Методики лечения заикания у детей и взрослых

Лечение заикания у подростков, детей и взрослых

Заиканием называют нарушение плавности и ритма речи. Почему возникает такая патология, как вылечить детское заикание, можно ли эффективно бороться с заиканием у взрослых – эти и другие вопросы очень часто задаются на приеме у врача. Данную патологию еще называют логоневрозом.

В основном заикание развивается в детском возрасте. Если оно наблюдается у взрослого, в большинстве случаев это значит, что заикание присутствует у человека еще с детства, но его не лечили.

Выделены группы риска детей, у которых заикание возникает чаще, чем у других. Это дети:

  • страдающие в раннем детском возрасте спазмофилией – то есть те, у которых повышена судорожная активность;
  • имеющие родственников с заиканием;
  • характеризующиеся предрасположенностью к тревоге;
  • часто присутствующие при семейных конфликтах;
  • имеющие задержку речевого развития (это одна из частых причин заикания у детей 4-5 лет);
  • которым адресованы повышенные требования от близких, старающихся ускорить речевое развитие ребенка;
  • общающиеся с людьми, у которых наблюдается заикание;
  • с ранних лет изучающие два и более языка;
  • те, которые проводят много времени у телевизора и компьютера, из-за чего перегружены информацией.

Знание таких причин важно не только для лечения заикания у детей, но и для понимания, как избавиться от логоневроза у взрослых.

Симптомы и формы заикания

Нарушения речи при заикании могут быть следующего характера:

  • частые повторы слов или отдельных звуков;
  • увеличение времени, которое человек тратит на воспроизведения звуков или слогов (так называемая пролонгация);
  • частые остановки речи;
  • нерешительность при воспроизведении звуков или слогов, из-за чего портится ритмика речи.

По характеру нарушения речи формы заикания бывают следующие:

  • тоническая – характеризуется паузой при воспроизведении звуков или слогов либо растягиванием какого-то звука;
  • клоническая – наблюдается в случае, если несколько раз повторяются одни и те же звуки, слоги либо слова;
  • смешанная – одновременно наблюдаются нарушения речи, характерные для тонической и клонической форм заикания.

В зависимости от причины возникновения бывают такие формы заикания, как:

  • неврозоподобная – наблюдается при неврологических нарушениях. Дети с такой разновидностью заикания отстают в развитии от сверстников, а говорить начинают с опозданием;
  • невротическая – наблюдается на фоне стрессовых состояний – одномоментных (испуг, переживание) или хронических (постоянное психологическое напряжение в среде, в которой находится человек). Развитие таких детей проходит нормально. Взрослые с данной формой заикания практически без заминки разговаривают в нормальной обстановке, но начинают заикаться при возникновении стрессовой ситуации.

При невротической форме заикания нередко возникает логофобия – страх разговаривать.

Методы коррекции заикания у ребенка и взрослого напрямую зависят от того, какая форма патологии наблюдается.

Термин «логоневроз» более логично использовать при определении невротической формы патологии, но его нередко применяют в качестве синонима слова «заикание».

Как возникает заикание

Нарушения речи при заикании вызваны спазматическим состоянием структур, которые принимают участие в формировании речи – а именно:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • мышечного аппарата гортани.

Упражнения от заикания направлены на устранение этих спазматических сокращений.

  • артикуляционные (страдают язык, мягкое небо и губы);
  • голосовые связки (страдает аппарат гортани, при спазматических сокращениях ее мышц возникает состояние, похожее на икоту);
  • дыхательные – при них «сбивается» дыхание, человек не может справиться с ним, создается ощущение нехватки воздуха (хотя объективных предпосылок для жалоб на такое нарушение нет).

Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется чрезмерное возбуждение нервных структур, которое распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

Лечение заикания у подростков, детей и взрослых

Перед тем как лечить невротическое заикание или его неврозоподобную разновидность, следует тщательно выяснить анамнез (историю) не только заболевания, но и жизни пациента. В развитии заикания в равной мере роль могут играть факторы:

  • медицинские (патология структур центральной или периферической нервной системы);
  • личностные (взаимодействие с окружением – в профессиональном, семейном и приватном плане);
  • социальные (неблагополучные условия проживания, провоцирующие переживание).

В основе лечения методы:

  • логопедические – формирование правильной артикуляции и дыхания при воспроизведении звуков (например, гимнастика при дыхательном заикании);
  • психологические – избавление пациента от психологических проблем, провоцирующих заикание;
  • логопсихотерапевтические – одновременная работа с пациентом логопеда и психолога;
  • социореабилитационные – направлены на то, чтобы пациент не чувствовал дискомфорта во время пребывания в каком-то кругу людей при заданных обстоятельствах;
  • медикаментозные – применение седативных (успокаивающих) препаратов;
  • физиотерапевтические – в их основе воздействие на организм заданных температур, излучения, водных процедур;
  • нетрадиционные – иглоукалывание, гипноз.

Разработан целый ряд способов лечения заикания у подростков, детей и взрослых, но пока что ни один из них не дает гарантии полного излечения. Также считается, что нет ни одной правильной на 100% методики избавления от заикания.

Все методики, направленные на лечение заикания, можно использовать в таких формах организации, как:

  • амбулаторная – в клинике пациент посещает занятия, проходит процедуры и так далее, остальное время может находиться вне клиники;
  • стационарная – пациент постоянно находится в клинике под медицинским наблюдением;
  • семейная – при этом каждый из членов семьи выполняет какую-то роль (в основном психологическую) в излечении заикания у человека;
  • групповая – пациент посещает занятия в составе группы;
  • индивидуальная – один специалист работает только с одним пациентом.

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Содержание статьи

  • Методы лечения заикания
  • Методы коррекции заикания . Важные моменты
  • От чего будет зависеть эффективность метода преодоления заикания

Методы лечения заикания

На данный момент существуют различные методы лечения заикания. Сразу скажу, что лечить тут нечего, так как заикание не является болезнью. Речевые ступора, совершаемые заикающимся, — это произвольные ошибки (!). То есть человек самостоятельно их делает ради какого-либо конкретного результата. В данном случае целью служит передача информации в «стрессовых» условиях, когда ты интуитивно понимаешь, что снова можешь застрять на каком-либо слове и пытаться силами речевого аппарата протолкнуть сложные звуки. И, в силу своего предыдущего негативного опыта, набранного в похожих ситуациях, ты начинаешь стараться как можно менее «травматично» передать очередную порцию информации. Начинаешь заменять слова, ускорять или замедлять темп, менять голос и т.д. Но все это сознательные действия, делаемые самим заикающимся. Соответственно, ни о каком заболевании тут и речи быть не может. Поэтому все попытки лечения заикания заранее обречены на провал. Методы и методики не должны быть лечебными. Лечить можно аппендицит, вырезав его хирургическим путём. Лечить можно ангину, валяясь дома в тёплой одежде, попивая антибиотики и молочко с мёдом. Лечить можно больные зубы на стоматологическом кресле, где под анестезией стоматолог тебе удаляет или лечит больные зубы… и т.д. При этом твоя роль — просто ничего не делать и довериться тем, кто за тебя будет решать твою проблему. С заиканием (привычкой речевых ступоров) это не пройдёт, его лечить нельзя. Привычку (произвольное действие) нельзя никаким образом вылечить. Я хочу, чтобы все это прекрасно понимали. Но эту проблему можно исправлять с помощью обучающего подхода, о чём пойдёт речь ниже.

Методы коррекции заикания . Важные моменты

Итак, с попытками лечения привычки худо-бедно разобрались. Переходим к более здравомыслящим решениям в области преодоления заикания и всех сопутствующих проблем. Методы коррекции. Их существует не мало, и, к сожалению, большинство из них направлено не на решение проблемы, а на её маскировку. Да, да, именно на МАСКИРОВКУ, то есть на попытку скрыть проблему под всевозможными «костылями», которые в речи не использует ни один нормальный человек. Например, приучение к замедленной речи. Да, человек может не заикаться на таком темпе, но будет ли он при этом нормально себя чувствовать? А как к нему будут относиться его слушатели? Многие заикающиеся по разумным причинам выбирают «понятное» заикание, чем «непонятную заторможенность». Я кстати в своё время тоже сделал такой выбор, отказавшись от методов и приёмов, предлагающих мне регулярно использовать замедленную речь. Это не решает проблему, а зачастую развивает у человека лишь ещё большие комплексы. Другой пример, — речь с отстукиванием ритма. Опять мы наблюдаем попытки приобщить к процессу речеобразования какие-то неестественные манипуляции. И, кстати, скажу, что делать эти отстукивания ритма весьма проблематично, так как это доставляет определённый дискомфорт. И даже если речь с отстукиванием ритма получается лучше, то внутри лишь укрепляется чувство собственной неполноценности. Нашему организму сложно привыкнуть к чему-либо не нормальному, не естественному. Он, как самый главный судья, всегда будет критично относиться к тем или иным уловкам и костылям «ради» менее заикающейся речи. И таких способов «облегчить» речь множество, более подробно мы их можем разобрать уже на бесплатной консультации.

Но самый лучший способ речеговорения, — это естественный, при котором не нужно будет пытаться постоянно контролировать работу речевого аппарата. Основное внимание должно быть на предмете речи, а не на способах для его извлечения. Только такие подходы можно считать разумными и адекватными. Только такая идеология и концепция учебной программы может принести действительно плодотворные и стабильные результаты. Попытки маскировки заикания всегда будут отталкиваться здоровым сознанием самого заикающегося и соответственно плохо приживаться в его поведенческих реакциях.

Более подробно про проблему заикания и истинную причину ступоров можно прочитать в статье «Психосоматика и заикание»

От чего будет зависеть эффективность метода преодоления заикания

В первую очередь эффективность разумного (!) метода по преодолению заикания будет зависеть действий самого обучающегося. От его стараний, усердия, терпения, гибкости и целеустремлённости. Всё это несомненно оказывает большое влияние на результативность какой-либо работы над собственными ошибками. Но и обучающая программа должна быть действительно эффективной. В случае с заиканием эта эффективность не может быть обеспечена без гибкости по коррекции во время обучения. Нет и не должно быть какой-либо «одной единственной инструкции по максимальному избавлению всех от заикания», речь строится не по инструкции, а по ощущениям. И в учебной программе должно быть много «контрольных» точек, на которых идёт анализ динамики и только с учётом полученного опыта продолжается дальнейшая работа по приведению речи в нормальное состояние. Если у человека на протяжении долгих лет была сильная степень заикания, — разумеется этих контрольных точек будет много. И для наилучшего анализа и эффективного преодоления этих точек нужен опытный наставник, который на протяжении всего курса должен уже (!) иметь ощущения после решения аналогичной проблемы (в прошлом). Вести ученика должен тот, кто уже имеет самостоятельный, осознанный и успешный опыт преодоления заикания и всех возможных трудностей в этом процессе. Только так наставник сможет понимать не только проблемные области, но и видеть и, что самое главное, чувствовать дальнейшие шаги для преодоления дальнейших затруднений. Это как бы взгляд из настоящего в будущее, с учётом и переоценкой ошибок прошлого. И работа это не на один час и даже не на один день. Как правило для качественной отработки всех проблемных зон необходимо 4 недели совместной работы. Хотя бывает, что и после недели совместной отработки человек наконец-таки всё понимает, ощущает большую положительную динамику и далее действительно готов уже самостоятельно «дошлифовывать» проблемные области. Я всегда рад, когда ПРОРЫВ так стремительно происходит. И тем не менее, в дальнейшем я всегда готов при необходимости разобрать любое сложное состояние, которое привело к каким-либо ошибкам. Ведь речь строится в первую очередь от ощущений, и внутреннее состояние перед речью играет не малую роль в возможности беспроблемно передавать какую-либо информацию. А уж что-то, а опыта работы с различными состояниями у меня около 8 лет. Кстати, с историей моего собственного заикания можно ознакомиться в статье «Проблемы из-за заикания в детстве и юности»

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

Механизм развития и виды заикания

У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

Читайте также:
Как справиться с бессонницей?

Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

Обследование при заикании

В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

Лечение заикания у взрослых

Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

Читайте также:
Иглоукалывание в неврологии

В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

Товары по теме: [product strict=» карбамазепин»]( карбамазепин), [product strict=» циталопрам»]( циталопрам)

Лечение заикания у подростков, детей и взрослых

Заиканием называют нарушение плавности и ритма речи. Почему возникает такая патология, как вылечить детское заикание, можно ли эффективно бороться с заиканием у взрослых – эти и другие вопросы очень часто задаются на приеме у врача. Данную патологию еще называют логоневрозом.

В основном заикание развивается в детском возрасте. Если оно наблюдается у взрослого, в большинстве случаев это значит, что заикание присутствует у человека еще с детства, но его не лечили.

Выделены группы риска детей, у которых заикание возникает чаще, чем у других. Это дети:

  • страдающие в раннем детском возрасте спазмофилией – то есть те, у которых повышена судорожная активность;
  • имеющие родственников с заиканием;
  • характеризующиеся предрасположенностью к тревоге;
  • часто присутствующие при семейных конфликтах;
  • имеющие задержку речевого развития (это одна из частых причин заикания у детей 4-5 лет);
  • которым адресованы повышенные требования от близких, старающихся ускорить речевое развитие ребенка;
  • общающиеся с людьми, у которых наблюдается заикание;
  • с ранних лет изучающие два и более языка;
  • те, которые проводят много времени у телевизора и компьютера, из-за чего перегружены информацией.

Знание таких причин важно не только для лечения заикания у детей, но и для понимания, как избавиться от логоневроза у взрослых.

Симптомы и формы заикания

Нарушения речи при заикании могут быть следующего характера:

  • частые повторы слов или отдельных звуков;
  • увеличение времени, которое человек тратит на воспроизведения звуков или слогов (так называемая пролонгация);
  • частые остановки речи;
  • нерешительность при воспроизведении звуков или слогов, из-за чего портится ритмика речи.

По характеру нарушения речи формы заикания бывают следующие:

  • тоническая – характеризуется паузой при воспроизведении звуков или слогов либо растягиванием какого-то звука;
  • клоническая – наблюдается в случае, если несколько раз повторяются одни и те же звуки, слоги либо слова;
  • смешанная – одновременно наблюдаются нарушения речи, характерные для тонической и клонической форм заикания.

В зависимости от причины возникновения бывают такие формы заикания, как:

  • неврозоподобная – наблюдается при неврологических нарушениях. Дети с такой разновидностью заикания отстают в развитии от сверстников, а говорить начинают с опозданием;
  • невротическая – наблюдается на фоне стрессовых состояний – одномоментных (испуг, переживание) или хронических (постоянное психологическое напряжение в среде, в которой находится человек). Развитие таких детей проходит нормально. Взрослые с данной формой заикания практически без заминки разговаривают в нормальной обстановке, но начинают заикаться при возникновении стрессовой ситуации.

При невротической форме заикания нередко возникает логофобия – страх разговаривать.

Методы коррекции заикания у ребенка и взрослого напрямую зависят от того, какая форма патологии наблюдается.

Термин «логоневроз» более логично использовать при определении невротической формы патологии, но его нередко применяют в качестве синонима слова «заикание».

Как возникает заикание

Нарушения речи при заикании вызваны спазматическим состоянием структур, которые принимают участие в формировании речи – а именно:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • мышечного аппарата гортани.

Упражнения от заикания направлены на устранение этих спазматических сокращений.

  • артикуляционные (страдают язык, мягкое небо и губы);
  • голосовые связки (страдает аппарат гортани, при спазматических сокращениях ее мышц возникает состояние, похожее на икоту);
  • дыхательные – при них «сбивается» дыхание, человек не может справиться с ним, создается ощущение нехватки воздуха (хотя объективных предпосылок для жалоб на такое нарушение нет).

Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется чрезмерное возбуждение нервных структур, которое распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

Лечение заикания у подростков, детей и взрослых

Перед тем как лечить невротическое заикание или его неврозоподобную разновидность, следует тщательно выяснить анамнез (историю) не только заболевания, но и жизни пациента. В развитии заикания в равной мере роль могут играть факторы:

  • медицинские (патология структур центральной или периферической нервной системы);
  • личностные (взаимодействие с окружением – в профессиональном, семейном и приватном плане);
  • социальные (неблагополучные условия проживания, провоцирующие переживание).

В основе лечения методы:

  • логопедические – формирование правильной артикуляции и дыхания при воспроизведении звуков (например, гимнастика при дыхательном заикании);
  • психологические – избавление пациента от психологических проблем, провоцирующих заикание;
  • логопсихотерапевтические – одновременная работа с пациентом логопеда и психолога;
  • социореабилитационные – направлены на то, чтобы пациент не чувствовал дискомфорта во время пребывания в каком-то кругу людей при заданных обстоятельствах;
  • медикаментозные – применение седативных (успокаивающих) препаратов;
  • физиотерапевтические – в их основе воздействие на организм заданных температур, излучения, водных процедур;
  • нетрадиционные – иглоукалывание, гипноз.

Разработан целый ряд способов лечения заикания у подростков, детей и взрослых, но пока что ни один из них не дает гарантии полного излечения. Также считается, что нет ни одной правильной на 100% методики избавления от заикания.

Все методики, направленные на лечение заикания, можно использовать в таких формах организации, как:

  • амбулаторная – в клинике пациент посещает занятия, проходит процедуры и так далее, остальное время может находиться вне клиники;
  • стационарная – пациент постоянно находится в клинике под медицинским наблюдением;
  • семейная – при этом каждый из членов семьи выполняет какую-то роль (в основном психологическую) в излечении заикания у человека;
  • групповая – пациент посещает занятия в составе группы;
  • индивидуальная – один специалист работает только с одним пациентом.

Заикание (запинки в речи) — довольно распространенное нарушение, при котором из-за судорожных движений мышц речевого аппарата нарушается ритм и плавность речи. Как правило, ребенку трудно начать говорить, реже наблюдаются запинки в середине слова, фразы или предложения.

Заикание при квалифицированной помощи хорошо поддается логопедической и психологической коррекции!

Обычно заикание возникает у малышей 2-6 лет, а с возрастом часто уменьшается или исчезает. Тем не менее, некоторая часть взрослых продолжает заикаться в течение всей жизни, постоянно или во время стрессовых ситуаций.

Наличие запинок в речи негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, его учебе и социальной адаптации. Ребёнок начинает испытывать страх при произнесении определенных слов или букв и старается их избегать в процессе речи.

Со временем формируется привычка к избеганию речевых ситуаций, что влечет за собой сужение круга общения и ощущение собственной неполноценности. Ребенок становится стеснительным, пугливым и замкнутым, тревожным; снижается школьная успеваемость. Вовремя оказанная комплексная помощь специалистов позволит предотвратить формирование патологического речевого стереотипа.

Почему ребенок заикается?

Среди причин выделяют врожденные и приобретенные факторы. К врожденным относят:

  • внутриутробные поражения нервной системы,
  • родовые травмы,
  • наличие близких родственников, страдающих заиканием.

Предполагают, что наследственная отягощенность может быть связана с генетически обусловленной слабостью речевого аппарата, а также с характерологическими особенностями, темпераментом.

В числе приобретенных факторов:

  • детские инфекции,
  • острые и хронические соматические заболевания,
  • заболевания и травмы ЦНС,
  • любые виды отклонений от нормального речевого развития,
  • подражание заикающимся,
  • недостаточно развитая мимика, моторика и чувство ритма,
  • острые и длительно существующие психотравмирующие ситуации,
  • патологическое воспитание,
  • постоянные конфликты в семье,
  • ослабление эмоциональных связей между взрослыми и ребенком.

Обычно заикание возникает у детей 2-6 лет, при этом мальчики страдают чаще девочек, что обусловлено определенными различиями в процессе возрастного развития головного мозга. В старшем возрасте вероятность развития заикания уменьшается. У детей старшего возраста заикание обычно становится менее выраженным, при этом возможно обострение в период полового созревания.

Как проявляется заикание?

Выделяют тоническое и клоническое заикание. При тоническом ребенок растягивает звук или делает паузу в речи, например: «м. ашинка». При клоническом ребенок повторяет звук или слово, например: «м-м-м-машинка», «де-де-де-дерево». Встречается также смешанная форма заикания с наличием как клонических, так и тонических судорог.

Кроме того, различают невротическую и неврозоподобную форму заикания. При невротической форме выраженные неврологические дефекты отсутствуют, речь ребенка развивается нормально, заикание возникает на фоне острого или хронического стресса, психотравмирующей ситуации. Степень проявлений зависит от обстановки и психологического состояния малыша. В комфортных домашних условиях, с близкими людьми в речи могут встречаться лишь небольшие запинки, тогда как на публике или в разговоре с незнакомым человеком ребенок не может вымолвить ни слова из-за речевых судорог. Характерен страх речи, со временем малыш начинает избегать общения.

При неврозоподобной форме присутствуют явные неврологические нарушения (дизартрия, нарушения артикуляции, общей и мелкой моторики; на ЭЭГ обычно обнаруживаются нарушения функционирования головного мозга) и/или более глубокие психические расстройства (шизофрения, умственная отсталость). Дети либо отстают в развитии по сравнению со своими здоровыми ровесниками, позднее начинают говорить, либо имеют специфические особенности в своём развитии (необщительность или, наоборот, неразборчивость в общении, «странные» интересы, увлечения и фантазии, и пр.).

Выделяют три степени заикания:

  • Легкая — ребенок заикается, только когда возбужден или торопится что-то сказать. Он легко преодолевает запинки и не стесняется своего заикания.
  • Средняя — малыш легко говорит и мало заикается, когда спокоен и находится в привычной обстановке. При волнении, на публике и в разговорах с малознакомыми людьми заикание усиливается.
  • Тяжелая — ребенок постоянно заикается, речевые судороги сопровождаются сопутствующими движениями (переступанием с ноги на ногу, наклоном или откидыванием головы, сжиманием кулаков, зажмуриванием и т.д.).

Однажды возникнув, заикание может стать постоянным, протекать волнообразно (усиливаться или ослабевать, но не исчезать полностью) или рецидивировать (полностью исчезать, а затем вновь появляться после достаточно продолжительного периода свободной речи).

Как мы работаем с заиканием

Для успешного устранения заикания необходимо выявить его причину и по возможности устранить факторы, провоцирующие и поддерживающие это нарушение речи. Поэтому необходимо, что бы ребенок получил консультацию не только логопеда, но и врача психотерапевта, психолога. На основании результатов диагностики актуального состояния ребенка, предполагаемых причин развития заикания назначаются различные диагностические и лечебные мероприятия (например, анализ крови «Нейротест», ЭЭГ, патопсихологическая и нейропсихологическая диагностика).

В лечении детей, страдающих невротическим заиканием, кроме логопедических занятий, обязательным и основным является психологическая коррекция и психотерапия. Применяются различные релаксационные методики, арт-терапия, песочная и игровая терапия, МИМ-терапия, групповая терапия. При неврозоподобном заикании назначается поддерживающая медикаментозная терапия.

На приеме наши специалисты создадут максимально комфортную атмосферу для ребенка, чтобы занятия проходили наиболее эффективно. А использование комбинированного терапевтического подхода позволит достичь устойчивых результатов!

Также специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

Механизм развития и виды заикания

У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

Читайте также:
Как справиться с бессонницей?

Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

Обследование при заикании

В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

Лечение заикания у взрослых

Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

Читайте также:
Иглоукалывание в неврологии

В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

Товары по теме: [product strict=» карбамазепин»]( карбамазепин), [product strict=» циталопрам»]( циталопрам)

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Эта проблема отравила жизнь многим поколениям детей и взрослых. Речь о заикании, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание.

​Можно ли с этим справиться? На вопросы, связанные с лечением заикания, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Стресс – не причина

Мой сын начал заикаться. Скажите, с чем это может быть связано? Вроде бы дома у нас спокойная обстановка…

– Быть может, я вас удивлю, но вопреки бытующему мнению заикание в большинстве своем не развивается у детей после стресса или испуга. Конечно, стрессовые ситуации могут ухудшить речь.

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Кстати, в Международной классификации болезней заикание и речевые запинки идут под одним шифром. А вот термин «логоневроз» в Европейских странах давно не используют. Все реже используют его и в России, что подтверждает отсутствие ведущей роли стресса в возникновении заикания, которое чаще всего связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда малыш думает быстрее, чем может сказать. На этом фоне и возникает судорога речевого аппарата.

Хотя, конечно, говорить о заикании только как о физическом нарушении речевого аппарата тоже неправильно. В механизм заикания нередко вплетаются и психологические нарушения. У таких детей нередко формируется комплекс неполноценности. Они начинают бояться своей неправильной речи. Понимая, что неправильно говорят, они иногда перестают говорить вовсе, зажимая рот руками. Обычно это связано с логофобией – страхом говорить, что, в свою очередь, может ухудшить ситуацию.

Как лечить?

Мой племянник – заика со стажем. Проблемы у него начались в трехлетнем возрасте. Скажите, это как-то лечится?

Екатерина, Смоленская обл.

– Заикание – очень непредсказуемое заболевание. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а может остаться до взрослых лет.

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к лечению заикания, которое назначает невролог, психоневролог, логопед с помощью различных методик. У старших детей и взрослых, у которых неправильная речь зафиксировалась, очень важны занятия с логопедом и психологическая коррекция. Она может включать индивидуальные и групповые занятия, гипноз, психотерапию, различные занятия, в том числе и с использованием компьютерных программ.

Не так давно в прокате прошел замечательный фильм Тома Хупера «Король говорит!» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Фильм наглядно доказывает: лечить речевые запинки и заикание можно и в старшем возрасте. Но при этом у страдающего заиканием человека должна быть уверенность в своих возможностях, вера в свое излечение, стремление к этому. И здесь многое зависит от его окружения (родителей, других родственников).

«АиФ» рекомендует

Если ваш ребенок только начал заикаться, постарайтесь:

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Конечно, не надо это делать насильственно. Просто постарайтесь лишний раз не побуждать его к разговору. Ребенок спросил – ответьте, но не продолжайте диалог.

Говорить медленно. Всем членам семьи ребенка с заиканием надо говорить медленно, чтобы и ребенок говорил не торопясь. В то же время его не надо поправлять, одергивать, просить повторить слово еще раз.

Не говорить при ребенке о его заикании. Лучше делайте вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.

Говорите свободно через 30 дней

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Логопедические и психотерапевтические приёмы для формирования правильного речевого навыка и избавления от логофобии

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Занятия проводятся дистанционно, под контролем специалистов, в удобное для вас время

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Надёжное лечение заикания в любом возрасте. Занятия с детьми проводятся совместно с родителями

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Для занятий требуются устройство с выходом в интернет, наушники и микрофон

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Суггестивная психотерапия логофобии для избавления от страха и неуверенности в речевых ситуациях

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Занятия проводятся до получения стабильного результата. Навыки свободного общения доводятся до автоматизма

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Этап избавления от заикания

Для формирования нового речевого навыка используется комплекс логопедических и психотерапевтических упражнений. Вы начнете говорить заново и сможете уверенно общаться даже в стрессовых ситуациях

Методики лечения заикания у детей и взрослых

Этап закрепления результата

После избавления от заикания новый речевой навык доводится до автоматизма. В этом помогают реальные речевые ситуации и высокий уровень речевой активности. Занятия проводятся до получения стабильного результата

Вопросы и ответы

1 Что такое заикание?

Заикание, согласно МКБ-10, является заболеванием. Это нарушение речевого навыка, которое характеризуется судорожным повторением или пролонгацией звуков, нарушением ритма и темпа.

Механизм заикания связан с нарушением нормальной работы центров головного мозга, включенных в осуществление речевой функции.
Подробнее о механизме заикания

2 Как лечить заикание?

Лечение заикания должно быть комплексным и индивидуальным. Для надежного закрепления нового речевого навыка необходимо время, поэтому лечение занимает несколько недель. Оно включает в себя:

+ формирование нового речевого навыка
+ психотерапию логофобии, высокой тревожности, неуверенности в себе, низкой самооценки
+ активную социализацию и социальную адаптацию
+ индивидуальную фармакотерапию по рекомендации врача

3 Что представляет собой курс лечения заикания?

Это онлайн-курс комплексного лечения заикания и восстановления речевого навыка. В ходе лечения используется комплекс дыхательных, логопедических, голосовых и психотерапевтических упражнений для проработки всего речевого аппарата. Во время занятий формируется и закрепляется правильный речевой навык.

4 Как проходят занятия?

Занятия проходят дистанционно, самостоятельно, на нашем сайте, в режиме онлайн, по составленному для вас расписанию . Занятия проводятся под контролем наших специалистов, которые проверяют ваши результаты и сопровождают вас до полного избавления от заикания.

5 Как проходят занятия с детьми?

Занятия с детьми 3-6 лет проводятся с участием родителя. Родителям даются все необходимые инструкции для занятий.
На время занятий в таком возрасте полностью исключаются любые кружки, секции, детский сад.

Занятия с детьми 7-13 лет так же проводятся с участием родителя, но часть упражнений ребенок может выполнять самостоятельно.

6 Как начать заниматься?

Нужно зарегистрироваться на сайте , пройти диагностический тест и выбрать необходимый курс в зависимости от возраста заикающегося. После этого нужно открыть доступ к курсу, выбрать удобное время и начать заниматься.

Для занятий необходимо устройство (компьютер, ноутбук, планшет, смартфон) с доступом в интернет, с наушниками и микрофоном.

7 Сколько времени занимает курс?

Курс лечения заикания для взрослых и детей старше 7 лет занимает около 30 дней.
Курс лечения заикания для детей 3-6 лет занимает около 60 дней. Расписание занятий подбирается индивидуально, поэтому длительность курса может меняться.

Каждый день требуется от 1 до 3 часов для выполнения упражнений. Занятия можно совмещать с учебой или работой.

8 На какое время открывается доступ к курсу?

Вы получаете бессрочный доступ к курсу, поскольку для надежного закрепления результата после избавления от заикания мы рекомендуем повторное прохождение курса через несколько месяцев.

Вы можете открыть доступ к занятиям сейчас, а начать заниматься в любое удобное время.

Анализ эффективности большинства известных методик и специалистов

Отзывы, которые оставляют наши подписчики в течение нескольких лет, показывают низкую эффективность большинства известных методик и специалистов по лечению заикания. Только по некоторым из них мы регулярно получаем положительные отзывы. Участвуйте в голосовании, оценивайте методики, которые помогли вам — общими усилиями мы формируем объективную картину их эффективности.

Рейтинг методик

Методика лечения заикания Демосфен

Наталья Шутова (Академия речи)

Центр патологии речи и нейрореабилитации (ЦПРИН)

Речевой центр «Арлилия» (Арутюнян)

Пошаговое руководство Zaikania.net

Речевой центр «РАУ»

Центр реабилитации речи Татьяны Соловьевой

Центр коррекции речи Breathmaker (DAF\FAF)

Речевой центр Иванкина (г. Лиски)

Роман Снежко (методика Эталон)

Обратите внимание!

Среди представленных в рейтинге специалистов и центров лечения есть те, которые абсолютно не эффективны при заикании, являются откровенно антинаучными и осуществляют свою деятельность по причине низкой сознательности ряда заикающихся граждан, которые склонны верить обещаниям и ведутся на фальшивые отзывы. Специалисты, представляющие эти методики и активно их рекламирующие, в своем большинстве являются мошенниками. К ним относятся в первую очередь Роман Снежко и Речевой центр Иванкина в Лисках.

Довольно часто используется рекламный ход, когда человек, который никогда не заикался, записывает видео, изображая заикание. После этого спустя определенное время записывается другое видео, с чистой речью – практически все видео-отзывы сфальсифицированы и не проходят элементарной проверки. С целью формирования объективной картины эффективности известных методик и был составлен данный рейтинг.

За время существования нашей группы было получено несколько тысяч негативных отзывов практически по большинству известным методикам лечения заикания. Наши подписчики в ряде случаев отмечали исключительно мошеннические схемы работы этих специалистов, в том числе поддельные сертификаты (либо выданные от имени своей же организации) и серые схемы оплаты, но что самое главное – абсолютную антинаучность большинства методик.

Используются приемы демонстрации возможности временного улучшения речи, которые могут частично задействовать латеральный тракт связи между речевыми центрами Брока и Вернике — чтение под ритм метронома, под ритм движений тела или при пении\чтении в унисон с другим человеком – эти процессы подробно рассмотрены в статье, посвященной нейрофизиологии заикания. Сюда же относится снижение заикания при использовании открытых слогов с гласными буквами, напряжение живота для напряжения диафрагмы, разбивание слов на слоги.

Можно подумать, что хорошо хотя бы то, что от этих методик никому не стало хуже, значит не все так уж плохо. Но все гораздо печальнее. Дело в том, что стоимость «лечения» по этим методикам на настоящий момент начинается от 60 тысяч рублей, а в среднем 150-200 тысяч и выше. А известный шарлатан Роман Снежко бьет все рекорды стоимости лечения заикания – некоторым людям приходилось отдавать до 350 тысяч рублей (за три дня!). Вы можете себе представить степень разочарования и обиды от безрезультатной потери крупной суммы денег, да еще когда на это возлагались искренние, но напрасные надежды продолжающего заикаться человека и всей его семьи. После такого лечения чаще всего состояние ухудшается именно благодаря сильным негативным переживаниям.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector