Развитие мышления этапы

Среди множества концепций описывающих развитие мышления в онтогенезе одной из самых популярных и продуктивных является генетическая классификация утверждающая, что наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе.

Согласно этим представлениям первоначально ребенок решает мыслительные задачи, непосредственно действуя с предметом, и только позже он приобретает способности оперировать образами, а затем символами и отвлеченными, обобщенными понятиями.

Следовательно, генетически первым способом познания окружающего мира для ребенка выступает процесс физического взаимодействия с ним, со временем он уступает место относительно свободному от непосредственных действий образному познанию.

В дальнейшем формируется следующий способ, предполагающий перевод действий и образов в языковые средства. Таким путем, достигается более высокий уровень анализа и обобщения — включаются механизмы теоретического мышления.

Как наглядно показывает эта схема, на первом этапе развития детского мышления роль исследовательского поведения чрезвычайно важна.

Последующие этапы – становление образного, а затем теоретического мышления ничуть не умаляют его значимости. Они постепенно выводят исследовательское поведение ребенка на качественно иные, более высокие уровни.

Естественно, что развитие мышления ребенка осуществляется не просто путем прохождения указанных стадий. Оно представляет собой последовательное овладение им тремя сферами представлений: действий, образов и символов (Брунер Дж., О.К. Тихомиров и др.). Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.

1. При этом ранним и простейшим видом мышления является наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление ребенка, находящееся «в плену» у ситуации и действия, т.е. не способное осуществляться без опоры на «созерцание» ситуации и возможности действовать в ней. Такое мышление еще называют ручным. Низкая критичность по отношению к своим действиям, отсутствие иерархии признаков типа частное – общее, род – вид, противопоставление – эти показатель не всегда эффективны, если не подкреплены словесным мышлением

2. Совершенствуясь, мышление постепенно освобождается, «эмансипируется» из плена реальной конкретной ситуации. Вместо оперирования предметами мышление начинает оперировать их образами. Так возникает наглядно-образноемышление (у дошкольников 4-7 лет) .

Появляется также возможность производить мысленно операции, не осуществимые в реальной действительности. Обилие частных связей, случайностью в выборе признаков, большая доля субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов

3. В ходе дальнейшего совершенствования, мышление отказывается от оперирования предметами целиком и переходит к использованию понятий, логических конструкций, которые не имеют прямого образного выражения (честность, гордость…). У ребенка с 6-7 лет, то есть с момента обучения в школе, в качестве основной единицы понятийного мышления выделяется понятие, в котором отражаются наиболее общие, существенные признаки предметов. Предметно-символический код, который использовало мышление, становится символическим, а нередко и словесно-символическим. Таким образом, возникает словесно-логическоеили словесно-символическое мышление. Все эти виды мышления тесно связаны между собой

Развитие мышления этапы

Ребенок рождается беспомощным, не способным самостоятельно двигаться, говорить, мыслить. К 7 годам он проходит огромный путь, превращаясь в личность, которая обладает багажом знаний, умений и навыков и имеет сложный внутренний мир. Первые 7 лет жизни малыша – это период физического, умственного и духовного формирования.

Этапы развития дошкольников

Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.

Этап младенчества (от рождения до 1 года)

В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.

Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)

Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».

Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)

Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.

Развитие мышления этапы

Типы мышления

Типы мышления ребенка можно соотнести с возрастными этапами его развития. Зная, какое мышление у детей дошкольного возраста, можно безошибочно подбирать для ребенка развивающие игры.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление начинает развиваться с младенчества и преобладает до 3 лет.

В это время ребенок просто наблюдает за различными ситуациями. А потом на основе полученного опыта выбирает необходимое действие. Например, вы спрятали игрушку в правой руке, если ребенок выбрал левую и не нашел игрушку, он потянется к правой руке, предполагая, что игрушка может быть там. Такой тип мышления еще называют «метод проб и ошибок».

Наглядно-образное мышление

К 3-4 годам к наглядно-действенному мышлению подключается наглядно-образное.

Этот тип мышления ярко проявляется в способности создавать и воспроизводить образы. Например, рисуя домик, ребенок воспроизводит не конкретный дом, а закрепленный у него образ – стены, крыша, окна.

В этот период важно, чтобы у ребенка была возможность перекладывать существующие образы на бумагу или воплощать их в пластилине.

Логическое мышление

Словестно-логическое мышление характерно для возраста 5-6 лет.

Появляется способность не просто сообщать какие-то факты, а анализировать их. Ребенок с наглядно-образным мышление скажет, что кот – это Мурка, и она живет у соседей. Ребенок со словесно-логическим мышлением ответит, что кот – это животное, и он любит молоко, умеем мурлыкать и ловить мышей.

Развитие мышления этапы

Развитие мышления ребенка в соответствии с этапами развития

Чтобы любое обучение было не в тягость и нравилось ребенку, при выборе методик и обучающих игр необходимо учитывать этап его развития и опираться на преобладающий на этом этапе тип мышления.

С момента рождения и до 1 года происходит развитие сенсорного восприятия. Ребенок «думает руками», все, что он хочет, – это потрогать предмет, взаимодействовать с ним. Так развивается двигательный и тактильный (или осязательный) каналы. А это подталкивает к дальнейшему развитию зрительный канал малыша.
Развитие в этот период наглядно-действенного типа мышления – это также «метод проб и ошибок», ребенок старается выбрать правильное действие на основе полученного опыта.
Не препятствуйте этому, позвольте малышу трогать, передвигать и перекладывать предметы.
В этом возрасте ребенку крайне важно приобрести как можно больше опыта. Поэтому выбирайте игры, основанные на перемещениях предметов, изучении различных фактур (вода, песок, крупы), температурных особенностей – теплое, холодное.
Больше разговаривайте с ребенком, у него идет активное накопление словарного запаса. Называя предмет, давайте ребенку его потрогать, по возможности повертеть в руках, переложить в другое место. Таким образом, запоминание пройдет успешнее в силу особенностей развития малыша.

К 3 годам родители вынуждены каждую минуту отвечать на десятки задаваемых вопросов, которые можно разделить на три категории:
Эмоциональные вопросы.
Основная их задача – это получение эмоциональной поддержки. Если в этом возрасте ребенок задает много таких вопросов, значит, он сигнализирует о нехватке внимания и поддержки.
Познавательные вопросы.
Вопросы для получения конкретной информации. Если вы почувствовали, что ребенок задает мало познавательных вопросов, постарайтесь уделять больше внимания развитию мышления малыша, давайте ему больше заданий.
Вспомогательные вопросы.
Ребенок дает понять, что необходима помощь взрослых. Помните, что в этом возрасте ребенок должен стараться быть более самостоятельным.

У ребенка сформирован некий багаж знаний и умений, что-то уже получается, и это приносит удовольствие. Но ребенок еще не видит отличий между игрой и обучением. Это лучшее время для его начала, в это момент можно начинать занятия по развитию мышления дошкольников.

Формирующееся наглядно-образное мышление дает возможность подключать развивающие игры с использованием рисования, лепки, аппликации.

К 6 годам дети начинают мыслить категориями, выделять существенные признаки предмета или явления и относить их к известной категории.
Ребенок готов анализировать свои действия и давать им оценку, оценивать полученный результат и его соответствие запланированному. Основной потребностью этого этапа развития является потребность в общении со сверстниками. Поэтому для развития мышления на этом этапе можно использовать такие коллективные игры, как «Кот в мешке» или «Подбери пару».

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.

Ж.Пиаже выделил следующие этапы построения операций:

1. символическое и допонятийное мышление. От 1,5 — 2 лет до 4 лет. Конец второго года. – систематическое овладение языком. С одной стороны символы и знаки, с другой – признаки и сигналы. Язык – система коллективных знаков. Знак – всегда коллективен. У ребенка овладение языком совпадает с образованием символа, т.е. системой индивидуальных обозначений. Символ возникает с появлением представлений, отделенных от собственных действий. Когда в игре появляется символ, то развивается язык + понимание знаков. Использование знаков в качестве символа – способность представления одной вещи посредством другой.

2. интуитивное (наглядное) мышление. От 4 до 7-8 лет. Становится возможным получить регулярные ответы, проследить их устойчивость. Центрация и децентрация – механизмы. Распадение целого из-за недостатка мобильности в последовательных центрациях мышления. Интуитивное мышление имитирует реальные действия на основе образного умственного опыта. Не может вывести умозаключение ребенок еще. Понятием инвариантных позиции «между» ребенок овладевает через ряд последовательных регуляций. К семи годам начинает осмысливать совокупность трансформаций. Интуиция – мысленно осуществляемое действие. Интуиция выступает как образное мышление. Ребенок не способен выйти за пределы сферы образных конфигураций.

3. конкретные операции. С 7-8 до 11-12 лет. Появляется логико-арифмитические и пространственно-временные отношения. Интуитивные отношения внезапно группируются. Группировка – сохранение целого. Появляется дедукция. Полная децентрация мышления. Появление конкретных операций – децентрация, не частная точка зрения субъекта, а координация всех существующих точек зрений. Появляется система чисел. Переход от логики к математике.

4. формальные операции. С 11-12 и в течение юношеского возраста. Интериоризация действий – рассуждения. 1 ступень: конкретные операции. 2 ступень: размышления над этими операциями. Осуществляется группировка не самих классов, а высказываний, в которых выражаются или “отражаются” эти операции.

С.Л. Рубинштейн сравнивает мышление ребенка и взрослого для того, чтобы выделить характеристики мышления.

1 этап: наглядно-действенное мышление.

2 этап: ребенок овладевает речью; мышление включено в восприятие, подчинено его логике.

3 этап: рассудочная мыслительная деятельность. Мышление идет на основе частностей. Ребенок не отличает часть и целое, частное и общее. Общее – собирательный образ.

4 этап: разумное теоретическое мышление.

Л.С. Выготский:

Мышление связано с развитием понятий. 3 уровня:

1) синкретическое мышление. Мышление подчинено восприятию. Любой признак может лечь в основу.

2) мышление в комплексе. Объединение предметов в группы идет на основании не только субъективных, но и объективных связей. В основе комплекса есть абстрактная и конкретная связь. Выготский: «В то время как в основе понятия лежат связи логически тождественно между собой, то в основе комплекса лежат самые разнообразные логические связи, не имеющие между собой ничего общего. В понятии предмета обобщено по одному признаку, в комплексе по самым различным фактическим основаниям».

3) мышление в понятиях. Способность к анализу, абстракции, теоретическому рассуждению. Комплексное мышление может встречаться и у взрослого человека.

Развитие мышления этапыРазвитие ребенка

Детишки значительно отличаются от взрослых, причем всем, включая мышление. Если вы хотите найти общий язык со своим ребенком, правильно его воспитать, исключая малейшие ошибки, вам нужно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Развитие мышления этапы

Психологические особенности

Мысленная деятельность детей также, как и взрослых построена на психологических аспектах. Ведь их развитие происходит с поочередной сменой разных типов мышления, которые постепенно накладываются друг на друга.

У младенцев мышление синтезивное, т. е. чувствительно ко всему происходящему вокруг них. В этот период жизни сознание крохи способно воспринимать информацию только через слух и прикосновения к нему.

В 1,5 года развивается способность наблюдать и совершать какие-либо действия с окружающими предметами.

В 3-4 годика у ребенка дополнительно к этим качествам формируется уже свое представление и образы, которые он пытается продемонстрировать.

Развитие мышления этапы

К 5 годам зарождается словесно-логический тип понимания информации, которую ему преподносят.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте крайне важно вовлекать детей в игры обучающих программ.

У детей возрастом 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и доминирует на другими типами познания, а также продолжает развиваться с 8 до 10 лет.

У подростков в 11-14 лет начинает развиваться четкая потребность к самостоятельному познанию мира. Их мышление становится более сложным и переходит на новый уровень.

Именно в этот период, по мнению психологов, начинает формироваться личность.

Этапы развития

Детские психологи и педагоги выделяют несколько этапов развития детского мышления.

Наглядно-действенное

Самый ранний этап (1,5-2 года), когда малыши начинают исследовать мир руками. Они стараются все потрогать, попробовать на зуб и даже сломать.

Развитие мышления этапы

Наглядно-образное

Относится к возрасту 3-4 лет, когда к наглядно-действенному типу присоединяется наглядно-образное мышление. Оба типа развиваются гармонично, дополняя друг друга.

Такое мышление формируется до того момента, когда ребенок пойдет в школу.

В этот момент большой упор нужно сделать на рисование, аппликации, конструирование и лепку.

Словесно-логическое

Начинается с 5-7 лет. Ребенок учится не только говорить о фактах, но и анализировать все окружающее, а также озвучивать свой анализ.

Творческое

Развивает способности создавать и творить что-то новое, принимать нестандартные решения в конструировании. Примечательно то, что развитие этого типа мышления во многом зависит от родителей, которые должны простимулировать это качество. Тем более, что оно есть у всех детей.

Мышление и его роль

Понять, насколько быстро и правильно развивается мышление у ребенка можно по некоторым операциям.

Сравнение

Его могут выполнять малыши, начиная с 2 лет, сравнивая предметы по их признакам, видеть между ними разницу или сходство.

Развитие мышления этапы

Обобщение

Такая активность развивается ближе к 6-7 годам. К примеру, можно попросить ребенка назвать несколько предметов (чашка, ложка, кастрюля), одним словом – «посуда». Дети младшего возраста вряд ли сообразят, чего от них хотят.

Анализ

Анализировать дети начинают уже с 3-4 лет. К примеру, ребенок может провести анализ: из чего состоит бумага, дерево и т. д. Так можно понять, что он начал осваивать его технику.

Развитие мышления этапы

Синтез

Эта операция может быть противопоставлена анализу. Ее ярким примером является освоение ребенком дошкольником навыков чтения. Сначала он изучает звуки, буквы, затем учится их складывать в слоги, слова, предложения и текст.

Классификация

Проводя эту операцию, ребенок учится выделять сходства или различия между окружающими его предметами и явлениями. А после выявления общих признаков, относит предметы к одной группе, к примеру, разделив игрушки по группам из одного материала.

Правила развития детского мышления

Есть множество упражнений и заданий, специально предназначенных для развития мышления как школьников, так и дошкольников.

«Что напоминает?»

Нарисуйте на белом листе бумаги любую геометрическую фигуру, и спросите, на что она похожа. При желании, фигуры можно дополнить деталями, чтобы они стали теми предметами, на которые похожи. К примеру, квадрат можно сделать домиком, а круг – ромашкой.

Развитие мышления этапы

«Исключи лишнее»

Берете картинку, на которой изображены несколько разных предметов (их можно купить или самостоятельно нарисовать). К примеру, на одной картинке пусть будет все съедобное, а на другой – несъедобное. Задача малыша – догадаться, какая карточка с картинками лишняя.

«Что это?»

Для этого упражнения придумайте словарные ряды и попросите ребенка назвать их одним общим словом. К примеру, разные вещи, предметы посуды и т. д.

«Игра в слова»

Здесь уже родителям можно пустить в ход всю фантазию. Придумывать различные ситуации, связанные с цифрами и словами. К примеру, попросите ребенка перечислить в комнате все предметы одного цвета или все слова на предложенную букву.

«Кот в мешке»

Для этой игры вам потребуется детское лото с картинками. Возьмите одну из картинок, затем опишите то, что на ней изображено, не называя при этом название самого предмета. Задача ребенка – догадаться, о чем идет речь. По мере его взросления вы можете поменяться с ним ролями.

«Следопыт»

Возьмите лист белой бумаги, нарисуйте на нем следы кого угодно (животных, птиц или человека). Затем объясните малышу, что это снежная полянка, на которой кто-то гулял. Он должен угадать, чьи это следы.

По меткому выражению Н. Чернышевского, каждый отдельный человек — должник общества за свое умственное развитие. Действительно, не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.

«Образование есть то, что остается, когда все выученное забыто», — сказал Макс фон Лауэ.

Формирование мышления охватывает процесс нарастания возможностей мыслительной деятельности как под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности человека, так и в результате специальных упражнений. Развитие предполагает наращивание возможностей по решению мыслительных задач на основе уже сформированного мышления.

Мышление как процесс непрерывно формируется и развивается в ходе изменяющегося взаимодействия человека со средой, но никогда не достигает завершенной стадии. Оно может развиваться как в рамках его отдельных видов в форме улучшения его отдельных характеристик, так и в рамках взаимодействия этих видов.

Выделяют три направления изучения процессов развития мышления:

  • филогенетическое;
  • онтогенетическое;
  • экспериментальное.

Наиболее известный вклад в исследование процессов развития мышления внесли Ж. Пиаже, Л. Выготский и П. Гальперин.

Л. Выготский выявил характерные стадии формирования понятий у детей:

  • стадия синкретического (неупорядоченного, бессистемного) мышления, когда объекты выбираются наугад без поиска каких-либо признаков (ситуация типа битвы при Бородино: «смешались в кучу кони, люди»);
  • стадия системного мышления, когда объекты могут объединяться либо на основе общих признаков (но сами признаки выбираются случайно), либо на основе правильных, но несущественных для данных объектов признаков;
  • стадия мышления понятиями, когда объекты объединяются на основе множества правильно выделенных признаков.

Теория планомерного формирования умственных действий П. Гальперина включает следующие базовые положения:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector