Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

1. Начинают лучше разбираться в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других;
2. Дети способны воспринимать и воспроизводить простую ритмическую пульсацию, несложный ритмический рисунок.

Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть, петь многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальнои памяти.

1. Легко осваивают игру на металлофоне;
2. В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Необходимо помнить, что имеющиеся у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают высокой прочностью, и даже в какой — либо период могут временно утрачиваться.

1. Дети, достигшие наибольших успехов игре на металлофоне, легко осваивают игру на других музыкальных инструментах: триоле, аккордеоне, различных ударных инструментах;
2. Дети могут самостоятельно разбираться и обсуждать партитуру музыкальных пьес для оркестра, рассуждать о последовательности включения в исполнение различных групп инструментов;
3. С удовольствием импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодии.

Помните! Необходимо бережно относиться к ребенку! Не перегружайте его большим количеством различных музыкальных впечатлений!

Одним из направлений для воспитания гармоничной личности является музыкальное развитие. Представляю Вашему вниманию обзор методик и пособий для раннего музыкального развития детей, которые помогут нам, родителям, заниматься самостоятельно буквально с пеленок.

Метод Карла Орфа

Рожденный в семье музыкантов, Карл Орф создал собственный метод, создающий тандем из музыки и движения. Во главу ставится импровизация, а не традиционная тренировка и зазубривание нотной грамоты. Музыкальные инструменты так же предпочтительны не сложные, требующие многолетней практики, а доступные. такие как ксилофон, колокольчики, треугольники, маракасы. Ребенок должен “играть в музыку”. Российская адаптация метода Орфа представлена Т.Э. Тютюнниковой, автором нескольких книг и федеральной программы музыкального воспитания дошкольников, узнать подробнее о которых можно на сайте http://www.orff.ru/

Пожалуй, самая популярная методика в России и за ее пределами у русскоговорящего населения. Песенки, потешки, танцы, музыкальные сказки и пальчиковые игры позволяют погрузиться в музыкальную среду. Подробнее о занятиях по методике Железновых можно почитать вот в этой статье: http://academy4baby.ru/metodiki-razvitiya/zanyatiya-p..

Программа “Музыкальные шедевры” О.П. Радыновой

Это пособие, которое включает в себя произведения мировой классики,музыкальные шедевры именитых композиторов. Отличительная особенность пособия в том, что композиции подобраны в контрасте, что позволяет ребенку отличать ноты настроения в мелодиях. Очень полезны и беседы о Моцарте, а также музыкальных инструментах, которые познакомят со звучанием и историей возникновения инструментов.
Материал можно скачать в этой теме в группе ВКонтакте: http://vk.com/topic-36669571_26736552

Использование вариативных программ и в музыкальном воспитании дошкольников

В последнее десятилетие издано довольно мною комплексных программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик», «Истоки»), в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия; «Развитие музыкально сти», «Ребенок и музыка», «Музыка». Вышли парциальные программы по музыкальному воспитанию детей — «Гармония» К.В. Тарасовой, «Музыкальные шедевры» О.П Радыновой, «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. В дошкольной практике лучшие музыкальные руководители учились подчинять свою работу главным музыкально-творческим, вос питательным задачам, побуждали детей к освоению музыки. Наиболее инициативные и чуткие педагоги, квалифицированные музыканты-профессионалы па практике привлекали разнообразный художественный материал, использовали инновационные методические приемы работы с детьми и т.д.

Однако научное осмысление широкой музыкально-педагогической практики выявляет некоторые противоречия в происходящих изменениях (Л.В. Школяр), которые отра жают исторически сложившиеся подходы к музыкальному воспитанию детей в нашей стране.

Первое — преподнесение детям музыкального искусства в виде ознакомления их с различными отдельными видами музыкальной деятельности, содержание которых, прежде всего, ориентировано на предстоящий праздник. Педагогический процесс музыкального воспитание строится в данной ситуации на принципах общей дидактики, без учета принципов педагогики эстетики. Данный подход характерен для музыкального воспитания 30-40-х годов XX века.

Второе преподнесение музыки как живого образного искусства, это направлен складывалось еще в 20-ые годы (Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский и др.), но реально воплотилось через многие годы в программе музыкального воспитания НА. Ветлугиной для детей подготовительной группы (на основе концепции Д.Б. Кабалевского), а в настоящее время — программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Для этого подхода характерны принципы, вытекающие из самой природы искусства в совокупности с общедидактиче скими принципами. Данный подход пропагандирует «соответствие методов познания со держанию предмета познания» (Л.В. Школяр), что характерно для педагогики искусства, которая как область педагогической науки до сих пор находится в стадии становления.

Однако проведенное анкетирование музыкальных руководителей ДОУ выявило, что большинство из них считает музыку, прежде всего, средством воспитания ребенка, средст вом ознакомления детей с окружающей действительностью. Для таких педагогов харак терно принижение музыки до возрастных возможностей детей, а не возвышение её до по нимания эстетического содержания музыкального искусства, а также преобладание в их педагогической практике словесных методов, формализма. Явно налицо рассогласование методов познания музыки с содержанием музыкального искусства.

Таким образом, очевидна необходимость модификации сложившейся системы музы кального воспитания детей дошкольного возраста и, прежде всего, его содержания. Но речь должна идти, по нашему мнению, не о частичных изменениях в нем, а о полном со держательном преобразовании музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Целевое назначение музыкального воспитания в ДОУ

Музыкальное воспитание – это специально организованный процесс воздействия средствами музыкального искусства, посредством которого реализуется эстетическое развитие ребенка, формируются основы его общей культуры, вырабатываются ценностные ориентиры.

Музыкальное воспитание оказывает положительное воздействие на развитие личности.

Музыка влияет на формирование творческого компонента личности, способствует развитию творческих основ его деятельности. а это, в свою очередь, ведет к гармоничному развитию ребенка и формированию всех его качеств, необходимых для успешной социальной жизнедеятельности.

Основным назначением музыкального воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Можно выделить ряд подцелей музыкального воспитания:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Приобщение дошкольника к музыкальному искусству. Ребенок познает основы музыкального творчества, учится эстетическому восприятию музыки, формирует музыкальный вкус.
  2. Освоение основ музыкальной культуры. Через нее ребенок познает азы общей культуры и формирует собственные взгляды, отношение к искусству, вырабатывает свою линию культурного поведения.
  3. Развитие музыкальных способностей дошкольника. Посредством музыкального воспитания формируется чувство ритма, музыкальная память, слуховое внимание и восприятие, что в итоге способствует формированию музыкального вкуса.
  4. Формирование потребности в музыке. Потребность в музыкальном творчестве ведет к творческому развитию дошкольника.
  5. Реализация разных видов музыкально-художественного творчества дошкольников. Таким образом ребенок может самоутвердиться и самореализоваться в творческом направлении, удовлетворить свои творческие потребности.

Музыкальные занятия в ДОУ направлены на формирование у дошкольников любви к музыке, интереса к искусству, развитие адекватного музыкального вкуса и навыков ориентации в музыкальной информации.

Формы организации музыкального воспитания в ДОУ

Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:

  1. Музыкальные занятия. Они являются образовательной музыкальной деятельностью. В ходе проведения музыкальных занятий осуществляется интеллектуальное, нравственное, эстетическое и культурное развитие ребенка. Музыкальные занятия включают в себя разные виды и направления музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, танцы, прослушивание музыки разных жанров, ознакомление с творчеством великих композиторов, освоение музыкальной грамоты.
  2. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Она связана с проявлением детьми своих творческих способностей. Необходимо стимулировать их к этому. Дети применяют свои музыкальные знания и ориентируют их на свои интересы и потребности.
  3. Музыка в повседневной жизнедеятельности. Музыка становится важным компонентом всех видов деятельности ДОУ. Она пронизывает все режимные моменты дня. Например, музыка включается при зарядке детей, она сопровождает игровой процесс. Сбор на прогулку можно сопровождать пением и т.д. Кроме того, в ДОУ устраиваются праздники, которые сопровождаются музыкальным действием.
  4. Музыкальное воспитание в семье. Важно, установить взаимодействия с родителями и сформировать единую направленность музыкального воспитания. Если музыка сопровождает все режимные моменты дошкольника в ДОУ, то дома она должна также сопровождать ребенка. Например, мама может узнать какую музыку воспитатель включает в ходе зарядки и использовать ее. На ночь можно спеть колыбельную и т.д. Важно, чтобы музыка была постоянным компонентом жизнедеятельности ребенка. Эпизодический характер не даст должного воспитательного эффекта.

Структура музыкального занятия в ДОУ

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:

  1. Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
  2. Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
  3. Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
  4. Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
  5. Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
  6. Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.

Условия эффективной организации музыкального воспитания в ДОУ

Чтобы музыкальное воспитание имело продуктивный характер, требуется соблюдать ряд условий его организации:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности дошкольников при планировании музыкального занятия;
  2. Ориентация на музыкальное развитие дошкольников не только в ходе музыкальных занятий, но в повседневной жизнедеятельности;
  3. Содержание музыкальных занятий должно отражать целевое назначение музыкального воспитания;
  4. Итоги музыкального развития дошкольника должны быть заметны в ходе повседневной деятельности ребенка – он переносит свои знания и навыки в свою жизнедеятельность;
  5. Педагог не оказывает активного воспитательного воздействия на музыкальное развитие дошкольника. Педагог обозначает себя в качестве равноправного партнера в совместной музыкальной деятельности, давая ребенку максимальную самостоятельность в музыкальном познании и развитии.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector