Как научить ребенка разговаривать

Вопрос, как научить ребёнка говорить, не является сложным. Главное отнестись к этому со всей ответственностью. Ведь речь – это способ коммуникации, с помощью которой человек может развиваться и познавать окружающий его мир. Наличие этого навыка в человеке отличает его от животного мира. Посредством речи люди могут обмениваться эмоциями, чувствами и настроениями.

Как научить ребенка разговаривать

Как научить ребёнка говорить правильно

В межличностном общении человек развивает свое мышление и приобретает язык, свойственный той общности, в которой он существует. Речь выражается в слове, которое обозначает тот или иной предмет. Из слов состоит язык. Так, маленький ребёнок, начиная познавать мир, накапливает в своем словарном запасе некоторые слова. Со временем, когда ребенок взрослеет, его словарный запас увеличивается и появляется зрелая речь.

Как формируется речь ребёнка?

Чтобы быстро научить ребёнка говорить, надо найти к нему подход. Известно, что развитие каждого ребёнка происходит индивидуально. Многие дети начинают произносить свои первые слова в разное время. Рекомендуется оценивать развитие речи ребёнка исходя из определенных условий его развития, генетических особенностей. Существуют относительные возрастные этапы, согласно которым ребенок должен усваивать определенные звуки.

Как научить ребенка разговаривать

Этапы развития речи у ребёнка

Этапы развития речи ребёнка условно подразделяют на три категории:

  1. До года;
  2. С 12 месяцев до двух лет;
  3. С двух лет и старше.

До года у ребёнка активно начинается подготавливаться основа для появления первых звуков. Происходит активное освоение окружающего мира, ребёнок произносит свои первые звуки похожие на гуление и лепетание. Считается, что крик и плач – это первые проявления звуков, которые лежат в основе будущей речи ребёнка. Ведь посредством крика и плача, он активно тренирует свою артикуляционную систему и пытается взаимодействовать со взрослыми людьми, подает сигналы о том, что ему нужна помощь. В пять-семь месяцев у ребёнка можно услышать членораздельные слоги, к примеру: па-па, та-та и другие. К десяти месяцем, он уже понимает такие слова как «можно» или «нельзя», на вопросы «где» или «что» пытается давать ответы мимикой или жестами.

Первые осознанные слова

В возрасте 12 месяцев, малыш активно начинает присваивать определенные значение словам. Появляются первые осознанные слова. Ребёнок своим видом дает понять родителю хочет он чего-либо или нет, мотая положительно или отрицательно головой. Начинает происходить сильное взаимодействие со взрослыми. В словарном запасе годовалого ребенка уже имеется порядка 10 слов, таких как: мама, папа, на, дай, пока, нет и другие.

Как научить ребенка разговаривать

В два года речь ребёнка претерпевает большие изменения, она начинает преобразовываться в предложения. Теперь ребёнок может говорить такие простые фразы как: «Где мама?», «дай пить» и другие.

Основные причины отсутствия речи у ребёнка

Прежде, чем научить ребёнка говорить, необходимо выяснить причины задержки речи. Принято считать, что ребенок в норме должен заговорить до двух лет. Если же с двух лет в речи ребенка так и не появились первые слова, то логопеды рекомендуют бить тревогу. Основными причинами задержки или отсутствия речи у ребёнка являются следующие факторы: биологические и социальные.

К биологическим факторам относят:

  1. Умственная отсталость, аутизм;
  2. Отсутствие слуха;
  3. Нарушение работы голосовых связок;
  4. Наличие родовой травмы;
  5. Наследственная патология.

К социальным факторам относят:

  1. Дефицит общения;
  2. Двуязычие в семье;
  3. Просчеты в воспитании;
  4. Психологические травмы;
  5. Неблагоприятные условия жизни.

Как быстро научить ребёнка говорить

Как научить ребенка разговаривать

Чтобы быстро научить ребёнка говорить, для него очень важно иметь постоянное взаимодействием с родителями. С самого рождения ему нужно напевать всевозможные песенки, используя при этом определенные интонации. Только так ребёнок чувствует связь с мамой. Ближе к году начинает улавливать связь между словом и предметом. Необходимо мотивировать желание ребёнка начать говорить. Поэтому настоятельно не рекомендуется каждый раз предугадывая желание ребёнка о чем-то попросить, прежде его прошения дать ему желаемую вещь.

Как родителям помочь научить ребёнка говорить

Все люди, приобретая какой-либо навык, начинают с самого легкого и простого действия. Так и с речью малыша, следует помочь ему накопить словарь простых слов, таких как: биби (машина), ам (кушать), туту (едет поезд) и тому подобное. Набрав таким образом небольшой словарь, ему будет легче изучать новые слова.

Рекомендуется строить всякого роды гримасы ребёнку. Маленькие дети любят играть и подражать родителям. Поэтому гримасничая они будут развивать артикуляционный аппарат. Стоит также делать развивающие игровые упражнения, связанные с мелкой моторикой. Нервные окончания на кончиках пальцев напрямую связаны с центральной нервной системой будут способствовать быстрому развитию речи.

Как научить ребенка разговаривать

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как научить ребенка разговариватьКак научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Как научить ребенка разговаривать

Периоды развития речи

В утробе матери у малыша нет необходимости говорить о своих нуждах, так как они удовлетворяются моментально. После рождения ситуация меняется, новорождённый пытается самостоятельно сообщить о своих потребностях. Он выражает свои чувства и желания при помощи плача и крика.

  1. Плач и крик. Родившись, маленький человек, испытывающий дискомфорт или потребность в чем-либо, обозначает это плачем или криком. Таким поведением он привлекает к себе внимание. Как только потребность удовлетворяется, малыш успокаивается. Уже ближе к двум месяцам ребенок пытается произнести различные звуки: «а», «о», «у», «э». Крик по-прежнему присутствует, меняется только его интонация. Теперь мама с легкостью может различить недовольство, болевые ощущения и капризный плач малыша.
  2. Гуление. Примерно с двух месяцев младенец начинает гулить. В это время он пытается сочетать гласные с согласными. Чаще всего малыш гулит в ответ на улыбку или ласковую речь взрослого, налаживая полноценный диалог. Разговаривайте как можно больше с ребенком, получая ответную реакцию: у него появляется стимул для дальнейших речевых упражнений.
  3. Лепет. С шести до одиннадцати месяцев ребенок активно лепечет. Этот период зависит от физического развития малыша. Переход в вертикальное положение и активные движения благоприятно влияют на появление и развитие лепета. В этот период можно услышать отдельные слоги, например: ма, дя, па, да, ба, и другие. Взрослея, малыш соединяет слоги между собой, образуя первые: «мама», «баба», «папа». Важно закрепить полученный результат. Занимайтесь с малышом, читайте стишки и сказки, произносите слоги четко и громко, чтобы кроха запоминал каждое ваше слово, это поможет вам научить ребенка разговаривать.
  4. Первые слова. Это четвертый период развития речи. Как правило, он наступает ближе к году. Малыш произносит уже до 20 слов. Из них только несколько произносятся полностью (мама, папа, кака и др.), остальные выражают некие действия и звуки животных. Это пора, когда ребенок начинает устанавливать взаимосвязи между словами и действиями. Поэтому, общаясь со своим чадом, четко описывайте окружающий мир, называя все своими именами.

Многие родители ответственно подходят к обучению своего ребенка, не пускают ничего на самотек, в том числе и развитие речи. Интуитивно большинство родителей, сами того не зная, используют классические методы, желая научить ребенка разговаривать как можно быстрее.

Начинать нужно в утробе матери

Речь начинает развиваться еще в материнской утробе. В третьем триместре беременности плод отлично реагирует на звуковые раздражители. Слушание – одна из составляющих умения говорить. Многие специалисты считают, что стимулировать речевое развитие и научить ребенка разговаривать можно еще в утробе, часто разговаривая и слушая различные звуки с еще не родившейся крохой. Особенно эффективно слушание классической музыки. Ребеночек привыкает к голосу мамы еще до рождения, а родившись, и впервые услышав, быстро узнает его.

Постоянно разговаривать

Нельзя научиться плавать, не оказавшись в воде. Точно так же невозможно научить ребенка говорить, если он не будет слышать человеческую речь. А разговаривать надо даже с крохой, который еще и не родился, то есть непосредственно с животом. А потом продолжать это общение каждый день после рождения.

Связывайте слова с образами

При разговоре с малышом всегда следует смотреть на него, наблюдать и примечать его реакцию. Ребенок должен видеть лицо взрослого. Стоит чаще показывать картинки предметов или сами предметы, которые были названы. Это позволит быстрее научиться связывать слова с образами и объектами.

Повторение очень важно

Ребенок быстрее учится в процессе повторения. Чтобы научить новому слову, следует как можно чаще его повторять в течении нескольких дней или пока он его не запомнит и не начнет правильно произносить. Он может и сам повторять сначала только слог, а потом и целое слово.

В обучении разговаривать важны вопросы

Взрослым нужно как можно чаще задавать вопросы, даже если малыш пока не может развернуто ответить. Возможно, в качестве ответа он будет использовать только жесты. Позже, когда он научиться говорить, вопросы надо продолжать задавать, это поможет стимулировать процессы мозга, и он быстрее научится выражать свои мысли.

Чтение сказок

Книжки нужно читать ребенку каждый день. Так он познакомится с новыми словами, понятиями, которые будет использовать в будущей своей речи. Кроме того, будет активно развиваться его воображение. Позже он начнет узнавать слова и картинки из знакомых книг и быстрее заинтересуется самостоятельным чтением. Нужно всячески поощрять это желание.

Музыка развивает речь

Важно почаще петь для ребенка и вместе с ним. Звуки, гармонично сочетающиеся в песни, приятны на слух и при повторении развивают речевой аппарат. Простые песенки познакомят ребенка с тональностью и ритмом.

Использование подручных средств

Все занятия с ребенком должны приносить удовольствие и не быть в тягость. Чтобы научить ребенка разговаривать необязательно покупать дорогие наборы карточек, специальные книжки, можно использовать те предметы, которые есть в доме. Например, чтоб научить ребенка называть цвета, можно использовать цветные овощи и фрукты со стола.

Правильно называть цифры, можно считая ломтики порезанного огурца. А при очередном походе в магазин пересчитать и назвать количество коробок каши на полке. В поездке на машине или автобусе можно озадачить ребенка подсчетом деревьев или любых других предметов.

Не надо поощрять детский лепет

Чтобы научить ребенка говорить и добиться правильно произношения слов от ребенка, не стоит разговаривать с ним по-детски. Сочетать обычную речь взрослого и детский лепет следует только до 6 месяцев. После стоит прекращать и разговаривать с малышом нормально.

Возможные причины, тормозящие развитие речи

Каждый родитель хочет, чтобы малыш побыстрее научился говорить. Но многие и не догадываются, что сами часто тормозят этот процесс. Молодым родителям стоит помнить о простых рекомендациях:

  • Не сюсюкать. Маленькие дети похожи на попугайчиков: повторяют все, что услышат. Чтобы ребенок быстрее заговорил правильно, надо стать примером.
  • Не употреблять в речи «детские» слова. Многие считают, что ребенок быстрее что-то начнет понимать, если заменять нормальные слова детскими. Например, взрослые часто называют машину — бибикой. Многие даже забавляются, повторяя за малышом исковерканные им, в силу возраста, словами. А ведь ребенок надолго запомнит «абака» вместо «собака», потому, что папа начал ее так называть, вместо того, что бы несколько раз проговорить с ребенком правильно по слогам «со-ба-ка».
  • Не стоит постоянно отзываться на жестикуляцию малыша. После года уже стоит отказываться от языка жестов: это позволит ребенку быстрее учиться разъясняться словами. Не стоит сразу давать предмет, на который он указал пальцем, надо дать время, чтоб ребенок попытался сказать словами, о том, что ему надо.
  • Как можно раньше отказаться от пустышки. Доказано, что дети, которые долго ее использовали, говорить начинают позже своих сверстников. К тому же, она портит прикус.

Как научить ребенка разговаривать? — Видео:

Есть некоторые правила, способные помочь научить детишек правильно звуки выговаривать и свою речь строить правильно. Все эти правила помогут не только детям, у которых развитие речи заторможенное, но и тем, которые хорошо в этом успевают. Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно — так как же ребенка научить говорить?

Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно

Мама огромную роль имеет во всех отношениях развития своего ребенка. Она способна своему малышу обеспечить и дать полноценное развитие. При постоянном с мамой общении, кроха обязательно должен наблюдать артикуляцию, а еще слышать слова и предложения, выговоренные правильно.

Не следует с малышом разговаривать о каких-либо философских темах, а также не обсуждайте с ним ваши наболевшие проблемы, чтобы ему постоянный обеспечивать диалог. Вам будет вполне достаточно просто все, что вы делаете, комментировать. Это поможет малышу, действия соотносить его звуковым значением.

Как научить ребенка разговаривать

Как научить ребенка разговаривать

Когда уже ребенку исполнится практически два годика, то не общайтесь с ним, умиляясь и сюсюкая. Кроха уже должен хороший тембр вашего голоса слышать. Разговаривайте с ребенком так, как вы разговариваете в обычной жизни, старайтесь выговаривать звуки четко.

Как научить ребенка разговаривать — те слова, которые ребенку еще новые или сложные для него, пытайтесь говорить немного громче и с большей четкостью, чем простые слова, чтобы ребенок без затруднения смог вашу речь разобрать. При этом ребенку нужно смотреть в лицо, показывая свою артикуляцию.

Простыми словами никогда не пытайтесь заменить сложные. Также не следует создавать собирательные образы, например, не называйте все головные уборы — шапки. Кроха должен знать, что шляпа – это шляпа, платочек – платочек, а кепка – кепка.

Родителям также не нужно в своей речи опускать глаголы. мамы обычно глаголы игнорируют, когда например, дают комментарий определенной ситуации. Например, увидев на улице кошку, обычно говорят «кошечка». в своей памяти накапливая в основном только существительные с прилагательными, малыш будет иметь затруднения с тем, как выразить свои желания. Например, вместо «хочу машинку» будет говорить лишь «машинка». Родителям в подобной ситуации будет трудно понять купить ему машинку, видит ли он машинку или просто вспомнил мультик, в котором машинка.

Когда разговариваете с ребенком, не применяйте в своей речи большие сложносочиненные предложения. Крохе сразу все слова охватить сложно, поэтому речь взрослого для него становится не совсем понятной. Вполне достаточно просто произнести: «самолет летит» или «кошка бежит».

Обращайте внимание ребенка на признаки различных предметов. У малыша накапливаться станут характеристики, это поможет расшириться его словарному запасу.

Родителям также не нужно в своей речи опускать глаголы, мамы обычно глаголы игнорируют, когда например, дают комментарий определенной ситуации. Например, увидев на улице кошку, обычно говорят «кошечка». в своей памяти накапливая в основном только существительные с прилагательными, малыш будет иметь затруднения с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу машинку» будет говорить лишь «машинка». Родителям в подобной ситуации будет трудно понять купить ему машинку, видит ли он машинку или просто вспомнил мультик, в котором машинка.

Хорошо, если родители в своей речи предметы противопоставляют. Например, собачка бегает, а рыбка плавает или ночью темно, а днем светло.

Как научить ребенка разговаривать — благоприятно также влияет восприятие речи на слух. В наше время литература для детей имеет огромный ассортимент сказок, стихов, историй, песенок, басней и много других произведений. Читать малышу следует не только перед тем, как он ложится спать, но и днем, удобно разместившись на диване или кресле.

Имеется еще и специализированная литература для детишек, у которых неправильное развитие речи. Можно посоветоваться с логопедом, какие издания нужно приобрести. В подобной литературе содержатся не только сюжетные истории, но и разнообразные упражнения, помогающие развитию артикуляции.

В художественной литературе огромное количество красочных эпитетов и красивых выражений, которые будут в памяти ребенка, несомненно, накапливаться. Позже ребенку будет значительно проще подобрать правильное слово, чтобы высказать свои чувства, потребности и ощущения.

Можно также придумывать любые игры со словами, слогами и звуками. Для этого время специально уделять не нужно. Можно играть, например, во время прогулки или в общественном транспорте. Заключается подобное обучающее развлечение в том, что кто-то из родителей говорит ребенку, например: «га-га-га», на что кроха должен ответить: «ла-ла-ла». Что говорить выбирать должен каждый сам.

Но, надолго малыша подобной гимнастикой не займешь, но вполне достаточно будет пяти – десяти минут, чтобы речевые навыки получили хорошую практику. Словами можно играть с детишками, которым уже есть два годика. Например, называя предмету характеристику, малыш должен ответить, о каком предмете идет речь. Вы: «голубое», ребенок: «небо».

Также сильно важна в развитии правильной речи и мелкая моторика. Специалисты нередко наши руки даже называют «вторым органом речи». Движения рук отлично способны развить: пластилин, различные игрушки из резины, пластмассы, пупырчатые, мягкие игрушки, соленое тесто. Можно из хлопчатобумажной ткани сшить небольшие мешочки, в которые насыпать: крупы, макарон, песка и другое. Такой простой и очень экономичный способ поможет не только маленького непоседу занять, но и помогут развитию мелкой моторики.

Как научить ребенка разговаривать — на развитие речи крохи множество факторов может повлиять. Например, ели у вас в семье разговаривают на двух языках, то не паникуйте, если двухлетний ребенок еще не стал «нормально» разговаривать. У таких детей смешение разных языков родителей, несколько развитие речи притормаживает. Как ребенка научить правильно говорить в таком случае? Просто выберите один из языков и придерживайтесь правил, которые перечислены выше.

Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно мы посоветовали, если что-то не получается — не огорчайтесь! Ведь все люди все-равно научились говорить и общаться.

Теперь смотри видео — как научить ребенка разговаривать — советы психолога:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector