Основные этапы развития

Процесс возникновения и развития человека делят на ряд этапов.
1-й этап – автралопитеки, двуногое хождение, охота, систематическое использование естественных орудий, затем деятельность по их изготовлению.

Рис. 6.3.1. Генеалогическое древо приматов:
1 – насекомоядные, 2 – дриопитек африканский, 3 – рамапитек, 4 – австралопитек африканский, 5 – австралопитек боисей,
6, 7 – Н. erectus, 8 – неандерталец, 9,10 – Н. sapiens, 11 – узконосые обезьяны Старого Света, 12 – широконосые обезьяны Нового Света, 13 – лемуры, 14 – лори, 15 – долгопяты, 16 – орангутаны, 17 – гиббоны, 18 – гориллы, 19 – шимпанзе.

2-й этап – первобытное стадо, пятикантропы, синантропы, неандертальцы, систематическое изготовление искусственных орудий. Возникавшее общественное производство обусловливало появление сознания и речи, формировало конституцию человека. Становление человека продолжалось сотни тысяч лет (Юго-Восточная, Южная, Передняя Азия и Африка).
3-й этап – превращение первобытного стада в первобытное общество, а неандертальца – в человека современного типа.
Длительное время самые древние из пралюдей – австралопитеки и homo habilis (человек умелый), жившие стадами 2,5-3 млн. лет назад, применяли «природные» орудия и лишь немного подправляли и улучшали их. Они отличались прямохождением. Антропологи считают, что наши предки приобрели прямохождение вследствие того, что более систематически употребляли в качестве орудий различные предметы: палки, рога, камни, кости. Ч. Дарвин в 1871 г. дал естественнонаучное объяснение происхождения человека от животных предков и развил идею о постепенной эволюции человека от исходных биологических форм. Ему удалось доказать, что существует тесная связь между далекими протоантропами и современным человеком (homo sapiens – человек разумный).
В рамках биологической формы движения важнейшей предпосылкой антропогенеза является феномен так называемого неограниченного прогресса, т.е. существование в эволюции живой природы единой магистральной линии от амебы до человека.
В теории Дарвина ценной для понимания биологических предпосылок антропогенеза является идея о том, что элементарной единицей биологической эволюции выступает популяция, а не организм.
Популяция древних антропов состояла из особей, обладавших лабильным индивидуальным поведением и отличавшихся высокой степенью самостоятельности, способностью к изучению, т.е. к выработке условных рефлексов. В таких популяциях молодые особи выживают благодаря передаче им от родителей генетической информации о поведении и накоплении индивидуального опыта.
Популяция архантропов стала превращаться в человеческое общество только тогда, когда научилась передавать индивидуальный опыт и тем самым накапливать опыт общественный.

Это и было началом прорыва в принципиально новую адаптивную зону эволюции. Популяции архантропов отличались богатым резервом наследственной изменчивости. Чем выше был этот резерв, тем были богаче генетические возможности популяции, тем выше были шансы выжить и развиваться по пути неограниченного прогресса.
Последняя из биологических предпосылок – стадность, объединение семей в стада. Стадный образ жизни древних антропов бесспорно способствовал их выживанию и процветанию. Стада создавали ту среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей жизненно важным навыкам: распознаванию съедобных плодов, способам добывания пищи, умению обнаружения мест нахождения врагов, а также использование природных предметов в качестве орудия.
Самая примитивная форма стада, известная у человека разумного, это группа, занятая охотой и собирательством. Группы, живущие за счет собирательства и охоты, существовали в разных областях земного шара до недавнего прошлого, в некоторых местах существуют и до сих пор. Например, индейские племена шошонов и алгонкинов в Северной Америке, бушменов и негритосов в Африке, аборигенов в Австралии и Тасмании.
Возникшее у приматов направление эволюции общественного образа жизни продолжается и в настоящее время. На всех ступенях от полуобезьяны до современного человека отмечается общая тенденция к увеличению размеров общественной группы и усложнению её организации, повышению технического уровня, усложнению языка, развитию интеллекта. Историческое развитие гоминид представляет собой яркий пример мозаичной эволюции,характеризующейся неравномерным темпом развития органов и систем. Наиболее быстрыми темпами, начиная с человека умелого, шла эволюция мозга. Развитию мозга предшествовало завершение прямохождения и связанное с ним преобразование тазовых костей и передних конечностей.

Движущей силой эволюции человека являлся отбор. На ранних этапах эволюции человека шел отбор индивидов более способных к изготовлению примитивных орудий, с помощью которых они могли добывать пищу и защищаться от врагов.
Характерная особенность антро­погенеза – однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с развитием прямохождения, мозга и рук, совершенствованием коллективного образа жизни. Характерные черты предков человека (парантропа) представлены на рисунке 6.3.2.

На стадии парантропа определенную роль играл отбор на основе индивидуальной изобретательности. Постепенно объектом отбора становилось характерное для человека свойство – стадность и связанная с ней форма общения.
В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.
Индивидуальный отбор на основе избирательности формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, мозг, кисть руки), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношений в стаде).
Совместные действия индивидуального и группового отбора на лучшую организацию стада получило названиебиосоциального отбора.На первых порах биосоциального отбора были мелкие по численности коллективы (семьи или группы семей в стаде). Затем масштабы его действия расширились до выживания целых поселений и племен.
Все три уровня биосоциального отбора (индивидуальный семейный и групповой) были взаимосвязаны в едином процессе выживания особей и групп.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Историческая наука имеет в своем развитии следующие основные этапы:

1) Исторические представления Древнего мира.

Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов, вся человеческая история рассматривалась как проявление воли божества: рок определял судьбу народов. Высшим достижением исторической мысли древнего мира были труды античных авторов.

2) Историческая мысль эпохи Средневековья

Развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому историки данной эпохи трактовали исторический процесс общественного развития идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354 – 430). Оставалась популярной и теория древнего мира о великих людях и героях, творящих историю с помощью героев и по воле богов.

3) Эпоха Нового времени

Появляется попытка объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Французские просветители считали, что идеи правят миром. В XIX веке утвердился исторический метод познания, что имело огромное значение для развития исторической науки. Начало этому методу положили представители немецкой классической философии, в частности Г. Гегель (1770 – 1831). Однако последовательно исторический принцип подхода к действительности как развивающейся и изменяющейся во времени, был разработан К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление.

В России в XVIII в. имелись первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это семитомная «История Российская с самых древнейших времен» В. Н. Татищева (1686 – 1756), «История Российская» М. М. Щербатова (1733 – 1799) в 20 книгах. В XIX веке выходит «История Государства Российского» Н. М. Карамзина (1766 – 1826) и прочих историков.

4) Новейшее время (конец XIX – XX в.)

Историческая наука получила огромное развитие. В это время в западной историографии были разработаны различные концепции исторического развития. В советский период, историческая наука в нашей стране испытала сильное влияние коммунистической идеологии, что обусловило узость взглядов и определенную необъективность оценок, как исторических событий, так и исторических трудов, а также наличие многих запрещенных тем в изучении отечественной истории.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав

\u041e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u0435\u0449\u0435 \u0441\u043e\u0442\u043d\u0438 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043b\u0435\u0442 \u043d\u0430\u0437\u0430\u0434, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0435\u0449\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043e\u0445\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438-\u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c\u0438. \u0414\u043b\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0432\u044b\u0436\u0438\u0442\u044c, \u0438\u043c \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u0442\u044c \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0443, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e. \u0421\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u0435\u043c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0435, \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0431\u0430\u0440\u0442\u0435\u0440, \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043b\u044f \u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0438.

\u041d\u0430 \u0441\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0434\u0435\u043d\u044c \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0442\u0440\u0438 \u044d\u0442\u0430\u043f\u0430 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430:

\u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u044d\u0442\u0430\u043f, \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u044b\u0439 \u043a\u0430\u043a \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e. \u041e\u043d\u043e \u0431\u043b\u0438\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u044d\u0442\u043f\u043e\u0432 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u043e \u0441 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043e\u0439. \u0417\u0434\u0435\u0441\u044c \u0432\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0441\u044f \u043a\u043e\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438. \u0418\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0432 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0435\u043c, \u0440\u0435\u043c\u0435\u0441\u043b\u043e\u043c \u0438 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u041e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438\u043c\u0435\u043b\u043e \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f, \u0438 \u0435\u0433\u043e \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043f\u043e \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443. \u0421\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441 \u044d\u0442\u043e \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u044b\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u043e\u043b\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u044d\u0442\u0430\u043f\u043e\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f.

\u0412\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u044d\u0442\u0430\u043f \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c. \u0420\u0435\u043c\u0435\u0441\u043b\u043e \u0432\u044b\u0442\u0435\u0441\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043c\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u043c \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c, \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432\u0441\u0435 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0442\u0440\u0430\u0441\u043b\u0438. \u0412\u043b\u0430\u0441\u0442\u044c \u043c\u043e\u043d\u0430\u0440\u0445\u0430 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u0430 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0430\u043c\u0438 \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c. \u041e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432 \u0438 \u0441\u043b\u043e\u0435\u0432. \u0423 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043f\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432 \u0438 \u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434.

\u0422\u0440\u0435\u0442\u0438\u0439 \u044d\u0442\u0430\u043f — \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e. \u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0430 \u043e\u043f\u044f\u0442\u044c \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u044f\u0441\u044c \u0435\u0449\u0435 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u043e\u0439. \u041d\u0430\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u044d\u0440\u0430 \u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u0439, \u0438\u0437\u0443\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430\u0443\u043a\u0430, \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433\u0430\u0435\u0442 \u0432\u044b\u0441\u0448\u0435\u0433\u043e \u044d\u0442\u0430\u043f\u0430 \u0446\u0438\u0432\u0438\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438. «>]» data-test=»answer-box-list»>

  • В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 106-109

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ТЕ́ХНИКА (от греч. τέχνη – ис­кус­ст­во, мас­тер­ст­во, ре­мес­ло, нау­ка), со­во­куп­ность средств че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, со­зда­вае­мых для осу­ще­ст­в­ле­ния про­цес­сов про­из­вод­ст­ва, а так­же об­слу­жи­ва­ния не­про­из­вод­ст­вен­ных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва. В Т. ма­те­риа­ли­зо­ва­ны зна­ния и опыт, на­ко­п­лен­ные че­ло­ве­че­ст­вом в хо­де эво­лю­ции об­ществ. про­из-ва и про­ве­де­ния на­уч. ис­сле­до­ва­ний, ос­но­ван­ных на ис­поль­зо­ва­нии тех­ни­че­ских на­ук (инж. на­ук), в ко­то­рых опи­сы­ва­ют­ся и изу­ча­ют­ся за­ко­но­мер­но­сти «вто­рой при­ро­ды», т. е. тех­нич. ми­ра. Тех­нич. нау­ки обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­нос зна­ний че­ло­ве­ка в фи­зич. сре­ду по­сред­ст­вом соз­да­ния Т., ко­то­рая со­став­ля­ет ис­кус­ст­вен­ную, соз­на­тель­но соз­дан­ную сре­ду оби­та­ния для че­ло­ве­ка – тех­но­сфе­р у. Осн. на­зна­че­ние Т. – по ме­ре раз­ви­тия тех­нич. на­ук и соз­да­ния но­вых ору­дий тру­да ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка от вы­пол­не­ния разл. функ­ций, свя­зан­ных как с фи­зи­че­ски тя­жё­лой, так и с ру­тин­ной (од­но­об­раз­ной) ра­бо­той, пре­до­ста­вить ему боль­ше вре­ме­ни для творч. за­ня­тий, об­лег­чить его по­все­днев­ную жизнь, что­бы по­вы­сить ре­зуль­та­тив­ность тру­да. Объ­ек­ты изу­че­ния Т. не толь­ко ма­те­ри­аль­ные, су­ще­ст­вую­щие объ­ек­ты, но и объ­ек­ты ещё не су­ще­ст­вую­щей Т., ко­то­рые тре­бу­ет­ся соз­дать. По­это­му осн. ме­то­да­ми тех­нич. на­ук яв­ля­ют­ся мо­де­ли­ро­ва­ние (см. так­же Ком­пь­ю­тер­ное мо­де­ли­ро­ва­ние ) и про­ек­ти­ро­ва­ние. Т. по­зво­ля­ет на ос­но­ве по­зна­ния за­ко­нов при­ро­ды су­ще­ст­вен­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность тру­до­вых уси­лий че­ло­ве­ка, рас­ши­рить его воз­мож­но­сти в про­цес­се це­ле­со­об­раз­ной тру­до­вой дея­тель­но­сти; ра­цио­наль­но ис­поль­зо­вать при­род­ные ре­сур­сы, ос­ваи­вать и ис­сле­до­вать не­дра Зем­ли (в т. ч. для раз­ви­тия гор­ной пром-сти), Ми­ро­вой оке­ан, возд. и кос­мич. про­стран­ст­во, соз­да­вать ин­фор­мац.-ком­му­ни­кац. сред­ст­ва, под­дер­жи­вать и раз­ви­вать обо­ро­но­спо­соб­ность го­су­дар­ст­ва и др. Не­ред­ко тер­мин «Т.» при­ме­ня­ют так­же для со­во­куп­ной ха­рак­те­ри­сти­ки на­вы­ков и приё­мов, ис­поль­зуе­мых в к.-л. де­ле или в ис­кус­ст­ве (напр., Т. вла­де­ния мя­чом, Т. тан­ца, Т. иг­ры на фор­те­пиа­но и т. п.).

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Зарождение экономической теории

    Экономическая теория зародилась в Древней Греции, когда появилось понятие «экономик», связанное с искусством ведения разумного домашнего хозяйства. Этот термин впервые был употреблен древнегреческим философом Ксенофонтом в трактате «Домострой» (430-354 гг. до н.э.) На этапе зарождения экономическая теория охватывала законы развития рабовладельческого, и феодального строя, отражая взгляд дорыночного периода, где преобладало натуральное хозяйство.

    Великие географические открытия в XVI веке стимулировали быстрое развитие товарно-денежных отношений. С началом систематизация экономических познаний возникло направление меркантилизма — первой системы экономических знаний.

    Основные этапы развития экономической теории

    Становление экономической теории в качестве самостоятельного научного направления связано с появлением в XVIII веке школы физиократов. В отличие от меркантилизма, физиократы основой экономической теории считали не торговые, а производственные процессы.

    Готовые работы на аналогичную тему

    В дальнейшем классическая школа политической экономии активно развивалась благодаря идеям А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.

    Основные этапы развития экономической теории удобно представить в форме анализаее основных школ:

    1. Школа меркантилизма(16-17вв), сущность которой сводилась к установлению источников происхождения богатства. По мнению меркантилистов, богатство отождествлялось с деньгами, а чем выше денежные запасы государства, тем лучше развивается экономика. Наиболее известными представителями меркантилизма являются Т. Мен и А. де Монкретьен, которые ввели в науку понятие политической экономии. Это предопределило на несколько столетий вперед развитие экономической теории как политическая экономия. Прежде всего, это объяснялось все растущей ролью государства в системе первоначального накопления капитала и международной торговли.
    2. Школа физиократов (18век) изучала взаимосвязь природных явлений и экономикой общества. По их мнению, основной источник богатства – это труд в сфере земледелия. Среди основных представителей школы можно назвать Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго.
    3. Школа политической экономии (вторая половина 18 века – начало 19 века), основоположником которой считается Адам Смит. Основные идеи учений Адама Смита связаны с идеей либерализма, снижения государственного вмешательства в экономику, рыночным саморегулированием на основе свободного рынка. А. Смиту удалось заложить основу теории трудовой стоимости, показать значимость разделения труда для роста его производительности. Учения Давида Рикардо стали продолжением теории А.Смита: было выдвинуто утверждение о зависимости стоимости и цены товара от того количества труда, которое было затрачено на его производство. Согласно Рикардо, прибыль является результатом неоплаченного труда рабочих. Классическая школа является первой научной школой, предложившей для экономического исследования систему связанных между собой категорий и законов. Источником богатства является не внешняя торговля (как считали меркантилисты), не природные условия (как считали физиократы), а производственная деятельность и многообразные формы труда. В основе выдвинутой трудовой теории ценности лежат затраты овеществленного и живого труда, человек, действуя для собственного интереса, способствует преумножению общественного богатства. Задачей государства стало создание правовых основ для эффективной экономической деятельности.
    4. Марксизм. Достижения классической школы политической экономии были развиты Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в рамках теоретической концепции марксизма. Марксизм или научный социализм (коммунизм) сформировал следующие принципы построения экономики: наличие общественной собственности на средства производства, запрет на эксплуатацию человеческого труда, установление равной платы за равный труд, а также обеспечение всеобщей и полной занятости. В конце XIX века появился марженализм, который стал реакцией на экономические учения К.Маркса, его критическим осмыслением. Марженализм стал основой современной неоклассической экономической теории. Представители марженализма (школа предельного анализа) К. Менгер, Ф. Визер, Л. Вальрас, Э. Б. Баверк, У. Джевонс считали, что на стоимость любого товара влияет его предельная полезность для потребителя.
    5. Школа неоклассической экономики стала синтезом идей Д. Рикардо и основных положений марженализма. Представителями неоклассизма являются А. Маршал и А. Пигун. Неоклассики рассматривали экономическое хозяйство в качестве совокупности агентов микроэкономики, которые стремятся извлекать максимальную полезность при существующих минимальных издержках. Государство должно использовать как налоговые, так и денежно-кредитные методы экономического регулирования.
    6. Школа кейнсианства(20-начало 21века) основана на учениях Джона Кейнса, который теоретически обосновал важнейшие принципы государственного регулирования рынка и экономики посредством управления спросом, изменения структуре денежной массы в обращение. Такое регулирование позволяет управлять инфляцией, занятостью, неравномерным спросом и предложением товаров, подавляя финансовые кризисы.
    7. Институциональное направление (20-начало 21века) предполагает отход от преобладания технических факторов, обращая все большее внимание на человека и социальные проблемы. Главной идеей современного институционализма становится утверждении о роли человека как ключевого ресурса экономики постиндустриального общества. Постиндустриальная система экономики должна быть переориентирована на всесторонне личностное развитие. Среди основных представителей школы можно назвать Т.Веблена, Дж.Коммонса, У.Митчелла, Дж.Гэлбрейта.
    8. Неоконсервативное направление экономической теории (монетаризм) развивается в конце ХХ века, его главным принципом становится утверждение о способности экономики к саморегулированию, а основной задачей государства в современных условиях становится регулирование денежного потока. Основателем неоконсервативной школы принято считать Милтона Фридмана.

    Первый период (1945–1955 гг.). Операционных систем нет

    Вычислительная система выполняла одновременно только одну операцию (ввод-вывод или собственно вычисления). Отладка программ велась с пульта управления с помощью изучения состояния памяти и регистров машины. В конце этого периода появляется первое системное программное обеспечение: в 1951–1952 гг. возникают прообразы первых компиляторов с символических языков (Fortran и др.), а в 1954 г. Nat Rochester разрабатывает Ассемблер для IBM-701.

    Существенная часть времени уходила на подготовку запуска программы, а сами программы выполнялись строго последовательно. Такой режим работы называется последовательной обработкой данных. В целом первый период характеризуется крайне высокой стоимостью вычислительных систем, их малым количеством и низкой эффективностью использования.

    Второй период (1955 г.–начало 60-х). Пакетные операционные системы

    Появляются первые системы пакетной обработки, которые просто автоматизируют запуск одной программы из пакета за другой и тем самым увеличивают коэффициент загрузкипроцессора. При реализации систем пакетной обработки был разработан формализованный язык управления заданиями, с помощью которого программист сообщал системе и оператору, какую работу он хочет выполнить на вычислительной машине. Системы пакетной обработки стали прообразом современных операционных систем, они были первыми системными программами, предназначенными для управления вычислительным процессом.

    Третий период (начало 60-х – 1980 г.). Компьютеры на основе интегральных микросхем. Первые многозадачные ОС

    Следующий важный период развития вычислительных машин относится к началу 60-х – 1980 г. В это время в технической базе произошел переход от отдельных полупроводниковых элементов типа транзисторов к интегральным микросхемам. Вычислительная техника становится более надежной и дешевой. Растет сложность и количество задач, решаемых компьютерами. Повышается производительность процессоров.

    Четвертый период (с 1980 г. по настоящее время). Персональные компьютеры. Классические, сетевые и распределенные системы

    Следующий период в эволюции вычислительных систем связан с появлением больших интегральных схем (БИС). В эти годы произошло резкое возрастание степени интеграции и снижение стоимости микросхем. Компьютер, не отличающийся по архитектуре от PDP-11, по цене и простоте эксплуатации стал доступен отдельному человеку, а не отделу предприятия или университета. Наступила эра персональных компьютеров. Первоначально персональные компьютеры предназначались для использования одним пользователем в однопрограммном режиме, что повлекло за собой деградацию архитектуры этих ЭВМ и их операционных систем (в частности, пропала необходимость защиты файлов и памяти, планирования заданий и т. п.).

    Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

    Наука прошла длительный путь становления и развития.

    Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.

    В то же время начиная с античности и вплоть до XVI – XVII вв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений. на этом этапе научное знание неотделимо от философского (античного космоцентризма и средневековой схоластики). В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума (*метафизика Аристотеля, наиболее яркое воплощение – в «Началах геометрии» Эвклида, которые вплоть до XVIII в. рассматривались как эталон научной рациональности).

    Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явлениево взаимосвязи всех своих аспектовсложилась в Новое время.

    В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:

    — социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;

    — духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.

    Формирование науки связывают с появлением в XVI – XVII вв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а в XVIII – начале XIX вв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.

    В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

    1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира. идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

    2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

    3. постнеклассическая наука(с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

    Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.

    В философии Нового времени центральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества. По мнению Ф.Бэкона, наука должна соответствовать практическим потребностям общества, служить средством решения экономических и социальных проблем («Знание – сила»). В новоевропейской философии сложились основные направления в решении вопроса о способах научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм; были обоснованы индуктивный (Ф.Бэкон) и дедуктивный (Р.Декарт) методы познания.

    Марксизм развитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.

    В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания — философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают в неопозитивизме и постпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий. Американский философ Томас Кун в своей работе «Структура научных революций» (1966 г.) ввел понятие «научная парадигма». Парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным сообществом как определенный образец подхода к научной проблеме. Согласно концепции Т.Куна, смена научных парадигм происходит в результате «научных революций», вызванных появлением проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Теория научных парадигм имеет большое значение для развития теории и методологии науки, однако недостаток концепции Т.Куна состоит в положении о том, что научные парадигмы не включают в свое содержание результаты предшествующих этапов развития науки: появление новой научной теории означает исключение из науки содержания старой.

    И. Лакатос представил развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Выступая против догматизации научного знания, он предложил методологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий, что создает условия для их сопоставления и оценки, порождает свободу дискуссий и выбора, является стимулом развития науки.

    П.Фейерабенд выдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считаел, что полностью достоверных методов познания не существует, все теории, в том числе и вненаучные, равноправны по своей познавательной значимости.

    Таким образом, представители неопозитивизма внесли значительный вклад в разработку проблем научного познания, но не учли всей его сложности и противоречивости.

    Кривые, построенные в системе координат, где по вертикали откладывают численные значения, а по горизонтали — «возраст» системы или затраты на ее развитие, получили название S-образных (по внешнему виду кривой, приведенной на рис. 4.1). Такие кривые — определенная идеализация. Реальные системы ведут себя гораздо сложнее. Как правило, выделяют три основных этапа развития системы.

    Рис. 4.1. Этапы жизни технической системы

    Ниже рассматриваются этапы развития на примере технических систем, хотя основные этапы развития впервые были обнаружены при исследовании биологических систем.

    Этап 1. Рождение и детство технической системы. Новая техническая система рождается в тот момент, когда возникает возможность её технической реализации. Как правило, её рождение происходит в условиях, когда соответствующую полезную функцию выполняют старые системы, и совокупные параметры X (участок I на рис. 2.1), которыми характеризуется выполнение полезной функции новой системой, не слишком высоки. На этом этапе совершенствованием новой технической системы занимаются единицы учёных и изобретателей. Наиболее сильные технические решения, кардинально влияющие на жизнеспособность системы, возникают именно на этом этапе.

    Обстоятельства рождения новой технической системы определяются уровнем ее новизны. Наибольшей новизной обладает пионерная система, не имеющая аналогов (самолет, телевизор, радио и т. д.), созданию кото­рой нередко предшествуют неодно

    кратные неудачные попытки, связанные с тем, что развитие науки и техники еще не достигло требуемого для ее создания уровня.

    Принципиально новые системы создаются также для выполнения функций, ранее выполнявшихся человеком (например, механический суппорт, заменивший руки человека, державшего резец), и для замены уже существующей системы (например, полупроводниковый транзистор, пришедший на смену ламповому триоду).

    Новая система обычно весьма примитивна, обладает массой недостатков, поэтому тут же начинается работа по ее совершенствованию, поиску наилучшей конструктивной реализации.

    Основная работа на первом этапе — снижение факторов расплаты: увеличивается надежность, безаварийность, удобство эксплуатации. Когда полезность системы осознаётся обществом, а уровень расплаты снижается до приемлемого, начинается новый этап в ее развитии (участок II на рис. 4.2).

    Этап 2. Период интенсивного развития технической системы. Основным содержанием этого этапа является быстрое, лавинообразное, напоминающее цепную реакцию, развитие. Так, в 1914 г. конструкции самолетов стали более отработанными, существенно снизилось количество аварий. Начавшаяся мировая война повысила уровень допустимости факторов расплаты, риск аварии оказался сравнимым с риском гибели во время боевых действий. Одновременно резко поднялась потребность в самолете, появились новые функции, связанные с его военным применением. Все это вызвало настоящий самолетный бум: открываются многочисленные авиационные конструкторские бюро, выделяются большие средства, идет обучение летчиков. В результате за 4 года (с 1914 по 1918 гг.) самолет превратился в мощную, надежную, эффективную боевую машину. Его скорость увеличилась почти вдвое.

    Резко увеличивается число людей, занимающихся совершенствова­нием системы, возрастает число соответствующих изобретений (не таких крупных, которые привели к рождению системы, но достаточно весомых, чтобы заметно повысить её совокупные полезные параметры).

    Основные этапы развития

    Внедрение системы приносит всё возрастающий доход, она успешно конкурирует со старыми системами, ориентированными на выполнение той же функции.

    Главной движущей силой развития на втором этапе становится об­щественная потребность, которая проявляется в виде определенного рода требований или претензий к системе со стороны надсистемы, окружающей среды:

    — претензии разрушающие, вызывающие необходимость защиты. К ним относятся воздействия внешней среды: коррозия, помехи в работе, воздействия других систем (на самолет, например, зенитного огня, истребителей противника);

    — претензии вытесняющие со стороны конкурирующих систем, непосредственно не разрушающих данную, но стремящихся вытеснить ее из экологической ниши. Например, борьба однотипных самолетов за принятие на вооружение, соперничество транспортной авиации с железнодорожным и автомобильным транспортом;

    — претензии стимулирующие со стороны систем, нуждающихся в развитии данной системы для своего функционирования. Например, использование для истребителей пуленепробиваемого стекла стимулирует развитие стекольного производства.

    На втором этапе техническая система становится экономически выгодной, и эффект постоянно растет. Но к концу этапа, несмотря на все возрастающий вклад сил и средств в развитие системы, рост важнейших ее характеристик замедляется. Обычно это происходит из-за того, что резко, нелинейно начинает увеличиваться та или иная вредная функция, какой-то из факторов расплаты. Например, сопротивление воздуха для самолетов при скоростях от 100 до 300…400 км/ч увеличивается примерно пропор

    ционально приросту скорости. Но по мере приближения к звуковому барьеру это сопротивление начинает возрастать пропорционально уже 3 — 5-й степени скорости самолета. И из-за этого даже значительное увеличение мощности мотора не приводит к существенному возрастанию скорости. В развитии системы наступает следующий этап (участок III на рис. 2.1).

    Этап 3. «Старость» и «смерть» технической системы. Основным содержанием этого этапа является стабилизация параметров системы. Не­большой прирост их еще наблюдается в начале этапа, но в дальнейшем практически сходит на нет, несмотря на то, что вложение сил и средств растет. Резко увеличиваются сложность, наукоемкость системы; даже не­большие улучшения параметров требуют, как правило, очень серьезных исследований. Вместе с тем экономичность системы остается еще высо­кой, потому что даже небольшое усовершенствование, помноженное на массовый выпуск, оказывается эффективным.

    Движущими силами развития на этом этапе остаются потребности общества. Вместе с тем по ряду систем оно может быть вполне удовлетворено достигнутым уровнем и не нуждаться в улучшении параметров системы. В этом случае затраты общества резко снижаются, так как они связаны именно с попытками совершенствования. А воспроизводство системы может быть достаточно дешевым, более того, затраты на него будут снижаться за счет повышения общего уровня технологии. К таким системам относятся простые инструменты типа нож, лопата, молоток, сверло и т. д. С 80-х годов прошлого столетия не менялась конструкция револьвера. Необходимо отметить, что отказ общества от направленного совершенствования подобных систем вовсе не означает полное прекращение их развития. Системы улучшаются как бы попутно с другими: за счет появления новых материалов, технологических возможностей, нового оборудования и т. п. В конце концов, старая, отжившая система «умирает», заменяется принципиально новой, более прогрессивной, обладающей новыми возможностями для дальнейшего развития (этап IV на рис. 4.1).

    Срочно?
    Закажи у профессионала, через форму заявки
    8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

    Основные исторические этапы развития социально-культурной деятельности в России: социально-культурная деятельность до 10 в., 10 – 14 вв., 15 – 18 вв., 19 – начало 20 в., 1917 – 1941 гг, 1941 – 1945 гг., 1956 – 1990 гг., совр. Россия

    1. СКД на ранних этапах развития общества, до 10 в. — СКД зарождается одновременно с высвобождением у человека свободного времени. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, людей, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурной деятельности. Колыбельные песни, частушки, поговорки, сказки, легенды, предания и пр. Становление СКД проходило в виде свободного проявления самодеятельного творчества первобытного человека.

    Древняя Греция и Рим — эпоха становления профессионального менеджмента в СКС — учреждаются первые официальные органы управления, назначаются должностные лица, курирующие СКД. В Древней Греции впервые появляются профессионалы в области культуры и искусства — поэты, музыканты, певцы, актеры и др.

    2. Социально-культурный уклад развития русской цивилизации. 10-14 вв. — в 10 в. на Руси обладали достаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Славяне имели развитую праздничную культуру. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга.Принятие христианства способствовало развитию просвещения и образования, благодаря Кириллу и Мефодию, Древняя Русь обрела и письменность.

    Нач.11в — появление первых книг, они имели религиозное содержание и в основном являлись переводами с греческих оригиналов.

    Вт. половина 11 — 12вв. при монастырях собирались библиотеки.

    11-13вв. – наряду с церковной появилась и гражданская литература. Это способствовало повышению интереса к чтению.

    12-13вв. – междоусобицы и татарское нашествие — традиции народной жизни сохранялись и продолжали развиваться в новых феодальных центрах, а в период татарского владычества — на тех территориях, куда татары не смогли проникнуть.

    14-15вв. — увеличилось количество переписываемых книг в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и др. появление бумаги (14в.), заменившей пергамент.

    3. 15-18 вв. — возрождение культурных традиций после периода татаро-монгольского ига. Царствование Ивана Грозного, Смутное время. Идеи ранних просветителей. Появление книгопечатания. Открытие первой типографии, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федерова. Распространение грамотности в Русском государстве. Открытие Славяно-греко-латинской академии в 1687 г. Первые упоминания о досуге в исторических хрониках. Отношение к досугу со стороны властей и духовенства. Система религиозных и светских праздников.

    1682-1725 – Петровские реформы в культурной жизни гос-ва — Петр I вводит новые праздники, государственные ритуалы, традиции, ассамблеи и т.п. В этот период появились первые государственные театры, музеи, библиотеки, парки.

    18-19в. — появление профильных учебных заведений, которые специализировались на отдельных видах искусства. В СПб открывается Академия художеств (1757), получившая впоследствии статус Императорской (1764). Граф С.Г. Строганов выступает как основатель художественно-промышленного училища (Москва, 1825). Во второй половине XIX века профессиональных музыкантов, композиторов готовят Петербургская (1862) и Московская (1866) консерватории.

    4. 19-нач. 20 вв. — культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции. Отмена крепостного права. Идеи просвещения, патриотического воспитания в трудах В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Учреждение первых благотворительных обществ. Формирование системы общественного и частного призрения в России. Развитие просвещения. Открытие воскресных школ. Появление специализированных внешкольных учреждений – Народных домов и общедоступных библиотек. Развитие народных театров. Общественная деятельность «Товарищества передвижных выставок» и «могучей кучки». Культурно-просветительная деятельность музеев. Появление и кинематографа. Возникновение клубов. Издательская деятельность.

    5. Политико-просветительская работа в Советской России 1917-1941 гг. — Октябрьская революция 1917 года. После 1917 года — создана новая сеть учреждений культуры и учебных заведений, которые готовили кадры для новой социалистической системы культпросветработы. Создание этой системы отразилась на названии первых профессиональных менеджеров СКД российского государства. Под общим названием «политпросветработники» выделялись организаторы библиотечного дела, клубного дела, музейного дела и т.д. Данный период продолжался вплоть до начала 1930-х годов.

    В 20-х годах страну охватило поистине массовое движение по организации клубных кружков: общеобразовательных, производственных, военных, рабкоровских, физкультурных, художественных и др.

    В конце 20-х — начале 30-х годов усиливается борьба за ликвидацию неграмотности. Массовые культпоходы — у каждого были свои задачи, этапы и результаты. Проводились библиотечные походы, кампании по борьбе с пьянством и хулиганством, пропаганде здорового образа жизни.

    В 30-е годы широко развертывается клубное строительство, развивается сеть библиотек, парков, молодежных клубов, секторов по работе с детьми и др. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы.

    6. Культурно-просветительская работа в годы ВОВ и послевоенные годы — культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР являлась составной частью политической работы в Красной Армии и на Флоте, средством патриотического, военного, культурного воспитания личного состава, мобилизации его на разгром врага. Активизировалась деятельность фронтовых, армейских домов Красной Армии, передвижных культурно-просветительных учреждений (походных клубов, библиотек, агитмашин, агитповозок).

    Социально-культурная ситуация в стране в первые послевоенные годы была сложной. Материальная база значительной части учреждений образования, культуры находилась в упадке. Результаты насильственного «переселения» народов негативно сказывались на социально-психологическом климате в регионах.

    7. Социокультурные процессы 1956-1990 гг. — XX съезд КПСС стал знаменательной вехой в социально-культурной жизни общества. На социально-психологический климат общества оказали влияние «оттепель» середины 50-х годов, реабилитация репрессированных, имевшие важное политическое, нравственное, социально-культурное значение.

    Эти годы отмечены усилением внимания широкой общественности к культурно-просветительной работе, повышением ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Расширяется сфера деятельности государственных и общественных союзов, комитетов, обществ, комиссий социально-культурной направленности.

    Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной и социальной работе.

    8. СКД современной России — основным государственным документом, на котором базируется вся социально-культурная деятельность, является закон о культуре 1992 года или социально-культурная деятельность и деятельность культурно-досуговых учреждений организуется и регулируется в правовом отношении «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от 1992 года.

    В наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. Существует множество учреждений социально-культурной направленности, как муниципальных, так и коммерческих.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector