Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».

− «Как говорит коза?»

− «Как говорит лягушка?»

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Источник: http://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/ckolko-slov-dolzhen-govorit-rebenok-v-1-god/

«Потерянное время». Сколько слов должен говорить ребенок?

Все чаще ко мне обращаются за помощью родители, чей ребенок в 1,5 — 3 года имеет словарный запас, в котором всего около 3 слов. Первое, что мне приходится делать в таких случаях — рассказывать им «притчу» от потерянном времени. Они не осознают главной вещи — время в этой ситуации работает против них. Крайне важно принимать меры сразу, чтобы ребенок не был в числе «догоняющих» еще долгие годы.

Отставание от норм развития речи и его последствия

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Ко мне на телефонную консультацию обратилась мама 3-летнего ребенка, который в свои годы говорит лишь три облегченных слова: «мама», «баба» и «папа». Я постаралась узнать, почему за помощью решили обратиться так поздно? Ее ответ был похож на множество других родительских фраз, которые я уже встречала в своей практике: «Думали, сам к трем годам заговорит, «Несколько неврологов в один голос утверждали, что нужно просто ждать» и прочее.

Самое интересное заключается в том, что мамы интуитивно понимают, что уже пора бить тревогу. Но мысли «а вдруг само пройдет» сводят их решимость на нет. То же самое многие делают с визитом к стоматологу — откладывают его до последнего, пока проблема из легко решаемой не перерастет в серьезный случай.

В такие моменты родители упускают главное: «У каждого возраста свои нормы и задачи развития».

До трех лет ребенок впитывает слова в свой лексикон. Затем он начинает узнавать грамматику и фонетику. После этого он уже учится рассказывать, писать, читать и т.д. Все эти навыки накладываются друг на друга словно слоеный пирог. Но если один из «слоев» отсутствует, то и остальные будут также отставать. Тогда есть риск, что малыш будет вечно в догоняющих.

Сколько слов должен говорить ребенок?

Если я начну заниматься коррекцией с ребенком 1,6 лет со словарем в три облегченных слова, то к двум годам его большим прогрессом станет 50 слов и запуск фраз. Это крупный прорыв, но в то же время и самая нижняя планка нормы. В 2 года норма словаря у ребенка примерно от 50 до 200 слов. В три года лексикон ребенка — 1000 слов. Представьте, как долго ребенок будет наверстывать свой словарный запас, если в три года в его словаре лишь три облегченных слова.

Крайне важно не терять драгоценного времени. Потерянное время — ваш запас, который вы могли бы дать своему малышу, чтобы у него было больше времени догнать сверстников и сократить отставание. Естественное развитие ребенка не будет ждать, пока его речь начнет соответствовать возрасту.

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Наверное, в этот момент многие мамы начали переживать, соответствует ли развитие ее ребенка и его навыков речи. А можно ли считать такие детские словечки, как «би-би» полноценным словом? Как же тогда сосчитать, сколько слов говорит ребенок и размер его словарного запаса?

Мой ответ — считается! Слова малыша, такие как: «бу, ляка, мака, мама, па, баба» — это 5 полноценных слов в его словаре.

«га-га», «би-би» и прочие укороченные слова и звукоподражания называют облегченными словами.

Но! Если малыш в 2,5 года строит оборванные предложения по типу: «Ма да со» — это повод для беспокойства. Такая структура предложения может быть оправдана лишь до двух лет.

В сети вы вряд ли найдете четкое количества слов по возрастам, которые ребенок должен знать. Однако многолетняя практика позволила выделить мне понимание тревожных «звоночков». Эти маркеры позволяют мне и родителям отслеживать уровень развития речи у малышей. Порой они являются толчком для действий и более детального обследования ребенка. Сохраните их себе, чтобы быть в курсе развития своего малыша.

Считаем:

  • Слова, которыми ребенок обозначает что-либо, даже если это облегченная форма. Например, малыш называет молоко — «ом», а кашу — «ка». Учитываем и эти коротенькие фразы и даже неправильные названия.
  • Звукоподражания, такие как: «ко-ко-ко» — как говорит курочка, «мя» — как котик мяукает и т.д. Если малыш отвечает этим словом на вопросы, но в самостоятельной речи их не использует.
  • Одни и те же слоги, которыми он называет сразу несколько предметов. Так слогом «ка» он может называть кашу, котика, собаку и прочее. Постарайтесь записать все слова, которые малыш называет этим слогом.

Не считаем:

  • Жесты, которыми малыш обозначает предметы и заменяет слова.
  • Лепет, который не имеет никакого значения и не сопоставляется с другими словами. Обычно это бессмысленный набор звуков, который ни к какому предмету не закреплен.

Сосчитайте все слова и сопоставьте с возрастом ребенка. Пишите все его слова, фразы и облегченные слова в столбик. В скобках можете пометить обозначение их, если они неочевидны.

Источник: http://imom.me/poteryannoe-vremya-skolko-slov-dolzhen-govorit-rebenok/

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Вот и наступил долгожданный момент: ваш малыш отпраздновал свой первый день рождения. Этот год был наполнен волнениями, тревогами и незабываемыми моментами счастья. Как же радуют родителей приобретенные крохой умения и навыки! Тем не менее, каждая внимательная и заботливая мама к этому рубежу задает себе вопросы: «Что умеет ребенок в год? Не упущено ли что-нибудь важное?»

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Не переживайте, если показатели вашего ребенка не соответствуют нижеприведенному списку на все 100% (это средние данные). Возможно, ваша кроха будет несколько отставать от возрастных норм.

Позанимайтесь с малышом – в скором времени у него все получится. Детки, которых с самого рождения стремились развивать, зачастую опережают средние показатели, что является предметом особой гордости для родителей.

Основные навыки годовалого ребенка

Важная статья: «Развитие ребенка по месяцам от рождения и до года» — ознакомиться

Начало

Осваивая двигательные навыки, в год ребенок должен уметь:

  • Уверенно стоять без поддержки.
  • Ходить с поддержкой взрослого за одну (обе) руки или самостоятельно (когда ребенок начинает ходить).
  • Активно ползать (это не относится к категории малышей, которые не ползают вообще: такие дети начинают ходить достаточно рано, минуя этап ползанья, что является вариантом нормы) (когда малыш начинает ползать).
  • Ползать по лестнице вверх и вниз.
  • Шагать по лестнице приставным шагом при поддержке взрослого.
  • Приседать, выпрямляться, подниматься на ноги из любого положения.
  • Влезать на кровать, диван, кресло, спускаться на пол.

Познавательное развитие соответствует норме, если кроха умеет:

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

  • Собирать и разбирать пирамидку (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Открывать и закрывать крышки баночек, коробок, складывать в них мелкие игрушки, доставать обратно (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно).
  • Составлять «башню» из кубиков.
  • Может играть с различными предметами домашнего обихода (посудой, обувью, головными уборами и т.п.).
  • Совершать различные действия с образными игрушками: «кормить», «причесывать», «ругать» (по подражанию действиям взрослого и самостоятельно, если была создана игровая ситуация).
  • Захватывать мелкие предметы (пуговица, ластик) большим и указательным пальцами.
  • Катить перед собой игрушку на колесиках, прокатывать мячик.
  • Открывать и закрывать дверцы шкафов, доставать из них и рассматривать различные вещи, выдвигать и задвигать ящики.
  • Подражать действиям взрослого: «причесываться», «краситься маминой косметикой», «дуть на горячее» и т. п.
  • Подражать действиям сверстников: стучать, хлопать, сыпать, копать песок и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 год должно соответствовать следующим показателям:

  • Малыш может эмоционально проявлять свои чувства: целовать, обнимать маму, папу, любимую игрушку.
  • Радоваться веселым играм со старшими, новым игрушкам (иногда ребенок может даже испугаться появлению новой игрушки).
  • Узнавать всех близких и радоваться их приходу.
  • Узнавать близких на фотографии, показывать пальчиком, где мама, папа.
  • Малыш может насторожиться, заплакать при появлении «чужого» человека.
  • Листать книжки, с интересом рассматривать картинки, показывать по просьбе на какое-либо изображение (котика, собачку).
  • Эмоционально реагировать на музыку: «танцевать», «подпевать».
  • Подражать мимике взрослого.
  • Выражать свое недовольство мимикой (криком, плачем, писком) на запрет, строгий тон взрослого.
  • Смотреть в зеркало, восхищаться своим отражением, играть с ним, строить рожицы.
  • Подражая взрослым «разговаривать» по телефону.

Оценивая речевое развитие ребенка, специалисты рассматривают два показателя: активную речь и понимание речи. В год ребенок должен уметь:

  • Говорить на «детском» языке от 2 до 10 слов, на вопрос «Кто это?» отвечать автономными словами.
  • Изображать знакомые звуки и действия: подражать голосам животных, отвечать показом на вопрос «Как Ванечка плачет, поет, танцует?» и т.п.
  • Подражать (интонационно), повторяя за взрослыми новые слова.
  • Подражать знакомым словам, произносимым сверстниками.
  • Показывать по просьбе на одну из 4-х игрушек и на одну из 2-х картинок.
  • Выполнять просьбы: «принеси», «дай», «положи», «закрой», «открой».
  • Понимать слово «нельзя».
  • Показывать по просьбе на называемые предметы в доме.
  • Махать ручкой «пока-пока», играть в «ладушки», показывать, как летает птичка (махать ручками), играть в игру «ку-ку» (ладошками закрывать и открывать лицо).
  • Знает и реагирует на свое имя

К годовалому возрасту малыш должен овладеть простейшими бытовыми навыками:

  • Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушенияОткусывать и жевать кусочки хлеба, сухарика, печенья.
  • Пить самостоятельно из бутылочки, поильника, некоторые малыши пьют из кружки, придерживая ее руками (Когда начинают пить из кружки).
  • Делать первые попытки кушать ложкой (некоторые детки ловко накалывают кусочки мягкой пищи на вилку, но чаще малыши берут еду руками).
  • Притягивать ручки под кран для умывания, вытирать лицо и руки полотенцем.
  • Некоторые малыши при одевании помогают себя надевать: протягивают ручку в рукав, вставляют ножку в обувь, но многие не любят этот процесс и выражают писком (криком) свое недовольство.
  • Сигнализировать характерными звуками, что штанишки мокрые или испачканные (если на ребенка не надет подгузник большую часть суток), иногда бывает, что малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.

А вообще, все дети разные и индивидуальные!

Что должен уметь ребенок в 1 год

Источник: http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/rebenok-v-vozraste-1-god-chto-umeet-kroha.html

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Новые нормы развития речи ребенка от 1 до 7 лет

Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет Виктория Краснова, врач-невролог, остеопат, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!

Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.

К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.

Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).

Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:

  • в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
  • ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
  • с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.

Нормы развития речи ребенка в 3 года

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!

В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.

В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).

Что-то не так?

  • ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
  • отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
  • в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Развитие речи и подготовка к школе

К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.

К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.

В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.

7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.

Что-то не так?

  • снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
  • возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
  • снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
  • после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.

Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе

Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).

Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.

Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic

Источник: http://www.7ya.ru/article/Skolko-slov-dolzhen-govorit-rebenok-v-2-goda/

Речь ребенка в 1 год: что должен говорить ребенок

04.08.2015 , Нормы развития речи, Статьи Один комментарий

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Что же должен говорить ребенок в 1 год?

Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушенияНормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:

  • понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
  • понимает слово “нельзя”;
  • по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)

Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).

Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.

Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.

Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?

Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:

  • понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
  • свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
  • произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).

Как развивать речь ребенка в 1 год?

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

  • Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
  • Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
  • Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
  • Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
  • Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
  • ”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
  • Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
  • Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
  • Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
  • Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
  • Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
  • Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
  • Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.

Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!

Источник: http://rechrebenka.ru/rech-rebenka-v-1-god-chto-dolzhen-govorit-rebenok/

Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

Сколько слов в год должен говорить ребенок и какие слова должен говорить кроха в 1 год или словарный запас годовалого ребенка, норма, особенности, возможные нарушения

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Источник: http://babymir.net/chto-umeet-i-dolzhen-umet-rebenok-v-1-god/

Подскажите пожалуйста сколько слов должен говорить ребенок в 1 год?

Ходила с сыном на медосмотр. Невролог сказала, что ребенок в 1 год должен говорить 10 слов. Неужели это правда или из детей пытаются сделать вундеркиндов. Может есть хорошая методика обучения детей?

Должен — нисколько. Другое дело «может». Меня с двух месяцев таскали по нянькам, потом до двух меня нянчила прабабушка — в два я говорила чисто. В четыре читала — никто не учил. Мой ребенок рос дома и не говорил — ее и так понимали. Попав же в другую среду, заговорила — просили помолчать хоть секундочку.

Ребенок ни кому ни чего не должен тем более в год. Есть дети которые вообще до 3-х лет ни чего не говорят и это считается вполне нормальным, вот если в 5 лет малыш молчит, то стоит бить тревогу. Сколько слов сын говорил в год уже не помню, а вот дочка (ей сейчас 1 год 1 мес) говорит много но на своем детском лепете, а из того что она осознано может сказать так это дай, мама, дядя, баба, Аня и да. Для того что бы малыш быстрее начал говорить специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику и как можно больше разговаривать с ребенком.

Да, существуют такие нормы, что в годик ребенок должен говорить около 10 слов. На осмотре в годик в поликлинике педиатр обязана спросить у мамы, сколько слов говорит ее ребенок.

Но никто не требует от ребенка 10 таких слов как холодильник, стул, стена, цветок. Достаточно мама, папа, дай, на, ки (киса), ко-ко (курочка), а-а (собачка). И даже если вдруг ваш ребенок на собачку всегда говорит биби, это все равно считается словом. С таким подходом действительно окажется, что годовалый ребенок говорит примерно столько слов! Это называется автономная речь.

Нормы приблизительные и не стоит паниковать, если ребенок не говорит эти пресловутые 10 слов в год. Возможно, он догонит через месяц или через два, это не страшно.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/913987-podskazhite-pozhalujsta-skolko-slov-dolzhen-govorit-rebenok-v-1-god.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector