Психология детей 3 4 лет

Психология детей 3 4 лет

Психология воспитания детей 3, 4 лет – это вопрос, требующий особого внимания. Дело в том, что зачастую основной причиной капризов и упрямства трехлетних детей является то, что малыши начинают считать себя взрослыми. Вот только их родители этого не только не принимают, но даже и не замечают.

Психология воспитания детей в этом возрасте

Кризис трех лет – это сложный период для любого малыша. Ведь позиция родителей остается неизменной и звучит, как «Ты маленький», а вот малыш впервые занимает позицию «Я умею», «Я сам», «Я знаю» и т.д. Но пережить этот кризис без существенных последствий для обеих сторон под силу любым родителям. Для этого нужно не только умело направлять в нужное русло желания малыша, но при этом признавать его право выбора, не теряя его уважения.

Основной вопрос сводится к простой фразе: «можно ли во всем уступать своему чаду?». Конечно же, нет. Но для каждой конфликтной ситуации непременно должно находиться педагогическое решение, в основе которого и будет лежать знание психологических особенностей 3-4-летних детей. В разрешении любого конфликта в этом возрасте родители должны воспринимать своего ребенка как единственную и неповторимую личность.

Особенности «кризиса 3 лет»

Итак, возраст 3-4 года – это настоящая «буря и натиск». Тем не менее, психологи уверяют, что данный кризис не только неизбежен, но и необходим для нормального становления личности малыша. Сами по себе подобные преобразования – это возрастные изменения личности, которые затрагивают, как психические процессы, так и изменяют жизненную позицию ребенка, его мировоззрение. Такой кризис буквально обновляет личность, так как в этот период ребенок целиком меняется, во всех основных чертах своего характера.

Такой процесс становления сложен для ребенка и его родителей. Ведь взрослые не всегда могут успеть за возрастными изменениями в детской психике, а нередко и сами провоцируют негативное поведение, от которого затем сами и страдают.

Не стоит забывать, что такое поведение совершенно не является обязательным. Ведь примерно треть детей переживает данный кризис без проявления симптоматики трудновоспитуемости. В этом случае неизбежность самого кризиса будет выражаться в направлении развития ребенка и его темпах. То есть, сам по себе процесс объективный и поэтому неминуемый.

Зато стиль поведения конкретного ребенка в кризисной фазе – это субъективный фактор, который отличен у разных детей. Причем даже один ребенок может существенно изменяться на протяжении всего кризиса, что нашло свое отражение в психологии воспитания детей 3,4 лет. Это уже будет влиять на стиль поведения родителей.

Приемы предотвращения конфликтов

Специалисты говорят о нескольких действенных приемах, которые помогут эффективно избежать конфликтов. Это:

1.​ Установление очередности в использовании любого спорного предмета. Причем желательно, чтобы младшие школьники в подобной очереди находились не более минуты, так как у них на большее попросту не хватает терпения.

2.​ Поиск совместно с ребенком выхода, который устроил бы всех участников конфликта.

3.​ Дошкольники должны постоянно знакомиться со все новыми одобряемыми и осуждаемыми поступками, которые будут им понятны, причем даже с теми, с которыми пока им не приходилось встречаться на практике.

Советы родителям в психологии воспитания детей 3,4 лет

Как уже было отмечено выше, возраст 3-4 года одинаково трудно переживается, как детьми, так и их родителями. Поэтому родителям стоит вспомнить о нескольких простых советах психологов, на тему того, как пережить это время мирно. Необходимо:

– давать своему ребенку право выбора, а также возможность иметь собственное мнение, так как, по сути, он ничем не отличается от других;

– любить малыша просто за то, что он есть, но ни в коем случае не за то, что он «хороший», при этом ничего нельзя требовать взамен;

– малыша нужно как можно чаще хвалить за совершенные хорошие поступки, ведь его пока нельзя перехвалить в принципе;

– требовать от ребенка что-то только с проявлением уважения к нему;

– играть с малышом чаще, ведь именно в играх он примеряет на себя роль взрослого, который все может сделать самостоятельно;

– не давить на малыша авторитетом, а, напротив, по мере возможности, общаться с ним на равных;

– осуждать нужно не самого ребенка, а только его отдельный поступок;

– даже в случае порицания, необходимо сравнивать его плохие поступки с хорошими.

К этому списку можно добавить лишь пункт о необходимости обнимать своего ребенка хотя бы по 5 раз на протяжении дня. Это подарит ему не только чувство защищенности, но и уверенность в себе и в том, что его любят.

А вот поступки ребенка с поступками других детей сравнивать ни в коем случае нельзя, так как это только создаст предпосылки к появлению неуверенности в себе и унизит его.

«Психологические особенности ребенка 3-4 лет»

Психология детей 3 4 лет

Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.

Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании . Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

Чувства непроизвольны — легко вспыхивает, ярко горят, и быстро гаснут.

Внутренний мир ребенка 3-4 лет начинает наполняться противоречиями:

— стремится к самостоятельности но в тоже время не может справится без взрослого

— ребенок любит близких, но он не может не злится из-за ограничения его свободы.

В 3-4 года (а иногда и раньше) ребенок переживает мощный возрастной кризис.

Кризис 3-х лет выражается в желании делать все по-своему. Оно совершенно необходимо ребенку для благополучного отделения. Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая, что он «вырос из них». С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.

Проявление кризиса 3-х лет:

Деспотизм, Негативизм, Строптивость, Упрямство и Симптом обесценивания

Симптом обесценивания проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает смех, удивление, насмешку, то для малыша это стать подкреплением его действий.

Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу.

Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

Родителям в данный период не стоит:
• Настаивать на своём (в этом случае ребенок будет безынициативным)
• «Ломать» детское упрямство (это может привести к заниженной самооценке ребенка, либо он перестанет слышать ваши замечания).
• Не давать ему ничего делать самостоятельно. (иначе ребенок может вырасти безвольным, малоинициативным)
• Показывать ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт. (низкая самооценка)
• Постоянно ругать.(низкая самооценка, неуверенность в себе)

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку благоприятно пережить возраст 3-х лет?

Избегайте авторитарного стиля взаимоотношений в воспитании.
— Договоритесь о единой тактике воспитания в семье.
— Научитесь переключать ребенка. Например: Если вы предполагаете поехать в гости к бабушке и ожидаете, что это предложение ребёнок встретит отрицательно, то предложите ребёнку выбрать наряд, в котором он поедет. В результате внимание ребёнка будет сконцентрировано не на решении, ехать к бабушке, или нет, а на выборе наряда, в котором он поедет. Или вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?».

— Используйте негативизм ребенка в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Скорей всего ребенок вам возразит, тем самым сделает, так как вы хотели.
— Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребенка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
— Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора и право ребенка на совершение ошибок.
— Следите за собой. Так как многие поступки и слова ребенок копирует у своих родителей.
— Озвучивайте для ребенка его переживания и чувства, это поможет малышу лучше понять свое эмоциональное состояние.

Результатом кризиса является осознание себя как отдельного самостоятельного человека, который имеет свою волю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector