Отставание в развитии

Отставание в развитии

Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.

Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

В качестве причины задержки психического развития могут выступать:

  • Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм.
  • Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
  • Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

Что происходит?

При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.

В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.

В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.

Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.

Диагностика

Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.

Лечение

Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.

Отставание в развитии

Отставание в развитии

  • Пансионат для пожилых людей /
  • Блог /
  • Задержка развития у взрослого

Задержка развития у взрослого

Задержка развития у взрослого является синонимом умственной отсталости. В медицинской плоскости этот термин не является корректным, так как задержка развития может происходить только в момент самого развития, тогда как для взрослого человека оно уже оказывается завершенным.

Описание заболевания

Умственную отсталость можно назвать синонимом бытового выражения «задержка развития у взрослого», так как пациенты с олигофренией действительно не соответствуют по уровню интеллектуальных способностей своим сверстникам. Однако между этими значениями есть существенные отличия:

  • Диагноз «задержка психического развития» ставится исключительно детям от дошкольного до младшего школьного возраста, так как этот период становится наиболее показательным для оценки интеллектуальных способностей. Более младший возраст может оказаться неинформативен в тестах, а в более старшем возрасте при сохранении отставания темпов развития диагноз переквалифицируется в умственную отсталость, педагогическую запущенность или иное состояние.
  • Умственную отсталость можно с уверенностью определить только со среднего школьного возраста, когда естественный интеллектуальный потенциал достаточно развит для проведения методик. Диагноз «умственная отсталость» не снимается во взрослом возрасте и в дальнейшем может только усугубиться в степени тяжести.
  • Задержка психического развития у ребенка означает некоторое отставание в различных психических функциях, но при этом сохранный интеллектуальный потенциал и способность к обучению. У таких детей могут несколько отставать внимание, память, речь или абстрактное мышление, но они поддаются коррекции и потенциально могут быть восстановлены до уровня нейротипичных детей.
  • При умственной отсталости также возможно обучить пациента некоторым навыкам, однако его интеллектуальный потенциал остается ограниченным и не может быть расширен вследствие мозговой дисфункции. Даже при очень усердных занятиях со специалистом и применением стимулирующих препаратов способности таких пациентов остаются на прежнем уровне в любом возрасте. Именно таким образом следует понимать «задержку развития у взрослого».

Помимо интеллектуального дефекта, задержкой развития у взрослого могут называться также различные формы инфантилизма, которые вызывают изменения не только в психике, но и в физическом развитии. Чаще всего такие состояния вызываются нарушениями в эндокринной системе. Пациенты с инфантилизмом проявляют психическую незрелость чаще в эмоциональной и личностной сферах, однако иногда заболевание может сочетаться и с умственной отсталостью.

Лечение

Лечение умственной отсталости и других пороков развития на данный момент является невозможным. Уход за пациентами может сильно различаться в зависимости от вида и глубины дефекта. При глубокой умственной отсталости пациент неспособен ни к самообслуживанию, ни к речи, а больные с легкой степенью интеллектуального дефекта могут вести самостоятельную жизнь и даже трудовую деятельность.

Не каждая семья, столкнувшись с необходимостью ухаживать за родственником с интеллектуальным дефектом, может справиться самостоятельно или даже с помощью сиделки. Как правило, такие пациенты испытывают особые потребности, которые не всегда возможно удовлетворить в домашней обстановке.

Пансионат для пожилых людей предлагает постояльцам комфортные условия для проживания с необходимой помощью в бытовых и гигиенических аспектах, а также врачебным сопровождением. Родственники постояльца могут регулярно навещать его в пансионате, не беспокоясь за обеспечение его комфорта и безопасности.

  • неразборчивая речь;
  • трудности концентрации внимания;
  • проблемное поведение (невозможно усадить заниматься).

Жалобы и симптомы при обращении:

  • головная боль
  • тревожность
  • задержку произвольной речи при интенсивном волнении.
  • задержка развития
  • беспокойный сон, скрипит зубами
  • постоянно облизывает предметы
  • стучится головой.
  • странности в поведении;
  • избирательность в еде (не ест фрукты и овощи);
  • трудности в коммуникации со сверстниками;
  • вместо игр любит кружиться на месте, качаться, совершает кивательные движения при возбуждении.
  • невнятная речь,
  • нечеткость в координации движений,
  • повышенную двигательную активность,
  • отвлекаемость.
  • задержку психического и речевого развития;
  • моторную неловкость;
  • неуклюжесть походки;
  • отгороженность, затруднение контакта с окружающими;
  • неуправляемым поведением.
  • задержку психоречевого развития: мальчик произносит только отдельные слова, не всегда понимает обращенную к нему речь;
  • повышенную возбудимость;
  • негативные реакции с отказом выполнять какие-либо просьбы.
  • отставание в развитии
  • насильственные движения в руках

Жалобы и симптомы при обращении:

  • отставание в речевом и психическом развитии;
  • затруднение в общении со сверстниками;
  • замкнутость;
  • эпилептические приступы 2-3 раза в год;
  • насильственные движения в руках.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector