения с соседом по парте влияют на успешную и быструю адаптацию к школе. Поинтересуйтесь у ребенка, с кем он сидит, как складываются их отношения. Маленькие дети далеко не всегда ведут себя безупречно, так как им сложно долго усидеть на месте: они могут мешать друг другу, отвлекать от занятий. Но не стоит за это наказывать. Просто объясните ребенку, что важно уважать личное пространство соседа по парте, не отвлекать его, когда он работает. Если хвалить свое чадо за правильное поведение, впоследствии это перерастет в привычку.

Положение в классе

Важно понимать, какую позицию в классе планирует занять ребенок. От выбора социальной роли будет зависеть взаимодействие с одноклассниками и ход всего учебного процесса. Обычно положение, занимаемое в первом классе, закрепляется за ребенком на весь период обучения. Поэтому если о ребенке сложилось неверное представление, важно помочь ему сломать его. Помогайте начинающему школьнику устанавливать новые контакты и работать над формированием хорошего статуса в компании одноклассников.

Читайте так же.

Адаптация в первом классе

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Действие успокоительного препарата Тенотен Детский

Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.

Адаптация в первом классе

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить

Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ

Адаптация в первом классе

Приступы мигрени у детей

Приступы мигрени у детей

Примерно 10% людей страдает от мигрени

Адаптация в первом классе

Ребенок не хочет гулять

Ребенок не хочет гулять

Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение

Адаптация в первом классе

Точка, точка, запятая…
Вышла рожица кривая.
Ручки , ножки, огуречек,
Появился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали —
Только и всего…

Только и всего? Если бы было все так просто! Но настоящему художнику далеко не безразлична дальнейшая судьба его творения.

А ведь педагог – это тоже художник. Только в отличии от художника из отдельных мазков которого складываются на века застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на голое тело, мертвое полотно, а на живую трепетную душу, а его творение – сама история.

Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым, или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони, согреют теплом или заставят выживать, изворачиваться или страдать? Во многом зависит это от того, насколько широко мы владеем информацией об особенностях младшего школьного возраста.

Сегодняшний первоклассник отличается своей большей раскованностью, меньшей самостоятельностью.

Восприятие младшего школьника отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью».

Внимание его непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему.

Мышление претерпевает большие изменения — от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.

В любом детском коллективе (как и в моем классе) можно выделить одаренных детей, детей, имеющих физические проблемы и трудных учащихся (при чем возраст трудных детей, к сожалению, значительно помолодел). Но всех этих детей объединяет одно — 6-7 лет ребенок становится школьником. Все меняется в его жизни: отношения с людьми, виды деятельности, общение.

Процесс адаптации для каждого ребенка происходит по-разному.

Представьте, мы опоздали на сеанс в кино : из светлого вестибюля переходим в темный кинозал. Вначале мы ничего не видим , но вскоре начинаем различать и людей, и кресла, глаз адаптировался к новым условиям, при этом без специальных целенаправленных действий с нашей стороны.

С социально-психологической адаптацией происходит все иначе: чтобы адаптироваться ребенку в коллективе, к новым условиям его жизни надо приложить немало усилий. Это и есть наша главная задача.

Первоначальный этап пребывания ребенка в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации его к новым условиям. Результат адаптации — адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

Как же мы работаем в этом направлении?

Во-первых, это выбор учебно-методического комплекта.

Мы работаем по УМК «Планета знаний» , который состоит из учебников, рабочих тетрадей, методических пособий по всем основным предметам для каждого класса. В этом комплекте максимально воплощены идеи модернизации российского образования.

Основная особенность этого комплекта заключается в его ЦЕЛОСТНОСТИ. Содержание и структура учебников комплекта базируются на основных положениях «Концепции непрерывного образования» и современных педагогических технологий.

Знакомство с каждым учебником и с каждой крупной темой начинается со специальных разворотов-маршрутов, в которых представлены все темы или этапы работы по теме.

Учебный материал каждого учебника разделен на инвариантную и вариативную части.

В инвариантной части находятся обязательные задания, которые обеспечивают усвоения материала в соответствии с новым « Стандартом начального общего образования».

В вариативной части — задания , выполняемые учащимися по выбору учителя.

Такая структура распределения материала дает возможность использовать учебники в классах с любым уровнем подготовленности и осуществлять дифференцированный подход в классах, где обучаются дети с разным уровнем подготовки.

В учебниках ,в конце каждой темы, представлены проверочные работы, в рабочих тетрадях тренинговые упражнения, которые могут быть использованы по усмотрению учителя для диагностики знаний учащихся, устранения пробелов в знаниях, индивидуальной работы с учениками, организации самостоятельной работы с учащихся. (рассказать несколько слов использование учебников и рабочих тетрадей на уроке, как изложенный материал позволяет вести опережающее обучение)

  • фонетический разбор слов (использование наглядности «разрезной азбуки»)
  • работа с родственными словами (продолжение работы по учебнику «Литературное чтение»)

Математика: счет в пределах 10 от зубов, можно уделить внимание ЗАДАЧЕ.

  • учить записывать краткую запись задачи;
  • пропедевтическая работа по составной задачи (в несколько действий, другим способом)

Другие находки: — Способы повышения интереса к учебному материалу.

«УДИВЛЯЙ» Хорошо известно, что ничто не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное.

Урок окружающего мира.

Тема: «Вода». Я рассказываю, что как то раз в одной из Африканских школ проходил урок на тему: «Вода».и учитель рассказала, что существует такая страна, где люди ходят по воде.И он не шутил! Такая страна действительно существует!

А теперь представьте себе зимний день. Что такое снег? Это же вода! Только мы так привыкли к этому, что не замечаем, что на самом деле ходим по воде!

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА.

При объяснении материала я дополняю реальную ситуацию фантастикой. Особенно это возможно, если работать по учебнику « Литературное чтение». ( КУРкузябра, удивительная комната.)

ЛОВИ ОШИБКУ!

При объяснении материала я намеренно допускаю ошибки. Русск. Яз. пишу КОН, а диктую КОНЬ. СИГНАЛ

Что мне облегчает работу

  • использование «ЁЖИКОВ»
  • использование «СИГНАЛОВ»
  • использование ОПОРНЫХ СХЕМ, ОБРАЗЦОВ РАССУЖДЕНИЯ ( ищу гласные…)
  • НО и, КОНЕЧНО, использование принципа КОНТАКТНОСТИ «учитель — ученик — класс»

Учебный процесс не возможен без воспитательного процесса. Задача внеклассной работы — сплотить детский коллектив, научить детей дружить, уважать друг друга.

Внеклассная работа — это широкий спектр самых различных мероприятий. Праздники «День рождения класса», «Новый год», «Праздник Букваря», игра «Остров сокровищ», «Умники и умницы», экскурсии совхоз «Матвеевский», « В гостях у Бабы Яги», поездка на Новогоднее представление в ЦИРК, проведение недели «Добрых дел».

Все эти мероприятия помогают адаптироваться ребенку в классе, получить благоприятный статус в группе сверстников.

Работа с родителями происходит следующим образом:

  • выбирается родительский комитет.
  • все родители разбиваются на 4 рабочие группы.

Мы все делаем всё во благо наших детей.

Л.Н.Толстой сказал: «Чем с меньшим принуждением учатся дети, тем метод лучше, чем с большим, тем метод хуже».

Желаю Вам творческих поисков ,интересных детей, но и, конечно, здоровья, терпения, успехов в нашей интересной, но нелегкой работе.

Автор: Кравченко Анна Иоганесовна

Организация: МАНОУ Гимназия №2

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Мариинск

Адаптация в первом классе – особый и трудный период в жизни ребенка. Он осваивает новую роль школьника, новый вид деятельности — учебную, меняется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя. Школа как большая общественная группа, в которую вступает малыш. У шести — семилетнего ребенка есть уже основные задатки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Развитие его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого развития при благоприятных условиях охватывает первые две четверти первого года обучения в школе. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Главная особенность положения ученика, состоит в том, что его учеба является обязательной, важной деятельностью. За нее он несёт ответственность перед школой, учителем, семьей. Адаптация к школе это наиболее важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда очень волнует, а перед школой каждый ребенок испытывает сильное беспокойство. Он вступает в новую жизнь, в новые по сравнению с детским садом условия. Может произойти и так, что ученик в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию, поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе настолько актуальна, требует пристального внимания и дальнейшего раскрытия. Как он начнёт учиться, насколько ему будет комфортно в новом коллективе, от этого будет зависеть последующая успешность ребёнка.

Опубликовано: 04.12.2020
Мои заявки
Диплом автора журнала «Современный урок»

Адаптация в первом классе

Диплом участника конкурса

Адаптация в первом классе

© 2021, Всероссийский педагогический журнал «Современный урок »
ISSN: 2713 – 282X, УДК 371.321.1(051), ББК 74.202.701, Авт. знак С56
Лицензия на образовательную деятельность № 039439 от 10.06.2018
выдана Департаментом образования г. Москвы
СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65249 от 01.04.2016
Для писем: 125222, Москва, a/я 8
Телефон: +7 (925) 664-32-11
E-mail: [email protected]

Мама, я НЕНАВИЖУ эту вашу школу и НИКОГДА больше туда не пойду!

Такую фразу часто слышат родители первоклассников через неделю-другую после начала учебного года. Связано это бывает с тем, что подготавливая ребенка к школе родители основное внимание уделяют навыкам: чтению, письму, счету, и считают, что этого вполне достаточно для того, чтобы их ребенок был успешен.

К сожалению, это не так. Большим компонентом готовности к школе является психологическая готовность, и это вторая причина истерик, плохого настроения, усталости и несобранности первоклашек. Зачастую, родители «продвинутых» по знаниям детей забывают о том, что школа — далеко не только знания.

Это еще и незнакомое, большое, часто запутанное помещение; большие классы, в которых может быть до 29 незнакомых, непонятных, малоприятных, а то и вовсе отталкивающих и пугающих детей; это постоянная толкотня в коридорах, шум и хаос на переменах; учительница, которая далеко не всегда похожа на фею из сказки, новые предметы, новые правила, новые требования, сменка, ранний подъем.

Многие дети, особенно те, кто не ходили в детский сад, психологически просто не созрели, чтобы выдержать эту бурю.

Как же помочь своему ребенку?

Запомните: первая четверть, первое полугодие — адаптационный период.

В это время все: и психологи, и воспитатели, и учителя понимают, что ребенок привыкает к школе. Хотя от него можно ждать каких-то успехов в усвоении программы, основная задача ребенка — сориентироваться в пространстве школы. Научиться слушать учителя и выполнять инструкции, не терять сменку и физкультурную форму каждую неделю, уметь доставать нужные тетрадки и учебники, найти общий язык с кем-то из класса.

В этот период НОРМАЛЬНО, если ребенок вдруг начинает вести себя не так, как обычно:

  • часто плачет,
  • становится агрессивен,
  • постоянно хочет спа или же наоборот с трудом засыпает,
  • вдруг начинает много есть или же ест меньше обычного,
  • грубит или игнорирует просьбы взрослых,
  • не хочет ходить в школу или заниматься тем, что раньше доставляло ему удовольствие.

Ничего приятного в этом, конечно, нет, и, если такое поведение продолжается после окончания первого полугодия, нужно задуматься о визите к специалисту. Но в период адаптации такое поведение — признак того, что ребенок борется с трудностями, но его сил хватает не всегда. Ваша задача здесь — не ругать, не наказывать, а проявить понимание и поддержку, а лучше — докопаться до того, что же все-таки так тяжело вашему ребенку и постараться помочь, выслушать, поддержать, оказаться на стороне ребенка.

В этот период по возможности лучше избегать масштабных перемен: переездов, длительных командировок, ремонтов и пр. Это лишь дополнительный стресс для и так перегруженного ребенка. Важно хотя бы приблизительно выдерживать режим дня.

Хорошо помогают любые визуальные методы: цветное расписание с картинками, цветные наклейки для опознания тетрадей и учебников, наклейки-напоминалки, схемы с картинками и пр.

Адаптация в первом классе

В нашем центре вы сможете обсудить с психологом те трудности, с которыми вы столкнулись или боитесь столкнуться, можете провести диагностику готовности ребенка к школе, а также получить консультацию в случае, если вам кажется, что поведение ребенка не признак адаптации, а что-то более серьезное.

Также мы приглашаем вас на группу для родителей «Мой ребенок — первоклассник» . В рамках этой группы взаимопомощи вы сможете поделиться с другими родителями теми трудностями, с которыми вы столкнулись в поведении ребенка или же в других аспектах школьной жизни, получить их совет, найти внутренние и внешние ресурсы, чтобы справиться с проблемой, а также услышать мнение специалиста.

Чтобы вам не нужно было беспокоиться о том, с кем и где оставить ребенка, одновременно проходит развивающая игровая группа для первоклассников, в рамках которой ваш ребенок сможет в безопасной атмосфере потренировать свои навыки настоящего ученика и найти поддержку у сверстников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector