Психологические особенности детей 5-6 лет

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, которая исследует общие закономерности развития в течение онтогенеза человека, начиная от рождения и заканчивая старостью. Она устанавливает возрастные периоды и причины перехода от одного из них к другому.

Особенности психологии дошкольников 5-6 лет

В возрасте 5 лет в детской психике формируются принципиально новые образования, включая произвольность психических процессов (например, внимания, памяти, восприятия). Отсюда вытекает возможность управлять своим поведением.

Возрастной период с 5 до 6 лет — это очень важный возраст в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сферы. Часто его называют базовым возрастом, поскольку у дошкольника происходит закладка многих личностных аспектов, проработка моментов становления «Я» позиции. Примерно 90 % основы всех черт личности закладывается в этот период. В 6 лет уже можно частично определить, каким будет человек в будущем.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 460 руб.
  • Реферат Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 220 руб.
  • Контрольная работа Возрастно-психологические особенности развития детей от 5 до 6 лет 250 руб.

Примерно к 5 годам в образе «Я» дошкольника начинают присутствовать качества, которые, по его мнению у него имеются. После 5-6 лет у детей появляется представление не только о том, какими они являются, но и о том, какими они хотели бы быть и стать. Помимо имеющихся качеств, формируются представления о желательных и нежелательных аспектах и особенностях своего «Я».

Процесс развития некоторых черт находится еще в зародыше, поэтому обладает специфическими формами. Дети 6 года жизни не говорят и не думают о том, что они желают иметь соответствующие черты характера. Это происходит позже, в подростковом возрасте. Дошкольники, как правило, просто хотят быть похожими на героев сказок, фильмов или на кого-нибудь из знакомых.

Ребенок часто воображает себя персонажем (не играет роль, а именно воображает), приписывая себе его качества. Формирование идеального «Я», то есть того, каким человек желает себя видеть, представляет собой психологическую предпосылку становления учебной мотивации. Учиться дошкольников может побудить не только интерес к изучаемой дисциплине. В качестве существенного побудителя к учению и овладению новым выступает желание видеть себя «знающим», «умным», «умеющим».

Изменения в развитии 5-6-летнего ребенка

Очень важное изменение в возрасте 5-6 лет происходит в области отношений со сверстниками. Уже начиная с пятилетнего возраста, сверстники начинают играть по-настоящему важную роль для ребенка. До этого возраста центральная фигура в жизни ребенка, вне зависимости от присутствия сверстников, представлена взрослым человеком.

Взрослый важен для ребенка, поскольку до 3 лет сверстники являются для него только более или менее приятным (интересным) объектом. Уже на четвертом году жизни дошкольника в большей степени интересуют предметы и игрушки, с которыми взаимодействует сверстник, чем он сам. Здесь большое значение имеет совместная игра в качестве важнейшей основы детских взаимоотношений. До 5 лет она еще по-настоящему не доступна детям, поэтому попытки ее наладить часто вызывают недоразумения.

Общение в виде обмена впечатлениями и мыслями не интересно ребенку, так как сверстники не всегда способны понять личные проблемы и интересы, как и не могут выражать необходимое сочувствие. В 3-4 года еще и речевые возможности детей не дают возможности полноценно осуществлять общение.

К пятому году жизни ребенок переходит к совместной игре, а также к эпизодическому неигровому общению с одногодками. Это происходит в следующих формах:

  • Обмен мнениями,
  • Обмен информацией,
  • Демонстрация своих знаний.

На шестом году жизни дошкольника соединяются разные линии психического развития. Они начинают образовывать благоприятные условия для формирования нового типа взаимоотношений со сверстниками. Во-первых, это обусловлено развитием речи, которое у большей части детей достигает высокого уровня и не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, это накопление внутреннего багажа знаний и информации об окружающем мире. Их дошкольник стремится осмыслять и упорядочить, желая поделиться с другими.

Развитие произвольности, как и общее интеллектуально-личностное развитие дают возможность ребенку самостоятельно, без помощи взрослых людей наладить и осуществить совместную игру. В 5-6-летнем возрасте ребенок уже может распределять роли до наступления игры, выстраивая свое поведение в соответствии с ролью. Игровое взаимодействие начинает сопровождаться речью, которая соответствует по содержанию и интонации. Речь сопровождает реальные отношения детей, но при этом отличается от ролевой речи.

Все особенности развития в данный период приводят к двум существенным изменениям в жизни ребенка. В первую очередь меняется роль взаимоотношений ребенка со сверстниками в рамках эмоциональной жизни с последующим усложнением данных взаимоотношений. Во-вторых, появляется интерес к личности и личным качествам окружающих детей.

Особенности развития восприятия, внимания и памяти детей в 5 – 6 лет

В 5-6 лет продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины, а также строения предметов. Дети начинают систематизировать представления, начиная различать и называть не только базовые цвета и их оттенки, но и промежуточные цвета. Они различают форму прямоугольника, овала, треугольника. Воспринимают размер и величину объекта, легко выстраивая в ряд (возрастание или убывание), работая одновременно с десятью разными предметами.

У дошкольников растет устойчивость внимания, происходит развитие способности к его распределению и переключению. Психологи и педагоги наблюдают у них переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом объем внимания в начале учебного года составляет от 5 до 6 объектов, а к концу года уже 6 — 7.

В шестилетнем возрасте начинает формироваться произвольная память. В этот период дошкольник с помощью образно-зрительной памяти способен запоминать от 5 до 6 объектов. Примерный объем слуховой вербальной памяти в этом возрасте составляет около 6 слов. У ребенка также развиваются соответствующие виды памяти:

  1. Зрительная,
  2. Слуховая,
  3. Тактильная и др.

Психологические особенности старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.

Ведущая потребность в этом возрасте — потребность в общении.


Этот период называют сензитивным (особо чувствительный период, период наивысших возможностей) для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Так что же важно знать Вам, как его родителям?

Возраст 5-6 лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

  • формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением
  • изменения в образе-Я;
  • отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

Изменения в образе «Я»
До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» — пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит). То после 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное». Ребенок сопоставляет себя с другими детьми и значимыми взрослыми (папа, мама, старший брат и тд), героями или персонажами, реальными или фантастическими, на которых он бы хотел быть похожим. Поэтому, важно влияние ближайшего окружения, важно то, какие мультфильмы, телепередачи смотрит ребенок, потому что только через окружающий мир он познает, и оценивает себя.

Отношения со сверстниками

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;
2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;
3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;
4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.
Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. Дети начинают проявлять интерес друг к другу, они учатся дружить и между ними начинаются настоящие дружеские отношения.
Но конечно, главное, в развитии детей старшего дошкольного возраста – это их познавательное развитие, расширение кругозора. В этом возрасте ведущей деятельностью по-прежнему является игра. К 5-6 годам игра постепенно усложняется, меняется, среди всех остальных, преобладают сюжетно-ролевые игры. Игра несет в себе очень важную функцию: ребенок учится играя. Поэтому, особенно полезными будут словесные, речевые игры , направленные на расширение кругозора и словарного запаса ребенка, логические игры, игры на внимание, конструктор и т.п. В игре важен не только сам процесс, но и результат, к которому приходит ребенок в процессе игры. В этом прослеживается развитие личностной сферы дошкольника. Например, формируется критическая оценка собственных действий, сравнение с эталоном, так, правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Обязательно замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему, как вы за него рады, что вы в нем уверены, ведь в этот период для него это особенно важно.

Характеристика развития познавательных процессов:

Или что должен уметь ребенок 5-6 лет?

ВНИМАНИЕ:

  • — выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;
  • — удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • — находить 5-6 отличий между предметами;
  • — выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • — находить 4-5 пар одинаковых предметов

ПАМЯТЬ:

  • — запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
  • — рассказывать наизусть несколько стихотворений;
  • — пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
  • — сравнивать два изображения по памяти;

МЫШЛЕНИЕ:

  • — определять последовательность событий;
  • — складывать разрезанную картинку из 9 частей;
  • — находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • — находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
  • — находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

  • Иметь достаточно богатый словарный запас.
  • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.
  • Умеет аргументировано и доброжелательно оценить ответ, высказывание сверстника.
  • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
  • Определяет место звука в слове.
  • Умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Консультация «Психологические особенности детей 5-6 лет»

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 5-6 лет»

Старшая группа

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок.

К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого — либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5.5 года должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, проявляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение — это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения – именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели предполагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. С нашей точки зрения, предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке XX столетия перед более привычной для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, музыкой, в которой доминирует изобразительное начало.

Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приемы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например математической, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Психологические особенности обучения и развития

детей 5 – 6 лет:

— ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

— в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

— ведущее значение приобретает развитие воображения.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Дети возрастной группы 5-6 лет становятся значительно самостоятельнее. Это возраст отличается любознательностью – дети смело задают вопросы на интересующие их темы, например «откуда берутся дети?».
В чем особенности развития ребёнка дошкольного возраста? На какие психологические особенности ребенка 5 6 лет следует обратить внимание родителям?

Психологические особенности ребенка 5 6 лет – дружба

Друзья со двора, в секции или в детском садике выступают в качестве основы в развитии ребенка. Взаимодействуя между собой, они обмениваются открытиями. Стоит обеспечить ребенку возможность общаться с детьми, особенно если он не посещает детский сад. Чем больше внимания уделить коммуникативным навыкам, тем проще ему будет в школе.

В возрасте 5-6 лет активно развиваются творческие способности малыша. Какие кружки в этом помогут?

  • Танцы
  • Кружки художественной самодеятельности
  • Спортивные секции
  • Уроки актерского мастерства

Психологические особенности ребенка 5 6 лет – внимание

Ребенок дошкольного возраста учится рассуждать независимо от взрослого, у него складываются моральные представления о жизни. Уделите этому моменту больше внимания, ведь есть риск потерять эмоциональную близость. Если Вы не будете воздействовать на поведение ребенка и не начнете уделять ему внимание, это послужит причиной развития комплексов и страхов. Психологическая характеристика детей 5 6 лет такова, что может появиться борьба за первенство – ребенок начнет привлекать к себе внимание вне дома, идти на крайности. Это повлияет на его поведение. Он может замкнуться в себе, решив, что он не нужен близким. Недолюбленные дети чаще всего вырастают людьми, не склонными к проявлению эмоций.

К пяти годам завершает свое развитие правое полушарие мозга и отделы коры, связанные с обработкой поступающей информации. Мозг еще какое-то время будет оставаться пластичным и нейропсихологическая коррекция с 5 до 7 лет может быть очень эффективной.

Помимо новых познавательных процессов (произвольные память и внимание, воображение) появляются еще личностные особенности, связанные со способностью упорядочивать свои потребности и делать самостоятельные выводы о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Подробнее об особенностях этого возраста можно прочитать в статье «Классическая психология о детях 5-6 лет».

Наши группы «В контакте»:

Ольга Сергеевна Исаенко,

кандидат психологических наук

Лекции и тренинги для родителей — здесь.

Ниже в окошке «добавить комментарий»
вы можете задать вопрос детскому психологу
на «капитанском мостике».

Понравилось? — Поделитесь.

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Опубликовано Детский психолог

Психологические особенности детей 5-6 лет : 16 комментариев

Добавьте свой

Здравствуйте! как помочь старшему ребенку если он ревнует к младшему братику и как научить его самостоятельности: спасибо заранее!

О самостоятельности мы много говорим на наших онлайн-занятиях… Завтра днем начинаем новую программу для родителей… Присоединяйтесь. 🙂
Будем немного затрагивать и тему соперничества, ревности… Так как у меня сейчас много времени отнимает подготовка к занятиям, я подробнее смогу ответить на ваш вопрос позже.

Свекровь разлучила с ребенком не видела его три года.боюсь встретиться с ним не знаю как отреагирует пятилетний ребенок.свекровь постоянно меня обманывает сын даже не знает меня

Да, будьте готовы к тому, что не узнает… И самое главное, не старайтесь ему угодить и заваливать его подарками.

Добрый день! Спустя пять лет после развода бывший муж настаивает на встречах с дочерью,которая его не знает. он выгнал нас из дома когда ребенку был год, Я конечно против этого, т.к он человек очень недобросовестный и непорядочный. Как эта встреча повлияет на ребенка,

Есть вопросы, которые вам придется решать самой. Если вы не хотите этих свиданий и можете так сделать — то и не разрешайте. Здесь не обязательно искать какие-то специальные и сложные аргументы.

Здравствуйте! Моему сыну 5 лет,он не самостоятельный,неусидчивый,гиперактивный ребенок! Что мне делать? Разговаривает нормально,но он живет в своем мире будто бы сам по себе.. Вот только пошел в сад,а нам уже говорят что нужен психолог.. Его не невнимательность меня беспокоит

Требовать и самостоятельность, и усидчивость… У него должны быть обязанности дома. Важно,чтобы он видел вас и слышал.

добрый день! моей дочери 5 лет с недавнего времени она требует что бы мы ее назвали другим именем! это нормально?

Слишком мало информации. Возможно, она просто фантазирует. Тогда нормально. 🙂

добрый вечер моей дочке пять лет она ходит в подготовительную школу. Как в любой школе нам дают домашнее задание она просто нехочет делать домашнее задание. В школе она пишет и рисует а вот дома нехочет. Я и спокойно обясняла и орала незнаю что делать как быть.

Начните с каких-то обязанностей дома. С чего-то, что она должна делать, хочет или не хочет. По возможности сама, без того, чтобы вы над ней висели. А потом уже переносите это в зону уроков.
Впрочем, думаю, что задание в подготовительной школе можно и не делать. Особенно, если вы и в детский сад ходите.

Добрый день. Сыну 5 лет. Доче 1 год. Он ее очень любит защищает не ревнует к ней. Но его характер меня беспокоит. Очень плаксивый обидчивый зажатый неуверенный в себе что ли. С другими детьми пытается наладить контакт но его почему то не принимают в компанию хотя до игрушек не жадный, не драчливый но и за себя постоять не может. Мы его иногда ругаем но без физ. силы. Как воспитать в нем силу духа? К тому же имея очень обширный словарный запас и грамотную речь не выговаривает множество звуков. Другие дети да и взрослые зачастую его не понимают. Возможно ли это из-за ГВ до 2 лет? Что его развитие осталось на младенческом этапе? То ли к логопеду то ли к психологу вести.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 3-5 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры с взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Другая важная особенность детей 3-5 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

· наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

· речь находится в стадии формирования;

· обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

· внимание, мышление, память непроизвольны.

Психологические особенности детей 5-6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребёнка, общения со сверстниками. Игра остаётся основным способом познания окружающего мира, хотя меняются её формы и содержание.

В этом возрасте ваш ребёнок:

— Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задаёт много вопросов, но и сам формулирует ответы или создаёт версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

— Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребёнок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

— С трудом может соизмерять собственное «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому всё время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.

— Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребёнку ещё нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.

— Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему ещё трудно долго сосредоточиваться на том, что ему не интересно.

— Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

— Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много вопросов родителям.

— Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Вам как его родителям важно:

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «враньё», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребёнке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребёнку возможности для самого разнообразного творчества.

— Быть внимательным к желаниям ребёнка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

— Обеспечивать ребёнку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из неё. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьёй, вместе с ребёнком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опёку, позволяя ребёнку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребёнка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

— Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребёнок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему, как к помощнику, вы больше развиваете в нём «взрослую» позицию. Делая его подчинённым и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.

— По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребёнка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задаёт, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей, запастись детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными представлениями. Помнить, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребёнка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогать ребёнку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребёнка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойство и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребёнку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологу.

(по Выготскому дошк. возр. До 7 лет. )

Дошкольный период очень важен для развития ребенка.

Кризис трех лет «Я сам». Возможные формы проявления:

1. Негативизм — поведение ребенка противоречит требованиям взрослых, главный мотив – сделать наоборот.

2. Упрямство – реакция ребенка настаивать на своем не из-за потребности в чем-либо, а чтобы прислушались к его мнению.

3. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязывания образа жизни.

4. Своеволие, своенравие — гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствие детским возможностям.

5. Протест, бунт, деспотизм – ребенок жестоко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования. В противном случае взрослых ждут истерики.

1. Отвлечь, переключить ребенка на другую деятельность

2. Провести беседу (можно в виде сказки, притчи), почему он не прав.

3. Согласованность действий и мнений взрослых (единство воспитания).

4. Ввести правила и запреты (слова «нет» и «нельзя» должны быть, но в ограниченном количестве)

Социальная ситуация развития – ребенок начинает активно влиять на взрослых, осваивать все социальные нормы отношения между людьми.

Со взрослыми: увеличение самостоятельности, расширение знакомств с окружающим миром, познавательное общение, личностная форма общения.

С сверстниками: совместная игровая деятельность, общение ситуативно: «отдай», «моё»

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

— режиссерская игра (3-4 года) – не принимает на себя роль, управляет игрушками;

— образно-ролевая игра (4-5 лет) – принимает на себя роль, отражает взаимоотношения по определенным сюжетным линиям;

— игры по правилам (6-7 лет) – учатся подчиняться правилам, элементы учебной деятельности.

Новообразование: произвольность поведения.

— ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеситуативным;

— освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

— детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

— появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

— ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

— возникают попытки объяснить явления и процессы;

— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

— формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

— по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Внимание — значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; — внимание становится опосредованным; — появляются элементы послепроизвольного внимания.

Сенсорное развитие (восприятие)

— зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

— с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Основные направления развития речи в дошкольном возрасте:

1. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

2. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

(по Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология»)

Психологические особенности детей 5-6 лет studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

(по Выготскому дошк. возр. До 7 лет. )

Дошкольный период очень важен для развития ребенка.

Кризис трех лет «Я сам». Возможные формы проявления:

1. Негативизм — поведение ребенка противоречит требованиям взрослых, главный мотив – сделать наоборот.

2. Упрямство – реакция ребенка настаивать на своем не из-за потребности в чем-либо, а чтобы прислушались к его мнению.

3. Строптивость – протест против норм воспитания, установленных для ребенка, против навязывания образа жизни.

4. Своеволие, своенравие — гипертрофированное стремление к самостоятельности, несоответствие детским возможностям.

5. Протест, бунт, деспотизм – ребенок жестоко и агрессивно проявляет свою власть над окружающими, диктуя свои требования. В противном случае взрослых ждут истерики.

1. Отвлечь, переключить ребенка на другую деятельность

2. Провести беседу (можно в виде сказки, притчи), почему он не прав.

3. Согласованность действий и мнений взрослых (единство воспитания).

4. Ввести правила и запреты (слова «нет» и «нельзя» должны быть, но в ограниченном количестве)

Социальная ситуация развития – ребенок начинает активно влиять на взрослых, осваивать все социальные нормы отношения между людьми.

Со взрослыми: увеличение самостоятельности, расширение знакомств с окружающим миром, познавательное общение, личностная форма общения.

С сверстниками: совместная игровая деятельность, общение ситуативно: «отдай», «моё»

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры:

— режиссерская игра (3-4 года) – не принимает на себя роль, управляет игрушками;

— образно-ролевая игра (4-5 лет) – принимает на себя роль, отражает взаимоотношения по определенным сюжетным линиям;

— игры по правилам (6-7 лет) – учатся подчиняться правилам, элементы учебной деятельности.

Новообразование: произвольность поведения.

— ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеситуативным;

— освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;

— детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;

— появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;

— ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;

— возникают попытки объяснить явления и процессы;

— экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;

— складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

— воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

— оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

— ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

— воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.

— преобладает непроизвольная образная память;

— память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;

— словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;

— складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;

— формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;

— по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

Внимание — значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; — складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; — внимание становится опосредованным; — появляются элементы послепроизвольного внимания.

Сенсорное развитие (восприятие)

— зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

— осваиваются сенсорные эталоны;

— возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

— с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

Основные направления развития речи в дошкольном возрасте:

1. Развитие звуковой стороны речи: фонематического слуха, правильного звукопроизношения.

2. Развитие словаря как количественное накопление слов и качественное освоение их значения. Пассивный и активный словарь.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

(по Г.А. Урунтаевой «Дошкольная психология»)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector