Особенности развития детей 6-7 лет

Особенности развития детей 6-7 лет

Возраст 7–8 лет — один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции — позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Особенности развития детей 6-7 лет

В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка — на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь.

Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности — удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.

У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». В школе система «ребенок — взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый — учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок — учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды.

Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.

У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.

В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.

Особенности развития детей 6-7 лет

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе — и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.

  • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
    • Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.

    Развитие ребенка 6 — 7 лет

    Содержание статьи.

    Для быстрого переход на нажмите на название раздела

    Особенности развития детей 6-7 лет

    Ребенку исполнилось 6 лет он стоит на пороге важного события — школа.
    Жизнь увлекательна и интересна. Ребенок продолжает познавать окружающий мир.

    Он уже может анализировать свои действия и оценивать свое поведение, он полностью контролирует себя. Свое мнение ребенок может уже аргументировать. Может приложить со своей стороны усилия, чтобы сосредоточится на деятельности, которой ему надо заниматься, а его не сильно увлекает.

    Развитие ребенка 6 -7 лет — это определенный запас знаний и умений ребенка.
    В этом дошкольном возрасте происходит ускоренный рост умственного развития.
    Это период когда стоит особо обратить внимание к воспитанию моральных качеств, именно теперь появляются чувства прекрасного, гордости, самоуважения.

    У ребенка дошкольника четко присутствует понимание как себя нужно вести, он четко понимает, что такое хорошо, что такое плохо.
    По-прежнему ребенку необходимо общение со взрослыми. Все так же дети нуждаются и в общении и со сверстниками.

    В общении со сверстниками, дети теперь оценивают результат деятельности, а не поведение. В одну и ту же игру ребенок теперь может играть более длительное время, возможно даже несколько дней. В приоритете все так же остаются ролевые игры, теперь дети проигрывают более сложные сценарии, игра усложняется, приобретает смысл.
    К семи годам ребенок входит в «возрастной кризис». В это время ребенок теряет свою «детскую непосредственность».
    Возможно проявление непослушания, споры с родителями. Возможно, вы заметите у ребенка вертлявость или привлечение к себе внимания с помощью клоунады. Он начинает демонстрировать что взрослый, применяя взрослые фразы, не всегда уместно.

    Что делать в кризисный период?

    Обязательно имейте в виду, что у ребенка возникает потребность в уважении, ему нужно чтобы к нему относиться как ко взрослому человеку. Помните, если ребенок не будет чувствовать к себе уважения, то и наладить с ним отношения не получится.
    Ни когда не приказывайте и не заставляйте, не теряйте оптимизм добавьте юмора в общение с ребенком. Говорите ребенку, что Вы его любите, хвалите его, разговаривайте с ним как со взрослым. Будьте внимательными и заботливыми родителями. Если ребенок капризничает, не стоит вступать с ним в пререкания, не угрожайте наказанием, просто отойдите в сторонку, и на время прекратите общение.
    И помните это временно, это кризисное время просто нужно пережить. Важно понимать, что малыш подрос, нужно уважать его мнение и понимать его.

    Помимо, кризиса семи лет, есть множество положительных особенностей в этом периоде.
    В этом возрасте ребенок уже четко понимает и принимает правила, как надо общаться в обществе, он считается с нормами поведения, принятыми в обществе и следует им. Путеводителем в этом мире выступает взрослый, он доносит правила поведения и социальные нормы.

    Ребенку необходимо делиться со взрослыми своими успехами, переживаниями, эмоциями. Взрослый близкий человек, очень необходим для ребенка этого возраста. Взрослый должен понять и принять ребенка, вместе с ним радоваться и сопереживать.

    В период 6-7 лет, у ребенка формируется «внутренняя позиция школьника».

    Особенности развития детей 6-7 лет

    Ребенок понимает, что такое школа, он хочет идти в школу. Он представляет, что он будет там делать.
    Подходя к школьному возрасту, ребенок к семи годам знает полностью все цвета, величины, формы.
    Свободно пользуется словами такими как: вверх, вниз, в другую сторону. Понимает где право, где лево.
    Теперь ребенок может поставить себе цель «запомнить». Это важнейшая психологическая функция, которая необходима для дальнейшего обучения. Способность запомнить развивает мышление, внимание и воображение. Поэтому желание ребенка запоминать, надо поддерживать и поощрять.
    Словарный запас увеличился до 3 000 слов. Если ребенку много читали, много общались с ним, то у него будет заметно выражена описательная речь, и способность объяснять. Ребенку легко будет общаться в диалоге.
    Развитие ребенка 6- 7 лет это важный этап в жизни человека.
    У ребенка новый этап жизни – отрочество. Это переходной период между дошкольным детством и школьной жизнью. Скоро для ребенка откроет свои двери школа.

    Будьте рядом со своим ребенком в этот период жизни.

    Теперь давайте рассмотрим более подробно, что должен уметь ребенок 6 – 7 лет.

    В возрасте 6-7 лет у детей проявляются важные особенности развития психики и личности. Малыши взрослеют на глазах, а мотиватором для этого становится первый класс, школа. Теперь уже ребенок не так сильно нуждается в помощи родителей, хочет все делать самостоятельно. Особенности развития детей 6-7 летДля него важны учеба, общение, дружба. Теперь у него много общего с друзьями: совместные планы, идеи, интересы.

    Учеба занимает важное место, но игры и игрушки все еще остаются необходимым атрибутом для отдыха. Не стоит ругать ребенка этого возраста за игры. Они помогают ему познавать мир, создавать простые игровые условия для решения социальных проблем. Это период развития личности, формирования собственного мнения. Ваш малыш уже чувствует себя вполне готовым принимать собственные решения, действовать самостоятельно. Его знания о мире становятся глубже, появляются самые разные интересы. Это естественные процесс для психики каждого человека.

    Социальное развитие

    К возрасту 6-7 лет человек уже осознает себя личностью, членом общества. Сейчас для детей очень важно быть частью группы. Они стараются не выделяться, «следовать за толпой». Особенно четко это проявляется в школе, в первом классе. Особенности возраста таковы, что малышу очень нужно быть «как все». Сейчас дети могут просить родителей покупать им одежду, игрушки, канцелярские товары такие же, как у большинства в классе.

    В этом возрастеОсобенности развития детей 6-7 лет нет смысла предлагать ребенку индивидуальность. Ему больше хочется не выделяться, не быть изгоем. Это связано с тем, что дети 6-7 лет очень предвзято, даже жестоко могут относиться к различиям. Более слабый малыш, имеющий некие дефекты, одевающийся не так, как остальные, всегда получает долю негатива. Это попытка детей занять свое место в обществе. Не нужно агрессивно реагировать на такие попытки. Старайтесь больше говорить, объяснять, показывать. Так вы добьетесь больших успехов.

    Сейчас социальная жизнь, общение, дружба имеют огромное значение для ребенка. У него уже появились друзья, симпатии. Теперь игры становятся гораздо интереснее, если играет сразу несколько участников. Между собой они общаются, что-то планируют, делятся мыслями и увлечениями. Ребенку в этом возрасте обязательно нужно общение со сверстниками, иначе не миновать проблем в области социального и личностного развития.

    Игровая деятельность

    Теперь в играх уже отражаются не только фантазии, но и некоторые социальные события:

    • война (чаще у мальчиков);
    • свадьба, семейная жизнь (у девочек);Особенности развития детей 6-7 лет
    • праздники;
    • имитация школы, больницы, работы (чаще всего как пример выступает работа родителей).

    Для детей игры все еще остаются возможностью «отрепетировать» общение, социальное поведение. Во время игры малыши 6-7 лет дают моральную оценку действиям своих героев. Игра помогает им учиться находиться в обществе. Иногда дети обыгрывают реальные ситуации, решают проблемы. Бывает, что просто фантазируют, придумывают продолжения для любимых фильмов и мультиков.

    Родителям иногда кажется, что теперь началась школа, уроки, а значит, играть больше нельзя, это пустая трата времени. Такое утверждение в корне неправильное. Игра – отличный отдых после напряженного дня. А еще желание играть способствует волевому развитию детей. Он может выбирать между «хочу играть сейчас» и «нужно сначала сделать уроки, домашние дела». Поощряйте правильный выбор вашего малыша.

    Учебная деятельность

    Теперь учебная деятельность становится на первое место. Учиться не всегда нравится, но Особенности развития детей 6-7 летуже после первых нескольких месяцев в школе учеба занимает одно из главных мест в жизни детей. Они видят некую необходимость учиться, но тут важно, чтобы родители и учителя объясняли, зачем нужны уроки, знания, задания.

    Школа сильно меняет взгляд детей на самих себя, свои возможности. Может активизироваться любовь к чтению, интерес к некоторым отраслям науки. Родителям стоит поддерживать такой интерес у школьника – тогда учеба будет даваться легче.

    Психика и личность

    В 6-7 лет школьники заметно углубляют свои знания. Им теперь проще планировать свою деятельность, ведьОсобенности развития детей 6-7 лет мышление становится глобальным. Можно представить последствия работы, стараний, учебы, каких-то действий в будущем. Так, малыш учится составлять сам для себя план действий. Это говорит о том, что развитие психики проходит успешно.

    Начинают проявляться разные личностные особенности. Вы можете заметить, что дома ваш первоклассник ведет себя не так, как в школе или в компании друзей. Выделяется социальный компонент его «я». Для его развития необходимо общение, нахождение в коллективе. Поход в первый класс способствует социальному развитию личности.

    В 7 лет происходит третий по счету кризисный период развития. У детей появляется новая особенность, которая роднит их со взрослыми. На этом этапе взросления ребенку просто необходимо Особенности развития детей 6-7 летнайти ответ на вопрос «кто же я на самом деле?». Так возникает гордость за себя, уважение к себе. Малыш всячески пытается добиться одобрения старших, учителей. Возраст 7 лет — это кризис быстрого взросления.

    За что можно собой гордиться? Например, хорошие оценки, похвала учителя за выполненное задание, подарки родителей. Все то, что приравнивает их к взрослым. Даже одежда становится необычайно важна. Так, раньше мальчик мог не обращать внимания на то, что предлагает одеть мама. Теперь же он может стесняться своих прошлых любимых вещей. Ему хочется выглядеть взрослее, носить брюки, пиджак, рубашки – так он становится похож на взрослого мужчину.

    Осознанная самостоятельность

    Теперь дети уже не так сильно нуждаются в помощи родителей. Они:

    • самиОсобенности развития детей 6-7 лет осуществляют гигиену;
    • выбирают одежду;
    • могут подогреть еду, выбрать сами себе завтрак;
    • играют и учатся без помощи взрослых;
    • имеют собственные мечты, стремления;
    • имеют увлечения, которыми не хочется делиться.

    Дети становится все самостоятельнее. Теперь помощь родителей воспринимается во многих случаях как досадная необходимость. Родителям нужно уважать развитие этих качеств у детей, поддерживать их стремление к собственному выбору.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации. Педагогам и родителям необходимо знать основные возрастные особенности детей 6-7 лет, чтобы суметь оказать необходимую помощь ребенку в преодолении возникающих проблем. В чем заключаются эти особенности?

    Физиологическое развитие

    Начнем с изменений, которые касаются физиологического развития шестилеток. У них происходят следующие процессы:

    • продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы;
    • совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
    • улучшается моторика и координация движений.

    Это находит свое выражение в том, что у детей шестилетнего возраста:

    • повышается двигательная активность;
    • увеличивается сила и скорость движений;
    • развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;
    • совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.

    Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

    Развитие психических процессов

    Отмечается бурное развитие основных психических процессов.

    • Память остается непроизвольной, однако при тренировке ее продуктивность значительно повышается. Начинают формироваться приемы произвольного и логического запоминания.
    • Появляется способность к произвольному вниманию, однако, оно неустойчивое. Одновременное восприятие охватывает не больше 1-2 объектов.
    • Преобладает наглядно- и действенно-образное мышление. Начинает проявляться логическое мышление.
    • Дети способны анализировать, систематизировать и группировать объекты по различным признакам, устанавливают простые причинно-следственные связи.
    • Самостоятельно проявляют интерес к познанию, наблюдают, интересуются новой информацией.
    • Имеют базовый запас знаний об окружающем мире, на основе которого могут делать собственные выводы.
    • Могут проявлять волевые усилия, сосредотачиваться на деятельности, которая не вызывает особого интереса.
    • Очень развито воображение. Любят фантазировать, придумывают яркие ассоциации и образы.

    У детей складываются свои представления о красоте. Они любят рисовать, многие предметы изображают с прорисовкой всех деталей. Умеют использовать основные цвета, с их помощью передают эмоции.

    Интеллектуальное развитие

    Значительные изменения происходят в интеллектуальном развитии.

    Основным видом познавательной деятельности у детей6-7 лет остается игра. Изменяются ее формы, содержание и уровень сложности. Дети играют с соблюдением правил. Преобладают подвижные и сюжетно-ролевые игры.

    Окружающий мир

    Ребенок 6-7 лет активно познает окружающий мир, задает много вопросов и сам строит собственные версии. Также:

    • хорошо ориентируется в пространстве;
    • интересуется, как и из чего сделаны предметы;
    • составляет собственное представление об устройстве окружающего мира;
    • умеет применять новые знания в жизненных ситуациях и играх;
    • легко понимает принцип действия сложных игрушек;
    • с легкостью учится новым действиям, совершенствует имеющиеся навыки.

    Продолжает развиваться звуковой аспект речи, формируются основы грамматики. Шестилетка должен уметь:

    • четко произносить все звуки;
    • строить предложения, правильно согласовывая между собой слова;
    • заучивать и декламировать стихотворения, пересказывать литературные произведения.

    Речь становиться внятной, эмоционально окрашенной.

    Математика

    Совершенствуются математические умения:

    • умеет считать до 10 и в обратном порядке;
    • понимает значение математических знаков, может, используя счетный материал, прибавлять и отнимать в пределах 10;
    • знает название основных геометрических фигур;
    • имеет представление об объемных телах;
    • может оперировать такими соотношениями: «близко — далеко», «больше — меньше», «толще — тоньше» и т.п.

    Дети могут выполнять несложные операции по заданному алгоритму. Способны исправлять собственные ошибки, корректировать свою деятельность.

    Социализация личности

    С поступлением в школу ребенок начинает выполнять совершенно новую социальную роль — он становиться учеником. Изменяются принципы общения со сверстниками и взрослыми, усложняется система требований, которые предъявляются к первоклассникам. Дети 6-7 лет способны управлять своими поступками, могут подчиняться личные интересы и мотивы коллективным целям.

    Малыш готов к расширению собственного микромира, он более охотно налаживает коммуникативные связи. В этот период завязываются первые дружеские отношения.

    У ребенка усложняются представления о собственном «Я», развивается способность к рефлексии, т.е. он может осознавать цели и мотивы, побуждающие его к действию, оценивать качество предпринятых им действий и полученные результаты. Отмечается устойчивая самооценка, которая чаще всего является немного завышенной.

    У шестилеток проявляется потребность в самовыражении, они стремятся привлечь к себе внимание. Причем дети делают это всеми доступными способами, даже с помощью негативных поступков. В этом возрасте ребенок очень огорчается любым неудачам.

    В 6-7 лет у малыша закладываются основы его будущего морального облика. Нравственное воспитание первоклассников формируется при непосредственном участии взрослых. Дети чутко реагируют на негативное оценивание родителями их поступков. Поэтому ребенок может начать врать, чтобы не расстраивать их и избежать наказания. Родители по-прежнему являются примером для подражания, малыш копирует их привычки и поведение.

    Шестилетки учатся управлять своими эмоциями, пытаются сдерживать слезы и агрессию (хотя это еще не всегда удается). Понимание того, что их окружает огромный и во многом непознанный мир приводит к формированию различных страхов, которые дети не могут контролировать.

    В таком возрасте происходит окончательная половая идентификация, и ребенок во всем придерживается ее (выбор друзей, игрушек, ролей в играх).

    Малыши уже хорошо владеют навыками самообслуживания, могут выполнять все основные гигиенические процедуры. Значительно возрастает доля их самостоятельности в быту и повседневной жизни.

    Дети в возрасте 6-7 лет достигают высокого уровня как познавательного, так и личностного развития, что является главным фундаментом для быстрого приспособления к школьной жизни и успешного обучения.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    Возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

    Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

    Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

    Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

    Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

    Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

    В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

    Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

    Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

    Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

    Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

    Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

    Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

    Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

    • личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
    • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
    • социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

    Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности.

    У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е. к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода. Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.

    Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания. Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги.

    В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал). Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически. Обычно они проявляются, когда родители дают кокие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.

    (Для справки: непроизвольная память — это память без установки на запоминание в обычной деятельности, а произвольная — это запоминание в форме сознательной деятельности, включающая специальные установки на запоминание)

    В дошкольном возрасте восприятие окружающего мира становиться более многоплановым, т.к. появляется опора на еще маленький, прошлый, но все-таки уже жизненный опыт, т.е. предметы, явления и связи между ними разнообразнее, т.к. ранее ребенок с ними уже был знаком. Развивается апперцепция — т.е. зависимость восприятия чего-либо от предшествующего опыта. Чем старше становиться ребенок, тем больше повышается роль апперцепции (вот почему взрослые люди имея разные условия своего развития и разный жизненный опыт одни и те же вещи воспринимают по-разному). Поэтому родители должны постоянно объяснять дошкольнику содержание рассматриваемых им картинок, обращать внимание на детели, помогать делать правильные выводы об увиденном (дети пока мыслят образно, они еще не овладели взрослой логикой рассуждения).

    Говоря о развитии мышления данного периода, следует отметить, что наблюдается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а к 7 годам — к словесному мышлению. Дети обладают своей детской логикой )например, на вопрос: «Почему идет дождь?» – ребенок ответит: «Небо плачет»), но могут решать и довольно сложные задачи, рассуждая при этом правильно. Если вы хотите получить правильные рассуждения, то постарайтесь четко сформулировать свой вопрос, дайте возможность ребенку его запомнить и понять, а так же представить его себе. Например: «Что быстрее утонет: надувной шарик или кусок мыла?». Ребенок скажет шарик (т.к. он больше размером). Проделайте опыт и он поймет, что размер предмета здесь не причем. Если ребенок, решая поставленную вами задачу, понимает ее и наблюдает за ее решением, он сможет логически правильно рассуждать.

    В дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия «живой» и «неживой» предмет, «день» и «час» и т.д. Например, если вашему ребенку 3-4 года и вы сказали уходя, что прийду через полчаса – это ему ни о чем не говорит, а если ребенку 6-7 лет, он будет четко понимать, через какое время вы вернетесь.

    В дошкольном периоде развития начинает формироваться самосознание, эмоциональная и мотивационная сферы, первоначальный склад личности.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    6-7 лет старший дошкольный возраст ребенка. Это период подготовки к школе, осваивания человеческих взаимоотношений, время первых творческих открытий. Ребенок осваивает и закрепляет навыки самообслуживания в быту, учится принимать самостоятельные решения.

    Особенности психофизического развития

    Возрастные особенности детей 6 7 лет позволяют успешно взаимодействовать с окружающими людьми разных возрастов. Ребенок готов принимать и выполнять новые правила общения или игры, спокойно воспринимает смену деятельности, проявляет инициативу. В основе его мировосприятия пока еще лежит собственное впечатление или собственный опыт, но постепенно малыш все более опирается на расширяющийся кругозор и научные понятия.

    Дети становятся все более уверенными в себе, осознают чувство собственного достоинства, отстаивают личную точку зрения.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    В 6-7 лет у детей уже высокий уровень развития способности сосредоточиться не только на чем-то очень интересном, но и на том, что определено как «надо» или «важно». Психологические особенности этого возраста дают возможность пользоваться волевыми усилиями. К 7 годам ребенок способен сосредоточенно выполнять работу в течение 30-35 минут:

    • отвечает на проблемные вопросы («почему?», «как?»);
    • выявляет закономерности;
    • составляет рассказ по картинкам и придумывает продолжение и окончание сюжета;
    • группирует предметы, выделяя доминирующий признак;
    • свободно пользуется речью на высоком уровне развития: чистота произношения, интонационное оформление, построение вопросов, ответов, рассуждений, четкая звукоимитация, обширный запас слов разных тематических групп.

    В этом возрасте дети очень отзывчивы на оценки взрослых и представление о себе формируют через мнения окружающих. Поэтому психологические условия общения очень важны для формирования и развития уровня самооценки ребенка.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    Готовимся к школе

    Большинство родителей считают, что готовность ребенка к школе определяется уровнем интеллектуального развития: степенью обученности читать, писать, считать. Это большое заблуждение. Навыки чтения и счета, безусловно, очень важны, но, прежде всего, надо оценивать уровень физического развития и психологические особенности будущего первоклассника.

    Четко соблюдаемый режим дня, здоровый образ жизни, закаливание, подвижные игры на свежем воздухе, рациональное питание – все это является залогом хорошего физического развития ребенка и подготовки его организма к новым физическим психологическим нагрузкам школьной жизни.

    Формирование должной мотивации у будущего школьника тоже очень важно. Старшие члены семьи должны развивать и поддерживать положительные стремления ребенка: пойти в школу – значит стать взрослее, быть самостоятельным, многое узнать и многому научиться. Доносите до ребенка, что учеба в школе – это не только труд, но и новые впечатления, друзья, возможность заявить о себе и своих достижениях.

    В связи с этим воспитывайте в ребенке толерантность и тактичность, уважение к успехам других и умение сочувствовать. Одновременно развивайте настойчивость, любознательность, силу воли. Эти очень сложные психологические процессы воспитания должны быть для ребенка естественными и системными. Постепенно познавательный интерес должен начать преобладать над игровым.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    В помощь родителям

    • Главная родительская задача – быть помощником будущего школьника. Принимая важные решения, связанные с выбором школы, спортивной секции или кружка эстетического развития, учитывать желания и впечатления ребенка.
    • Грамотно выстроить режим дня, разумно сочетая отдых с интеллектуальными и физическими нагрузками.
    • Не требовать самостоятельности, а помогать становиться самостоятельным, обучать навыкам обихода и самообслуживания.
    • Не сравнивайте достижения и неудачи ребенка с результатами других детей. Формируйте положительную самооценку.
    • Больше читайте вместе с ребенком, заучивайте наизусть стихотворения, обсуждайте прочитанное.
    • Наблюдайте с детьми за природными явлениями. Оговаривайте особенности погоды, времени суток, времени года. Акцентируйте внимание на внешних изменениях предметов живой природы.
    • Важно следить за зрением ребенка. Выбрать детские очки (если назначит врач) и приобрести их можно в интернет-магазине Культура зрения с доставкой по всей России.

    Необходимо знать, что к 6 — 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 — 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

    Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 — 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

    С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности — учебная деятельность.

    Для сравнения представлены возрастные периоды и ведущие виды деятельности:

    2,5 — 4 года — «Я сам» — игра с предметами (кубики, мячики).

    5-6 лет — «Я — пилот» — ролевая игра.

    6-7 лет — «Я — ученик, я — школьник» — учебная деятельность.

    На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

    Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка -рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности.

    Особенности развития детей 6-7 лет

    Как происходит развитие ребёнка. Как происходит развитие ребёнка старшего дошкольного возраста. На что следует обратить внимание родителям детей от 5 до 7 лет.

    Психологические особенности старших дошкольников (от пяти до семи лет)

    Дети данной возрастной группы становятся более самостоятельными. Они уже познали мир вне дома, и это позволяет им высказывать собственные суждения по различным поводам. Однако любознательность по- прежнему играет главенствующую роль. Ребенок отличается откровенностью и может задать взрослому любой вопрос. Как часто именно в этом возрасте малыш интересуется, каким образом он появился на свет.

    Главенствующую роль в развитии ребенка играет его окружение — друзья во дворе, в садике или в детском творческом коллективе. Дети, общаясь друг с другом, делятся своими жизненными открытиями. Поэтому родителям следует обеспечить ребенку возможность группового общения со сверстниками, особенно это касается детей, которые не посещают садик. Альтернатив садику можно найти много. Это может быть детская игровая площадка или развлекательный центр, студия раннего развития или самодеятельный кружок.

    Так почему же ребенку так необходимо общение с другими детьми? Нельзя забывать, что этот период — подготовка к школе. И чтобы избежать появления у ребенка коммуникативных проблем с одноклассниками, он должен освоить навыки поведения в детском коллективе.

    В этом возрасте у малыша начинают активно развиваться творческие способности. Поэтому кружок детской самодеятельности не только позволит ребенку общаться с ровесниками, но и сформирует необходимые личностные качества. Например, занятия танцами или актерским мастерством помогают малышу стать уверенным в себе, побороть многочисленные страхи, раскрепоститься.

    Именно в это время ребенок учится мыслить самостоятельно, независимо от взрослого. Этому следует уделять повышенное внимание, поскольку именно сейчас формируются моральные представления и ценностная база малыша и повышается риск потери эмоциональной близости с родными. Если родители не проявят к ребенку внимания, они перестанут влиять на его дальнейшее поведение, а неконструктивные жизненные установки, полученные извне, начнут работать и могут породить ряд комплексов и страхов. Они-то и скажутся на всех дальнейших жизненных периодах.

    Нехватка внимания со стороны родителей способствует появлению у ребенка нездорового духа соперничества. Если он недополучил должного внимания дома, возможно, он будет стремиться привлекать к себе внимание везде, где только можно и ради этого пойдет на любые крайности и поведенческие отклонения. Или, напротив, решит, что он не нужен никому, и замкнется, превратившись в пожизненную «серую мышку». И то и другое не есть хорошо. Неизбежны проблемы и с эмоциональной сферой: недолюбленный в детстве человек в большинстве случаев и сам сдержан в проявлении искренности и теплоты к другим людям.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector