Развитие связной речи

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Автор: Базанова Римма Миниахмедовна

Организация: МДОБУ «Детский сад №19»

Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Упорная

Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития, но и логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремлённость и другие качества личности. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.

Значение развития связной речи:

  • от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.
  • без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах
  • невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.

Образовательная деятельность, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, усилия педагогов дошкольных учреждений обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребёнком все этапы этого развития.

Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать. Повседневно возникающие ситуации могут стать богатым источником потребности говорить и стимулом развития речи. Старайтесь побуждать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях — это поспособствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.

Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенку самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: «Кто ты?» После ответа уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Можно рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.

Объясните ребенку, что с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте – это процесс формирования полноценных речевых оборотов, осознанных высказываний и восприятия речи других людей, а также завершающий этап развития нервных связей, обеспечивающих полноценное функционирование речевого аппарата.

Психолого-педагогические основы формирования речи

Старший дошкольный возраст характеризуется своими специфическими чертами развития и функционирования психических процессов организма.

В этот возрастной период делается акцент на подготовку ребенка к следующему этапу его развития – обучению в школе, а, следовательно, уделяется внимание его интеллектуальному развитию.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны отойти от игровой деятельности и приступить к непосредственному познанию. У них развивается стремление в развитии своих навыков и их применении на практике. Происходит активное развитие памяти, активизируется мыслительная работа, развивается восприятие и ощущение. Это способствует переходу речевых функций на новый уровень.

Помощь со студенческой работой на тему
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Интеллектуальные способности дошкольника – это психологические характеристики личностного развития, отражающие его способности к осознанию и пониманию новых знаний и навыков, скорость и простоту их усвоения, способность применения в практической жизнедеятельности, в решении проблем и задач.

Процесс познания начинается с самого рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. Он помогает человеку в формировании целей и задач, планировании, прогнозировании и управлении своей деятельностью, различными процессами и явлениями.

На каждом возрастном этапе развития познавательные способности человека имеют определенную степень развития, которая отражает возможности личности в различных областях деятельности.

Интеллектуальные способности ребенка дошкольного возраста формируется косвенным путем: через усвоения системы знаний и навыков. Их развитие невозможно без учета психологических параметров развития личности. Психическое развитие ребенка имеет определенные стадии, которые отражают уровень интеллектуального развития и успешность в формировании различных аспектов детской личности.

Поскольку, речевое развитие неразрывно связано с мыслительной деятельностью, то стоит рассмотреть психические особенности формирования мышления в старшем дошкольном возрасте.

Мышление в этот период характеризуется следующими параметрами:

• Начало развития словесно-логических форм мыслительной деятельности; • Начинается развитие абстрактного мышления; • Ситуативное мышление уходит на второй план и ребенок начинает мыслить в перспективном представлении; • У ребенка развиваются навыки выявления причинно-следственных связей в процессах и явлениях; • Развитие способностей к анализу и синтезу; • Изменение отношения к умственной работе и практической деятельности; • Первые попытки систематизации усвоенной информации; • Развитие самостоятельности в решении познавательных задач.

Все эти показатели обуславливают совершенствование всех сторон речи ребенка, ее динамичное развитие. Старшие дошкольники произносят слова и фразы более четко, они являются более полными и точными. Дети стремятся строить речь таким образом, чтобы они имела более полные формулировки и была понятной окружающим людям. Они заинтересованы в понимании своей речи другими людьми. Дошкольники становятся самокритичными к своей речи и начинают оценивать и критиковать речь своих сверстников, делая им замечая при неверных формулировках.

Словарный запас ребенка непрерывно пополняется. В нем уже присутствуют не только простые существительные, но и собирательные существительные, прилагательные, глаголы.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение ребенком грамматическими азами речи. Дети довольно активно применяют грамматические конструкции. естественно, что синтаксические ошибки присутствуют в их речи. Важно, обращать на них внимание и исправлять их.

В старшем дошкольном возрасте, дети строят более объемные, содержательные и длительные диалоги. Развивается и монологическая речь. Дети могут легко пересказать события дня или недели, короткий рассказ или сюжет фильма.

Рисунок 1. Связная речь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы формирования речи в старшем дошкольном возрасте

Методы формирования связной речи подразделяются по общеустановленной педагогической классификации:

  1. Наглядные методы. Сюда входит наблюдение за различными объектами и процессами, проведение экскурсий, специально назначенные прогулки, посещение музеев, выставок, значимых природных объектов и социальных мест. Методы наблюдения необходимы для расширения словарного запаса ребенка и обогащение содержания речи. Также, дети могут просматривать книжные иллюстрации, игрушки, фотографии, картины, чтобы у них закрепилась функциональное назначение слов.
  2. Словесные методы. Они включают в себя рассказы педагога, повествования, чтение художественной литературы: рассказов, сказок, стихотворений, заучивание стихов и пересказ текстов. Как правило, словесные методы всегда дополняются наглядными методами, чтобы отразить значение слова, дать ему наглядное представление, улучшив его восприятие дошкольниками.
  3. Практические методы. Эти методы позволяют применять речевые навыки в практической жизнедеятельности, развивать и совершенствовать их. Сюда входят дидактические игры и упражнения, игры – хороводы и драматизации. Практические методы помогают решить многие задачи по формированию связной речи.

Рисунок 2. Приемы развития связной речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из современных методов формирования связной речи выступает моделирование. Оно помогает в понимании и объяснении структуры речи и формировании целостной картины, отражающей состояние какого-то объекта или процесса.

Метод моделирования является простым, доступным для детей старшего дошкольного возраста, четким и конкретным. Он помогает детям в построении монологов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector