Образное мышление

Виды мышления — это способы, используемые человеком для обработки информации, чтобы выполнить задачу, которая перед ним стоит.

Выделяют следующие виды (или типы) мышления.

Образное мышление

Характеристика видов мышления

Основными видами являются:

  • наглядно-образное. Пример: мы смотрим на парковочное место и пытаемся наглядно представить, уместится ли туда наша машина;
  • наглядно-действенное. У маленьких детей является основным видом мышления. Чтобы понять, им нужно предмет потрогать. У взрослых людей этот вид мышления задействован, например, когда мы начинаем вертеть что-то в руках, пытаясь разобраться, как это работает;
  • словесно-логическое (или абстрактное). Например, решение логических задач. Когда нам нужно представить ситуацию, даже если мы её на своём опыте не пережили.

Встречаются и другие классификации видов мышления:

Творческое и репродуктивное (или критическое) мышление

Творческое — характеризуется мыслительной деятельностью без шаблонных знаний, которые обычно сдерживают нашу креативность. Пример: создание нами уникальных задумок, идей.

А репродуктивное — это мышление-анализ. Мы обдумываем, анализируем и критикуем уже имеющиеся знания.

Интуитивное и аналитическое мышление

Интуитивное — строится на нашей интуиции, шестом чувстве. В этом случае мы практически и не мыслим, а, скорее, ощущаем интуитивно, неосознанно.

Например, когда мы заблудились и выбираем, пойти налево или направо, исходя из нашей интуиции.

Аналитическое мышление же, наоборот, предполагает структурированный анализ всего мыслительного процесса.

Например: человек столкнулся с проблемой низких продаж. Он начинает размышлять: выявляет причину, смотрит данные за предыдущие месяцы или годы, анализирует причины спада продаж.

Про таких людей говорят, что у них аналитический склад ума.

Теоретическое и практическое мышление

В основе теоретического мышления лежат наши знания. Мы строим догадки, делаем умозаключения, выдвигаем версии или теории.

Практическое мышление всегда предполагает применение полученных результатов мышления на практике.

Сравните: чтобы построить дом, в теории нужно вырыть котлован, заложить фундамент, а затем ставить столбы и возводить стены.

Практическое мышление будет комбинироваться с действиями: поехать на участок, оценить качество земли. Если на участке будут камни — поразмыслить, как их можно использовать в строительстве.

Реалистическое и аутистическое мышление

Реалистическое мышление связано с действительностью, реальной жизнью. В то время как аутистическое предполагает побег внутрь себя и концентрацию на внутренний мир и эмоции.

Произвольное и непроизвольное мышление

Произвольное мышление активируется, когда мы поставили перед собой задачу решить какую-то проблему.

Результаты непроизвольного мышления рождаются в процессе другой деятельности.

Например, когда мы занимаемся спортом и в нашу голову приходит решение. Или когда мы занимаемся творческой деятельностью (рисуем, вышиваем) и вдруг находим ответы для задач.

Какие существуют виды мышления у детей?

Наглядно-действенный вид мышления дети начинают задействовать первым. Они видят предмет, им необходимо узнать, что это такое. Поэтому им нужно всё потрогать.

Затем вырабатывается наглядно-образное мышление. Чтобы мыслить, в голове должны быть «заготовлены» образы. Именно поэтому маленьким детям (до 7 лет) необходимо листать книжки с картинками, изучать происходящее на улице или смотреть мультфильмы.

А словесно-логическое мышление появляется уже у подростков.

А что такое мышление в целом?

В психологии под мышлением понимается процесс, во время которого человек получает знания и решает задачи, стоящие перед ним. При этом человек должен понимать стоящую задачу и иметь стимул её решить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector