Ребенок не выговаривает р и л

Правильное проговаривание ребенком всех букв – залог его будущей успеваемости в школе и уверенности в себе. Ведь человек, который обладает нечеткой речью с разными нарушениями во взрослом возрасте, чувствует себя крайне дискомфортно. Есть ряд звуков, которые даются детям в изучении сложнее других. К таким обычно относят «л» и «р». Поэтому рекомендации по обучению малышей проговариванию именно этих букв можно найти довольно часто.

Причины дефектов речи

Перед тем как учить малыша правильно выговаривать звуки, необходимо понять причины, по которым они недоразвились. Одной из основных причин называют сюсюканье и лепетанье родителей с ребенком, когда они специально коверкают слова. Ребенок привыкает к подобному произношению и считают его нормальным. Для начала необходимо родителям перестроиться и начать разговаривать с малышом нормально: спокойно, грамотно, четко проговаривая звуки.
Ребенок не выговаривает р и л
Кроме того, причиной недоразвития звуков могут быть анатомические особенности ребенка. Так, проблемы могут быть из-за короткой уздечки, слишком мягкого неба, заячьей губы. Все это мешают движению языка и небного язычка, в результате чего звукопроизношение у малыша изменяется.

Коварная буква «Р»

Если ребенок не выговаривает букву «Р» до 6 лет, можно не беспокоиться. Ведь эта буква одна из самых сложных и «встает» в последнюю очередь. Она довольно коварна, так как легко может заменяться на другие звуки – «л», например. А иногда можно услышать от своего малыша раскатистый глубинный рык вместо привычной «Р».

Как научить ребенка выговаривать сложную букву «Р»? Для начала следует понять, что проблема есть. Хоть и советуют до 6 лет не беспокоиться, все же необходимо особое внимание уделить проблемам с произношением у ребенка чуть пораньше, чтобы было время для маневра.

Одним из эффективных методов обучения выговариванию буквы «Р» считаются скороговорки. Многие родители поражаются: как же можно научить ребенка говорить букву «Р», общаясь на скороговорках? Специалисты отвечают: очень просто. При быстром произношении звук может проскакивать автоматически. Естественно, выбирать придется те варианты, в которых много проблемных звуков, например, «Ехал Грека через реку…». Произносите с ребенком их громко, четко и хором.

Нужно постараться построить занятия с малышом так, чтобы в его лексиконе прибавилось слов с коварным звуком – ворона, дорога, река, рука и многие другие. Можно даже составить целый рассказ, в котором объединить логично все эти слова. Так прохождение материала будет более комфортным.

Логопедические упражнения на букву «Р»

Перед тем, как стараться научить ребенка выговаривать «Р», начните с ним специальные логопедические занятия, способные подготовить речевой аппарат к занятиям. Одно из таких называется «Моторчик». Выполняется оно следующим образом: ребенок должен положить пальчик под язычок, а затем начать двигать языком от щеки к щеке и при этом рычит. Если малышу сложно понять, что вы от него хотите, покажите на своем примере.

Можно использовать и язычок для развития звука «Р». Просто достаточно подразниться. Язычок расслабьте и высуньте наружу. Кончиком начинайте двигать в разные стороны: наверх и вниз, вбок.

Упражнение «Змейка» позволит подготовить нужные мышцы для правильного говорения. Для его выполнения ребенок должен высунуть язык и тянуть его к носу и подбородку по очереди, Также придется покусывать кончик языка для активизации нужных мышц.

Трудная буква «Л»

Ребенок может не выговаривать букву «Л», и это будет отчасти нормально. Звук этот вызывает сложности, потому что дети могут его не слышать в словах, как например, в слове «солнце». Поэтому они довольно часто также опускают его в своей речи. Беспокоиться родителям нужно, если у малыша проблемы с этим звуком не прошли после достижения им 5 лет.

Упражнения для развития аппарата

Как научить ребенка говорить букву «Л», особенно если он упорно ее игнорирует? Специалисты рекомендуют начать с подготавливающих упражнений. Такими часто пользуются профессиональные логопеды. Для начала предложите малышу представить себя лошадью. Его задача – громко цокать языком, так чтобы имитировать звук копыт. Причем необходимо менять громкость – от звонкого цоканья до совершенно беззвучного. Следите за тем, чтобы нижней челюстью ребенок не шевелил.

Подготовительным упражнением к произнесению звука «Л» можно считать и «Пароход». Для его исполнения нужно слегка приоткрыть рот и протяжно гудеть звук «Ы». Кончик языка в этот момент должен смотреть вниз.

Какие занятия подходят для буквы «Л»

Конечно же, сложно научиться правильному произношению без скороговорок и стихов. Именно они позволяют максимально эффективно обучиться правильному произношению. Например, можно громко пропеть сочетание разных слогов, начинающихся с буквы «Л»: ле-ла-ло-лу-ли и т.д.

Конечно же, стоит использовать и схожее упражнение, которое применялось для изучения буквы «Р». Выберите побольше слов с буквой «Л»: лес, ломоть, любовь, ласка и т.д., и начинайте проговаривать их, после чего малыш должен повторить их за вами точь-в-точь.

Как еще можно научить ребенка выговаривать букву «Л»? Можно поиграть в следующую игру. Выберите разные слова, среди которых будут и те, что содержат букву «Л». Предлагайте ребенку задания, при помощи которых он сможет обнаружить искомые слова. Чтобы было веселее играть, подготовьте дидактический материал – в игре ребенок лучше усваивает учебный материал.

Ребенок не выговаривает р и л

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

Ребенок не выговаривает р и л
Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Ребенок не выговаривает р и л
Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц.
Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое.
Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением.
Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Лучшие упражнения для детей – выговариваем буквы вместе: видео

Случилось так, что ребёнок не выговаривает буквы? Видео наглядно поможет в этом.

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Ребенок не выговаривает р и л Виды нарушений произношения

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

Ребенок не выговаривает р и л В таком порядке надо проводить занятия

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

Занятие с логопедом показаны при сильных нарушениях произношения

  • Пробуем произношение, когда язык зажат между зубов. Малыш широко улыбается, показывает все зубы. Потом «ловит мышку» – зубами прикусывает кончик языка. Начинает дышать, как собачка, которой очень жарко. Воздух должен проходить по бокам языка, не через нос! Чтобы проконтролировать это, надо зажать нос и посмотреть, как проходит воздух. С зажатым языком он гудит басом, как большой пароход: «ы-ы-ы» или «а-а-а». После этого можно отдохнуть и положить язык на нижнюю губу, продолжая говорить «а-а-а». После того, как удалось научить малыша произносить букву «Л» таким упрощенным способом, закрепляем полученный слог «Ла» напевая любую мелодию: «ла-ла-ла».
  • Многократно тренируем полученный звук в слогах: ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛУ
  • Межзубное произношение твердого «Л» ребенок закрепляет повторением серии слов, содержащих этот звук. ЛАМПА – ЛОПАТА- ЛОЖКА – ЛОСЬ – ЛОШАДЬ – АЛОЭ – КОЛОДЕЦ – САЛО – СОЛОМА – ЮЛА – ПИЛА – БЕЛКА – ВОЛК – СТОЛ – СТУЛ – ВЕЛОСИПЕД.
  • Когда межзубное произношение будет освоено, можно предложить выговаривать звук «Л», держа язык за зубами.

    Ребенок не выговаривает р и л Упражнения на произношение звука Л

    После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

    Ребенок не выговаривает р и л Профиль артикуляции звука Л

    1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
    2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
    3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
    4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

    Логопедические упражнения на артикуляцию Л

  • Пароход. Гудим басом, как пароход, при этом кончик языка остается за зубами, а спинка поднята к небу: «ы-ы-ы»
  • Расческа: сомкнуть зубы и проталкивать между ними язык, как бы расчесывая его. Это упражнение способно научить быстро принимать языком нужное положение при произнесении трудного звука «Л»
  • Качать язык во рту, упирая его, то в правую щеку, то в левую.
  • Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

    Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

    Ирина, При произнесении твердого звука [Р] рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широкие и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кончик языка неплотно прилегает верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Она должна быть сильной направленной.
    При произнесении мягкого звука [Рь] средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу. Кончик языка находится немного ниже, чем при произнесении твердого звука. Задняя часть спинки языка продвигается вперед.
    Примерный комплекс артикуляционных упражнений:
    «Лошадка»
    Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
    «Маляр»
    Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
    Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывается изо рта.
    «Грибок»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку). Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половинка не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот, шире.
    «Гармошка»

    Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

    Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 — 5. Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

    «Фокус»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
    Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
    «Индюк»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
    «Чистим зубки»
    Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

    Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

    Рекомендации для родителей

    Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

    • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
    • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
    • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
    • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
    • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

    Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

    Речевая гимнастика

    • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
    • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
    • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

    Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

    • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
    • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
    • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
    • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
    • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

    Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

    Упражнения для звука Л в домашних условиях

    • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
    • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
    • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
    • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
    • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
    • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
    • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

    Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

    • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
    • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
    • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
    • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

    Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

    Когда обращаться к логопеду?

    К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

    • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
    • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
    • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
    • путать мягкую и твердую «Л».

    Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Давайте посмотрим на упражнения, которые, возможно, помогут выговаривать эти «хитрые» буквы.

    Буква «Р»

    Для начала скажем, что причины картавости, когда не выговаривают букву «Р», связаны с неправильной артикуляцией (неправильное взаимодействие языка и нёба), физиологические проблемы (проблемы со слухом или патология развития), наследственность на генном уровне (если мама или папа картавят, то ребёнок с большой вероятностью унаследует эту особенность). А также — педагогическое невмешательство, двуязычие и другие.

    Ребенок не выговаривает р и л

    С виду картавость не опасна, но морально она очень давит на человека, особенно с неокрепшей психикой.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Как исправить ситуацию с картавостью?

    С 4-5 лет необходимо начать водить ребёнка к логопеду, не упуская самый важный возраст для исправления дикции, если вам видны проблемы с произношением, или вы сами картавите.

    Если упустили время, то вы можете воспользоваться следующими упражнениями.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Гримасничать в ежедневных 10-20-минутных упражнениях придётся часто и это нормально:

    1. Нужно издавать звуки цоканья, скручивая язык в «трубочку»;
    2. Старайтесь дотягиваться языком до кончика носа (не получится сразу, не мечтайте), растягивая уздечку языка;
    3. Положить указательный (стерильный) палец под язык и водить из стороны в сторону, стараясь рычать, вычленяя букву «Р»;
    4. С открытым ртом произносить звук «з-з-з» (гримаса тут получится серьёзная);
    5. Язык нужно сделать в форме «чашечки», прижимая его кончик к нёбу очень сильно и при этом произносить звук «д-д-д».

    Буква «Л»

    Упражнения, чтобы выговаривать букву «Л»:

    1. Цокаем, как лошадка, изменяя постепенно громкость и темп. Важно: нижняя челюсть должна быть неподвижной;
    2. Зажмите (щадящим способом) язык между зубами так, и дуйте, создавая ветер, чтобы он шёл по бокам языка. Это примерно выглядит так, когда во время движения собака высовывает голову из окна машины;
    3. Зажмите язык между зубами и с закрытым ртом попробуйте произносить звуки «ууу» и «ыыы». Так может появится долгожданный звук «л».

    Ребенок не выговаривает р и л

    Научившись произносить эти хитрые звуки, нужно довести их до автоматизма. Для этого поможет звуковая дорожка: «дра-дру-дры, ле-ла-ло-лу-ли», а также чистоговорки и скороговорки. Например:

    «На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор».

    Если в течение 1,5 месяца у вас не будет успех в произношении букв «Р» и/или «Л», то вам следует обратиться к логопеду, потому что всё индивидуально. И помните: систематичность, желание и спокойствие — путь к успеху! Всего доброго и радостного!

    Осваивая речевые навыки, дети часто коверкают слова. Испытывают они трудности и в произношении отдельных звуков. Пресловутое «рррр» известно многим, а что делать, если ребенок изменяет букву «л»? Дефект легко поддается исправлению. Родителям следует показать ребенка логопеду – специалист установит причину дефекта и определит методику занятий, которые помогут его устранить.

    Если имеют место нарушения речи, лучше по возможности показать ребенка специалисту: он определит степень отклонения и поможет семье справиться с ним

    Что влияет на возникновение дефекта?

    Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:

    • нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
    • патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
    • изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).

    Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.

    Варианты произношения искаженного звука «л»

    Пытаясь произнести «л», ребенок может заменять ее другими звуками. Определенной зависимости от причины, вызвавшей дефект, здесь нет – малыш говорит так, как ему легче. Звучание может быть таким:

    • ребенок пропускает букву «л» (лопата – опата);
    • заменяет «л» на «у» (лошадь – уошадь);
    • произносит вместо звука «л» звук «й» (молоко – мойоко, ложка – йошка);
    • хорошо говорит твердую «л» и заменяет мягкую букву на другую.

    Правильная артикуляция

    Чтобы что-то исправить, необходимо знать, как оно выглядит правильно. То же самое и со звуками, которые мы произносим. Вряд ли у вас получится проговорить букву «п», не соединив губы. Для того чтобы получился звук «л», надо:

    • упереть кончик языка в основание верхних зубов или в щель, образующуюся между верхними и нижними зубками;
    • произнося букву, сильно выпустить воздух вдоль боковых сторон языка;
    • края языка не должны соприкасаться с верхними и нижними зубами, расположенными по бокам челюсти.

    Если логопед не нашел у вашего малыша серьезных проблем с артикуляционным аппаратом, правильное произношение «л» можно без труда поставить в домашних условиях. Достаточно нескольких занятий с малышом, чтобы научить его хорошо воспроизводить звук. Несколько специальных упражнений облегчат вашу задачу и доставят удовольствие ребенку. Они улучшат подвижность мышц гортани, языка и губ.

    Учимся произносить звук «л»

    Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

    1. Улыбка . Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
    2. Ветерок . Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
    3. Цоканье . Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
    4. Вкусное варенье . Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
    5. Длинный язык . Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
    6. Трубочка . Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
    7. Долгое «ы» . Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
    8. Дыхание . Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
    9. Мелкая моторика . Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

    Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Как правильно проводить занятия?

    Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

    В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

    Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

    • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
    • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
    • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

    В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

    Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях?). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

    ТОП советов по исправлению произношения буквы «л» — рекомендации опытного логопеда. Несколько несложных шагов к устранению дефектов речи вашего ребенка.

    Родители часто волнуются, если их ребенок не выговаривает буквы, в том числе и «Л». Не пугайтесь. Данная проблема не отклонение, а нормальный этап в становлении речи вашего малыша.

    Универсальные советы

    • Разговаривайте с ребенком, как со взрослым, не пытайтесь сюсюкаться с ним или показывать, что с ним что-то не так. Спокойно поговорите и объясните, что случаются разные вещи и что все исправимо. Завоюйте доверие ребенка, тогда он не будет от вас закрываться и пойдет на контакт. Совместными усилиями вы намного быстрее найдете решение любой проблемы.
    • Старайтесь показывать правильное произношение на собственном примере. Пусть четкая и внятная речь станет окружать вашего ребенка хотя бы в вашем доме. Помните, что родители – всегда самый важный пример для подражания.
    • Все учебные занятия ребенка младшего возраста должны проходить в игровой форме: сочиняйте сказки, стихи, ставьте постановки, сопоставляйте картинки. Информация, поданная в таком виде, лучше усваивается, а правильное произношение всех букв будет откладываться в голове ребенка на уровне рефлекса.
    • Занятие «в наказание» лишь отобьет у ребенка стремление к развитию и решению проблемы с произношением букв. Дополнительная поддержка принесет намного больше пользы, поможет сохранить отношения с ребенком и не нанесет вред его психике.
    • Обучающие занятия должны стать частью почти каждого вашего дня. Проводите их в удобное время, вырабатывая привыкание к ним. Тогда вы сможете добиться лучшего результата.

    Знакомство ребенка с органами речи

    Познакомьте малыша с основными органами, которые участвуют в воспроизведении его речи. Сделайте это с помощью развивающей сказки, которая будет понятной ребенку и может стать хорошей разминкой языка, губ.

    Не забывайте про речевое дыхание. Речь происходит на выдохе, поэтому неправильное распределение воздуха в этот момент может вызывать трудности в произношении. Пользуйтесь известными простыми упражнениями вроде мыльных пузырей, пускания бумажных корабликов по воде.

    Комплекс упражнений

    Важно! Занимайтесь постановкой речи ребенка перед большим зеркалом, в котором он сможет видеть ранее изученные органы прямо перед собой, сравнивать верное положение языка, зубов, губ. Изучите с ребенком правильное произнесение «л», то есть кончик языка крепко прижимается к верхним зубам (деснам), губы в легкой улыбке, а зубы немного видны.

    Таким образом, для правильное произношения «л» необходимо разрабатывать губы и язык. Хорошим решением будет выполнение «цоканья» с самого детства, потому как до поступления в 1 класс родители редко волнуются о проблемах с буквой «л». Придя в школу, сложности становятся более очевидными. Упражнение поможет развить мышцы языка.

    • Лошадка в разведке – работа языком без произнесения звука. Выполнять, как и предыдущее «цоканье», но не издавая характерного звука. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а работал исключительно язык.
    • Дуновение ветерка. Для этого упражнения понадобится маленький кусочек ваты или перышко. Улыбаясь приоткрытым ртом, высовываем кончик язычка и слегка прикусываем его. Производим выдох, не разжимая зубов. Вы должны почувствовать две струи воздуха. Попросите ребенка подуть на заранее приготовленные вещи, чтобы оценить силу потоков.
    • Пароходик. Увлекательное упражнение для вашего ребенка Попросите малыша произносить букву «ы» с приоткрытыми губами, будто воспроизводя звук парохода. Не забывайте следить за положением кончика языка, чтобы он был в полости рта опущенным, а спинка поднималась вверх. Попробуйте произносить звуки разной громкости, высоты.
    • Сладкая сгущенка. Выполняйте его вместе с ребенком. Следка откройте рот, распластайте кончик языка и оближите верхнюю губу, делая движение исключительно язычком сверху вниз. Исключите любые движения нижней челюстью.

    Важно! Если упражнение с первого раза не получается, сперва потренируйтесь держать расслабленный широкий язык на нижней губе, но не подворачивая его на зубы. После этого можете попробовать поднять язык и дотронуться уже до верхней губы.

    • Парус – это упражнение способствует укреплению мышц языка, тренируя его верхний подъем. Рот широко открыт, прямой язык (не нужно заворачивать в рулончик), поднимается наверх и, соприкасаясь острым кончиком с верхними альвеолами, стоит ровненько за верхними зубами, сначала на счет до 10, далее от раза к разу увеличивая «стойку» на десять пунктов, доводя до 40.

    Ребенок не выговаривает р и л

    Отработка произношения

    После того как ребенок усвоит произношение буквы «л» в отдельных сочетаниях, нужно проследить за внедрением его в повседневную жизнь. Разучивайте стихи, песни, где часто встречается именно эта буква. Можете вернуться к сказке о органах произносительного аппарата, но уже с правильной речью. Таким образом ребенок наглядно убедится в том, какую огромную работу вы с ним проделали.

    Не волнуйтесь, если верное произношение не получится с первого раза. Постепенно малыш начнет адаптироваться, а повторное проведение всех упражнений закрепит результат.

    Если вовремя заметить отклонения в речи вашего ребенка, вы сможете справиться с проблемой самостоятельно. Правильные упражнения и помощь родителей могут гарантировать успех в устранении неправильного произношения буквы «л».

    Автор: Иванова С. Е.

    Логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор делится своим опытом по постановке и автоматизации звука Р.

    Постановка звука Р у ребенка — одно из самых частых пожеланий родителей дошкольников на консультации у логопеда. Хотя, если объективно, помимо фонемы Р, у ребёнка может быть нарушен ещё ряд звуков, но родители часто этого не замечают. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что Р — очень яркий энергичный звук, и его отсутствие в речи или замена на звуки Л, Ль, В, Г, Д, Й, горловые Р и Рь и даже Н очень заметны. Первое, что интересует логопеда — это возраст ребёнка. Важно понимать, что звук Р в речи ребенка появляется не сразу и формируется к 5 годам. Учить ребенка выговаривать звук Р, например, в 3 года, нет никакой необходимости! Зачастую попытка родителей «вызвать» у ребёнка данный звук заканчивается формированием у малыша горлового звука Р, от которого потом очень сложно избавиться. Дело в том, что мышцы языка ещё не готовы к произношению Р или Рь, а родители, желая добиться у ребёнка чистой речи, просят его то и дело: «Скажи рыба, скажи рот, скажи руки», и ребёнок пытается фонетически подстроится под звучание взрослого. Наиболее похожим и простым оказывается горловой звук Р. Поэтому, не торопите события, но и не теряйте бдительности, поскольку не только возраст ребёнка может стать причиной отсутствия или нарушения звука Р.

    Постановка звука Р

    Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.

    На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.

    В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.

    Возможные причины того, что ребёнок в 5 лет не выговаривает букву Р и пути решения, которые предлагают специалисты «Диал-Дент»:

    • укорочённая уздечка языка (подрезание уздечки языка выполняется в «Диал-Дент» и хирургическими методами, и щадящими бескровными методиками с помощью лазера);
    • гипотонус (сниженный тонус, вялость) или гипертонус (перенапряжение) мышц языка (логопед «Диал-Дент» выполняет курс массажа языка, назначает индивидуально подобранные упражнения для нормализации тонуса мышц языка);
    • малоподвижный массивный неповоротливый язык (логопед «Диал-Дент» выполняет массаж языка, назначает артикуляционную гимнастику для развития гибкости и подвижности языка);
    • парезы (снижение силы мышц) языка (консультация у невролога «Диал-Дент» для определения причин нарушения);
    • увеличенные миндалины (лечение лор-заболеваний у детского ЛОРа, дыхательная гимнастика у логопеда);
    • высокое нёбо, расщелины нёба (содействие в лечении, наблюдение, направление при необходимости в стационар для устранения проблемы хирургическим путем, упражнения для восстановления после операции);
    • нарушение фонематического слуха, т.е. различение звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, различению гласных и близких по месту и способу образования согласных (курс занятий с логопедом).

    Гимнастика для постановки звука Р

    Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.

    В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.

    1. Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
    2. Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
    3. Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
    4. Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
    5. Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.

    Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.

    Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook .

    Странный какой-то у вас в саду логопед, либо он имел в виду что-то другое, а Вы не поняли. Детей, которым ставят Р в 6 лет полно, может даже большинство. У меня сын сказал Р буквально за месяц до школы, и в его классе были дети, которые пришли в 1 класс без Р и ставили его уже в 1 классе . А у младшей моей в в садике в 6 лет некоторым детям гораздо более серьезные проблемы спешно исправляли.

    В нашем случае не встали сами собой Р и шипящие из-за повышенного тонуса языка и гортани. Если Вы сходите к хорошему логопеду, она Вам об’яснит понятно, и покажет, что именно у ребенка не так и как какие упражнения действуют и почему помогают. Мы делали массаж языка и гортани, всевозможные упражнения на расслабление языка (снижение повышенного тонуса) и на тренировку управления мышцами языка. Все эти «блинчики», сдувание бумажечек определенным образом и прочее. Второй тип упражнений — «грибок» «цоканье», это собственно тренировка того положения языка, которое необходимо для произнесения звука Р. Если с тонусом все ок, то научиться делать «грибок «, дуть через него и соответственно получать Р, можно за одно-два занятия. Если же имеются проблемы с тонусом мышц, то сначала надо решить их, а потом уж «ставить» какие-либо звуки. Может логопед это и имела в виду? Что сначала Вам надо делать упражнения для снижения тонуса мышц? Делать их надо ежедневно, тут важнее регулярность, чем длительность . Может, потому она и «задала» Вам их делать дома? Занятия с логопедом не достаточно часто, чтобы был эффект.

    Могу расписать упражнения подробнее, но будет лучше, если Вас научит их делать специалист очно.

    Ребенок не выговаривает р и л

    С какими основными речевыми проблемами сталкиваются дети и как родители могут их решить. Это нам помогала выяснять логопед-дефектолог Юлия Гордиенко.

    Проблема: ребенок не выговаривает звук Р

    Эта проблема встречается у детей чаще всего, ведь это самый сложный звук. Именно ему специалисты дают максимальное время: беспокоиться по поводу неумения ребенка его произносить нужно ближе к шестилетнему возрасту, тогда как большинство остальных звуков малыш осваивает к 4–5 годам и раньше.

    Основная причина, по которой ребенок не выговаривает звук Р, — это недостаточная развитость артикуляционного аппарата. Следовательно, главная задача родителей и ребенка — развивать его, разрабатывать мышцы во рту.

    Массаж

    Чтобы помочь органам речевого аппарата достигнуть нормального размера, формы и подвижности, развить и ускорить рост нужных мышц, можно делать массаж. Такой массаж может делать как специалист, так и мама. Для этого нужно с помощью деревянных палочек, ушных палочек, шпателей или других мягких инструментов либо просто чистых пальцев аккуратно поднимать язык ребенка вверх, слегка натягивая уздечку (подъязычную связку). Пальцы можно использовать, потому что дети часто противятся тому, чтобы с ними проводили какие-то манипуляции с помощью инструментов.

    Упражнение «Заборчик»

    Зубы верхней и нижней челюстей смыкают, формируя «заборчик». Затем нужно улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.

    Упражнение «Конфета»

    Язычок приобретает форму конфеты, которую нужно «перекатывать» от правой щеки к левой, тем самым растягивая подъязычную мышцу.

    Упражнение «Варенье»

    Ребенку нужно представить, что у него на губах осталось варенье, мороженое или шоколад, которые ему нужно аккуратно и тщательно слизать. С помощью языка он должен медленно облизывать губы по кругу. Это непроизвольная форма подтягивания подъязычных мышц. Благодаря этому упражнению ребенок потом сможет самостоятельно поднимать язык.

    Упражнение «Часы»

    Нужно представить, что язык — это стрелка часов, и с его помощью надо показывать время. Хотя бы вверх, вниз, вправо и влево (3 часа, 6 часов, 9 часов и 12 часов).

    Упражнение «Пуговица»

    Нужно взять нитку, продеть ее сквозь пуговицу и натянуть. Затем малыш языком должен провести пуговицу с одного края нитки до другого и обратно. Пуговицу можно заменить чем-то съедобным, например, конфетой или маленьким бубликом-сушкой. То есть в этом упражнении мы работаем уже не с воображаемыми вещами, а с конкретным предметом.

    Упражнение «Соломинка»

    Кладем соломинку, палочку или тот же бублик на язычок, сам язык ребенок вытягивает вперед и пытается удержать на его кончике указанный предмет. Тут язык должен научиться держать стойкую позицию, не колебаться и не засовываться обратно. В этом упражнении желательно использовать съедобные предметы, чтобы, выполняя его, малыш не проглотил посторонний предмет и не подавился им.

    Проблема: ребенок не выговаривает звук Л

    Упражнение «Улыбка»

    Нужно улыбнуться так, чтобы были видны нижние и верхние зубки, и задержаться в этом положении на несколько секунд.

    Упражнение «Трубочка»

    Попросите ребенка сделать губы «трубочкой» и удерживать их в таком положении несколько секунд.

    Упражнение «Орешек»

    Пусть ребенок представит, что во рту лежит орешек, и перекатывает его с помощью языка из одной щеки в другую.

    Проблема: ребенок не выговаривает свистящие звуки

    Часто дети смягчают свистящие: говорят Ш/Щ вместо С, Ж вместо З, Ч вместо Ц, что делает речь кашковатой. Для исправления этих дефектов нужно укреплять речевой аппарат в целом.

    Упражнение «Часы»

    Двигаем нижней челюстью вправо-влево, вверх и вниз, описываем ею окружность.

    Упражнение «Чашка»

    Попросите ребенка высунуть язык вперед, придав ему форму чашечки, и удерживать так несколько секунд. В этом упражнении важно, чтобы ребенок старался закрутить вверх края языка.

    Упражнение «Шоколад»

    Ребенку нужно будет дотянуться языком к верхней губе и «облизать шоколад» на ней. Если он может дотянуться до носа, замечательно, пусть тянется как можно выше. Главное, стараться закрутить вверх кончик языка.

    Упражнение «Улыбка»

    Свистящие звуки произносятся при положении губ, напоминающем улыбку. Поэтому попросите ребенка хорошенько улыбнуться, и в такой улыбке не спеша произносить необходимый звук.

    Проблема: ребенок заикается

    Главное правило исправления заикания — быть спокойным и никуда не спешить. Это касается как ребенка, так и его родителей. Все упражнения надо выполнять размеренно, не торопясь.

    Упражнение «Распевка гласных»

    Ребенок по очереди просто распевает все имеющиеся гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э). Мотив может быть любым. Во время этого упражнения у ребенка расслабляются мышцы артикуляционного аппарата. Можно сопровождать выполнение упражнения легкой приятной музыкой или звуками природы — это тоже помогает ребенку расслабиться.

    Упражнение «Слоги»

    Нужно учить ребенка произносить слова, разбивать их на слоги. Если медленно, враспев произносить слово, ребенку будет проще. Пусть он начнет с медленного произношения первого слога, затем второго и т. д. В итоге получится, например, «паа-раа-шюут», а не «ппппарашют».

    Упражнение «Считалочка»

    Речь идет о пересказе небольшого текста или даже предложения, во время которого ребенок делает паузу после каждого слова, считая до пяти. Таким образом, он будет говорить медленно, отделяя одно слово от другого. Это поможет ему сконцентрироваться и донести свою мысль. Ведь часто дети просто торопятся высказать то, что им хочется, и им неважно, что они при этом заикаются. На первых этапах это упражнение можно выполнять даже не со словами, а со слогами.

    Упражнение «Итоговое»

    Во время этого упражнения ребенок должен пересказывать какой-то простой текст, употребляя все вышеописанные советы для устранения заикания: произносить слова по слогам, распевая гласные и отсчитывая паузы между словами.

    Каждое упражнение нужно делать в течение 10–15 секунд. Чтобы ребенку было нагляднее, понятнее и интереснее следить за временем, можно воспользоваться песочными часами. Сеанс упражнений должен длиться 10-15 минут. Дольше ребенок не выдержит, да и в этом случае речь уже будет идти о других, более сложных задачах. В то же время занятие длительностью меньше 10 минут не принесет необходимого эффекта.

    Не заставляйте ребенка делать логопедические упражнения, если он простужен, если у него насморк и болит горло. Ведь это не только создает стресс, но и в прямом смысле вредит речевому аппарату.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector