Особенности развития детей 2-3 лет

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 334 с.

01.07.2020, 197 просмотров.

Особенности развития детей 2-3 лет

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство — период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает — до 200-300, а к трём — до 1500 слов.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Мышление у детей 2-3 лет — наглядно действенное. Дети этого возраста интеллектуально развиваются при условии наглядности предметной деятельности. Во взаимодействии с взрослыми дети усваивают способы действий с разнообразными предметами.

У детей 2-3 лет развиты ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения, которые развиты за счёт предметной деятельности.

Примерно к 2 годам у детей начинается первичная форма самосознания. Признаком этого самосознания является узнавание себя в зеркале. Далее дети называют себя по имени, а ближе к трём годам появляется местоимение «Я».

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности.

С этой целью необходимы различные материалы для игр:

– строительные блоки, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудование для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения.

Тренировка тонкой пальцевой моторики — мощное физиологическое средство, стимулирующее: развитие речи; обострение тактильных возможностей ребенка; – тренировку мускульной памяти, внимания, координацию движений; развитие воображения, самовыражения, творческих способностей, эмоционального мира;

Этот период в жизни ребенка требует разнообразных игрушек, необходимы:

– настольно-печатные игры, мозаика, игры-головоломки, сборные игрушки, конструкторы;

– принадлежности для сюжетно-ролевых игр (домашняя утварь, транспортные средства, медицинское и другое оборудование, прилавки и кассы);

– книги и дидактические материалы.

В этом возрасте Вашему ребенку важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому, что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети «играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма эффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Особенности развития детей 2-3 лет

«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»

Автор: Армен Джигарханян

Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети — это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.

Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Вот Вашему малышу исполнилось уже 2 годика! Такой большой уже человечек, но при этом такой ещё маленький…

Как правило, детки к этому возрасту могут самостоятельно кушать, хорошо и уверенно ходить, даже бегать, знает всех ваших близких родственников, говорит слова или даже фразы. Что же ещё можно ждать от этого милого божьего создания?

Особенности развития детей 2-3 лет

На особенности развития детей 2-3 лет обращаем своё особое внимание.

Физическое развитие, умственное и психическое тесно взаимосвязаны. В два года маленький человек стремиться к самостоятельности.

Это выражается в желании всё делать самому. «Я сам одену шапку!», «Я сама одену носки!».

Помните, что в этом случае от Вас требуется много терпения, потому, что такие действия даются малышам с большими усилиями и занимают времени больше, чем бы Вам этого хотелось.

Особенности развития детей 2-3 лет

Научите своего малыша выворачивать вещи на лицевую сторону и аккуратно складывать их в шкаф. И обязательно хвалите его за успехи и инициативу!

Создайте для него комфортные условия для самостоятельности – поставьте устойчивую скамеечку в ванную для умывания, купите красивое мыло, очаровательное полотенце с петелькой и обязательно разместите красивый крючок для полотенца на уровне, доступном для малыша.

Помните – если сегодня, когда он стремится к самостоятельности, а Вы лишите его этой возможности – будете всё делать за него, в дальнейшей жизни ребёнок так и останется Вашим протеже.

Особенности развития детей 2-3 лет

Вы всю жизнь будете жить за него сами. Не отбивайте у своего карапуза желание к самостоятельному решению задач.

Дети, начиная с двух лет довольно понятно могут выразить свои чувства и желания. Но в этом возрасте они ещё не могут контролировать свои эмоции.

И поэтому, одновременно с самостоятельностью, у деток может появиться протест против вмешательства со стороны взрослого. Малыш часто меняет своё мнение. Человечек растёт, продолжает свою исследовательскую деятельность и пробует мир на вкус, на цвет, на запах.

В этом возрасте появляется докучливый вопрос: «Почему?».

Ваше чадо составляет свою картину мира, происходит бурное эмоциональное развитие. Ваша задача – помочь ему всем своим жизненным опытом и любовью.

Особенности развития детей 2-3 лет

Многие детки в этом возрасте стремятся к общению с другими людьми. Кто-то больше любит большие компании, а другие детки долго и скурпулёзно выбирают себе одного, двух друзей.

Появляется желание помочь взрослым. На этом этапе так же не советую отмахиваться от его корявенькой и нелепой помощи. Если малыша отгонять от себя словами: «Не мешай, я сам, как-нибудь в следующий раз!», тогда придёт время и Вы станете искренне удивляться, почему это уже взрослый подросток не спрашивает Вас, чем помочь и всячески отлынивает от работ по дому.

Избалованность даст о себе знать тяжёлым отрочеством.

Особенности развития детей 2-3 лет

Детский беспорядок приемлем в допустимых пределах, учтите, когда малыш берёт свою игрушку каждый раз с одного и того же места, это приучает его к определённому порядку. Помогите ему убирать игрушки, но не в коем случае не делайте этого за него.

Для карапуза 2 – 3 лет очень необходимо движение. Здесь важно родителям определиться с правильной реакцией. Чтобы не запугать и не настроить малыша на негатив, следите за своими эмоциями в сложных ситуациях.

Например, если ребёнок в первый раз упал, не ругайте его, не запугивайте, но и не переборщите с жалостью и стенаниями на виновника падения(«Ах, этот нехороший стул, стоит себе там, где не надо!»), ребёнок всегда смотрит на реакцию взрослых и потом начинает жить сообразно с ней.

Чаще говорите ему, что он справится и очередная шишка – не беда. Не держите ребёнка постоянно за руку (я не говорю о тех случаях, когда вы находитесь в потенциально опасных ситуациях!).

В этом возрасте дети впитывают в себя все бытовые правила вашей семьи. Аккуратно есть за столом, пользоваться вилкой и ножом, вытирать рот салфеткой он учится на вашем примере. Что посеете, то и пожнёте.

Особенности развития детей 2-3 лет

Малыши очень любят быть красивыми и нарядными – здесь вам в помощь эта их особенность. Прививайте им правила гигиены: утренние и вечерние умывания, мытьё рук перед едой, после туалета, после прогулки и т. д.

Любовь деток 2 -3 лет к определённой последовательности действий, к своеобразным ритуалам, поможет вам заложить фундамент для усвоения хороших привычек: аккуратности, порядку.

Вы без труда можете научить малыша умываться утром, мыть руки перед едой, убирать вечером куклу или машинку на место, положить рукавички и сапожки на батарею, если придумаете и обыграете своеобразный ритуал по этому поводу.

К трём годам у деток совершенствуется координация движений, они приобретают более сложные навыки: застёгивание пуговиц, одевание колгот и ботинок. Но при этом легко ещё может путать правую и левую стороны.

Особенности развития детей 2-3 лет

Уже смело можно приобщать ребёнка к общим делам – накрыть на стол, посчитать количество гостей, принести салфетки и многое другое. Учите убирать за собой посуду со стола.

С удовольствием малыш отнесётся к закреплённым за ним домашним обязанностям. Например, кормить рыбок, поддерживать порядок в тумбочке с игрушками. Но контроль с вашей стороны, конечно же необходим.

Никогда не наказывайте и не пугайте ребёнка трудом! В первую очередь соизмеряйте способности малыша с заданием, хвалите, хвалите и хвалите за любую инициативу и результативную работу.

Дети очень наблюдательны и обязательно копируют манеры и привычки взрослых. Если вам что-то не нравиться в поведении вашего малыша, оглянитесь вокруг и загляните в себя. Учитывайте все особенности развития детей 2-3 лет, но обязательно следите за своими действиями и словами.

Особенности развития детей 2-3 лет

Особенно обратите внимание в этом возрасте на обучение малыша высказывать свои мысли при помощи слов. В этом нежном возрасте происходит резкий скачок в развитии речи.

Как правило в этом возрасте ребёнок начинает говорить на понятном взрослым языке. Но необходимо помнить об индивидуальном развитии детей. Все они разные и нормы здесь варьируются.

Больше и чаще разговаривайте с малышом (спокойным и уверенным тоном). Дайте ребёнку возможность слушать правильную речь, без искажений и сюсюканья.

Правильная и чёткая речь сильно зависит от эмоционального развития ребёнка. Развитие речи напрямую зависит от предметной деятельности, мелкой моторики и слухового восприятия.

Особенности развития детей 2-3 лет

Особенности психического развития детей 2-3 лет

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

Рекомендуется использовать игры на развитие воображения.

Особенности развития детей 2-3 лет

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный словарный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Особенности развития детей 2-3 лет

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка. О том, чем полезно рисование читайте в статье « Польза рисования для детей»

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Особенности развития детей 2-3 лет

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбрасывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Развитие детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность и отстаивать свою самостоятельность. Отметим, что возрастные нормы применимы к большинству детей, но не к каждому ребенку конкретно. Поскольку специфика процесса развития малыша определяется многими индивидуальными особенностями и разнообразными факторами. Следовательно, эта статья обладает ознакомительным характером.Особенности развития детей 2-3 лет

В два–три года ребенок умеет:

1. Осуществлять несложные просьбы и указания, рассчитанные не более чем на три действия.

2. Рисовать, играть с конструктором и несложными пазлами.

3. Создавать фразы из нескольких слов, запоминать короткие стишки.

4. Ребенок знает наиболее популярных представителей фауны и флоры.

5. Малыш пользуется горшком, способен самостоятельно умыться, раздеться и одеться.

Кризис 3 лет

В 3 года начинается процесс становления и формирования личности крохи. Она хочет, чтобы с ней считались и относились как к «равной», постепенно возникает потребность в реализации собственного «Я». Появляется самолюбие и чувство гордости за успешно осуществленное действие, ей хочется казаться умелой в глазах окружающих. Родителям необходимо учитывать подобные стремления и желания малютки.

Специфика этого возрастного этапа во многом выражается в том, что у ребенка имеется огромное «хочу», но нет необходимых навыков, умений и знаний, для того чтобы осуществить и доказать на практике обоснованность своих претензий на самостоятельность. Если родители начинают излишне опекать и оберегать его, то он начинает капризничать, становится неуправляемым.

Основными симптомами, признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, своеволие, строптивость, негативизм, протест-бунт, деспотизм и симптом обесценивания.

Таким образом, у ребенка начинается переходный этап в развитии, именуемый младшим дошкольным возрастом, хотя на этом этапе сохраняются черты, характерные для раннего детства.

Какие особенности отмечаются в развитии ребенка 3 лет?

Этот этап ознаменован грандиозным переломом в системе отношений с окружающими людьми, увеличением возможностей ребенка и ростом его стремления быть самостоятельным.

Расширяется опыт социального взаимодействия с окружающими. Он начинает проявлять интерес к посторонним людям и своим сверстникам. Игра малыша наполняется смыслом, содержанием, но в первой половине 3 года он пока еще не берет на себя в ней никакой роли и не играет с другими детьми, они просто спокойно сосуществуют в одном пространстве. В два с половиной года кроха уже стремится принимать участие в ролевых играх вместе с другими детками, например, она может изображать из себя папу, водителя, повара и т. д.

Малыш все еще привязан к своим родным и воспринимает их поведение, мнение, как эталонное. Однако его собственные возможности постепенно растут, и он хочет продемонстрировать это взрослым. Он стремится доказать окружающим, что уже стал «большим». Родителям следует, уважительно относиться к его зарождающемуся чувству собственного достоинства. Поручать ему несложные домашние дела, чтобы он почувствовал собственную значимость. Кроме того, важно оставлять за ребенком право выбора и научиться, выстраивать с ним отношения, основанные на взаимопонимании и учете общих интересов. В таком случае удастся ослабить проявление негативных сторон кризиса возрастного развития.

Необходимо направлять малыша, организовывать его предметную деятельность. Скажем, заниматься с ним конструированием, лепкой, рисованием и т. д. Это окажет положительное воздействие на становление психических процессов (скажем, восприятия, мышления). Кроме того, у него активными темпами развивается воображение.

На третьем году малыши овладевают социокультурными нормами и ценностями. У ребенка практически все вызывает интерес, и он очень быстро увлекается, хочет попробовать свои силы в той или иной деятельности. В этот период его легко приобщить к пению, музыке, живописи или к изучению языков.

Внимание ребенка неустойчиво. На интересной для него деятельности он способен сосредотачиваться не более 10-15 минут.

Совершенствуется память малыша, и он начинает запоминать отдаленные события.

Увеличивается словарный запас крохи, который к 3 годам может включать 1,2–1,5 тыс. слов и больше. Постепенно она начинает овладевать грамматическими основами построения предложений и фраз. Ребенок способен понимать содержание небольших рассказов и смысл высказываний, относящихся к какому-то отдельному событию или явлению, которое он не наблюдает в данный момент.

Постепенно он учится облекать свои желания и переживания во фразы, поэтому взаимодействие с ним в некотором смысле упрощается. Однако в полной мере этой способностью ребенок овладевает лишь к 4 годам, поэтому он не всегда может правильно и корректно выражать свои мысли.

Он старается внимательно слушать речь взрослых, понять ход их размышлений, ему интересно, как и к каким выводам, они приходят. Родители являются в этом момент для ребенка эталоном поведения, поэтому нужно стараться не устраивать при нем семейных разборок.

Маленькие советы родителям:

1. Относитесь уважительно к желанию ребенка что-то осуществить самостоятельно.

2. Будьте терпеливы. Если у него что-то не получается, не стремитесь сразу все за него переделать. Настраивайте ребенка на преодоление трудностей, приучайте не бросать начатое дело.

3. Не стоит резко критиковать его за ошибки и промахи, лучше просто промолчать или ненавязчиво подсказать, направить его в верном направлении.

4. Не забывайте хвалить малыша даже за самые маленькие достижения, но похвала должна быть соразмерна его успехам. Это поможет сформировать адекватную самооценку.

5. Давайте ему те задания, с которыми он сможет справиться, но они и слишком простыми также не должны быть.

6. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, он будет горд за себя, что может что-то делать «на равных» вместе с взрослым.

7. Если малыш протестует и отказывается выполнять какое-либо действие, попробуйте преобразовать свою просьбу в игровую ситуацию.

Эти советы помогут вселить в малыша уверенность в своих силах и способностях, а также избежать возможных конфликтов из-за отстаивания им права на самостоятельность.

Особенности развития детей 2-3 лет

Поведение ребенка в этом возрасте совершенно не управляется. Его волевые качества еще не сформировались и малыш живет во власти эмоций, которые способны меняться часто и непредсказуемо. Однако, его настроение можно координировать. Например, когда ребенок расстроен, достаточно его чем-нибудь отвлечь, и он быстро меняет отрицательную эмоцию на радость и интерес.

Особенности развития детей от 2 до 3 лет через игру

Двухлетний ребенок развивается и осваивает мир через движение. Поэтому, в нем так много энергии, что родители устают. Ему действительно необходимо много двигаться.

Игра еще не является основным видом деятельности для развития малыша, но имеет существенное значение в формировании функций мозга. Желательно, чтобы рядом были родители. Ребенку важно чувствовать, что кто-то поможет ему в любой момент, оценит интересную игру, результаты его открытий и успехов.

Очень полезны игры с маленькими предметами, игры с детскими ладошками и пальцами. Мелкая моторика положительно влияет на мозг и способствует развитию речи. Малыш хорошо запоминает все, что слышит. Чем чаще родители с ним разговаривают, тем лучше для него. Слов, которые он понимает, гораздо больше, чем тех, что он произносит.

Особенности развития детей от 2 до 3 лет с помощью родителей

Если у ребенка что-нибудь не ладится, важно оказать ему помощь. Малейшая неприятность приводит к огорчению, взрослые помогают ему учиться реагировать на трудности. Однако отрицательные эмоции могут возникнуть у малыша по множеству причин. Злость, крик или слезы вполне естественны. Если ребенок капризничает не сильно, лучше всего проигнорировать. Это будет отрицательное подкрепление негативного поведения, а так как малыш очень зависим от внимания взрослого, он почувствует, что когда он капризничает, его не замечают, и изменит поведение. Если же ребенок всерьез расстроен, стоит отвлечь его чем-нибудь интересным.

Особенности развития детей от 2 до 3 лет и как побороть детские эмоции

Так как ребенок еще не может сам регулировать свое поведение, он не в состоянии осознанно принимать решения. Он пока что не научился расставлять приоритеты и вдумчиво выбирать. Малыш руководствуется эмоциями, ему понятно только настоящее время, поэтому попытки говорить о будущем бездейственны. Ему довольно сложно понимать, почему что-то разрешается, а что-то делать нельзя. Благодаря постоянному общению со взрослыми, замечая их реакции, интонации, мимику, чувствуя их настроение, он учится взаимодействовать с людьми, выстраивать собственное поведение и понимать, как устроен мир.

Возраст 2-3 года в отечественной психологии называют ранним возрастом. Важнейшими психическими новообразованиями данного возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. В этот период происходит интенсивное формирование активной речи в процессе совместных действий со взрослыми. Так же ребенок начинает понимать речь взрослого. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. Кто-то начинает говорить целыми предложениями, а кто-то произносит отдельные слова. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будете называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки. Можно поиграть с ребенком в зоопарк, имитируя голоса животных. В 2 года малыш знает достаточно звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные он может заменить известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.

Окружающие предметы также осмысливаются по-новому. Если раньше ребенок изучал предмет, бросая и запихивая его в рот, то сейчас малышу интереснее способы употребления предмета. Сначала ребенок, подражая взрослым, связывает предмет с его назначением. На втором этапе малыш использует какой-либо предмет строго по назначению. Чуть позже ребенок придумывает предмету новые сферы применения. Для успешного овладения теми или иными предметами не стоит перегружать его большим количеством игрушек. Ведь на данном этапе лучше изучать подольше один и тот же предмет. Чтобы помочь ребенку получить новые навыки, нужно активно развивать мелкую моторику. Для этого подойдут и игры «Лего», и пазлы, и художественная деятельность.

Ребенок познает мир методом проб и ошибок, поэтому дети любят разбирать игрушки. Внимание и память ребенка еще непроизвольны, а потому он может запомнить и долго держать внимание только на том, что понравилось ему «само по себе». В этом возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию окружающих.

Основными чертами ребенка в этом возрасте являются: открытость, честность и искренность. Ведь малыш пока не умеет скрывать симпатии или антипатии. Чувства ребенка противоречивы и неустойчивы, а настроение подвержено частой смене.

В таком возрасте стоит активно знакомить ребенка с цветовым спектром, формами. Малыши 3х лет способны различать — 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Важная способность, которая обычно формируется к 3 годам – способность к постановке цели в играх и поведении. Для уверенности и спокойствия ребенка нужна повторяемость и систематичность его жизни, то есть четкое соблюдение режима.

Ребенок к 3 годам лучше манипулирует с предметами. И к 3 годам малыш должен уметь: без труда преодолевать препятствия высотой 10-15 см, перешагивая их, может прыгать на одной ножке и стоять на одной ноге 10 сек., двумя руками ловить брошенный ему мячик, уметь расставаться с мамой на целый день, пользоваться словарным запасом в 250-700 слов.

Все данные приведены здесь для ориентировки родителей, а не для различения нормального и ненормального развития. Поэтому помните, что у детей все индивидуально и зависит от Вашего участия в развитии ребенка.

Основными показателями развития ребенка являются его рост и вес.

С самого рождения и по ходу всей жизни человек фиксирует эти параметры, делая выводы о гармоничности и правильности развития его организма. Существуют общепринятые нормы, расхождения с которыми свидетельствуют о нарушениях, сбоях и проблемах со здоровьем. Не исключаем тот факт, что существуют допустимые приделы: по весу ±2,2÷2,7кг, а по росту ±6÷7см.

Особенности развития детей 2-3 лет

Нормы роста и веса мальчиков/девочек, возрастом от 2 до 3 лет

Некоторые мамочки, сравнив данные, предложенные в таблице, понимают, что их ребенок развивается не по нормам. Естественно сразу возникает вопрос: «Почему?»

Какие факторы влияют на развитие ребенка

Как утверждают специалисты, существует несколько основных факторов, влияющих на рост и вес малыша. Остановимся на них подробнее.

1. Генетический фактор – это придел потенциального биологического роста. Проще сказать, если родители невысокие, то их чадо вероятнее всего будет низкорослым. Однако, это не клеймо! Бывают исключения, когда при благоприятных условиях для роста (правильном, сбалансированном питании, минимуме заболеваний и уравновешенном эмоциональном воспитании) дитя вырастает значительно большего роста, чем его папа и мама. Приведу некоторые примеры, которые подтверждают вышесказанное:

  • когда детенышей низкорослого африканского племени пигмеев начали полноценно кормить, включая в рацион богатую белками пищу, они вырастали в два раза выше своих родителей.
  • выполнение комплекса специальных упражнений позволяет стимулировать рост позвоночника и трубчатых костей, что и приводит к желаемому темпу роста.

2. Еще один фактор, влияющий на рост малютки – это внешнесредовой, который делится на несколько разновидностей:

  • фактор повреждения: химический, физический, инфекционный, родовой
  • фактор питания, который связан с экономическим и социальным статусом семьи
  • эмоциональный фактор, который связан с «погодой» в доме, характером воспитания малыша и потребностей родителей.

Простая формула

Некоторые педиатры предпочитают не пользоваться таблицей нормативных данных, а пользуются общепринятой формулой для каждого возраста. Например, для двухлетнего ребенка формула для определения роста детей до 8 лет имеет следующий вид:

где n — число лет малыша до 8.

Посчитаем средний рост двухлетнего ребенка: 130см-7см х 6 = 88см, а для трехлетнего ребенка: 95см.

Как видите подсчет довольно простой, поэтому такой формулой можете пользоваться и Вы, уважаемые родители!

Ознакомившись со многими статистическими данными, узнала, что в течение второго года жизни малыш растет медленнее в сравнении с первым годом жизни, поэтому от 2х-до 3х становится выше только на 10- 12 см. Кстати, за первый год жизни кроха вытягивается на 25 см.

Особенности развития детей 2-3 лет

Разобравшись с физиологическим развитием ребенка, перейдем к его физическому и психологическому состоянию на двухлетнем жизненном этапе.

Физическое развитие ребенка 2 лет

Физическое развитие дитя двухлетнего возраста ярко выражено по сравнению с первым годом его жизни:

  • может уверенно не только ходить, но и бегать, и прыгать, и маршировать;
  • без поддержки взрослых преодолевает препятствия, высотой от 15 до 20 см. Например, спускается и поднимаются по лестнице;
  • может ударить по мячу ногой или рукой;
  • умеют самостоятельно кушать не только второе блюдо, но и первое (борщ, суп, уху и т.д.), правильно держа ложку и донося ее содержимое в рот. Уверенно держит чашку и пьет из нее жидкость.
  • с успехом залазят на табуретки, лесенки и т.д.
  • могут самостоятельно надевать некоторые предметы одежды: шапку, колготки, носки.

Особенности развития детей 2-3 лет

Психологическое развитие ребенка 2 лет

  • речь более понятна и состоит из коротких предложений, в том числе прилагательных
  • складывает кубики, мозаику, пирамиду
  • режет бумагу, держа ножницы оной рукой
  • интуитивно определяется, какой рукой писать или рисовать. Поэтому уже в два года вы сможете заметить, что ваш малыш – левша. Хотя только к пяти годам можно окончательно сказать: какой рукой он владеет лучше: правой, левой или в равной мере двумя (бывают и такие уникалы — амбидекстромы).
  • чувствует ритм музыки. подтанцовывая понравившимся мотивам. Танцы может громко сказано, но кроха в такт покачивается, приседает и притопывает.
  • ваш «помощник» уже выполняет элементарные просьбы и указания
  • запоминает несложные стихи, потешки, песенки и т.д.
  • различает и знает названия основных шести цветов
  • активно занимается творчеством: рисует черточки, кружечки, карлючки и т.д., а так же лепит из пластилина простые геометрические фигурки
  • пытается разобрать игрушки, стремясь изучить их содержимое.

Развитие речи

Перечислив ряд психических и физических достижений ребенка, я хочу выделить основной процесс – это речевой. Это самый важный факт интеллектуального развития ребенка. Как утверждают психологи, малыши от полутора до трех лет наиболее предрасположены, восприимчивы и чувствительны к усвоению разговорного языка. Их мозг предрасположен к активному усвоению правильного произношения звуков, развитию способности выражать мысли и т.д.

Если кроха молчит и практически не разговаривает, то родителям стоит проконсультироваться со специалистами – педиатром, логопедом. Обычно, они назначают ряд занятий и упражнений, дают необходимые рекомендации.

Особенности развития детей 2-3 лет

Навыки и умения в 2 года

Немаловажной в развитии карапуза 2-х лет является социальная область – это умение и навыки самообслуживания. Он должен уметь:

  • проситься на горшок
  • мыть руки и умываться
  • вытираться полотенцем
  • чистить зубы в присутствии родителей или других взрослых лиц
  • брать трубку звонящего телефона
  • после игры убрать игрушки в коробок.

Если Ваше «солнышко» не выполняет что-либо из вышеперечисленного, то это не повод расстраиваться, а намек на то, что ребенку нужно больше уделять внимания, заниматься и разговаривать с ним.

Автор: Королькова Марина Юрьевна

В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2—3 ЛЕТ

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Кризис — это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.

Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ВАЖНО:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам как его родителям важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector