Развитие речи 4 5 лет

Развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромнейшее значение. Оно является основой для дальнейшего обучения малышей в школе.

Занятия по развитию речи в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит учитель-дефектолог. Родителям предлагается закреплять усвоенные навыки дома.

Для этого хорошо подойдет комплекс игровых упражнений для детей 4-5 лет. Его Вы сможете найти чуть ниже.

В данном комплексе собрано 35 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.

Польза предложенных занятий:

  • Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
  • Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
  • Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти. А заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
  • Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
  • Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.

Занятия по развитию речи представлены в черно-белом варианте. Каждое занятие содержит подробные инструкции расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 35 листов — 35 полноценных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

Образцы занятий:

Развитие речи у детей 4-5 лет пройдет более успешно, продуктивно и весело если Вы будете использовать распечатанные занятия.

Хочется отметить, что комплекс занятий на сайте не полный и носит ознакомительный характер.

Если вы хотите получить 35 игровых занятий по развитию речи детей 4-5 лет то пишите на почту [email protected] или почту обратной связи.

Скачивайте занятия у нас на сайте, нажав на кнопку.

  1. Комплекс занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте
  2. Домашние задания на автоматизацию звука Л
  3. Конспекты по развитию речи
  4. Развитие связной речи
  5. Биоэнергопластика
  6. Кинезиология
  7. Дифференциация звуков
  8. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения.

К пяти годам речь ребенка постепенно становится разнообразной. Увеличивается словарный запас. Дети разделяют предметы и правильно их описывают. Логопеды утверждают, что в идеале малыш к этому времени способен говорить чисто. Поэтому если наблюдается задержка и дефекты речи, время обращаться к специалистам, чтобы они провели обследование и назначили соответствующее лечение. Но это не отменяет и самостоятельные занятия с ребенком. Имейте в виду: в 4–5 лет исправить ошибки гораздо легче, чем в школьном возрасте.

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

Развитие речи 4 5 лет

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Что должны знать и уметь дети в 5–6 лет?

В этом возрасте дети уже способны:

  • назвать имя и фамилию;
  • имена родителей;
  • адрес;
  • умеют ориентироваться в пространстве;
  • различают время суток;
  • знают времена года, что за чем идет;
  • геометрические фигуры;
  • названия предметов и живых существ, описывают их;
  • знают, как вежливо обращаться.

Что касается умений, дети способны:

  • отвечать на вопросы;
  • описывать настроение и самочувствие;
  • правильно употреблять слова в предложении;
  • образовывать множественное число;
  • использовать повелительное наклонение;
  • задавать вопросы, участвовать в разговоре;
  • пересказывать и составлять рассказы;
  • правильно пользоваться счетом до пяти;
  • согласовывать падеж, число, род;
  • описывать предметы и определять направление.

Если наблюдается задержка развития речи, то время бить тревогу. Пройдите логопедическое обследование, а при необходимости, начните лечение. Обследование включает в себя проверку:

  • звукопроизношения;
  • звуко-слоговой структуры слова;
  • состояния фонетического восприятия;
  • состояния фонематического анализа синтеза;
  • лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

После того как обследование проведено, составляют диагностическую карту, где подробно описывают особенности и, при наличии, фиксируется задержка речи. В конце логопед заключает, нужно или нет лечение и дает рекомендации родителям.

Из-за неправильного произношения звуков в школе ребенка ждут дополнительные трудности. Это распространится не только на занятия. У него возникнут проблемы и в общении со сверстниками.

Игры и упражнения на артикуляцию

Развитие речи 4 5 лет

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

  • Варенье: ребенка просят представить, что он съел много варенья, и оно осталось у него на верхней губе. «Варенье» облизывают широким языком сразу по всей поверхности губы.
  • Лопатка: малыш представляет, что его язык — большая лопата. Его вытягивают и располагают на нижней губе. Задержка длится до 15 секунд.
  • Лошадка: ребенок представляет, что он лошадка, и топает, а язычком — цокает.
  • Иголка: на этот раз язык представляют в виде иголки и вытягивают его узким, удерживая до 15 секунд.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Развитие речи 4 5 лет

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

  • Словарный запас расширяют благодаря такой игре: бросая мяч, взрослый задает ребенку вопросы (Что бывает длинным, круглым, колючим, высоким), а тот, возвращая мяч, отвечает.
  • То же делают во время игры для развития умения образовывать ласкательные существительные. Малышу говорят слово и просят образовать из него уменьшительное.
  • Также предлагают называть цвета, антонимы, и разгадывать загадки.
  • Все детки любят в этом возрасте мультики. Им отводится отдельная роль. Есть специальные развивающие мультики, где закрепляются азбука, счет, цвета и прочее. Они также полезными для речевого развития.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

  • В первую очередь выбирают добрые мультики, где закладываются правильные жизненные ценности.
  • Персонажи у них положительные, но в то же время не идеальные, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за недостатки.
  • Мультики выбирают отличного качества по изображению и звуку.
  • Желательно, чтобы не акцентировалось внимание на различии полов. Мальчики и девочки в эти года играют в одинаковые игрушки и смотрят одинаковые мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.

Опубликовано: 10:41:04 26-08-2016

Развитие речи детей

Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается наречиями, обозначающими пространственные и временные признаки: « скоро, потом, вокруг ». Используют обобщающие слова. В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: « ёлочка – дерево – растение ». Называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Могут подбирать к словам антонимы.

Словообразование и словоизменение: Развивается способность к словообразованию. Продолжается словотворчество. Пользуются суффиксами, обозначающими людей по их профессии. Ребенок переносит грамматические признаки формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: « сильно — сильнее, громко — громчее ».

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: « стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала »

Связная речь: В 4 года связная речь полностью еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Хорошо запоминают стихи наизусть. Могут составить рассказ по картинке или серии картинок. В своих высказываниях дети начинают пользоваться структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В 5 лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений. Пятилетний возраст — это начало формирования внутренней (планирующей) речи. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (“Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют”).

Речевой слух (фонематический слух): Начинают различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечают неправильное произношение в собственной речи. Начинают изменять голос, например при пересказе сказки.

Начинают дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, шипящие и свистящие звуки. Способны к выполнению заданий на фонематический слух, анализ, синтез – определяют наличие звука в слове, определяют место звука в слове (начало, середина, конец).

Звукопроизношение: К пяти годам исчезают почти все возрастные неправильности произношения. У части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих (с-ш, з-ж), если они недавно появились в речи, а также может наблюдаться отсутствие вибрантов Р, Р’.

Родители!

Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

Нельзя « сюсюкать », то есть говорить « лепетным » языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

Ж елательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;

Общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;

Следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Исправляйте ошибки в речи, но не наказывайте за ошибки, не передразнивайте, не допускайте раздраженного тона.

Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Задачи развития речи детей 4-5 лет и пути их реализации в семье.

Реализация задач в семье

Развивать у детей все стороны устной речи: правильное звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связную речь.

1. Развивать звуковую культуру речи:

— подготовить артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков родного языка;

— уточнить и закрепить произношение всех звуков родного языка;

— развивать фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационную выразительность;

-вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Развивать мелкую моторику руки ребенка с помощью игровых упражнений, введения элементов ручного и художественного труда.

Оказать необходимую посильную помощь своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов группы.

По рекомендации логопеда (воспитателя) проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения по устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.

Для развития фонематического слуха (различения звуков), речевого внимания (умение слышать и слушать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции) предлагать детям специальные игровые упражнения и игры (типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Найди игрушку по словесным указаниям взрослого, которые даются поэтапно и т.д.)

Для развития фонематического восприятия предлагать детям игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию (кошка-ложка-мошка …)

Развивать мелкую моторику рук через: — игровые упражнения (типа «Сорока-Белобока кашку варила.»; «Пальчик-пальчик, где ты был?» и т.п.) — развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях, под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, рисовать, конструировать и т.п.).

2. Развивать словарь детей.

Расширять и активизировать словарный запас детей на основе углубления их представлений об окружающей действительности.

Знакомить детей со словами, обозначающими качество, свойства предметов.

Знакомить детей с простейшими антонимами (цвет, величина).

Учить детей понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.

Учить детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту.

Для развития словарь много рассказывать и показывать детям. Расширять и активизировать словарь детей во всех видах детской деятельности.

Обратить внимание детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; доказать (показать) это в практическом плане (например: пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет).

В повседневной жизни или через игровые упражнения закрепить и расширить обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.

После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие, что делал понравившийся ребенку персонаж.

3. Формировать у детей грамматические навыки устной речи.

Упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, над, между и пр.) Упражнять детей в употреблении имен существительных во множест. числе («один» — «много») и образовывать форму родительного падежа множест. числа существ-ных (чего нет?).

Помогать детям овладевать всеми типами склонений, т.е. правильно употреблять

Учить детей пользоваться глаголами в повелительном наклонении (одень, возьми, принеси и т.д.)

Осуществлять контроль за формированием грамматически правильной речи.

В играх и игровых упражнениях показать детям правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения.

В повседневной жизни создавать специальные ситуации, позволяющие упражнять детей:

-в правильном употреблении предлогов;

-в умении детей действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Через специальные речевые игры упражнять детей в различных умениях и навыках, необходимых для формирования грамматически правильной речи.

Начать знакомить детей с некоторыми способами словообразования:

— упражнять детей в образовании существи-ных при помощи уменьшительно — ласкательных суффиксов («юбочка», «елочка» и т.п.)

— познакомить детей с приемами словообразования существ-ных на теме «Животные и их детеныши».

-учить употреблять наименование животных и детенышей во множественном числе (не используя трудные формы слов).

Обучать детей составлению и распространению простых |предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.

С помощью игр показать детям некоторые способы словообразования.

Через игру закреплять понятия: корова-теленок-телята, лошадь-жеребенок-жеребята и т. д.

Начать знакомить детей с видами простых предложений по цели высказывания

В процессе различных видов деятельности побуждать детей к высказываниям разного типа (монологу, диалогу)

Развивать связную речь детей.

Создавать условия, позволяющие детям соблюдать необходимые правила ведения диалога:

-строить ответ в соответствии с услышанным.

Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому.

Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.

Показать ребенку пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.п.

Создать условия, способствующие активизации детской речи.

Рассматривая с детьми их работы, побуждать к рассказу о созданных и воображаемых образах, предметах и явлениях окружающей действительности. Создавать в семье условия для свободной театрально-игровой деятельности ребенка.

Создавать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду

Всем членам семьи при общении с ребенком и друг с другом следить за правильностью речи и ее содержанием. Организовать с детьми посещение театров.

14.06.2016, 2523 просмотра.

Здравствуйте, дорогие читатели! Время неумолимо бежит, дети растут с каждым днем. Чем старше они становятся, тем больше способностей и навыков у них развивается. Соответственно и речевое развитие не стоит на месте. Именно об это и пойдет речь в нашей статье: какова должна быть речь ребенка в 4 года.

Особенности речевого развития 4-летнего возраста

Окружение детей

Уровень речевого развития в этом возрасте максимально зависит от окружающей среды вашего сынишки или дочурки. Что имеется в виду под этим? Во-первых, воспитание в семье.

Родители не должны отмахиваться от детей, когда те желают поговорить. Умейте выслушать их в любой момент. Более того являйтесь и сами инициаторами разговора. Следите за правильностью своей речи. Вы все еще главный пример для своего чада.

Во-вторых, высококвалифицированный воспитатель и хороший детский сад также оказывают влияние. В этом возрасте ребенок проводит 50/50 времени дома и в детском саду. Поэтому очень важно найти подходящее заведение и преподавателя, который знает свое дело. Однако, нельзя скидывать все работу, направленную на развитие ребенка, на бабушек, нянь и воспитателей.

В-третьих, не стоит забывать про правильную художественную литературу и ее наличие в целом. Если у вас стоит выбор между покупкой новой игрушки или книжки, то не раздумывая берите книгу.

Читайте с ребенком как можно больше. Придумывайте задания по книгам. Например, изменить концовку или составить рассказ по картинке и т.д.

Своеобразие речи

Развитие речи 4 5 летВсе вышеперечисленное можно отнести к человеческому фактору. Теперь давайте поговорим о более конкретных особенностях. Главным отличиям словарного запаса этого возраста является то, что в речи появляется больше прилагательных.

Это связано с тем, что для детей становится важно уточнить качества и признаки предмета. Также в речи увеличивается количество предлогов и местоимений.

Что касается грамматического строя, то отличительной чертой детской речи становится частое употребление более сложных предложений. Ошибки встречаются все реже, но все же они имеют место: неправильная структура предложений, неверное согласование по родам и числам и ошибочные глагольные окончания.

В вопросе звукопроизношения, артикуляция становится все лучше, натренированней и уверенней. В этом возрасте с детьми уже начинают проводить работу логопеды в детском саду. Так что при возникновении какой-либо проблемы они помогут. Будьте лишь внимательны с ребенком, чтобы вовремя заметить какие-либо нарушения.

Нормы речевого развития детей 4-х лет

  1. Ребенок употребляет слова точно по смыслу.
  2. В его словарном запасе присутствуют все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения и числительные.
  3. Способен описать картинку в 7-8 предложениях.
  4. Малыш способен контролировать громкость речи.
  5. В речи присутствует выразительная интонация.
  6. Правильный темп речи.
  7. Ребенок в силах выучить несложные стишки и песенки.
  8. Произношение всех звуков правильное, однако могут возникнуть проблемы с л, р, ш, щ, ц.

Задержка развития речи

Развитие речи 4 5 летСуществует две основные причины нарушений: биологическая и социальная. Первая связана с нарушениями развития ребенка будучи еще в утробе матери (асфиксия, недоношенность, травмы при родах и т.д).

К тому же на задержку могут повлиять сложные и серьезные вакцинации. Или, например, снижение слуха.

Вторая — социальные причины зависят от окружением ребенка. Это могут быть отсутствие стимула роста, несвоевременное развитие, стрессовые ситуации, отсутствие коммуникации и т.д.

С социальными причинами обычно справиться легче, чем с биологическими. Но в любом случае, важно – вовремя заметить нарушения и обратиться к специалисту. Давайте перечислим некоторые примеры задержки речи.

  • неправильное произношение сложных слов;
  • не может составить предложение больше чем из 2-3 слов;
  • словарный запас беден (в основном состоит из слов, встречающихся в быту);
  • нарушена артикуляция;
  • не замечает ошибки за собой и другими.

Диагностика нарушений

Вы можете проделать диагностику речевого развития с ребенком дома. Для этого есть несколько заданий, исходя из результатов которых вы сможете сделать определенные выводы.

  1. Попросите ребенка назвать слова по картинкам: игрушки, мебель, животные, времена года.
  2. Также по этим картинкам спросите о качествах этих предметов.
  3. Предложите детям выполнить какие-либо ваши поручения: принести игрушку, нарисовать дерево и т.д.
  4. Для грамматического исследования речи, попросите ребенка: изменить число существительного, посчитать предметы и произнести ласково слова, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.
  5. В целях определения уровня развития фразовой речи, предложите малышу закончить ваше предложение. Для облегчения этой задачи, вы можете использовать картинки с подходящим сюжетом.

Как помочь малышу в речевом развитии?

Тренируйте мышцы артикуляции. Для этого можно играть в различные игры. Например, поиграть с языком в прятки, постучать им по зубкам, сделать его узким или широким и т.д. Предлагаем посмотреть видео упражнений для губ и языка — артикуляционная гимастика:

Вот еще несколько важных советов, следуя которым вы сможете избежать речевых нарушений и улучшить речь вашего ребенка.

  1. Поощряйте стремление своих детей в общении. Пусть они делятся впечатлениями, рассказывают про свои интересы, задают вам и окружающим тысячу вопросов. Старайтесь всегда найти на это время.
  2. Если ребенок не стремится к общению, стимулируйте его сами. Будьте инициатором беседы. Найдите те темы для разговоров, которые заинтересуют малыша.
  3. Читайте с ребенком как можно больше сказок, рассказов, стихов. Пойте вместе детские песни.
  4. Мастерите с ребенком поделки (например, про любимых героев сказки), при этом общаясь и описывая каждый ход действий.
  5. Добавляйте элементы игры в свои упражнения. Малышам очень интересны пальчиковые игры или кукольные театры.

Полезное видео о том как развивать и формировать речь ребенка в 4 года:

Дорогие будущие или нынешние родители, уделяйте своим детям достаточно сил и времени! Ведь это способствует их правильному и успешному развитию. Надеюсь, статья про речь ребенка в 4 года была вам полезна. Оставляйте свои комментарии и делитесь своим опытом. До свидания!

Программное содержание:

  • уточнить знание детей о частях тела и головы;
  • знать назначение каждой части головы;
  • охрана здоровья, меры безопасности;
  • развитие речи детей;
  • развитие коммуникативных способностей.

Материал:

  • зеркало (по количеству детей);
  • коробочки с пахучими веществами;
  • фланелеграф большой;
  • альбомный лист бумаги (на каждого ребёнка);
  • нарисованные части головы: волосы, уши, нос, глаза, рот ( на каждого ребёнка);
  • картинки с разными видами овощей;
  • запись с разными звуками природы;
  • коробочки с песком, горохом, семечками;
  • косынка;
  • натуральные фрукты и овощи;
  • перфокарты, карандаши.

Ход занятия:

1.— Ребята, сегодня все пришли с хорошим настроением в детский сад?

Воспитатель берёт колокольчик и подходит к ребёнку, звонит ему около ушка и говорит:

— Петя, доброе утро!

Петя берёт колокольчик и делает тоже около ушка другого ребёнка. И так по кругу дети желают друг другу доброго утра.

2. Дети садятся за столы.

— Сегодня мы будем составлять портрет необычным способом.
— Назовите свои части тела. На занятии мы посмотрим, как важна человеку голова.
— А у вас есть голова? Потрогайте её, погладьте себя по голове.
— А у кого ещё есть голова?
— Что есть на голове? (дети перечисляют).

У ребят на столах лежат листки бумаги, на них нарисована фигура головы.

— На что похожа фигура? В течение занятия мы приделаем к ней все нужные части и посмотрим, какой портрет у вас получится.
— Каким цветом у вас волосы на голове? У всех ли они одинаковые? Для чего нам нужны волосы? (ответы детей).
— Что же надо делать, чтоб ваши волосы были красивыми, здоровыми? (стричь, мыть, расчёсывать).

Дети выбирают любой макет волос и прикладывают его к своей фигуре головы.

3.

“На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются”.

Дети отгадывают, что это может быть.

— Поморгали своими глазками. Возьмите зеркала, посмотрите какие вы все красивые. Каким цветом глаза у Лены? А у Серёжи?
— А для чего нам глаза? (различать цвета; видеть окружающий мир; читать книги и т.д.)
— Какие бывают глаза? (узкие, большие, маленькие и т.д.) А у лисы, какие? А у Светы?
— Нашим глазам, также как рукам и ногам нужна гимнастика, глаза у нас тоже устают.

Проводится гимнастика для глаз.

— Но для ваших внимательных глаз можно провести игру (“Чего не стало”).
— Как вы думаете, глаза надо беречь, как это делать? (тёмные очки в солнечную погоду носить; не смотреть долго телевизор; не читать лёжа книги).

Работа с перфокартой: ребята отмечают карандашом картинки, как надо беречь глаза.

После задания ребята подходят столу и выбирают бумажные глаза для своего портрета.

Физ. минутка

Помощник за дверью издаёт какие-нибудь звуки.

— Дети, вы слышите какой- то звук? Что вы услышали? Что помогает вам слышать?
— Какие уши лучше слышат – большие или маленькие? У кого есть большие уши? А маленькие?
— А теперь небольшое задание для ваших ушек. Определите, что это за звуки.

Включаю детям запись: журчанье ручейка; голоса домашних животных; шум ветра, прибоя и т.д.

А кто назовёт, как надо ухаживать за ушами? (дети называют, как беречь уши).

— Добавьте к вашему портрету ушки, какие вам нравятся.

Приглашаем ребят подойти к столу, где стоят разные бумажные коробочки (можно пометить их цветом или фигурами и т.д.)

Выберите себе любую коробочку, какая вам нравится. Ваша задача – определите, что лежит в коробочке, не открывая её (в коробочке маленькие дырочки, чтоб хорошо ощущался запах).

— Вика, что лежит в твоей коробочке? Как ты узнала? Что помогло вам определить ,что лежит в коробочке?

У всех зверей, у всех людей имеются носы.
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И ни чихнуть, и ни вздохнуть без носа нам нельзя.

— Как же нужно ухаживать за носом, чтобы он исправно у нас работал? (беречь себя от простуды; пользоваться носовым платком; не толкать в нос мелкие предметы и т.д.)

Ребята выбирают “нос” для своего портрета и приделывают к своей “голове”.

— Посмотрите на свои портреты и скажите, чего ещё не хватает? Что есть во рту? Для чего нам рот, зубы, язык?
— А вот сейчас мы поиграем в игру с нашим язычком. Игра называется “Определи на вкус”.

Детям завязываются глаза, воспитатель каждому ребёнку даёт откусить какой-нибудь фрукт или овощ, определить что это.

— Авы ухаживаете за своим ртом? Как вы это делаете? (ответы детей).

Дети выбирают “ротики” и доделывают портрет.

— Какие лица у вас получились? (весёлые, грустные, злые и т.д.) Придумайте имена своим человечкам.
— Все ли части головы важны для человека или нет? Что бы вы пожелали всем ребятам и взрослым? Так давайте беречь наше здоровье.

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс. Вы сможете заранее устранить возможные проблемы и обеспечить малышу успешное обучение.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

Ориентиры нормального речевого развития ребенка перед поступлением в школу

1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т. д.).

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

Развитие речи 4 5 летНаиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Логопеды выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

  • Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.
  • Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.
  • Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.
  • В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.
  • Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.
  • Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.
  • Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

  • Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.
  • Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.
  • Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.
  • Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.
  • Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.
  • Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

  • Подбирайте слова на выбранную букву.
  • Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).
  • Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).
  • Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.
  • Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

  • Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.
  • Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.
  • Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.
  • Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

  • Легонько покусывать кончик языка.
  • «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.
  • Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!
  • Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!
  • Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним.

Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу.

Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Дата публикации: 13.09.2016. Последнее изменение: 09.05.2018.

Цель этой игры по развитию речи — научить детей выявлять закономерности, связи и отношения между объектами. Например, знакомя детей с животным миром, обратите их внимание на то, что сфера обитания накладывает определенный отпечаток на внешний вид животного: у птиц — крылья, у рыб — плавники и т. д. Поскольку условия обитания задаются и внешней средой, то и животные, обитающие в различных географических, климатических условиях, по-разному приспосабливаются к ним.

Попытайтесь представить, что случится с тем или иным животным, как изменится его внешний вид, если ему придется сменить сферу обитания.

Играть можно и так: детям показывают два рисунка (на одном из которых изображен, например, лес, а на другом — море) и картинки с изображением животных, живущих в разных сферах обитания (медведь, лиса, синица, сорока, белый медведь, разные виды рыб), которые необходимо отнести к каждому из рисунков, аргументировав свой ответ.

В последующем правила игры усложняются. Детям показывают какую-либо часть животного (например, лапки, хвосты), по которым нужно попытаться определить и обосновать, какому животному они принадлежат и где оно живет.

После того как дети обоснуют свои ответы, им показывают картинки с целостным изображением животных, на основе которых ребята делают вывод о правильности своих заключений и рассуждений. Усложнение заключается и в том, что для сравнения можно брать «близкие» условия обитания, например «лес — степь», «море — океан». Для такого варианта игр у детей, конечно же, должно быть достаточное количество представлений об отличительных особенностях животных, накладываемых сферой обитания.

Развитие речи 4 — 5 лет

Перед тем как вы начнете заниматься с ребенком развитием речи, советуем ознакомиться с рекомендациями по ведению занятий.

Здесь список всех занятий по развитию речи с описаниями и разбивкой по возрастам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector