Речевое развитие детей 2-3 лет

Недостатки в развитии речи у детей дошкольного возраста — это распространенная проблема в наше время. Дети неохотно начинают говорить, поэтому с ними нужно заниматься: тщательно прорабатывать технику речи, ставить произношение звуков, исключать дефекты, развивать навыки ораторского искусства и учить складно выражать свои мысли.

Занятия по развитию речи в 2-3 года в центре «Паллада»

В центре развития «Паллада» на программе «Вырастай-ка» наш педагог Елена Сальникова занимается речью с малышами от 2 лет. Она совмещает в часовом занятии полезные и увлекательные упражнения и игры на развитие моторики, артикуляции, памяти, внимания и воображения.

На каждом занятии дети выполняют упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике и занимаются логоритмикой. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, поэтому особое внимание мы уделяем гимнастике пальцев.

Уже в 2-3 года ребенка можно приобщать к изучению букв, поэтому каждое занятие включает в себя раздел «Знакомство с буквой»: дети изучают одну из букв зрительно и на слух, лепят ее из пластилина или рисуют.

На занятиях по развитию речи дети 2-3 лет учатся реагировать на обращения, отвечать на вопросы и строить диалоги друг с другом. Все упражнения проходят в игровой форме и строятся на любимых детских образах из сказок и мультиков.

В рамках игровых занятий по развитию речи дети 2-3 лет обсуждают картинки с их любимыми персонажами, инсценируют различные ситуации с их участием, разыгрывают сценки с репликами и диалогами.

Занятие по развитию речи на программе «Вырастай-ка» построено по принципу частой смены деятельности. Так ребенку не успевает надоесть то или иное упражнение, и он остается увлеченным в течение всего процесса. Такой принцип направлен и на развитие памяти и внимания у ребенка. Мы учим детей сосредотачиваться, запоминать новую информацию и концентрироваться на одном деле. Сначала в течение нескольких минут, а потом и больше.

Игры для развития речи в 2-3 года

— Игра «Назови ласково»

Детям говорят какое-либо слово и просят, чтобы они назвали его уменьшительно-ласкательную форму. Или называют животное, чтобы дети сказали, каким слово можно назвать его детеныша (кот — котенок, слон — слоненок и прочее).

Речевое развитие детей 2-3 лет

— Игра «Назови лишнее»

Педагог показывает ученикам несколько картинок на одну тему, одна из них к этой теме не относится. Дети должны назвать то, что изображено на этой картинке.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Диагностика развития речи детей 2-3 лет

Помимо программы «Вырастай-ка» в нашем центре развития проводятся занятия с Логопедом (как индивидуально, так и в группах). Он также работает над постановкой звуков и исключением дефектов.

Важно понимать, что данный возраст ребенка — это время, когда формируются основы его грамотной и красивой речи. Чтобы он успешно развивался в будущем, необходимо заложить прочный фундамент знаний и навыков. Грамотное совмещение физических и интеллектуальных упражнений, игр и практических занятий позволяет ребенку развиваться без переутомления и стресса. В итоге ребенок правильно и легко говорит, умеет общаться и раскрепощается в социуме.

Занятия по программе «Вырастай-ка» проходят на Бардина, 48а (Юго-Западный район) по вторникам и пятницам с 12.00 до 12.50.

Педагог: Сальникова Елена -Музыкальный педагог-психолог первой категории – имеет 2 образования: высшее психологическое, среднее специальное – музыкально-педагогическое.

На Садовой, 7 (Пионерский район) — по понедельникам и четвергам с 11:50 до 12:40.

Педагог: Обухова Юлия — Семейный и детский психолог, арт- терапевт, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Звоните и узнавайте подробности по телефонам +7 (343) 235-74-00 (Юго-Западный филиал) и +7 (343) 286-61-59 (филиал на Пионерском).

С рождения и до 3 лет у малышей самый интенсивный этап развития, они приобретают много новых навыков, совершенствуют их. Если в этот период пустить развитие ребенка на самотек, то в дальнейшем понадобится гораздо больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь — это работа мышц и речевых органов. И как любую мышцу, речь нужно постоянно тренировать и развивать.

Существует ряд факторов, влияющих на речь ребенка — это здоровая беременность и роды, правильность формирования и функционирования всех систем организма ребенка, благоприятное речевое окружение.

От 0 до 3 лет. Основные этапы формирования речи у ребенка.

От 2 до 6 месяцев — гулит, лепечет, реагирует на свое имя, издает разнообразные интонации плача.

От 6 до 12 месяцев — начинает проговаривать слоги, подражает взрослым, добавляются новые согласные звуки, имитирует знакомые слова.

До 1 года — первые слова «мама» и «папа», показывает ручкой на предметы, понимает слово «нет», знает имена близких.

До 1,5 лет — малыш знает 10-20 слов, проговаривает несколько слов вместе, машет рукой, мотает головой, знает части тела и может их показать, выполняет простые указания.

До 2 лет — предложения из 2 слов, в запасе 50-100 слов, следует простым инструкциям, начинает говорить местоимения, сокращает слова, речь становится понятна окружающим.

До 3 лет — предложения из 3 слов, в лексиконе 300-500 слов, следует инструкциям из двух действий, начинает рассказывать истории, ребенок разговаривает с детьми и взрослыми, может искажать некоторые звуки (шипящие, свистящие, гласные).

Советы по правильному формированию речи

  1. Отвечать на лепет детей, повторять за ним и подражать его звукам.
  2. Разговаривать с малышом на протяжении всего дня, чтобы он постоянно слышал речь. Не сюсюкать, а четко и внятно вести беседу с ребенком.
  3. Читать цветастые книжки каждые день, с интонацией, с изменением голоса.
  4. Гулять с ребенком в разных местах, ему интересно познавать новый окружающий мир. Малыши очень любознательны.
  5. При разговоре необходимо обеспечить зрительный контакт.
  6. Концентрировать внимание ребенка на новых предметах, животных и проговаривать их названия.
  7. Хвалить ребенка за проговаривание новых слов.
  8. Нужно внимательно слушать, когда ребенок разговаривает с вами.
  9. Для лучшего восприятия новых слов необходимо использовать картинки.
  10. Давайте слушать малышу детские песенки и сказки.

Также сейчас очень популярно заниматься с малышом по карточкам. Сейчас на рынке огромное количество данного продукта, с различными темами. Есть карточки с животными, одеждой, частями тела, действиями, фруктами и овощами, транспортом и т.п. Суть данной игры в том, что родители показывают ребенку карточки, проговаривая ее название, впоследствии ребенок должен сам называть название карточки. Важно не делать из этого процесс обучения, нужно все преподносить в форме игры.

Подводя итог, родители не должны оценивать темп развития своего ребенка, исходя из достижений других детей. Важно помнить: каждый ребенок индивидуален и у него свой темп развития. Цель занятий с малышом должна заключаться в том, чтобы помочь развить ему свои навыки, а не догнать развитие других детей.

Речевое развитие детей 2-3 летИз пассивного словаря ребенка слова постепенно переходят в активный словарь. Активный словарь – это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет (время от времени или часто). Для малыша речевая активность – огромный труд. Активная речь ребенка, поводы и суть его обращений к родителям, напрямую зависят от взрослых. Эмоционально богатая и интонационно выразительная речь взрослых заставляет малыша стремиться к её подражанию. Следует стимулировать и развивать речевую активность малыша, помогая полнее высказывать свои впечатления и рассуждения. Приведенные ниже игры на развитие речи способствуют расширению активного словаря и появлению у ребенка желания и потребности говорить.

Семья

Возьмите игрушечного медвежонка и пусть он расспросит вашего ребенка о его семье: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? У тебя есть мама? Как её зовут? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат или сестра? Как его (её) зовут?»

Игрушки

Перед ребенком на столе выставляется несколько игрушек. Спросите: «Какая игрушка тебе больше всего нравится?» Ребенок показывает и называет. «А как ты любишь с ней играть?» Ребенок показывает и объясняет: «Катаю машинку», «Разбираю матрешку» и т.д.

Что делает собака?

Покажите малышу картинки, где изображена собака (или кто-то другой), совершающий разные действия. Показывайте на картинки и спрашивайте, что здесь делает собака (спит, ест, гавкает, сидит, дает лапу и т.д.). Побуждайте малыша составлять короткие предложения: «Собака спит», «Собака сидит».

Кто что умеет делать?

Показывайте ребенку изображения различных предметов и животных и спрашивайте, что «умеет делать» каждый из них: самолет (летать), машина (ездить), слон (топать), солнце (светить), мочалка (мыть), дождь (капать), дятел (стучать) и т.д.

Кто как поёт

Рассадите на стулья животных: петуха, кошку, мышку, утку, лягушку и т.д. Если детей много, то животных можно раздать детям – каждому по одному персонажу. Возьмите большую куклу и разыграйте «урок». Скажите за куклу: «Я вот так умею петь: ля-ля-ля». Затем кукла обращается к петушку и говорит: «А ты петушок как поешь?». Ребенок берет петушка и поёт: «ку-ка-ре-ку». Затем кукла спрашивает кошку. Ребенок отвечает за кошку: мяу-мяу» и т.д.

Какой предмет

С помощью соответствующих картинок и наводящих вопросов ребенок подбирает определение, каков предмет, животное или человек: слон большой, мышка маленькая, ёжик колючий, снег холодный, мама добрая, подушка мягкая и т.д.

Прятки с мышкой

Возьмите игрушку мышки. Скажите ребенку, что игрушка сейчас будет прятаться от него, а он должен говорить, куда она спряталась. Ребенок видит ваши действия. Посадите мышку в банку и спросите: «Куда спряталась мышка?». Малыш отвечает: «В банку». Посадите мышку на телевизор и спросите: «А теперь где мышка? (на телевизоре)». В этой игре необходимо побуждать ребенка пользоваться предлогами: в, на, за, под.

Для чего нужна чашка?

Перед ребенком карточки с картинками: чашка, куртка, молоток, сапоги, кровать, яблоки и т.п. Ребенок должен объяснить, для чего нужны эти предметы: из чашки – пить, куртку – одевать, чтобы не было холодно, молотком — забивать гвозди и т.д.

Угадай картинку

Перед ребенком выкладываются 3 предметные картинки (или 3 предмета), например, карандаша, пылесоса и цветка. Вы коротко описываете одну из картинок: например, чем тут можно рисовать (карандашом), чем можно чистить ковер (пылесосом) и т.д. А ребенок должен показать на соответствующую картинку.

В очереди к доктору Айболиту

Возьмите несколько игрушек и попросите ребенка их рассадить в очередь к доктору Айболиту. Говорите, кто за кем будет: «Первый – медведь. У него болит зуб. За медведем лисичка – у неё болит лапка» и т.д. Игру можно закончить лечением больных зверей.

Все спят

Рассказывайте ребенку стихотворение А.Введенского «Песня машиниста», показывая иллюстрации соответствующих животных. А малыш пусть повторяет за вами «спят, спят»:

Развитие речи детей 2-3 лет

Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.

Развитие речи детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.

Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.

Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Дыхательные упражнения.

Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

2. Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

3. Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

4. Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

«Лягушата»

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

5. Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

— О-о-о (разболелся зуб,удивление).

— У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Пальчиковые игры.

Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

7. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

«Крутись карандаш»

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.

В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.

Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.

Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.

Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.

Видео курс «Развиваем речь дома» расчитан на 3-недели интенсивной работы.
Смотреть видео уроки рекомендуется каждые 3 дня. В перерывах между уроками необходимо каждый день выполнять упражнения из него (пальчиковые игры, дыхательные, артикуляционные упражнения).

На какой возраст расcчитаны уроки?

Видео-уроки созданы для детей 2-3 лет, но если вашему ребенку 1,6 , то вы вполне можете выполнять многие упражнения, в более упрощенной форме.
Так же курс подойдет для детей 3-4 лет и для неговорящих детей, ведь многие упражнения являются универсальными.

Основная цель курса — это развитие речи у детей раннего возраста. Кроме того будут задания на развития памяти, слухового и зрительного внимания, мелкой моторики => Ведь все это идет в одной единой связке.⠀

Как смотреть видео-уроки?

1. Смотреть видео-уроки необходимо два раза в неделю (выбираете любые дни) или с интервалом в три дня
Между уроками необходимо повторять упражнения.

2. Дайте ребенку время привыкнуть. Многие дети начинают вникать и выполнять задания с середины урока.
И это нормально! Ребенку нужно время, чтобы адаптироваться к такому формату.Показывать видео урок несколько раз можно и даже нужно

Есть два варианта, как воспользоваться уроком

1. Вы смотрите урок вместе с ребенком и выполняете задания. Все необходимые аксесуары прописаны под видео.
Затем, после небольшого перерыва, делаете творческое задание поделку/рисунок/апликацию.⠀

2. Вы смотрите видео-урок, запоминаете и делаете вместе с ребенком без видео-сопровождения.⠀

Что делать если ребенок не хочет смотреть видео-урок?⠀

Воспользуйтесь вариантом 2 и проведите по аналогии.⠀
Или⠀
Попробуйте показывать мини-частями.⠀

Удачи вам и вашим детям

С уважением, учитель-логопед Алена Никулина.

Занятие 1

Речевое развитие детей 2-3 лет

Для этого занятия необходимо подготовить:⠀⠀

1. Бумажный самолет⠀⠀
2. Бабочка на веревочке⠀⠀
3. Два кубика⠀

Для творческого задания после занятия:⠀⠀
1.Нарисовать или распечатать картинку ведерка или тарелки⠀⠀
2. Белая краска (гуашь, акварель, либо специальная пальчиковая.)

Творческое задание от кота Саймона делаем после небольшого перерыва.

На этом занятии мы:⠀

развиваем артикуляционную моторику⠀

выполняем пальчиковую гимнастику⠀

выполняем дыхательную гимнастику⠀

учимся употреблять предлоги⠀

развиваем связную речь⠀

развиваем словарный запас⠀

Проводим дифференциацию: кто это? и Как говорит?⠀

выполняем упражнения для развития слоговой структуры слова⠀

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Дошкольное образование. Разное
  • Развитие речи детей 2 – 3 лет

Развитие речи детей 2 – 3 лет

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Консультация для родителей

Развитие речи детей 2 – 3 лет

Агишева Алла Петровна,
воспитатель1 квалификационной категории
ГБДОУ детский сад 104
Выборгского района Санкт-Петербурга

В раннем возрасте происходит закладка всех тех знаний и умений, которые в дальнейшей жизни будут только совершенствоваться. Более того, в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Речь взрослого должна быть небыстрой, четкой и простой.

Для развития речи ребенка до 3 лет следует соблюдать несколько несложных правил:

1.Общаться с ребенком. Чем больше Вы будете разговаривать с малышом, тем больше знаний он приобретет (к концу 2 года в активном словаре ребенка присутствует около 300 слов, а к концу 3 года – до 1500). Как можно чаще обращайтесь к нему с просьбами («Принеси мне…», «Посмотри, кто пришел и скажи мне…», «Найди, где лежит…»), просто постарайтесь поддержать разговор на интересную для ребенка тему («С кем ты сегодня играл?», «Кто принес такую красивую игрушку?», «Кто там побежал, котик или собачка?»), даже обычное поручение будет способствовать развитию малыша («Отнеси маме», «Возьми чашку», «Спрячь в коробку»). Очень важно во время бесед учить ребенка обязательно отвечать на Ваши вопросы и верно выполнять простые инструкции.

2.Совместные игры сопровождать свои действия словами, закреплять знания о различных предметах, признаках предметов (цвет, форма, размер), действиях и явлениях («Вот кукла. Она красивая. На ней одето яркое платье, аккуратно завязан бантик. Кукла проголодалась. Ей нужно сварить суп…»)

3.Рассматривать разные предметные и сюжетные иллюстрации в книгах и журналах, учить слушать и понимать несложные рассказы по картинкам.

4.Расширять кругозор ребенка. Обращать его внимание на детали: у кошки – ушки, лапки, хвостик; у машины – кузов, колеса, кабина, у чайника – носик, ручка и и т.д. Упражнять в умении соотносить собственные движения и действия с игрушкой со словом («Попрыгай, как лягушка», «Зайка танцует»)

5.Развивать фонематический слух (различать на слух сходные по созвучию слова с опорой на картинки), речевой слух (обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так; поезд — ту-ту)

6.Отвечать на вопросы ребенка. Если у ребенка будет интересный собеседник в лице Родителя, стремление узнать мир и познакомиться с чем-то новым никогда не пропадет.

Предложенные ниже речевые игры помогут Вам с пользой проводить время!

Чистоговорки на тренировку различных звуков.

Статья посвящена этапам речевого развития детей раннего возраста и факторам влияющим на формирование речи.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Многие родители обеспокоенны развитием речи своего ребенка 2-3 года. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Очень важно понять развивается ваш малыш нормально или есть причины для беспокойства. Необходимо, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.

Появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда факторов:

— определенной степени зрелости коры головного мозга

— определенного уровня развития всех органов чувств

— наличия речевой среды, речевого окружения

— состояния психофизического здоровья ребенка

— потребности пользоваться речью как основным способом общения.

Процесс становления речи в лингвистическом аспекте изображается линейно:

Крик, гуление, лепет, словосочетание, связная речь

С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев.

В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими.

В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер.

Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями.

В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование.

С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова.

В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.

К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов

(МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ),

Но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.

В один год и два месяца у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова.

Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев.Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва.

В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования.

Временной отрезок с одного года и девяти месяцев до трех лет называют периодом оформления самостоятельной речи.

Ранний дошкольный возраст (с 2-х до 3-х лет)

Словарь:

К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов.

В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи.

  • Имена существительные составляют примерно 63%,
  • глаголы – 23%, другие части речи – 14 %.

Грамматический строй речи

Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена).

Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.

Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка.

На третьем году жизни у ребенка формируется фразовая речь

Связная речь

Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.

К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи.

Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.

Он слушает чтение знакомых сказок, стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.

Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит. Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом.

Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать , нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.

Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.

Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. В таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.

Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.

Но хочу вам напомнить, что на речь вашего ребенка раннего возраста влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.

Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять «взрослые» привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.

Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы — этим нужно заняться заранее.

Лобкова Инна Владимировна,
учитель-логопед

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Содержание

  • Лексика
  • Нормы развития речи у детей 1-2 лет
  • Игры и упражнения для формирования речи
  • Карточки для развития речи

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

Речевое развитие детей 2-3 лет

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Речевое развитие детей 2-3 лет

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 242

«Елочка» комбинированного вида»

  • Советы врача
  • Важно знать
  • Ваш ребенок идет в первый класс
  • Как воспитывать сына
  • Простые способы уложить ребенка спать


    • Как приучить ребенка к горшку
    • Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
    • Игра мальчиков
    • Правила успешного общения с ребенком
      • Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
      • Правила диалога
    • Как отучить ребенка спать с родителями?
    • Когда ребенку 4 года
    • Маме важно знать.

    • Речевое развитие детей 2-3 лет
    • Речевое развитие детей 3-4 лет
    • Речевое развитие детей 4-5 лет
    • Речевое развитие детей 5-6 лет
    • Речевое развитие детей 6-7 лет

Речевое развитие детей 2-3 лет

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?».

Звукопроизношение
В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).

Словарный запас.
Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.

Фразовая речь
Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector