Развитие ребенка в 1 5 года

В это время малышу уже нужны развивающие игры, чтобы он мог приобрести необходимые ему навыки. Кроме того, родителям нужно обеспечить досуг ребенка, чтобы ему не было скучно.

В 1,5 года ребенок уже начинает активно познавать мир. Как правило, к этому возрасту, дети уже очень хорошо ходят и желают, чтобы с ними постоянно играли и занимались. Случаи, когда ребенок может занимать сам себя достаточно редки.

Кроме того, родителям нужно помнить о том, что им необходимо обеспечить малышу такой досуг, чтобы это было не только интересно, но и познавательно.

В таком возрасте необходимо уделять большое внимание развитию мелкой моторики ребенка. Для этого можно предложить ему две небольшие емкости с сыпучими продуктами. Для этого отлично подходит рисовая, гречневая крупы, а также мелкие макароны. В емкость с сыпучим продуктом можно также положить игрушки небольшого размера. Малышу нужно будет найти в емкости с крупой занимательные фигурки или игрушки. Дети 1,5 лет очень охотно перебирают крупу, пересыпают ее из одной емкости в другую. Желательно отвести для таких занятий определенное место в квартире, чтобы не беспокоиться о том, что малыш разбросает крупу по всему дому.

Можно также предложить ребенку одну простую, но очень полезную для развития мелкой моторики игру. Для этого нужно взять несколько резиновых игрушек небольшого размера, прорезать у них небольшие отверстия в районе рта и предложить ребенку накормить игрушечного сказочного героя сухой крупой или макаронами. Для таких целей отлично подойдут макаронные изделия и сухая фасоль. Для развития цветового восприятия можно предложить малышу рассортировать фигурки по цветам. В качестве обучающего материала можно взять разные геометрические фигуры, вырезанные из бумаги, либо пластмассовые или деревянные игрушки разного цвета. Важно подбирать относительно однородные предметы. В идеале они должны отличаться только по цвету. Малышам в таком возрасте тяжело понять различия между предметами разной формы, цветов, размеров. Они теряются и не знают, как объединить их в различные группы. Во время занятий следует проговаривать все цвета, чтобы малыш запоминал их названия. Как правило, при регулярных занятиях с ребенком, он вскоре сам начинает называть цвета.

Важно следить за тем, чтобы все игры были не только занимательными, но и развивающими. Ребенок должен учиться различать предметы, их форму, цвета. Для этого необходимо проводить с ним систематические занятия.

С детьми 1,5 лет нужно как можно чаще читать книги. При этом необходимо выбирать такие издания, в которых есть крупные и красочные картинки. Малышу нужно объяснять, кто изображен на страницах книг. Через некоторое время дети начинают сами узнавать и называть своих любимых сказочных героев.

Читая книги, нужно стараться проговаривать все слова четко, чтобы ребенок лучше воспринимал их и учился говорить.

Развитию сенсорного восприятия помогают упражнения, в которых родители предлагают ребенку пощупать кусочки различных материалов. Это может быть шерсть, шелк, клеенка, бархат. При этом следует объяснять малышу, какие ощущения возникают при прикосновении к образцам. К примеру, можно сказать, что клеенка гладкая, холодная, а бархат мягкий.

Физическому развитию детей 1,5 лет способствуют различные подвижные игры. Нужно как можно чаще играть с ним в мяч, ходить гулять во двор. Во дворе можно организовать подвижные игры, в которых будут участвовать сразу несколько малышей. К примеру, можно предложить им передавать друг другу мяч. Все действия нужно сопровождать комментариями. Малыши должны знать значение слов кидай , лови , если речь идет об играх с мячом.

Помогают развиваться ребенку и игры в песочнице. Психологи уверяют, что для высокоактивных малышей лучше всего подходят игры с песком, с водой. Такие занятия помогают им успокоиться, приучают к усидчивости. В теплое время года можно предложить ребенку игры, связанные с переливанием воды из одной емкости в другую. Можно также показать ребенку, как подкрашивать воду. Как правило, в таком возрасте подкрашивание воды красками вызывает у детей восторженные эмоции.

Что касается творческих занятий, то в таком возрасте малыши еще плохо рисуют кисточками. Гораздо больше подходят для этих целей специальные пальчиковые краски, которые можно купить в любом магазине для детского творчества.

Там же можно приобрести развивающие игры, игрушки. Важно приучить ребенка убирать за собой игрушки после каждой игры. Это необходимо для развития у малышей стремления к порядку, а также для развития у них чувства ответственности и последовательности действий. Кроме того, это поможет родителям в будущем сэкономить время на уборке дома.

«Гостевой домик»

Игры с разноформенными фигурками, которые нужно точно вложить в прорезь крыши домика, либо шара, а может быть деревянного либо пластикового куба. Найдет правильную форму – фигурка войдет в необходимый паз. Если это довольно сложные игры для малышей 1-го года жизни, и они стараются побыстрее снять крышку «домика», чтобы запихнуть туда непослушную игрушку (что тоже хорошо – ребенок приобретает навыки анализа и оценки ситуации и понимает: препятствие можно обойти), то при достижении двух лет – им интересней точно вставить объемный элемент в соответствующий паз.

Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:

«Репейник»

Самодельные либо покупные конструкторы с липучими элементами, которые нужно либо вставить в соответствующую ячейку, либо слепить сконструировать из них какую-то простейшую фигурку (например, цветочек или шарик, а может быть солнышко). Развивающий эффект игры можно усилить дополнительным «препятствием» — застежкой (как на данной картинке). Вставил горошинки в стручок – закрыл их. Хочешь достать – открой. Очень полезный навык.

Одинаковых людей не бывает – это аксиома, и детишки все развиваются по-разному. Одни быстрее учатся ходить, приседать и так далее, другие раньше начинают говорить, третьи демонстрируют поразительную память и все стремятся делать самостоятельно, но говорить при этом отказываются. Поэтому, отвечая на вопрос, каким должно быть развитие ребенка в 1,5 года, что должен уметь малыш в этом возрасте, в первую очередь нужно сказать, что все индивидуально. Критерии развития полуторагодовалого ребенка – это усредненные показатели, и тревогу стоит бить только в том случае, если вы понимаете, что ваш малыш отстает по нескольким показателям, а если по одному, то существенно.

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.

Развитие ребенка в 1 5 годаРазвитие ребенка в полтора года

Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.

Звукоподражания (му-му, гав-гав, бах и так далее) в этом возрасте тоже считаются словами. Слова, которые малыш произносит неправильно, коверкает (например, «дека» вместо «деда», «кхы» вместо «киска»), все равно идут в зачет.

Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.

Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.

Физическое развитие в 1,5 года

В полтора года ребенок уже довольно хорошо ходит самостоятельно. Он умеет поворачиваться, останавливаться, не падая, подниматься по лестнице.

Развитие ребенка в 1 5 годаРазвитие полуторагодовалого ребенка

Пора уже обращать внимание на развитие мелкой моторики. В это время ребенок начинает брать мелкие предметы не всей ладошкой, а щепотью, способен рисовать линии на бумаге, сможет положить предмет в коробочку, диаметр которой не слишком превышает размер самого предмета. Определить уровень развития мелкой моторики малыша в данном возрасте поможет и такой тест:

  1. Проделайте в крышке кофейной или любой другой банки (из мягкой пластмассы, чтобы края были ровными и безопасными) отверстие, диаметром около полутора сантиметров.
  2. Возьмите горсть зерен фасоли.
  3. Поставьте банку перед ребенком, положите рядом фасоль и попросите малыша сложить фасолинки в банку.
  4. Если он справится с этой задачей (постепенно перекидает зерна в банку через отверстие в крышке) – с мелкой моторикой у него все в порядке.

Развитию мелкой моторики способствует такая игрушка, как сортировщик фигур. Это домик, шар, машина или любой другой формы полый предмет с отверстиями разной формы (звездочки, кружочки и т. п.), к которому прилагается набор предметов, имеющих такую же форму и размер, как и отверстия. Задача малыша – положить предметы в отверстия. Это развивает не только мелкую моторику, но и умение малыша различать предметы, сортировать их.

О развитии говорит и то, насколько хорошо ребенок ест сам. В этом возрасте он может самостоятельно донести до рта ложку супа. Пора доверять ему есть самостоятельно.

Развитие ребенка в 1 5 годаЧто должен уметь ребенок в 1,5 года

Что еще должен уметь ребенок в 1,5 года

В полуторагодовалом возрасте малыш должен уметь «узнавать» на картинках зверушек, различать несколько цветов, отличать круглое от квадратного, и, главное, понимать назначение основных предметов (ложки, расчески, карандаша). Вы можете наблюдать, что он «правильно» играет со своими мишками, зайками, собачками, куклами: ложкой их кормит, расческой – расчесывает, носочки надевает им на ноги, а шапочку – на голову. Если такого в играх не наблюдается, то можно провести несложный тест: посадить куклу или мягкую игрушку перед ребенком, рядом разложить предметы (ложку, расческу, карандаш и т.п.) и попросить ребенка причесать игрушку, потом покормить ее. Если он выбирает нужные предметы – значит, все в порядке, он понимает их назначение.

В возрасте 1,5 лет ребенок общительный, не любит оставаться один в комнате, способен достаточно долго концентрировать внимание на предмете, узнает родственников. Важно, что если малыш ведет себя противоположным образом, то это может свидетельствовать о психоэмоциональных проблемах. В этом случае не надо паниковать – просто проконсультируйтесь со специалистом: возможно, что на самом деле проблем никаких нет – ведь характеры у людей тоже бывают разные.

Если же по всем параметрам ваш ребенок перешагнул усредненные показатели – занимайтесь с ним еще усерднее, чтобы помочь ему в полной мере раскрыть свои потрясающие способности.

Ребенок в 1,5 года уже научился ходить, сидеть, немного говорить — развитие идет полным ходом! На 75-й неделе его ожидает еще один важный скачок роста. О нем сегодня и поговорим более подробно, а так же узнаем в какие игры можно играть с ребенком, чтобы помочь ему развиваться интеллектуально и физически.

75-я неделя: новый мир — новые системы!

Не так давно, после предыдущего скачка развития, ребенок открыл для себя сложный мир принципов. Однако применять их ему пока еще сложно — они не отличались гибкостью и подвижностью, как у взрослых, и с трудом «адаптируются» в соответствии со стремительно изменяющимися обстоятельствами. На 75-й неделе, возможно чуть раньше или чуть позже, малыш вдруг осознает, что принципы существует не отдельно друг от друга, они образуют сложные системы. Новый мир он будет осваивать еще не один год, однако первый шаг в него предстоит сделать именно в этом возрасте.

Начнется знакомство, конечно же, с себя самого. Ведь организм — это тоже система, с которой ребенку предстоит установить «контакт» в первую очередь. После этого он непременно осознает, что является челном семьи, состоящей из него самого, мамы и папы, поймет, что его семья отличается от той, которая есть у приятелей во дворе. Конечно, взрослым это кажется понятным по умолчанию, а вот малыш «открывает» простейшие системы впервые.

В то же время начинают формироваться первые моральные принципы: совесть, нормы поведения и даже ценности. Кроме того, ребенок понимает, что все его поступки приводят к определенным последствиям, появляется чувство ответственности, очерчивается система собственного я. Кстати, только на этом этапе у малыша появляется четкая грань между понятиями я и ты. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает понимать, что помимо его предпочтений есть еще и желания окружающих. Это первый шаг на пути к успешной социализации — и родители непременно должны способствовать тому, чтобы он был успешным.

Признаки скачка роста и развития ребенка в 1,5 года

И вновь, как и во время предыдущих скачков, безоблачное бытие сменяется нежданным штормом. Если вы замечаете хотя бы один из перечисленных ниже признаков, то нужно готовиться к тому, что совсем скоро ребенок станет умнее, смышленее и сообразительнее, перейдя на совершенно новый жизненный уровень:

  • капризы, постоянное нытье без повода;
  • резкие перепады настроения: от безграничной тоски до безудержного веселья;
  • отказ играть самостоятельно, потребность в том чтобы рядом был кто-то развлекающий и разделяющий игру;
  • стремление постоянно быть рядом с мамой, хождение «хвостом»;
  • проявление милоты и ласковости или, наоборот, шкодливости;
  • проявление чувства ревности;
  • скандалы и истерики;
  • проявление осторожности по отношению к посторонним людям;
  • выражение протеста против прерывания телесного контакта;
  • проблемы со сном, ночные кошмары;
  • отказ от еды;
  • мечтательность и задумчивость;
  • проявление любви к мягким игрушкам.

Развитие ребенка в 1 5 года

Что из мира систем доступно ребенку на данном этапе

После скачка 75-й недели ребенку доступны далеко не все системы. Он медленно, но верно начинает открывать для себя лишь некоторые из них, формировать свои предпочтения и взгляды.

Совесть и границы дозволенного. В этом возрасте ребенок словно пробует — что ему можно, а что нельзя. Он сам для себя формирует жизненные правила.

Я — это я. Пережив очередной скачок, малыш учится контролировать свое тело, начинает проявлять волевые качества, учится не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Кроме того, он осознает понятие «собственности» и разделяет границы между своим и чужим.

Далеко — это не навсегда! Не так давно человека, пропавшего из поля зрения, ребенок считал ушедшим навсегда. Теперь он понимает, что это не так. Одновременно приходит осознание того, что пропавшего искать не только за тем углом, куда он завернул, но и в других доступных местах.

Ты да я. Именно в возрасте 1,5 лет ребенок осознает, что между ним и другими людьми есть определенные различия. Ему становятся интересны игрушки-человечки, совершающие действия.

Другие живые существа. Малыш изучает их тщательно наблюдая и делая выводы.

Семья. Еще одна истина, которая открывается ребенку — что его семья это единое целое, и она может отличаться от той, которая есть у друзей, у родственников, у соседей.

Дом. Ребенок начинает понимать, где находится его дом. Он мысленно создает карту окружающего пространства и отмечает на ней «родную» точку. Это — одна из самых сложных систем, которую предстоит открыть в этом возрасте.

Порядок должен быть во всем! Этот момент — один из самых приятных для родителей. Стремление все уложить на свои места и систематизировать вновь «повторится» не скоро.

Великая сила искусства. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает по-настоящему «творить» — не просто держать в руке карандаш, но и рисовать машины, дома, а также другие предметы.

Речь. Система приходит и в эту сферу жизни ребенка. Он начинает связывать слова в предложения, а, соответственно, четко выражать мысли.

Время. В этом возрасте малыш начинает понимать, что такое прошлое, а что такое будущее, и что между ними есть определенные различия.

Массаж и гимнастика ребенку с 1 до 3-х лет

Как правильно наказывать ребенка

Колыбельные для малышей слушать онлайн

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка в 1,5 года

В новом мире систем ребенка нужно стимулировать к развитию. Для этого как нельзя лучше подходят следующие игры:

  • совместное веселье и дурачество, щекотка и неудержимое буйство;
  • кто это, что это — игры на узнавание предметов, животных, игрушек и так далее;
  • рисование;
  • физические упражнение — выполнение стоек на голове, переворотов, прыжков и элементов на равновесие, в том числе и на высоте,
  • развлечения с мыльными пузырями;
  • игры с папой, а также другими детьми, уличные развлечения;
  • мяч, догоняшки и другие активные игры, в том числе и коллективные;
  • прятки;
  • чтение.Развитие ребенка в 1 5 года

Кроме того, арсенал игрушек должен быть пополнен:

Развитие ребенка в 1 5 года

Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться с множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.

Что умеет ребёнок в 1,5 года?

  • Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает.
  • Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых.
  • Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик».
  • Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп.
  • Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.

Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Развитие в 1,5 года

Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставлять его без присмотра нельзя даже на короткий период.

Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».

В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.

Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Уход в 1,5 года

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт юному гурману прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Занятия в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

Развитие ребенка в 1 5 года

В полтора года ребенок начинает познавать мир с повышенной активностью. Малыш в этом возрасте уже почти самостоятелен, стремится много топать, его движения скоординированы, а интерес ко всему не угасает.

В этом возрасте малыш заметно крепче физически, поэтому вы уже меньше переживаете за его передвижение. Задача мамы и папы в это время – быть рядом, ограждая ребенка от всего опасного, но, вместе с тем, позволяя ему самостоятельно познавать мир.

Особенности физиологии деток в полтора года

В возрасте 1,5 года для малыша крайне важна любая физкультура. Он уже умеет не только ходить, но и прыгать, немножечко приседать, умело отбивает мячик, то есть своими ручками и ножками управляет весьма осмысленно. Возможно, получается не все, но все еще впереди.

Подарите ребенку свое время, много с ним гуляя. Педиатры советуют, начиная с полутора года, проводить на улице по 5-6 часов. Свежий воздух очень полезен, как для иммунитета детей, так и для укрепления нервной системы. Кроме этого, детки очень активны в этом возрасте, а им нужно много пространства. В помещение, где повсюду острые углы и мебель, больше риск получить травму.

Психология и эмоции

Возраст с 1,5-2 года для ребенка тяжелый психологически, потому что любое расставание с близкими людьми переносится трудно. Не рекомендуется отдавать малышей в садик, а в группы раннего развития можно записывать, если вы сами будете присутствовать на занятиях. На психоэмоциональное состояние ребенка обязательно окажет влияние долгая разлука с мамой.

С полутора года ребенок уже хорошо осознает, что бабушки и дедушки, братья и сестры – его семья. Оставлять свое чадо вы теперь можете с кем-то из близких людей. Ребенок ощущает присутствие родных и понимает, что в любой ситуации его защитят, а это очень важно.

В полуторагодовалом возрасте для деток характерно проявление и негативных эмоций. Не спешите ругать ребенка сразу, попытайтесь понять причину. Если каждый раз, когда малыш захочет обратить на себя внимание, он будет кричать, а вы реагировать, то, скорее всего, такое поведение превратиться в привычку. «Капризы» – всего лишь желание быть услышанным.

Навыки и умения в 1,5 года

Сейчас малыш резко взрослеет, начинает быстро впитывать любую информацию. 1 год и 6 месяцев – лучший возраст для приобретения развивающих игр. Пазлы, забавные конструкторы, кубики – все это вам нужно. Покажите деткам, что эти предметы можно не только разбрасывать по дому, но и соединять между собой в интересные композиции. Такие игры нужны для развития мышления, памяти. Конечно, есть игры, с которыми и взрослый справится не с первого раза, их лучше оставить на более поздний период. Если у малыша не сразу получается, наберитесь терпения, пусть учится.

Мамочкам и папочкам полуторагодовалого ребенка

Уделяйте деткам много внимания и запаситесь терпением. Ваш ребенок уже во многом самостоятелен, и успевать следить за его действиями вам будет все труднее. Характер у вашего малыша теперь проявляется активно. Родительское безразличие – наибольшая травма для ребенка в этом возрасте. Чем больше времени вы уделите, и проявите терпения, тем лучше будет протекать дальнейшее развитие малыша.

Содержание:

  • Способности полуторагодовалого ребёнка
  • Развитие малыша в полтора года
  • Кормление полуторагодовалых детей
  • Занятия в полтора года
  • Эмоциональное развитие и психика полуторагодовалого ребёнка

Полуторагодовалый ребёнок становится активным исследователем. Важнейшей его задачей является познание мира, на которое уходит большая часть его времени. Ему некогда сидеть на месте, ведь требуется выяснить так много вопросов: «что спрятано в шкафу?», «всё ли съедобное, что на столе?», «крепко ли держатся у кошки усы?» и «не кормят ли её вкуснее меня?».
Физические кондиции малыша за последние полгода заметно укрепились. Только недавно ещё малыш делал первые неуверенные шаги, а сейчас за ним не угнаться. Это уже достаточно самостоятельная фигура, имеющая свои потребности, желания и вкусы.

Способности полуторагодовалого ребёнка

Он без опоры встаёт, ходит и бегает, приседает, наклоняется, прыгает, поворачивается. При ходьбе может менять направление, с помощью взрослых или самостоятельно поднимается по ступенькам. Понимает слова, обращённые к нему, исполняет простые просьбы «показать носик», «дать мишку», «принести зайку» и т. д. Пьёт из чашки или через трубочку, сам ест пюре ложкой и пытается есть суп. В его словаре свыше десятка простейших слов, а некоторые «интеллектуалы» уже пользуются словосочетаниями.
В полтора года у ребёнка активно развивается речь. Одни ещё только осваивают слова «мама» и «папа», а другие уже способны назвать и «собаку», «кошку» или «машину» хотя бы в подражательной форме («ав-ав», «кися», «бибика»). Это уже полностью осмысленные слова, постепенно складывающиеся в полноценную речь. Идёт также и наполнение его пассивного словаря – слов он знает уже больше, чем сам способен произнести. Родители должны помогать ему пополнять свой лексикон – правильно и чётко, указывая на незнакомые малышу предметы, проговаривать их названия. Нельзя их коверкать, ибо так ребёнок может их и запомнить.

Развитие малыша в полтора года

По своим моторным навыкам полуторагодовалый малыш мало уступает детям постарше. Он неустанно носится по комнатам, забирается на стулья и столы, а во дворе катается с горки и исследует детский городок. Он с удовольствием играет в песочнице, барахтается зимой в снегу, катается с помощью взрослого на велосипеде. Но порой ещё равновесие ребёнка может подводить, и он падает даже на ровном месте. Поэтому его даже на краткое время нельзя оставлять без присмотра.
Малыш во всём стремится копировать взрослых. Мама вытирает пыль или моет пол, а малыш ей «помогает». И хотя он больше мешается под ногами, важно не отбить у него желание помогать. Пусть он самостоятельно, хоть и неуклюже, выполнит взятую на себя работу.
Развитию речи ребёнка могут помогать рисование мелками и пальчиковыми красками, лепка. Если ребёнка учили лепить с года, то к полутора годам он уже научится лепить из песка куличики, а из мокрого снега фигурки. В этом возрасте дети изучают фигуры, цвета, понятия «горячий-холодный», «большой-маленький».
13 часов в сутки должны быть отведены на сон у малыша. Днём он должен спать один раз, 2-3 часа после обеда, а ночной сон должен продолжаться 10-11 часов.
Нужно не скупиться на прогулки. Начиная с полутора лет, педиатры рекомендуют минимум 6 часов проводить с ребёнком вне дома. Ведь свежий воздух прекрасно укрепляет нервную систему и иммунитет ребёнка. Кроме того, у малышей этого возраста повышенная двигательная активность, поэтому им не следует ограничивать пространство. Да и травмироваться на открытом пространстве детской площадки у малыша меньше шансов, чем в тесной квартире с обилием мебели и острых углов.

Кормление полуторагодовалых детей

Некоторые дети на ночь ещё употребляют в этом возрасте грудное молоко. Многие дети после года сами отказываются от груди, но, если этого не случается – не следует им отказывать ещё несколько месяцев.
Для полуторагодовалых крошек пищу сильно измельчать не требуется, ведь они уже способны прожевать фрукты, овощи и рыбу, поданные небольшими кусочками. Но мясо всё же лучше продолжать протирать, поскольку прожевать его юным гурманам ещё трудно. Нельзя ещё включать в детский рацион грибы, колбасные изделия, консервы, газированные напитки – пользы от них точно не будет, а вред вероятен. Но в этом возрасте можно начинать баловать детишек булочками или блинчиками.
Нужно уже приучиться к регулярной чистке зубов у малыша. Сам решить эту задачу полуторагодовалый человечек ещё не способен, но со временем научится и этому. Если его причёсывать регулярно перед зеркалом, то постепенно он и сам начнёт пользоваться расчёской.

Занятия в полтора года

Полезны занятия, развивающие мелкую моторику. В глубокую миску нужно насыпать крупы и зарыть в ней на глазах у малыша мелкие яркие предметы (пуговицы, бусины и т. д.), затем показать ему, как их следует искать. Находя эти предметы, малыш будет радоваться. Это также время для обучения строительству из кубиков. Причём малыша нужно непременно учить строительству, поскольку сам он больше настроен на разрушение построенного. Ещё в год малыш должен уметь ставить один кубик на другой, а через полгода он уже может выстроить башню из 3-4 кубиков, взрослые же научат его строить и более высокие башни, заборы и домики.
Полезны и игры с сортировкой фигур. Можно купить готовый сортировщик или самостоятельно изготовить его из картона. При игре с сортировщиком малыш учится выбирать детали той или иной формы (квадратной, треугольной, круглой), соответствующие такому же по размеру и форме отверстию. В более усложнённом варианте предстоит ещё и выбор по цвету.

К сожалению, очень многие родители сейчас сетуют на то, что их дети не хотят читать книжки. Для них .

Эмоциональное развитие и психика полуторагодовалого ребёнка

Несмотря на заметно возросшую самостоятельность, малыш в промежутке от 1,5 до 2 лет остаётся психологически уязвимым. В этом возрасте главным расстройством для него является расставание с родителями. Поэтому в этом возрасте нежелательно отдавать его в детский сад или группу раннего развития, если там не предусмотрено присутствие родителей. Долгая разлука с матерью, особенно после попадания с какой-либо болью в больницу, может на всю жизнь оставить психологическую травму и отразиться на психоэмоциональном развитии малыша.
Но к полутора годам ребёнок уже отлично представляет состав своей семьи, поэтому без проблем соглашается побыть с бабушками, дедушками, старшими сёстрами и братьями. Поэтому от стрессовой ситуации может избавить даже простое присутствие родного человека. Ребёнку важно видеть, что он в любую минуту находится под защитой.
Активное проявление негативных эмоций начинается именно в 1,5 года. Чаще всего недовольство выражается в гневе: малыш кричит, машет руками, топает ногами, порой задыхается. В этот момент важно понять, что вызывает эти эмоции ребёнка. Но если малыш подметит, что привлечь внимание взрослых проще всего истерикой, то последние станут нормой. Не следует ругать малыша за капризы и самим впадать в подобное состояние. Ведь это его попытка быть услышанным.
В полтора года малыш уже не является тем беспомощным младенцем, каким он был год назад. Он стал гораздо взрослее, начинает активнее проявлять свой характер. Кроме того, он учится анализировать и запоминает произошедшее с ним. Очень болезненно он переживает родительское безразличие, поэтому чем больше времени те будут отводить совместным занятиям, тем благотворнее это скажется на последующем развитии малыша.

Развитие ребенка в 1 5 годаЛюбой ребенок развивается индивидуально, и сравнивать детей очень сложно, даже тех, которые родились в одной семье. Возможно, и вы хотя бы раз слышали: «вот дочка наша пошла в 11 месяцев, а сыну уже 1,2 и даже не пытается». Все потому, что развитие малыша зависит от различных факторов, и каких-то четких рамок нет и быть не может.

Конечно, есть определенные возрастные границы, в которые малышу желательно овладеть тем или иным навыком. В этой статье речь пойдет о тех навыках, которыми должен владеть малыш в возрасте от года до 1,5 лет.

Первым таким навыком можно смело называть ходьбу. В возрасте 18 месяцев ребенок уже должен уверено передвигаться на собственных ногах, ведь ему необходимо изучать мир вокруг. Период, когда ребенок начинает ходить очень ответственный для родителей. Теперь малышу проще добраться до понравившихся предметов, а так же залезть на стул, а оттуда на стол или даже на подоконник. Поэтому очень важно бдительно следить за ребенком и предугадывать наперед возможные ситуации.

К 1,5 годам ребенок должен уметь держать ложку в руках, кушать самостоятельно и пить из кружки. Для этого родителям необходимо запастись терпением и позволить ребенку учиться самостоятельно, пользоваться столовыми приборами.

Психологическое развитие ребенка тоже не стоит на месте. Ребенок может узнавать и запоминать предметы, распознавать разные формы и фигуры ну и, конечно же, запоминать собственные части тела. Уделяйте занятиям с ребенком как можно больше времени, проводите их в игровой форме, и вы непременно получите результат.

У детей от одного года до 1,5 лет очень активно развиваются творческие навыки, поэтому делайте все возможное, чтобы способствовать их развитию.

Развитие ребенка в 1 5 годаРазвитие ребенка в 1 5 годаРазвитие ребенка в 1 5 годаВключайте в течение дня музыку различного плана, например танцевальную и детскую утром, а колыбельные песни перед сном. Покажите ребенку танцевальные движения и поверьте, через некоторое время он сам начнет танцевать. Научите ребенка прыгать и повторять движения.

Лепите вместе с ребенком! Для этих целей подойдет все что угодно: тесто, пластилин, глина, главное сам процесс. Если пластилин из магазина слишком жесткий для детских пальчиков, то вы смело можете делать пластилин дома, в интернете вы найдете множество рецептов с использованием пищевых красителей.

Дайте ребенку возможность рисовать. Пусть выберет то, что ему по душе: краски, фломастеры, карандаши, мелки. Лучше всего если у ребенка будет выбор. Выделите в доме место, где ему можно рисовать и поощряйте эти навыки.

Существуют так же распространенные мифы о том, что должен делать малыш в полтора года. Например, наши мамы и бабушки настаивают на том, что ребенок 1,5 лет должен ходить на горшок. Это не так. Если ваш малыш этого не умеет, то просто надевайте японский подгузник GooN и занимайтесь более интересными делами. Эти навыки придут позже. Так же распространено мнение, что ребенок 1,5 лет должен разговаривать, опять же это не так. Каждый ребенок развивается так, как предусмотрено индивидуально и о задержке развития может говорить только хороший невропатолог.

Развитие ребенка в 1 5 года Людмила Фадеева
«Возрастные особенности детей 1,5–2-х лет и задачи родителей по их обучению и воспитанию»

На 2-м году жизни ежемесячная прибавка в весе у ребёнка составляет 200-250 граммов, в росте – 1см. Продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Задача родителей: быть внимательными к изменениям в физическом и психическом развитии ребёнка, направлять их в нужное русло.

Длительность каждого периода активного бодрствования у детей 1,5-2-хлет равна 4-5,5часам. В зависимости от этого строится и режим дня ребёнка, выполнение которого является залогом здоровья.

Для детей 2-го года жизни характерна высокая двигательная активность. Подвижность иногда мешает спокойным играм-занятиям. Кроме того, в сумме с жаждой познания окружающего мира и несовершенством основных движений, большая подвижность малыша нередко создаёт опасность для его жизни.Взрослые должны следить за безопасностью окружающей среды: колюще-режущие предметы, кипяток, электроприборы, лекарства, всё несъедобное должно находиться в недоступном для ребёнка месте. Ещё это возраст спотыканий, падений, ушибов, травм — основные движения-то ещё только развиваются. И тут необходим каждодневный контроль взрослых за безопасностью жизни наших вездесущих исследователей!

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт малышей.При обследовании предметов они используют все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. С помощью взрослого ребёнок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, в том числе и с одинаковыми названиями (большой красный мяч и маленький синий мяч).

При обучениии правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки, строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы и атрибуты к ним, мишки). Эти действия ребёнок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.Постепенно из отдельных действий Очень важно: покупать игрушки только по возрасту и обучать правильно действовать с ними! Здесь необходимы терпение, выдержка, такт, многократные объяснения-показы! Негатив вызывает только негатив!И помните: развивая пальчики ребёнка, вы развиваете его речь!

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками: перенос разученного действия с куклой, например, на зайку; активный поиск предмета для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать).

Бытовые действия с сюжетными игрушками пока крайне просты: ребёнок может кормить куклу прямо из миски без ложки. Значит, ребёнку надо покупать пока простые сюжетные игрушки и атрибуты к ним.

Предметно-игровая деятельность малышей ещё неустойчива. Заметив рядом яркий предмет, ребёнок бросает то, что держит в руках, и бежит к нему. Наша задача: учить доводить начатое до конца, добиваясь результата.

2-й год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6-10раз быстрее, чем в конце 1-го года жизни. Активный словарь ребёнка 1,5лет состоит примерно из 20-30слов. После 1года 8-10 месяцев происходит резкий скачок развития активно используемого словаря. К концу 2-го года он уже состоит из 200-300 слов. Для родителей важно не проспать этот «золотой» период,а активно помогать малышу узнавать новые слова: уходим от упрощённых форм (ням-ням, би-би и т. п.) к обычным (кушать, есть, машина, едет); слова произносим медленно и правильно выговариваем звуки (ребёнок будет вас копировать). Не пытайтесь улучшить произношение звуков в этом возрасте у ребёнка: это возможно только на 3-м году жизни!

В активном словаре малыша появляются имена знакомых взрослых и детей, слова,обозначающие родственные отношения: мама, папа, бабушка,— оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

Дети учатся выполнять простые словесные просьбы взрослого в пределах видимой, наглядной ситуации. Например, отдать книжку ребёнку после рассматривания и попросить положить её на полку в шкаф. Играйте с детьми в дидактическую игру «Поручения» и в повседневной жизни.

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, ходить в туалет на горшок, приобретает навыки опрятности и аккуратности. Это период неустанной, терпеливой, тактичной и очень важной для будущего вашего ребёнка работы по обучению и воспитанию у малыша самостоятельности!

Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Ребёнка постепенно нужно приучать соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Углубляется деловое сотрудничество со взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. К концу года речь становится основным средством общения с взрослыми и детьми. Но ребёнок в этом возрасте охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми! Задача родителей — учить малыша выражать просьбы, желания, предложения чего-то.

Игрушка в руках другого интереснее для ребёнка этого возраста, чем та. Что стоит рядом. Отобрав игрушку у соседа и не зная, что с ней делать дальше, малыш просто бросает её. Подобное надо пресекать, чтобы у детей не пропало желание общаться!

Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния»: они сначала учатся играть рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе по 2-3 человека, не обижая друг друга,вести себя в группе и дома соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, не мешать спящим детям или взрослыми т. д.Надо учить пользоваться простыми словами: «на»(возьми, «дай», «пусти», «не хочу» и другими, формировать совместные действия малышей.

Итак, дорогие родители, перед вами стоит много задач по обучению и воспитанию ваших малышей. Желаем успехов на этом нелёгком пути! В случае затруднения обращайтесь к нам, воспитателям, и мы с радостью поможем.

Развитие ребенка в 1 5 года«Веселое солнышко» Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

В полтора года ваш ребенок хорошо вас понимает, умеет играть с кубиками и разными игрушками, стремится самостоятельно есть из ложки, говорит отдельные слова, пытается соединить по 2 слова и делает многое другое. Малыш растет и взрослеет. И как любая личность, он хочет быть очень самостоятельным. Но самое главное – ваш ребенок уже думает, понимает значение слов, обдумывает, что ему сделать.

Развитие ребенка в 1 5 года

Общее физическое развитие

  • высокая двигательная активность;
  • самостоятельно вылезает из кроватки;
  • ходит уверенно, быстро;
  • умеет прыгать, приседать, поворачиваться, бегать, любит убегать от взрослых;
  • осознает встреченное препятствие, обходит, смотрит под ноги;
  • лезет вверх по вертикальной лестнице;
  • должен подниматься по лестнице, ставя обе ноги на каждую ступеньку;
  • самостоятельно садится за стол;
  • умеет открывать двери;
  • получается бить по мячу ногой;
  • поднимает мяч над головой и бросает;
  • пытается есть ложкой, самостоятельно пьет из чашки;
  • старается повторять действия за взрослыми;
  • умеет снимать шапку, варежки, носки.

Развитие ребенка в 1 5 года

Моторика

  • получается открывать и закрывать большие и маленькие коробки;
  • умеет разворачивать бумажные упаковки;
  • ставит кубики один на другой;
  • играет с пирамидкой;
  • берет деталь пазлов и кладет на нужное место;
  • рисует пальчиком линии, точки, круги;
  • повторяет по многу раз вновь освоенное действие.

Развитие ребенка в 1 5 года

Интеллект

В 1,5 года у ребенка активно не только физическое, но и интеллектуальное развитие. Ребенок думает: устанавливает причинно-следственные связи, решает, куда пойти и как сделать, наблюдает, запоминает, определяет, когда сделать. Он осознанно копирует ваши действия, слова, интонации.

В полтора года малыш выбирает нужную картинку из нескольких. Должен уметь отвечать утвердительно или отрицательно на ваши вопросы. Выбирает понравившийся предмет из нескольких.

Ребенок выбирает любимую сказку или стихотворение, просит рассказать именно их, рассказывает вместе со взрослым. Любит переворачивать страницы книжки. Знает, в какой момент нужно перевернуть, запоминая порядок слов или событий. В 1,5 года ребенок должен уметь показать в книжке сказочных героев и сказать или показать, что они делают.

Развитие ребенка в 1 5 года

Эмоциональность

В 1,5 года ребенок уже должен уметь проявлять яркую палитру эмоций. В отличие от улыбки и плача первых месяцев жизни, это осознанное выражение чувств, желаний, симпатий и привязанностей. Проявления удовольствия и неудовольствия имеют множества оттенков: от доброжелательной улыбки, радостного смеха и бурного восторга до спокойной грусти, обиды, гнева и даже ярости. Причем важно, что и поводы для выражения этих эмоций ребенок тоже хорошо различает. После первого года жизни мимика и жесты активно сопровождают его общение. Чувства всегда выражены на лице, в возгласах. Постарайтесь сохранить эту доверчивость и открытость вашего ребенка.

Развитие ребенка в 1 5 года

На втором году жизни игры становятся разнообразными и осознанными. Ребенок рассматривает, разбирает, соединяет, теребит игрушки. Радуется, если удается извлекать звуки и тем более музыку, под которую так весело танцевать. Малыш уверенно переносит предметы с места на место, упрямо отказываясь от помощи. Он точно знает, куда хочет отнести игрушку, и настойчиво рвется к этому месту.

В этом возрасте ребенка интересуют все предметы, попадающие в поле зрения: посуда, душевые принадлежности, предметы для чистки обуви, декоративные украшения. Постарайтесь убрать из зоны досягаемости малыша все мелкие, колющие, режущие предметы, спички, лекарства, стеклянные изделия.

В 1,5 года ребенок должен учиться играться. Старайтесь не просто дать игрушку, а показать, как ею можно играться: в машинку складывать кубики или мяч, куклу качать, кормить, класть спать, в большую коробку складывать мелкие предметы, перекатывать и перебрасывать шарики и мячики, дуть в свисток и т.д.

Продолжайте играть в развивающие игры. Заучивайте и инсценируйте стихотворения и сказки. Складывайте пазлы. Озвучивайте животных. Используйте потешки и поговорки, совершая какое-то действие. Учитесь рисовать пальчиком линии, точки, круги. Знакомьте ребенка с явлениями природы: дождь, снег, ветер. Развивайте понятия тепло — холодно, темно — светло, легко – тяжело, маленький – большой, высокий — низкий.

Развитие ребенка в 1 5 года

Развитие речи

В полтора года дети по-разному проявляют речевую активность. Кто-то активно щебечет, имея в запасе до 40 простых слов. А кто-то только начинает осваивать первые слова. Этот процесс очень индивидуален. В любом случае родители должны активно разговаривать с ребенком, четко проговаривать слова, называть новые предметы, читать стихи и сказки, активно комментировать все, что встречается во время прогулки. У малыша накапливается пассивный словарь. Соединяйте жесты и слова, чаще спрашивайте ребенка «Кто это?», «Что это?». Создавайте ситуацию выбора, когда ему нужно назвать что-то или кого-то. Будьте терпеливыми и настойчивыми. И скоро малыш порадует вас своим щебетанием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector