Сенсорное развитие детей 2 3 лет

Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию, как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений: «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Сенсорное развитие детей 2 3 летДидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Сравни предметы по высоте»
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
«В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
«Дальше — ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета)
Сенсорное развитие детей 2 3 лет

Автор: Маряхина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29
Населённый пункт: город Кинешма, Ивановская область
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры.
Дата публикации: 28.12.2017
Раздел: дошкольное образование

План по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет

через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции

мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого

важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об

окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о

внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также

запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно

деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в

частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями

целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение

происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко

воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Под

Дьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у

детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав

обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных

сенсорной культурой человека.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного

готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени

зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок

слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически

включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей

жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет

первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра,

игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников. «Для детей дошкольного

возраста игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд,

игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания

окружающего», — говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится

решение; развивается и познает мир.

повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

— расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

— обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение

новых игр при участии родителей)

— образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных

способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед,

родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику»

Актуальность:

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого.

Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность

ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой)

функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его

реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего

создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном

направлении поможет мне:

— научить детей различать основные цвета;

— познакомить детей с величиной и формой предметов;

— сформировать навыки самостоятельной деятельности;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

— сплотить детский коллектив.

— развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

— совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* зрительное и слуховое восприятие;

Ожидаемые результаты:

— Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами

дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

— Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины

— Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах

способностей у детей 2 – 3 лет.

— Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

— консультация для родителей

— консультация для педагогов

— родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

— картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Формы работы с родителями и детьми:

— сотрудничество через консультации,

— совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

— специальные занятия по сенсорному воспитанию

— сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

— Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу,

проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

— Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

— Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

— Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

— Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась

первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

Знакомство человека с миром начинается с «живого созерцания»: с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание — сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в непрерывной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В целях определения достижений детей в сенсорном развитии можно использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками – вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, мы сможем определить уровень сформированности умений по тому, как будет действовать ребенок: те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок, демонстрирует сниженный уровень; дети, целенаправленно использующие практические пробы, показывают средний уровень; и, наконец, если ребенок безошибочно подбирает детали лишь на основе зрительного соотношения, можно говорить о высоком уровне сформированности умений.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания, как в детском саду, так и дома, дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

Дидактические игры

Есть простые дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

  • «Определи на ощупь» ( найти предметы различающиеся по одному признаку)
  • «Узнай фигуру» ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
  • » Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
  • » Найди предмет указанной формы» ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
  • «Из каких фигур состоит …?» (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
  • «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
  • «Какая фигура лишняя?»( определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Сенсорное развитие детей 2 3 лет

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величины.

Сенсорное развитие дошкольников – важный этап обучения, позволяющий улучшить способность малышей к восприятию различных предметов, и сформировать у них представления об их цвете, форме, размере и других характеристиках. Освоение необходимых умений и навыков поможет детям хорошо подготовиться к посещению детского сада и школы, а также значительно облегчит их общение с окружающими людьми.

Содержание статьи:

Сенсорное развитие детей 2 3 лет

Особенности восприятия дошкольников

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста рекомендуется начинать с двух или трех лет, так как в этот период они очень хорошо усваивают новую информацию. Основной целью их обучения является правильное формирование таких систем как вкус, осязание, слух, обоняние и зрение. После 2-х лет восприятие малышей становится более осмысленным, и они уже наделяют предметы определенными характеристиками. Дети начинают различать маленькие и большие объекты, могут назвать их форму и определить, какие они на ощупь, например, твердые или мягкие.

В настоящее время специалистами разработаны специальные программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов, при помощи которых родители и педагоги могут способствовать формированию у детей необходимых умений. Дошкольники, у которых они недостаточно развиты, нередко испытывают сложности в период школьного обучения. У них могут возникать трудности при построении рисунков, написании слов, изготовлении поделок, а также при повторении движений на уроках физкультуры.

В дошкольных учреждениях педагоги часто разрабатывают план по самообразованию по сенсорному развитию, для того, чтобы повысить свою квалификацию, получить теоретические знания в этой области и улучшить профессиональное мастерство. Они проводят с детьми специальные упражнения и дидактические игры, которые способствуют повышению гибкости и точности восприятия, а также быстрому освоению предметной деятельности.

Обучающие игровые методики

Для сенсорного развития детей 2 3 лет занятия часто проводятся в виде дидактических и ролевых игр, помогающих осваивать различные манипуляции с предметами и определять их характеристики. Такая деятельность вызывает интерес у ребенка, поэтому считается одним из наиболее эффективных методов его обучения. Кроме того, подобные упражнения позволяют не только улучшить восприятие, но и значительно пополнить словарный запас.

Примеры для занятий с детьми:

  • • Самостоятельное составление пазлов.
  • • Игры с деревянными игрушками, позволяющими улучшить навыки захвата.
  • • Складывание картинок из геометрических фигур.
  • • Поиск объектов, схожих по форме с квадратом, кругом, треугольником или овалом.
  • • Нанизывание на пирамидку колец, в соответствии с их размерами.
  • • Изучение количественного соотношения предметов, изображенных на картинках.
  • • Танцы под музыку, позволяющие улучшить музыкальный слух.

Если родители желают самостоятельно заняться обучением малыша, им можно порекомендовать книгу Елены Янушко «сенсорное развитие детей раннего возраста», скачав ее, они смогут использовать во время занятий эффективные упражнения и игры, предназначенные для улучшения восприятия. Кроме того, сейчас в продаже появились различные прикладные материалы, например, книги–игрушки, которые дети могут читать, а также играть с ними.

Родителям, планирующим обучать дошкольников в домашних условиях, следует знать, что развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры включает в себя также ознакомление с материалами, имеющими различную текстуру: твердую, гладкую, мягкую, мохнатую. Для повышения тактильной чувствительности хорошо подойдут такие игрушки как пирамидки, мешочки с наполнителями, рамки – вкладыши и сортировщики.

Повысить у малышей способность к восприятию звуков можно, включая им различные детские песенки. Кроме того, дошкольникам рекомендуется часто читать сказки, делая акцент на смене интонаций. Научиться различать вкусы поможет следующая игра: ребенок закрывает глаза, откусывает какой-либо продукт и угадывает, что это. Данную методику можно применять и для повышения способности к осязанию.

Для развития психомоторики и сенсорных процессов занятия также часто проводятся в виде обучения разнообразным видам деятельности. Например, детей можно научить самостоятельно изготавливать какие-либо поделки или лепить игрушки, с которыми они впоследствии будут играть. Во время занятий у малышей улучшается хватательный рефлекс, развивается мелкая моторика руки и повышается чувствительность пальцев.

Для родителей и педагогов, занимающихся сенсорным развитием детей 2 3 лет, самообразование играет важную роль, так как усвоение новой информации во многом зависит от грамотной подачи материала. Применение эффективных авторских программ поможет легко и быстро научить малышей овладению всеми необходимыми навыками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector