Дислалия у ребенка

Дислалия у ребенка

Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.

Виды дислалии

Дислалия у ребенкаТермин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?

Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».

Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:

  • Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
  • Свистящие (С, З);
  • Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Причины дислалии

Причин возникновения дислалии много. Если говорить в общих чертах проблема может быть связанна с особенностями строения зубочелюстного аппарата или же с психическим развитием ребенка и влиянием его близкого окружения. В зависимости от причины логопеды различают механическую и функциональную виды дислалии.

Механическая дислалия связна с особенностями строения артикуляционного аппарата малыша (а именно языка, губ, челюстей). Весьма распространенной причиной развития механической дислалии у ребенка является короткая уздечка языка или же верхней губы. Несколько реже причиной развития дислалии служит чрезмерно большой или маленький язык, толстые и тугие губы.

Также не менее значимую роль в формировании механической дислалии играют неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубки, патология верхнего неба.

Стоит отметить, что дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. К примеру, позднее отлучение малыша от соски вполне может привести к формированию неправильного прикуса.

Дислалия у ребенкаПричинами развития функциональной дислалии являются социальные и биологические факторы. Так, дислалия ожидаемо возникает у детей с педагогической запущенностью, когда развитием ребенка никто не занимается. На формирование речи малыша значимое влияние оказывает его окружение. Дети подражают речи взрослых людей. Если у родителей или родственников имеются проблемы с речью (косноязычие или диалектная речь) малыш также может перенимать такую своеобразную манеру общения. Кстати по этой причине психологи не рекомендуют «сюсюкаться» с ребенком, ведь такая искаженная речь воспринимается ребенком как правильная, и из-за этого может развиться дислалия.

На развитие речи также влияет и состояние здоровья ребенка. Так, дислалия наблюдается у ослабленных часто болеющих детей, а также у малышей с задержкой психического развития

Коррекция дислалии

Дислалия у ребенкаДислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит. Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома. Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

3,983 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Каждый день, общаясь с самыми разными людьми как минимум несколько часов, мы вряд ли задумываемся о том, что в свое время освоение устной речи нам не всегда давалось легко. И только когда малыш начинает учиться разговаривать, его родители вспоминают, как и сами в нежном возрасте делали те или иные ошибки, и стараются помочь своему чаду всеми силами. Дефекты речи могут быть самыми разными, но одним из самых распространенных является дислалия у детей. Этот дефект заключается в том, что у малыша не наблюдается проблем со слухом и развитием речевого аппарата , но присутствуют затруднения со звукопроизношением. При этом ребенок прекрасно справляется с построением предложений, разговаривает четко. До 4-5 лет такое расстройство можно наблюдать практически у всех детей – они ведь только учатся говорить, в это время и происходит становление речи. Но если после указанного возраста дефект не пропал, то необходимы обследование детей с дислалией у специалиста и коррекция речи . Оставлять все как есть нельзя, ведь это обязательно скажется на малыше в будущем. Например, над ним могут смеяться сверстники, ребенок будет бояться общаться, комплексы также могут помешать успеваемости в школе… А сами по себе нарушения речи, увы, не проходят. И родители тоже не всегда способны справиться с этой проблемой своими силами ввиду недостатка знаний. Поэтому логопедическое воздействие при дислалии необходимо.

Как же выражается данный дефект, как его заметить? Звукопроизношение при дислалии страдает по-разному. Один ребенок просто пропускает те или иные звуки в словах. Второй их искажает так, что понять его сложно. А третий замещает одни фонемы другими (например, говорит «мафына» или «масина» вместо «машина», «лыба» вместо «рыба» или «рампа» вместо «лампа»). Встречается и такое: малыш правильно произносит звук в одном слове, но в другом с этим же звуком справиться не в силах. Например, слово «шина» ему подвластно, а «машина» – уже нет.

Причины дислалии

Дислалия у детей дошкольного возраста бывает:

  • функциональной
  • механической

Причины дислалии могут быть различны. В большинстве случаев функциональная дислалия обусловлена задержкой психо-речевого развития, которая напрямую связана с окружающей малыша средой, условиями, в которых он живет и воспитания. Причинами развития данной формы расстройства речи могут быть:

Дислалия у ребенкаДислалия – расстройство речи, сопровождающееся нормальным слухом, но обусловленное неправильной артикуляцией у ребенка. Нуждается в логопедической коррекции, так как вызывает проблемы с социальной адаптацией и учебой.

Симптомы дислалии

Выделяют несколько типов дислалии:

  1. Механическая.
  2. Функциональная.
  3. Акустико-фонематическая.
  4. Артикуляционно-фонетическая.

При механической форме дефект речи связан с нарушением строения ротового аппарата – наличия диастемы (щели) между зубами, воспаления гайморовых пазух. Функциональное расстройство вызвано отсутствием коррекции речи, долгим нахождением в иноязычной среде, дефицитом общения с соотечественниками. Педагогическая запущенность также способствует некорректному произношению вследствие незнания из каких букв состоит слово.

Важно узнать, почему возникает заикание у детей и как помочь ребенку.

  1. Ротацизм – картавость.
  2. Ламбдацизм – плохое произношение Л мягкого и твердого.
  3. Сигматизм – неправильное выговаривание шипящих, свистящих.
  4. Йотацизм – плохое произношение Й.
  5. Ринолалия – гнусавость.
  6. Гаммацизм – проблемы со звуком Г.
  7. Каппацизм – плохое произношение К.
  8. Хитизм – некорректное выговаривание Х.

Фонематические дефекты речи:

  1. Озвончение либо оглушение, соответственно, глухих и звонких звуков.
  2. Смягчение твердых фонем или замена мягких звуков твердыми.

Причины дислалии

Функциональная дислалия обусловлена недостаточными речевыми навыками у детей вследствие дефицита общения с людьми, говорящими на данном языке. Сюсюкания неблагоприятно влияют на развитие малыша. Причины функционального речевого расстройства:

  1. Педагогическая запущенность.
  2. Билингвизм в семье – использование двух языков в речи.
  3. Родители уделяют недостаточно внимания своему чаду, мало с ним разговаривают, сюсюкаются.

Если малыш живет в англо- и русскоязычной семье, то возможно неправильное произношение звука Р, так как английская R и русская Р различаются по звучанию. Недостаточное общение с детьми родителей приводит к проблемам – словарный запас не пополняется. Сюсюкание взрослых может копироваться и вести к некорректному говору, детскому лепету.

Причины органической (механической) дислалии:

  1. Карповый или щучий прикус, прогнатия (выступание верхней челюсти вперед), прогения (выступание нижней челюсти вперед).
  2. Волчья пасть – незаращение твердого неба.
  3. Заячья губа.
  4. Короткая языковая уздечка.
  5. Увеличенный или маленький язык у детей с врожденными пороками.

Механическая, или органическая форма – следствие анатомических дефектов твердого неба, зубов. Волчья пасть, заячья губа приводят к искажению речи, назализации (произношению в нос) звуков Н, М.

Дислалия у ребенкаПрогнатия – выступ верхней челюсти с зубами, также способствует формированию дефектов произношения звуков. При этом прикус у ребенка также нарушен. Такое бывает у детей при позднем отлучении от груди, искусственном вскармливании.

Прогения – выступ нижней челюсти вперед. Это приводит к шепелявости (сигматизму), полиморфным нарушениям артикуляции. Причина – врожденные пороки формирования лицевого черепа.

Короткая уздечка языка препятствует нормальной дикции, при этом формируется картавость, т.е. ротацизм. Расщелина неба, заячья губа способствует ринолалии – звук М превращается в Б, Н в Д. Хронический гайморит также нарушает дикцию, приводя к гнусавости, назализации звуков.

Макро- и микроглассия, т.е. увеличенный и уменьшенный язык, создают помеху нормальной артикуляции. Эти нарушения врожденные, как правило, сопровождаются другими дефектами развития.

Причиной ротацизма может быть гиперплазия миндалин, которая мешает свободному вибрированию небного язычка, отвечающего за звук Р.

Диагностика

Проводят дифференциальную диагностику с минимальной мозговой дисфункцией, глухотой, поздним речевым развитием. Необходимо комплексное обследование у нескольких специалистов. Необходим осмотр малыша педиатром, стоматологом, неврологом, лор-врачом, логопедом-дефектологом. Следует выявить причину плохой дикции.

Лечение дислалии

Лечение дислалии производится хирургически при анатомических дефектах. Если произношение страдает из-за неправильного прикуса, щели между зубами (диастемы), требуется помощь ортодонта и установка брекетов для формирования ровного зубного ряда.

При короткой уздечке языка, приводящей к картавости, производят ее рассечение под местной анестезией. Волчье небо, заячья губа корректируются с помощью пластики.

Если причина гнусавости, т.е. ринолалии в гайморите, осуществляют лечение у врача-оториноларинголога. Назначаются антибиотики, промывание верхнечелюстных пазух раствором антисептиков.

Гиперплазия миндалин, которая может быть причиной ротацизма, также требует лечения – хирургического или терапевтического. Как правило, у таких детей часто возникает тонзиллит с нагноением и повышением температуры, что может быть опасно и для сердца. Оперативное удаление показано по назначению лор-врача после сдачи анализов на антистрептолизиновые антитела.

Дислалия у ребенкаПолезно узнать о признаках гиперактивного ребенка, а также способах лечения. Советы психотерапевтов.

Информация о разновидностях детской дизартрии: когда нужно заподозрить патологию.

При дефектах речи – ротацизме, ламбдацизме, сигматизме – производится логопедическая коррекция дислалии у младших школьников: массаж языка, упражнения со специальными инструментами (см. Логопедическая коррекция при дизартрии).

Функциональная дислалия, как результат педагогической запущенности, нуждается в работе над речевыми навыками ребенка. Учение письму сказывается благоприятно на восприятии слов и способствует правильному произношению.

Если неправильное произношение обусловлено билингвизмом, т.е. разговоры в семье ведутся на двух или нескольких языках, то необходима логопедическая работа на обоих языках. Профилактика дислалии – общение с ребенком как с равным, полноценным членом семьи, внимательное отношение, расспросы о том, как прошел день.

Заключение

При разных видах речевых нарушениях (см. Амалия), в том числе полиморфной дислалии, необходима логопедическая работа и другие методы коррекции. В некоторых случаях может потребоваться хирургическая операция – пластика неба, верхней губы, рассечение уздечки.

Время чтения — 18 минут

Опубликовано 22 июн. 2020 г.

Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.

Что такое дислалия у детей

Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.

Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Как отличить возрастные своеобразия детской речи от нарушения, называемого дислалией?

Продолжаем знакомить читателей с различными нарушениями речи с помощью книги Л.Парамоновой «Логопедия для всех». В прошлый раз разговор шел о нарушениях звукопроизношения в целом. Сегодня рассмотрим такое явление, как дислалия.

Распространенность дислалии и ее основные виды

Сам термин «дислалия» переводится следующим образом: «дис» — расстройство, нарушение; «лалия» — речь (то есть нарушение речи).

Дефекты звукопроизношения при дислалии принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем.

  1. Резко возросла ее распространенность (с в годы XX века до 52,5 % в годы).
  2. Дислалия все реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей, при котором помимо звукопроизношения страдают также словарный запас и грамматический строй речи.
  3. Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
  4. Дислалия в большинстве случаев проявляется не в чистом виде, а в сочетании с так называемой стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторных мышц.
  5. Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, то есть в возрасте до пяти лет. Они проявляются наряду с возрастными особенностями в произношении звуков и как бы маскируются ими.
  6. Усложнение симптоматики дислалии приводит к тому, что на ее фоне в дальнейшем нередко развиваются три наиболее часто встречающиеся у детей вида дисграфии, препятствующие нормальному овладению грамотой. Об этом речь пойдет в соответствующей главе.

Выросла распространенность нарушений звукопроизношения и по отдельным фонетическим группам звуков, о чем свидетельствуют приводимые ниже сравнительные данные за и годы XX века.

Виды нарушений (по данным М.А.Александровской, Л.Г.Парамоновой)

Виды нарушений годы годы

Ротацизмы 26% 71,6%

Ламбдацизмы 10% 54%

Дефекты свистящих 22% 42%

Дефекты шипящих 24% 45,4%

Исходя из всего вышесказанного, прежде чем перейти к дальнейшему разговору о дислалии, мы (и родители в том числе) должны иметь в виду следующее.

  1. Необходимо научиться как можно раньше отграничивать дислалию от возрастных своеобразий звукопроизношения, чтобы не возлагать напрасных надежд на то, что все нормализуется с возрастом, а незамедлительно принимать необходимые меры.
  2. Важно не сосредоточивать внимание на состоянии у ребенка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно заметить и вполне возможное отставание в развитии его словарного запаса и грамматического строя речи, которые также не нормализуются «сами собой».
  3. Всю коррекционную (в том числе и домашнюю) работу с ребенком по коррекции звуков необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно содействовала обогащению словарного запаса, преодолению аграмматизмов в устной речи и предупреждению соответствующих видов дисграфии. Это вполне можно обеспечить за счет правильного подбора речевого материала для упражнений.

В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центральных отделах речевых анализаторов (речедвигательного и речеслухового) или дефекты анатомического строения артикуляторного аппарата, то есть периферического отдела речедвигательного анализатора. (Мы пока не говорим о такой причине, как подражание.) В зависимости от этого внутри дислалии выделяют две основные формы — механическую, связанную с «механическим» повреждением артикуляторного аппарата, и функциональную, не связанную с таким повреждением. Внутри же функциональной дислалии в свою очередь также выделяют две формы — моторную и сенсорную. Выделение этих последних двух форм проведено с учетом преобладания отмеченных функциональных сдвигов в центральном отделе речедвигательного или речеслухового анализатора. Рассмотрим каждую из названных форм дислалии в отдельности.

Функциональная дислалия (моторная и сенсорная)

При функциональной дислалии, в отличие от механической, не наблюдается заметных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата. В ее основе чаще всего лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий головного мозга. Такие нарушения могут быть вызваны общей физической ослабленностью детей и другими причинами. По мере роста и развития ребенка эти небольшие отклонения нередко выравниваются, однако уже сформировавшееся неправильное звукопроизношение так и остается. Как уже говорилось, внутри функциональной дислалии выделяют моторную и сенсорную формы.

Моторная функциональная дислалия связана с функциональными нарушениями в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это обусловливает некоторую неловкость и недифференцированность движений губ и языка ребенка, что в свою очередь приводит к неточности артикулирования звуков и приблизительности их звучания. Это чисто фонетический дефект, поскольку полных замен одного звука речи другим здесь обычно не наблюдается.

Сенсорную функциональную дислалию вызывают функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации акустически близких звуков (звонких и глухих, мягких и твердых, шипящих и свистящих и др.). В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим и говорит, например, «сапка» вместо «шапка» или «лыбак» вместо «рыбак». Эта форма нарушений звукопроизношения, носящая фонематический характер (ребенок не различает двух разных фонем), в дальнейшем обычно сопровождается и однотипными буквенными заменами на письме, характерными для одного из видов дисграфии.

При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной, то есть сенсомоторной, дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно, а другие заменяет артикуляторно или акустически близкими.

Все сказанное о функциональной дислалии не исключает, однако, и случаев чистого подражания, когда дефекты в произношении звуков у ребенка с совершенно нормальным речевым аппаратом бывают обусловлены только неблагоприятным социальным окружением.

Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней никогда не страдает произношение гласных звуков.

Дислалия – это расстройство речи, связанное с неверным произношением некоторых звуков при условии, что у ребенка нет проблем со слухом, мышлением, а его речевой аппарат полностью контролируется ЦНС. Обычно нарушение обнаруживается у детей в возрасте 3-6 лет, когда малыш активно осваивает речь.

Причины

  • пороки и особенности развития речевых органов;
  • педагогическая запущенность;
  • нарушения механизмов восприятия, анализа и воспроизведения речи (в результате снижения слуха, травмы и т. д.);
  • наличие в окружении ребенка человека, который плохо выговаривает отдельные звуки;
  • злоупотребление родителями искаженными «детскими» псевдословами, типа «кися», «вава» и т. п.
  • использование в семье двух и более языков.

Ребенок обычно правильно выговаривает большинство звуков и слогов, трудность для него представляют только звуки, схожие по месту и способу образования. Нарушение может проявляться как одним дефектом, так и их сочетанием.

Признаки

Понять, что у ребенка есть это расстройство, можно по следующим признакам:

  • пропуск некоторых звуков в любой части слова;
  • замена звуков на похожие, правда, иногда все же появляются и правильные звуки;
  • искажение слова, хорошо знакомого малышу.

При этом грамматическая и лексическая стороны речи никак не страдают. Сохраняется слоговая структура слова, с возрастом словарный запас неуклонно растет, ребенок правильно употребляет падежи, различает множественное и единственное число, может построить связанное высказывание без логических ошибок.

Виды дислалии и их особенности

В зависимости от первопричины специалисты выделяют несколько видов нарушения.

  1. Органическая дислалия (ее также называют механической) возникает из-за анатомических особенностей речевых органов: короткая уздечка языка, порок челюстно-лицевого скелета, нёба, губ, языка. Здесь требуется сначала исправить недостаток хирургическим путем и только потом приступать к постановке звуков.
  2. Функциональная дислалия возникает либо из-за проблем с центром мозга, который управляет движением языка и губ (моторная форма), либо из-за нарушений работы слухоречевого анализатора. Отсутствие проблем с произносительным аппаратом – это сенсорная форма. Для лечения требуется помощь невролога и логопеда.
    • При моторной форме ребенок произносит звуки очень нечетко, с помехами, призвуками, гнусавостью.
    • При сенсорной форме путает похожие и парные звуки, например, твердые на мягкие, глухие на звонкие и т. д. Среди причин: нарушение слуховой функции, проблемы с фонематическим слухом, травмы, педагогическая запущенность.

В функциональной дислалии также выделяют:

  • артикуляционно-фонетическую форму – в речи звук присутствует, но при его произнесении речевые органы находятся в неправильном положении, поэтому он получается искаженным, но фонематический слух запоминает его как правильный;
  • артикуляционно-фонематическую форму – подмена сложного по способу образованию звука более легким, для произнесения которого требуется меньше усилий;
  • акустико-фонематическая форма объясняется тем, что ребенок не различает фонемы.
  • Физиологическая (или возрастная дислалия) – здесь нечеткое, неправильное произношение связано с развитием артикуляционного аппарата. Патологий нет, просто речевые органы, скажем так, еще не готовы к артикуляции тех или иных звуков в силу возраста малыша. Расстройство обычно диагностируется у детей 5 лет и проходит к 6 годам самостоятельно.
  • Диагностика

    Постановка диагноза возможна только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Если ребенок вялый, проявляет мало интереса к окружающему миру, общению со сверстниками, необходимо подтвердить или исключить дизартрию.
    В ходе обследования врач и логопед обязательно проверяют:

    • развитие моторики;
    • сохранность слуха, зрения;
    • произносительную функцию речевых органов;
    • устную речь;
    • способность различать фонемы.

    Как помочь ребенку?

    При механической форме выполняют хирургическую коррекцию недостатков речевых органов. Наилучшее время для этого – возраст до 7 лет. После заживления тканей начинают занятия с логопедом.
    При функциональной форме невролог назначает курс медикаментозного лечения, если это необходимо. Логопедическая помощь осуществляется в несколько этапов:

    • развитие слуховой памяти, формирование умения различать фонемы, для этого назначается артикуляционная гимнастика, массаж, речевая моторика;
    • постановка звуков, запоминание их ребенком. Упражнения основаны на принципе подражания;
    • развитие навыков общения.

    При возрастной форме особой помощи ребенку не требуется, однако родителям необходимо внимательно следить за развитием речи. Если после 6 лет ошибки в произношении звуков не исчезли, то это свидетельствует о серьезном нарушении, нужно срочно посетить логопеда.

    Прогноз

    При своевременной и грамотной коррекции у 95% детей расстройство корректируется полностью в течение 4-6 месяцев. Главное условие успеха – регулярные занятия, строгое соблюдение рекомендаций врача и логопеда.

    Опасна ли дислалия? К сожалению, некоторых родителей может даже умилять шепелявящее чадо, и они ждут, когда ребенок «перерастет» и волшебным образом сам справится с данной проблемой. Но нарушение опасно тем, что на его фоне легко развиваются более сложные смешанные дефекты речи, которые требуют трудной и длительной коррекции.

    Дислалия – врожденное или приобретенное неправильное звукопроизношение.

    Как развивается речь ребенка

    Ребенок рождается с отсутствием наборов звуков, которые произносят его родители. И лишь постепенно, прислушиваясь к звукам, малыш начинает повторять за взрослыми.

    Способность правильно произносить звуки зависит от некоторых факторов.

    1. Генетическая предрасположенность. Установлено, что в семьях, где родители имели либо имеют дислалию, дети намного чаще имеют схожие проблемы.
    2. Соматическое здоровье ребенка. Например:
      • Дети с увеличенными аденоидами неправильно произносят некоторые звуки, потому что иначе не могут.
      • Часто болеющие дети также имеют склонность к нарушению артикуляции.
      • Дети с аномалиями развития – расщелина неба, расщелина верхней губы и пр. имеют определенные сложности для правильного звукопроизношения. При устранении некоторых дефектов (например, при исправлении короткой уздечки языка) дислалия постепенно должна исчезнуть.
    3. Правильная речь родителей. Иногда родители или другие родственники при разговоре с ребенком искажают собственную речь. Такое поведение влечет за собой неправильное представление ребенка о произношении звуков.

    Виды и формы дислалии

    • Если у ребенка наблюдается нарушение произношения звуков из одной группы (например «з-с-ц») или просто одного звука (чаще всего звук «р»), то говорят о простой дислалии или мономорфной.
    • Если присутствует нарушение нескольких групп или нескольких звуков, то дислалия называется сложной или полиморфной.

    Также можно разделить дислалию по причине ее возникновения.

    1. Физиологическая. Присутствует почти у всех детей. Такое положение дел связано с особенностями строения детского артикуляционного аппарата, а также с небольшим опытом речевого общения. В норме до 5 лет проходит самостоятельно и не требует коррекции.
    2. Функциональная. Развивается при правильном строении органов, которые воспроизводят звуки и воспринимают их. Возникает по ряду причин:
      • частые простудные заболевания;
      • болезни ЖКТ;
      • отсутствие контроля родителей за правильным произношением;
      • родители эмигранты – дети дома слышат одну речь, а за пределами дома другую;
      • родители из разных языковых сред (например, мама русская, папа француз);
      • неверная артикуляция у ребенка;
      • состояние, при котором ребенок не полностью или не четко различает произнесенные слова – снижение фонематического слуха.
    3. Механическая. Развивается у детей с нарушениями в анатомическом строении органа слуха, ротовой полости и гортани. Нарушения могут быть врожденными, но могут и появиться в течение жизни (например, у детей с аденоидами, после травм лицевого черепа и пр.).

    Некоторые анатомические особенности строения черепа, приводящие к дислалии, могут передаваться по наследству. Например, прогения – вступающая вперед нижняя челюсть, или неправильный прикус.

    Причины дислалии

    1. Анатомические особенности языка – короткая уздечка языка, макроглоссия, микроглоссия.
    2. Анатомические особенности строения губ – короткая уздечка верхней губы, толстые губы, неспособные активно двигаться, расщелины губ.
    3. Аномалии челюстей – прогения, прогнатия.
    4. Аномалии неба – высокое небо, плоское небо, расщелина твердого неба.
    5. Особенности зубов – диастемы.

    Симптоматика

    Дислалия может проявляться:

    • Заменой звука – при этом ребенок замещает один звук другим во всех сочетаниях. Ребенок может путать местами правильно произносимые звуки. Иногда могут возникать проблемы по различию твердости-мягкости звука или звонкий-глухой звук.
    • Пропуском звука – ребенок не произносит звук. Выпадать звук может только на определенной позиции слова – например в начале или в конце слова. При этом скорее всего страдает фонематический слух.
    • Искажением звука – при этом ребенок употребляет звук, который отсутствует в фонематическом наборе его родного языка.

    Определенную форму дислалии выделяют по звукам, с которыми у ребенка есть проблемы. Например:

    • ламбдаизм – нарушение произношения «л», «ль»;
    • ротацизм (картавость) – сонорный звук «р»;
    • сигматизм – затруднения произношения шипящих звуков «с», «з», «ш» и т.п.

    У ребенка с физиологической дислалией симптомы исчезают по мере взросления и полностью могут пропасть к 5 годам. Но иногда отдельные звуки остаются непроизносимыми. Если нет анатомических особенностей в строении органов, то имеет место функциональная дислалия.

    Ребенок с дислалией имеет достаточно богатый словарный запас. Умеет правильно формулировать свои мысли, составлять предложения и рассказ.

    У ребенка не возникают проблемы при образовании множественного/единственного числа предметов. Дети с дислалией правильно употребляют слова в разных склонениях и спряжениях.

    Диагностика

    1. Первым этапом является медицинское заключение. Требуется это для выявления возможных анатомических особенностей строения.
    2. Вторым этапом будет консультация логопеда-дефектолога. Специалист общается с ребенком и в первую очередь обращает внимание на связанность речи, словарный запас. Далее оценивается звукопроизношение – ребенок заменяет букву, пропускает или искажает. Оценивается, в каких словах и в какой части слова у ребенка дефект произношения. Логопед может попросить ребенка повторить некоторые звуки или слова для уточнения.
    3. В последнюю очередь дефектолог производит оценку фонематического слуха.

    Коррекция дислалии

    Детям с механической дислалией потребуется медицинская помощь. В зависимости от дефекта может понадобиться устранение расщелины, диастемы, короткой уздечки и т.д.

    Детям с функциональной дислалией понадобится артикуляционная гимнастика, массаж.

    Логопед устраняет дефект речи в несколько этапов.

    1. Первым делом проводится подготовительная часть. Сюда входит артикуляционная гимнастика и т.п.
    2. Далее формируют правильный звук – ребенка учат правильно дышать, ставить язык и придавать форму губам. В итоге ребенок по просьбе учится произносить правильно проблемный звук и употребляет его в словах.
    3. На последнем этапе логопед должен сформировать умение у ребенка автоматически употреблять правильные звуки в разговорной речи.

    Гриневич Ирина Александровна

    Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!

    Дислалия у ребенка

    Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

    Причины дислалии:

    • укороченная уздечка языка (возможна корркеция пластикой уздечки языка);
    • дефекты строения челюстей;
    • неправильное строение нёба;
    • толстые губы;
    • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
    • подражание;
    • двуязычие в семье;
    • педагогическая запущенность;
    • недоразвитие фонематического слуха.

    Дислалия может быть вызвана неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

    Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него нарушено произношение целого ряда звуков.

    Чаще всего дефектными являются:

    • шипящие звуки – ш, ж, ч, щ,
    • свистящие – с, сь, з, ц,
    • соноры – р, рь, л, ль.

    Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.

    До трех лет ставить нарушенные звуки рано, но необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи.

    Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

    Сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.

    Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

    Причины функциональной дислалии у детей
    Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания).

    Социальные:
    Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).

    Двуязычие в семье (родители разговаривают на разных языках, ребёнок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»).

    Образец неправильной речи в окружении ребёнка (по подражанию).

    Выбор неправильной артикуляции.
    Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

    Причины органической механической дислалии

    Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
    Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
    Врождённые — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
    Приобретённые — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

    Дислалия может проявляться в форме:
    — нарушения произношения свистящих и шипящих звуков.
    -нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль
    -нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
    -нарушение звука «й» носит название йотацизм.

    Редко встречаются нарушения других согласных звуков:
    -дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение.
    -дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

    Коррекция дислалии
    Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

    При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

    Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

    На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

    Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика.

    Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

    Логопедические упражнения
    Постановка звуков речи дошкольников

    Логопедические онлайн упражнения

    Здесь на сайте (poskladam.ru) вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Все логопедические упражнения на сайте (poskladam.ru) разбиты по классам. Например, вы можете найти упражнения на определенную букву. Логопедические онлайн занятия позволяют детям развивать коммуникативные способности. Попробуйте сами правильно выполнить логопедические упражнения, а потом начните заниматься с ребенком. Мы предлагаем артикуляционные онлайн упражнения и программы, которыми вы будете с ребенком заниматься. Правильная речь ребенка — это хорошо. Ребенку, прежде всего важно ваше внимание, забота и любовь. В силу определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями развития речи.

    Нарушение звукопроизношения – дислалия у детей

    Наиболее распространённым нарушением звукопроизношения является дислалия, при которой наблюдается либо отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), либо их искажение (малыш неправильно их произносит), либо замена одного звука другим.

    Дислалия бывает функциональной и механической.

    При функциональной дислалии не отмечается нарушений строения речевого аппарата (челюстей, зубов, нёба, языка). Она наблюдается в период, когда происходит процесс усвоения звуков. Функциональная дислалия может возникнуть из-за общей физической ослабленности ребёнка вследствие различных соматических заболеваний (особенно в период активного формирования речи), задержки психического развития (минимальные мозговые дисфункции), задержки развития речи, нарушения фонематического восприятия, ограничения общения, подражания неправильной речи. В этом случае необходимо развивать умение слушать звуки, активно общаться с ребёнком. Эффективной может быть гимнастика для укрепления мышц языка.

    Механическая дислалия

    При механической дислалии нарушение звукопроизношения обусловлено анатомическими дефектами органов артикуляции, такими как неправильное строение зубов, отсутствие резцов или их аномалии, дефекты прикуса, патологические изменения языка (слишком большой или слишком маленький язык), укороченная уздечка.

    Нарушение в звукопроизношении

    Реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врождённые дефекты (деформации) исправляются хирургическим путём в раннем возрасте. Если есть анатомические дефекты, необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта.

    Причина дислалии

    Дислалия может развиться и при общении с детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Оказывает влияние пребывание в двуязычном окружении, а также отношение взрослых к неверному произношению (многие из них не корректируют речь ребёнка, считая, что через какое-то время он сам научится говорить правильно).

    Недоразвитость слуха, как причина проблем с речью

    Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха (ребёнку трудно различать звуки, близкие по акустическим признакам: ш—ж, с—з и т. д.), снижением физического слуха, недостаточным умственным развитием.

    Слюни могут вызывать проблемы в произношении

    Но необходимо отличать сложные дислалии от других похожих нарушений, при которых может наблюдаться боковое произношение многих фонем, отмечается появление излишней слюны в момент речи, ребёнку трудно удерживать язык в нужной позиции продолжительное время, изменена подвижность языка, сила и точность движений.

    Поражение ЦНС как причина нарушения звукопроизношения

    Более серьёзным нарушением звукопроизношения, возникающим вследствие органического поражения центральной нервной системы, является дизартрия. При дизартрии страдает не только произношение отдельных звуков. У таких детей отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. В речи прослеживается нечёткое, смазанное звукопроизношение, голос тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен, речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

    Стертые формы дизартрии

    Дети со стёртыми формами дизартрии не всегда сразу обращают на себя внимание, но их можно отличить по некоторым особенностям. Они неразборчиво произносят слова, плохо едят, отказываются жевать твёрдую пищу, так как им трудно это делать (таких детей необходимо постепенно приучать пережёвывать твёрдую пищу, — это будет способствовать развитию мышц языка и щёк).

    В детском возрасте одной из наиболее распространенных речевых патологий является дислалия. Данное заболевание объединяет в себе различные формы нарушения речи, при этом слух у ребенка нормальный и сохраняется иннервация речевого аппарата. Многие ошибочно полагают, что дислалия переходящая патология, которая исчезает самостоятельно по мере взросления малыша. Это речевое заболевание могут диагностировать и у взрослых, что может вызвать ряд неудобств из-за непонимания произносимой речи.

    Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Проявления нарушений происходит в дефектах воспроизведения звуков речи, а именно: искажение произношения, замена одних звуков другими, смешение звуков и реже их пропусками.

    Виды и формы дислалии

    Дислалия делится на механическую (органическая) и функциональную. Первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая обусловлена социальными факторами или нейродинамическими нарушениями, происходящими в коре головного мозга.

    Функциональную дислалию можно разделить на следующие группы:

    • Моторная (центральные отделы речедвигательного анализатора);
    • Сенсорная (центральные отделы речеслухового анализатора);
    • Сенсомоторная (одновременное наличие обоих вариантов).

    При моторном типе появляется фонетический дефект (артикуляторные признаки звуков не воспроизводимы), это значит, что губы и язык имеют неточное движение, поэтому звуки выходят приблизительными, что приводит к нарушению артикуляции. При сенсорном типе появляется фонематический эффект (акустические признаки звуков не различимы). Здесь человеку сложно отличить на слух акустически схожие фонемы, поэтому он пытается заменять и смешивать звуки, что усложняет процесс овладения письмом и способствует возникновению дисграфии в дальнейшем.

    Согласно изложенному, выделяют следующие группы расстройства:

    • Акустико-фонематическая дислалия;
    • Артикуляторно-фонематическая;
    • Артикуляторно-фонетическая.

    В каждой из этих категорий имеются разные степени сложности заболевания, а именно сложная и простая дислалия.

    Еще заболевание может делиться по такому признаку: какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все непроизносимые и путаемые звуки размещены в одной группе, тогда возникает мономорфная дислалия, а если в разных, тогда полиморфная.

    Фонетическая дислалия также разделяется на несколько подтипов в зависимости от присутствующих фонетических дефектов произношения звуков, относящихся к разным группам:

    • Ротацизм (неправильно произносятся согласные);
    • Сигматизм (нарушено произношение шипящих);
    • Ламбдацизм (неверное произношение л);
    • Гаммацизм (сложности в применении г и г’);
    • Хитизм (недостаток в согласных);
    • Каппацизм (речевые сложности со звуками к и к’);
    • Йотацизм (неверное произношение й);
    • Дефекты оглушения и озвончения (ребенок или взрослый меняет парные глухие на звонкие и наоборот);
    • Дефекты смягчения и твердости (парные твердые меняют на мягкие согласные и наоборот).

    Причины дислалии

    Причины дислалии условно разделяют на следующие группы:

    • Органические. Здесь возникают проблемы с произношением из-за разноплановых аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут иметь врожденный или приобретенный характер. Обычно, у пациентов можно наблюдать такие аномалии: отсутствие зубов, нарушение прикуса, укорочение уздечки верхней губы, расщелина твердого неба, высокий свод неба;
    • Социально-биологические причины могут возникнуть вот почему: в семье используют неправильную речь и ребенок этому подражает, ребенок не получает должного внимания от родителей, есть проблемы с фонетическим восприятием, снижен слух, у ребенка диагностировали умственную отсталость.

    Проявления

    Дислалия имеет достаточное количество симптомов, которые представляются пропусками, заменами, искажением и смешением звуков. Проявление симптомов также может зависеть от формы заболевания:

    • Функциональная приводит к нарушению произношения одного или пары звуков;
    • Механическая к нарушению группы похожих по артикуляции звуков;
    • Физиологическая вызывает возрастное косноязычие, возникающее из-за несформированности фонематического слуха и неспособность правильно управлять движениями органов речи, что проходит к 5 годам.

    Коррекция дислалии

    Исправить дислалию можно в три этапа:

    • Подготовительный;
    • Формирование первичных навыков;
    • Формирование коммуникативных навыков.

    Лечение может быть назначено после проведения диагностики. Логопедическая коррекция на первом этапе напрямую зависит от типа проблемы:

    • В случае механического дефекта, в первую очередь нужно устранить дефект, так как вид вмешательства зависит от типа расстройства. Так, если у ребенка короткая уздечка нужно сделать пластику языка, а при проблемах с прикусом посетить ортодонта;
    • При моторном типе важен массаж и гимнастика, которые можно практиковать на логопедических занятиях и дома;
    • При сенсорной функциональной дислалии логопед концентрируется на фонетических процессах, уделяя им повышенное внимание.

    Параллельно логопед проводит работу над базовыми упражнениями и корректирует основной речевой навык.

    Второй этап более сложный, так как требуется отработка тех звуков, вызывающих затруднения. Этого добиться можно с помощью подражания или специальных инструментов, способствующих формированию правильной привычке. После этого проходит автоматизация звука в слогах и предложениях. Логопедическую коррекцию завершает воссоздание ситуаций общения, когда логопед пытается добиться безошибочного употребления выученных звуков в различных ситуациях. Важно соблюдать регулярность занятий, чтобы добиться успеха в освоении речевых навыков.

    По статистике, более 40% детей, которые поступили в первый класс, имеют те или иные нарушения устной речи разной степени тяжести и нуждаются в помощи логопеда. Давайте рассмотрим самый лёгкий случай нарушения устной речи, который называется «дислалия». Дислалия — это стойкое нарушение произношения одного или нескольких звуков речи. Дислалия у детей проявляется в том, что какие-то звуки или отсутствуют в речи, или заменяются другими, или искажаются до неузнаваемости. Какие могут быть причины дислалии у детей? 1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго «сюсюкают» с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение. 2. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения. Малыш может подражать своим плохоговорящим младшим братьям и сестрам, а также искажённой, неправильной речи взрослых. Очень часто это относится к звуку Р, когда «грассирование» передается из поколения в поколение. 3. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда. Если в раннем возрасте кроха вынужден разговаривать на двух языках, он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой, путает и смешивает похожие звуки. 4. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии. 5. Снижение слуха. Тугоухостью объясняется до 10% случаев нарушения звукопроизношения. Чаще всего при этом страдает различение близких по звучанию звуков: шипящих и свистяших (Ш заменяется С), звонких и глухих согласных (Б заменяется П). 6. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата: — очень короткая подъязычная уздечка. При этом дефекте затруднен подъем языка вверх, поэтому возможно нарушение таких звуков, как Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч. — слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький. — неправильный прикус. Нормальным считается такой прикус, при котором верхние зубы на 1/3 прикрывают нижние. Нарушения прикуса могут быть различными: а) прогнатия — когда верхняя челюсть сильно выдаётся вперед, в результате чего нижние передние зубы не соединяются с верхними зубами; б) прогения — если нижняя челюсть выступает вперёд; в) открытый прикус — когда при закрытом рте образуется промежуток между зубами верхней и нижней челюсти. Иногда этот промежуток наблюдается только между передними зубами, а иногда передние зубы соединяются нормально, а между боковыми зубами получается большой промежуток. — неправильное строение зубного ряда. Часто к искажению звуков приводят большие промежутки между зубами. — аномальное строение нёба, например слишком высокое, узкое нёбо мешает правильному произношению многих звуков. — губы — отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя — тоже могут затруднять четкое произношение губных звуков М, П, Б, Ф, B. 7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти. Это приводит к неумению ребенка удерживать губы, челюсть и язык в нужном для правильного произношения звуков положении, а также быстро переключаться от одного движения органов артикуляции к другому. 8. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка. Например, смешиваются или заменяются друг на друга звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, свистящие и шипящие звуки. Происходит и наоборот: когда неправильное произношение, особенно замена одних звуков другими, затрудняет формирование фонематического слуха. Позже эти проблемы могут стать причиной ОНР (общего недоразвития речи), а в школьном возрасте — нарушений чтения и письма. Таким образом, несмотря на то, что дислалия у детей считается самой лёгкой речевой проблемой, её последствия могут быть очень серьёзны! Дорогие родители! Не стоит пренебрегать профилактическим осмотром ребенка у логопеда и других специалистов. Прислушивайтесь к их советам. Помните, что чем раньше обнаружена проблема с речью и правильно поставлен речевой диагноз, тем больше вероятность достижения положительного эффекта и отсутствия проблем обучения в школе.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector