Развитие связной речи дошкольников

Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке Вашего ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно, во время проведения развивающих занятий в возрасте 4-6 лет уделять этому особое внимание, тем более, что такие занятия очень хорошо проводить в игровой форме, при этом стимулируя ребенка к диалогу с Вами.

Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении со взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше Вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух.

Методы развития связной речи

На сегодняшний день предлагается большое количество различных методов, цель которых развитие связной речи у дошкольников. Основными и наиболее действенными являются:

  • Пересказ – самый простой из методов, он научит ребенка выделять основные части услышанного текста, связывать их между собой, а затем, придерживаясь основной сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
  • Рассказ по сюжетной картине – научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой.
  • Рассказ – описание пейзажной картины. Описание пейзажных картин требует от ребенка умения рассказать о природе, которую он видит, а также, о явлениях, запечатленных на ней художником.
  • Логопедическая загадка. Этот метод помогает усвоить логарифм произношения звуков и звуковых сочетаний, а также их правильное применение в словах.
  • Сравнительное описание предметов. Метод способствует развитию аналитических способностей у дошкольника и дает возможность провести сравнение одинаковых и различных особенностей предметов.
  • Творческий рассказ. Позволяет ребенку научиться самостоятельно составлять рассказ на свободную тему. Способствует развитию образного, логического мышления, фантазии.

Театрализованные игры – дают возможность дошкольнику побороть страх формулирования и высказывания собственных мыслей и чувств. Он учит ребенка не бояться аудитории и публичных выступлений.

Практические советы по развитию речи у дошкольников

Развитие речи у детей дошкольного возраста – сложная, но очень нужная работа. Попросите во время прогулки со своим ребенком рассказать Вам о том, что он видит вокруг себя, как у него прошел день, что интересного сегодня он делал в детском саду. Рассказывая о событиях за день или про окружение вокруг себя, Ваш ребенок научится описывать свои эмоции и ощущения, а также правильно применять обороты речи в своих высказываниях.

Для развития речи дошкольников очень полезно вводить в разговорную речь детали и части предметов, которые его окружают. Например: «Вот дом, он состоит из…- стен, окон, дверей, этажей…и т.д.» Кроме того, нужно добавлять прилагательные при описании окружающего мира. Например: «Вот дерево. Какое оно. — большое, высокое, ветвистое…и т.д.» В дошкольном возрасте дети хорошо знают цвета, поэтому, рекомендуется во время разговора употреблять не только основные цвета, но и их оттенки.

Во время чтения сказки, рассказа, предложите Вашему ребенку описать картинку, которая там имеется. Задавайте наводящие вопросы, чтобы ребенок смог понять, чего от него ждут, а если случилась заминка – подскажите ему.

Старайтесь больше читать стихи, сказки и другие литературные произведения, это способствует увеличению словарного запаса ребенка, помогает ему выработать навыки правильного построения предложения, а также развивает познавательные способности малыша. Разучивание стихов придаст ему уверенности при произношении, что является одной из главных составляющих развития речи у ребенка.

В игровой форме приучайте Вашего дошкольника к описанию предметов, которыми он пользуется в данный момент, ведь именно во время игры ребенок раскрепощается и излагает мысли в доступной ему форме.

Отдельного внимания заслуживают игры-драматизации, способствующие не только развитию речи ребенка, но и формированию гармоничной, разносторонне развитой личности. Игры – драматизации включают в себя инсценирование песен, сказок, литературных текстов, потешек. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй.

Описанные методы позволяют быстро и качественно исправить ошибки в речи ребенка, обогатить его словарный запас, развить мышление, память, воображение, чувственное и эмоциональное восприятие, что в целом способствует формированию у него правильной, красивой речи. Усвоив и закрепив навыки связной речи, ребенок преодолевает страх общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, намного быстрее проходит школьный адаптационный период, ему легче дается школьное обучение.

Статью подготовила логопед клиники «Практика здоровья» Боровая Н.П.

2.Инструкция. Заполните таблицу «Особенности развития связной речи дошкольников».

Возраст дошкольного детства Развитие связной речи
К концу первого-началу второго года жизни на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие, а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения.
К концу второго года жизни К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь, которая включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении со взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего.
На третьем году жизни что детям трех лет, доступна простая форма диалогической речи, то есть они односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, часто отвлекаются от содержания вопроса. Дети данного возраста только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли, допуская много ошибок в построении предложений и согласовании слов. Ребёнок четвёртого года жизни не может самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картины. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики.
В дошкольном возрасте У них развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок. Также они могут составить рассказ из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Однако полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Таким образом, дети к 6 годам свободно владеют фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют: большой словарный запас;

Тема 7.3. Задачи и содержание обучения связной речи

3.Инструкция. Запишите группы диалогических умений дошкольников.

1. Собственно речевые умения:

-Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомым человеком,

занятым, разговаривающим с другими.

-Поддерживать и завершать общение (учитывать условие и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общение, переспрашивать, доказывать точку зрения, выражать, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться, спрашивать, отвечать.

-Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонационным диалога.

2. Умения речевого этикета:

-В речевом этикет включается; обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимание, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочуствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощение идр.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирование совместной действии, достижение результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждение определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения—уместное использование мимики, жестов.

4.Инструкция. Заполните кластеры – солнышки – в центре определение. Допишите напротив каждого лучика все ваши ассоциации, идеи, возникающие в связи с этим термином.

Описание
Рассуждение
Повествование

Развитие связной речи дошкольников

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Развитие связной речи дошкольников

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Развитие связной речи дошкольников

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Развитие связной речи дошкольников

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

С какой радостью мы встречаем появление первых слов малыша. Мы ждем с нетерпением того момента, когда их станет все больше и больше. Вот и первые несложные предложения. Ребенок растет, а, следовательно, должны появиться в его речи сложные распространенные фразы. Вместе с этим малыш все еще продолжает использовать наполненную простыми фразами разговорную речь, например, ну, давай, хватит, вот и все, ладно и др.

Ему как воздуха, не хватает новых слов и выражений. Как же научить ребенка связно и логично описывать предметы, окружающую обстановку, рассказывать о впечатлениях и переживаниях? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что же такое связная (или монологическая) речь

Связная речь – это использование полных распространенных предложений, которые связаны определенной темой или сюжетом. Основным периодом для ее становления является школьный возраст, когда детей учат рассуждать, размышлять, делать умозаключения и т.д. Однако чтобы данный процесс был динамичным и эффективным в школе, следует готовить ребенка уже с дошкольного возраста.

Условия, способствующие овладению связной речью

Главное условие – это ежедневное общение ребенка со взрослыми и детьми между собой.

Еще одним важным условием является создание специальных ситуаций, проведение развивающих занятий по развитию речи с ребенком как дома, так и на улице.

Эти условия зачастую не соблюдается, так как молодые мамочки проводят много времени в социальных сетях, занимаются собой, а иногда и попросту ленятся позаниматься с малышом. Где же тут будет общение, и про какое речевое развитие ребенка может идти речь? Такой подход родителей к воспитанию своего чада ни к чему хорошему не приведет. Как же построить свои взаимоотношения с ребенком, чтобы они носили развивающий характер? Да очень просто.

Что способствует развитию связной речи ребенка

Одним их эффективных средств по развитию связной речи малыша является проведение во всех видах его деятельности (игровой, изобразительной, трудовой и др.), бесед. Тематика бесед может быть следующая: «Новогодний праздник», «День рождения», «Зимние забавы», «Сезонные изменения в природе», «Кто живет в лесу?», «Мои любимы игрушки» и др. Необязательно планировать беседу с ребенком заранее. Лучше всего разговаривать с малышом на те темы, которые для него важны именно в данный момент. Например, малыш играет со своей любимой игрушкой. Вот тут-то можно и поговорить про эту игрушку: описать ее внешний вид, рассказать о том, как ее можно использовать, что с ней можно делать и т.д. Если малыш затрудняется отвечать на ваши вопросы, следует оказать ему помощь: задавать наводящие вопросы, подсказывать нужное слово, вводить в речь ребенка новые слова и обороты.

Кроме бесед в качестве эффективного средства по развитию связной речи могут выступать диалоги. В диалогичной форме могут обсуждаться самые разнообразные темы, например, «Моя семья», «У врача», «В магазине», «В парке» и др. Следует побуждать малыша не только отвечать на ваши вопросы, но и самому их задавать. Поверьте, это очень трудно. Чтобы облегчить данный процесс, можно использовать сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок и вы будете брать на себя роли разных людей или животных и, естественно, сопровождать их разного рода репликами.

Для развития связной речи особое значение приобретает чтение вместе с ребенком сказок и других литературных произведений, доступных его возрасту. Именно здесь вы, во-первых, сможете дать образцы связной речи, а, во-вторых, эффективно отработаете их в процессе диалога о прочитанном. Так, раскрывая содержание сказки или рассказа, вам стоит обязательно выделять для анализа те высказывания, которыми обмениваются герои, например: Кто сказал? О чем спросил? Что ответил? и др. После чего можно попросить малыша рассказать о том, что он узнал из этого произведения.

Кроме представленных видов работ продуктивными являются такие задания, как описание предметов, входящих в различные тематические группы (овощи, фрукты, инструменты, посуда, одежда и др.), составление рассказов по сюжетной картине (целостный сюжет) и серии картинок (постепенное разворачивание сюжета), по просмотренному мультфильму или фильму и т.д.

Таким образом, чтобы речь ребенка была связной, логичной и правильной, нужно с ним ежедневно заниматься. Это должно происходить естественно, без лишнего принуждения, приносить удовольствие как малышу, так и вам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector