Психология 4 летнего ребенка

Ребенок в 3 года проходит революционный рубеж – именно в этот период своей жизни он начинает осознавать себя как отдельную личность со своей волей и желаниями. Для родителей малыш с трех до четырех лет очень интересен – буквально каждый день он делает какие-то открытия, постоянно меняется, учится новым словам и понятиям. Но этот возраст требует от них большой ответственности, потому что в это время формируются основные черты характера и усваиваются правила взаимоотношений между людьми.

Кризис «Я сам»

В возрасте 3-4 лет ребенок часто проявляет упрямство, непослушание, а иногда – даже враждебность. Он испытывает потребность заявить о своей индивидуальности, отстоять право на осуществление выбора и принятие решения. Не зная, как это сделать, он противопоставляет себя взрослым, желая показать свою самостоятельность. Как себя должны вести родители?

  • Постараться физически ограничить ребенка от всего, что с большой вероятностью может вызвать конфликт – убрать с поля его зрения соблазнительные, но неполезные или недоступные для ребенка предметы или развлечения (сладости, аттракционы, игрушки, которых вы не можете себе позволить).
  • Следует избегать излишней категоричности и принуждения. Дайте ребенку как можно больше свободы, чтобы он почувствовал уверенность в себе.
  • При необходимости в чем-то отказать или что-то запретить нужно объяснить малышу определенные правила, которых всегда нужно придерживаться.
  • Не позволяйте манипулировать собой. Желая добиться своего, дети могут закатить истерику, громко плакать и топать ногами, со злостью бросать вещи или даже проявлять агрессивность. Нельзя поддаваться на эти провокации – нужно мягко научить ребенка, что чего-то ему еще нельзя, а что-то – нужно вежливо попросить.
  • Нужно стараться так формулировать свои просьбы к ребенку, чтобы он понимал, что их выполнение принесет ему удовольствие. Например, не требовать «немедленно ложись спать», а объяснить, что если он сегодня вовремя ляжет спать, его завтра ожидают интересные приключения.
  • Конечно же, самое главное, – ребенок в это время, несмотря на показную самостоятельность, нуждается в вашем внимании. Проводите с ним как можно больше времени.

Познание мира и обретение навыков

В 3-4 года малыш жадно изучает мир. Помогайте ему узнать и увидеть как можно больше. Гуляйте с ним, читайте вслух сказки и истории, предоставляйте возможность общения со сверстниками.Для крохи наилучшая форма восприятия информации – это игра. Нужно чутко реагировать на темпы его развития, пытаясь научить его тому, что он еще не умеет, но уже может освоить.

В это время ребенок активно перенимает навыки по самообслуживанию: он уже способен справляться с одеждой, мыть руки, складывать игрушки после игры. Поощряйте его, и он быстро привыкнет к установленному порядку. Показывайте, как лучше выполнить то или иное задание.Малыш изучает также и себя. Он исследует свои возможности, формирует отношение к себе. Взрослым нужно вести с ребенком беседы о нем самом, рассказывать, каким он был раньше, отмечать его успехи.

Стоит ограничить пребывание ребенка перед телевизором или компьютером, особенно перед сном – такая психическая активность может вызвать нарушения сна.

Физическая активность

Следует учитывать особенности развития ребенка в этом возрасте. Он уже многому научился, но его движения еще недостаточно точны, поэтому от него нельзя требовать безупречного выполнения каких-то действий.

Малыш в этом возрасте не должен сидеть длительное время – это может негативно сказаться на его осанке. Гораздо полезнее для него бегать и прыгать, поэтому постарайтесь обеспечить ему необходимую физическую активность.

Когда стоит обратиться к психологу?

Консультация у психолога поможет родителям правильно выстроить отношения с малышом, чтобы он рос спокойным, уверенным в себе и социально адаптированным. При воспитании ребенка в возрасте 3-4 года психология способна дать действенные советы.

Однако бывают ситуации, когда встреча с психологом не просто желательна, а необходима. Если вы заметили, что у ребенка резко изменился характер, появились страхи, кошмары, устойчивое состояние тревожности – заходите в Центр психологической помощи «Инсайт». Опытный специалист определит причину проблемы и подскажет эффективный способ ее устранения.

В сфере психологии наиболее тонкой и уязвимой является тема детской психологии. Ребенок – это еще несформированная личность, он растет и постепенно познает мир. Поэтому найти нужный подход к нему намного сложнее, чем к взрослому человеку, который имеет определенные сформированные взгляды и объективное понимание тех или иных вещей.

Особенности детской психологии

Особенности детской психологии заключаются в том, что ребенок еще не понимает многих вещей и его легко можно обмануть. Он еще не умеет искать взаимосвязи между вещами и событиями и ему сложно отличить правду от вымысла. А поскольку взрослые являются для него авторитетом и примером для подражания, он им верит.

Особенно это относится к детям до пяти лет. В возрасте от двух до четырех лет у ребенка происходит формирование психики. Потому к этому периоду развития ребенка необходимо отнестись очень ответственно. Нужно стараться находить правильный подход к малышу. И помнить о том, что каждый ребенок индивидуален и психологические процессы у каждого протекают по-разному. В такой период один ребенок может быть спокойным и, даже замкнутым, у другого же наоборот могут быть частые смены настроения и необоснованные реакции. От этого у родителей часто может возникать ощущение отсутствия взаимопонимания с ребенком.

Поиск правильных подходов

Как же найти правильный подход к ребенку в таком возрасте? Для этого следует отнестись к нему как к взрослому. В ходе своего развития дети проходят определенные этапы. На возраст до пяти лет приходится период так называемой игры или подражания. В этот время малыши начинают перенимать поведение взрослых людей. Поэтому нужно не забывать, что вы служите для него примером. Для ребенка подражание взрослым является игрой, но все это прочно откладывается в его подсознание.

Также в возрасте двух-четырех лет, особенно ближе к 4, у детей проявляется большая любознательность ко всему, что их окружает. Но многие взрослые на детские вопросы отвечают либо отговорками, либо неправдой. Не стоит думать, что дети глупые. Они часто бывают намного смышленее взрослых. И если взрослая неправда рассекречивается, то у ребенка снижается степень доверия к старшим. На этом фоне могут возникать обратные реакции и конфликтные ситуации. Нужно отнестись к любознательности малыша с терпением и находить для него правильные ответы.

Повышенное внимание — залог доверия

В этот период ребенок требует повышенного внимания. От недостатка проявления внимания со стороны старших, у него может развиться замкнутость. Ему будет сложно адаптироваться в окружающем мире, находить общий язык не только с взрослыми людьми, но и со сверстниками. В это время лучше избегать криков и строгих наказаний. Тем более, если ребенок стал раздражительным и у него случаются частые перепады настроения. Ведь развитие малыша — это естественный процесс. Нужно просто набраться терпения и пережить его. А постоянные крики на ребенка не приведут ни к чему хорошему. Это может только усугубить его состояние и негативно сказаться на ваших с ним отношениях.

Возраст от двух до четырех лет – это достаточно сложный период в воспитании ребенка. Для того, чтобы найти нужный подход к ребенку, отнеситесь к нему, как к взрослому. Пусть он видит, что его воспринимают равноценно. Это придаст ему уверенности и сделает ваши с ним отношения более доверительными.

Психология 4 летнего ребенкаПсихология 4 летнего ребенкаПсихология 4 летнего ребенкаПсихология 4 летнего ребенка

Статья расскажет, каким должно быть психическое развитие ребенка 4 лет. Родители узнают, какие особенности имеет психология ребенка 4 лет, и какие существуют возрастные особенности детей 4 лет.

В возрасте трех-четырех лет ребенок еще не может полностью управлять основными психическими процессами, такими как память, внимание и мышление. Для ребенка взрослый человек привлекателен именно как партнер по интересующей совместной деятельности.

Ровесники пока малопривлекательны в этом плане, так как речь еще не слишком развита и достаточно трудно строить план совместной игры. В этот период у детей происходит и становление самостоятельности.

Психическое развитие ребенка 4 лет основывается на познавательной деятельности реальных предметов. Ребенок познает именно то, что видит перед собой в настоящее время. Речь у ребенка так же остается на стадии становления.

Не стоит требовать от ребенка слишком развернутых ответов, так как ребенку сложно переключаться с мыслей на формирование речи.

Дети в возрасте 4-5 лет

К четырем – пяти годам у ребенка активная речь завершает формирование. Сознание выходит за пределы того, что ребенок видит непосредственно перед собой. Малыш уже может представлять себе явления по рассказам. Теперь взрослый человек – это источник информации. Кризис трех лет остается позади.

Психология ребенка 4 лет меняется и в том, что сверстники уже воспринимаются как партнеры по играм. Так как в этом возрасте мнение сверстника имеет большое значение, нужно стараться организовывать общение детей не как соревновательные действия, а как сотрудничество. Если дети в возрасте 3-4 лет часто играют в одиночку, присматриваясь к действиям сверстников, то к 4-5 годам дети уже образуют небольшие группы.

Если возникает спор из-за игрушек или другой конфликт, дети еще не пытаются прийти к согласию, а начинают отбирать игрушки, толкать или прогонять других детей словами.

Существуют и другие возрастные особенности детей 4 лет. Это возраст, когда ребенок с наибольшим удовольствием слушает сказки. В этот период активно развивается воображение. Познавательное воображение отвечает за достраивание целостной картины реальности и за получение новых ощущений. Аффективное воображение – это утверждение и защита своего «Я» ребенка. Ребенок много раз проигрывает травмирующие ситуации и создает воображаемые моменты, когда он чувствует себя всесильным и смелым. К 4 годам своего пика достигает именно аффективное воображение

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector