Развитие ребенка с первых дней жизни

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова.

Наблюдаются лишь инстинктивные формы – безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть.

Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована.

Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания.

Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый.

Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка – «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

  • отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
  • выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
  • появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
  • зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;
  • развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Развитие ребенка с первых дней жизни

Ребенок в 3 дня еще не привык к этому миру. Но нужно ему помочь материнской заботой и вниманием. В первые три дня все системы ребенка все еще приспосабливаются к внешней среде. Каковы особенности организма ребенка в 3 дня?

Развитие ребенка с первых дней жизни

[1], [2], [3]

Рост и вес ребенка в 3 дня

В зависимости от того, когда и как прошли роды, как питалась мама, какова наследственность, вес доношенного новорожденного ребенка может колебаться от 2600 до 4500 граммов. А рост может варьировать от 45 до 55 см. Поэтому все здоровые дети, которые имеют рост и вес в этих пределах, будут нормально развиваться при хорошем и правильном уходе.

В первые три дня у ребенка может держаться температура, он может плохо кушать и худеть. Это происходит потому, что все системы ребенка приспосабливаются к новому окружающему миру. Потом ребенок начнет поправляться и расти и догонит утраченный вес.

Осязание ребенка в 3 дня

Осязание для ребенка в 3 дня дает ему 80% информации об окружении. У взрослого этот процесс постепенно будет заменен другим – он большинство информации воспринимает посредством зрения.

Поэтому для ребенка в 3 дня очень важны:

  • Температурный режим
  • Перепады холода и жары
  • Мягкость одежды (пеленок)
  • Сухие или мокрые у него подгузники
  • Тактильный контакт

Из-за особенной чувствительности кожи новорожденного нужно изначально подбирать ребенку только натуральные ткани, максимально мягкие.

Эмоции ребенка в 3 дня

Маленькие дети в 3 дня от рождения очень хорошо чувствуют эмоции взрослых. В частности, мамы, с которой у него очень тесная связь. Если ребенок чувствует, что мама плачет, расстроена, рассержена или больна, он немедленно это чувствует и начинает плакать, сопереживать.

Поэтому нужно как можно чаще гладить ребенка, делать ему массаж, целовать его. Тогда малыш успокаивается и чувствует себя в безопасности.

[4], [5]

Обоняние ребенка в 3 дня

В первые три дня ребенок очень остро чувствует запахи. Эта способность особенно обострена на протяжении всех первых трех месяцев жизни ребенка. Ребенок, которому исполнилось всего 3 дня после рождения, способен отворачивать головку от того запаха, который ему не нравится. И это при том, что головку он пока даже держать еще не умеет. Поэтому нужно избегать резких запахов в квартире, в особенности запаха бытовой химии.

Зато запах мамы ребенок в 3 дня моментально чувствует и сразу же на него реагирует, успокаиваясь. Стоит маме только подойти к кроватке малыша, который плакал, и он успокаивается.

Слух ребенка в 3 дня

Слух ребенка – уникальный дар, который дается ему еще до рождения. Он слышит все, что происходит, еще в животе у мамы. Поэтому родителям до родов рекомендуется разговаривать с маленьким ребенком, включать классическую музыку, хорошие добрые мультики. Уже на седьмом месяце беременности мамы ребенок начинает различать и узнавать голоса, он даже имеет свойство пугаться из-за резких звуков. И это даже учитывая то, что околоплодные воды гасят звук и искажают его.

Когда ребенку 3 дня, он лучше всего реагирует на привычный мамин голос, особенно если этот голос напевный, успокаивающий. Чтобы успокоить малыша в 3 дня, можно просто напеть какую-нибудь простенькую мелодию, которую вы напевали во время беременности.

Зрение ребенка в 3 дня

Когда малыш еще только родился, его зрение еще работает нечетко. На протяжении нескольких месяцев ребенок сможет различать лица только на расстоянии 20-25 см (расстояние от груди матери при кормежке до ее лица). А в первые три дня, согласно многим теориям, малыш видит окружение в перевернутом виде, поскольку у него еще не развиты зрительные нервы. Ребенок с большей охотой посмотрит на черно-белый рисунок, чем на цветной. И только на втором-третьем месяце жизни ребенку будет интереснее видеть цветные картинки.

Ощущения ребенка в 3 дня

Раньше ребенок находился в животе матери, окруженный околоплодными водами. Теперь ситуация резко изменилась: защиты нет, тело кажется тяжелым и неуклюжим, ведь оно уже не может легко скользить в воде. Эти неудобства привыкания к новому миру малыш будет ощущать в течение 2-3 недель.

Процесс опорожнения, которого раньше не было, тоже может быть очень болезненным, поэтому малыш может плакать и страдать от запоров и боли в животике. Поможет консультация врача, укропная вода и легкий массаж животика по часовой стрелке.

Вкус ребенка в 3 дня

Материнское молоко для ребенка в 3 дня от роду – самый прекрасный на земле вкус. Не только потому, что оно приятно для язычка, но и потому, что молоко сильно пахнет мамой. Это – вкус защищенности и безопасности. Другие вкусы для малыша неприятны и непонятны.

Ребенок в 3 дня еще не вполне освоился в этом мире. Поэтому к нему нужно проявить максимальную заботу и уход. Он еще будет интенсивно расти и развиваться в течение целого года, а затем немного замедлит рост и набор веса.

Развитие ребенка с первых дней жизни

За первый год жизни ребенок делает гигантский скачок в своем физическом и эмоциональном развитии (представьте только, что его мозг увеличивается в 1,5 раза!). Но и родители многому учатся, особенно если малыш — первый. «Как ухаживать за ушками, носиком, глазками — это, конечно, очень важно, и мы об этом рассказываем обязательно. Но не менее важно научиться чувствовать своего ребенка»,- по словам Юлии Викторовны Андронниковой, педиатра высшей категории, заведующей педиатрическим отделением Центра Традиционного Акушерства и семейной медицины, это чувство защищенности и любви будет сопровождать ребенка всю жизнь.

Единственное, что можно точно сказать, крайность — это всегда плохо. И в воспитании детей в первую очередь.

Грудное вскармливание

Важный аспект ухода за грудничком — правильно организованное грудное вскармливание. Это «стержень, на который наматывается весь уход за малышом. Пососать грудь — основной интерес малыша первых месяцев жизни, а в дальнейшем и довольно долго — приоритетный интерес. Прикладывания к груди помогают выстроить ритм жизни, вовремя помочь малышу, успокоить, накормить», — считает Лилия Валентиновна Казакова, педиатр Территории Здоровья и СМ, консультант по грудному вскармливанию АКЕВ. Сосание активизируют работу кишечника. Это поможет приучить к «высаживаниям» с самого раннего детства. На всякий случай оговоримся — грудное вскармливание безусловно хорошо, но это не панацея и не гарантия ни богатырского здоровья, ни более глубокой привязанности. При прочих маминых усилиях «искусственники» могут легко догнать, а то и обогнать «грудничков» по всем пунктам.

Купание, уход за пупочной ранкой и кожей

Кожа малыша — тонкая и ранимая, на ней быстро появляются потница и опрелости. Поэтому надо устраивать ребенку воздушные ванны (оптимальная температура в комнате – 20-22 С, влажность — 55-60%). Купать можно ежедневно — первый месяц по 2-3 минуты (вода — около 37 С). Затем постепенно увеличивая время (до 10 минут) и снижая температуру (на 1-2 С). Детским мылом/пенкой лучше пользоваться пореже — 1 раз в неделю, не чаще.

«Никогда не купайте малыша «натощак». Это не тренировка пловца, а расслабляющая и гигиеническая процедура. Малыш должен быть спокойным и довольным жизнью», — напоминает Л. В. Казакова. Вынимая его из воды, заверните в большое полотенце и тут же дайте грудь (поесть). Он пососет, обсохнет, успокоится, и минут через 10 — 15 вы спокойно сделаете все, что нужно. Для обработки остатка пуповины используйте только стерильную воду (другие растворы могут нарушить естественный процесс заживления). Промыв, тщательно просушите чистым полотенцем (не ватой! Чтобы не оставить волокна на пупке).

Гигиена девочек и мальчиков

«Первое и главное для новорожденной девочки — не травмировать ее половые органы, удаляя смазку механически (со временем она сама уйдет). Промывать надо теплой водой (мыло использовать 1 раза в 3-4 дня), а после — обязательно увлажнять (1 каплю масла распределить по всей вымытой поверхности)», — акушер-гинеколог Территории Здоровья Галина Владимировна Овсянникова советует подмывать спереди назад (для этого удобнее держать дочку кверху животиком). При признаках воспаления делайте ванночки из ромашки, а при более сильном покраснении обработайте «Мирамистином». Еще важный — исключительно «женский» — нюанс гигиены: «Сразу после рождения неонатолог-педиатр должен посмотреть половую щель. Маме надо постоянно наблюдать до 5- 6 лет за тем, чтобы она не заросла (раз в 3-4 дня)».

Уход за глазками

Глаза новорожденного не нуждаются в особом уходе. Все, что накапливается на поверхности глазика малыша, убирается самостоятельно, когда малыш моргает. Утром в уголках глаз можно увидеть скопившуюся за ночь слизь — это тоже норма. Промыть реснички/ веки малыша можно кипяченой водой, протирая ватным тампоном от внешнего уголка к внутреннему.

Причиной обильных выделений из глаз новорожденного, может быть дакриоцистит, закупорка носо-слезного канала. «Правильный массаж позволяет справится с данным заболеванием к возрасту 2 месяцев». Массаж несложный, но будет лучше, если его покажет специалист. Также окулист Анастасия Борисовна Петухова напоминает, что первый осмотр офтальмологом — сразу после рождения, еще в роддоме, а второй — в возрасте 1 месяца: «Ошибочно думать, что ничего нельзя сделать, если ребенок еще совсем маленький. Например, врожденная катаракта оперируется в возрасте 2-3 месяца, тогда как позднее оперативное лечение может быть не столь эффективно».

Уход за носиком и ушами

Да, их можно и нужно чистить. Но главное не переусердствовать, предупреждает отоларинголог, гомеопат и мама троих детей Екатерина Владиславовна Полинская: «Чистить нужно только ушную раковину (ни в коем случае не слуховой проход!) после купания ребенка». Маленький ребенок еще не умеет сморкаться сам (этому он научится к 2-3 годам), поэтому можно утром и вечером закапывать ему капли на основе изотонического раствора хлорида натрия. Использовать спреи детям до года не надо — слуховая труба еще короткая и широкая, это может спровоцировать быстрый заброс инфекции из носовой полости. То же касается и закапывания в нос грудного молока. «Это физиологически необоснованно и блокирует мукоцилиарный клиренс носовой полости. Да, в молоке содержатся белки, жиры и углеводы, а также защитные антитела, которые необходимы для малыша. Но поступать они должны все-таки через полость рта», — поясняет доктор.

Основы основ

Не все достижения прогресса, облегчающие жизнь старшим, идут на пользу поколению младшему. Из-за постоянного использования подгузников, предупреждает педиатр Юлия Викторовна Андронникова, у ребенка могут быть трудности с формированием туалетных навыков, в «памперсе» он не чувствует «низа», не осознает, что писает — у него нет необходимого для этого чувства дискомфорта. Вместо одноразовых подгузников обратите внимание на «многоразовые» подгузники из ткани — они помогают значительно быстрее сформировать необходимые навыки и более физиологичны. Следующая важная задача родителей малышей до года, по словам Юлии Викторовны, научить их правильно жевать и глотать! «Наши дети пьют и едят всё пюреобразное почти до 3-4 лет! Это плохо сказывается на жевательных навыках, режиме питания. Не «учит» желудок нормально работать». И, наконец, нужно организовать режим сна. «К сожалению, современные дети зачастую живут в режиме, удобном их родителям: позднее укладывание, позднее вставание. Тогда как все необходимые для роста и правильного формирования внутренних органов гормоны работают именно во сне, причем, с девяти вечера». Обнимайте, целуйте и радуйтесь… Вместе!

И, наконец, о самом важном. Психическое развитие малыша, развитие разных частей мозга,а, значит, разных органов чувств, зависят от внешних впечатлений, которые он получает в первый год жизни. «Без надлежащего опыта общения один на один с заботящимся взрослым глазнично-лобная зона коры вряд ли будет развита в достаточной степени. Было обнаружено, что сердечный ритм ребенка синхронизируется с сердечным ритмом родителя, так что если родитель расслаблен и спокоен, то же произойдет и с младенцем. Материнская нервная система, по сути, коммуницирует с нервной системой ребенка, успокаивая ее через прикосновение». (Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг младенца»).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector