Обучение детей с синдромом дауна

Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.

Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.

Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.

Обучение детей с синдромом дауна

Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.

Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям

Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:

  • снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
  • рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
  • улучшение самооценки;
  • развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
  • развитие дружеских отношений внутри класса.

Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна

В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.

Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.

Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.

Родить ребёнка с синдромом Дауна — и не отказаться от него

Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.

Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться

Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.

Обучение детей с синдромом дауна

Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.

Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой

Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.

Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.

Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.

Обучение детей с синдромом дауна

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 17.03.2021 2021-03-17

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Казарова, М. С. Особенности коррекционной работы с ребенком с синдромом Дауна / М. С. Казарова, И. Г. Железнякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77587/ (дата обращения: 25.06.2021).

Обучение детей с синдромом дауна

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна. К факторам, затрудняющим обучение, относятся: отставание в моторном развитии — в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; недостаточное понимание речи, ограниченный словарный запас; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.).

Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Ребенок обладает хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов, игровых действий. Он общителен, открыт, доброжелателен по отношению и к сверстникам, и взрослым, легко идет на контакт, который может проявляться эмоциями и прикосновениями, отдельными звуками.

Солнечные дети обладают достаточно большим потенциалом для обучения. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна, весьма различен.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

В последнее время становится все более популярным интегрированное или инклюзивное обучение в дошкольных учреждениях. Оно предусматривает обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, обеспечивая специальные условия и социальную адаптацию.

В специальной индивидуальной программе развития ребенка (СИПР), посещающего общеобразовательную группу, определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, развивающих и коррекционных.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Предлагаемая схема планирования работы с ребенком с синдромом Дауна (Ира О. 4 года) была разработана для его кратковременного пребывания в группе с детьми с сохранным интеллектом.

У дефектологов принцип такой: функции ребенка с синдромом Дауна должны развиваться гармонично, но без привязки к конкретным срокам. Не гонитесь за достижениями и помните, что, нагружая ребенка сверх меры, вы, вместо того, чтобы шаг за шагом побуждать его двигаться вперед, вызовите в ответ протест, а через некоторое время любая попытка, даже просто приблизиться, будет вызывать аффективную реакцию.

Перспективное планирование коррекционной работы. 3–4 неделя сентября

Вовсе не болезнь, а совокупность симптомов, обусловленная генетической аномалией, создает особых жителей нашей планеты – улыбчивых, ласковых и жизнерадостных, а потому «солнечных» – деток с синдромом Дауна.

Синдром Дауна является врожденным по причине генетических нарушения в клетках организма (в 21-й паре хромосом оказывается не две, а три хромосомы).

К сожалению, Россия является лидером во всем мире по отказу от деток с данным синдромом, тогда, как в других странах, бездетные семейные пары стоят в очереди на усыновление ребенка с таким диагнозом.

Родители солнечного малыша должны помнить, что успех их чада в дальнейшей жизни зависит только от них: от их терпения; упорства в поиске специалистов и эффективных методик развития; от готовности принимать все особенности своего ребенка; от возможности окружить его заботой и безмерной любовью. А главное, солнечный малыш должен чувствовать, что в него верят, ему ставят высокие планки, которые он при грамотной работе специалистов, может преодолевать и достигать многого.

Знайте, Ваш малыш может ходить в обычную школу, иметь много друзей, а по мере взросления, развивать таланты и способности, найти достойную работу и стать самодостаточной личностью. С особым ребенком нужно много и правильно заниматься развитием интеллектуального, эмоционального, физического и творческого потенциала. Предсказать каким будет результат – невозможно, но то, что его не быть не может, это вам скажет любой опытной специалист, работающий с солнечными детьми.

Коротко обрисуем симптоматику рассматриваемого синдрома для определения спектра коррекции нарушений развития «особого» ребенка.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Оставьте заявку и наши специалисты
проконсультируют Вас.

Описание заболевания

Синдром Дауна – это наиболее часто встречающееся генетическое нарушение, которое характеризуется аномалией хромосомного набора. Человеческий организм состоит из миллионов клеток, в каждой из которых содержится 46 хромосом. В результате генетической мутации у детей с синдромом Дауна формируется не 46, а 47 хромосом. На данный момент выделяется 3 основных варианта мутации при синдроме Дауна: трисомия (наиболее распространенная форма), транслокация и мозаичность.

Клиническая картина заболевания разнопланова: от выраженных пороков в строении и функционировании органов до стойких психических нарушений и приобретенного иммунодефицита. Люди с данным синдромом нуждаются в квалифицированной помощи со стороны разнопрофильных специалистов. Главная задача лечения – коррекция сопутствующих болезни нарушений физического и психического развития и достижение улучшения качества жизни пациента.

Симптомы

В период беременности женщина может столкнуться с акушерскими проявлениями синдрома Дауна у плода. При этой аномалии отмечается высокие риски выкидышей.

Новорожденный младенец имеет меньший вес, в сравнении со здоровыми детьми. Большинство детей имеют яркие клинические признаки, благодаря которым хромосомная патология без особого труда определяется специалистом при первичном осмотре младенца.

Для ребенка с синдромом Дауна характерны:

  • плоское округлое лицо;
  • плоский затылок;
  • маленький нос;
  • широкая укороченная шея;
  • деформированное строение ушей;
  • наличие характерной кожной складки на шее;
  • узкие, широко расставленные глаза;
  • наличие эпикантуса – вертикальной кожной складки, прикрывающей уголок глаза с внутренней стороны;
  • приоткрытый рот с увеличенным в размерах языком;
  • укороченные конечности и пальцы;
  • искривленные мизинцы;
  • аномалии глаз (помутнение хрусталика, белые пятна на радужке глаз, косоглазие);
  • деформированное строение грудной клетки;
  • нарушения прикуса.

У ребенка с хромосомной аномалией чаще возникают инфекционные заболевания. Любые болезни он переносит сложнее, часто страдает ОРВИ, отитами, пневмонией, аденоидами, тонзиллитом и др. Неспособность иммунитета бороться с различными инфекциями – наиболее частая причина смертности детей с синдромом Дауна в первые 5 лет жизни.

Также синдром нередко сопровождается пороками внутренних органов (сердца, легких), аномальным строением половых органов, патологиями в строении и функционировании пищевода. Взрослея, ребенок отстает в развитии в сравнении со здоровыми детьми – позже начинает сидеть, ползать, ходить, говорить.

Подросшие дети имеют сложности в обучении, у них снижена концентрация внимания, скудный словарный запас, невнятная речь.

Причины

Как уже было сказано, в клетках организма человека в норме содержится 23 пары хромосом – первая половина от отца, вторая – от матери. В результате генетической мутации происходит прикрепление дополнительного генного материала к 21-й паре хромосом. На данном этапе развития медицины врачи не могут дать точный ответ, почему так происходит.

Принято считать, что хромосомная аномалия может быть вызвана:

  • случайными генетическими нарушениями;
  • аномальным делением клеток сразу после оплодотворения яйцеклетки;
  • генетическими мутациями, наследуемыми от родителей ребенка.

Отметим, что ни образ жизни матери ребенка, ни ее этническая принадлежность, ни экологическая обстановка не влияют на вероятность рождения младенца с синдромом Дауна. Единственный достоверно установленный факт – чем старше возраст матери ребенка, тем больше риск рождения младенца с данным заболеванием. Так, если у беременной женщины до 25-летнего возраста вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна составляет 1 к 1400, то к 40 годам этот показатель возрастает до 1 к 100 (а у женщины 45-летнего возраста до 1 к 35). Также ряд исследований доказал связь возраста отца ребенка с риском возникновения заболевания (при возрасте старше 45 лет).

Другие факторы, повышающие вероятность возникновения аномалии у плода:

  • юный возраст матери (до 18 лет);
  • зачатие от близких родственников;
  • наличие у одного или обоих супругов транслокации (один из вариантов хромосомной мутации).

Диагностика

Своевременная диагностика синдрома Дауна стала доступна всем беременным женщинам после введения обязательного скринингового УЗИ. Современное ультразвуковое оборудование позволяет заподозрить аномалию уже на 12-13-й акушерской неделе. Помимо этого существует обязательный анализ крови на биохимические маркеры. Данное исследование позволяет генетику оценить вероятность появления хромосомных аномалий у плода.

Возрастным беременным женщинам, а также женщинам, получившим плохие результаты скрининговых исследований необходимо проведение инвазивной диагностики – биопсии хориона (исследование ткани плаценты). Также возможно проведение амниоцентеза – исследования околоплодных вод.

Благодаря высокой точности проведенных методов исследования патологии будущие родители самостоятельно могут принять решение о том, смогут ли они взять на себя ответственность за рождение и воспитание ребенка с синдромом Дауна или прибегнут к прерыванию по медицинским показаниям.

В том случае, если по каким-то причинам женщина не проходила обязательные скрининговые исследования, синдром Дауна легко определяется врачом-неонатологом уже при первом осмотре новорожденного младенца.

При внешних проявлениях генетического заболевания ребенка направляют на прохождение дополнительных исследований с целью подтверждения диагноза и выявления сопутствующих пороков развития. Для этого проводятся:

  • генетическая диагностика хромосомного набора младенца;
  • эхокардиография сердца;
  • УЗИ органов брюшной полости;
  • осмотр кардиолога, невролога, офтальмолога, ортопеда и других специалистов (по показаниям).

Лечение

Современная медицина располагает ограниченными возможностями в лечении хромосомных заболеваний. Усилия врачей направлены на стабилизацию физического и психического здоровья пациента, улучшение качества жизни и предотвращение развития инфекции в организме (из-за слабого иммунитета людей с синдромом Дауна).

На протяжении всей жизни человек с хромосомным нарушением должен наблюдаться у специалистов разного профиля – окулиста, кардиолога, эндокринолога, невролога, иммунолога, психотерапевта и др. Своевременное выявление патологий различных систем и органов поможет врачам вовремя начать лечение и предотвратить развитие осложнений.

Больному назначается прием ноотропных и сосудистых препаратов. Также используются лекарственные средства, обладающие симптоматическим действием – противовоспалительные, обезболивающие препараты, витаминные комплексы. При пониженной активности щитовидной железы назначаются гормональные средства.

В лечении пациентов с синдромом Дауна активно используются физиотерапевтические методы, занятия ЛФК. Для развития речевых и коммуникативных навыков проводятся занятия с логопедом и психологом.

При наличии тяжелых пороков сердца и других органов пациенту показано хирургическое вмешательство. В «СМ-Клиника» для эффективного оперативного лечения патологий используются современные малоинвазивные методики – лапароскопия, эндоскопия, электрокоагуляция, лазерная хирургия и др.

Краткая информация об услуге

Обучение детей с синдромом дауна

Синдром Дауна представляет собой тяжелое генетическое заболевание, хромосомную патологию, при которой у человека в кариотипе не 46, а 47 хромосом. Заболевание не поддается лечению, но существуют специальные программы реабилитации, которые позволяют людям с этим диагнозом вести активную жизнь.

Основные симптомы заболевания

Внешние проявления достаточно типичные: у детей с даунизмом характерное плоское лицо, плоский затылок, укороченное строение черепа. Нижняя челюсть обычно выступает вперед. Довольно часто встречается косоглазие, непропорционально короткие конечности, недоразвитые средние пальцы рук. Патология часто сопровождается пороками сердца, судорожными симптомами, нарушениями в строении половых органов, патологиями в строении пищевода.

Развитие интеллекта у детей с синдромом Дауна имеет существенные отличия от развития здоровых детей. Люди с этой патологией не умеют анализировать, у них бедный словарный запас и невнятная речь, низкий уровень внимания и концентрации. Отставание в развитии отмечается еще в самом раннем возрасте: ребенок поздно начинает сидеть, ползать и ходить, поздно прорезаются зубы.

Диагностика

Существует диагностический стандарт для выявления синдрома Дауна:

  • Биохимический анализ крови, призванный показать уровень β-ХГЧ, а также АФП (гормона, который продуцируется печенью плода), и свободного эстриола. Снижение уровня АФП может свидетельствовать о наличии синдрома Дауна у плода.
  • УЗИ. Проводится трижды за беременность — на малом сроке, во втором и в третьем триместре. Первое исследование позволяет оценить патологии в развитии плода, определить толщину воротниковой зоны (она не должна превышать 3 мм). на втором УЗИ можно определить порок сердца, который часто сопровождает синдром Дауна, различные патологии в развитии головного и спинного мозга и других органов. На третьем исследовании выявляют более мелкие сопутствующие патологии.
  • Амниоцентез (исследование околоплодных вод). Обычно проводится на сроке около 18 недель. Позволяет подтвердить или опровергнуть наличие патологии с высокой точностью.

Реабилитация

Как было упомянуто, полностью вылечить болезнь невозможно. Но проходя реабилитацию, пациенты приобретают бесценные навыки: учатся обслуживать себя самостоятельно, взаимодействовать с другими людьми, выполнять посильные физические упражнения и даже несложную работу. Реабилитационные программы призваны повысить самостоятельность детей. В частности, в лечении синдрома Дауна используются:

  • массаж и ЛФК (помогают восстановить тонус мышц, наладить двигательную активность);
  • логопедические занятия (помогают сформировать связную членораздельную речь);
  • диета (помогает улучшить работу ЖКТ и снизить риск ожирения).

Для лечения сопутствующих заболеваний, для облегчения течения инфекционных и вирусных заболеваний применяются гомеопатические препараты. Гомеопатия не имеет противопоказаний, пациенты ее хорошо переносят.

Занятия с детьми с синдромом Дауна проводят специально обученные врачи. Регулярно посещая специализированные группы, дети приобретают полезные навыки, что позволяет им в дальнейшем вести полноценную жизнь.

Популярные вопросы

1. Мне 40, я беременна. Какова вероятность, что я могу родить ребенка с синдромом Дауна?

Несколько выше, чем у более молодых мам. Вам обязательно нужно пройти раннюю диагностику, сегодняшние методы считаются высокоточными (особенно если используются в комплексе).

2. Сможет ли ребенок учиться в школе?

Программы обучения детей с даунизмом адаптированы под их возможности. По программам обычной школы эти дети учиться не могут в силу особенностей развития.

3. Правда ли, что возраст и здоровье отца тоже влияют на риск рождения ребенка с даунизмом?

В целом можно сказать, что чем моложе оба родителя, тем меньше риск.

Если в семье есть особенный ребенок с синдромом Дауна, то Родители малыша прекрасно знают, что это генетическое заболевание. И никакое лечение не может поменять сами хромосомы.

Как сделать так, чтобы ребенок развивался?»
Ведь любой родитель хочет, чтобы его ребенок развивался наравне со сверстниками, несмотря даже на генетический синдром.

Так можно ли улучшить моторное развитие ребенка с синдромом Дауна? – МОЖНО и нужно!

Для того, чтобы научить ребенка с синдромом Дауна самостоятельно сидеть, ползать и ходить, необходима комплексная реабилитация, которая позволит выработать недостающие двигательные навыки.

Развитие двигательных навыков у детей с синдромом Дауна

Основным методом лечения детей с синдромом Дауна, является
Микротоковая рефлексотерапия , которая позволяет:
— выборочно улучшать работу моторных зон коры головного мозга ,
ответственных за развитие двигательных навыков (ползания и ходьбы)
— улучшать работу мозжечка, который отвечает за координацию движений
и навык удержания равновесия (чтобы ребенок мог самостоятельно сидеть и стоять без поддержки).

В подразделениях «Реацентра» дети с синдромом Дауна проходят комплексную реабилитацию вместе с другими малышами, отстающими в развитии по причине неврологических нарушений.

Помимо основного лечения детям с синдромом Дауна также проводятся линейный массаж и ЛФК, при необходимости, между курсами детям назначаются ноотропы.

Развитие детей с синдромом Дауна

Малыш пошел и начал познавать окружающий мир ?

Но ребенок с синдромом Дауна все еще не говорит ?

Для дальнейшего развития ему необходимо общаться с родителями и сверстниками.
А для этого нужна речь. К сожалению, практически все дети с синдромом Дауна отстают от своих сверстников в речевом развитии. Но речь можно и нужно развивать с помощью медицинских и педагогических методов реабилитации.

И чем раньше (то есть ближе к возрастной норме) ребенок с синдромом Дауна начнет говорить, тем меньше он будет отставать от сверстников в психическом развитии.

Реабилитация детей с синдромом Дауна

Для развития речи у детей с синдромом Дауна мы проводим комплексную реабилитацию:

Основным методом, улучшающим развитие головного мозга является
Микротоковая рефлексотерапия, которая позволяет выборочно улучшать
работу зон коры головного мозга, ответственных за развитие речи:
Зоны Вернике — для улучшения понимания речи, обращенной к ребенку.
Зоны Брока — для расширения осознанного словарного запаса
Ассоциативных зон коры, отвечающих за навык построения фраз и предложений.

Логопедический массаж — нормализует тонус артикуляционной мускулатуры и улучшает навык управления мышцами языка и губ. И у ребенка появляется возможность произносить звуки, а в дальнейшем логопедический массаж способствует улучшению дикции.
Обязательно в комплексе необходимо проводить занятия с логопедом и детским психологом.

Так как микротоковая рефлексотерапия активизирует клетки головного мозга, но им необходимо постоянно давать все новые, постепенно усложняющиеся задания для дальнейшего развития.
Логопеды-дефектологи и детские психологи «Реацентра» имеют большой положительный опыт по развитию речи у «неговорящих детей» с моторной алалией, сенсомоторной алалией, аутизмом, ОНР 1 уровня, в том числе у детей с синдромом Дауна .

В перерыве между курсами микротоковой рефлексотерапии детям с синдромом Дауна подбираются ноотропы – индивидуально, с учетом особенностей ребенка.

Важно, как можно раньше восстановить двигательное и речевое развитие ребенка с синдромом Дауна для того, чтобы он мог посещать детский сад, общаться со сверстниками, а в дальнейшем обучаться в школе.

Лечение Синдрома Дауна — возможно ли?

Более подробную информацию вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный). Микротоковую рефлексотерапию для реабилитации ребенка с синдромом Дауна проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Барнаул, Краснодар, Алматы, Шимкент, Нурсултан, Ташкент, Фергана.

Содержимое публикации

ГБУ «Реабилитационный центр» г.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал ( картину, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т. Д.

Дети –Дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто дети 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того , у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Все это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и , следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а так же семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

В результате вышеизложенного, можно определить особенности речи больных с синдромом Дауна, подлежащим коррекции:

— дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга;

-в возрасте 11-13лет у этих детей возникает заикание;

-медленный темп усвоения речи окружающих, слабое развитие фонематического слуха;

-замедленный темп артикулирования;

-дети, которым присуща дизартрия со всеми движениями рта и лиц. Им сложно не только произносить звуки, но жевать, глотать, управлять голосом, обеспечивать нужные резонансные характеристики и плавность речи;

-словарный запас очень мал, пассивный словарь превышает активный.

Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни. Тяжелые заболевания ребенка отражаются на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию.

Все вышеперечисленное определяет значимость проблемы, социальной адаптации и коррекции соответствующих контингентов детей.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;

Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;

Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;

Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна. В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребенка с синдромом Дауна в социум.

Данная генетическая аномалия считается наиболее распространенной, она не зависит от образа жизни родителей ребенка, состояния их здоровья, наличия вредных привычек и любых других факторов. Особенностью патологии являются характерные нарушения движений, а также непропорциональность конечностей, задержки умственного и речевого развития. Реабилитация детей с синдромом Дауна позволяет минимизировать их отставание в развитии от сверстников, выработать необходимые двигательные навыки. В данном вопросе можете доверять нашему специализированному центру.

Профессиональный подход к каждому ребенку

Безмедикаментозные методы коррекции задержки развития, зпр, аутизм, всех видов аномалий, дцп

B нашем центре инновационное
современное оборудование

Мы воспитываем победителей

Ваши, предоплаченные занятия никогда не сгорят Если Вы отмените, запланированное оплаченное занятие (по любой причине), то оно будет перенесено на удобное для Вас время

Видимый результат через 1 мес

Особенности реабилитации детей с синдромом Дауна

Залогом эффективной реабилитации является комбинирование различных методов, положительно воздействующих как на физическое состояние ребенка, так и на его умственное развитие. Предусмотрено выполнение следующих мер:

  • микротоковая рефлексотерапия – способствует выборочному улучшению работы моторных зон коры головного мозга и мозжечка, за счет чего происходит развитие двигательных навыков и навыка удержания равновесия;
  • логопедический массаж – процедура обеспечивает нормализацию тонуса артикуляцинной мускулатуры, улучшение навыка управления мышцами языка и губ, благодаря чему ребенок получает возможность произносить звуки;
  • занятия с логопедом-дефектологом – осуществляется построение связной речи, устранение дефектов и т.д.;
  • коррекционно-педагогические мероприятия – предусматривают выработку психомоторных навыков, социальную адаптацию, коррекцию речи;
  • лечебная гимнастика, массаж – необходимы для уменьшения мышечной гипотонии, нарушенных функций вестибулярного аппарата, недостаточности моторики.

Своевременная реабилитация позволяет детям с данной патологией посещать детские сады, общаться с другими детьми, а также проходить обучение в школе.

Почему стоит выбрать именно нас?

Эффективность коррекции зависит от особенностей конкретного случая, применяемых методик и подхода к процессам. Именно поэтому мы рекомендуем сразу обращаться в наш центр реабилитации детей инвалидов в Москве – мы обладаем следующими преимуществами:

  • у нас есть все необходимое оснащение, что позволяет применять современные наиболее эффективные методы;
  • в штате только внимательные к пациентам, опытные, высококвалифицированные специалисты;
  • наши услуги имеют оправданную стоимость;
  • мы предоставляем максимально выраженные результаты;
  • все родители получают соответствующие подробные консультации.

Цены на наши услуги

Комплексные неврологические программы реабилитации

Обучение детей с синдромом дауна

«Воспитание и обучение детей

с синдромом Дауна в условиях общеразвивающего сада»

Наше дошкольное учреждение является детским садом комбинированного вида, в котором функционируют 13 групп:

1-дети с туберкулезной интоксикацией.

Несмотря на то, что учреждение не является компенсирующим, имеется практика воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна, которые воспитываются совместно с норматипичными сверстниками.

Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах, находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данными детьми ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.

Задача педагога-психолога состоит в подготовке всех участников образовательного процесса массовой группы к включению в нее ребенка с синдромом Дауна. На первых порах пугало отсутствие опыта работы воспитателей с особыми детьми. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна . С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований солнечных детей, старшим воспитателем была оказана методическая помощь.

В учреждении организована работа медико-психолого педагогического консилиума (МППК). Все основные задачи и функции по организации инклюзии решаются в рамках его деятельности.

— определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты, а также мероприятий по социализации включенного ребенка ;

— реализация и динамическая оценка эффективности мероприятий в направлении оценки степени включения;

— экспертные задачи по изменению образовательной траектории (образовательного маршрута) ;

— координация взаимодействия специалистов, а также всех участников образовательного процесса.

Конечно, нельзя не сказать о сложностях воспитания и обучения особых детей. Очень долго считалось, что диагноз «синдром Дауна» связан с умственной отсталостью. Сейчас врачи и психологи соглашаются в том, что это невсегда так. У этих детишек может выявляться легкое или среднее отставание от нормального графика развития. Только у небольшого числа детей наблюдается сильная отсталость. Дети вполне могут учиться, большинство из них, при хорошем уходе и воспитании, смогут пойти в обычную школу.

Однако эти дети плохо концентрируют внимание, синдром Дауна часто рассеянны. Бывает, это связано с плохим слухом – к сожалению, проблемы со слухом встречаются практически у всех таких малышей. Они могут не реагировать на вопросы или, наоборот, отвечать невпопад. Обычно это зависит от настроения. Это усложняет процесс обучения. Кроха был активен, включен в работу, а потом резко произошла смена настроения — ему больше не хочется участвовать в занятие или игре. Он замыкается.

Им больше нравится наблюдать за процессом, чем принимать участие. Например, в спортивном зале дети получают одинаковые предметы: мячики, обручи, скакалки. Малыш с синдромом Дауна с радостью смотрит, как занимаются другие, а сам не хочет даже пробовать. Хотя такая активность для него не стала бы проблемой.

Еще одна особенность — сосредоточенность на одной задаче. Другие дети легко переключаются, им даже часто надоедает заниматься чем-то одним. Малыш с синдромом Дауна хочет непременно довести до конца задачу, действие. Он не может переключить внимание, пока не будет полностью удовлетворен результатом.

Воспитатели тесно сотрудничают с родителями солнечных детей. Из бесед с родителями понятно, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, желание того, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми и взрослыми.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, адаптация в группе.

Одной из важных задач детского сада является подготовка и освещение родителей нормально развивающихся детей. В саду регулярно организовываются родительские собрания, в ходе которго выступает педагог-психолог, заведующей освещаются аспекты инклюзивного образования. Поясняются преимущества совместного обучения и воспитания, норматипичных детей и детей с синдромом Дауна.

Следующей задачей ДОУ является успешная социализация. Для этого необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка , как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

В работу по социализации данного ребенка включены все специалисты нашего ДОУ : воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для каждого особого ребенка . При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Ведь с начало нового учебного года ребенок переходит в новую незнакомую ему группу, но группа детей остается прежней, знакомится с новыми воспитателями. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка . Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам :

— новая организация взаимодействия с взрослыми;

— новая организация среды;

— необходимость взаимодействия с ровесниками.

Согласно разработанному индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи. Дополнительно организовывает работу и педагог-психолог, используя в работе технологии АРТ-терапии (игры с песком, рисование пальчиками, настольный кукольный театр и др.)

В нашем саду есть уже первые выпускники с синдромом Дауна и мы видим результаты. На выходе из детского сада ребенок способен к самостоятельным действиям : сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах) .

Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты : сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня) . В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения. Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить (любит сервировать стол) . Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтение художественной литературы, конструктивной ) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector