Развитие речи в подготовительной группе

Развитие речи в подготовительной группе

Конспект занятия по развитие речи в подготовительной группе

«Лексические игры и упражнения».

Воспитатель: Королева А.Л.

Цель: Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

— Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

— Закрепить и обобщить знание детей об антонимах.

— Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

— Создавать положительный эмоциональный фон.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Чтобы пасмурное настроение на улице не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться еще раз со всеми, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Воспитанники:Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Ребята, а вы любите играть? Но если любите, тогда сегодня я хочу поиграть с вами: «Назови три слова»

– Овощи. (Лук, свекла, морковь).

– Фрукты. (Яблоко, груша, лимон).

– Дикие животные. (Медведь, волк, лось).

– Домашние животные. (Лошадь, корова, кролик).

– Деревья. (Береза, дуб, сосна).

– Одежда (Платье, брюки, куртка).

– Осенние признаки (Сильный ветер, листопад, лужи).

Воспитатель: Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?» (Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы).

У медведя чей дом? – Медвежий.

У зайца чей дом? – Заячий.

У волка чей дом? – Волчий.

У белки чей дом? – Беличий.

У барсука чей дом? – Барсучий.

У черепахи чей дом? – Черепаший.

У лягушки чей дом? – Лягушачий.

«Игра с мячом»

Воспитатель: Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

Умный — … сухой — … печаль — … быстро — …

Сладкий — … плохой — … утро — … большой — …

Светло — … смелый — … ночь — … тихо — …

День — … молодой — … весело — … начало — …

Жадный — … сытый — … больной — … старый — …

Сильный — … жарко — … чёрствый — … и др.

Воспитатель: Ребята, есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении. Это — скороговорки, чистоговорки. « Желтый, жирный, жадный жук прятал денежки в сундук». « Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». «Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! ». Молодцы!

Воспитатель: Предлагаю вам следующую игру называется «Полслова за вами». Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. (Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)

Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?

Упражнять дошкольников в умении образовывать новые слова от существительных с помощью суффиксов н, ов;учить детей составлять предложения по опорным картинками.

Развивать умение определять род существительных; учить различать и называть буквы.

Упражнять детей в интонационной выразительности речи, развивать силу голоса; учить определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук; упражнять в четком произношении звуков [п], [т], [ш], [ч].

Ход занятия в подготовительной группе детского сада

Воспитатель. — Дети, как вы считаете, можно ли по внешнему виду определить настроение человека?

— Что вы любите делать, когда у вас хорошее настроение?

— Покажите, какое у вас настроение.

— А если у человека плохое настроение, то как можно поднять настроение?

— А еще можно подарить доброе слово.

— Когда у человека плохое настроение, то он требует внимания. А чтобы ваше настроение стало лучше, я подарю вам свое внимание.

— А теперь поиграем в игру

Дети стали в виде буквы П

Упражнение «Поймай мой взгляд»

(Таким образом делим детей на три команды.)

— Таким образом у нас образовалось три команды. Каждой команде следует составить рассказ по нескольким картинкам. (Раздаю командам по 2-3 картинки.)

— Дети, а еще на настроение человека влияет то, как к ним обращаются его друзья.

— Возьмитесь за руки и давайте прочитаем стихотворение

Дети становятся в круг и берутся за руки

Слово это, словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

А теперь давайте подарим друг другу комплимент, передавая эту игрушку.

Дидактическая игра «Подари комплимент»

— Вы говорили, что когда у человека хорошее настроение, то он любит играть в разные игры.

— Вот мы сейчас с вами и поиграем. Я буду называть, а вы присядете на одну ногу, подняв руку вверх, показав мужскую силу.

Стоячие в кругу дети передают друг другу игрушку

Дидактическая игра «Имя женское, имя мужское»

— Молодцы, ребята. Так что «женские слова» имеют в окончании звук [а], а «мужские слова» заканчиваются на согласный звук.

— Дети, а погода влияет на настроение человека?

— А дождь, это хорошо или плохо?

— Почему, хорошо, когда идет дождь?

— Дети, давайте прочитаем стихотворение о дождике сначала громко, а затем тихо с закрытыми глазами.

Дождик, дождик, ты иди

На деревья, на сады,

Чтобы росли у нас дети,

Как в саду цветы.

— Смотрите, дети, прошел дождик. Посмотрите, сколько странных капелек осталось после него! Они необычные; на каждой изображена какая-то буква.

— Дети, возьмите эти капельки и поочередно придумайте и назовите слово, которое начинается на заданный звук.

Дети подбирают на ковре бумажные картинки и становятся в круг

Дидактическая игра «Капельку возьми — слово с заданной буквой назови»

— Каждому человеку поднимает настроение подарок. Я вам тоже сделала небольшие подарки за столами. Но после дождя появился ручеек. Так что вам следует пройти лужицы, переступая с одной сухого места на другое, затем пройти через этот мостик. А чтобы не испачкать обувь, то вам надо разуться.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику.

— А теперь вам следует определить первый звук в слове, который соответствует рисунку на ваших картинках. Затем из набора картинок надо подобрать те, которые начинаются на этот самый звук.

Дети идут друг за другом и босыми ногами наступают поочередно на коврики для массажа ног, а затем проходят по мостику

Дети выходят на ковер и поднимают разбросанные буквы, становятся в круг

Дидактическая игра «Найди буквы, которые спрятались»

— Наше настроение станет еще лучшим, если вы справитесь с следующим заданием.

— Дети, вам надо закончить пословицы о труде, которые я начну.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Честное дело — делай смело.

Маленький труд лучше большого безделья.

Посеешь вовремя — соберешь обильно.

Радость на лицах, потому что урожай на полках.

Кто рано встает, за тем и дело водится.

Каждая птичка своим носиком живет.

Кто спешит, тот дважды делает.

Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться.

А теперь сделаем упражнения. Станьте в круг.

— А вот веселый мяч. Он подпрыгивает, не может дождаться, когда вы будете играть с ним. Станьте в круг.

— Я буду вам по очереди кидать мяч и называть слова, а вы из этих слов образуете новое слово, которое отвечает на вопрос «Какой?» И кидаете мне мяч. К примеру:

— Дети, а кого мы вспоминаем, когда говорим о своем доме?

— Сейчас попробуем составить рассказ о своих мамах по этим картинкам. — А теперь каждый из вас составит предложения о маме и поможет ему в этом сюжетная картинка.

Дидактическая игра «Составь предложение по картинке»

— Вам понравилось наше занятие?

— Настроение у всех стало еще лучше.

— Мы сегодня пытались сделать, чтобы у всех было хорошее настроение.

Развитие речи в подготовительной группе

Автор: Ирина Новикова

Воспитателем надо родиться, чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться и заботой уметь окружить.

Дата публикации: 17.02.2020

Должность: Воспитатель

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Гаджиево Мурманская область

Конспект занятия развитию речи

в подготовительной группе

— закреплять знания о гласных и согласных звуках;

— совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме, с заданным словом, называть первое, второе, последнее слово в предложении;

— закреплять умение делать звук�

— упражнять в различении твёрдых и мягких согласных, осваивать способы слогового чтения;

— закреплять умения правильно образовывать грамматическую форму слов;

— упражнять в подборе антонимов, в образовании притяжательных прилагательных от названий животных.

Развивающие: развивать речь, мышление, память и внимание;

— закреплять у детей знания, полученные ранее.

Воспитательные: воспитывать умение слушать воспитателя, сверстников;

— воспитывать стремление к знаниям, усидчивость;

— доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Демонстрационный материал: маски-шапочки зверей на каждого ребёнка; синие, красные, зелёные круги, дерево с листочками, на которых написаны буквы; схемы предложений; газета «Лесные вести»; надпись (лесная школа); колокольчик , для детей с надписью “К школе готов”.

В зал входят дети с воспитателем: «У нас сегодня гости, ребята. Давайте с ними поздороваемся. Посмотрите, ребята, у нас сегодня как-то необычно, какое-то странное дерево и надпись. Давайте ее прочитаем».

Дети читают вывеску «Лесная школа».

Воспитатель: «Мы сегодня попали с вами в «Лесную школу». А как вы думаете кто учится в лесной школе? Что-то никого не видно из зверей, наверное. А хотите ли вы позаниматься в лесной школе? Тогда одевайте маски лесных зверей и торопитесь на урок. Звенит звонок, начинается урок и вести этот урок буду я (одевает маску совы «Мудрая сова»). Я газету принесла вам, называется «Лесные вести». Газета эта непростая, а с заданиями для зверят, ведь они скоро пойдут в школу. И если эти задания зверята выполнят, им выдадут свидетельства о готовности к школе в виде. А вы уже, наверное, получили такие? Дети отвечают нет.

Воспитатель: Это дело поправимое. Вы тоже можете получить эти, если выполните все задания, которые написаны в газете.

Итак, первое задание.

Посмотрите на это необычное дерево. Что написано на этих листочках?

Почему буквы разных цветов? (потому что одни буквы гласные, другие согласные).

А чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим).

Давайте назовем гласные и согласные буквы.

Какие бывают согласные? (твердыми, мягкими, звонкими и глухими)».

А если поставить две буквы рядом, что получится? (слог)

Воспитатель снимает несколько гласных и согласных букв, составляет слоги, дети произносят слоги (мы, па, си, ку….) и определяют какой согласный твердый или мягкий.

Воспитатель: в этом лесу живут разные животные, а чтобы отгадать, какие животные, нужно из рассыпавшихся букв собрать их названия.

(Около доски рассажены игрушки животных накрытые платочками. а столе, рассыпавшиеся буквы их названий. Дети должны из рассыпавшихся букв сложить названия животных).

Воспитатель: у вас на столе лежат квадратики красного, синего и зеленого цвета. Вы можете ответить, что обозначают эти цвета?

Дети: красный цвет- это гласный звук, синий цвет- твердый согласный, а зеленый- мягкий согласный.

Воспитатель: Хорошо, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Слово, схема». Выложите пожалуйста схемы слов к названиям наших животных.

влево, вправо повернулись,

наклонились и присели,

Согласование числительных с существительными

Игра: «У кого сколько?»

«Я буду называть один предмет, а ты будешь называть 2,3,4, 5 таких же предмета.

Один утюг, два утюга, . пять утюгов.

Одно полотенце, два полотенца, . пять полотенец.

Один стул, два стула, . пять стульев.

Одна ваза, две вазы, . пять ваз.

Одна книга, две книги. пять книг.

Одна чашки, две чашки. пять чашек.

Игра «Один – много» и изменив основу: один стул – много стульеводин утюг – много утюгов

одно полотенце — много полотенец

одна ваза — много ваз

одна чашка — много чашек

одна книга — много книг

Третье задание: Отгадайте загадку:

Оно может быть тихим,

Оно может быть громким,

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может обидеть,

Оно может рассмешить,

Его можно сказать, а можно взять и написать. (слово)

А кто из вас знает, как определить сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать)

А как еще? Сколько в слове гласных, столько и слогов — это знает каждый из учеников.

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру.

Игра «Телевизор».Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вы его запоминаете,и составляете слово. Догадайтесь, какое слово получилось:

1. А-а-а мама моет малыша. (звук А)

2. Зо-зо-зо – Зое повезло (звук З)

3.Ба – ба — ба – на избе была труба. (звук Б)

4. Пароход гудит трубой, (звук У)

Издаёт он звук какой? Угадать вам помогу, Загудит он громко: «У-У-У!»

«У меня прекрасный слух!» — (звук К) Кукарекает петух. «Ко-ко-ко!» — наседка вторит – «Станешь ты артистом вскоре!» «Ко-ко-ко!»

6. Анечка упала на пол, (звук А) Кот ладошку расцарапал, И не ладится игра, Аня громко плачет: А-А-А!

Ну что, ребята, какое слово у нас получилось, правильно АЗБУКА.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите и скажите, что это такое (показываю схему-предложение).

Давайте вспомним из чего состоит наша речь (из предложений). А предложение? (из слов). Что такое предложение?

Дети: предложение – это несколько слов, которые дружат между собой.

Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

Юркий воробей собирать крошки.

Черный скворец поселиться в скворечнике.

Машина взял мальчик.

Дети участок гуляют зимой на.

Мама интересную читать книгу.

Воспитатель: Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

Скажите, что означает каждая полоска на схеме.

Как пишем первое слово в предложении?

Что ставим в конце предложения?

Посмотрите на схему предложения.

Сколько слов в этом предложении? Придумайте по этой схеме предложение. (образцы схем)

А сейчас пройдем за столы и выложим схему предложения, которого я вам скажу. (Зимой много снега. Дует ветер. Звери ждут прихода весны)

Какое первое слово в предложении? Какое последнее? Какое второе?»

Звенит звонок, вот и кончился урок в «Лесной школе». Вы справились со всеми заданиями, отвечали быстро и правильно. Поэтому получаете все медали, что вы готовы к школе. (раздаю медали детям).

учитель – логопед Тихомирова М.А.

Данные игры помогут обогатить словарь и развить грамматический строй детей. Игры подобраны по темам, работать с данными играми необходимо в течение недели, после того, как ребенок освоит данную тему, то можно переходить к следующей.

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения»

1. Расскажи , как следует правильно переходить улицу.

2. Объясни, для чего нужны:

Ветровое стекло ____________________________________________________

Правила дорожного движения ________________________________________

3. Какую машину нужно пропустить на дороге первой и почему?

Снегоуборочная и «скорая помощь».

Пожарная, бетономешалка и бензовоз.

Грузовик, аварийная и молоковоз.

4. Закончи предложения:

Машинист – это тот, кто…___________________________________________

5. Д/и «Из чего – какой?»:

Дверца из металла (какая?) — ____________________

Руль из пластмассы (какой?) — ___________________

Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ______________

Колесо из резины (какое?) — _____________________

6. Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать :

Машина из гаража… Машина до дома…

Машина в ворота… Машина от дома…

Машина к дому… Машина с моста…

7. Обведи и правильно раскрась светофор:

Обведи и раскрась жезл, который помогает милиционеру регулировать уличное движение. Раскрась фуражку регулировщика:

Развитие речи в подготовительной группе

1. Рассказать ребёнку о празднике День космонавтики , объяснить, что это за праздник. Рассказать о первом космонавте – Ю.Гагарине.

2. Отгадай загадки:

· Светит, сверкает, всех согревает. __________

· Рассыпался горох на тысячи дорог._________

Овцы не считаны,

Пастух рогат. ____________________________

3. Д/и «Скажи наоборот»:

Далеко — _________ Темно — _________

Высоко — _________ Ярко — __________

Улететь — _________ Тесно — _________

4. Объяснить ребёнку значение слов:

Созвездие, луноход, спутник, космонавт, невесомость, скафандр.

5. Что лишнее и почему?

Приземлиться, припоздниться, прилуниться.

Солнце, Луна, ракета.

На Земле – земной;

На Луне — ____________

На Солнце – __________

7. Какое слово не подходит?

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

8. О какой «птице» загадка? Раскрась её. Что ещё ты видишь на картинке?

Тема: «Весна в природе»

1. Закончи предложение:

Зимой в лесу появляется много зайчат, бельчат,_________________________.

2. Отгадай загадки:

· Кто пчелиный любит мёд,

Лапу кто зимой сосёт? __________

· Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. ___________

· Чей тоскливый вой

Слушал лес зимой? _____________

У зайцев — __________ У белок — __________

У волков — __________ У ежей — ___________

У медведей — ________ У лосей — __________

У лис — ______________ У бобров — _________

4. Что лишнее и почему?

Медвежий, лисий, заячий, холодный.

Лисёнок, бельчонок, утёнок, рысёнок.

5. Скажи наоборот:

6. Исправь предложения:

Волчица учила зайчат охотиться. _____________________________________

Волчица привела волчат в тёплое дупло. _______________________________

7. Весной у диких животных появляются детёныши. Правильно назови мам и их детёнышей, раскрась их. Проведи дорожку от мамы к её детёнышу.

Развитие речи в подготовительной группе

Тема: «Ранние признаки весны. Первые цветы»

1. Отгадай загадки:

· Первый вылез из землицы

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. _______________

· Лежит полгода покрывало,

А весной его – как не бывало._______________

2. Объясни словечко:

3. Найди общее слово:

Льётся, журчит — __________

Дует, шумит — ____________

Пригревает, ослепляет — __________

Голубое, высокое, чистое — ___________

4. Д/и «Скажи наоборот»:

Зимой снег чистый, а весной — __________

Зимой дни холодные, а весной — _________

Зимой солнце тусклое, а весной — __________

Зимой погода часто пасмурная, а зимой — _________

5. Д/и «Подбери признаки»:

Весна (какая?) — ____________________________________________________

Солнце (какое?) — ___________________________________________________

Небо (какое?) — ____________________________________________________

6.Раскрась зелёным карандашом веточку и листики мимозы, а жёлтым – цветки. Дорисуй листочки.

Автор: Швайко Наталья Николаевна

Организация: МБДОУ д/с№ 42 «Ярославна»

Населенный пункт: Калужская область, г. Обнинск

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе

«В поисках кляксы»

Подготовила Швайко Наталья Николаевна воспитатель

МБДОУ д/с 42 «Ярославна» город Обнинск.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Развивать связную речь детей, речевое творчество через практическую деятельность.

  • Упражнять детей в разгадывании ребусов; закреплять умение подбирать обобщающее слово к группе слов, умение подбирать однокоренные слова;
  • Развивать фонематический слух, мышление, речь;
  • Воспитывать чувство товарищества, умение преодолевать небольшие трудности.

Предварительная работа: чтение сказки В.Сутеева «Мы ищем кляксу».

Здравствуй дружок, здравствуй дружок,

Скорей становись со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем, привет!

Солнцу привет, друг другу привет!

Ребята, вы дети умные и любознательные. А что значит любознательные? (Ответы детей); а где и как можно найти ответы на интересующие вопросы? (Спросить у взрослых, найти в интернете, прочитать в книге). Да, существует много книг. (Дети перечисляют): книги для малышей – книжки малышки, книги с русскими народными сказками, книги различных авторов, энциклопедии, словари .

Послушайте загадку и отгадайте её

С этой книгой самой первой

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

Нам заветный перевал.

Край родной, родные дали,

Реки, рощи и моря

Целый мир мы открывали на страницах. (букваря)

— Вы будущие первоклассники главная и первая книга первоклассников это – букварь, он яркий, красочный, интересный (рассматриваем вместе с детьми). Ребята мы читали сказку В. Сутеева «Мы ищем Кляксу», давайте вспомним, о чём говорится в этой сказке? Ребята посмотрите чьи-то следы, как вы думаете кто, мог их оставить (на полу следы кляксы), а куда они ведут? (они ведут в нашу библиотеку)

«Ребята, здесь лежит письмо. Письмо от букв из Букваря», (читаю)

— «Дорогие ребята! В нашем букваре появилась злобная Клякса. Она хочет заменить все буквы своими родственницами-кляксами. Помешайте сделать это Кляксе и спасите наш букварь!»

Воспитатель: «Медлить нельзя! Нужно срочно спешить на помощь буквам. Но давайте откроем первую страницу Букваря, и посмотрим, что случилось!» (на каждой странице следы клякс и задание, если задание выполним, то клякса исчезнет). А заданий столько, сколько дней в неделе? Сколько значит? – дети семь заданий.

Итак, надо убрать первую кляксу, но, чтобы от неё избавиться нужно, читаем первое задание:

Задание 1. «Назови одним словом»

1)ягоды, трава, бабочки, цветы – поляна;

2)продукты, кассир, покупатели, касса – магазин, а какой (продуктовый)

3)парта, книга, доска, портфель — школа

4)волна, медуза, ракушки, песок, дельфин — море

5)ракета, планеты, звёзды – космос.

Хорошо, избавились от одной кляксы, на доске ребёнок вешает цифру 1, листаем дальше букварь.

Задание 2. «Разгадай ребусы»

В квадрате под каждым предметом написать первую букву, с которой начинается его название. Прочитать слова.

Воспитатель: лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей.

Тот, кто ребус отгадает, тот становится умней!

На столах лежат задания – ребусы, детям необходимо их разгадать. Перед выполнением задания пальчиковая гимнастика с карандашом.

Справились и с этим заданием, ребёнок вешает на доску цифру 2.

Листаем дальше, а вот и следующее задание:

Задание 3. «Буква потерялась»

Кинезиологические упражнение для глаз. «Горизонтальная восьмёрка», «Взгляд влево, вверх», «Ухо – нос».

Нужно найти зашифрованные буквы (а,м,к,с,о)

Молодцы, очистили еще одну страницу от кляксы. Ребёнок помещает на доску следующую цифру 3.

Задание 4. «Прочитай и соедини»

Прочитать слова и соединить их с соответствующей картинкой, при помощи стрелки.

Задание 5. «Зарядка»

Детям показывают карточку со схему человечка в определённой позе, а дети выполняют движение, изображённое на ней.

— Молодцы и с этим справились. Помещаем на доску цифру 5.

Задание 6. «Слова родственники»

Воспитатель: как – то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много разных слов.

Назовите слова родственники к словам: ВОДА, ДОМ, СНЕГ.

Воспитатель: нам осталось перевернуть последнюю страницу и прочитать, что же там написано. (Дети читают предложение «Дети идут в школу», определяют количество слов в предложении).

Воспитатель: вот спасибо, помогли,

От беды букварь спасли!

Всем он очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!

Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовили буквы. Они очень переживают за вас, и спрашивают:

— Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

— Какое задание оказалось лёгким?

— Какое задание вызвало трудности?

Воспитатель: «Ребята, за то, что вы такие отзывчивые, активные, любознательные буквы благодарят вас за помощь, и дарят вам новую книгу. Читайте, узнавайте много нового и интересного.»

  • Мастер-класс (1)
  • Консультации (3)
  • Кружковая работа (1)
  • Рабочая программа (1)
  • проектная деятельность (2)
  • Логотренинг (1)
  • Картотека игр (2)
  • Развитие речи (14)
  • Для вас, родители (9)

Конспект логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Русские народные сказки»

Цель:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
  2. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  3. Продолжать формировать умение строить работу предложения.
  4. Формирование навыка координации движения.
  5. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам – «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк».

  1. Организационный момент:

Игра психологического здоровья.

— Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

  1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»

3.- Ребята, вы любите сказки?

— Вы знаете уже много сказок. И сегодня мы еще раз вспомним любимые сказки, и узнаем, кто из вас знает больше.

— Итак, путешествие в страну сказок начинается!

«В мире много сказок грустных и смешных,

Но прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться, наша сказка — впереди.

Сказке в дверь мы постучимся, сказка, в гости ты нас жди»

Звучит музыка, и она приглашает нас в страну сказок.

— Повертелись, покружились, в стране сказок очутились.

  1. Д/ Игра с логопедическим кубиком

(Дети становятся в круг. Под музыку передают кубик друг другу, музыка останавливается ребенок, ребенок отвечает из какой сказки герой. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: коза – сказка «волк и семеро козлят».

Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…

— Скажите, пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?

— Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.

— Какие бывают сказки?

— Они бывают разными: народными и авторскими.

— Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

— Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

— А какие по характеру бывают сказки?

— Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро), а зло всегда… (наказывается).

  1. Игра: «Узнай сказку по картинке»

— Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»).

1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят».)

— Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)

— Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)

2) а эта иллюстрация, из какой сказки?

«Лисичка – сестричка и серый волк»

— Скажите, правильно поступала лиса?

— Нет, она всех обманывала

3)- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? — показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

— А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

  1. Физминутка: «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка.(дети шагают)

Стоит задом наперед.(дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

8.. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения».

— Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку). Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.).

9.- Нам пора возвращаться в свою группу. Вспомним наше волшебство. Повертелись, покружились – в группу мы свою вернулись.

— Чему учат сказки?

— Какие бывают сказки?

За ум и смекалку

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Сказать я спасибо хочу!

  1. Слюсарь К.Н. Игровые коррекционно-логопедические занятия с детьми 5 лет с ОНР. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2014. – 271 с.- (Библиотека логопеда)
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. II период: пособие для логопедов.- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.- 96 с.
  3. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей дет. сада. – М., «Просвещение», 1976 г.
  4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 144 с.
  5. Ефросинина Л.А. Слушаем, рассматриваем, рассказываем: пособие для детей 5 – 6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.

Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке!»

Авторы: воспитатель Пашкова Светлана Сергеевна, учитель-логопед Шестакова Оксана Ивановна, МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Задачи:

Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
Упражнять в слоговом анализе слов.
Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развивать мелкую моторику. Развивать связную речь.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, презентация Power Point, медальоны с буквами, дидактическая игра «Волшебный телевизор», дидактическое пособие «Живые звуки».

Ход занятия:

1. Организационный момент

— Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки (слайд № 1). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий (слайд №2). Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

2. Основная часть

Упражнение «Хлопни, топни»

(слайд № 3) — Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием). — А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков) — Молодцы! (слайд № 4) Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

Упражнение «Кто, где живет?»

(слайд № 5) — Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №6,7,8) (дети определяют и называют количество слогов в словах)! (слайд № 9) — Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

«Азбука в картинках»

(слайд № 10) — Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (слайд №11-15) (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву) (слайд № 16)

Игра «Цепочка слов»

(слайд № 17) — Знайка попросил Незнайку собрать цепочку слов, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом. Вы дома с родителями составляли каждый свою цепочку слов и зарисовывали ее в картинках. Кто хочет показать Незнайке и рассказать свою цепочку. (слайд № 18-19) (дети презентуют свои работы) (слайд № 20) — Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.

Игра «Волшебный телевизор»

(слайд №21 ) — Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Он просит Незнайку отгадать ребусы. И мы попросим в этом помочь нам маму Вики Корелиной Наталью Сергеевну. Она приготовила для нас несколько ребусов и предлагает решить их вместе. (родитель представляет игру «Волшебный телевизор», объясняет правила игры, дети выполняют задания) (слайд № 22)

Игра «Буква потерялась»

(слайд № 23) Друг Незнайки, Потеряйка, все всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. Если вы правильно подберете букву, то на экране откроется картинка.(слайд № 24-27) (дети подбирают букву в слове) (слайд № 28)

Игра «Живые слова»

(слайд № 29) — Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать разлетевшиеся слова. А для этого нам нужно всем превратиться в буквы. Скажем дружно: «Раз, два, три – повернись, в букву сразу обернись» (слайд № 30) (Дети делятся на четыре группы. Надевают медальоны с буквой и составляют из букв слова.)

Составление звуковых схем

— Молодцы! Составили из букв слова. А сейчас каждому «живому» слову нужно составить свою звуковую схему из «живых» звуков, которые лежат на столах. (дети составляют звуковые схемы)

Упражнение «Составь предложение»

— Ребята давайте еще раз посмотрим на ваши слова и составим из них предложение-совет для Незнайки, будущего ученика. (дети из слов «школа», «урок», «тишина», «нужна» по схеме составляют предложение «В школе на уроке нужна тишина»). (слайд № 32)

3. Итог

— Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко? Мы с вами будем ждать следующего сообщения из Цветочной страны, о том как Незнайка справился с заданиями.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Автор: Привалова Галина Георгиевна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Образовательные цели:

закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;

расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Развивающие цели:

развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.

1 Организационный момент (мотивация)

(дети стоят возле стульчиков)

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться.

(садятся на стульчики).

2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)

— Какое сейчас время года? (Осень)

— Осень какая? (Поздняя)

— Назовите признаки поздней осени.

— Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?

— Назовите перелётных птиц.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)

Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)

Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)

Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)

Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)

Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)

— Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.

Дидактическая игра «Подбери действие»

Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Птица — перо — хвост — птенец — клюв — журавль –

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У цапли длинные ноги. Она какая?

У аиста длинный клюв. Он какой?

Ласточка любит тепло. Она какая?

У соловья звонкий голос. Он какой?

У стрижа острые крылья. Он какой?

У гуся красные лапы. Он какой?

— Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).

3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.

Динамическая пауза «Игра – подражание»

Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.

4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.

На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)

— Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.

5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»

Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).

Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.

— Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?

— Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)

— Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Запомни

Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)

Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

Итог занятия

— О чём мы сегодня беседовали на занятии?

— Что интересного и нового вы узнали?

— Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?

Список использованной литературы:

1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

Подготовительная группа.

2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»

3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.

Конспект занятия по развитию речи на тему:Пересказ сказки «Как Лиса птицам помогала»
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы. Данный материал будет полезен воспитателям и логопедам подготовительной группы.

Цели:Приучать ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст.Учить последовательно и выразительно передавать содержание произведения.

Развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление обогащать словарный запас (суровая, притащила, скучно).

Воспитывать в детях чувство доброты, смелости, скромности, любви ко всему живому, толерантность.

Оборудование: Предметные картинки или маски птиц и зверей, две веревочки и колечки от пирамидок.

Методические приемы: чтение, беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах, игровыеситуации, инсценировка сказки,анализ, итог.

1. Организационный момент.

Игра « Много – од ин»

Логопед называет слово, обозначающее много предметов, а ребенок называет слово, обозначающее один предмет.

Логопед:

— Назовите птиц, которых можно увидеть зимой

Дети:

Снегирь, ворона, воробей, синица, дятел, сорока, голубь

Логопед:

-Как одним словом называются эти птицы?

Дети:

Игровое упражнение « Кто как голос пода ет»

— Ворона что делает? (Ворона каркает)

— Синица что делает? (Синица тенькает)

— Сорока что делает? (Сорока трещит)

— Воробей что делает? ( Воробей чирикает)

— Дятел что делает? (Дятел стучит)

2.Словарная работа

Логопед:

—Как вы понимаете слово « притащила» (принесла)

—Подберите слова, похожие по смыслу:

Суровая — (холодная, невыносимая, трудная, тяжелая)

Скучно –(тоскливо, невесело, неинтересно)

3.Чтение сказки « Как Лиса птицам помогала»

Увидала Лиса на рябине красные ягоды. Сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось!

А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали.

Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла. Белка орехов притащила. А Лиса решила бусы рябиновые отдать. Жалко ей было с такой красотой расставаться. Да только без птичьего пения скучно было в лесу.

Логопед:

А теперь послушайте вопросы и ответьте на них.

1. Что увидала Лиса на рябине?

2. Что Лиса сделала с ягодами?

3. Какая выдалась зима?

4. Что случилось с птицами?

5. Кто решил помочь птицам?

6. Что принесла Мышка?

7. Что притащила Белка?

8. Почему Лисе жалко было расставаться с бусами?

9. Почему она отдала рябиновые бусы?

10. Какой оказалась Лиса?

(Пересказ по желанию)

4. Игры «Кто быстрее соберет бусы», «Птицы»

Логопед читает стих:

У красавицы – рябины

После лета именины.

Бусы красные на ней,

Логопед:

— Зачем рябина приглашает в гости снегирей?

Игра « Кто быстрее соберет бусы»

(Двум участникам дают две веревочки и колечки от пирамидок.Нужно быстро собрать бусы (нанизать колечки на веревочки). Выигрывает тот, кто раньше справится с заданием).

Игра «Птицы»

(Детямраздаюткартинки или маски птиц. По сигналу « Лето»участники «летают» в лесу. По сигналу «Зима» «зимующие птицы» прячутся в гнезда (обручи на полу), «перелетные птицы удаляются в угол комнаты. Затем игроки меняются картинками, и игра повторяется).

5. Повторное чтение сказки

(Логопед еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли.)

Инсценировка (роли Ведущего, Лисы, Дятла, Мышки, Белки, птиц)

Ведущий: Увидала Лиса на рябине красные ягоды, сорвала их, сделала яркие бусы и надела на шею. Очень красиво получилось! (Лиса подходит к стульчику. На спине висят красные бусы. Лиса надевает их на шею,красуется)

Артем. А зима в тот год выдалась суровая. Стали птицы голодать в лесу. Даже петь перестали. (Птицы сидят на стульчиках и дрожат)

Вероника. Решили звери помочь птицам. Мышка зерна принесла (Мышка дает птицам зерно)

Виктория. Белка орехов притащила. ( Белка дает птицам орехи)

Настя. А Лиса решила бусы рябиновые отдать.Жалкоей было с такой красотой расставаться. Да, только без птичьего пения скучно было в лесу. (Лиса снимает бусы, с грустью смотрит на них, отдает птицам.Птицывстают со стульчиков,радостнолетают)

(Инсценировку можно повторить 2 – 3 раза с разными участниками)

Итог занятия

Логопед: Ребята, чем мы занимались на занятии? Что вам понравилось? Как вы помогаете птицам зимой?

Дифференцированнаяоценка работы детей. Предлагается каждому ребенку дома наклеить в альбом картинки с изображением зимующих птиц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector