Психомоторное развитие ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» — Л.Полински)

Вот что нужно сделать: Если возраст вашего ребенка составляет 14 недель, но он родился на 6 недель раньше, то необходимо вычесть 6 из 14. Возраст будет 8 недель. Используйте откорректированный возраст, когда вы смотрите на этапы развития (от ред. – Если возраст вашего ребенка 8 месяцев, но он родился раньше на 2 месяца, то откорректированный возраст ребенка составит 6 месяцев).

К возрасту 2 лет, большинство детей достигнут нормального уровня развития, и вам не придется осуществлять корректировку. Если ваш ребенок еще не догнал в развитии сверстников, то он может нуждаться в дополнительной поддержке в течение более длительного периода времени.

Общее представление о моторном развитие

Психомоторное развитие ребенка Психомоторное развитие ребенкаПсихомоторное развитие ребенка

Социальное и эмоциональное развитие:

Контроль за развитием ребенка

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 9-ти месяцев:

* К возрасту восьми месяцев не лепечет
* К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в «ку-ку!»
* Не переносит вес стоя на ногах с поддержкой
* Не сидит с поддержкой
* Не гулит («мамама», «бабаба», «папапа»)
* Не играет в любые игры где необходимы движения назад и вперед либо вправо-влево
* Не реагирует на собственное имя
* Не похоже, чтобы узнавал знакомых людей
* Не смотрит, на то что вы указываете
* Не перекладывает игрушки из одной руки в другую
* Не лепечет согласные звуки

Психомоторное развитие ребенкаПсихомоторное развитие ребенка

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 8-ми — 12-ти месяцев.
* Не ползает
* Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
* Не может стоять с поддержкой
* Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
* Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
* Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
* Не указывает на предметы или картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Двигательное развитие:
* Самостоятельная ходьба
* Заползает и сползает с мебели без помощи других людей

Развитие языковых навыков:
* Использует два других слова, кроме «мама» и «папа»
* Просит пищу и/или напитки звуками или словами
* Показывает, что он хочет, протягивая руку, указывая или бормоча (ворча)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ВОСЕМНАДЦАТИ (18) месяцев (полтора года)?
Психомоторное развитие ребенка

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Любит есть самостоятельно, но весь испачкается
* Имитирует (копирует) работу предметов, поведение взрослых (кормит куклу, наливает чай в чашки, расчесывает волосы, отвечает на телефон)
* Привлекает внимание к себе других людей

Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 18-ти месяцев:

* Не показывает вещи другим
* Не начал ходить
* Не знает, для чего (как применять) обычные/распространенные вещи в быту
* Не копирует других
* Не пополняется словарный запас новыми словами
* Не произносит по крайней мере 6 слов
* Не замечает или не обращает внимания, когда родитель уходит или возвращается
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

* Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
* Не произносит как минимум 15 слов
* Не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
* Не начинает копировать действия или повторять слова
* Не исполняет простые просьбы
* Не научился катить игрушки на колесиках
* Не использует фразы из 2-х слов (например, «дай молоко»)
* Неуверенная походка
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Развитие ребенка, пожалуй, одна из самых волнующих тем родительского сознания. Какими ключевыми навыками для своего возраста он должен обладать и какие пути становления ему присущи, порой без базы знаний определить самостоятельно не под силу. Здесь большую роль играет многодетность. В этом случае у вас есть наглядный пример для сравнения. Но если в вашей жизни пока только один ребенок, то компетентная литература – спасение.

На ранних этапах развития ребенка разделяют два вида патологий: врожденная и приобретенная. Если к первой вы носите косвенное причастие, то виной второй родители. Именно от них зависит адаптационный период ребенка. Общение с матерью и членами семьи в детском возрасте несет огромное значение в формирование личности, его умений и навыков. В противном случае вы столкнётесь с задержкой психического развития на ранней стадии. Если этот феномен ещё под силу исправить, то развившуюся в последствии полную социальную дезадаптацию – нет. Неспособность к жизни в окружающем мире – настоящая катастрофа для маленького человека.

Психомоторное развитие достаточно широкое в своем смысле слова, оно включает в себя оценку зрения, слуха, двигательных функций, социальный контакт и другие. Здесь учитываются многие факторы, начиная от положения головки малыша, до самостоятельного приема пищи.

Немаловажный аспект, это чрезмерно активная воспитательная функция. К примеру, ребенок не может самостоятельно удерживать игрушку, если ему никогда ее не давали, но также и из-за врожденной патологии. Если вы склоняетесь ко второму, то есть срочная необходимость в посещении педиатра, который сможет вынести профессиональный вердикт.

Двадцать восемь лет назад были разработаны наглядные таблицы психомоторного развития для быстрого определения результата. Что позволяет мгновенно сделать первую оценку наличия патологии. Таблицы легки в использовании и очень функциональны. Рассмотрим первые три года развития ребенка, основываясь на данные показатели.

До года:

За двенадцать месяцев своей жизни ребенок учится самым главным вещам познания окружающего мира. С каждым днем багаж его знаний и навыков пополняется, что двигает психомоторное развитие. На данном этапе не стоит основополагаться на табличные данные буквально. Ведь некоторые умения больше присущи девочкам, а другие мальчикам. Также дети делятся на «ранних» и «поздних». Но не стоит слишком затягивать с оценкой, так как месячных сдвигов быть не должно.

По статистической оценке средних показателей психомоторного развития ребенок до года должен научиться:

  • Улыбаться и реагировать на обращения взрослых.
  • Повторять слоги и звуки.
  • Показывать свое недовольство на резкие звуки и яркий свет.
  • Поднимать голову и удерживать её не менее 20сек.
  • Фиксировать взгляд на предметах.
  • Поворачиваться со спины на бок и обратно.
  • Пружинить ножками, при поддержке за подмышки.
  • Поворачивать голову в сторону звука.
  • Тянуться к игрушке и хватать ее.
  • Громко смеяться.
  • Узнавать маму.
  • Самостоятельно сидеть.
  • Вставать на четвереньки и уверенно ползать.
  • Самостоятельно вставать у опоры и опираться на ноги.
  • Брать мелкие предметы двумя пальцами.
  • Сооружать пирамиду из кубиков.
  • Есть с ложки и пить из кружки.
  • Узнавать знакомых, и пугаться чужих.
  • Играть в «ладушки» и «прятки».
  • Кивать положительно и отрицательно головой.
  • Знать свое имя и откликаться на него.
  • Показывать пальцем на знакомые предметы.
  • Использовать по назначению расческу.
  • По просьбе обнимать родителей, стремиться к одобрению.
  • Подражать действиям других.
  • Умышленно бросать игрушки.
  • Показывать части лица и тела по просьбе.
  • Голосом или жестом сигнализировать о своих желаниях.
  • Понимать значение слов «можно» и «нельзя».

Психомоторное развитие ребенка

До двух лет:

На втором году жизни психомоторное развитие ничем не уступает годовалому. К уже приобретенным навыкам добавляется ряд более сложных и расширенных умений. Малыш учится:

  • Много ходить, приседать, перешагивать препятствия.
  • Самостоятельно кушать ложкой.
  • Повторять действия игр.
  • Понимать значения слов «круг», «шарик», «квадрат» и другие.
  • Различать предметы по цвету и величине.
  • Стремительно увеличивать словарный запас.
  • Применять более сложные слова в диалоге.
  • Самостоятельно надевать на себя детали одежды.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Использовать глаголы, прилагательные и местоимения в речи.
  • Уметь задавать вопросы.
  • Рисовать «каракули» карандашом.

Психомоторное развитие ребенка

До трёх лет:

Основные навыки этого возраста больше совершенствуются, нежели добавляются новые. Здесь важно уделять ребенку как можно больше внимания и помогать в его развитии. С двух до трех лет малышу необходимо научиться:

  • Перешагивать препятствия, равные высоте одной средней ступени.
  • Полностью самостоятельно одеваться.
  • Формулировать сложные предложения.
  • Задавать вопросы «Где?», «Когда?».
  • Различать события «вчера», «сегодня», «завтра».
  • Знать геометрические формы и основные цвета (белый, черный, красный, зеленый, синий).
  • Играть в игры с сюжетом.
  • Знать применение салфетки или носового платка.
  • Лепить фигурки из пластилина и рисовать простые рисунки на бумаге.

Психомоторное развитие ребенка

Полагаться в этом вопросе стоит на многие аспекты, которые подробно описаны в научной литературе. Немало великих российских и зарубежных авторов посвятили этой теме не одно свое издание. Наука о детях очень интересная, она с каждым днем приобретает все новые краски, тем самым совершенствуя прежние показатели. Но не стоит забывать и о том, что психомоторное развитие напрямую связано с воспитанием. И только от этих факторов зависит то, кем в будущем станет ваш ребенок.

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Психомоторное развитие включает в себя большой комплекс показателей: совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, сенсорного восприятия, эмоций, навыков коммуникации и социализации.

Каждый родитель озабочен тем, чтобы его малыш развивался своевременно и был здоровым. И важным условием для этого является регулярное наблюдение у специалистов. В клинике La Salute мы собрали команду педиатров и детских неврологов высшей квалификационной категории.

Психомоторное развитие ребенка

Психомоторное развитие ребенка

Врач высшей категории

Стаж работы: более 35 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: более 15 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: более 15 лет

Психомоторное развитие ребенка

Стаж работы: более 30 год

Отзывы пациентов

Головной мозг малыша отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам. И только к 8 годам кора головного мозга ребенка по строению похожа на кору взрослого человека.

Оценка психомоторного и речевого развития детей дошкольного возраста напрямую связана со скоростью физического и психоэмоционального развития. А потому и проводится с различной частотой в каждом из возрастных периодов.

  • 1-ый год жизни – ежемесячно
  • с 1 до 2-х лет – каждые 3 месяца
  • с 2 до 6-ти лет – ежегодно

Календарь первого года развития ребенка

  • 1 месяц. Малыш вздрагивает при резких звуках, ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, начинает улыбаться, может недолго удерживать головку.
  • 2 месяца. Малыш поворачивает головку в сторону звку, более уверенно следит за движущимися перед глазами предметами, на обращение к нему улыбается.
  • 3 месяца. Ребенок прислушивается к звукам, фокусирует взгляд на предмете, тянется к игрушкам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки.
  • 4 месяца. Проходит гипертонус рук, малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Он начинает громко смеяться, при кормлении старается поддерживать грудь или бутылочку ручками.
  • 5 месяцев. Малыш уже отличает родных и чужих людей, может стоять при поддержке, берет игрушку из рук взрослых, долго и активно гулит.
  • 6 месяцев. Ребенок начинает попытки ползать, сидит при поддержке, лепечет, может кушать с ложки.
  • 7 месяцев. Малыш увереннее ползает и сидит, показывает предмет на вопрос «где?», пьет из чашки из рук взрослого. У него появляются разные интонации в лепете.
  • 8 месяцев. Ребенок самостоятельно садится, встает, начинает ходить, держась за опору. Активно произносит простые слоги. Узнает родных по фотографии.
  • 9 месяцев. Может ходить при поддержке взрослых, выполняет простые просьбы (покажи, дай), жестикулирует, повторяет услышанные слоги.
  • 10 месяцев. Малыш знает и показывает разные части тела, произносит первые простые слова, может залезать и слезать со стула/дивана.
  • 11 месяцев. Ребенок начинает стоять без опоры, пробудет делать первые шаги самостоятельно. Реагирует на слова «можно» и «нельзя».
  • 12 месяцев. Произносит около 8-10 слов, понимает около 100. Начинает самостоятельно ходить. Выполняет простые просьбы, начинает пить из чашки сам, может подбирать предметы по форме.

Факторы, влияющие на развитие

  • Генетические. Ребенок может немного отставать или опережать сверстников, если имеет к этому генетическую предрасположенность.
  • Наследственные. Наличие наследственных заболеваний может повлечь за собой отставание ребенка в развитии.
  • Сложная беременность. Здесь учитывается множество причин: заболевания матери, инфекции, угроза выкидыша, гипоксия плода, тяжелые или срочные роды, родовые травмы.
  • Экологические. Территория, на которой родился и проводит первые годы своей жизни ребенок, может оказать как негативное, так и благоприятное влияние на развитие малыша.
  • Социальные. К этой группе факторов относятся обстановка в семье и люди, которые находятся в окружении ребенка.
  • Материально-бытовые. Отсутствие полноценного питания, развивающих игрушек влияет на развитие ребенка.
  • Психоэмоциональные. Недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей очень часто провоцирует психомоторные и речевые задержки в развитии малыша.

Важная роль педиатра

Если вас что-то настораживает в развитии своего ребенка, не стоит медлить с визитом к врачу. Во время планового осмотра педиатр оценивает не только антропометрические изменения, но и большое внимание уделает соответствию уровня психомоторного и речевого развития малыша его возрасту. В зависимости от ситуации доктор направляет ребенка к узкопрофильному специалисту на дополнительное обследование.

Доверяя врачам нашей клиники, вы можете быть спокойны за здоровье и своевременное развитие своего малыша.

С физическим развитием малыша мы с вами уже определились, теперь необходимо поговорить о развитии психомоторном или по-другому оценить навыки и умения малыша, уровень его развития и соответствие его нормативным значениям, принятым для каждого возраста. И опять же, я не устаю повторяться, не стоит оценивать уровень развития ребенка, исходя из ваших субъективных знаний – при сравнении детей с соседскими, подружкиными, и т.д. Не факт, что у их детей все в порядке с здоровьем и развитием, хотя они думают иначе. У меня есть одна знакомая мама, в три года ее ребенок не произносит ни единого слова (вообще, слов не говорит никаких), общается писками-визгами, постоянно все грызет и тянет в рот, но ее это не беспокоит – она считает это нормальным.

На что опираться в оценке.

Не стоит опираться на свой опыт, даже если в семье растет не один, а несколько детей – темпы развития у детей разные, хотя общие черты и линии развития, конечно, есть у всех детей. Если же у вас в семье один ребенок, вам вообще сложно судить об уровне его развития, даже если на прогулке вы общаетесь с другими родителями и наблюдаете за их малышами. В психомоторном развитии есть достаточно четкие критерии развития детей по линиям развития и возрастам, опираться в оценках стоит именно на них, а не на собственные наблюдения.

Ребенок развивается в первые годы жизни очень быстро, у него месяц за месяцем формируется свой комплекс навыков, необходимый для существования в данных условиях и в данном возрасте. Есть критерии, которые являясь для новорожденных вполне нормальными, являются уже абсолютной патологией для ребенка в полгода. Поэтому, при оценке нужно сверяться с данными по своей возрастной группе, отмечая время возникновения навыка и время его уверенного выполнения (например, первые шаги и уверенная ходьба). Но нужно помнить, что психомоторное развитие – это динамический показатель, он колеблется в рамках возрастных норм и не может быть очень жестким, то есть для него устанавливаются сроки «от и до».

Что входит в понятие психомоторного развития.

Психомоторное развитие ребенка складывается из достаточно большого количества составляющих – чтобы ребенок развивался полноценно и гармонично, ему важно гармоничное и одновременное развитие органов зрения, слуха, обоняния и осязания, важна одновременная тренировка всех групп мышц, мелкой моторики, мышечный тонус и сухожильные рефлексы. Только целый комплекс всех этих составляющих даст полноценное развитие. По мере взросления ребенку важно развитие целенаправленных движений, развитие крупной, затем и мелкой моторики рук, формирование социальных навыков и навыков общения и социализации в коллективе. В медицине поэтапное становление, формирование, развитие навыков называют «ведущие линии развития».

Изначально развитием этих навыков занимаются родители и близкие родственники, по мере взросления подключается детский коллектив, группы раннего развития, садик, затем уже школа. Но на каждом этапе жизни ребенка важно отмечать своевременное овладение необходимыми навыками, совмещение этого навыка с другими, важными и необходимыми действиями. Так, при занятии с пирамидкой, малыш должен не только брать и удерживать колечко, но в дальнейшем проводить действия с ним, попытки надеть его на основание пирамидки. Тогда можно будет считать навык освоенным. Чтобы развитие психомоторных навыков считалось успешным, необходимо, чтобы малыш постоянно контактировал, общался с мамой и папой, другими членами семьи, был активным участником событии а не простым созерцателем.

Родителям важно уделять внимание правильному, постепенно, по мере развития и возможностей малыша, его развитию, чтобы двигательная и психическая сферы развивались параллельно и гармонично. При невнимании со стороны родителей, дефиците общения с ребенком, запущенности его в педагогическом плане происходит задержка его развития, не столько физического, сколько психического. Но, по мере торможения психического развития, постепенно начинает присоединяться и торможение в освоении новых двигательных навыков. В итоге может формироваться сильное отставание в развитии, нарушение социальной адаптации, ребенок становится слабо приспособленным к условиям окружающей жизни и социализации.

Как же оценить развитие ребенка правильно?

Все мы примерно знаем сроки, когда малыш должен начать делать то или иное действие – держать головку, садиться, стоять. Но чтобы это делать точно и правильно, необходимо наличие четко разработанных критериев и ориентиров, которые дадут представление о границах нормы и патологии. С начала девяностых годов в практику врачей-педиатров и неврологов были введены особые оценочные таблицы, их в дальнейшем включили в состав карты развития малыша (история развития). Этими таблицами очень просто пользоваться как врачам, так и самим родителям, в них много информации, изложенной просто и доступно, они легки в использовании и наглядны.

По этим таблицам оценивается психомоторное развитие малышей с возраста от рождения до семи лет. Таблички составляются в хронологическом порядке по годам развития малыша, внутри каждого года, при необходимости, происходит разбивка на более мелкие периоды (недели, месяцы, кварталы и полугодия). (смотрим таблички).

В младенческом возрасте (от рождения до года) ведущей деятельностью является эмоциональное общение матери и ребенка. Именно в процессе этого общения формируются базовые составляющие психического развития.

Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от биосоциальных факторов, прежде всего от состояния центральной нервной системы, образовательных процессов, социального окружения ребёнка.

На первом году жизни мозг ребенка обладает пластичностью и способностью к конструктивным изменениям. Ребёнок овладевает ходьбой и активной речью, манипулятивной деятельностью, пониманием обращенной к нему речи.

В первые месяцы жизни у ребёнка интенсивно развивается сенсорная система — появляется зрительное и слуховое восприятие. К трем месяцам у ребенка уже отчетливо выражена ведущая деятельность, которая проявляется в комплексе оживления (который реализуется в двигательной и эмоциональной активности), комплексе социальной улыбки (появляется улыбка, затем смех, и общение ребенка со взрослым приобретает дифференцированный характер).

Эмоциональное общение взрослого с младенцем формирует у него коммуникативную потребность и стимулирует развитие речи.

В период от 3 до 6 месяцев происходит совершенствование зрительных, слуховых, эмоциональных, голосовых реакций на восприятие речи взрослого; осуществляется сенсорное развитие ребенка.

Овладение манипулятивной деятельностью способствует активизации познавательной деятельности.

Ребенок с отставанием в развитии не реагирует эмоционально на общение с взрослым и на окружающие предметы, что проявляется в несформированности комплексов младенческого возраста.

В период раннего детства осуществляется интенсивное развитие движений ребенка, он овладевает многими новыми действиями; формируются и осуществляются новые виды деятельности. В этом возрасте ребенок овладевает прямой походкой, что вызывает у него положительные эмоции, расширяет границы восприятия окружающего мира.

Схема психомоторного развития
детей раннего возраста

Источник: Бадалян Л. О., Журба Л. Т.,
Всеволожская Н. М.
Руководство по неврологии раннего детского возраста.— Киев : Здоров » я, 1980,—528 с.

Обследование детей раннего возраста включает анализ анамнестических данных, общий осмотр, оценку неврологического и психического статуса, вспомогательные методы диагностики.
О состоянии ребенка при рождении косвенно свидетельствуют наличие и длительность асфиксии, оценка по шкале Апгар (табл. 1), динамика состояния в родильном доме.

Таблица 1. Шкала Апгар

Примечание . Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — средней тяжестп, от 7 до 10 — на удовлетворительное.

Следует уточнить, как протекало развитие ребенка после периода новорожденности. Для его оценки можно использовать табл. 2.
Следует также выяснить динамику росто-массовых показателей, темп увеличения окружности черепа. Полученные сведения позволяют в ранние сроки выявить признаки нарушения психо-моторного развития.
Большое значение имеют сведения о родственниках ребенка. При отягощенной наследственности необходимо составить родословную.

Прежде чем приступить к неврологическому обследованию ребенка, необходимо провести его общий осмотр.
Осмотр ребенка раннего возраста проводят в спокойной обстановке, исключая по возможности, отвлекающие факторы. Исследование новорожденных следует проводить через 1,5 — 2 ч после кормления. Температура воздуха в помещении должна быть : 25 — 27° С. Свет должен быть ярким, н о не раздражающим, а поверхность, на которой обследуют ребенка, мягкой, но не прогибающейся.
Положительную эмоциональную реакцию у грудного ребенка вызывает тихая ласковая речь, негромкие звуки, яркие игрушки .
С детьми старше года легче вступить в контакт в игровой ситуации. Отрицательные эмоции (испуг, плач) во многом затрудняют осмотр и интерпретацию его результатов.

Таблица 2. Возрастное развитие ребенка 1-го года жизни

Особенности внешнего вида ребенка, изменения строения черепно-лицевого скелета и опорно-двигательного аппарата, пигментные пятна на коже и слизистых оболочках могут помочь в диагностике целого ряда заболеваний.
При осмотре головы врач должен обратить внимание па форму черепа, его размеры, наличие асимметрий, кефалогематомы, нахождение костей друг на друга.
Форма черепа. У новорожденного череп имеет долихоцефалическую форму, а через несколько месяцев становится брахицефалическим за счет увеличения поперечного диаметра.
После первого года жизни вновь происходит увеличение продольного диаметра.
Чрезмерное увеличение продольного или поперечного диаметра черепа наблюдается при различных патологических состояниях. Так, долихоцефалическая форма черепа часто наблюдается у недоношенных детей и обусловлена деформацией костей при частом укладывании ребенка на бок. Брахицефалическая форма черепа может быть следствием уплощения затылочной кости при длительном лежании на спине. Долихоцефалическая и брахицефалическая формы черепа наряду с дефектами ухода могут быть обусловлены нарушением внутриутробного развития. В этих случаях деформации наблюдаются с рождения и сочетаются с другими признаками дизэмбриогенеза.
Изменение формы черепа иногда связано с конфигурацией его в период родов, когда происходит нахождение теменных костей друг на друга или лобные и затылочные кости заходят под теменную. Спустя некоторое время после рождения голова принимает нормальную форму. Иногда резкая конфигурация приводит к деформации черепа, которая сохраняется длительное время.
Форма черепа может быть изменена в результате родовой опухоли или кефалогематомы новорожденного. Родовая опухоль располагается в месте предлежапия головки плода, имеет тестоватую консистенцию и без четких границ переходит в обычные ткани.
Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу. Она четко отграничена и располагается в пределах одной кости, в некото¬рых случаях бывает двусторонней. Родовая опухоль исчезает в течение первых 2—3 сут. Кефалогематома рассасывается медлен¬но, иногда может нагнаиваться или обызвествляться.
Роднички черепа. При осмотре необходимо обратить внимание на состояние родничков. Они расположены в области схождения швов. Передний, большой, расположен между лобными и теменными костями, на месте соединения венечного и продольного швов; задний, малый,— между теменными и затылочными костями, на месте пересечения продольного и ламбдовидного швов. Передние боковые роднички на стыках лобной и теменной костей с большим крылом основной и чешуей височной кости; задние — н а месте стыка теменной кости с височной и затылочной. Обычно боковые роднички зарастают уже к моменту рождения или в течение первых недель жизни. Малый родничок закрывается к 2—3 мес. жизни. Передний родничок при рождении имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем прогрессирующе уменьшается к 6 мес. и в 8—12 мес. закрывается.
При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее или вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов его прироста и задержкой психомоторного развития.
Размеры головы. Во время осмотра необходимо измерить окружность черепа. Нормальные размеры черепа у детей раннего возраста представлены ниже (табл. 3).
Даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями. Поэтому при клиническом осмотре надо обязательно обратить внимание на размеры головы родителей и ближайших родственников ребенка.

Таблица 3. Окружность головы у детей раннего возраста

Психомоторное развитие — это обширное понятие, включающее в себя следующие критерии:

  1. Развитие моторики. Она делится на два вида — крупная и мелкая. Развитие крупной моторики — это двигательные функции; развитие мелкой моторики — это развитие моторики рук и координация движений
  2. Развитие статики. Включает в себя умение держать голову и туловище в определенном положении.
  3. Развитие сенсорных реакций, то есть адекватная реакция ребенка на внешние факторы
  4. Развитие языка и его понимание.
  5. Социальное развитие. Умение общаться с людьми, развитие коммуникативных функций.

Психомоторное развитие ребенка с 0 до 3 месяцев

  • Умение хорошо держать голову в вертикальном положении и в положении лежа на животе
  • Может поворачиваться на бок и тянуть руки к игрушкам
  • Умеет фиксировать взгляд на определенном и следить за его передвижениями
  • Реагирует на присутствие других людей
  • Многократно «агукает», повторяет слоги
  • Реагирует на внешние раздражители

Психомоторное развитие ребенка с 4 до 6 месяцев

  • Умеет переворачиваться на живот и обратно, тянется к своим ногам, играется с ними, может сидеть сам или с поддержкой
  • Тянется к игрушке, играет с ней держа в своих руках, перекладывает ее из руки в руку
  • Уверенно находит источник звука в комнате поворачивая голову в его сторону
  • Начинает реагировать на свое имя, узнает мать и сам к ней тянется
  • Долго лепечет, повторяет разные звуки
  • Громко реагирует на эмоциональное обращение

Психомоторное развитие с 7 до 9 месяцев

  • Самостоятельно сидит, встает на четвереньки и пробует ползти вперед
  • Сам может вставать, держась за что то, может переступать при поддержке за две руки
  • Пытается доставать разные предметы, при этом изменяя положение тела
  • Старается брать мелкие предметы двумя пальцами
  • Уверенно играет с игрушкой, размахивает ею, следит за ней, если та упала вниз
  • Начинает есть с ложечки и пить с чашки
  • Узнает взрослых, различает знакомых и незнакомцев
  • Может произнести несколько простых слов (мама, папа, баба)
  • Реагирует на свое имя, поворачивается на голос, выражает симпатию

Психомоторное развитие с 10 до 12 месяцев

  • Может сделать несколько шагов без поддержки
  • Может быстро и уверенно ползать
  • Умеет собирать пирамиду из игрушек, закрывает ящики, сам может спрятать игрушку в коробку
  • Умеет использовать расчёску, хорошо держит ложку и чашку
  • Легко идет на контакт, любит взаимодействовать и играть с другими детьми
  • Реагирует на музыку, пытается делать танцевальные движения, самостоятельно или когда просят
  • Выполняет просьбы и понимает запреты
  • Понимает, когда говорят можно, а когда нельзя
  • Может выражать свои желания, голосом или жестами

Психомоторное развитие с 1 года до 1,5 лет

  • Долго и уверенно ходит, умеет приседать, переступает препятствия
  • Самостоятельно может кушать густую пищу, более уверенно орудует ложкой
  • Различает форму (шарик, кубик, квадрат) и величину предметов
  • Начинает рисовать, сперва линии, потом штрихи и округлые линии, любит рассматривать рисунки
  • Знает больше слов, постоянно учит новые
  • В общении может использовать более сложные слова и предложения
  • Любит играть со своими сверстниками, учится быть опрятным, легко выполняет указания взрослых

Психомоторное развитие с 1,5 до 2 лет

  • Начинает бегать, уверенно ходит и перешагивает препятствия
  • Начинает одеваться при помощи взрослого
  • Может понимать рассказ по картинке, любит слушать сказки
  • Может давать ответы на простые вопросы
  • Делает несложные постройки из кубиков
  • Начинает комментировать и обозначать свои действия короткими фразами

Психомоторное развитие с 2 до 3 лет

  • Хорошо ходит без посторонний помощи, бегает, уверенно поднимается по ступеньках
  • Перешагивает невысокие препятствия (до 30 см)
  • Может одеться сам или с минимальной помощью взрослого
  • Знает и называет цвета, задает много вопросов взрослым, легко учит простые стихи и запоминает мелодии
  • Рисует простые рисунки, начинает лепить из пластилина
  • Начинает проявлять жалость, обиду, любовь, страх
  • Строит многословные предложения
  • Во всем подражает взрослым

Психомоторное развитие ребенка 4-6 лет

  • Хорошо играет в разные игры
  • Начинает писать, учится читать, легко усваивает новую информацию, легко изучает иностранные языки
  • Потребность общения со сверстниками и взрослыми возрастает
  • Через игры ребенок изучает много нового
  • За уровнем развития ребенок готов к школе
  • Замедляется процесс роста, но совершенствуются функции других органов и систем
  • Ребенок обучается езде на велосипеде, коньках, учится танцевать, вышивать
  • Очень хорошо работает память

Консультация для родителей:

Психомоторное развитие ребёнка в раннем детстве

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, исчезновение старого и появление нового, источник и движущие силы которого заключены в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Психомоторика (греч. psuhe – душа, лат. movere – двигать).

Понятие было введено в 1913 г. в детскую неврологию учёным Дюпре, ему так же принадлежит положение о том, что психическое и двигательное развитие тесно связаны друг с другом.

Закон Дюпре лёг в основу психомоторной реабилитации в связи с признанием того, что воздействие, активизирующее развитие одной сферы может оказать положительное влияние на развитие другой.

Психомоторика понимается сегодня как связь моторики с совокупностью познавательных процессов и эмоционально – волевой сферы.

Двигательная и познавательная сфера – любое движение, как бы случайно оно не возникло является для ребёнка живым опытом.

Каждое движение сопровождаются ощущениями, которые исходят не только от предмета, но и от собственных мышц.

С другой стороны, без движения не формируются ощущения и представления.

Таким образом, мозг ребёнка побуждается к жизни двусторонними потоками раздражений, идущих от ЦНС к мышцам, и обратно. Следовательно, существует тесная связь между становлением двигательной сферы и ростом интеллекта.

Не только первые сознательные эмоционально-волевая сфера познавательная сфера (психические процессы, речь) двигательная сфера (мелкая и общая моторика) мысли и ощущения порождаются в ребёнке движениями, но и в последующем двигательная сфера способствует работе мозга.

Двигательная и эмоционально-волевая сфера

Движения и вызываемые ими ощущения представляют для ребёнка большую ценность и являются для него источником радости.

Многие исследователи считают, что именно положительные эмоции, которые возникают при движении, являются стимулом к их повторению.

При отсутствии необходимых условий для формирования двигательной сферы, дети растут эмоционально вялыми, а на более ранних этапах развития, дефицит движений пытаются компенсировать неадекватными двигательными актами.

Познавательная и эмоционально-волевая сфера

Развитие этих сфер оказывает влияние на становление психических процессов и речи.

С другой стороны, низкий уровень развития познавательной сферы оказывает негативное влияние на формирование эмоций и воли ребёнка.

Период младенчества: от рождения до года

В этот период возникает первая своеобразная деятельность, которая приобретает ведущее значение – эмоциональное общение.

Важны не столько слова, сколько интонация, мимика, голос.

Под влиянием общения появляется радостное настроение, что выражается в комплексе оживления, повышается общежизненный тонус, усиливается активность ребёнка.

Всё это способствует двигательному и сенсорному развитию ребёнка.

Средства, которые использует младенец:

  1. мимика
  2. выразительные жесты
  3. экспрессивные вокализации

Во втором полугодии жизни определяется психическое развитие ребёнка становлением 2 взаимодополняющих факторов.

1. Предметно – манипулятивная деятельность.

2. Ситуативно – деловое общение с окружающими, осуществляющееся в деятельности, производимой ребёнком совместно со взрослым.

Общение приобретает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый демонстрирует ребёнку элементарные действия, а также помогает их выполнить.

  • ходьба,
  • ползание,
  • бег,
  • предметные действия.

Взрослые в этом периоде являются основным источником и организатором разнообразных впечатлений ребёнка (зрительных, слуховых, тактильных).

Двигательная сфера:

При появлении на свет, новорождённый является беспомощным существом, у него нет никаких движений на сохранение позы и тем более по перемещению в пространстве.

Среди движений младенца выделяются 2 основных типа:

  1. безусловные движения различного характера: сосательные, хватательные.
  2. беспорядочные хаотичные движения: движения, представляющие собой сочетания различных некоординированных актов.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психомоторном развитии ребёнка. Развитие мозга в этом возрастном периоде осуществляется в более высоком темпе.

Беспомощный новорождённый к концу первого года жизни представляет собой относительно самостоятельного человека, который овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно – манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращённой речи.

Период раннего детства: от года до трёх

Происходит переход к предметным действиям.

Особенно значимым для психомоторного развития ребёнка являются действия:

  • соотносящие действия (цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённые пространственные отношения)

Сборно — разборные игрушки: матрёшки, пирамидки.

  • орудийные действия (в ходе которых один предмет или орудие используется для воздействия на другой предмет.

Под влиянием предметных действий у детей интенсивно развиваются ощущения и восприятие, а также компоненты наглядно – действенного мышления. Происходит обработка данных оттенков переживаний и их мимических выражений.

Также происходит дальнейшее двигательное развитие дифференцированных движений ног, улучшение координации движений, ходьба как «ненасытная потребность» ослабевает лишь к третьему году.

Развиваются умения преодолевать препятствия: горка – лестница, начинают складываться основные виды прыжков.

Развивается умение манипулировать мелкими предметами, затем формируются начальные навыки самообслуживания.

Складываются основные виды детской деятельности.

Период от года до трёх сенситивен для развития речи.

Нарушения в психомоторном развитии у детей в раннем детстве

У таких детей к 3 – м годам не сформирована предметная деятельность, у них наблюдается наличие неадекватных действий с предметами.

Они не знают функциональных назначений предметов, их названий, не владеют способами действий с ними.

Также отмечается низковыраженная готовность к установлению контакта со взрослыми, детей сложно привлечь к совместной деятельности.

Отмечается задержка в развитии речи и общения.

У многих детей может отсутствовать активная речь:

  • первые слова – после 2 – х лет,
  • фразы после 3 – х лет. (Норма – 2 – 2,5 года).

Без специально организованной коррекционно – развивающей работы динамика в психомоторном развитии таких детей незначительна.

В данной статье мы обсудим особенности психомоторного развития ребенка от полугода и до года.

Психомоторное развитие ребенка в 7 месяцев

  • активно использует руки во время игры: стучит, перекладывает, размахивает, бросает игрушку;
  • любит ползать;
  • подолгу лепечет;
  • реагирует на вопрос «где?» поиском глазами предмета.

Психомоторное развитие ребенка в 8 месяцев

  • способен подражать простым действиям: вынимать, стучать, катать;
  • самостоятельно садится и встает, ложится, может ходить приставным шагом, держась за опору;
  • играет в «Ладушки», по просьбе дает руку;
  • громко, четко и многократно произносит знакомые слоги.

Психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев

  • имитирует простейшие движения;
  • подолгу ходит, имея опору;
  • при словах «Где?» и «Дай!» отыскивает необходимый предмет повсюду;
  • реагирует на свое имя;
  • при попытках высаживания на горшок спокоен.

Психомоторное развитие ребенка в 10 месяцев

  • хорошо себя чувствует в компании с другими детьми, играется;
  • может выполнять простые действия по просьбе: «Ладушки», пока-пока и т.п.;
  • может подниматься и спускаться по невысокой лестнице;
  • услышав просьбу «Дай», находит предмет и отдает его;
  • разучивает новые слоги, повторяя их за взрослым.

Психомоторное развитие ребенка в 11 месяцев

  • по-разному относится ко всем взрослым/детям;
  • складывает кубики и нанизывает кольца пирамидки в хаотичном порядке;
  • может самостоятельно стоять;
  • делает несколько шагов без опоры;
  • появляются первые представления о группах предметов: мячи, кубики, машинки;
  • появляются упрощенные слова, например, «ав-ав»/«гав-гав», «кис-кис», «бай-бай».

Психомоторное развитие ребенка в 12 месяцев

  • сортирует предметы по форме, например, мячи и кубики;
  • разыгрывает несколько сюжетов с игрушками, например, кормит и баюкает куклу;
  • ходит без опоры;
  • понимает слова запрета;
  • выполняет несложные поручения;
  • в лексиконе около десятка простых слов.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector