Развитие речи у ребенка

Речь — необходимый элемент нашей жизни. Малыши с детства учатся произносить звуки, а затем и слова. Если ребенок научился говорить, то он может спокойно общаться со своими сверстниками, вступать в контакт, играть, познавать мир. Ребенок с радостью будет ходить в детский сад или школу. Развитие речи у ребенкаВ

К сожалению существуют дети с нарушением речевого развития. Такие дети становятся объектами насмешек сверстников, они замыкаются в себе. Учеба дается им тяжело, в основном из-за психологического фактора. Они становятся раздражительными, начинают отставать от сверстников. Чтобы не попасть в такую ситуацию, позаботьтесь о развитии речи своего ребенка заранее. К клинике «Epihelp» опытный персонал проведет подробную диагностику. По результату обследования назначается лечение.

Причины нарушения речи у детей

Еще во время протекания беременности будущей маме необходимо следить за своим питанием, состоянием здоровья. Наблюдаться, чтобы не было внутриутробных патологий.

На ребенка могут повлиять:

  1. Гипоксия.
  2. Недоношенность.
  3. Использование запрещенных препаратов во время беременности.
  4. Вредные привычки.
  5. Стрессы мамы.
  6. Родовые травмы.

Большое влияние на развитие речи оказывают психологические травмы, болезни.

Виды нарушения речи у детей

  1. Заикание.
  2. Дизатрия. Тихий голос, нечеткое произношение, нарушено дыхание. Речь может быть либо быстрой, либо замедленной.
  3. Алалия. Повреждение головного мозга, вследствие чего речь слышит, но не воспринимает.
  4. Дислалия. Трудное произношение согласных.

При выявлении признаков нарушения речи, необходимо срочно обратиться к специалисту.Провести обследование, проконсультироваться с неврологом, психологом и логопедом. Развитие речи у ребенкаВ

Если малыш в 1 год не говорит слов или к 2 годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, то родители, а порой и врачи зачастую считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать, особенно если ребенок — мальчик.

У ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной помощи.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития непросто, но очень важно. Существует много различных причин и видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются. Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Запишитесь на консультацию к опытному врачу неврологу в клинике «Epihelp». Вы получите развернутый ответ и подробный план дальнейших действий. Все это повлияет на скорейшее развитие речи вашего ребенка.

Родители малышей при встрече чаще всего спрашивают друг друга: «Ваш уже говорит? Сколько слов? А какие?» При этом не все мамы и папы знают, что именно от них на первом этапе зависит, как складывается речь их ребенка. «Голос Череповца» отправился к Елене Макарцевой, логопеду Череповецкого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, чтобы понять, когда родителям стоит, а когда не стоит тревожиться по поводу речевого развития детей.

Родитель, говори правильно

«По сравнению с тем, что было 15 лет назад, сейчас проблема речевых нарушений стоит более остро, — говорит Елена Макарцева. — И зачастую причина в несформированности моторных зон речи, то есть неврологическая. С каждым годом количество логопедических групп увеличивается».

Как поясняет специалист, от позиции родителей зависит динамика развития речи ребенка. Они могут организовать правильное общение со своим малышом, изменить что-то в условиях воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний, мотивировать общение и в случае необходимости сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом).
Многих родителей беспокоит, что их ребенок мало говорит или не говорит вообще. Но, как поясняет логопед, немало детей, у которых слова «складываются» в пассивный словарь. Дома их понимают без слов, поэтому речевая практика им особо не требуется. А приходя в детский сад, они начинают говорить: им надо, чтобы их понимали.

Развитие речи у ребенка

— После шести лет речевые патологии закрепляются. И это влечет за собой проблемы чтения, письма, когда нужно усваивать правила орфографии, а ребенок еще не усвоил последовательность звуков в слове. А кроме того, звуки еще нужно в буквы перевести, — говорит Елена Викторовна. — И исправлять речевые нарушения в школе становится очень и очень сложно. Как минимум не хватает времени. Перед ребенком стоят другие задачи, и работа над речью становится дополнительным заданием.

Виды нарушений речи

Логопед пояснила, что нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному. Это могут быть трудности произношения отдельных звуков в связной речи, отсутствие фразовой речи как таковой, наличие единичных лепетных слов и звукоподражаний («ав», «ням» и т. д.). И если неблагополучие в речевом развитии ребенка выявлено в дошкольном возрасте, то и скорректировать его будет легче.

Какие нарушения речи у дошкольников возникают чаще всего?

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное произношение одного звука в пределах какой-то данной группы, например звуков «р» — «рь» или шипящих звуков.
  • Фонетико-фонематические нарушения: ребенок не только произносит звук с дефектом, но и не улавливает артикуляционной и акустической разницы, например по звонкости-глухости или твердости-мягкости. И уже в школе возникают трудности с обозначением твердого или мягкого звука.
  • Общее недоразвитие речи, у которого есть три уровня.
  1. Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов и подражаний (собака — «гав», кушать — «ням»). Присутствует многозначность употребляемых слов: ребенок одним словом называет несколько предметов, действий. Например, «туй» — стул, сидеть; «пать» — кровать, спать. При этом ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь. «В три года еще рано бить тревогу, а если это сохраняется после четырех лет, то стоит обратиться к специалисту», — отмечает Елена Макарцева.
  2. Появляются простые предложения. Ребенок строит короткие фразы, но слоговая структура нарушена. Он пропускает слоги или произносит только один слог, как правило, ударный: «пика» — пирамидка, «ба» — собака. Или могут быть грамматические ошибки в согласовании прилагательных с существительными, пропуск предлогов, ошибочное употребление падежных форм. Например, «касный асина» — красная машина.
  3. Появляются распространенные предложения, но присутствуют элементы грамматических нарушений. Ребенок с трудом образовывает прилагательные от существительных: «сок из яблок» — «яблочный». Неправильно употребляет окончания и согласование слов. Нарушен звуковой анализ и синтез — ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, с трудом подбирает картинки на заданный звук.

Развитие речи у ребенка

Один из показателей готовности ребенка к обучению в школе — это речевая готовность. О ней говорят:

  1. Сформированность звукопроизношения, когда присутствуют все группы звуков. При этом нет ни замен, ни искажения речи.
  2. Сформированность фонематических процессов. Ребенок владеет навыками звукового анализа, то есть может назвать первый/последний звуки, перечислить их по порядку.

В качестве тренировки можно поиграть в игру «Найди звук». По заданию взрослого ребенок называет звуки в слове. Например, «Назови второй звук в слове «книга». Какой звук стоит перед ним? После него?»

— Важно произносить мягкие звуки мягкими, твердые — твердыми. В случае со словом «книга» второй звук — «нь». Многие взрослые называют не звук, а букву — «н», тем самым путают ребенка, — говорит специалист.

3. Достаточный словарный запас. Ребенок должен подбирать родственные слова, антонимы, синонимы.

Тут полезно поиграть в игру «Подбери слово». Взрослый просит ребенка подобрать подходящее слово к заданному. Пример диалога:
— Сегодня идет снег. Значит, день сегодня какой?
— Снежный.
— Что можно слепить из снега?
— Снеговика.
— Как зовут внучку Дедушки Мороза?
— Снегурочка.
Таким образом, ребенок составляет цепочку родственных слов: снег — снежный — снеговик — снегурочка.

— Не нужно говорить ребенку понятие «родственное слово», то есть не предлагайте ему: «Сейчас мы будем подбирать родственные слова». Просто ведите беседу, задавайте вопросы. В дальнейшем умение подбирать родственные слова пригодится ему при определении проверочных орфограмм, — советует Елена Викторовна.

Для тренировки в подборе антонимов пригодится игра «Наоборот». Взрослый называет слово и спрашивает, как будет наоборот. Например, «большой» — «маленький», «сладкий — соленый» и т. д.
То же и с тренировкой в подборе синонимов. Вариант задания: «Под большим деревом собрались звери. Слово «большое» потерялось. Вставь вместо него похожее слово (например, огромное, гигантское и т. д.)».

Развитие речи ребенка – процесс, который заложен природой. Ведь речь – основное средство коммуникации человека с миром. С помощью вербальной речи ребенок познает мир, учится, дружит, выражает чувства.

В этой статье мы будем обсуждать речевое развитие. Об общем психо-физическом развитии можно почитать здесь: от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 до 12 лет.

Кратко можно выделить следующую схему развития речи по возрастам:

  • Новорожденный ребенок реагирует на интонацию родителя
  • У малыша от 1 до 3 месяцев активно развито гуление (а-а-а, о-о-о, м-м-м)
  • Карапуз 3-6 месяцев много и с удовольствием лепечет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.)
  • С 5 месяцев ребенок начинает подражать речи взрослого
  • В 6-9 месяцев продолжается подражание произношению слогов (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п)
  • Развитие детей раннего возраста 1 — 1,3 года в норме, если ребенок активно повторяет за взрослыми слова, допустимы искажения или путаница звуков или слов
  • В 1,5 года словарный запас ребенка составляет примерно 100 слов, ребенок может использовать в речи простые предложения («Мама, дай!»)
  • В 1 год и 10 месяцев словарный запас составляет уже 150 слов
  • В 2 года появляется фразовая речь (из 2-3 слов)
  • В 3 года словарный запас увеличивается до 1500 слов. У многих детей присутствуют недостатки произношения, это нормально. Если в активном словаре ребенка 100 и менее слов, включая звукоподражания, это свидетельствует о задержке речевого развития.
  • Речевое развитие детей 4 лет заметно отличается от уровня, который был у ребенка ещё год назад. Словарный запас увеличивается каждый день. Ребенок говорит полноценными сложными фразами, рассказывает истории, может кратко перессказать сюжет. Если есть нарушения звукопроизношения, следует обратиться к логопеду.
  • В 5 лет ребенок уже может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. Это время, когда формируется произвольность и самоконтроль, поэтому пора отдавать ребенка на занятия по обучению основам грамоты и математическому счету. Если у ребенка были логопедические сложности, то заниматься следует с логопедом, который предотвратит нарушения письменной речи.
  • В 6 лет ребенок должен произность без искажений все звуки, полноценно перессказывать, выделять четвертый лишний и считать в пределах 10.
  • К 7 годам ребенок умеет строить любые предложения, пишет и читает по слогам.
  • Развитие речи 7 лет характеризуется тем, что у ребенка появляется письменная речь, а начиная с подросткового возраста – литературная.

Если в перинатальном или неонатальном периоде были сложности: мама болела во время беременности, принимала антибиотики, роды были долгими, в родах у ребенка была гипоксия, невролог на первом году жизни ставил диагноз ПЭП, ММД, сосудистые нарушения, поражения ЦНС и другие, помните: чем раньше вы обратитесь к специалистам: неврологу и нейропсихологу, тем быстрее ваш ребенок справится с задержкой речевого развития или психоречевого развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector