Ребенок в 3 года плохо разговаривает

Ребенок плохо говорит в 3 года. Что делать?

Бить тревогу! Речь — это высшая психическая функция.

Что-то молчунов становится все больше.

Зашли мы с мужем в кафе. Рядом за столиком сидит семья: ребенок и родители. И вот наблюдаю я сцену: Заказали мороженое, поставили ребенку, а сами уткнулись в свои телефоны. Ребенок сидит грустный и ни кому не нужный.

Любой детский симптом формируется в семье. И молчание ребенка – это полностью вина родителей.

Все мы знаем сказку Маугли, и многие наверно слышали , что в жизни были такие случаи, когда дети вырастали среди стаи животных и «говорили» по — звериному. Около 15 лет назад российские кинематографисты сняли фильм, о девочке из неблагополучной семьи, которая больше общалась собаками, а не с людьми. Это очень сильно сказалось на психике ребенка.

А с кем или с чем больше общаются современные дети с родителями или с телевизором и планшетом? К сожалению, перевес будет на стороне гаджетов.

Практически у всех детей, которые ко мне приходили на консультацию диагностика выявляла — негативное психическое состояние.

Как исправить ситуацию.

  1. Разговаривайте со своими детьми. Все свои действия озвучивайте: «Сейчас мы идем гулять, нам надо одеться, вот какая желтая курточка, сейчас мы застегнем молнию».

Конечно чтение книг: Репка, Колобок, Теремок и тд.

Пришли ко мне на консультацию с ребенком 3.5 года, плохо разговаривает. Разложила я карточки со сказками: « Здесь спряталось много сказок, найди мне их». И нашел ребенок сказку: « Репка», а остальные сказки и не увидел.

2.Игры по возрасту.

Консультация мальчик д-з « аутизм ?». Ребенку 4 года, прекрасно управляется с планшетом. Но Вы бы видели, как его заинтересовала пирамидка. Мама, честно призналась:что нет у них ни каких кубиков, пирамидок. Вообще она и не думала что это так важно. У меня в кабинете есть матрешки – как же дети любят с ними играть. А у Вас дома есть матрешка? А Вы знаете, что родина Русской матрешки — Япония. А японское искусство «Оригами». Дети проходят диагностику готовности к школе – и не умеют делать самолетики. А японские дети осваивают это искусство уже с двух лет.

Для ребенка естественны подвижные игры – как бы Вы не устали, но ребенок должен знать, что вечером Вы обязательно выйдите на улицу. Летом будете играть с мячом, кататься на велосипеде; зимой – снежки, санки.

Развитие мелкой моторики – пластилин, песок, нанизывание бус, пальчиковая гимнастика.(интернет Вам в помощь)

К счастью человеческое дитя самое долго взрослеющее существо на планете. Природа будто позаботилась о том, что бы родители смогли исправить ситуацию к лучшему. Помните о том, что чем старше ребенок, тем сложнее исправить ошибки воспитания. Многие родители начнут защищаться и говорить: « Мы так много работаем, что бы выжить в наше время. И что бы жить хорошо- нужно много зарабатывать. На детей не остается сил».

А я отвечу Вам притчей. Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

И то, что названо, не исчерпывает список.

Модные игрушки не когда не заменят детям общения с родителями.

Ребенок в 3 года плохо разговаривает

Каждый малыш развивается в своём темпе, поэтому нет ничего странного в том, что дети одного возраста могут отмалчиваться или строить длинные связные предложения на радость родителям. Однако в медицине все же существуют определенные нормативы и методики, которые позволяют оценить уровень коммуникации трехлеток и установить факторы задержки речевого развития. Если ребенок в 3 года не говорит, не стоит впадать в панику. Нужно вовремя обратиться к врачу для диагностики.

Почему ребенок не говорит в 3 года?

Причины, по которым малыш не может или не хочет говорить, бывают разными. Влияют разные факторы — от физиологических до психологических. Какие-то проблемы поддаются самостоятельной корректировке родителями, другие требуют срочного обращения к врачам. Только специалист может точно установить, что мешает ребенку в 3 года заговорить.

Распространенные причины:

  • Индивидуальный график. Существуют определенные нормы, установленные специалистами. Однако каждый ребенок индивидуален, поэтому у всех детей собственный темп речевого развития. Такая задержка речи называется темповой. Со временем все придет в норму без посторонней помощи.
  • Отсутствие необходимости. Малыши, которых чрезмерно опекают мамы и папы, не нуждаются в словесном выражении своих нужд.
  • Педагогическая запущенность. Иногда родители не считают нужным регулярно разговаривать с ребенком, осуществляя только уход и кормление. Если дети редко слышат речь, словарный запас не будет расширяться.
  • Билингвизм. Для правильного формирования речи ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье, должны научиться отделять один язык от другого.
  • Стрессовые ситуации. Сильный страх, ссоры родителей и другие факторы становятся причиной задержки речевого развития у ребенка. Иногда такие явления приводят к заиканию.
  • Отрицание. Нередко родители стараются во что бы то ни стало заставить малыша заговорить, поэтому он проявляет упрямство, замыкается в себе и не хочет уступать.
  • Наследственность. Вероятно, что ребенок качественно заговорит на более позднем сроке, что связано с его генами — мама и папа сказали первые слова намного позже, чем принято.
  • Осложненные роды или тяжелая беременность у матери. Тяжелое родоразрешение, как и гипоксия плода, влияет на формирование нервной системы ребенка.
  • Проблемы с органами слуха. Маленький человек должен воспринимать окружающую речь. Если он плохо слышит или не воспринимает звуки вообще, у него возникнут трудности с формированием речи.
  • Несовершенство артикуляционной системы. Проблемы с речевым аппаратом негативно сказываются на развитии речи.
  • Алалия. Это первичное недоразвитие речевых центров. Такое явление наблюдают в результате повреждений коры головного мозга в младенческом возрасте или ещё в материнском животе.
  • Нарушения интеллектуального развития. Развитие речи зависит от психики и умственных навыков малыша. Работа со специалистами наладит коммуникации и скорректировать активное становление речи.

Ребенок в 3 года плохо разговаривает

Ребенок в 3 года не говорит, но все понимает. Что делать?

Любящие родители должны обязательно присмотреться к такому поведению ребенка и обратиться к врачу, чтобы выяснить настоящие причины такого явления. Не стоит успокаивать себя и ожидать, что малыш со временем сам начнет строить беседу. При отсутствии действий со стороны папы и мамы задержка речи может привести к отставанию в психическом и интеллектуальном развитии, и вопрос будет невозможно решить без радикальных методов.

То, что ребенок понимает, о чем говорят окружающие, и выполняет устные поручения, говорит о том, что он в достаточной степени развит интеллектуально. Однако в случае если по достижении 3 лет маленький человек даже не пытается заговорить, необходимо принять меры.

Специалисты, обратиться к которым нужно обязательно:

  • Педиатр. В первую очередь нужно проконсультироваться с врачом педиатрического профиля. Он осмотрит малыша и направит его к определенному специалисту.
  • Невролог. Если после проведенной диагностики обнаружится, что ребенок не говорит из-за неврологических нарушений, будет разработано соответствующее лечение.
  • Логопед-дефектолог. Если своевременно принять меры и позаботиться о регулярном посещении сыном или дочерью занятий с профессионалом, можно добиться значительных успехов — ребенок догонит сверстников и подготовится к будущему жизненному этапу.

Ребенок 3 года не понимает обращенную речь и не говорит. Что делать?

Признаки, которые должны насторожить родителей ребенка 3 лет, если он не разговаривает и при этом не понимает, что ему хотят сказать окружающие:

  • малыш не указывает на предметы и не следит за реакцией мамы и папы;
  • не следит за тем, куда показывает взрослый;
  • не интересуется предметом, получив его в руки;
  • не манипулирует родителями;
  • не дает никакой реакции, если его позвали по имени;
  • не старается спародировать родственников при совершении ежедневных ритуалов;
  • не использует интонации при разговоре;
  • остается равнодушным, когда происходит что-то неожиданное и шокирующее;
  • не использует жесты при прощании, приветствии и в других жизненных ситуациях;
  • не интересуется играми.

Ни в коем случае не стоит ставить самостоятельные диагнозы на основе статей в интернете и телепередач. Родители должны пройти с малышом основных специалистов (педиатра, невролога, логопеда, офтальмолога) и выполнить все данные ими рекомендации относительно диагностики и лечения, разработать эффективную тактику дальнейших действий. Если врач своевременно обнаружит отклонения, терапия может значительно улучшить качество жизни маленького пациента и избавить его от недуга навсегда.

Мама и папа должны подготовиться к тому, что с малышом придется пройти множество обследований. Это позволит точно поставить диагноз и определиться с медицинскими назначениями. В первую очередь важно определить, есть ли у ребенка органические повреждения мозга и нарушения некоторых психических функций. Необходимо наблюдаться у невролога и психиатра. Нейропсихолог поможет установить, какие именно психические функции страдают больше всего, он же в последующем займется коррекцией патологического состояния маленького человека. Логопед-дефектолог должен подключаться к терапии только после устранения основных причин задержки речи и развития отстающих психических функций.

Родители играют ключевую роль в становлении речи у детей. Не стоит игнорировать подозрительную симптоматику и ждать, пока ребенок, которому пошел 4-й год, заговорит сам. Необходимо постоянно взаимодействовать с сыном или дочерью (играть, заниматься творчеством, говорить на интересные темы, посещать театральные и иные мероприятия), тем самым подталкивая их к общению. При наличии подозрительных симптомов стоит как можно раньше обратиться к педиатру. Важно понимать, что в данном случае промедление может оказать негативное влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

автор-эксперт: Фаина Эдуардовна Львова,
директор Центра семейной культуры

Вам понравилась статья? Просто нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями!

Ребенок в 3 года плохо разговариваетКаждая мама чутко следит за развитием своего ребенка. Читает статьи, общается с другими мамами детей-сверстников, ищет информацию на форумах и тематических ресурсах. Любой ребенок индивидуален и развивается по своему сценарию, но общие возрастные нормы все-таки существуют. Они облегчают работу педиатрам, чтобы вовремя увидеть отклонения и скорректировать развитие. Ведь давно уже известно: чем раньше выявить, тем легче исправить.

Обычно педиатры делают скрининг, проверяют основные рефлексы и другие признаки роста и развития ребенка. Одним из признаков «нормального» развития ребенка в 3 года принято считать то, как он разговаривает. Нередко на прогулках мамы хвастаются, как рано стал говорить их малыш или как много слов уже может сказать. Другие же мамы, чьи дети не так разговорчивы, начинают тревожиться и переживать, не отстает ли их ребенок в развитии? Но, как говорит известный педиатр доктор Комаровский, не ставьте диагнозов, не разобравшись до конца.

Давайте сначала рассмотрим вот те самые возрастные нормы устной речи для малышей.

Как должен говорить ребенок в 3 года:

  • правильно говорит «я» и «ты»;
  • редко, но все же использует слова во множественном числе (яблоки, кубики) и глаголы в прошедшем времени (съел, попил, погулял);
  • знает не меньше трех предлогов (на, под, в);
  • показывает и называет основные части тела (носик, глаза, уши);
  • словарный запас 800-1000 слов;
  • большинство из того, что говорит ребенок, понимается взрослым;
  • ребенок все чаще употребляет глаголы;
  • понимает и отвечает на простые вопросы, связанные с окружающей средой;
  • знает свое имя, пол, имена родителей;

Если что-то одно из этого списка ребенок в 3 года не говорит или не делает, совершенно не означает, что надо бить тревогу. Понаблюдайте, отклонение на 1 или 2 месяца – это тоже норма. Если большинство пунктов все-таки затруднительны для ребенка в 3 года, то конечно, стоит выяснить, идет ли речь о задержках в развитии и их причины.

Что делать, если ребенок плохо говорит

  1. Убедиться, что ребенок действительно плохо говорит. Не просто хуже, чем его сверстник из песочницы, а именно плохо, так как не соответствует по большинству пунктов, указанных выше.
  2. Выяснить, хорошо ли ребенок слышит. Самая основная причина расстройства устной речи – это нарушение слуха. Если же ребенок хорошо отзывается на звуки, слышит и распознает их, реагирует на ваш голос, то проблем со слухом нет.
  3. Выяснить, нет ли других отклонений умственного и физического развития. Все ли действия, свойственные его возрасту, может сделать малыш.
  4. Пройти консультацию у участкового педиатра. И если ранее претензий к его развитию не было, то, возможно, и сейчас проблема скорее преувеличена. В любом случае доктор «считает» какие-то отклонения намного быстрее и объективнее, чем взволнованная мама.
  5. Если проблем со слухом нет, но ребенок плохо связывает звуки в слова, а слова в предложения, то уже без консультации невропатолога и назначенного им обследования мозга не обойтись. И именно в этом случае действует принцип «чем раньше, тем лучше».
  6. Если же ребенок не выговаривает какие-то конкретные буквы, то уместным будет посещение и логопеда, и невролога.

Как заниматься с ребенком с отставанием в речи

Если вы обратились к специалистам, они распишут вам все необходимые действия для устранения задержки речи. Но вы всегда можете дополнить своими занятиями с ребенком дома или в том случае, когда у медиков нет претензий и диагнозов. Помочь ребенку в 3 года с устной речью все-таки нужно, есть эффективные методики:

  • о пользе развитии мелкой моторики и пальчиковых упражнений написано много. Мы лишь повторим, что когда происходит стимуляция нервных окончаний, находящихся на подушечках пальцев, одновременно происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому все, что связано с руками – это самые лучшие упражнения для развития речи. Лепка, рисование пальчиковыми красками, аппликации, даже простой массаж – это все простые, интересные и очень полезные для ребенка занятия;
  • методика Глена Домана, разработанная когда-то для детей-аутистов нашла свое применение и в раннем развитии здоровых детей. Попробуйте показывать ребенку картинки 5-10 минут в день, и вы расширите словарный запас;
  • логопедические карты. Организация общения с малышом по темам, нарисованным на рисунках (картах). Всегда реально превратить занятие в веселую игру и поощрять ребенка важными и интересными для него вещами (сладостями, вниманием мамы, улыбкой и т. д.);
  • в арсенале производителей детских развивающих игр можно отыскать подходящую именно вам и вашему ребенку игру, например, «Цветное домино», «Цветное лото», «Маленький художник» и т. д.

Самое главное, помнить, что любому ребенку нужна мамина любовь и забота, и именно благодаря им он сможет справиться со своими трудностями, как бы плохо он ни говорил.

Ребенок в 3 года плохо разговариваетМой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Что делать, если ребенок не говорит?

Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.

Как научить ребенка говорить, разговаривать?

Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector