Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Часто родители волнуются из-за того, что их ребенок слишком рассеян. Такие дети часто отвлекаются, не могут сконцентрироваться на каком-либо деле, забывают только что сказанное. Это вызывает неудобства, так как родителям приходится контролировать все действия ребенка. По каким причинам дети могут быть рассеянными? Как бороться с этой проблемой?

На что влияет внимание ребенка

  • Восприятие. Когда ребенок отвлекается, он не может зафиксировать свой взгляд на чем-то конкретном. Его взгляд быстро переходит с объекта на объект. Впоследствии это приводит к тому, что ребенок не имеет полного и целостного представления об окружающем мире.
  • Память. Дети подсознательно запоминают большинство информации, которую слышат и видят. Лишнее потом уходит из памяти. Рассеянным детям нужно объяснять, что следует запоминать, а что нет. Даже после этого им бывает трудно вспомнить определенные вещи.
  • Мышление и речь. В результате постоянно невнимательности не формируется структура речи. Дети часто могут путать понятия, которые схожи друг с другом по смыслу. В результате ребенок не может определить связи между событиями и явлениями, а также сходства и различия между ними.

Признаки рассеянности

Для будущего школьника внимательность крайне важна. Как понять, что ваш малыш рассеян?

  • Он не может в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.
  • Его отвлекают любые внешние раздражители: музыка, движения и даже тихие звуки.
  • Вы видите, что малыш старается, но он все равно часто совершает ошибки.
  • Ему тяжело выявить и исправить ошибки, которые он допустил.
  • Ребенку трудно пересказать даже короткий рассказ.
  • Так как он часто терпит неудачи, он теряет интерес к каким-либо занятиям, которые потом оцениваются. Таким детям больше нравятся игры и общение со сверстниками.

Причины рассеянного поведения

Рассеянность и невнимательность у детей

С невнимательностью ребенка необходимо бороться. Иначе ему будет очень трудно усваивать материал в школе. Чтобы избавиться от этой проблемы, в первую очередь, необходимо определить, по какой причине ребенок так рассеян и невнимателен. Специалисты определили несколько факторов, которые провоцируют рассеянность у детей в раннем возрасте.

  • Важное значение имеет особенность характера ребенка. Если ваш ребенок холерик, то он постоянно будет стремиться делать одновременно большое количество дел. Из-за этого он будет часто отвлекаться. Если малыш меланхолик, то переключать внимание ему будет трудно. Такие дети легче сосредотачиваются на конкретной задаче.
  • Ребенок может быть невнимательным из-за того, что его организм ослаблен заболеванием. Возможно, у него низкое давление или уровень гемоглобина. По разным причинам дети могут страдать от частых головных болей. Причиной может стать даже простая простуда.
  • Иногда ребенок проявляется рассеянность не всегда, а только в том случае, когда занимается какой-либо конкретной деятельностью. Например, ему трудно дается математика или изучение иностранных языков. Возможно, ребенок просто не проявляется к этому интерес или нужно подождать, пока он немного подрастет.

Как бороться с рассеяностью

Рассеянность – это не приговор для вашего малыша. Победить ее должны помочь родители. Если вы не можете справиться самостоятельно, обратитесь к психологу. Помочь ребенку стать более сосредоточенным можно с помощью следующих советов.

  • С ранних лет старайтесь приучить ребенка фиксировать внимание на различных предметах. Покупайте ему динамичные игрушки, указывайте на разные предметы и объясняйте их свойства, чтобы ребенок задержал на них свое внимание.
  • Помогут развить внимательность мозаики, паззлы, различные конструкторы. Объясните ребенку, как нужно обращаться с такими игрушками. Если его это увлечет, ваш малыш во время игры будет развивать не только свою внимательность, но и логику, а также мелкую моторику рук. В любом случае, такие игры принесут немало пользы для развития крохи.
  • Играйте с ребенком в игру «Найди отличия». Также можно выкладывать перед ним несколько предметов, чтобы он их запомнил, а затем один из них убирать. Пусть ребенок догадается, что именно вы спрятали. Это развивает и память, и внимательность.
  • Чаще отправляйтесь с ребенком на прогулку, чтобы у него была возможность понаблюдать за природой и ее явлениями. Это расширит его кругозор и разовьет наблюдательность. Ведь детям в этом возрасте все интересно. Не стоит ограничивать его кругозор мультфильмами. И видеоиграми.
  • После просмотра мультфильма или прочтения книги обсудите с ребенком поведение героев, сюжет и другие детали.
  • Когда ребенок пойдет в школу, обеспечьте ему комфортное рабочее место, где его ничто не будет отвлекать от занятий. Когда он делает уроки, телевизор и компьютер должны быть выключены.
  • Режим дня первоклассника должен быть четким. Не стоит слишком сильно перегружать его различными занятиями и кружками. Обеспечьте ребенку нормальное питание и качественный сон.

Приложив некоторые усилия, вы поможете своему ребенку стать более внимательным.

Что делать с невнимательным ребенком

Умение сосредоточиться, внимательность, собранность — способности, которые играют важную роль в жизни каждого человека. В детстве они оказывают самое непосредственное влияние на успехи ребенка в учебе, у взрослых они влияют на продуктивность в работе и возможность достижения любых целей. Можно ли научить ребенка быть внимательным? А если смотреть в перспективу — то как помочь ребенку успешно реализовать себя?

Рассеянность и невнимательность у детей

Что такое внимание?

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

  • Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников. Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
  • Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
  • Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
  • Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Симптомы слабого развития внимания у ребенка:

  • он не может долго концентрироваться на одном предмете, занятии, постоянно отвлекается, бросает незавершенные дела;
  • не помнит, что было на уроках, о чем говорил учитель;
  • во время занятий отвлекается сам и отвлекает других учеников;
  • испытывает трудности с пересказом только что прочитанного текста;
  • часто не понимает задание, которое нужно выполнить.

Рассеянность и невнимательность у детей

Внимание — это не врожденное, а приобретенное свойство ума. Его развивают с детства так же, как и мышление, память.

Причины детской невнимательности

Если у ребенка хромает успеваемость в школе, взрослые легко списывают проблемы на лень или ограниченные умственные способности. На самом деле неусидчивость, невнимательность школьников ученые чаще всего связывают с тем, что родители не уделили достаточно внимания развитию соответствующих способностей в дошкольном возрасте.

Причины невнимательности:

  • Отсутствие интереса, мотивации. Ученик не видит в учебе смысла, удовольствия, пользы, поэтому просто не хочет этим заниматься.
  • Чрезмерная загруженность в учебе и внешкольных занятиях. Это проблема детей, чьи родители считают, что «ребенок должен быть постоянно чем-то занят» и что «всестороннее развитие — залог успешного будущего». Отсутствие свободного времени на простые детские игры, отдых и шалости может стать причиной снижения концентрации внимания.
  • Особый тип темперамента. Неусидчивость, трудности с запоминанием наблюдаются и у гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания, и у учеников, которые от природы очень медлительны (такая особенность нервной системы).
  • Проблемы со здоровьем. Порой причиной низкого уровня внимания является банальная гиподинамия — школьник не занимается спортом, мало бывает на свежем воздухе, много времени проводит за компьютером, перед телевизором.

Рассеянность и невнимательность у детей

Как помочь невнимательному ребенку?

Важные условия для развития внимания у детей:

  1. Физическая активность. Некоторые виды спорта, игры с мячом эффективно тренируют один из ключевых элементов внимания — концентрацию.
  2. Развитие внимания в повседневной жизни. Можно использовать любую жизненную ситуацию, чтобы учить малыша концентрироваться на каком-то предмете и детально его изучать.
  3. Развивающие занятия. Любой вид деятельности, где нужно думать, анализировать, полезен для развития когнитивных способностей (в частности, внимания). Можно выбрать для школьника внешкольные углубленные занятия по конкретным предметам, а можно использовать специальные развивающие курсы, направленные именно на тренировку познавательных способностей.

Рассеянность и невнимательность у детей

Пример эффективной программы развития внимания и других когнитивных способностей — уроки ментального счета, которые проводит для дошкольников и школьников Школа ментальной арифметики «Соробан®».

Преимущества ментальной арифметики

Достоинство этой методики в том, что работа с цифрами, числами способствует комплексной тренировке внимания:

  • максимальная концентрация на задаче;
  • моментальная обработка больших объемов информации;
  • способность к быстрому переключению с одной задачи на другую;
  • многозадачность (выполнение одновременно двух и более мыслительных действий);
  • развитие внимания в сочетании с развитием других мыслительных функций мозга.

Онлайн-обучение в школе «Соробан»

Сегодня вы можете выбрать онлайн или оффлайн обучение. Онлайн уроки ментальной арифметики помогут вашему малышу тренировать память внимание, концентрацию, логику и быстрое мышление, маленькому школьнику помогут справляться со школьной программой и лучше усваивать новые знания.

Как помочь невнимательному ребенку? 6 советов родителям

  1. Развивайте самостоятельность. Если даете ребенку задание, то предоставьте возможность справиться с ним без вашей помощи. Исследования показали, что даже пассивное участие родителей в выполнении домашнего задания (вопросы в процессе, проверка, контроль) негативно влияют на концентрацию внимания у ученика.
  2. Создайте дома благоприятные условия для занятий — рабочее пространство, где школьник может полностью сосредоточиться на учебе, где ему не помешают младшие дети, не слышно, как работает телевизор, недоступны игрушки.
  3. Оптимизируйте режим дня школьника. Для тренировки внимания полезно чередование мыслительных нагрузок и физической активности. Эффективность умственной работы зависит также от качества отдыха.
  4. Не перегружайте детей. В погоне за большими интеллектуальными достижениями можно получить обратный эффект — переутомление, выгорание, потерю интереса к обучению, снижение успеваемости.
  5. Не вините в неудачах. Критика расстраивает ребенка, а внутренние переживания мешают сосредоточиться на занятии.
  6. Мотивируйте, прививайте интерес к учебе, пробуйте разные методики в обучении. Психологи рекомендуют любые сложные занятия с детьми проводить в виде игры.

Рассеянность и невнимательность у детей

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Рассеянность и невнимательность у детейДети, особенно в младшем возрасте очень часто бывают рассеянными. Они постоянно отвлекаются. И это нормально, ведь в малом возрасте ребенок попросту не способен длительно удерживать внимание. Однако в некоторых ситуациях рассеянность может достигать выраженных масштабов, чем вызывает небывалое беспокойство у родителей.

Причины рассеянности у первоклассников

Рассеянность и невнимательность у детейКак правило, родители замечают невнимательность малыша, когда он начинает учиться в школе. Но не стоит быть слишком требовательным к ребенку. Обучение в школе, новый режим дня на первых порах являются испытанием для малыша. И пройдет несколько месяцев, пока ребенок не адаптируется к новым жизненным условиям.

Внимание детей в младшем школьном возрасте несовершенно в силу незрелости нейрофизиологических процессов.

Установлено, что дети в возрасте пяти-семи лет способны удерживать активное внимание около 15 минут, в возрасте восьми-десяти лет —20 минут, одиннадцати-пятнадцати лет — приблизительно 25-30 минут. Поэтому требовать от первоклашки усидчивости и сосредоточенности в течение получаса — просто нереально.

Помогите ребенку адаптироваться к школьной жизни. Установите новый режим дня, создайте малышу дома собственное рабочее место и выполняйте вместе домашние задания. Нервная система у детей очень пластична. И во время обучения существенно улучшаются свойства внимания.

Причины рассеянности у детей в младшей школе

Итак, первый класс у ребенка позади. За этот год школьник должен адаптироваться к новому образу жизни. Но если малыш то и дело отвлекается и имеет сложности с обучением, значит, нужно искать причины такой рассеянности.

Основными причинами недостаточного внимания школьников являются:

  1. Переутомление;
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  3. Недостаточная мотивация;
  4. Хронические соматические заболевания.

Переутомление

Рассеянность и невнимательность у детейИзбыток учебной информации, несоблюдение режима дня и недостаток отдыха приводят к развитию переутомления. Внимательные родители всегда смогут заметить первые признаки этого состояния. Ребенок с переутомлением становится рассеянным, не может удерживать свое внимание. Такие изменения неизбежно приводят к тому, что ребенок допускает массу ошибок при выполнении домашних заданий, от чего начинает сильно страдать успеваемость.

При переутомлении также отмечаются и изменения в психоэмоциональной сфере. У ребенка нарушается сон, ночью он страдает бессонницей, а днем словно спит на ходу. Малыш может стать пугливым, тревожным, плаксивым. Кроме того, возникают вегетативные проявления: нарушения сердечного ритма, колебания артериального давления.

Синдром дефицита внимания

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) отличаются слабой концентрацией внимания и отвлекаемостью. Требовать от такого ребенка выполнения монотонного задания просто нереально, его внимание словно бабочка, перескакивает с одного объекта на другой. Из-за того, что такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, они допускают массу ошибок при выполнении домашних заданий или порученных обязанностей.

Детям с подобным диагнозом также присущи такие характеристики как импульсивность и избыточная двигательная активность. Ребенок буквально не может усидеть на месте. Он постоянно находится в бесцельном движении, бегает, вертится. Подобное поведение наблюдается даже в неуместных ситуациях, например, на уроке.

Как правило, первые признаки СДВГ проявляются еще в младшем возрасте. А когда ребенок начинает заниматься в школе, симптомы болезни становятся еще более выраженными.

Недостаточная мотивация

Рассеянность и невнимательность у детейВзрослые люди могут себя мотивировать. Они понимают, почему они занимаются тем или иным делом и насколько это для них важно. Если ребенку неинтересно занятие, то он не захочет его выполнять. Дети младшего возраста просто не понимают, почему они должны заниматься каким-то нудным занятием, когда вокруг столько всего интересного.

Здесь уже важна подача взрослого. Если учитель в школе монотонно читает урок и не заинтересовывает детей — ученики теряют нить повествования и становятся невнимательными. Использование педагогом визуальных материалов, правильного тембра голоса способны удерживать непроизвольное внимание маленьких учеников.

Но чрезвычайно важно развивать у ребенка и произвольное внимание, то есть сознательное сосредоточение на определенном объекте с помощью волевых усилий. В этом способна помочь мотивация. В качестве мотивационного стимула может выступать хороший пример старших детей или похвала за положительные оценки от родителей.

Хронические заболевания

Дети, страдающие хроническими заболеваниями, часто жалуются родителям на слабость. Иногда имеющийся недуг настолько истощает ребенка, что у него просто ни на что не хватает сил. Ребенок становится рассеянным и невнимательным. Из-за этого у школьника возникают проблемы с учебой.

Особенно часто подобными симптомами могут проявляться эндокринные заболевания. Так, для детей, больных гипотиреозом, характерно снижение общего жизненного тонуса. Ребенок становится вялым, медлительным, он очень быстро устает. Могут присутствовать сонливость, рассеянность, что замечают учителя и родители.

Причины невнимательности детей в старших классах

Еще одним испытанием для ребенка является подростковый период. В это время у школьника происходит половое созревание и меняется гормональный фон. У ребенка меняются интересы. На первый план выступают общение со сверстниками, противоположным полом. Учеба часто отступает на второй план. Подростки могут отвечать родителям невпопад, забывать про важные дела и данные обещания, они словно витают в облаках. Но поступают они так не со зла. Просто внимание их сконцентрировано на своих собственных переживаниях, поэтому они такие рассеянные.

Однако родителям все же нужно быть очень внимательными по отношению к своим детям. Так, если ребенок стал отдаляться от родителей и замыкаться в себе, потерял интерес к учебе и хобби, стал рассеянным и отрешенным — нужно быть начеку. В пубертатном периоде дети могут попадать под влияние плохих компаний и пристраститься к наркотикам. Подобные странные изменения в поведении могут быть проявлениями наркотического пристрастия.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

Хозяйственность и практичность ума, к сожалению, присуща не всем детям с самого рождения. Большинство малышей совсем не могут ответственно относиться к своим вещам. Но если не отреагировать на это своевременно, то маленькая невнимательность может превратиться в серьезную проблему в будущем.

Рассеянность и невнимательность у детей

Ребенок может быть рассеянным из-за определенных черт его характера, а еще из-за возрастных особенностей, которые проходят с взрослением малыша. Однако бывает, что малыш становится рассеянным по неврогенным причинам. Нарушение внимания присуще многим современным детям.

Что делать, если ваш малыш стал терять тетради в школе, ухудшил свою успеваемость, не может сконцентрировать внимание на тексте или на том, что ему говорят?

Наказание таких детей не даст никаких положительных результатов. Однако оказать маленьким растеряхам помощь можно, но делать это нужно правильно, пока небольшая растерянность не превратилась в образ жизни.

Как выявить невнимательность у малыша

Есть некоторые общие черты, присущие всем детям, которые не могут долго концентрировать внимание на чем-либо:

  1. Трудности при пересказе или изложении информации;
  2. Затруднение с текстовыми математическими задачами;
  3. Нахождение и исправление допущенных ошибок дается с большим трудом;
  4. Каждый посторонний звук или движение отвлекает внимание от поставленной задачи;
  5. Ребенок не может четко выявить нужную информацию и установить причинно-следственную связь;
  6. Допускает большое количество ошибок, несмотря на то, что активно проявляет старание и готов выполнять то, что от него хотят;
  7. Постоянные неудачи снижают интерес к любому занятию, которое сопряжено с оцениванием окружающих, поэтому отдает предпочтение, например, играм на компьютере.

Что нужно делать родителям, чтобы повлиять на внимание ребенка и сделать его более организованным?

  • Начать с организации самого себя

Многие из нас, взрослых, состоявшихся людей, до сих пор не умеют класть свои вещи на место и вовремя вставать на работу. А ведь не секрет, что дети с молниеносной скоростью перенимают все вредные особенности своих родителей.

Рассеянность и невнимательность у детей

В таком случае, любые доводы для ребенка становятся тщетными. Начните все делать правильно, так, как вы хотите, чтобы делал и ваш кроха, тогда и его внимание будет более сконцентрированным.

  • Организация пространства вокруг

Если в комнате ребенка вещей будет не слишком много, и каждая из них будет иметь свое специальное место, на полке или в ящике, то малышу будет гораздо проще найти все, что он хочет.

Сортируя вещи и предметы по тому, зачем они предназначаются, можно значительно облегчить жизнь ребенку.

Так он сможет с легкостью найти, например, карандаши, зная, что они находятся в коробке для творческих занятий.

  • Проявлять к ребенку больше внимания

Рассеянное внимание требует тщательных наблюдений, чтобы выявить его истинную причину. Поэтому побольше разговаривайте с ним. Возможно ребенок рассеянный, потому, что просто не знает, как ему правильно планировать свою деятельность, или пока не научился контролю над своим поведением.

Рассеянность и невнимательность у детей

Все же, если проблема скрыта в нарушенном внимании, то лучше пусть непоседу осмотрит врач-невролог. Для лечения он может назначить, как лекарства, так и физкультурные упражнения, которые улучшат положения.

  • Упражнения для произвольного внимания

Развивать внимание можно множеством специальных упражнений. Например, с помощью игры, в процессе которой дети видят выложенные предметы, а затем угадывают, куда спрятан один из них. В дальнейшем число предметов будет увеличиваться. Также подойдут настольные игры, пересказ и обсуждение прочитанного текста.

  • Развивать самостоятельность в ребенке

Собирая первокласснику рюкзак каждый вечер, вы повышаете, в первую очередь, только свою самоорганизацию, но никак не ребенка. Так вы ему уж точно не поможете.

Школьная жизнь и предназначена для того, чтобы сделать детей более самостоятельными.

Даже если он не сможет сразу научиться собирать свой ранец, приготавливать форму к школе, зато он получит необходимый опыт и дисциплинированность.

  • Прививайте ответственность

Очень эффективно исправлять забывчивость и склонность терять вещи – если заставлять самостоятельно их искать. Для малыша это будет весьма непросто, потребует от него определенных усилий. Помогать ему при этом можно, но делая это не заметно. Например, подсказывая, так как важно, чтобы потерянную вещь он нашел самостоятельно. Постепенно он придет к тому, что его невнимательность и приводит к потере вещей, и научит его более ответственно к ним относиться.

Развивая внимательность детей, главное, как в любом начинании, не переборщить. Полностью эта функция психики сформируется у ребенка только к 10-12 годам. Так что это вполне нормально, когда первоклашка, что-то забывает, переспрашивает и не замечает. Родитель должен показать малышу, как стать более наблюдательным и научиться концентрироваться.

  • Статьи о ребенке, детях
  • Семейные отношения
  • Статьи о красоте
  • Статьи о здоровье
  • Статьи о отдыхе
  • Статьи о образовании
  • Статьи о моде
  • Статьи о родителях
  • Статьи о воспитании
  • Статьи о мужчинах
  • Статьи о изменах
  • Статьи про еду
  • Статью про маму, о маме
  • Статьи про школу
  • Статьи о питании
  • Статьи про диеты
  • Статьи про детей
  • Статьи про досуг

  • Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

  • размер шрифта уменьшить размер шрифта увеличить размер шрифта
  • Печать
  • Эл. почта

Рассеянность и невнимательность у детей

Современные дети часто страдают от невнимательности и рассеянности, которые могут появиться по разным причинам. Нередко, у родителей происходит путаница между этими понятиями и проявлением детской лени, когда ребёнок отказывается от каких-то занятий. Поэтому родителям необходимо научиться различать невнимательность и лень.

Как выявляется проявление рассеянности и невнимательности у ребёнка.

Чтобы в этом разобраться, необходимо учитывать возраст малыша. Результатом рассеянности и невнимательности у ребенка может быть несвязная речь. Он ещё не научился точно выражать свои мысли и выражается невпопад, забывая свои предыдущие слова.

— Проверьте его на состояние внимательности. Для этого, разложите на столе несколько разных предметов, а через время, уберите какой-то, чтобы малыш не заметил и спросите: «Чего не хватает на столе?». Если ему сложно ответить на ваш вопрос, то ребёнок нуждается в работе над рассеянностью и невнимательностью.

Но если малыш не складывает после себя игрушки, не говорит о его рассеянности. Это, скорее проявление нежелания и лени.

У детей школьного возраста несложное определение невнимательности и рассеянности и определяется частой забывчивостью в делах и действиях.

Основные причины невнимательности и рассеяности у ребенка:

  1. повышенная нервная возбудимость;
  2. недостаток витаминов группы В;
  3. наследственность;

Во всех случаях можно пройти консультацию у невропатолога, психолога, обогатить пищу витаминами группы В, добавить в рацион орехи, семечки. В некоторых случаях можно попринимать гомеопатические препараты для детей, понижающие нервную возбудимость, а так же витамины для детей, содержащие магний и витамины группы В. Так же может быть назначен врачом препарат, улучшающий деятельность и работу головного мозга и ЦНС ребенка.

Как избавиться от невнимательности и рассеянности.

Этот процесс требует ежедневных занятий с ребёнком и применения разных способов, в зависимости от возраста малыша.

— Если невнимательность и рассеянность у ребенка обнаруживается у дошкольника, можно ежедневно, уходя ненадолго из дома, давать ребёнку несколько заданий, но не в виде приказа. Эти задания могут включать элементы уборки в доме или в своей комнате, складывание игрушек и пр.

Родителям необходимо осуществлять контроль их выполнения и выяснения причин, если задание не сделано.

— Так же, с этой целью, на прогулке акцентируется внимание на окружающие предметы и явления, проявляющиеся в окраске предметов, отличиях и пр.

— Чтобы устранить невнимательность и рассеянность, после прочтения домашних заданий, задавать уточняющие вопросы, чтобы узнать, насколько понятен ребёнку вопрос. Пусть повторит и объяснит суть вопроса. Но делать это не постоянно, чтобы ребёнок умел самостоятельно сосредоточиться на заданиях.

— Эффективным способом, в развитии внимания, усидчивости и памяти, могут быть различные игры, настольного и подвижного характера. Многие из них можно найти в интернете и в книжных пособиях.

Рассеянность и невнимательность у детей

Как только ребенок начинает посещать школу, к нему предъявляют разноуровневые новые требования, влекущие за собой формирование дополнительных обязанностей. Кому-то все новое дается легко, а кто-то испытывает серьезные сложности. Школа стремится не только заложить некий запас знаний у учеников, но учит детей учиться. Такая цель подразумевает хорошо развитые у детей мыслительные процессы, память, воображение и внимательность. Наблюдения педагогического коллектива, исследовательская работа психологов уже неоднократно доказали, что если школьник на начальном этапе не научился учебному процессу, то он с большой долей вероятности перейдет в разряд неуспевающих учеников. Итак, ваш ребенок рассеянный что делать: невнимательный ребенок и как ему помочь в учебе?

Не редки случаи, что воспитатели и учителя высказывают жалобы родителям, что детвора не способна сосредоточиться, постоянно на что-нибудь отвлекается, не выполняет задания в полном объеме. Да и родители способны подметить, что малыш постоянно витает в облаках, не слышит, что ему внушают окружающие.

Рассеянность и невнимательность у детей

Причины детской рассеянности и невнимательности

Считается, что в этом имеются определенные причины. Чтобы понять, почему ребенок невнимателен, проанализируйте распорядок дня малыша. Уточните, как он питается, хватает ли ему времени для сна, нет ли переутомляемости. Возможно, что недостаточность внимания стала причиной обыкновенной усталости.

Часто бывает, что рассеянность вызвана особенностями характера. Малыш без явных затруднений способен сменять действия, долгое время вникает в суть проблемы.

При частых болезнях много сил ребенка затрачивается на восстановительный процесс, для концентрирования внимательности их уже практически не остается. Это же явление наблюдается, если малыш испытывает переутомляемость.

Рассеянность и невнимательность у детей

Обратите внимание, в каких случаях ваш ребенок проявляет рассеянность. Вполне может быть, что это выражается во время учебного процесса. Это говорит о том, что малышу данное занятие не интересно, он не считает его важным и нужным. Не стоит тратить время на ругань и наказание – просто разъясните малышу, насколько важно знать тот или иной школьный предмет.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Родители всегда стремятся решить проблему своими силами. И чаще всего их действия ошибочны, так как связаны с нравоучениями и наказаниями для малыша. Данного рода действия не способны нести положительный эффект, так как невнимательный ребенок не в состоянии выслушивать длинные нотации о том, что нельзя проявлять рассеянность. Да и нет возможности устранить рассеянность только по той причине, что так пожелали взрослые.

Как помочь ребенку стать внимательнее

Следует знать, что внимание — это способность сосредотачиваться на каких-либо объектах или явлениях. Окружающий мир воздействует огромным количеством информационных источников, усвоить которые в полном объеме нет возможности. Но необходимо уметь выделять наиболее полезные сведения, которые понадобятся в дальнейшем для принятия правильных решений.

  • Прежде, чем начинать занятия по развитию внимания, следует знать, какие именно особенности меньше развиты у вашего малыша, чтобы сосредоточиться именно на них. Имея хорошую способность концентрироваться, ребенок обладает наблюдательностью, более организован.
  • Объемом внимательности считается количество воспринятых и удерживаемых в сознании событий одновременно. Ребенку будет несложно проводить сравнительные действия, анализировать, обобщать. Умея выполнять подобные операции, ваш малыш научится логически размышлять.
  • Для действенной помощи известна масса полезных советов. Один из них – настольные игры. Собирать мозаику и пазлы довольно увлекательно, в это время происходит серьезное концентрирование внимательности у ребенка. Привлекая к таким занятиям рассеянного малыша, можно добиться от него собранности и сосредоточенности.
  • Дети любят наблюдать за живой природой, поэтому чаще устраивайте прогулки, чтобы малыш имел возможность следить за облаками, птичками, мотыльками, падающими листьями.
  • Создайте для малыша рабочую обстановку. Не располагайте стол, за которым он выполняет домашние задания, возле окна – это отвлечет ребенка от занятий. Старайтесь, чтобы во время работы вокруг соблюдалась тишина.
  • Для тренировок памяти обсуждайте с детьми прочитанные книжки или просмотренные мультфильмы. Эти действия заставят малыша концентрировать внимание и напрягать память, чтобы вспомнить те или иные события.

Регулярно выполняя эти несложные советы, вы достигнете положительных результатов. Малыш справится со своей рассеянностью, разовьет полезные навыки.

Рассеянность и невнимательность у детей

Дети, особенно в младшем возрасте очень часто бывают рассеянными. Они постоянно отвлекаются. И это нормально, ведь в малом возрасте ребенок попросту не способен длительно удерживать внимание. Однако в некоторых ситуациях рассеянность может достигать выраженных масштабов, чем вызывает небывалое беспокойство у родителей.

Причины рассеянности у первоклассников

Рассеянность и невнимательность у детей

Как правило, родители замечают невнимательность малыша, когда он начинает учиться в школе. Но не стоит быть слишком требовательным к ребенку. Обучение в школе, новый режим дня на первых порах являются испытанием для малыша. И пройдет несколько месяцев, пока ребенок не адаптируется к новым жизненным условиям.

Внимание детей в младшем школьном возрасте несовершенно в силу незрелости нейрофизиологических процессов.

Установлено, что дети в возрасте пяти-семи лет способны удерживать активное внимание около 15 минут, в возрасте восьми-десяти лет —20 минут, одиннадцати-пятнадцати лет — приблизительно 25-30 минут. Поэтому требовать от первоклашки усидчивости и сосредоточенности в течение получаса — просто нереально.

Помогите ребенку адаптироваться к школьной жизни. Установите новый режим дня, создайте малышу дома собственное рабочее место и выполняйте вместе домашние задания. Нервная система у детей очень пластична. И во время обучения существенно улучшаются свойства внимания.

Причины рассеянности у детей в младшей школе

Итак, первый класс у ребенка позади. За этот год школьник должен адаптироваться к новому образу жизни. Но если малыш то и дело отвлекается и имеет сложности с обучением, значит, нужно искать причины такой рассеянности.

Основными причинами недостаточного внимания школьников являются:

  1. Переутомление;
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  3. Недостаточная мотивация;
  4. Хронические соматические заболевания.

Переутомление

Рассеянность и невнимательность у детей

Избыток учебной информации, несоблюдение режима дня и недостаток отдыха приводят к развитию переутомления. Внимательные родители всегда смогут заметить первые признаки этого состояния. Ребенок с переутомлением становится рассеянным, не может удерживать свое внимание. Такие изменения неизбежно приводят к тому, что ребенок допускает массу ошибок при выполнении домашних заданий, от чего начинает сильно страдать успеваемость.

При переутомлении также отмечаются и изменения в психоэмоциональной сфере. У ребенка нарушается сон, ночью он страдает бессонницей, а днем словно спит на ходу. Малыш может стать пугливым, тревожным, плаксивым. Кроме того, возникают вегетативные проявления: нарушения сердечного ритма, колебания артериального давления.

Синдром дефицита внимания

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) отличаются слабой концентрацией внимания и отвлекаемостью. Требовать от такого ребенка выполнения монотонного задания просто нереально, его внимание словно бабочка, перескакивает с одного объекта на другой. Из-за того, что такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, они допускают массу ошибок при выполнении домашних заданий или порученных обязанностей.

Детям с подобным диагнозом также присущи такие характеристики как импульсивность и избыточная двигательная активность. Ребенок буквально не может усидеть на месте. Он постоянно находится в бесцельном движении, бегает, вертится. Подобное поведение наблюдается даже в неуместных ситуациях, например, на уроке.

Как правило, первые признаки СДВГ проявляются еще в младшем возрасте. А когда ребенок начинает заниматься в школе, симптомы болезни становятся еще более выраженными.

Недостаточная мотивация

Рассеянность и невнимательность у детей

Взрослые люди могут себя мотивировать. Они понимают, почему они занимаются тем или иным делом и насколько это для них важно. Если ребенку неинтересно занятие, то он не захочет его выполнять. Дети младшего возраста просто не понимают, почему они должны заниматься каким-то нудным занятием, когда вокруг столько всего интересного.

Здесь уже важна подача взрослого. Если учитель в школе монотонно читает урок и не заинтересовывает детей — ученики теряют нить повествования и становятся невнимательными. Использование педагогом визуальных материалов, правильного тембра голоса способны удерживать непроизвольное внимание маленьких учеников.

Но чрезвычайно важно развивать у ребенка и произвольное внимание, то есть сознательное сосредоточение на определенном объекте с помощью волевых усилий. В этом способна помочь мотивация. В качестве мотивационного стимула может выступать хороший пример старших детей или похвала за положительные оценки от родителей.

Хронические заболевания

Дети, страдающие хроническими заболеваниями, часто жалуются родителям на слабость. Иногда имеющийся недуг настолько истощает ребенка, что у него просто ни на что не хватает сил. Ребенок становится рассеянным и невнимательным. Из-за этого у школьника возникают проблемы с учебой.

Особенно часто подобными симптомами могут проявляться эндокринные заболевания. Так, для детей, больных гипотиреозом, характерно снижение общего жизненного тонуса. Ребенок становится вялым, медлительным, он очень быстро устает. Могут присутствовать сонливость, рассеянность, что замечают учителя и родители.

Причины невнимательности детей в старших классах

Еще одним испытанием для ребенка является подростковый период. В это время у школьника происходит половое созревание и меняется гормональный фон. У ребенка меняются интересы. На первый план выступают общение со сверстниками, противоположным полом. Учеба часто отступает на второй план. Подростки могут отвечать родителям невпопад, забывать про важные дела и данные обещания, они словно витают в облаках. Но поступают они так не со зла. Просто внимание их сконцентрировано на своих собственных переживаниях, поэтому они такие рассеянные.

Однако родителям все же нужно быть очень внимательными по отношению к своим детям. Так, если ребенок стал отдаляться от родителей и замыкаться в себе, потерял интерес к учебе и хобби, стал рассеянным и отрешенным — нужно быть начеку. В пубертатном периоде дети могут попадать под влияние плохих компаний и пристраститься к наркотикам. Подобные странные изменения в поведении могут быть проявлениями наркотического пристрастия.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

10,054 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

15 июня 2017 . Раздел Психология

Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей сегодня встречаются не редко, и причины их появления могут быть разными. Однако многие родители очень часто путают эти два понятия с банальной ленью у ребенка и его нежеланием что-либо делать. Поэтому если ребенок что-то не делает или делает, но не так как нужно, родителям необходимо выяснить является ли причиной тому лень или невнимательность.

Как выявить рассеянность и невнимательность у ребенка.

Прежде чем обвинять ребенка в рассеянности и невнимательности, родителям для начала нужно удостовериться, действительно ли они имеют место быть. Для того чтобы это понять, нужно учесть возраст ребенка. Например, рассеянность и невнимательность дошкольника очень часто может выражаться в его несвязанной речи, т.е. он может говорить невпопад или частенько забывает то, о чем только что говорил. Проверить его на внимательность, можно также просто разложив перед ним разные предметы, а затем незаметно убрать один из них. После чего попросить его назвать отсутствующий предмет. Если он не справится, значит нужно поработать над его внимательностью.

А вот то, что он, к примеру, не убрал за собой игрушки, не всегда будет свидетельствовать о том, что он рассеянный. В большинстве случаев это просто нежелание и лень.

Что касается школьников и детей по старше, то определить невнимательность и рассеяность у них гораздо легче. Это может выражаться, например, в забывчивости что-то сделать или что-то оставить.

Как бороться с невнимательностью и рассеяностью у ребенка.

Для того, чтобы помочь ребенку чтобы у него всегда все получалось, нужно бороться с его рассеяностью и забывчивостью, а для этого нужно с ним постоянно заниматься каждый день, уделяя ему свое время и внимание. Делать это можно разным способами, в зависимости опять же от возраста самого ребенка.

Например, если признаки невнимательности и рассеянности обнаруживаются у ребенка дошкольного возраста, то в таком случае можно воспользоваться несколькими не хитрыми способами. Оставляя ребенка дома на некоторое время, родителям нужно давать ему какое-то задание, но так чтобы это не звучало как приказ. Это задание может быть связано с уборкой по дому, например, убрать в своей комнате, аккуратно сложить игрушки и т.д. Самое главное по приходу проконтролировать выполнение, а также выяснить причину, в случае если он этого не сделал.

Также, во время прогулок можно акцентировать внимание ребенка на каких-то предметах или явлениях вокруг, на которые мало кто обращает внимание. Например, характерный цвет листвы деревьев осенью, на бабочек, цветов, птиц и т.д.

Для борьбы с рассеяностью и невнимательностью у ребенка школьного возраста, можно применять другие способы. Например, во время выполнения домашнего задания, чтобы вызвать у него внимание и сосредоточенность нужно после прочтения задания задавать ему уточняющий вопрос: «Ты понял задание?» или «Ты понял мои объяснения?». Все это поможет ему сосредоточиться. Также после прочтения задания можно попросить его повторить и объяснить суть. Однако делать это нужно не всегда, для того чтобы он не привыкал к таким вопросам, а сам умел сосредотачиваться на задании.

Кроме всего этого существует еще один эффективный способ развить внимание, усидчивость и память. И это, конечно же, различные игры, которые могут быть как настольные, так и подвижные. Для этого существуют специальные книжные пособия, статьи в интернете, а также сайты, на которых развитие всех интеллектуальных способностей достигается с помощью увлекательных и красочных онлайн-игр, программ и приложений для смартфонов.

Рассеянность и невнимательность у детей

Все мы знаем произведение Самуила Маршака «Вот такой рассеянный» и с удовольствием читаем его вместе с детьми. Но как быть, если рассеянным является ваш собственный ребёнок? Можно ли ему как-нибудь помочь?

Рассеянное внимание у ребенка: что делать?

В основе рассеянности лежит в первую очередь слабость концентрации внимания. Концентрация внимания является ключевым свойством, которое позволяет выхватывать из массы объектов один необходимый. Поэтому борьбу с рассеянностью нужно начинать как можно раньше.

Как проявляется рассеянность у ребёнка?

  • Постоянно всё забывает, в том числе и школьные принадлежности;
  • Допускает на письме множество описок, пропускает буквы в словах;
  • Часто выполняет не те домашние задания;
  • Не справляется с большинством заданий на контрольных и самостоятельных работах;
  • С трудом запоминает правила, определения, стихотворения ;
  • Не может заниматься долгое время каким-то одним определённым делом и сидеть на одном месте;
  • Имеет сложности в самоорганизации и самоконтроле;
  • Часто теряет или забывает свои вещи, имеет беспорядок на рабочем месте;
  • Испытывает трудности в общении со сверстниками, с учителями; имеет проблемы с поведением.

Как помочь рассеянному ребёнку?

  • Предъявляйте к ребёнку умеренную требовательность;
  • Стремитесь выработать у рассеянного ребёнка навык самоконтроля (на первых порах напоминайте ему и контролируйте то, что он должен был сделать);
  • Соблюдайте распорядок дня;
  • Создайте комфортное рабочее место и обеспечьте тишину во время выполнения домашних заданий;
  • Регулярно выполняйте упражнения на развитие внимания ;
  • Давайте ребёнку поручения, которые будут способствовать развитию концентрации внимания (Например, дождаться, когда закипит чайник).
  • Увеличивайте объём внимания ребёнка ;
  • Работайте над увеличением скорости восприятия информации;
  • Для борьбы с рассеянностью можно использовать также всяческие подсказки в виде ярких записок на видном месте, зазвонившего в нужное время будильника и т.д.
  • Пусть ребёнок больше считаем в уме. Предложите ему изучить математические фокусы;
  • Поделайте упражнения для развития мозга.;
  • Позанимайтесь с ребёнком по таблицам Шульте.

Рассеянность и невнимательность у детей

Не нужно путать рассеянность с плохой памятью. Рассеянность – это одна из форм невнимательности, неумение сосредоточиться. Учите ребёнка каждый раз осознанно думать о том, что он делает. Можно предложить ребёнку записывать в блокнот список дел, которые ему нужно сделать.

Эффективное упражнение против рассеянности — это лабиринты.

Лабиринты любят практически все дети. Прохождение лабиринтов – это не просто увлекательное занятие, но и очень полезное развивающее упражнение.

Когда ребёнок ищет выход из лабиринта, то:

  • Развивается его внимание;
  • Тренируются навыки чтения;
  • Развивается мышление;
  • Улучшается пространственная ориентация;
  • Развивается зрительная память;
  • Тренируется умение достигать цели;
  • Развивается терпение и упорство;
  • Формируется координация движений руки и глаза;
  • Развивается мелкая моторика руки;
  • Тренируется наглядно-образное мышление;
  • Развивается умение преодолевать трудности.

Лабиринты для дошкольников

Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.

Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»

Рассеянность и невнимательность у детей

В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.

Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».

Рассеянность и невнимательность у детей

Лабиринты для младших школьников

Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.

Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.

Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»

Рассеянность и невнимательность у детей

Рассеянность и невнимательность у детей

Работу с лабиринтами трудно переоценить. Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память. В результате ребёнок становится более внимательным, ему становится легче понимать прочитанное, проще найти ответы на вопросы, выделить главную мысль.

Проявите терпение и настойчивость. Преодоление рассеянности процесс не быстрый, но вполне реальный. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector