Развитие ребенка в 1 6

Согласно последним исследованиям, раньше 4-6 месяцев жизни организм ребенка не готов к усвоению другой пищи, кроме грудного молока (или молочной смеси). Раннее введение прикорма (ранее 4 месяцев) часто вызывает дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде болей в животе, кишечных колик, срыгиваний, рвоты и расстройства стула. Отмечены случаи, когда ранний прикорм (особенно при несоблюдении правил его введения) провоцирует серьезный срыв пищеварительной системы и ребенку требуется длительное лечение. Другим частым осложнением раннего введения прикорма являются аллергические реакции в виде кожной сыпи, но иногда развиваются длительно текущие и трудно поддающиеся лечению аллергические болезни: атопический дерматит, бронхиальная астма и др. В случае раннего прикорма страдает и иммунная система ребенка: появляется склонность к частым инфекциям.

Кроме того, если у ребенка еще не созрели механизмы глотания густой пищи, он может и подавиться, могут возникнуть срыгивания, рвота, отрицательное отношение к кормлению, опасность вдыхания такой пищи.

Также раннее введение прикорма при грудном вскармливании уменьшает частоту кормлений грудью, что приводит к уменьшению лактации у матери и может вызвать прекращение грудного вскармливания.

Существуют и отдаленные последствия раннего введения прикорма. Ранний прикорм создает повышенную нагрузку на незрелые органы ребенка, особенно желудочно-кишечный тракт, печень, почки, и в дальнейшем эти органы оказываются более слабыми и уязвимыми к неблагоприятным воздействиям.

Но и более позднее введение прикорма может иметь неблагоприятные последствия: задержку роста ребенка, снижение иммунитета из-за неадекватного поступления в организм белка и энергии. Разнообразие компонентов, составляющих блюда прикорма, обеспечивает весь набор питательных веществ, витаминов, железа и микроэлементов, необходимых для восполнения растущих потребностей организма ребенка, которые уже не удовлетворяются грудным молоком или смесью.

Когда начинать вводить блюда прикорма?

Согласно Резолюции Всемирной Ассамблеи Здравоохранения № 54.2 от 18 мая 2002 г. и № 59.13 от 4 мая 2006 г. детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6-ти месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. В случае введения прикорма ранее 6-ти месяцев нужно учитывать показатели: массу тела, внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и пищевой статус ребенка. Но результаты исследований показали, что введение прикорма детям с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г, находящимся на грудном вскармливании, в виде высококачественных продуктов прикорма, с 4-месячного возраста, не выявило у них никаких «преимуществ» в физическом развитии по сравнению с теми, кому прикорм вводили в 6 месяцев. Эти результаты подтверждают правильность рекомендаций ВОЗ/ЮНИСЕФ о кормлении детей исключительно грудью в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.

Отечественные ученые до настоящего времени считают, что эти рекомендации применимы в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела (без гипотрофии, задержки внутриутробного развития и других болезнях) при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов.

В этом случае первым видом прикорма должны быть не ранее традиционно используемые в России фруктовые пюре и соки, а продукты с высокой энергетической плотностью — каши промышленного производства, обогащенные всеми необходимыми ребенку в этом возрасте минеральными веществами и витаминами.

Для решения вопроса о сроках введения первого прикорма важно учитывать индивидуальные особенности ребенка с учетом развития пищеварительной системы, органов выделения, обмена веществ, состояния центральной нервной системы — то есть его готовность к восприятию новой пищи.

Учитывая, что современные адаптированные молочные смеси содержат в своем составе необходимый набор витаминов и микроэлементов, нет необходимости проводить коррекцию по этим веществам продуктами прикорма в более ранние сроки, чем при грудном вскармливании. Поэтому в Национальной программе оптимизации вскармливании детей первого года жизни приведена единая схема введения прикорма для детей на грудном и искусственном вскармливании

Сроки введения блюд прикорма детям первого года жизни

(Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни, 2011г.)

Развитие ребенка в 1 6

Заканчивается очередной важный этап развития малыша – первые 6 месяцев второго года жизни. За это время ребенок заметно вырос, многому научился и основательно познакомился с окружающим его материальным миром. Испытав свои физические силы и навыки, в 1 год и 6 месяцев кроха направляет внимание в неосязаемый мир чувств. Он начинает замечать других людей и считывать их эмоциональное состояние, живо реагируя на него.

Общее развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Активное познание остается доминирующей деятельностью ребенка в 1 год и 6 месяцев. Но теперь сфера его интересов касается не столько внешних признаков предметов, сколько их функционального назначения. Кроха с упоением откручивает, вынимает, высыпает, колотит и пытается разобрать все, что только можно. Взрослыми такое поведение зачастую воспринимается как озорство и непослушание. Подобное заблуждение может повлечь их неправильную реакцию на деятельность малыша, что рождает конфликты, непонимание, слезы и истерики. А поскольку у ребенка в 1 год и 6 месяцев появляется особая чувствительность к эмоциям и чувствам близких людей, инциденты такого рода могут навсегда загубить его тягу к познанию и исследованиям.

Родителям полуторагодовалого малыша следует вспомнить о «правиле зеркала». Стоит маме радостно засмеяться и ослепительная улыбка тут же украсит личико ее ребенка. Папа гневно хмурит брови и получает в ответ такой же мрачный взгляд. Этот прием очень эффективен в разрешении конфликтных ситуаций. Мудрому взрослому достаточно собственным примером заинтересовать устроившего погром ребенка, чтобы отвлечь его и направить в созидательное русло.

Заметен прогресс в физическом развитии. Как правило, вес ребенка в 1 год и 6 месяцев составляет от 8 до 13 килограмм, рост варьируется от 75 до 88 сантиметров. Такие изменения сказываются на силе, ловкости и способностях. Он ходит прямо и по кругу, преодолевая небольшие препятствия, забирается на детскую лестницу и умеет сидеть на стуле. Возросшая сила позволяет ребенку манипулировать мячом, совершая броски вверх и вниз. В быту ребенок тоже радует своими успехами. Он твердо держит ложку, самостоятельно ест и пьет, активно участвует в умывании.

Речь малыша

Ученые установили, что у ребенка в 1 год и 6 месяцев происходит рывок в развитии отделов головного мозга, отвечающих за речь и познание. И это проявляется в следующих достижениях малыша:

  • он понимает смысл целых предложений;
  • по просьбе взрослого совершает знакомые повседневные действия (принеси, возьми, положи, покажи);
  • узнает игрушки и называет их;
  • делает попытки составить фразу из двух и более « лепетных » слов;
  • дополняет речь движением глаз, мимикой и жестами.

В 1 год и 6 месяцев словарь ребенка включает до 20 слов, большую часть которых он произносит, проглатывая и коверкая буквы, что затрудняет понимание. Но благодаря его интонациям и жестам уже можно предположить, что он имеет в виду.

Например, называя человека или предмет, как в книжке, так и в реальной жизни, малыш указывает на него. В этот же период ребенок начинает легко подражать фразам и словам взрослых людей, поэтому главным для развития его речевых навыков становится любое живое общение: разговор, чтение стихов и сказок, участие в совместных семейных мероприятиях.

Уход за ребенком в 1 год и 6 месяцев

Малыш уже совсем самостоятельный, что значительно упрощает проведение регулярных процедур. Искупать ребенка в 1 год и 6 месяцев не составит труда, а умывание и вытирание полотенцем становятся для него настоящим развлечением. Утреннюю зарядку карапуз с удовольствием проделает с мамой, повторяя каждое ее движение. Прогулки для подвижного любознательного ребенка превращаются в увлекательные приключения, после которых крепко и сладко спится.

Питание

Кушает кроха 4 раза в день. При этом около 50% пищевой ценности всей еды должно приходиться на обед, 30% — на завтрак, остальные проценты распределяются между полдником и ужином. Ежедневный рацион ребенка в 1 год и 6 месяцев состоит из каши, супов, нежирных мясных и рыбных блюд, овощей. Мясо и рыбу можно порезать мелкими кусочками, а из картошки, морковки и кабачков — сделать пюре. Полдник обязательно включает фрукты или кисломолочные продукты: творожок, кефир, йогурт.

Сон в полтора года

12-13 часов ежедневного сна у ребенка в 1 год и 6 месяцев считается нормой. Днем малыш отдыхает 1 раз, как правило, после обеда. Ребенок растет, становится сознательней и энергичнее, поэтому с дневным сном могут возникнуть проблемы. Не стоит пытаться давить на него и укладывать насильно. Достаточно просто прогуляться минут 15 на свежем воздухе или устроить подвижную игру, не выходя из дома. Главное – избавиться от неизрасходованной энергии малыша, мешающей ему уснуть.

Безопасность

1 год и 6 месяцев – возраст, характеризующийся небывалым скачком в развитии двигательной активности ребенка: осваивание бега и прыжков, что повышает риск получения травм. Поэтому главной задачей родителей становится создание безопасного места для тренировки новых навыков малыша.

Во-первых, необходимо очистить пространство комнаты от предметов, на которые можно наткнуться при беге.

Во-вторых, следует постоянно следить за чистотой пола и отсутствием на нем мелких деталей.

Самое главное, первое время стараться находиться рядом с карапузом и страховать его на случай неожиданностей.

Чему научить ребенка в 1 год и 6 месяцев?

Используя активную подражательную деятельность малыша, можно начать прививать ему такие важные правила личной гигиены, как уход за зубами и расчесывание. В 1 год и 6 месяцев необходимо приобрести детскую зубную щетку для ребенка, поместив ее рядом с остальными. Наблюдая за взрослыми, кроха будет пытаться самостоятельно ухаживать за своими первыми зубками. А ежедневно расчесывая ребенка перед зеркалом, родители преподадут ему бесценный урок красоты и опрятности.

Развивающие игры

Характерная особенность ребенка в 1 год и 6 месяцев — умение продолжительное время концентрироваться на игре. Поэтому можно развлечь малыша, собирая вместе с ним разнообразные фигуры и сооружения из кубиков. В процессе стоит обсудить форму и цвета кубиков или посчитать их количество.

Полезным занятием станет поиск в емкости с крупой ярких разноцветных бусинок и шаров. Выполняя это задание, ребенок тренирует усидчивость, внимательность, ловкость и когнитивные навыки.

Еще одно познавательное и развивающее времяпрепровождение ребенка в 1 год и 6 месяцев — сортировка фигур. Инвентарь для проведения данной игры можно сделать самостоятельно из плотного картона, вырезав в нем отверстия разной величины и формы. Подбирая нужные детали и просовывая их в соответствующие отверстия, малыш будет тренировать мелкую моторику рук, одновременно познавая качественные характеристики предметов.

Что должен уметь ребенок в полтора года:

  • уверенно ходить;
  • говорить до сорока слов;
  • есть ложкой;
  • пить из чашки и т. д.

В этом возрасте дети начинают проявлять собственное я и демонстрировать характер.

Развитие ребенка в 1 6

Что умеет делать ребенок

С года до двух ваш кроха стремительно меняется, превращается из младенца в человека с собственным я, который выделяет себя из мира вокруг и уже многому научился.

На свете нет двух одинаковых детей, но существует общий перечень того, что должен уметь ребенок в 18 месяцев, обычно к этому возрасту малыш:

  • уверенно самостоятельно ходит, огибает препятствия, пытается бегать;
  • сам садится на стульчик и встает с него;
  • приставными шажками поднимается по небольшой лесенке или по наклонной плоскости;
  • присаживается на корточки;
  • крепко держит в кулаке ложку, сам ест, пьет из чашки; пока пачкается и проливает, но это нормально — научится;
  • откусывает понемногу от целого куска хлеба;
  • пытается танцевать под музыку;
  • берет предметы в обе руки.

Это период стремительного интеллектуального развития. К полутора годам детки умеют:

  • собирать пирамидки из 2-3 колец, строить башенки из кубиков;
  • различать два-три основных цвета;
  • знать и показывать части тела (правильно отвечать на вопросы «Где ручки?», «Где ушки?» и т. д.);
  • брать некрупные предметы большим и указательным пальцами;
  • пытаются рисовать — черкают линии на бумаге;
  • ориентируются в размерах — различают понятия «больше» и «меньше»;
  • подражают действиям взрослых — листают книги, изображая чтение, и т. п.;
  • просятся на горшок.

Это приблизительный перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года, если его развитие идет обычными темпами.

Особенности психоэмоционального развития

В полтора года дети все больше проявляют эмоции — беспокоятся, радуются, огорчаются, отвлекаются, успокаиваются. Знают и любят, когда их хвалят, понимают слова «можно», «нельзя», «возьми», «дай». Они реагируют на эмоциональную окраску речи взрослых, подражают ей.

ВАЖНО!
Строгое мамино «нельзя» на попытку залезть в шкаф маленький непоседа услышит и поймет, но в шкаф все равно полезет — у него еще недостаточно умения контролировать собственные действия, а разгон он уже взял. Вывод: запрета мало, сработает только переключение внимания на что-то другое.

В полтора года малыши становятся более самостоятельными и уверенными в себе. Они интересуются другими детьми, но пока играть умеют только рядом друг с другом, но не вместе: чтобы делиться игрушками, а не отнимать их, они еще малы.

Речевые навыки

В среднем малыши начинают говорить в год (плюс-минус несколько недель). Как только этот процесс начался, словарный запас увеличивается очень быстро: от года до двух речь изменяется значительнее и динамичнее, чем за всю остальную жизнь. И если все, что должен уметь ребенок в 14 месяцев, — это произносить несколько слогов или односложных слов, то после полутора лет в его активном лексиконе их уже до 40, а понимает он в несколько раз больше. Пока кроха пользуется короткими или упрощенными словами, но уже применяет их правильно в соответствии с ситуацией: «кис-кис», «мама», «дай», «нет», «ам-ам». К двум годам его речь станет более похожа на взрослую — со словосочетаниями и предложениями.

ВАЖНО!
Маленькие дети — уже люди с характером, есть разговорчивые, а есть не очень. Если вам кажется, что ваш кроха говорит мало, проконсультируйтесь со специалистом, но больше для собственного успокоения.

Питание и распорядок дня

В полтора года малышам необходимо до 13 часов сна в сутки; максимальный период бодрствования для них — 5,5 часа. Если младенцы первого года жизни днем спят два раза, то на втором году переходят на другой режим:

  • подъем, умывание, зарядка — 07:00–08:00;
  • завтрак — 08:00–08:30;
  • игры, занятия, прогулка — 08:30–12:00;
  • обед — 12:00–12:30;
  • дневной сон — 12:30–16:00;
  • полдник — 16:00–16:30;
  • игры, прогулка — 16:30–19:00;
  • ужин — 18:00–18:30;
  • вечернее бодрствование, купание — 18:30–20:30;
  • ночной сон — 20:30–07:00.

Педиатры советуют четырехразовое питание с интервалами в 3,5–4 часа.

Завтрак необходим не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужин — не меньше чем за час до сна. Кроме основных трапез, возможны два легких перекуса — в первой половине дня и вечером.

ВАЖНО!
Еда ребенка должна быть сбалансирована по составу (жиры, углеводы, белки, витамины), каждый прием пищи должен содержать хотя бы одно горячее или теплое блюдо и свежие фрукты и овощи.

Особенности гигиены

Из всех гигиенических процедур единственное, что должен уметь ребенок в 1,6 года самостоятельно, — вытирать руки полотенцем. Во всем остальном ему требуется помощь, но чем дальше, тем меньше.

Большинство деток в полтора года умеют проситься на горшок, постепенно научатся снимать и надевать штанишки, мыть руки, чистить зубы.

Какие занятия помогут развивать ребенка

Для развивающих игр в этом возрасте пригодятся:

  • книжки с картонными страницами со стихами и сказками, с яркими крупными картинками;
  • пластиковые игрушки — кубики, овощи и фрукты, детская посуда, фигурки животных, кукольная мебель и т. д.;
  • музыкальные инструменты — пищалки, барабаны, дудки, ксилофон;
  • мячи разного диаметра;
  • пирамидки;
  • матрешки, неваляшки;
  • куклы или мягкие игрушки — их он сможет одевать, укладывать спать, сажать на горшок и т. д.;
  • фигурки для песочницы или кинетического песка;
  • конструкторы Lego с крупными деталями, сборные игрушки, мозаики и т. д.

ВАЖНО!
Мягкие игрушки выбирайте только те, что перенесут стирку.

Кроме покупных игр, подойдет то, что есть в доме. Примеры:

В 1 год и 6 месяцев ребёнок всё больше и больше становится похож на «вечный двигатель» — его движения стремительны, уверенны, более независимы. Малыш уже уверенно ходит, разворачивается и бегает, легко преодолевает неровности на земле, может размахивать игрушками, находящимися в его руках, в процессе движения.

Физиологическое развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев

Развитие ребенка в 1 6

Тело ребёнка становится физически крепче, малыш делает уверенные шаги, бегает, приседает. У него хорошо получается управлять своим телом, при этом он выполняет многие действия осмысленно. Когда хочет поймать мяч – подставляет ручки ладонями вверх, а когда хочет мяч «отфутболить» — бьёт по нему ногой. Не всегда маленькому непоседе удаются точные удары, но с каждым разом он оттачивает свои навыки.

Мозг ребёнка на втором году жизни развивается очень активно, чем и объясняется его познавательная активность. А сопутствующее воспитание очень сильно влияет на правильное развитие его мозга и помогает малышу сориентироваться в мире и впитать в себя знания, как губка.

Продолжает развиваться моторика: ребёнок умело обращается с кубиками, строит из них башни и другие конструкции. Малыш легко переворачивает страницы и поворачивает ручки дверей, тащит за собой машинку на верёвочке, рисует, хорошо орудует ложкой и вилкой и пьёт из чашки и поильника. Он уже может играть «понарошку» — когда предметы обозначают у него что-то другое: например, когда кубики становятся машинками, а формочки для песка – посудой.

Ваш кроха понимает ваши просьбы без сопровождающей речь жестикуляции – то есть только словесно выраженные. Причём ребёнок начинает понимать даже несколько просьб, с которыми вы к нему обращаетесь. Например: «Пойди в спальню и принеси оттуда мяч». Постепенно малыш начинает произносить обычные слова, а не их «детский» вариант. То есть, если раньше малыш говорил «кис-кис» — то теперь он говорит «кошка».

В 1 год и 6 месяцев у ребёнка начинается период «почемучки». Он может спрашивать «Что это?» буквально обо всём, что видит. В результате словарный запас резко увеличивается – буквально по несколько слов в день – и к двум годам появится достаточно объемный запас слов.

К этому возрасту у ребёнка должно быть в среднем около 14 зубов.

Питание ребёнка в 1 год и 6 месяцев

К середине второго года жизни, когда степень подвижности ребёнка особенно высока, наиболее важными в рационе малыша становятся углеводы. Поэтому в питании ребёнка должны особенно часто встречаться каши, макароны, хлеб. Все это прекрасно сочетается с мясом и овощами – а витамины, белки и минералы отлично усваиваются в таком сочетании.

Из сладостей можно начать вводить в рацион ребёнка варенье, повидло, джемы, следя за реакцией организма малыша. Если у него появились признаки диатеза – срочно исключите из его рациона все сладости. Джемы, повидло и варенья лучше варить самим – так вы будете уверены, что в продукте нет красителей, ароматизаторов и консервантов.
Ближе к середине второго года жизни малыш может пить соки, кисели, натуральные негазированные напитки, морсы.

Яйца можно давать уже не только в варёном виде, но и в виде парового омлета из желтков (конечно, если у ребёнка нет аллергии). Ближе к середине второго года жизни можно смело давать вишню, смородину, крыжовник, клюкву, ежевику, малину и бруснику.

Что касается натурального мяса, то количество его потребления в сутки для ребенка составляет 60-70 г. В меню ребёнка на данном этапе жизни обязательно должны присутствовать овощи, однако салаты из сырых овощей пока еще слишком тяжелая еда для детского желудка. В середине второго года жизни всё ещё не рекомендуются: грибы, консервы (за исключением детских), бульонные кубики, икра, морепродукты, солёная, вяленая или копчёная рыба, газированные напитки, полуфабрикаты (вермишель, картофельное пюре и т.д.), острые соусы, жирное мясо, кофе, торты и пирожные с кремом, шоколад, шоколадную глазурь, изделия из песочного и слоёного теста.

Навыки и умения ребёнка в 1 год и 6 месяцев

Развитие ребенка в 1 6

Ходьба, бег и прыжки у ребёнка 1 года 6 месяцев отличаются всё большей уверенностью. Моторика также совершенствуется – многие малыши способны надеть носки, обувь или шапку, если ему поможет взрослый. Кроме того, на втором году жизни ребёнок может самостоятельно есть.

У ребёнка совершенствуется способность обобщать – правда, иногда обобщения могут быть неправильными. Например, когда его просят принести шар, он может принести не конкретную игрушку, а любую вещь (или вещи), имеющую шарообразную форму. А когда его просят принести мяч, он приносит не конкретный мяч, которым обычно играет, а любой из имеющихся в его распоряжении. Кстати, когда малыша просят принести несколько предметов, он всегда понимает, что от него требуется не один предмет, а именно некоторое количество.

На втором году жизни усиливается связь с игрушкой или любым другим предметом, который ребёнок выбрал ещё в грудном возрасте себе в качестве «успокоительного». Обычно дети выбирают себе какой-то предмет, с которым спят и никогда не расстаются. Это может быть одеяло, плюшевый мишка, подушка и т.д. Такие вещи дают ребёнку ощущение защищённости и моральной поддержки.

Игры и занятия с ребёнком в 1 год и 6 месяцев

Подражание взрослым в игре всё также очень сильно развито у ребёнка в этом возрасте. Он любит «читать газету», как папа, а если мама вытрет носик малышу – он потом, вполне вероятно, вытрет носик и своей любимой игрушке.

Ни в коем случае не выкидывайте игрушку или предмет, к которому привязан ваш ребёнок – даже если вам кажется, что это старьё уж давно пора выбросить. Этим вы можете нанести сильную душевную травму малышу – и он перестанет вам доверять. Если вещь действительно очень грязная – постирайте её, но потом обязательно верните малышу.

Показывайте ребёнку пример – как можно играть «понарошку» с различными предметами. Например, покажите, как из кубиков можно сделать машину или поезд, как можно что-то положить в формочку для песка.

Обращайте внимание ребёнка на интересные вещи, которые попадаются вам на прогулке, читайте вместе с ним, слушайте музыку, что-то сочиняйте, рисуйте. Дома должно быть спокойно, а времяпровождение с телевизором нужно ограничить, заменив его на общение с родителями и близкими людьми.

Медицинское сопровождение

Если у малыша при введении в рацион новых продуктов появляются проблемы с желудком — покажите его педиатру. Если у малыша заметна задержка речевого развития — посетите детского невролога.

В 1 год 6 месяцев ребёнку понадобится сдать анализ кала на яйца глист и энтеробиоз, а также биохимический анализ крови.
Также после консультации с педиатром проводится 1-я ревакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и 1-я ревакцинация против полиомиелита.

Кроме того, на втором году жизни следует посетить стоматолога, который должен проверить, правильно ли растут зубки ребёнка и дать рекомендации по уходу за полостью рта.

Развитие ребенка в 1 6Ни минуты покоя!

Как часто мамы малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет слышат фразу: «Я сам!». Ребенок сейчас очень подвижен и ищет все новые и новые впечатления. Причем, один раз забравшись, например, на высоту он будет делать это вновь и вновь, не смотря на Ваши запреты. У ребенка очень активная жизненная позиция, для него первостепенно важно освоение окружающего мира. Это и есть залог его своевременного развития! Малыша переполняет желание узнать все на собственном опыте, радость новых открытий.

Ребенок сейчас, как губка впитывает все новое, поэтому важно чему и как его учить! По возможности предоставьте ребенку свободу, проявляйте любовь и поддержку и уделяйте как можно больше внимания своему непоседе.

В полтора года поведение крохи меняется, так как у него появились новые возможности выразить себя. Ниже приведены некоторые факты, говорящие о гармоничном развитии ребенка в возрасте от 1,6 года до 1,9 года:

  • Кроха активно изучает предметы и игрушки. Конечно, он и раньше это делал, но сейчас его уже привлекают не яркий цвет, звук, а возможности предмета, как эту вещь можно использовать по назначению.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок проводит за игрой в 4 раза больше времени и меньше отвлекается во время занятий и игр.
  • К 1 году и 9 месяцам ребенок сам выбирает игру, в которую будет играть. Причем его не привлечет эмоционально-сухая игра или не интересная и непонятная. Игра должна быть интересной, нести в себе что-то новое.
  • Сейчас малыш в игре ориентируется по эмоциональному отношению взрослого. Т.е. если ему что-то не понятно, он вглядывается в Ваше лицо, ждет разъяснений.
  • Кроха начинает осторожничать, например, прикасаясь к новому предмету, он поднесет сначала пальчик, а уже потом всю ладошку. Но в тоже время, у малыша уходит тревожность, боязнь всего необычного (присущая детям начала второго года жизни). Если мама рядом и она спокойна, то и малышу нечего волноваться.

Итак, все перечисленное говорит о том, что ребенок начинает понимать, для чего именно нужен тот или иной предмет и как им пользоваться.

Не проказник, а первооткрыватель, одержимый страстью исследования!

Хоть мы и говорим о новом этапе в развитии ребенка, не стоит ждать, что он в одночасье станет «правильным», разумным и организованным. Конечно, он понимает слова «нельзя», «можно», тем не менее, он по-прежнему эмоционален и импульсивен. Но малыш уже старается избегать прямых конфликтов с Вами, поэтому при вас он не будет делать то, что Вы запретили. Стоит Вам отвернуться, как тяга к новому толкает кроху на новые открытия. Пока перебороть свое любопытство малыш еще не может.

Ваша задача взглянуть на поведение ребенка с точки зрения особенностей его возраста, а не логики взрослого человека. Не следует бороться с желанием ребенка накапливать новые впечатления! Лучше занять его досуг чем-то увлекательным и интересным. Например, если кроха норовит рассыпать муку, настряпайте вместе с ним куличиков.

Сейчас Ваша роль в жизни ребенка должна измениться, Вы не просто за ним присматриваете, а Вы его партнер в играх, совместных занятиях. Обогатите жизнь ребенка полезными занятиями, информацией, поощряйте и корректируйте его поведение. Важно много играть с ребенком, ведь он еще не может сам выстраивать игровые сюжеты, изображать кого-то в игре, разрешать конфликтные ситуации с другими детьми.

Развивающие игры для ребенка от полутора лет

Для сенсорного развития – предметные игры всех видов: строительные, дидактические, сюжетные, с предметами-орудиями (игра «рыбалка», «верстачок»).

Дидактические игры. Предложите малышу усложненные игры с дидактическими игрушками, такими как: кубики, пирамидки, матрешки, кольца.

Пример игры, пусть малыш выполнит задание на ориентировку в двух свойствах предмета. Например, «найди красные кубики – маленький и большой» (цвет и величина) или «зеленый шарик и зеленый кубик» (цвет и форма) и т.д.

Сюжетные игры. Показывайте, как различные предметы можно использовать по их назначению, разыграйте перед малышом развернутые игровые сюжеты с куклой (кукла катается на машине, плывет на корабле, ест, спит, летает на самолете).

К 1,9 года малыш может понять действия человека и животных в игре (желание есть, спать, пить и т.д), ощущения (холодно, мокро, жарко и т.д.), проявление эмоций (испугался, обрадовался, заплакал и т.д.). теперь самое время прививать малышу общечеловеческие качества: желание помочь, сочувствие («пожалей зайку, он испугался» или «кошечка хочет съесть сыр, угости ее» и т.п.). в играх показывайте ребенку, как к миру относитесь Вы, формируйте у него добрые чувства, бережное отношение к живому, доброжелательность.

Разыгрывайте с ребенком знакомые сюжеты из его жизни, зайчик пошел есть, мишка собирается на прогулку, пупс будет купаться и т.д.

Обязательно сопровождайте игры пояснениями, называйте новые предметы, действия. Стройте предложения короткими из 2 – 3 слов. Так кроха лучше Вас поймет и возьмет новые слова на вооружение.

Строительные игры. Стройте с ребенком несложные сюжетные постройки: «скамейка для куклы маши», «забор для овечек», «мот для машины».

Развитие речи ребенка от полутора лет

К полутора лет у ребенка формируется своя автономная детская речь. Т.е. малыш говорит на своем языке, упрощенными словами. У каждого ребенка язык свой и понять его могут только родители и близкие родственники. Тем не менее, ребенка можно только поздравить, ведь это самая настоящая активная речь. Малыш старательно произносит придуманные слова, искренне радуется складывающемуся диалогу с Вами.

Вы в свою очередь, не должны одергивать ребенка: «Не правильно говоришь, надо так!», а переводить его слова четко и правильно их проговаривая. Постепенно малыш начнет говорить правильно.

Помогайте ребенку обогащать словами все ситуации, которые он видит, поясняйте, почему произошло так, а не по-другому. Например, почему девочка плачет, потому что потеряла куклу. Почему мальчик смеется, потому что он играет с собачкой.

Музыка и ребенок

Самое время знакомить малыша с музыкальными произведениями:

• Фольклорная народная музыка ( колыбельные , танцевальные песенки)

• Детская популярная музыка (песенки из мультфильмов и т.п.)

• Инструментальная красивая музыка со звуками природы для детей.

Ребенок и книга

В Ваших силах обогатить эмоциональную жизнь ребенка, внесите детскую литературу в каждый новый день малыша. При помощи картинок, можно расширить знания ребенка об окружающем мире. В ребенке необходимо воспитать желание и умение слушать чтение. Подробно о книгах написано здесь .

  • Пора воспитывать в ребенке самостоятельность и учить простейшим навыкам самообслуживания, таким как: прием пищи, пользование туалетом, мытье рук и т.д.
  • Огромную роль в воспитании гармоничной личности играет микроклимат в семье. Пусть малыш учиться у Вас положительным, достойным подражания поступкам по отношению к другим людям и к нему самому.
  • Формируйте у ребенка доброе отношение к людям, природе, любовь ко всему живому. «Не будем срывать цветы, а просто их понюхаем!». Развивайте чувство красоты: «Смотри, какой красивый цветок, небо на закате».

Физическое развитие ребенка

Если хотите узнать о гимнастике и интересных играх читайте статью «На зарядку становись!»

Что делать, если ребенок потерялся?

1) Объясните, что вы очень беспокоитесь за малыша, поэтому ему всегда надо быть рядом и не отходить от вас.

2) Среди окружающих людей есть как хорошие, так и плохие. Не стоит идти вместе с незнакомым человеком, который вызывается помочь.

3) Заранее договоритесь, где вы встретитесь, если потеряетесь.

4) Если вы садитесь в автобус, а ребенок остался на остановке, ему следует ждать, никуда не уходя! Если же наоборот, он уехал, а вы не успели в автобус или поезд метрополитена, ребенок должен выйти на следующей остановке и ждать вас!

5) Одевайте ребенка в яркую одежду, чтобы вам легче было увидеть его в толпе.

Эти правила не сложны и помогут избежать паники, если ребенок потеряется. Эти советы будут актуальны не только в столь юном возрасте, но и в школьное время.

Развитие ребенка в 1 6Психологическое развитие

В полтора года у ребенка исчезают страхи перед резкими шумами, незнакомыми людьми, но появляются новые страхи: боязнь собак, стрессовых ситуаций. Зачастую, корень этих страхов прячется или в запугивании или в негативном опыте. То есть, если ребенок боится собак, это означает, либо то, что собака причинила ему боль, либо то, что его запугали взрослые. Будьте осторожны: детские страхи остаются с нами на всю жизнь и тяжело поддаются корректировке.

Еще один аспект психологического развития: развитие самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам. Не мешайте ему, а лучше давайте посильные задания и обязательно хвалите за успешный результат!

Игрушки для ребенка в 1 год 6 месяцев

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.

Для сюжетной игры:Развитие ребенка в 1 6

  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель – стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.

Для развития предметной деятельности:

  • игрушки-матрешки ;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.

Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно – активный куб. Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Развитие ребенка в 1 6

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев. Быстро развивающийся интеллект малыша позволяет ему решать первые в жизни логические задачи — например, большинство детей этого возраста могут без видимых усилий обобщать предметы по существенным признакам. Попробуйте выставить перед малышом ряд знакомых ему игрушек, среди которых будут, скажем, два плюшевых медвежонка (разных цветов), плюшевый же заяц и пластиковая кукла, а затем попросите его подать Вам медвежонка. После того, как малыш отдаст первого из двух медвежат, повторите просьбу. После отдачи второго повторите просьбу в третий раз. Удивленный взгляд малыша будет лучшим доказательством того, что его головной мозг способен справляться с решением не только конкретных, но и более или менее абстрактных задач: медвежат-то в ряду больше нет:)

Присмотритесь к тому, как малыш играет, оставаясь один: в этой сфере также произошли видимые изменения в сторону усложнения и совершенствования. Случайно подсмотренная ребенком телепрограмма или фрагмент фильма вполне способны подвигнуть маленького человека к имитации увиденных действий. Как, впрочем, и увиденные бытовые сцены. Так что не стоит удивляться, если малыш вдруг (безо всяких, то бишь, просьб) принялся упорно расчесывать волосы куклы или нещадно изрисовал кукольное же лица разноцветными фломастерами — это может оказаться как эхом просмотра телепередачи типа «Фасон», так и следствием наблюдения за ежедневными косметическими манипуляциями мамы.

Успешно подражает маленький человек и действиям с игрушками, показанным взрослым во время игр-занятий. Вслед за Вами малыш будет с удовольствием громоздить друг на друга кубики и призмы, доставать из коробок и упрятывать обратно мелкие предметы. Стремительно совершенствующаяся тонкая моторика позволяет полуторалетнему ребенку осуществлять действия, требующие более или менее развитой координации движений пальцев — некоторые маленькие вундеркинды уже вовсю (и довольно продуктивно:) играют с пластиковыми блоками «Лего» или пластиковой же мозаикой.

Развивающаяся тонкая моторика в 1 год 6 месяцев помогает малышу овладеть и кое-какими бытовыми навыками — из тех, что раньше никак не поддавались усвоению.

Например, такими, как самостоятельное стаскивание с себя колготок перед ежедневными водными процедурами или посадкой на горшок:) Или умение подчерпнуть ложкой из родительской тарелки заинтересовавший внимание юного исследователя фрагмент сосиски:) В целом же, во время еды ребенок полутора лет нередко способен более или менее уверенно управляться с ложкой и кружкой: место, отведенное малышу для трапез после таковых уже гораздо меньше напоминает полигон для бомбометания (где вместо бомб используются каши и паровые котлеты).

Совершенствуется и общая моторика ребенка — как утверждают специалисты, в это время малыш уже умеет переступать приставным шагом через три-четыре низких деревянных брусочка, разложенных на полу друг за другом:) Реально же некоторые из полуторалетних индивидов способны на гораздо более сложные действия — что-нибудь вроде. застывания в позе своеобразной «ласточки» (с опорой на голову, ручки и одну ножку; вторая при этом отчаянно задирается вверх:)) Или еще более замысловатые «фокусы»:)

Степень моторной координированности ребенка в 1 год 6 месяцев зависит от многих условий — начиная от общего состояния здоровья и заканчивая генетическими особенностями организма. Так что не стоит переживать, если малыш не спешит демонстрировать головокружительные трюки, о которых с восторгом расказывают Ваши приятели, имеющие детей примерно того же возраста. Всему свое время — главное, чтобы ребенок был здоров и имел все необходимое для тренировки своей моторики. Под последним условием понимается наличие достаточного пространства для хождения, бегания и лазания, а также наличие внимательных и неленивых родителей:)

Чтож, и этот квартал «не подкачал»: по крайней мере, у абсолютного большинства мам и пап полуторалетних малышей появилось немало поводов для удовлетворения своей родительской гордости — чувства, кстати, совершенно безобидного и очень даже замечательного:) Остается в очередной раз напомнить, что прогресс в развитии малыша прямо зависит от внимания, которое уделяют маленькому человеку его родители и близкие люди. Занимайтесь с ребенком — успехи маленького человека станут, безусловно, самой лучшей компенсацией за потраченные Вами время и силы:)

?Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.

Ведущая потребность ­ — в общении;

Ведущая деятельность — ­ предметно­манипулятивная;

Ведущая функция – восприятие;

?Эмоциональное состояние ребенка.

У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом, учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.

Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему. Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
Малышу нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка.

Развитие памяти.

Память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Игра.

Игра предметно-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания — разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.

Отношения со взрослыми и сверстниками.

Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.

Формирование личности (Я).

Связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.

Таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.

Вашему ребёнку исполнился 1 год и 6 месяцев, позади остался очередной возрастной этап, развитие крохи движется семимильными шагами. Не стоит наблюдать за происходящим со стороны. Помогайте чаду познавать новое и удивляйтесь миру вместе с ним. Будьте уверены: вам тоже есть, чему у него поучиться.

Что должен уметь

С физиологической точки зрения в этом возрасте кроха прекрасно развит. Он уверенно шагает, прытко бегает. Порой так быстро, что мама едва догоняет его. Если ребёнку исполнился год и 6 месяцев, знайте, что он должен уметь прыгать. Прыжки у малышей в таком возрасте не вызывают никаких затруднений. Если в доме есть детская шведская стенка, кроха наверняка уже освоил и её. Не пугайтесь, если малыш начал активно проявлять негативные эмоции. Это ещё одно новое умение, которое он приобрёл с возрастом. А ещё сейчас для него очень болезненны расставания с близкими. Именно поэтому психологи категорически не советуют записывать детей в этом возрасте в детский сад.

Занятия

Выбирая занятия для ребёнка, которому исполнился 1 год и 6 месяцев, у мамы с папой вряд ли возникнут проблемы. Сейчас кроха с удовольствием смотрит мультики, листает красочные книжки и помогает родителям по хозяйству. Помощь эта весьма условна, однако малыш с удовольствием подметает, пылесосит, лепит пироги или перебирает крупу. После детских занятий в доме настоящий кавардак, однако благодаря перечисленным выше делам у мамы появляется немного свободного времени.

Если не знаете, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 6 месяцев, смело ведите его на прогулку. Специалисты рекомендуют бывать на улице в этот период не менее шести часов в день. Конечно, чёткое выполнение такой рекомендации возможно не всегда, но старайтесь уделять прогулкам как можно больше времени. Полуторагодовалый кроха переживает всплеск физической активности. И пусть лучше он выбегается на свежем воздухе, чем пыль столбом будет стоять в квартире.

Если ваш малыш не любит ролевых игр, значит вы ещё не успели осуществить это полезное знакомство. Ролевые игры с полуторагодовалым ребёнком — то, что доктор прописал в этом возрасте. Они развивают речь, актёрские способности. Способствуют развитию коммуникативных навыков.

Попав в магазин игрушек, приобретите для крохи несколько развивающих игр: конструктор, мозаику, набор кубиков. И если раньше ваше чадо только и делало, что разбрасывало предметы вокруг себя, сейчас малыш найдёт правильное применение предметам. И не сомневайтесь: воссоздаст пирамидку без особого труда.

Питание

Меню полуторагодовалого малыша должно быть максимально разнообразным, питание должно быть дробным, четырёхразовым. В обед кроха должен получать половину пищевой ценности. Остальные пятьдесят процентов необходимо разделить между оставшимися тремя приёмами пищи — завтраком, полдником и ужином. Количество зубов, которыми активно орудует кроха, приближается к двадцати. Ребёнок отлично жуёт, поэтому его рацион в год и 6 месяцев должен содержать и твёрдые продукты. Не бойтесь предложить ему яблоко или огурец, не переживайте о том, что малыш подавится. Он вполне самостоятелен за обеденным столом. Если полуторагодовалый кроха плохо ест, попробуйте проявить фантазию и предложить ему традиционные блюда в необычном оформлении.

Многих родителей интересует вопрос о том, сколько спит маленький ребёнок в год и 6 месяцев. Кто-то считает, что его чадо спит слишком мало. А кто-то наоборот переживает о том, что кроха проспит всю жизнь. Ночной сон полуторагодовалого малыша должен составлять десять-одиннадцать часов. Днем дитя спит, как правило, дважды. Первый дневной сон длиннее второго и составляет два с половиной часа. Вторичный дневной сон по длительности может колебаться между часом и полутора часами.

Если ребёнку полтора года и он очень плохо спит ночью, не расстраивайтесь. Это может быть связано с отлучением от груди, с прорезыванием зубов и иными физиологическими проблемами. Отметим лишь, что у физически активных детей проблемы со сном наблюдаются крайне редко. Поэтому в любой непонятной ситуации старайтесь больше гулять. Уставший кроха уснёт без задних ног.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector