Общее недоразвитие речи

Если речь ребенка не скомпенсирована к 3,5 годам, логопед, у которого вы наблюдаетесь, должен дать логопедическое заключение и определить степень общего недоразвития речи.

Специалисты выделяют четыре уровня общего недоразвития речи . От полного отсутствия речи (или ее минимального уровня развития – не более 30 слов в активном словаре) на I уровне до развернутой фразовой речи с отдельными элементами недоразвития – на III. ОНР IV уровня обычно ставится детям, страдавшим нарушением речи в прошлом, но скорректированным. Он свидетельствует об остаточных проблемах с речью с обязательным нарушением грамматических конструкций (ошибки в спряжении глаголов или форме множественного числа и т.д.). Иногда логопеды тянут с постановкой диагноза ОНР до 4-х лет и даже дольше, продолжая списывать речевые трудности на ЗРР. Особого смысла в этом нет. ОНР может являться как самостоятельным логопедическим нарушением, так и следствием других, более сложных дефектов. И на этом этапе необходимо как можно раньше разобраться, что является первопричиной. Тут крайне важна совместная работа специалистов. Необходимо наблюдение невролога (лучше получить консультации нескольких специалистов), исследования и начало лечения, в некоторых случаях медикаментозного. Занятия с логопедом-дефектологом и курсы нейрокоррекции. Возможно, помощь детского клинического психолога. И домашняя регулярная работа – как выполнение заданий, так и просто всемерное внимание близких к ежедневному развитию ребенка.

Конечно, ничего приятного в диагнозе ОНР нет, но не стоит отчаиваться. В нашей практике (при условии отсутствия органической патологии) мы достигаем превосходных результатов при регулярных и интенсивных занятиях. Через несколько лет вы и не вспомните, что когда-то волновались о том, что ребенок не говорит.

Общее недоразвитие речи

Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) является нарушением всей языковой системы.

Данный диагноз устарел, в современном представлении данный диагноз переименовался в моторную алалию, а уровни, характерные для ОНР, можно отнести к степени нарушения языковой системы.

Подробно узнать о моторной алалии, вы можете здесь.

Что характерно для каждого уровня?

Выделяют 3 уровня ОНР По Р.Е.Левиной Т.Б Филичева выделила 4 уровеня.

Критерии для 1 уровня:

* Практически полное отсутствие речи (отсюда и появилось понятие»безречевые дети»

* Использование лепетных слов, звукоподражательных комплексов

* Ребёнок «помогает»себе жестами и мимикой

* Пассивный словарь превышает объём активного словаря

* Многое знает и понимает, но не говорит

* Замена нескольких понятий, одним словом, которое ребёнку легче проговаривать

* «Пипи»-может означать, хочу в туалет и пойдём гулять

* Длительное использование односоставных предложений

* Если предложение расширяется до 3-4 слов, то конструкция имеет неправильное оформление ( Ма дя ме пи-Мама дай мне пить)

* Сокращение количества слогов в сложных словах (вместо собака-ка или бака, пока-ка)

* Дети не понимают задания по звуковому анализу, например в задании: хлопни, когда услышишь звук РРРРР.

* Фонематическое восприятие грубо нарушено. Трудность в различении сходных по звучанию слов и разных по значению

молоток — молоко, копает — катает — купает)

Классическая логопедия устанавливаетследующие возрастные рамки до 3 лет-ЗРР, с 3 лет-ОНР.

Критерии для 2 уровня:

* Помимо жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные,

но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Капутн, лидом, лябака. (Капуста,помидор,яблоко)

* Рассказ по картине возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами

* Ограниченность словарного запаса:

незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева)

(донышко,ручка,носик,крышка)-это у чайника.

* Не используются слова-признаки обозначающих форму, цвет, материал.

* Грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

«катался гокам» — катается на горке;

«Коля питяля» — Коля писал;

«да памидка» — две пирамидки;

«асинь адас»- красный карандаш

* В речи предлоги,как правило, дети со 2 уровнем вообще не употребляют.

* Грубо нарушена слоговая структура слова.

* Нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих)

* Фонематический слух не сформирован.

ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.

Критерии для 3 уровня:

* Появляется развёрнутая речь, ребёнок использует фразы с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

— Папа ушёл на работА.

— Мама купила мне машинА,конфетА.

* Уже способны самостоятельно составить короткий рассказ о себе,о своих друзьях, о событиях,которые произошли с ним

* В спонтанной речи звуки не всегда четко оформлены, даже в том случае, если ребёнок звук этот умеет произносить.

«сярф» — шарф, «лыба»-рыба

* В общении используются все части речи, грамматически правильно выстраивают НЕСЛОЖНЫЕ предложения

* Словарный запас быстро увеличивается в объёме, но лексические ошибки наблюдаются:

— замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат -«часы»)

— подмена названий профессий названиями действия (балерина -«тетя танцует».

— замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья- «ёлочки»

— взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -«большой», короткий -«маленький»).

* Недостаточно сформирован фонематический слух.

Возникают проблемы с фонематическим анализом и синтезом.( к школе, эти нарушения быстро выявляются)

Из каких звуков состоит слово КОТ,ДОМ.

К «ДУГА» добавь слог РА, что получилось?

Критерии для 4 уровня:

* В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слова и звуконаполняемости.

* Из-за вялой артикуляции и нечеткой дикции, складывается впечатление смазанной речи

* Нарушение смысловой речи.

— отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка,библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня)

* Ребёнок при обозначении действий и признаков пользуются названиями приблизительного значения.

* Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации.

— кошка катает мяч – вместо «клубок»

— высокий забор – длинный;

— дедушка старый – взрослый.

* Дети плохо различают обозначения лиц мужского и женского пола.

— мой книга, моя робот.

* Словообразование с помощью суффиксов вызывают большие трудности, а также образование притяжательных прилагательных.

— волкин – волчий, лисовый – лисий.

* Связная речь весьма своеобразна.

При составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок нарушена логическая последовательность, присутствуют пропуски глав.

* Есть трудности при рассказе о событиях из своей жизни, пользуются простыми малоинформативными предложениями.

Причины ОНР:

Органические причины

* внутриутробная патология,возникающая в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода;

* органические поражения периферических органов речи;

* несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка;

Функциональные причины

* Различные отклонения психических процессов как возбуждение и торможение в ЦНС.

Социально-психологические причины

* неблагоприятные воздействия окружающей среды;

* употребление алкоголя и никотина во время беременности.

Генетические факторы

Коррекция нарушения должна быть систематизирована и постоянна, опытный специалист должен выстроить индивидуальную программу для ребенка.

Более подробно можете прочитать о коррекции здесь.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — самостоятельное либо комплексное речевое нарушение в детском возрасте, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (произносительные трудности, трудности формирования лексического, грамматического, фонематического компонентов) при сохранном слухе и интеллекте.

Недоразвитие речи

Термин «общее недоразвитие речи (ОНР)» является логопедическим определением качества речи, но не самостоятельным диагнозом невролога. Понятие ОНР относится к логопедической классификации. Общее недоразвитие речи может сопутствовать в структуре системного нарушения (алалия, расстройство аутистического спектра, генетические синдромы)

Классификация

По степени выраженности общее недоразвитие речи разделяют на четыре уровня:

  • ОНР 1 уровня — отсутствие общеупотребительной речи: либо полное отсутствие речи, либо использование в речи отдельных звуков и звукокомплексов;
  • ОНР 2 уровня — начальные элементы общеупотребительной речи: бедный словарный запас, произносительные трудности, явления аграмматизма;
  • ОНР 3 уровня — появление развернутой фразовой речи при ее фонетическом и лексико-грамматическом недоразвитии;
  • ОНР 4 уровня — речь является полноценным средством коммуникации, однако сохраняются грамматические и фонетические трудности.

Диагностика и лечение

Задержка речевого развития в младшем детском возрасте часто перерастает в общее недоразвитие речи. Диагноз ОНР ставится после 3 лет. В случае, если ОНР является следствием неврологических нарушений (осложнений при беременности и родах, последствиями травм и перенесенных заболеваний, работы с логопедом не достаточно для лечения общего недоразвития речи.

На первый план выступает речевой невролог, который определит первопричину нарушения и будет лечить причину, а не симптом. Для построения продуктивной коррекционной работы, направленной на преодоление ОНР, данный диагноз необходимо уточнить и расширить. Невролог дает логопеду понимание, какие именно трудности выходят на первый план. Например, в случае грубой дизартрии, влияющей на общее развитие речи у ребенка, в первую очередь, необходимо преодолеть трудности, связанные с иннервацией речевого аппарата, а при сенсорной алалии — первоочередная задача — это развитие фонематического слуха.

Работа с ОНР любого уровня должна быть выстроена комплексно, поэтому мы обязательно подключаем, как минимум, логопеда, а в случае ОНР I-II уровня, также и нейропсихолога.

При необходимости врач-невролог может назначить медикаментозное лечение, курс массажа, остеопатическое лечение либо лечение с помощью методики транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС).

Под общим недоразвитием речи (ОНР) в логопедии понимают нарушение формирования всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и смысловой стороной, при сохранности слуха и интеллекта. Работа логопеда с детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Уровни речевого развития и их особенности

Первый уровень речевого развития

Для первого уровня характерна ограниченность речевых средств общения. Ребенок произносит несколько слов и звукоподражаний, и то нечетко. Речь в основном лепетная, предложения однословны. В общении малыш использует мимику и жесты. В основном звуки он произносит неправильно, при этом в слове не может выделить ни отдельные звуки, ни слоги.

Одними и теми же словами ребенок выражает и действия, и предметы. Например, может назвать кровать словом «пат» (спать), а вместо «открой» сказать «дев» (дверь). Он не различает единственное и множественное число, времена глаголов, не понимает значений предлогов. Пассивный словарный запас при этом шире активного.

Второй уровень речевого развития

Речевая активность ребенка на этом уровне более высокая. Он хорошо понимает обращенную речь, в которой различает единственное и множественное число существительных и глаголов, мужскую и женскую форму глаголов прошедшего времени. Хуже распознает прилагательные.

В арсенале малыша есть общеупотребительные слова. Он уже выделяет предметы и их признаки, действия, использует местоимения и простые предлоги. Предложения включают по 2–3 слова. Однако ребенок затрудняется назвать части тела, предметы одежды, мебели.

Малыш способен ответить на простые вопросы: как тебя зовут, как зовут маму и папу, что нарисовано на картинке. При этом испытывает трудности в определении цвета предмета, его формы и размера.

На этом уровне у ребенка присутствуют грамматические ошибки: неправильное употребление падежей («нет шаик» вместо «нет шарика»), неверное изменение по числам («ти вика» вместо «три вилки»), пропуск предлогов или их замена («мама ша аботу» вместо «мама пошла на работу»).

Ребенок искажает многие звуки, заменяет и смешивает их. Особенную трудность вызывают шипящие и свистящие, аффрикаты. Ребенок часто переставляет слоги и звуки («кукина» — «клубника», «габимот» — «бегемот»), редуцирует длинные слова («фета» — «конфета», «сипет» — «велосипед»).

Третий уровень речевого развития

На третьем уровне у ребенка появляется развернутая фразовая речь с преобладанием существительных и глаголов. Ребенок использует простые нераспространенные предложения. Обращенную речь понимает на уровне нормы.

При этом у него сохраняется лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие. Остаются сложности с произношением свистящих, шипящих, сонорных согласных, твердые согласные заменяются мягкими («сётка» — «щётка», «сяпка» — «шапка»). Часто наблюдается искажение и сокращение слов из трех-четырех слогов, перестановка и замена звуков и слогов.

Возникают трудности при использовании однокоренных слов, образовании новых форм с помощью суффиксов и приставок. Ребенок может путать схожие по звучанию слова, неправильно согласовывать числительные с существительными, ошибаться в предлогах. Он с трудом различает морфологические элементы, выражающие значение рода и числа, временные, причинно-следственные и пространственные отношения.

Все эти пробелы создают трудности при обучении в школе, в первую очередь в овладении письмом и чтением.

Как логопеду работать с детьми, имеющими ОНР 1 уровня

Задачи логопеда:

  • развивать понимание речи;
  • формировать самостоятельную речь на основе подражания;
  • учить двусоставным простым предложениям.

Занятия можно проводить как индивидуально, так и с 2–3 детьми, в форме игры.

Развитие понимания речи (пассивная речь)

Расширяйте представление об окружающих детей предметах и явлениях, развивайте понимание слов и выражений, описывающих знакомые ситуации.

Говорите короткими фразами, по два-четыре слова, повторяя одни и те же слова в разных грамматических формах. Используйте игрушки, посуду, муляжи продуктов питания, картинки.

Обращайте особое внимание на умение различать:

  • единственное и множественное число существительных и глаголов (яблоко — яблоки, возьми — возьмите);
  • близкие по звучанию глаголы (купается — катается, копает — покупает);
  • близкие по смыслу действия (пишет — рисует, несет — везет);
  • противоположные действия (надень — сними, включи — выключи).

Понимание речевых конструкций ребенок демонстрирует, выполняя действие или указывая на соответствующую картинку.

Формирование самостоятельной речи

На этом этапе формируйте активный лексический запас, не ставя задачу добиться правильной фонетики. Учите ребенка называть близких людей (мама, папа), простые имена (Таня, Коля, Яна), выражать просьбы (на, дай, иди).

Как только ребенок начинает активно повторять за взрослым, учите произносить сначала односложные, а затем двухсложные слова с одинаковым последним слогом (пал-ка, руч-ка, кош-ка), добиваясь точного воспроизведения ритмико-интонационного рисунка. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши.

4. Подготовьте речевой и дидактический материал для развития фонематического восприятия.

Литература

1. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1969.

2. К а ш е Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.,1985.

3. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.

4. Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 1993.

5. Филичева Т. Б..Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. — М., 1993.

6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. — М., 1993.

ГЛАВА 23. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) в 50—60-х годах XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Причинами появления стойкой речевой патологии у детей могут быть различные вредности, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним можно отнести:

  1. наследственные факторы (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства у родителей);
  2. осложнения беременности (вирусные заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, частые угрозы выкидыша, ушибы живота, продолжительные стрессы, курение матери, употребление алкоголя, наркотических средств или антибиотиков);
  3. особенности родов (стремительные или затяжные роды, осложнения акушерского вмешательства — щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., — приведшие к травмам мозга, асфиксии плода);
  4. постнатальные (послеродовые) факторы в период до двух лет (менингиты и менингоэнцефалиты, дизентерия, пневмония другие заболевания, резко ослабляющие организм ребенка, частые отиты, сотрясение и ушибы мозга, некоторые виды отравления);
  5. влияние среды общения (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание).

Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается редко: только у 30% детей этой группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой среды. Связь между речевым нарушением и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности развития мышления.

Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта.

У детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные задания и последовательность их выполнения. Наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обследуя детей, имеющих ОНР, психоневролог ставит им дополнительный диагноз — задержка психического или интеллектуального развития.

Организация коррекционно-воспитательной работы с такими детьми требует не только тесной взаимосвязи всех сотрудников ДОУ (воспитателей, логопеда, психолога, руководителей физического и музыкального развития), но и взаимодействия их с врачами-специалистами, особенно психоневрологом.

Наиболее эффективно комплексное лечение:

  • Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей. Необходимы систематические занятия.
  • Медикаментозная терапия: для улучшения речи неврологом назначаются препараты улучшающие кровоснабжение головного мозга и активизирующие работу нейронов.

ОНР у дошкольников может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Типичным проявлением ОНР является:

  • позднее появление речи;
  • ограниченный словарный запас;
  • выраженный аграмматизм (опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже и пр.);
  • недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.

    Общее недоразвитие речи у детей подразделяется на три уровня

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из звукоподражаний, лепета и лишь небольшого количества общеупотребительных слов, значения которых неустойчивы и недифференцированы.
    2. Пассивный словарь шире активного, однако понимание вне ситуации весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует.
    3. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии зрительного и слухового восприятия и памяти, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве.

    2 уровень ОНР (общего недоразвития речи)

    Речевые возможности детей значительно возрастают. Общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств.

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и обогащается некоторыми прилагательными и наречиями.
    2. Речь пополняется отдельными формами словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменить существительные по родам, числам и падежам, глаголы — по временам, но это не всегда удается.
    3. Дети начинают использовать фразы.
    4. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.
    5. Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к овладению звуковым анализом и синтезом.

    3 уровень ОНР (общего недоразвития речи)

    Характеризуется следующими недостатками:

    1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов, и почти не используются в речи более сложные предлоги.
    2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
    3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные).
    4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
    5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей. В некоторых случаях ОНР может развиваться на фоне поздно проведенной коррекции патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелина мягкого или твердого неба).

    Причины

    Основные факторы, которые приводят к формированию недоразвитости:

    — различные инфекции;
    — токсикоз матери на протяжении беременности;
    — различные заболевания ЦНС;
    — несовместимость матери и ребенка по группе крови или резус-фактору крови;
    — родовые травмы;
    — травмы головного мозга в течение первого года жизни;
    — асфиксия при рождении;
    — психическая депривация;
    — неблагоприятная социальная среда.

    Довольно часто данный вид нарушений речевого аппарата возникает в результате влияния сразу нескольких факторов.

    Симптомы

    ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

    У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

    Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

    Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

    Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

    Диагностика

    На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом, педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

    При диагностической речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи — способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения; согласования частей речи; построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

    Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

    Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

    Лечение

    Для того чтобы предотвратить любые вариации общего недоразвития речи, необходимо как можно раньше выявить отклонения в речевом развитии ребёнка и вовремя начать работу с логопедом.

    Логопедическая работа должна быть построена комплексно, т.е. должна включать:

    — лечение лекарственными препаратами;
    — занятия с логопедом;
    — работу с психологом;
    — активное участие родителей.

    Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми ОНР будут как общеразвивающие, так и логопедические. Так как развитие детей с речевыми нарушениями должно происходить и на обычных занятиях, где дети получают знания об окружающем их мире, приобретают разнообразные умения и навыки, что, несомненно, способствует наиболее успешному преодолению речевых расстройств.

    Воспользуйтесь одним из наших предложений!

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи

    ОНР может быть следствием как физиологических трудностей произношения, так и вызываться неврологическими блоками формирования лексического, фонематического и грамматического компонентов в условиях активной работы слуха и нормально развитого интеллекта.

    Недоразвитость речи

    Термин ОНР (общее недоразвитие речи) — это профессиональное обозначение в логопедической классификации. Он не является неврологическим диагнозом. Данная проблема также может быть сопутствующим признаком многих системных нарушений (аутизм, алалия, генетические синдромы и пр.).

    Классификация ОНР

    По степени проявления ОНР подразделяется на 4 стадии (по убыванию тяжести):

    1) Отсутствие трансляция общеупотребительной речи. Выражается как в полной неспособности к проговариванию, так и в более мягкой форме: общению через употребление небольшого числа отдельных звуков или звуковых комплексов (обычно слогов или кратких слов);

    2) Использование базовых общеупотребительных речевых конструкций: скудный словарный запас, системные трудности произношения, аграмматизм (проблемы с проговариванием и восприятием предложений вследствие неврологического повреждения мозговой ткани в районе сильвиевой борозды);

    3) Способность трансляции развернутого разговора с полноценными фразами при лексико-грамматической и фонетической недоразвитости;

    4) Свободное общение при незначительных проблемах в фонетике и грамматике (обычно не воспроизведение одного или нескольких звуков).

    Методы диагностики и лечения

    Симптоматика задержки речевого развития в раннем детском возрасте зачастую может трансформироваться в ОНР.

    Медицинский диагноз по ОНР ставится детям старше 3-х летнего возраста. В ситуации, когда речевая недоразвитость вызвана различными неврологическими сбоями (родовыми травмами, осложнениями, остаточными последствиями от ранее перенесенных заболеваний и тд.) одних только походов к логопеду недостаточно, чтобы гарантированно избавиться от проблем ОНР.

    Ключевая роль в устранении комплексной недоразвитости речи отводится неврологу, так как он лечит не побочные симптомы и проявления дисфункций, а их причину. Для выработки эффективной коррекционной стратегии, направленной на излечение ОНР, необходимо провести дополнительное изучение симптоматики: расширить диагноз.

    Работа невролога заключается в том, чтобы дать логопеду направление терапевтической стратегии с использованием конкретных (исходя из корня проблем) лечебных приемов и методик. К примеру, при грубой дизартрии, оказывающей негативное влияние на всю структуру звуковой модуляции ребенка, первостепенно необходимо избавиться от проблем, в иннервации речевого аппарата. В случае с сенсорной алалией — первостепенная задача заключается в развитии фонематического слуха.

    Медицинская стратегия по лечению любой стадии ОНР обязательно должна быть системной и комплексной. Поэтому к лечению общей недоразвитости речи на 1-ой и 2-ой стадии обязательно должен быть подключен логопед; на 3-ей и 4-ой — дополнительно требуется помощь нейропсихолога.

    В отдельных случаях симптоматики нарушений врач-невролог может назначить курс массажа, остеопатического или медикаментозного лечения, включить в терапию методики ТМС.

    Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу — лечение детей с ОНР. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций. Страдает понимание речи окружающих. Однако ребенок при этом обладает сформировавшимся интеллектом, соответствующим возрасту, и не имеет проблем со слухом. Точно диагностировать ОНР возможно детям в возрасте 3-5 лет, пройдя полное логопедическое обследование.

    Довольно часто на фоне общего недоразвития речи ребенок имеет ряд сопутствующих нарушений в мыслительной, познавательной, а также двигательной сфере. Он молчалив, не задает вопросов, не интересуется книгами или игрушками, не стремится к общению и играм со сверстниками, имеет трудности с запоминанием и концентрацией внимания.

    Симптоматика детей с ОНР

    Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.

    Если у ребенка обнаружились следующие проявления – не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:

    • речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
    • ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
    • речь не сформировалась к 4-5 годам;
    • несогласованность речи, ребенок не правильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.

    Классификация у детей ОНР

    Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:

    Уровень 1 – связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;

    Уровень 2 – присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;

    Уровень 3 – речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.

    Уровень 4 – речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление не достаточно развиты.

    Причины ОНР у детей

    Причин, способных негативно повлиять на развития речи малыша, довольно много. Однако большинство из них является следствием неблагоприятного течения беременности или родов:

    • инфекционные заболевания матери;
    • токсикоз;
    • стрессовые нагрузки во время беременности;
    • злоупотребление алкоголем и курением;
    • родовые травмы;
    • применение матерью опасных лекарств;
    • патологии нервной системы;
    • гипоксия плода;
    • резус-конфликт матери и плода.

    Дополнительными усугубляющими факторами, способными спровоцировать у детей с ОНР могут послужить частые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также неблагоприятная окружающая обстановка, недостаток внимания и общения, грубое обращение.

    Родители должны понимать, что детям с ОНР без профессиональной помощи не обойтись. Полномасштабная коррекционная программа, систематические занятия с логопедом, а также совместная работа дефектологов, психологов, детских неврологов и, конечно же, родителей помогут ребенку скорректировать имеющиеся нарушения, максимально полно овладеть навыками речи, улучшить общее психическое и физическое здоровье.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector