Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.
Виды дислалии
Термин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?
Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.
А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».
Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:
- Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
- Свистящие (С, З);
- Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.
Причины дислалии
Причин возникновения дислалии много. Если говорить в общих чертах проблема может быть связанна с особенностями строения зубочелюстного аппарата или же с психическим развитием ребенка и влиянием его близкого окружения. В зависимости от причины логопеды различают механическую и функциональную виды дислалии.
Механическая дислалия связна с особенностями строения артикуляционного аппарата малыша (а именно языка, губ, челюстей). Весьма распространенной причиной развития механической дислалии у ребенка является короткая уздечка языка или же верхней губы. Несколько реже причиной развития дислалии служит чрезмерно большой или маленький язык, толстые и тугие губы.
Также не менее значимую роль в формировании механической дислалии играют неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубки, патология верхнего неба.
Стоит отметить, что дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. К примеру, позднее отлучение малыша от соски вполне может привести к формированию неправильного прикуса.
Причинами развития функциональной дислалии являются социальные и биологические факторы. Так, дислалия ожидаемо возникает у детей с педагогической запущенностью, когда развитием ребенка никто не занимается. На формирование речи малыша значимое влияние оказывает его окружение. Дети подражают речи взрослых людей. Если у родителей или родственников имеются проблемы с речью (косноязычие или диалектная речь) малыш также может перенимать такую своеобразную манеру общения. Кстати по этой причине психологи не рекомендуют «сюсюкаться» с ребенком, ведь такая искаженная речь воспринимается ребенком как правильная, и из-за этого может развиться дислалия.
На развитие речи также влияет и состояние здоровья ребенка. Так, дислалия наблюдается у ослабленных часто болеющих детей, а также у малышей с задержкой психического развития
Коррекция дислалии
Дислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.
В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.
Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:
- Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
- Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
- Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.
Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.
Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит. Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома. Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.
Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель
3,983 просмотров всего, 6 просмотров сегодня
Каждый день, общаясь с самыми разными людьми как минимум несколько часов, мы вряд ли задумываемся о том, что в свое время освоение устной речи нам не всегда давалось легко. И только когда малыш начинает учиться разговаривать, его родители вспоминают, как и сами в нежном возрасте делали те или иные ошибки, и стараются помочь своему чаду всеми силами. Дефекты речи могут быть самыми разными, но одним из самых распространенных является дислалия у детей. Этот дефект заключается в том, что у малыша не наблюдается проблем со слухом и развитием речевого аппарата , но присутствуют затруднения со звукопроизношением. При этом ребенок прекрасно справляется с построением предложений, разговаривает четко. До 4-5 лет такое расстройство можно наблюдать практически у всех детей – они ведь только учатся говорить, в это время и происходит становление речи. Но если после указанного возраста дефект не пропал, то необходимы обследование детей с дислалией у специалиста и коррекция речи . Оставлять все как есть нельзя, ведь это обязательно скажется на малыше в будущем. Например, над ним могут смеяться сверстники, ребенок будет бояться общаться, комплексы также могут помешать успеваемости в школе… А сами по себе нарушения речи, увы, не проходят. И родители тоже не всегда способны справиться с этой проблемой своими силами ввиду недостатка знаний. Поэтому логопедическое воздействие при дислалии необходимо.
Как же выражается данный дефект, как его заметить? Звукопроизношение при дислалии страдает по-разному. Один ребенок просто пропускает те или иные звуки в словах. Второй их искажает так, что понять его сложно. А третий замещает одни фонемы другими (например, говорит «мафына» или «масина» вместо «машина», «лыба» вместо «рыба» или «рампа» вместо «лампа»). Встречается и такое: малыш правильно произносит звук в одном слове, но в другом с этим же звуком справиться не в силах. Например, слово «шина» ему подвластно, а «машина» – уже нет.
Причины дислалии
Дислалия у детей дошкольного возраста бывает:
- функциональной
- механической
Причины дислалии могут быть различны. В большинстве случаев функциональная дислалия обусловлена задержкой психо-речевого развития, которая напрямую связана с окружающей малыша средой, условиями, в которых он живет и воспитания. Причинами развития данной формы расстройства речи могут быть:
Дислалия – расстройство речи, сопровождающееся нормальным слухом, но обусловленное неправильной артикуляцией у ребенка. Нуждается в логопедической коррекции, так как вызывает проблемы с социальной адаптацией и учебой.
Симптомы дислалии
Выделяют несколько типов дислалии:
- Механическая.
- Функциональная.
- Акустико-фонематическая.
- Артикуляционно-фонетическая.
При механической форме дефект речи связан с нарушением строения ротового аппарата – наличия диастемы (щели) между зубами, воспаления гайморовых пазух. Функциональное расстройство вызвано отсутствием коррекции речи, долгим нахождением в иноязычной среде, дефицитом общения с соотечественниками. Педагогическая запущенность также способствует некорректному произношению вследствие незнания из каких букв состоит слово.
Важно узнать, почему возникает заикание у детей и как помочь ребенку.
- Ротацизм – картавость.
- Ламбдацизм – плохое произношение Л мягкого и твердого.
- Сигматизм – неправильное выговаривание шипящих, свистящих.
- Йотацизм – плохое произношение Й.
- Ринолалия – гнусавость.
- Гаммацизм – проблемы со звуком Г.
- Каппацизм – плохое произношение К.
- Хитизм – некорректное выговаривание Х.
Фонематические дефекты речи:
- Озвончение либо оглушение, соответственно, глухих и звонких звуков.
- Смягчение твердых фонем или замена мягких звуков твердыми.
Причины дислалии
Функциональная дислалия обусловлена недостаточными речевыми навыками у детей вследствие дефицита общения с людьми, говорящими на данном языке. Сюсюкания неблагоприятно влияют на развитие малыша. Причины функционального речевого расстройства:
- Педагогическая запущенность.
- Билингвизм в семье – использование двух языков в речи.
- Родители уделяют недостаточно внимания своему чаду, мало с ним разговаривают, сюсюкаются.
Если малыш живет в англо- и русскоязычной семье, то возможно неправильное произношение звука Р, так как английская R и русская Р различаются по звучанию. Недостаточное общение с детьми родителей приводит к проблемам – словарный запас не пополняется. Сюсюкание взрослых может копироваться и вести к некорректному говору, детскому лепету.
Причины органической (механической) дислалии:
- Карповый или щучий прикус, прогнатия (выступание верхней челюсти вперед), прогения (выступание нижней челюсти вперед).
- Волчья пасть – незаращение твердого неба.
- Заячья губа.
- Короткая языковая уздечка.
- Увеличенный или маленький язык у детей с врожденными пороками.
Механическая, или органическая форма – следствие анатомических дефектов твердого неба, зубов. Волчья пасть, заячья губа приводят к искажению речи, назализации (произношению в нос) звуков Н, М.
Прогнатия – выступ верхней челюсти с зубами, также способствует формированию дефектов произношения звуков. При этом прикус у ребенка также нарушен. Такое бывает у детей при позднем отлучении от груди, искусственном вскармливании.
Прогения – выступ нижней челюсти вперед. Это приводит к шепелявости (сигматизму), полиморфным нарушениям артикуляции. Причина – врожденные пороки формирования лицевого черепа.
Короткая уздечка языка препятствует нормальной дикции, при этом формируется картавость, т.е. ротацизм. Расщелина неба, заячья губа способствует ринолалии – звук М превращается в Б, Н в Д. Хронический гайморит также нарушает дикцию, приводя к гнусавости, назализации звуков.
Макро- и микроглассия, т.е. увеличенный и уменьшенный язык, создают помеху нормальной артикуляции. Эти нарушения врожденные, как правило, сопровождаются другими дефектами развития.
Причиной ротацизма может быть гиперплазия миндалин, которая мешает свободному вибрированию небного язычка, отвечающего за звук Р.
Диагностика
Проводят дифференциальную диагностику с минимальной мозговой дисфункцией, глухотой, поздним речевым развитием. Необходимо комплексное обследование у нескольких специалистов. Необходим осмотр малыша педиатром, стоматологом, неврологом, лор-врачом, логопедом-дефектологом. Следует выявить причину плохой дикции.
Лечение дислалии
Лечение дислалии производится хирургически при анатомических дефектах. Если произношение страдает из-за неправильного прикуса, щели между зубами (диастемы), требуется помощь ортодонта и установка брекетов для формирования ровного зубного ряда.
При короткой уздечке языка, приводящей к картавости, производят ее рассечение под местной анестезией. Волчье небо, заячья губа корректируются с помощью пластики.
Если причина гнусавости, т.е. ринолалии в гайморите, осуществляют лечение у врача-оториноларинголога. Назначаются антибиотики, промывание верхнечелюстных пазух раствором антисептиков.
Гиперплазия миндалин, которая может быть причиной ротацизма, также требует лечения – хирургического или терапевтического. Как правило, у таких детей часто возникает тонзиллит с нагноением и повышением температуры, что может быть опасно и для сердца. Оперативное удаление показано по назначению лор-врача после сдачи анализов на антистрептолизиновые антитела.
Полезно узнать о признаках гиперактивного ребенка, а также способах лечения. Советы психотерапевтов.
Информация о разновидностях детской дизартрии: когда нужно заподозрить патологию.
При дефектах речи – ротацизме, ламбдацизме, сигматизме – производится логопедическая коррекция дислалии у младших школьников: массаж языка, упражнения со специальными инструментами (см. Логопедическая коррекция при дизартрии).
Функциональная дислалия, как результат педагогической запущенности, нуждается в работе над речевыми навыками ребенка. Учение письму сказывается благоприятно на восприятии слов и способствует правильному произношению.
Если неправильное произношение обусловлено билингвизмом, т.е. разговоры в семье ведутся на двух или нескольких языках, то необходима логопедическая работа на обоих языках. Профилактика дислалии – общение с ребенком как с равным, полноценным членом семьи, внимательное отношение, расспросы о том, как прошел день.
Заключение
При разных видах речевых нарушениях (см. Амалия), в том числе полиморфной дислалии, необходима логопедическая работа и другие методы коррекции. В некоторых случаях может потребоваться хирургическая операция – пластика неба, верхней губы, рассечение уздечки.
Время чтения — 18 минут
Опубликовано 22 июн. 2020 г.
Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.
Что такое дислалия у детей
Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.
Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.
Причины возникновения дислалии у детей
Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:
- укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
- увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
- утолщенные губы с ограничением их подвижности;
- аномалии развития губ.
В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.
В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:
- биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
- социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
- моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
- сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
- особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
- акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
- артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
- артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.
Как отличить возрастные своеобразия детской речи от нарушения, называемого дислалией?
Продолжаем знакомить читателей с различными нарушениями речи с помощью книги Л.Парамоновой «Логопедия для всех». В прошлый раз разговор шел о нарушениях звукопроизношения в целом. Сегодня рассмотрим такое явление, как дислалия.
Распространенность дислалии и ее основные виды
Сам термин «дислалия» переводится следующим образом: «дис» — расстройство, нарушение; «лалия» — речь (то есть нарушение речи).
Дефекты звукопроизношения при дислалии принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения, которые выражаются в следующем.
- Резко возросла ее распространенность (с в годы XX века до 52,5 % в годы).
- Дислалия все реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей, при котором помимо звукопроизношения страдают также словарный запас и грамматический строй речи.
- Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков из разных фонетических групп.
- Дислалия в большинстве случаев проявляется не в чистом виде, а в сочетании с так называемой стертой дизартрией, для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторных мышц.
- Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, то есть в возрасте до пяти лет. Они проявляются наряду с возрастными особенностями в произношении звуков и как бы маскируются ими.
- Усложнение симптоматики дислалии приводит к тому, что на ее фоне в дальнейшем нередко развиваются три наиболее часто встречающиеся у детей вида дисграфии, препятствующие нормальному овладению грамотой. Об этом речь пойдет в соответствующей главе.
Выросла распространенность нарушений звукопроизношения и по отдельным фонетическим группам звуков, о чем свидетельствуют приводимые ниже сравнительные данные за и годы XX века.
Виды нарушений (по данным М.А.Александровской, Л.Г.Парамоновой)