Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

гармония, красота и здоровье!

  • Главная
  • Детки
  • Психология воспитания
  • Будто подменили. Плохое поведение ребенка на людях

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школеВ возрастной периодизации психологи особо выделяют самый сложный в развитии человеческой личности период – отрочество, промежуток между 12 и 15 годами, впрочем, возраст наступления этого этапа несколько отличается в разных странах, в зависимости от климата и тяжести жизненных условий.

Этот этап еще называют переходным, и не зря, потому что именно в этот возрастной период ребенок превращается во взрослого. Меняется все: тело начинает приобретать вторичные признаки своего пола, общество начинает рассматривать человека по другим критериям. Подросток вынужден заново открывать для себя законы социума, учиться незнакомым ранее для себя вещам, находить себе в среде сверстников место и отстаивать его, производить переоценку своих возможностей, качеств и поведения.

Поведение подростков с родителями

Молодой человек осознает, что становится взрослым, и начинает требовать от родителей подобающего к себе отношения. Ограничения законов общежития кажутся подросткам давлением и насилием над личностной свободой, и многие на данном этапе желают начать жить одни.

Подросток желает получить все привилегии и права взрослого человека. Ему так необходимо утвердить свою самооценку, доказать себе свою самостоятельность, что он упускает из виду тот фактор, что сам себе обеспечить жизнь он еще не может и сопутствующие привилегиям обязанности нести тоже.

Находясь под воздействий противоречия между реальной зависимостью от родителей и мечтами о самостоятельности, подростки нередко начинают грубо разговаривать с родителями, отдаляться от них, действовать вопреки их советам, просто чтобы сделать назло.

Поведение подростков в школе

В подростковом возрасте, когда человек пытается научиться жить в новом теле и в соответствие с новыми критериями, его школьные взаимоотношения претерпевают большие изменения. Пытаясь утвердиться, занять хорошие позиции в окружающем обществе, подросток неизбежно вступает в конфликт с учителями, для которых он является учеником, ребенком.

Желающий самоутвердиться школьник начинает протестовать против установленных в школе правил. Из-за этого, подростки могут начать прогуливать уроки, перестать делать задания, задающиеся на дом, невежливо разговаривать с преподавателями и бросать им вызов своим несоответствующим, вульгарным поведением.

Усугубляется конфликт со школой тем, что в переходном возрасте человек пытается выразить свою индивидуальность, что сложно выполнимо в условиях учебного заведения, которое устанавливает не только дисциплину, но и внешний вид учащихся.

Поведение подростков со сверстниками

Подросток, находясь в контрапозиции ко всему окружающему миру, неизбежно чувствует себя одиноким, и чтобы избежать этого одиночества, ему необходимо дружеское общение со сверстниками. Подростки группируются в небольшие компании по интересам, и тут для молодого человека есть риск прибиться к компании, занимающейся периодическим употреблением алкоголя, воровством или приемом наркотиков. Курение в школьной среде также вызвано желанием заниматься каким-нибудь совместным делом с друзьями.

Очень тяжело приходится тем, кто не смог найти себе приятелей. Из-за низких коммуникативных навыков или каких-нибудь своих особенностей, например, из-за полноты или отсутствия отца, подростки нередко становятся изгоями. А по той причине, что все подростки имеют потребность в поднятии самооценки, ради этого над изгоями часто издеваются остальные ребята, иногда доводя невинные шутки до уровня физического насилия.

Решение конфликта

Подростковый возраст – очень важный переломный момент в жизни каждого человека. Находясь на пороге взрослой жизни, легко можно совершить неверный шаг, который приведет к комплексам или, что еще хуже, к трагическим последствиям. Для того, чтобы не попасть под влияние трудных сверстников и быть интересным окружающим, подростку лучше всего обзавестись каким-нибудь хобби, в котором он научиться разбираться. А когда он будет делать успехи, то необходимость в агрессивном поведении с целью самоутверждения пропадет.
Плюс ко всему, подросток должен быть информирован об изменениях, которые с ним происходят, чтобы понимать свои истинные мотивы и научиться себя контролировать. При возникновении трудных ситуаций же рекомендуется обращаться к хорошему психологу.

Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания гармоничных отношений в семье , но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны умет конфликтовать. Но как это правильно делать, чтобы не обижать глубокие чувства друг друга? И как правильно выходить из конфликтных ситуаций?

Причины конфликтов в школе

Чем младше ребенок, тем ниже уровень его интеллектуального развития, и тем меньше в его арсенале социальных навыков для разрешения споров. По мере взросления в сознании ребенка вырабатываются определенные модели взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Такие модели социального поведения сохраняются много лет, и могут претерпеть некоторые изменения лишь в переходном возрасте.

А пока дети растут, они вынуждены учиться бороться за свои интересы. Чаще всего конфликт между детьми в школе возникает из-за борьбы за авторитет. В каждом классе есть несколько лидеров, которые вынуждены противостоять друг другу, вовлекая в конфликт и других учеников. Нередко это может быть противостояние мальчиков и девочек, или, например, одного человека и всего класса. Дети школьного возраста склонны к демонстрации собственного превосходства, иногда даже это может проявляться в циничности и жестокости по отношению к окружающим и особенно к более слабым детям.

Конфликт между учениками может произойти по следующим причинам: Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Читайте также

6 советов для эффективного жиросжигания

Хрустящее овсяное печенье с орехами и шоколадом

5 идей: чем занять ребёнка во время карантина?

  • взаимные оскорбления и сплетни
  • предательство
  • любовь и симпатии к одноклассникам, не отвечающим взаимностью
  • борьба за одного парня или одну девочку
  • отсутствие взаимопонимания между детьми
  • неприятие отдельной личности коллективом
  • соперничество и борьба за лидерство
  • неприязнь «любимчиков» учителей
  • личные обиды

Чаще всего в конфликты вступают те дети, которые не имеют близких друзей и не увлекаются чем-либо помимо школы.

Предупреждение конфликтов в школе

Несмотря на то, что конфликты помогают формировать у детей социальные навыки, родители должны стараться избегать частых ссор и постоянной агрессии своих детей. Ведь конфликт можно разрешить быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид. Не стоит влезать в конфликт, особенно если Вы чувствуете, что Ваш ребенок может сам справиться с ситуацией. Чрезмерная опека в этом случае только навредит. Но если Вам кажется, что прекратить конфликт самостоятельно ребенок не может, вмешиваться в ситуацию нужно очень аккуратно. Не нужно сильно давить ни на своего ребенка, ни на его оппонента. Ненужно требовать публичных извинений. Вы не должны вести себя как взрослый, который имеет власть и способен кардинально повлиять на ситуацию. Вы, конечно, мудрее и умнее, чем Ваш ребенок-школьник, но, тем не менее, лучше взять на себя роль друга, который просто подсказывает, что делать, но лично не участвует в выяснении отношений. Это будет более естественно и позволит детям научиться выходить даже из самых сложных ситуаций.

После того, как конфликт исчерпан, поговорите с ребенком. Скажите ему о том, что в его жизни будет еще множество подобных конфликтов, и сейчас нужно учесть все свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.

Очень часто родители задумываются над тем, как избежать конфликта в школе, еще на ранних стадиях, когда только начинают замечать напряженные отношения своего ребенка с одноклассниками или друзьями во дворе. Старайтесь создать в семье такую атмосферу доверия, чтобы ребенок не стеснялся делиться с Вами своими проблемами. В таком случае Ваш совет может помочь быстро исправить ситуацию.

Обязательно найдите для ребенка любимое занятие. Это может быть творческий кружок или спортивная секция . На основе общих интересов ребенок сможет найти себе близких друзей, с которыми он не будет конфликтовать. Это поможет ему отвлечься от глупых разборок в классе за лидерство, за любовь учителей, а иногда даже вовсе без причины.

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Так что без конфликтов в нашей жизни никуда! Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

Конфликтность ребенка ведет к недоверию в его сторону, враждебности, а впоследствии и к закреплению в его сознании стереотипов конфликтного поведения. Обязательно следите за тем, какие отношения поддерживает Ваш ребенок в школе, с одноклассниками и учителями. Старайтесь мягко и аккуратно корректировать его поведение и отношение к окружающим.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Конфликт – ситуация, которая переполнена эмоциями и отдает негативным привкусом, сопровождает нас всю жизнь. Отношение к конфликту с возрастом меняется. Школьный возраст конфликтами изобилует, а вот правильная реакция на подобные раздражители у детей еще не сформирована. Задача взрослых – помочь детям в выработке навыков бесконфликтного общения и правильного отношения к конфликту. Для этого нужно четко представлять, с чем Вы можете столкнуться. Конфликты в подростковом возрасте можно разделить на четыре категории.

Конфликт неподчинения. Ребенок отказывается выполнять требования старших. Причем это относится и к тому, что раньше ребенок делал без всяких нареканий. Связано это с взрослением, с общением со сверстниками, с изменившимися критериями «крутизны». Подростковый нигилизм – это нормально. Отрицание опыта старших – это нормально. Все проходит, просто некоторые дети могут учиться ТОЛЬКО на своих ошибках…

Конфликт единства. Подросток не чувствует разницы между понятием «стадный инстинкт» и «нормы социума». И социум, и стадо для него сужены до своей группы (в классе, во дворе, на тренировке). Принимая с минимальной критикой ценности своей группы, все свое поведение он начинает оценивать через призму внутригрупповых критериев: хорошо/плохо… И то, как к нему относятся члены ЕГО группы, для ребенка важнее/ценнее/значимее, чем отношение «окружающего мира».

Конфликт лидерства. Ребенок борется за свой статус с любым раздражителем: учителем, родителем, взрослыми, – со всеми, кто, по только ему ведомым критериям, может пошатнуть его «авторитет» в глазах значимого для ребенка окружения.

Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда дети целенаправленно третируют учителя. Всемерно демонстрируя свое пренебрежение и нелюбовь.

Учителя знают, как могут вести себя подростки в возрасте 13-18 лет. Однако ждать, что они найдут верное решение, не всегда правильно. Но учителя всегда могут обратиться к школьному психологу или соответствующей методической литературе.

С уровнем подготовки родителей ситуация значительно хуже. Но, если родители узнали о конфликте между учителем и их чадом, нужно:

1. СПОКОЙНО, не ругая ребенка, узнать в чем дело?

2. Никогда при ребенке, да и с ребенком, не обсуждать профессиональных или личностных недостатков учителя.

3. Общаясь с ребенком, положительно отзываться о нелегком учительском труде…

4. Переговорить с учителем о возникшей ситуации. Однозначно у учителя будет свое видение сложившейся ситуации. Сложив два взгляда, буде проще разрешить конфликт.

5. Не надейтесь, что конфликт учителя и ученика утихнет сам собой. Запуская ситуацию, Вы демонстрируете свою низкую заинтересованность в школьной жизни ребенка. Чем активнее (в разумных пределах) Ваша жизненная позиция, тем более защищенным чувствует себя ребенок.

6. Озвученный конфликт решайте сразу!

Всех школьных конфликтов избежать нельзя, но держать руку на пульсе нужно. Главное – помнить, что учитель такой же человек, как и Вы и решать проблемы, возникшие с учителем, нужно так, как Вы бы хотели, чтобы эти проблемы решали с Вами.

Советы психолога

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

Конфликты между родителями и детьми — часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребенка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых теплых отношениях — они не обходят стороной даже благополучные семьи. Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Для ответа на этот актуальный вопрос необходимо понимать природу конфликтной ситуации и знать способы ее урегулирования.

Причины возникновения конфликта и способы его решения

В поисках причин конфликтов между родителями и детьми не стоит углубляться в дебри семейной психологии или социологии — они лежат на поверхности и общеизвестны.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Причины конфликтных ситуаций

  • Недостаточное внимание или, наоборот, чрезмерный родительский контроль по отношению к подрастающему поколению, отсутствие грамотной воспитательной политики, нежелание выслушать непременно приведут не только к ссорам и скандалам, но и нанесут вред психологическому развитию подростка.
  • Столкновение интересов старшего и младшего поколений. Удовлетворение потребностей и желаний одной стороны без учета интересов и нужд другой приводит к мощным эмоциональным всплескам негативной энергии.
  • Среди качеств родителей, приводящих к конфликтам в семье, можно выделить консервативный склад ума, приверженность к вредным привычкам, авторитарность мнения. Среди детских качеств к конфликтам приводят эгоизм, непослушание, плохая успеваемость в школе, упрямство, лень и лживость. Такое противоречие обязательно найдет выход в виде ссоры.
  • Отсутствие гармонии в семье. Если в основе взаимоотношений супругов лежит неприязнь друг к другу, то уровень психологического напряжения в семье будет иметь тенденцию к нарастанию. Атмосфера постоянной вражды между родителями может привести к психическим отклонениям в развитии ребенка.
  • Проблемы бытового и социального характера. Часто родители переносят негатив от груза проблем в общение со своими детьми, что приводит к формированию у ребенка комплексов и чувства вины.
  • Неспособность или нежелание родителей ограничивать слишком вольное поведение детей. Ребенок, чувствуя собственную безнаказанность и вседозволенность, начинает вести себя соответственно. И неприятности приходят в виде проблем с законом, в отношениях со сверстниками и родителями.
  • Психологическая незрелость родителей. Отсутствие у старшего поколения мудрости общения с ребенком и элементарных знаний об особенностях воспитания являются причинами недопонимания и разногласий.
  • Возрастная составляющая. У каждого периода развития ребенка есть свои характерные нюансы, которые родители должны учитывать при общении с ним.

Психологи выделяют два таких возрастных периода:

  • младший школьный возраст — в этот период социальной адаптации критика со стороны взрослых воспринимается особенно остро;
  • подростковый период — этап, когда все внутренние противоречия ребенка выходят наружу, у подростка возникает желание выразить протест не только школе, учителям и сверстникам, но и всему миру.

Способы разрешения спорных и конфликтных ситуаций:

  • Воспитание у родителей способности идти на уступки и искать компромисс. Нахождение подходящей альтернативы дает возможность каждому участнику спора понять друг друга и найти конструктивное решение. Родителям необходимо осознавать, что поиск компромиссного решения — это не предоставление ребенку «стандартного набора» советов и инструкций, а оказание ему помощи в выборе оптимальной модели поведения и в осознании ответственности за принятое решение.
  • Способность рассматривать конфликты родителей и подростков не как проблему, а как сигнал о пробелах в воспитательном процессе. Следует проявить внимание по отношению к ребенку, осознать тот факт, что взгляды на жизнь у родителей и детей могут существенно различаться.
  • Родителям следует восполнить пробелы в своих знаниях в воспитании детей. Каждый этап взросления сопровождается типичными для этого периода конфликтами. Но знающие родители умеют контролировать эти процессы и знают, как предотвратить развитие обычных разногласий в более негативную ситуацию.
  • Формирование общих семейных увлечений. Необходимо, чтобы каждый член семьи в случае возникновения конфликтной ситуации имел возможность трансформировать негативную энергию в положительную. Общие интересы помогут семье не только скорее примириться после ссоры, но и предоставят отличную возможность отвлечься и избавиться от разрушительной агрессии.
  • Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи. Каждый, будь то взрослый или ребенок, должен принимать участие в домашних делах. Когда все обязанности взваливаются только на одного человека, это непременно приводит к обидам и спорам. Кроме того, поручение детям несложных дел развивает в них чувство ответственности и осознание своей значимости в социуме.
  • Постоянное доверительное общение взрослых с ребенком, понимание его внутреннего мира. Важно не оставлять ребенка наедине с собственными переживаниями, необходимо научиться слушать и сопереживать, проявлять поддержку и заботу.
  • Контроль раздражения и недовольства. Прежде чем выплеснуть эмоции, нужно вспомнить, что ребенок всего лишь копирует поведение своих самых близких людей — родителей. В конфликтных ситуациях поведение подрастающего поколения во многом зависит от того, какой пример им был подан взрослыми.
  • Предоставление ребенку права выбора. Данный пункт имеет особое значение в подростковый период, когда желание свободы превышает все допустимые пределы. Крайне важно на этом этапе относиться к подростку как к самостоятельной личности, принимать его интересы, уважать личное пространство, считаться с его позицией.
  • Терпимость к недостаткам. Ни в коем случае нельзя сравнивать своих детей с кем-либо еще — каждый ребенок индивидуален и уникален. Вместо того чтобы искать изъяны, лучше дать ребенку возможность проявить себя как самостоятельной и индивидуальной личности. Конечно, все это должно проходить под незаметным контролем взрослых.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

В большинстве случаев отсутствие взаимопонимания и желания учитывать мнение друг друга являются главной причиной семейных скандалов. В результате радостная семейная жизнь превращается в постоянные дрязги и конфликты с родителями. Если перестать руководствоваться исключительно своими интересами, то любую ситуацию можно разрешить так, что все стороны останутся довольны. Это позволит сгладить конфликты, улучшить психологическую атмосферу в семье и наладить отношения между родителями и детьми.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов (О. Ситковская, О. Михайлова) путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных.

Развитие агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями (Р. Сирс). Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие (А. Бандура). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л. Джавинен, С. Ларсенс).

На ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личности основы важным становится не агрессия – способ достижения, а агрессия – самоцель, она становится самостоятельным мотивом поведения, обусловливая враждебность по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т. д.

Конфликты деятельностивозникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: переутомление, затруднение в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при трудностях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым (И. Вереникина). Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношенийчасто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социальнопсихологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

Конфликты между учениками в школе

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик — ученик; ученик — учитель; ученик — родители; ученик — администратор; учитель — учитель; учитель — родители; учитель — администратор; родители — родители; родители — администратор; администратор — администратор.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и так далее.

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М. М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

  • — деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
  • — поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
  • — отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей [26].

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школеДмитрий Николаев

Психолог, заместитель директора

Исследовательского центра «Аналитик»

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Почему подросток начинает бунтовать?

Подросток может бунтовать, например, выражая свое категорическое несогласие с определенными действиями окружающих. В этом случае он бунтует, потому что не имеет других средств выразить свое несогласие, либо они исчерпаны.

Что делать его близким? Во-первых, учиться слушать подростка, пытаться понять его потребности, страхи, мотивацию, учится вместе с ним доверять друг другу.
Во-вторых, помочь ему расширить поведенческий репертуар, попытаться показать с максимальной деликатностью, что кроме бунта существует много других способов реагирования, в том числе конструктивных.

Другое дело, когда на каком-то этапе взросления бунт становится для подростка основным способом взаимодействия с окружающим его взрослым миром. Причины такого поведения могут быть связаны как с некоторыми психическими нарушениями, так и с социальной ситуацией, в которой подросток находится.

Психические нарушения, к счастью, довольно редкий случай, и он совершенно точно требует консультаций медицинских специалистов.

Второй вариант, наиболее частый, – это конфликт между формирующейся личностью и ее окружением. Он напрямую связан с коренной перестройкой организма человека в подростковом возрасте.

Одна лишь гормональная буря, бушующая внутри тела вчерашнего ребенка, может привести к неконтролируемым эмоциональным всплескам. А ведь перестраивается не только тело, но и психика.

В детстве родители, воспитатели, учителя являются непререкаемыми авторитетами для ребенка, именно на их мнение и оценки он ориентируется. В подростковом возрасте все меняется. Молодой человек уже приобрел некоторый опыт и пытается на основе своих суждений выносить оценки событиям, самостоятельно принимать решения.

Кроме того, у ребенка за пределами семьи появляются референтные группы, на оценки которых он ориентируется. Мнения взрослых становятся менее значимыми.
Если окружающие не учитывают этих изменений, продолжают общаться с подростком как с несмышленышем, они угрожают его самооценке. Подросток пытается ее уберечь путем обесценивания в своем сознании травмирующих его взрослых. В результате мы получаем идеальную почву для конфликта.

Конфликт с подростком можно если не предупредить, то значительно ослабить, если помнить главное, чего требует подросток – большей свободы. Так дайте ему ее!

Как реагировать родителям на хамство, грубость и непослушание подростка?

Как и в любом конфликте, обмен «любезностями» на эмоциях – один из худших вариантов разрешения сложившейся ситуации. Я бы порекомендовал в ответ на хамство или грубость спокойно и уверенно отметить, что в таком тоне разговаривать с родителями непозволительно, и предложить подростку некоторое время побыть одному в комнате, чтобы успокоиться. Это один из способов выйти из «горячей» фазы конфликта.

А вот обсуждать, что именно привело к конфликту, какие при этом переживания возникли у родителей, какие у подростка, как разрешить возникшее недопонимание – следует позже, на фоне спокойного эмоционального состояния всех заинтересованных сторон.

Как вести себя постороннему взрослому, например, учителю с подростком, который грубит?

Грубость следует пресекать спокойно, но решительно. Делать замечания, при необходимости выдворять из класса. В сложных случаях подключать родителей и школьного психолога.

Вообще же учителям неплохо бы помнить, что ученики уважают и ценят того учителя, с которым им интересно. А уважать и ценить они умеют со страшной силой. Грех педагогам этим не пользоваться. Причем с обоюдной выгодой.

Как достучаться до подростка, если он не хочет слушать, отстраняется и уходит в себя?

Если у ребенка нет опыта доверительных бесед с родителями, например, он долгие годы развлекал себя сам, в то время как взрослые занимались собственными делами, а когда ему исполнилось 13, родители вдруг «созрели» для душеспасительных бесед, то как на подобные инициативы должен реагировать подросток?

Он просто не представляет, о чем говорить с этими взрослыми, он не умеет делиться своими чувствами, эмоциями, он вообще не понимает чего от него сейчас хотят. Короче говоря, для того чтобы достучаться до подростка, нужно лет за 13 до этого начать с ним общаться. И не прекращать уже никогда.

Если по каким-то причинам такого опыта у семьи не было, и родители вынуждены пытаться достучаться до подростка, ушедшего в глухую оборону, совет тут может быть только один – навсегда забудьте о нотациях, менторском тоне, снисходительном отношении к ребенку. Будьте открыты, откровенны и терпеливы, общайтесь с ним на равных. И не приглашайте его на доверительную беседу как следователь подозреваемого.

Займитесь с подростком чем-то интересным (не для вас, для него!) – что-нибудь мастерите, создавайте, программируйте, идите в походы, музеи, театры, на рыбалку. Будьте интересными, но не наставительными и не назойливыми. И вот тогда вы увидите, как ребенок раскроется.

Что делать, если подросток откровенно враждебен к родителям?

Враждебность между близкими людьми свидетельствует о патологии отношений в семье. По большому счету здесь два варианта.

Первый вариант – подросток своей враждебностью отвечает на жестокое, унижающее отношение кого-либо из родителей по отношению к себе или другому члену семьи.

Второй вариант – родительская опека настолько плотна, что опутывает ребенка по рукам и ногам, буквально не давая дышать, а все его попытки получить хоть какую-то самостоятельность решительно пресекаются. Его не хотят слышать, с ним не считаются, его не воспринимают всерьез.

Жизнь с подростком в семье – это всегда война. Часто до полного морального уничтожения противника. Но разумные родители воюют не против своего ребенка, а рядом с ним, плечом к плечу. И тогда врагом является не подросток, а его и родительские страхи, сомнения, тревоги. Встаньте на его сторону, услышьте его желания, ослабьте хватку, дайте ему свободы.

Подросток конфликтует со своим окружением. Что делать?

Если подросток конфликтует со своим здоровым окружением, я бы порекомендовал обратиться к психологу. Другое дело, если ребенка окружают сплошь «неблагополучные» подростки, и именно с ними он конфликтует. Тогда по возможности необходимо изымать ребенка из этого окружения.

Что делать, если подросток стал «изгоем» в классе? Стоит ли его переводить в другую школу?

Причины могут быть связаны с неумением подростка выстраивать здоровые отношения со сверстниками.

Другой возможный вариант – когда подросток сознательно противопоставляет себя одноклассникам. Чаще всего подобное происходит с детьми, относящими себя к какой-либо субкультуре (эмо, готы и т.д.), либо демонстрирующими свою нетрадиционную сексуальность. В этих случаях без помощи психолога, способного снизить бурю эмоций, захлестывающую ребенка, помочь ему адаптироваться среди сверстников, не обойтись.

Если речь идет непросто о том, что у подростка нет в классе друзей, его не понимают и игнорируют, если речь идет о настоящей травле, школу нужно менять немедленно.

(Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода.

Позитивная роль — развитие личности, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития.

Негативный результатом межличностных конфликтов как с взрослыми, так и со сверстниками, — эмоциональная холодность близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

* реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

* реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

* реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Пренебрежение взрослого к новому уровню самосознания подростка, игнорирование его важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию, в которой живет подросток. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

Конфликты в условиях учебной деятельности

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика “сотрудничество обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик (“диктат” или “опека”), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах “авторитарных” учителей и в старшем школьном возрасте.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1230 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Если ваш сын или дочь в раннем подростковом возрасте ( 11 -12лет) получает много замечаний и жалоб по поведению в школе, вступает в конфликты с одноклассниками, много балуется, дерется, часто ведет себя «вызывающе» ….То , полезно узнать следующее:

Потребность в расширении круга общения, в этом возрасте, является естественной.

Желание быть в частых контактах со сверстниками достигается подростком через такие способы как: речевое агрессивное поведение или контакты через физическую агрессию.

Подросток защищается от негативных ощущений и чувств смехом, шутками и пренебрежительным отношением к себе. Так как главное для него контакт со сверстником, то «любой способ устраивает».

На внутреннем плане личностного развития подростка ситуация выглядит более печальной, так как негативные переживания влияют на восприятие окружающей среды как агрессивной и также снижают самооценку. Получается, что единственный способ взаимодействия в другими это агрессия и обесценивание себя.

Обратите внимание на то, что и как вы сами говорите о сыне (дочери) в его присутствии другим людям ( близким, знакомым, учителям) или ему (ей) самому (-ой).

Если в вашей речи есть фразы типа:»Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча. » «Опять ты говоришь глупости!», то таким образом вы приклеиваете ярлыки, убеждаете ребенка, что он(она) именно такой: неуверенный, неусидчивый, глупый. Тогда ребенок, сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему (вами) роли.

Таким образом, вы прогнозируете его будущее, исходя из своей оценки, и, общаясь с ребенком, начинаете загонять его в рамки вашего негативного прогноза.

Здесь полезно и важно сместить ваше родительское внимание на ситуации, когда подросток, сделал или делает что-то уместное, у него получилось выполнить задание или он весь день в школе вел себя хорошо, или он позаботился о младшем брате, или он на прогулке со сверстниками провел время без драк и обзываний. Именно эти маленькие достижения должны стать моментами вашего большого положительного внимания к нему.

Именно, замечая, эти моменты вы должны очень хвалить его и, при этом, четко формулировать: за что именно вы хвалите. Например, фразы могут быть в таком варианте: «У тебя сегодня получилось мирно провести переменки в школе. Мы тобой гордимся! Ты умеешь отдохнуть и размяться, побегать на переменке и одновременно без драк общаться и играть с одноклассниками. У тебя получилось! Ты молодец! Мы верим, ты сумеешь и дальше также хорошо себя вести!» По эмоциональной насыщенности ваши слова должны звучать как праздничное радостное поздравление, искреннее и честное.

2. В ситуациях, когда подростку удалось и успешное поведение, и одновременно есть замечания со стороны учителя, или вы сами выяснили какие-то моменты и это вас волнует, то можно поговорить с ним после того, как вы похвалили его и дали ему возможность откликнуться на вашу похвалу. Ребенок, скорее всего, захочет что-то сказать на ваши слова одобрения, потому важно отказаться от смешивания в один момент и похвалу и порицания.

После того, как положительный контакт с ребенком сохранен или поддержан вами, можете продолжать обсуждать с ним возможные способы поведения. Например, сказать ему, что «если он хочет поиграть, тогда полезно сказать об этом сначала тому, с кем он хочет поиграть и спросить согласие другого». Можно обсудить правила игры и договориться, что драться или толкаться в игре нельзя. А если правила будут нарушены, тогда игра закончится. Или если кто-то кого-то нечаянно ударит, то попросит простить за это, и т.д.

Обращайтесь в своих диалогах, обсуждениях и переговорах к сыну (дочери), интересуйтесь его мнением, наблюдайте его реакцию, хвалите, если замечаете, как он сам начинает придумывать реально уместные или успешные способы взаимодействия. Хвалите ребенка и за сам факт его согласия говорить на такие темы.

Но, помните, так как ребенку, все же, пока, важнее сам факт вашего внимания, само событие, то, он может подстраиваться (бессознательно) под вас, угождать, или стараться угадать ваши ожидания.

Наберитесь терпения, вместе вы сможете наладить новый контакт между собой и помочь ему наладить отношения с самим собой и сверстниками.

Объясняйте столько раз, сколько этого будет требовать ситуация про обзывания со стороны других или про агрессию. Говорите, спокойно и убедительно, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место.

Если вы разговариваете с ребенком о факте обзывания его другими, то упомяните, что «иногда бывает так, что тот, кто обзывается -делает себе плохо, потому как плохие слова «вылетают из его рта», и его плохая неприятная речь обижает и его самого, добавляет ему нехороших качеств, и также он обижает других, а значит он сам ведет себя плохо». Чтобы такое зло дальше не распространялось полезно сказать обидчику (примерно следующее): «я отказываюсь с тобой играть сейчас, потому что ты обзываешься и мне обидно. Так говорить плохо. Я сейчас не буду с тобой говорить». При этом полезно подсказать сыну (дочери) уходить от такого ребенка в коридор или в класс, чтобы сменить обстановку и найти более приятное общение или занятие.

Все сказанное отнюдь не означает, что подростка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!»

Очень важно сократить количество времени за агрессивными играми и телепередачами с трагическим, детективным, катастрофическим содержанием. Снизить время просмотра телевизора в вечерний период. Давать поручения связанные со спокойным темпом работы во второй половине дня или за 2-3 часа до приготовления ко сну.

Перед сном снизить количество поучительных бесед или порицаний. Когда сын(дочь) уже в кровати- навестить его, подержать за руку, погладить по голове, поцеловать. Может быть, чуть поговорить мягким, ласковым, спокойным голосом, пошептаться, т.е. создать ситуацию легкости, эмоционального уюта, защищенности. Можно сказать, что как только ребенок заснет все плохое останется в прошлом, и утром наступит новый приятный день. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, говорите, что любите его.

Не надо пытаться полностью оградить подростка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Подросток должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить вас- родителей, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что вы не отмахнетесь от него, а поможете и поддержите в трудную минуту.

Займитесь, родители, и своим собственным состоянием и самочувствием. Только ваше спокойствие, уверенность в себе, отсутствие ожиданий, от ребенка, моментальных сверхдостижений, понимающее отношение к его успехам и неудачам, — гарантия развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Обратиться за индивидуальной консультацией:

Практикующий психолог Догадова Анна Валериевна +79146739107

  • В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Детям необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты

Просмотр содержимого презентации
«Конфликты в школе, пути выхода»

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций

Социальный педагог

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

  • В школе важны благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу и ученику. Детям необходимо помочь выжить в современных условиях с наименьшими моральными и материальными потерями. Важнейшим условием становления гражданского общества является умение его членов вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, разрешать неизбежные конфликты

Конфликтные дети наиболее агрессивны, и зачастую не оттого, что им так хочется, а оттого, что они не умеют управлять своими эмоциями. Пассивные в общении дети — это чаще всего не те, которые не правы, а те, которые боятся вступить в контакт, опасаются, что не будут поняты, и загоняют свои проблемы в себя. И те, и другие учащиеся нуждаются в коррекции их поведения.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

ЦЕЛЬ: ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ, ПОИСК ПУТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

ЗАДАЧИ: 1.ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ПОНЯТИЕМ КОНФЛИКТА. 2. ОСОЗНАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ. 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ ЛИЧНОСТИ, СТИЛЕЙ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

КОНФЛИКТ – ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНО НАПРАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ, ИНТЕРЕСОВ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ ЛЮДЕЙ

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

КОНФЛИКТЫ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ В СВЯЗИ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ: А) ПРИ ВВЕДЕНИИ НОВШЕСТВ, КОГДА СТАЛКИВАЮТСЯ НОВАТОРСТВО И КОНСЕРВАТИЗМ; Б)ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСОВ, КОГДА ЛЮДИ ОТСТАИВАЮТ ИНТЕРЕСЫ ТОЛЬКО СВОЕЙ ГРУППЫ ПРИ ИГНОРИРОВАНИИ ОБЩИХ ИНТЕРЕСОВ; В) СВЯЗАННЫМИ С ЛИЧНЫМИ, ЭГОИСТИЧНЫМИ ПОБУЖДЕНИЯМИ, КОГДА КОРЫСТЬ ПОБУЖДАЕТ ВСЕ ДРУГИЕ МОТИВЫ.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Целями нашего мониторинга стали:

  • Изучить влияние конфликта на микроклимат в классе.
  • Выявление особенностей поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов.

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Кому в школе доверяете?

*одноклассникам;

*администрации;

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

К кому(куда) ты обратишься, если у тебя возникнет конфликт?

*к классному руководителю

*ни к кому

*к психологу

*в милицию

*к директору

* К социальному педагогу

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Основная обязанность родителей –это

*следить за успеваемостью;

* воспитание уважения к учителям;

* контроль за учебным процессом

Конфликты подростков со сверстниками родителями учителями в школе

Распределение ответов учащихся 5 – 11 -х классов на вопрос

«Если у тебя бывают конфликты с учителями, то каковы причины этих конфликтов?», %

12 причин конфликтов с учителями

1. Выполнение-невыполнение главной социальной функции (роли) учащегося

Пропуски занятий, опоздания

Мое поведение в школе

2. Отношение к учителям, их профессиональным действиям и свойствам личности

Несправедливо ставят оценки

Мне не нравятся некоторые предметы

Непонятно объясняют материал

Несовременные взгляды учителей

3. Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности

Подростковый период – это период в развитии человека, который является переходным между детством и взрослостью.

Подростковый период в педагогике и психологии рассматривается как одна из промежуточных стадий развития человека. Подростковый период является одним из наиболее сложных периодов, так как именно в нем происходит гормональная перестройка. Ребенок находится в промежуточном состоянии, он уже и не маленький ребенок, но еще и не взрослый человек. Психологически подростку очень сложно пережить самостоятельно этот период, ему необходима всесторонняя поддержка и понимание со стороны взрослых.

Основные конфликты возникают между подростками и его родителями. Главной причиной данного вида конфликта является то, что в спорной ситуации родитель стремится сохранить контроль над своим ребенком, указывает ему, что и как делать. Подросток же уже не маленький ребенок и стремиться к самостоятельности. Контроль и указания со стороны родителей, даже разумные и обоснованные, вызывают в нем бурю протеста. В результате чего возникают конфликтные ситуации.

Готовые работы на аналогичную тему

В тех семьях, где уважают мнение подростка, подходят серьезно к решению его проблем, возникновение конфликтов в семье сведено к минимуму.

Таким образом, риск возникновения конфликтов между родителями и подростками, можно минимизировать, если соблюдать ряд правил:

  1. Не входить комнату подростка без стука – соблюдать его личное пространство.
  2. Не трогать без разрешения вещи подростка.
  3. Не подслушивать телефонные разговоры подростка и не читать его переписки.
  4. Оставлять за подростком право выбора одежды, музыки, друзей и т.д.
  5. Быть искренним в процессе общения и взаимодействия с подростком.
  6. Привлекать подростка к решению семейных проблем и рассмотрения семейных ситуаций, советоваться с подростком на равных, учитывать его мнение.
  7. Избегать чрезмерной гиперопеки и контроля.
  8. Добиваться установления доверительных отношений между родителями и подростками.

Конфликты между подростками в среде сверстников

Конфликты между подростками в среде сверстников возникают в основном вследствие борьбы за статус в группе.

В переходном возрасте, подросток стремиться к общению с другими подростками, ему важно одобрение и уважение со стороны сверстников. При общении со сверстниками подростки показывают свои лучшие качества, каждому из них хочется быть лидером, «душой компании» и т.д. Чем выше подросток оценивает собственные знания, свою внешность, свои таланты, тем выше у него требования к своему статусу в обществе.

В том случае, если в коллективе подростком одновременно несколько «ярких» личностей, обладающих лидерскими качествами, повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Однако, необходимо учитывать и уровень воспитанности подростков. Если подростки воспитаны в благополучных семьях, знают нормы и правила поведения в обществе, имеют благородные личностные качества, то они способны «договориться» между собой, установить негласную иерархию и тем самым избежать конфликта. Если же подростки воспитаны в неблагополучных семьях, у них не сформированы моральные и нравственные устои, то конфликты неизбежны.

Основные направления соперничества между подростками, которые могут быть причинами конфликтов:

  1. Борьба за внимание противоположного пола.
  2. Стремление получить расположение педагогов или других значимых для подростков взрослых.
  3. Получить определенный статус в коллективе сверстников (группа, класс, секция и т.д.).

Несмотря на то, что конкуренция может быть причиной возникновения конфликта между подростками, психологи утверждают, что конкуренция просто необходима, так как она помогает сформировать сильную и целеустремленную личность. Взрослые не должны напрямую вмешиваться во взаимоотношения подростков, их задача в косвенном направлении конкуренции в нужное русло, с целью недопущение конфликта.

Помимо соперничества, причинами конфликтов между подростками могут быть:

  • отношение подростка к определенной субкультуре;
  • расхождение интересов;
  • принадлежность подростка к определенной религии;
  • национальная принадлежность подростка.

Задачей взрослых является научить детей отстаивать свою точку зрения, без проявления враждебности или неуважения к собеседнику. Хорошо, если такой подросток начинает общаться с единомышленниками. Это помогает ему не только избегать конфликтных ситуаций, но свободно выразить себя и свое мнение.

Конфликт между подростками и учителями

Зачастую конфликты между педагогами и подростками возникают в том случае, если у подростка нет стремления к учебе, либо он не успевает в ней.

Основные причины конфликтов между учителем и подростками:

  1. Плохое выполнение домашних заданий – наблюдается у учеников, которые не успешны в учебе, либо в том случае, когда учитель не учитывает возможности учащегося и предъявляет завышенные требования. В качестве наказания учитель использует оценки, которые он зачастую занижает. В том случае, если подросток пытается отстоять свою точку зрения, то это может вызвать негативные реакции со стороны учащихся.
  2. Нарушение дисциплины во время нахождения в школе – психология подростка такова, что он противится любым правилам и ограничениям. Конфликтная ситуация начинается с того, что подросток пререкается с педагогом, игнорирует правила поведения во время урока, выкрикивает с места.
  3. Неуважение к учителю – учитель, равно как и родитель, обладает высшей властью по отношению к подросткам, которые в свою очередь стремятся стать с ним на равных. Довольно часто подростки проявляют по отношению к педагогу равное (панибратское) отношение, которое выражается неуважительным отношением. Такое отношение зачастую служит возникновению конфликта между педагогом и подростками.

Для того, чтобы избежать возникновению конфликтов, педагог в общении с подростками должен придерживаться ряда правил:

  • понимать и эмоционально откликаться на проблемы подростков;
  • обладать необходимыми профессиональными компетенциями, которые сочетаются с качественным преподаванием;
  • умение правильно распоряжаться данной властью;
  • давать подростку возможность высказаться, внимательно при этом его слушать;
  • не навязывать подросткам свою помощь, если она им не нужна;
  • мотивировать хорошее поведение подростков.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector