Отставание в развитии ребенка

Одним из самых распространенных психических нарушений, встречающихся у детей, является задержка психического развития (ЗПР). В этом состоянии психика ребенка, его мышление, восприятие и память развиваются с существенным отклонением от нормы, принятой для детей конкретного возраста.

Чаще всего, диагноз ЗПР ставят детям в возрасте от 4 до 5 лет. Если признаки недоразвитости отдельный функций психики сохраняются у школьников, то диагноз может быть пересмотрен в сторону конституционального инфантилизма или умственной отсталости.

Почему у детей может возникнуть отставание в развитии

Все причины, которые могут привести к возникновению задержек в формировании психических функций ребенка, можно разделить на две категории. К первой относятся повреждения центральной нервной системы органического происхождения, имеющие локальный характер. В результате таких дефектов некоторые отделы головного мозга затормаживаются в своем созревании.

Биологическими причинами чаще всего являются:

  • патологии беременности, вызванные внутриутробными инфекциями, резус-конфликтом, злоупотреблением алкоголем, табакокурением и т.д.;
  • травмы, полученные ребенком в процессе родов или недоношенность;
  • тяжелые заболевания и травмы, перенесенные новорожденным ребенком. К задержкам развития может привести наркоз, если операции проводились в раннем детстве;
  • замедленное созревание ЦНС, обусловленное конституцией ребенка;
  • психологические травмы.

В некоторых случаях ЗПР может иметь наследственную природу. Известны случаи, когда этот диагноз был у нескольких поколений родственников.

Также задержки развития могут быть вызваны и социальными причинами:

  1. Чрезмерная опека ребенка приводит к тому, что из его жизненного пространства устраняются все, что могло бы ему принести даже незначительный вред. В результате ребенок отстает в развитии, так как его жизнедеятельность ограничена.
  2. Недостаток внимания и дефицит общения.
  3. Негативный эмоциональный климат в семье, насилие, асоциальный образ жизни родителей.

Задержки в развитии, вызванные социальными причинами, характеризуются педагогической запущенностью.

Особенности поведения и восприятия у детей с ЗПР

Диагностировать задержки в психическом развитии должен специалист с соответствующей квалификацией. Необходимо наблюдать за ребенком в течение определенного времени, чтобы распознать психические нарушения.

Поскольку у детей с замедленным развитием недоразвита нервная система, они не способны воспринимать информацию так же быстро, как их ровесники, не имеющие подобных отклонений. Это может проявляться в таких моментах:

  • потребность в большем количестве времени для получения и осмысления информации;
  • знания об окружающем мире у детей, отстающих в развитии, являются недостаточными, часто фрагментарными;
  • невозможность узнавать знакомые предметы, расположенные непривычно в пространстве. Изображения, выполненные в виде схем или контурных рисунков, также плохо воспринимаются;
  • предметы, имеющие схожие черты, часто детьми с ЗПР воспринимаются как одинаковые. В результате у них возникают сложности с распознаванием букв, схожих по начертанию;
  • сложности с запоминанием, неустойчивая память. Информация в большей степени сохраняется непроизвольной памятью, при этом отмечается лучшее восприятие зрительных образов;
  • неустойчивость эмоциональной сферы. Если ребенок, у которого имеется задержка развития, оказывается в стрессовой для него ситуации, то он замыкается, уходит в себя.

У большинства детей, имеющих отсталость в развитии, заметно снижена потребность в общении с другими людьми. Это касается как сверстников, так и взрослых.

Но диагноз ЗПР не является приговором. В истории есть масса примеров, когда дети, считавшиеся в детстве слабоумными, достигали немалых вершин в науке и искусстве. Среди таких людей Альберт Эйнштейн, начавший говорить в 3 года. Врачи предполагали, что будущий нобелевский лауреат имеет врожденную умственную неполноценность.

Подобные проблемы были у Исаака Ньютона, Томаса Эдисона и Константина Циолковского, но все они смогли справиться со своими проблемами при поддержке близких и докторов того времени.

Не откладывайте обращение к специалистам Психоэндокринологического Центра, и, возможно, ваш ребенок тоже станет выдающимся ученым и признанным гением!

Лечение ЗПР у детей

Большую роль в коррекции такого психического нарушения, как задержка развития, играют именно родители ребенка. Они, прежде всего, должны осознать, что сложности в обучении связаны не с природной леностью малыша или простым нежеланием трудится, а с особенностями развития его нервной системы.

Не стоит игнорировать тревожные симптомы, это может привести к еще более тяжелым психическим расстройствам. Для того, чтобы ребенок с ЗПР стал обучаемым, смог закончить общеобразовательную школу и получить профессию, необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.

В московском Психоэндокринологическом Центре работают специалисты, которые при коррекции ЗПР у детей придерживаются новейших методик и разработок. На всем этапе лечения с ребенком работают педиатры, детские психологи и неврологи, а также психиатры, логопеды и дефектологи. При этом основная часть коррекции проводится психотерапевтическими методами. Медикаментозное лечение назначается в редких случаях.

При совместной работе специалистов, родителей и педагогов ЗПР поддается успешной коррекции в большинстве случаев.

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.

Отставание в развитии детей может быть обусловлено причинами воспитательного характера – когда взрослые не уделяют развитию ребенка должного внимания. Если это исключено, то причинами задержки развития детей чаще всего являются органические и функциональные нарушения центральной нервной системы (ЦНС), имеющие наследственный характер или являющиеся последствиями внутриутробной, родовой, послеродовой травмы, перенесенного инфекционного или воспалительного заболевания. В этих случаях требуется немедленное установление точного диагноза и проведение лечения, ведь чем меньше упущено времени, тем больше шансов остановить патологические процессы и добиться полного восстановления мозговых функций.

Каковы же особенности поведения ребенка с нарушениями центральной нервной системы, требующими безотлагательной консультации специалиста?

  • Выявить признаки поражения ЦНС можно уже в первый месяц жизни новорожденного – это неспособность концентрировать взгляд на предмете, отсутствие реакции на голос матери, частый плач, не связанный с проблемами пищеварительной системы (голод, газы).
  • В двухмесячном возрасте поводом для беспокойства должно стать недержание головки, отсутствие гуления и улыбки.
  • Должно также насторожить отсутствие лепета в шестимесячном возрасте, отсутствие интереса к окружающему и эмоциональных реакций на обращение взрослых, косоглазие, слюнотечение, частый беспричинный плач, судорожный синдром. Начиная с годовалого возраста, признаками неблагополучия являются затрудненное понимание и отсутствие собственной речи, ходьба на «цыпочках».
  • Для более старших детей признаками нарушений ЦНС является отставание в речевом развитии, плохая способность к концентрации внимания, к запоминанию, к обучению навыкам самообслуживания, частые головные боли, агрессивность и раздражительность, гиперактивность или, наоборот, апатичность, замкнутость.

При выявлении нарушений ЦНС у детей традиционная неврология предлагает длительное лечение с помощью лекарственных препаратов.

К сожалению, такое лечение далеко не всегда результативно, к тому же регулярный прием медикаментов имеет побочные эффекты и плохо влияет на развитие других органов и систем ребенка. Но, к счастью, из этой сложной ситуации есть выход – лечение нарушений ЦНС методом кранио-сакральной терапии (КСТ), основанным на теории о пульсации спинномозговой жидкости.

Травмы мозга и осложнения после перенесенных болезней сбивают природный ритм пульсации спинномозговой жидкости, и это влечет за собой нарушения работы мозговых центров вплоть до появления тяжелых заболеваний ЦНС. Сеансы КСТ позволяют восстановить нормальный ритм пульсации спинномозговой жидкости и нормализовать тем самым работу мозговых центров. Результаты применения КСТ просто поражают, на сегодняшний день это самый эффективный метод лечения заболеваний ЦНС, к тому же, методы нашего центра развития детей абсолютно безвредны.

Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного. Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга. Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой. Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.

Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга

Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.

Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.

Функциональная незрелость ЦНС

Слабость процессов торможения и возбуждения

Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?

Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:

  • ребенок до 4-месячного возраста не обращает внимания на речь родителей, не фокусирует взгляд на жестах, не улыбается;
  • в возрасте 9 месяцев не умеет гулить;
  • в 1 год не произносит звуков, вяло играет с игрушками, ведет себя очень тихо;
  • до полутора лет не умеет произносить простые слова, не воспринимает обращение к нему;
  • в два года имеет маленький словарный запас, не пытается разучить новые слова.

Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость. Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических. Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:

  • электроэнцефалография;
  • анализ крови на генетические заболевания;
  • нейросонография (УЗИ головного мозга);
  • нейропсихологическое тестирование.

Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.

Методы лечения задержки психомоторного развития

Лечение ЗПМР — симптоматическое при сопутствующих клинических проявлениях (например, эпилепсии). В мировой практике при изолированных формах ЗПМР преимущественно используют психокоррекционные занятия, занятия с нейропсихологами и дефектологами без медикаментозного лечения. Обычно при ЗПМР составляется комплексная программа, которая корректируется и дополняется исходя из динамики изменений. Лечение задержки психомоторного развития проводится курсами, а общая продолжительность может доходить до нескольких месяцев. Специалисты отмечают, что чем раньше родители выявляют проблему ЗПМР и обращаются за квалифицированной медицинской помощью, тем быстрее проходит лечение и тем меньше задержка психомоторного развития отражается на дальнейшем формировании детского организма.

Выявление и помощь при нарушении нормального развития у ребенка. Психологическая коррекция, психотерапия и лечение. Обследование нервной системы и психического состояния: анализы, тесты, аппаратные обследования. Клиника работает круглосуточно.

Нарушения нормального развития психики ребенка может проявляться как в виде легких, временных и обратимых расстройств, так и в виде грубых изменений поведения, требующих лечения.

Один из легких видов нарушения развития ребенка — инфантилизм.

Инфантильность (инфантилизм) проявляется в виде замедления развития нормальных психических функций. Проще говоря это «замедленное взросление», когда первые слова, речь в виде предложений, аналитическое мышление, восприятие своего окружения и себя у ребенка формируются позже чем у большинства.

Своим поведением они напоминают детей более младшего возраста. Инфантилизм обычно обнаруживается в возрасте от 5 лет. Обычно с годами инфантильность может сглаживаться.

Более грубое нарушение развития это задержка развития. Основная особенность задержки психического развития — это нарушение интеллекта, которые с годами не восстанавливаются.

Отставание в развитии ребенка

Отклонения в поведении у таких детей обнаруживаются рано, в первые годы жизни. Задержка в психическом развитии как правило имеет болезненную природу: кислородное голодание мозга во время беременности и родов, травматические и инфекционные повреждения нервной системы, эпилепсия и детская шизофрения.

Классификация нарушений развития ребенка (дизонтогенез)

В основе классификации – нарушение синхронности и порядка формирования психических функций (по Сухаревой Г.Е.).

  1. Недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное развитие (при сопутствующих болезнях внутренних органов – астения, при психологических травмах – парциальные, т.е. частичные задержки в развитии).
  3. Поврежденное развитие (деменция).
  4. Дефицитарное развитие (при недостаточности сенсорных систем – глухота, слепота).
  5. Искаженное развитие (аутизм).
  6. Дисгармоническое развитие (психопатии).

При наличии ранней детской шизофрении (РДШ) говорят о шизофреническом дизонтогенезе (Юрьева О.П., 1971).

Недоразвитие характеризуется в первую очередь умственной отсталостью без выраженных эмоциональных нарушений, нарушений социального взаимодействия. Задержанное развитие часто выражается в нарушении формирования речи при сохранном невербальном интеллекте и может отягощаться педагогической запущенностью.

При аутизме уровень общего интеллекта может быть разный, но его структура искажена — высокий вербальный интеллект в сочетании с низким невербальным или эмоциональным интеллектом. Поэтому для постановки диагноза важно исследовать интеллект ребенка.

Нарушенное развитие влечет за собой отклонения в формировании высших психических функций (памяти, внимания, мышления и интеллекта, волевой и эмоциональной сферы, восприятия и личностных особенностей). Степень каждого из нарушений может варьировать в зависимости от тяжести исходного поражения нервной системы.

Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его корректировать. Ранняя диагностика поражений нервной системы возможна еще в перинатальном периоде, то есть до рождения ребенка. Иногда искажения развития становятся заметны только после рождения.

Симптомы нарушений

Перечислим симптомы, на которые следует обратить внимание родителям и воспитателям для своевременного выявления нарушений в психическом развитии:

  • Нарушения речи: ребенок не говорит, произносимые слова и фразы не имеют связи между собой и не соответствуют ситуации, нарушения дикции после 5 летнего возраста;
  • Нарушения в общении: не складываются отношения в детском коллективе (в детском саду, на детской площадке во дворе с другими детьми), ребенок замкнут, агрессивен, «нелюдим» или наоборот слишком навязчив в общении, не чувствуя меры.
  • Отсутствие интереса к игрушкам и играм: если ребенок избегает игрушек, использует их не по назначению.

Помощь при нарушении психического развития у детей и подростков в клинике РОСА

  1. Опытные специалисты: психолог, нейропсихолог, детский невролог, детский психиатр, массажист и реабилитолог.
  2. Клиника располагает собственным стационаром, отделением амбулаторного приема и лабораторию функциональной диагностики, где проводятся исследования нервной системы и психической сферы.
  3. Работаем круглосуточно.
  4. Возможность комплексной помощи: от психологической поддержки и коррекции до медикаментозного лечения.
  5. Психологическая поддержка членов семьи и родственников.
  6. Запись на прием по первому обращению в удобное время.

Диагноз «Задержка психомоторного развития» обозначает отставание ребенка в темпах формирования моторных навыков и, как следствие, отставание в эмоциональном и когнитивном развитии.

Симптомы

Причиной отставания в развитии психомоторных функций чаще всего являются слабовыраженные органические поражения или минимальные дисфункции головного мозга. Причины могут быть врожденными, приобретенными в период внутриутробного развития (например, интоксикации лекарственными препаратами, гипоксии плода), полученными во время рождения или в первые месяцы жизни ребенка.

Обычно, на отставания психомоторного развития ребенка родителям указывает невролог при плановом осмотре, однако родители могут самостоятельно отмечать отставание в развитии таких базовых моторных навыков ребенка как:

  • способность удерживать голову на весу;
  • переворачиваться;
  • самостоятельно сидеть;
  • ползать;
  • вставать с опорой и без опоры;
  • ходить.

Также необходимо обращать внимание на такие симптомы, как чрезвычайно высокий или, наоборот, сниженный тонус крупных мышц всего тела ребенка (допустимо в рамках физиологической нормы до 10-11 месяца жизни ребенка).

Последствия

Несвоевременная смена моторных навыков, недостаточная автоматизированность движений, а также нарушение состояния мышечного тонуса ребенка могут привести к таким трудностям дальнейшего развития, как моторная неловкость, нарушения координации, отставания в развитии мелкой моторики, дефектам зрительно-пространственных представлений, гиперактивности, дефициту внимания и другим нарушениям психических функций.

Это обусловлено тесным взаимодействием различных областей мозга в осуществлении моторных, речевых и когнитивных функций.

Диагностика и лечение

Раннее выявление двигательных проблем позволяет более эффективно оказывать помощь, оптимизировать состояния моторных и когнитивных функций ребенка. В первую очередь родителям необходимо обратиться к неврологу для подтверждения диагноза, при необходимости пройти дополнительные обследования по назначению врача (ЭЭГ, электромиографии, компьютерной томографии). Затем можно приступать к нейропсихологической коррекции ребенка (по разрешению врача невролога), а также к работе с логопедом-дефектологом.

Первый врач, к которому ребенок попадает на консультацию, — это педиатр. Плановое ежемесячно посещение педиатра позволяет вовремя определить есть ли задержка моторного развития у детей. Педиатры для оценки моторного развития ребёнка используют общепринятую возрастную шкалу, где каждому возрастному месяцу ребёнка соответствует определённый моторный навык.

Сначала по возрасту ребёнок учится держать голову, затем переворачиваться, затем садиться, ползать, вставать на ноги, ходить. Но, исходя из практических наблюдений, можно отметить значительные возрастные вариации овладения навыком даже у здоровых детей. Примером этому может быть возраст начала самостоятельной ходьбы. В группе детей, находящихся под моим наблюдением, были несколько человек, которые пошли самостоятельно в 8 месяцев. Неврологи считают поздним сроком начало ходьбы 15 месяцев. После этого возраста не ходящие дети попадают в группу задержки моторного развития.
Если вам интересно оценить моторное развитие малыша самим, то можете воспользоваться тестами на 12 месяцев и оценочной шкалой, которую я составила специально для родителей. Тестирование моторных (двигательных) навыков поможет оценить соответствие общего психомоторного развития вашего ребенка возрастным нормам, продемонстрирует его успехи во время занятий и, соответственно, позволит сделать вывод о правильности выполнения и соблюдения вами рекомендаций специалистов.
Задержка моторного развития у детей может быть темповой, это бывает при неправильном уходе за ребенком, отсутствии должного внимания со стороны взрослых, отсутствия условий для активного бодрствования, у ослабленных детей после ряда инфекционных заболеваний или оперативных вмешательств, при нарушении питания: как при его недостатке, так и при избыточном питании. В этих случаях педиатр первым видит нарушения в развитии малыша, дает родителям советы по уходу и физическому воспитанию, либо при необходимости решает, к какому врачу-специалисту направить маленького пациента.

Задержка психомоторного развития

Задержка моторного развития у детей может быть не только темповая, но и психомоторная. Она может проявляться с возраста 1-2 месяцев, сначала в виде нарушения угасания безусловных врожденных рефлексов, затем в виде задержки формирования выпрямительных тонических рефлексов. Это ситуация более сложная, бывает при перинатальной патологии (т.е. поражении головного или спинного мозга ребенка во время беременности и/или родов). В этих случаях диагноз ставит невролог. Он оценивает не только моторное, но и психическое развитие ребенка, наличие у него двигательных нарушений, изменений мышечного тонуса. Из дополнительных методов обследования часто назначается чрезродничковая нейросонграфия.
Если с данными нарушениями не удается справиться в течение первого года жизни ребенка, то на втором году последствия перинатальной патологии для нервной системы могут перейти в минимальную мозговую дисфункцию(ММД).
ММД – это минимальная статико-моторная недостаточность. При расспросе родителей обычно удается установить задержку развития двигательных навыков. Когда ребенок начинает ходить, он постоянно спотыкается, часто падает. Неловкость движений сохраняется и в более старшем возрасте. Отмечается неустойчивость, дети с трудом меняют движения на прямо противоположные. У них появляются двигательное беспокойство и содружественные движения пальцев рук, иногда отдельные мышечные подергивания. Таким детям плохо удаются спортивные игры, они не могут обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстают от сверстников. Они испытывают затруднения при выполнении движений с участием мелкой моторики, нечетко выполняют координаторные пробы.
Какие специалисты могут помочь ребенку? Невролог после диагностики в сложных случаях назначает медикаментозную терапию: это могут быть препараты из группы ноотропов, витаминов, сосудистых. Физиотерапевты могут назначить курс электрофореза, озокерита, парафинотерапии, электростимуляции. Врач ЛФК, оценив двигательные стереотипы и мышечный тонус ребенка, подбирает для него комплекс гимнастических упражнений и дает рекомендации специалисту по массажу. В ряде случаев с проблемой можно справится, не применяя медикаментов, так как в приоритете остается лечебная физкультура и массаж. А чем может помочь остеопат, если есть задержка моторного развития у детей?

Рекомендации остеопата

Я, как врач с 20 летним стажем в области реабилитации детей с перинатальной патологией, в своей работе применяла все перечисленные выше методы. На сегодня могу с уверенностью сказать, что остеопатический метод коррекции нарушений хорошо сочетается с другими медикаментозными и немедикаментозными видами лечения, на порядок увеличивая эффективность терапии. В моей практике я обязательно совмещаю остеопатию с лечебной физкультурой по такой схеме:
1. диагностика соматических дисфункций и двигательных нарушений
2. остеопатическая коррекция дисфункций
3. комплекс индивидуально подобранных упражнений для выполнения на 1-2 недели
4. повторная остеопатическая коррекция дисфункций
5. новый комплекс упражнений на следующие 1-2 недели
Длительность курса будет зависеть от степени выраженности проблемы. Например, чем больше отстает ребенок в моторном и психическом развитии, тем дольше понадобиться его сопровождение по мере роста и взросления. Общие же тенденции таковы: по ходу остеопатического лечения и по мере тренировок у ребенка возрастает физическая выносливость. Малыш меньше устает во время повседневного бодрствования, хотя активность его постепенно начинает возрастать. Он реже просится на руки к родителям. У него появляются новые двигательные навыки. Лучше и легче получаются уже освоенные движения. Вместе с моторным (двигательным) развитием совершенствуются психические функции. Ребенок лучше концентрирует свое внимание. У него появляется интерес к исследованию окружающего его пространства и предметов. Он может самостоятельно занять себя игрушками. Начинают преобладать положительные эмоции — малыш чаще выглядит довольным. Во время активных игр с родителями и на самих занятиях вместо испуга и вздрагиваний появляется звонкий смех. Нормализуются процессы торможения и возбуждения нервной системы, в том числе сна и бодрствования. После адекватной физической нагрузки ребенок быстрее засыпает, обычно без дополнительного укачивания. Сон становится более глубоким и продолжительным.
Если у вашего ребенка есть задержка моторного развития, то в дополнение к назначениям ваших лечащих врачей вы можете использовать тренировки, описанные в моей книге, строго придерживаясь рекомендаций.
Если нужна очная консультация и остеопатическое лечение

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграм.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграм.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Процесс становления речи всегда индивидуален и на него воздействуют многие факторы: деятельность головного мозга, пол ребенка (мальчики начинают намного позже разговаривать, чем девочки), физиология, социальная среда, психологическая связь с матерью.

Причины появления задержки развития речи

Такая задержка может быть обусловлена генетически. В этом случае, нервные клетки, которые отвечают за речь, созревают в замедленном темпе. Не стоит забывать о заболеваниях и поражениях головного мозга (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни).

Еще одна причина появления – нарушение слуха. Становление речи происходит на основе услышанного, и если у малыша проблемы со слухом, то естественно возникают и трудности с воспроизведением слов, то есть непосредственно с речью.

Что требует пристального внимания?

-Проследите, чтобы ребенок в свои первые 8 месяцев произносил разнообразные звуки, к примеру, «м-м-м», «а-а-а». Если кроха продолжает упорно молчать, необходимо своевременно обратиться за советом к невропатологу.

-В возрасте 10-14 месяцев малыш должен понимать слова, обращенные к нему. Если ребенок не оборачивается на обращение, а также использует плач для того, чтобы привлечь внимание к себе, следует проконсультироваться у специалиста.

-Малыши возраста 14-18 месяцев должны узнавать предметы на слух и показывать их на картинке («покажи мишку», «где носик?», «покажи куклу»). В возрасте 18-24 месяца кроха должен удовлетворять просьбы взрослых («принеси мне мячик», «подними кубик и отдай его папе»).

-Дети 2-3 лет обязаны произносить отдельные слова и выстраивать фразы («хочу гулять», «мама дай»).-

— Малыши постарше, в возрасте 3-4 года, должны быть способны произносить целые предложения, в состав которых входят подлежащее, сказуемое и дополнение («папа ушел в магазин», «мы идем гулять»). Особое внимание стоит обратить в том случае, если большую часть звуков кроха произносит неправильно, если 4-хлетний ребенок не может формировать такие предложения.

Диагностика и лечение

Диагностировать задержку в развитии речи можно в том периоде, когда речь уже должна быть развитой, а именно – в 3-4 годика. Зачастую подобный диагноз специалисты ставят в то время, когда уже упущена возможность наверстать или скорректировать это состояние. Поэтому родители не должны ждать, когда малыш начнет сам говорить и внимательно отслеживать становление его речи, начиная с наиболее раннего возраста, в особенности, если для этого имеются показания (проблемы развития плода, тяжелые роды, неврологические показания).

Малышу такой диагноз ставят лишь на основании комплексного заключения невропатолога, логопеда, и сурдолога.

Если проблема неврологическая, и задержка речевого развития произошла в результате дисфункции мозга, лечение должен назначить врач-невропатолог, чтобы улучшить кровообращение мозга и поддержку интегративной мозговой функции. Если малыш имеет задержку развития речи по причине нарушения слуха или глухоты, тут должны присоединиться уже другие специалисты.

В Областном консультативно-диагностическом центре есть врачи , которые готовы помочь. Ваш ребенок может пройти обследование в удобное для Вас время в рамках программы «Задержка речевого развития у ребенка», в которую входят консультация невролога, сурдолога, логопеда, педиатра, проведение электроэнцефалограммы, и всех необходимых анализов.

Задержка речевого развития – это отставание в развитие речи ребенка от возрастной нормы. Формулировка «задержка речевого развития речи» или сокращенно «ЗРР» подразумевает широкий спектр расстройств развития речи, возникающих по разным причинам. Однако, этот диагноз – не самостоятельное заболевание, он предполагает дисфункцию определенных структур мозга или их асинхронное развитие, а так же парциальную несформированность отдельных компонентов познавательной деятельности, в частности, речи. Например, у половины детей с данным диагнозом наблюдаются клинические симптомы, свидетельствующие о незрелости подкорковых структур мозга.

Заключение о данном речевом расстройстве может быть вынесено нейропсихологом или логопедом до 3-4 лет, а далее считается неправомерным и переформулируется в более конкретный диагноз: речевой (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и т.д.) или связанный, в первую очередь, с нарушением неречевых функций (РАС, СДВГ, ММД и т.д.).

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии познавательных процессов и высших психических функций (пространственного восприятия, зрительного, слухового, внимания, памяти, особенностях мышления), по этой причине ЗРР и ЗПР (задержка психического развития) часто сочетаются у детей и называются ЗПРР (задержкой психо-речевого развития).

Задержка речевого развития характеризуется отставанием развития всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексического и грамматического строя речи, фразовой речи к 2 годам и связной речи – к 3.

Узнайте, как справиться с ЗРР

Диагностика логопеда в ЦНС

от 15 лет опыта

Специалисты ЦНС

Признаки явной задержки развития речи у ребенка

  • неактивное гуление и однотипный лепет, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
  • отсутствие комплекса оживления;
  • отсутствующая реакция на звуки и речь у младенца; ребенок не реагирует на обращение к нему взрослых, а их внимание привлекает к себе только плачем;
  • постепенное угасание лепета у младенца;
  • ребенок не пытается повторить чужие слова в возрасте 11 мес-1,5 лет;
  • существуют проблемы с пониманием и выполнением простых инструкций и команд от родителя в 1,5-2 года;
  • отсутствуют самостоятельные слова в 1,5-2 года;
  • нет фразовой речи в возрасте 2-2,5 года;
  • ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
  • задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
  • ребенок не использует мимику и жесты или же, наоборот, использует их преимущественно над речью;
  • дети 4 лет с задержкой речевого развития не используют грамматически правильно построенные фразы, не употребляют все части речи, не умеют объединять в группы предметы и классифицировать их, не строят сложные предложения.

Нормы развития речи

Рассмотрим основные вехи развития речи в норме, чтобы лучше понимать признаки ее задержки:

  • Появление ребенка на свет знаменуется криком, который должен быть громким и продолжительным.
  • В 2-3 месяца ребенок уже проявляет сосредоточение на речевом общении, появляются первые спонтанные вокализации, ребенок «тянет» гласные звуки («а-а-а», «э-э»);
  • 3 месяца – важный этап; характеризуется появлением комплекса оживления при общении со взрослыми, а так же началом гуления.
  • 6 месяцев – это еще один важный период, поскольку ребенок начинает лепетать. Ребенок пытается имитировать звуки, которые слышит, подражает взрослым (эхолалии).
  • После 9 месяцев начинается активное общение с помощью жестов, лепет усложняется.
  • С 11 месяцев до года появляются первые лепетные звукоподражательные слова («мя», «му», «аф»), расширяется пассивный словарь.
  • В 1 год ребенок использует уже примерно 8-10 слов, в 1,5 года в словаре ребенка уже 20-30 слов.
  • Примерно в 1 год и 8-10 месяцев появляется фразовая речь
  • 2-2,5 года – интенсивный период для овладения словарем и грамматическими формами слов.
  • 3 года – речь ребенка приближается к речи взрослого.

Причины задержки речевого развития

К причинам задержки речевого развития специалисты относят:

  • органические нарушения (последствия неблагоприятного воздействия при внутриутробном развитии, различные родовые травмы, следствием которых является гипоксия или асфиксия, и травмы и тяжелые болезни с последствиями до 3 лет);
  • генетические заболевания и синдромы;
  • психические заболевания;
  • нарушения слуха;
  • влияние социальных факторов: двуязычная среда, педагогическая запущенность, отсутствие качественной речевой среды у ребенка;
  • сопутствующие заболевания (или являющиеся первопричиной): ДЦП, синдром Дауна, ранний аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Методы лечения и методы коррекции детей с задержкой развития речи

Коррекционная помощь ребенку с задержкой речевого развития будет зависеть от ряда причин и сопутствующих диагнозов.

В коррекционно-развивающем процессе помощи ребенку с задержкой речевого развития могут принимать участие следующие специалисты: нейропсихолог, логопед, психолог, дефектолог, невролог и узкопрофильные специалисты при необходимости (лечебной физкультуры и массажа, терапии ЛОР-органов, коррекции слуха, сурдо- или тифлопедагогики).

Например, при причинах социального или педагогического характера, необходимы, в первую очередь: пример грамотной речи, организация адекватной речевой среды, стимуляция речи и развитие познавательных процессов, сопровождение всех действий ребенка проговариванием.

При наличии синдрома Дауна ребенку с задержкой речевого развития первоочередной помощью будет следующая: развитие познавательных процессов и социальных навыков.

Если в основе задержки речевого развития лежит органическое поражение мозга, то коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: медикаментозная поддержка, лечебный массаж, периодическое наблюдение и т.д.

Советы родителям

Чем раньше родители обратят внимание на проблемы в речевом развитии ребёнка и признаки задержки речи, тем проще и успешнее будет восстановление и коррекция. Поэтому если у родителей есть подозрение, что ребенок отстает в развитии, его речь не соответствует уровню развития его сверстников, то единственно верным решением является консультация специалиста.

Нейропсихолог проведет диагностику, определит проблему и разработает грамотный план коррекционно-развивающей работы, оптимальную стратегию помощи ребенку. Кроме того, своевременное обращение к специалисту позволит избежать сопутствующих трудностей в развитии психических процессов и познавательных навыках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector