Твердые и мягкие согласные

С е к р е т ы Ф о н е т и к и

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

Твердые и мягкие согласные

ПОДГОТОВЛЕНО:

Юськив Оксана Стефановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Петровская школа № 1»

Красногвардейского района

Республики Крым

В русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.

Мягкие гласные — Е, И, Я, Ю

Твердые гласные — А, О, У, Ы, Э

Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, ЛЕ

Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ

Как определить, какая согласная мягкая, а какая твёрдая?

согласные Ч, Щ, Й – всегда мягкие

Ь тоже всегда смягчает согласные

( его вторая функция – разделение звуков)

согласные Ж, Ш, Ц – всегда твёрдые . Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.

остальные согласные могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их «соседями» справа.

Мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве:

лес (Л мягкое), пёс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое),

мята (М мягкое), конь (Н мягкое)

согласная Н перед мягкими Т, Д : ба нт ик, у нд ина.

согласная Н всегда смягчается перед Ч, Щ : лимо нч ик, го нщ ик.

согласные Т, Д перед мягким Н : рабо тн ик, вса дн ик.

согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н :

мо ст ик, бе зд елье, пе сн и, во зн я.

(Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются!

смех — С твёрдое, зрение — З твёрдое.)

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Современный учебный процесс требует от ученика не только концентрации внимания при усвоении материала, но и дополнительных усилий при подготовке к занятиям. Так и должно быть, но. Для начальной школы важнее всего не только научить, а еще и о здоровье не забыть. Порой материал учебника изложен довольно специфически. К сожалению авторы учебников забывают об одном «золотом правиле»: просто о сложном.

Наш принцип сводится к следующему: чем меньше слов употребит учитель при объяснении материала, тем проще этот материал будет для усвоения учащемуся.

Фонетика — это просто. Изучайте ее вместе с нами.

  • Юськив Оксана СтефановнаНаписать 15419 13.05.2015

Номер материала: 525708

  • Начальные классы
  • Другие методич. материалы
    13.05.2015 596
    13.05.2015 1817
    13.05.2015 1435
    13.05.2015 2062
    13.05.2015 901
    12.05.2015 717

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Твердые и мягкие согласные

Петербургская школьница набрала 300 баллов на ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Твердые и мягкие согласные

ВОЗ призвала прививать детей и подростков от коронавируса

Время чтения: 1 минута

Твердые и мягкие согласные

Какие предметы школьники считают бесполезными

Время чтения: 3 минуты

Твердые и мягкие согласные

Идеальный распорядок дня для здоровья детей

Время чтения: 2 минуты

Твердые и мягкие согласные

Всероссийский выпускной для школьников пройдет 25 июня в онлайн-формате

Время чтения: 1 минута

Твердые и мягкие согласные

Утверждены правила компенсации за путёвки в детские лагеря

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Дополнительный материал на тему «Мягкие и твердые согласные звуки»

Скачать:

Вложение Размер
tvyordye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx 398.77 КБ

Предварительный просмотр:

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук .

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ? [ж] — ? [р’] — ? [ч’] — ? [с’] — ? [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Твердые и мягкие согласные

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В.Занкова по учебнику Н.В. Нечаевой. Урок отработки умений и рефлексии.Цель урока: способствовать формированию навыка произношения и написания йотированных .

Презентация к уроку по русскому языку, автор курса Н.В.Нечаева.

Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц.

урок-закрепления умений учащихся различать на слух и на письме в потоке речи твёрдые и мягкие согласные звуки.

Цели деятельности учителя: Создание условий для формирования умений различать мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки; способствование воспитанию культуры поведения и речи в школе, в общест.

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог.

Конспект урока русского языка «Мягкие и твердые согласные звуки»во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения мягкости и твердости согласных на п.

Твёрдые и мяг­кие соглас­ные — это зву­ки, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Выясним, какие зву­ки явля­ют­ся твёр­ды­ми и мяг­ки­ми, как их отли­чить друг от дру­га, ука­жем пар­ные и непар­ные твёр­дые и мяг­кие соглас­ные. Приведем при­ме­ры слов с твёр­ды­ми и мяг­ки­ми соглас­ны­ми.

Что такое твёрдые и мягкие согласные?

Начнем с того, что в нашей речи исполь­зу­ют­ся зву­ки, кото­рые отли­ча­ют­ся друг от дру­га раз­лич­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми.

Если звук обра­зу­ет струя воз­ду­ха, сво­бод­но выхо­дя­щая из поло­сти рта, то она фор­ми­ру­ет глас­ные зву­ки [о], [о], [у], [э], [и], [ы]. Остальные зву­ки речи про­из­но­сят­ся с шумом. Шум полу­ча­ет­ся, когда выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ет раз­лич­ные пре­пят­ствия на сво­ём пути в виде язы­ка, зубов, губ и пр. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные зву­ки. Они раз­ли­ча­ют­ся по соот­но­ше­нию голо­са и шума, поэто­му быва­ют звон­ки­ми и глу­хи­ми.

А ещё соглас­ные могут раз­ли­чать­ся по при­зна­ку мяг­ко­сти и твер­до­сти. Чтобы понять, что такое твёр­дые и мяг­кие соглас­ные, про­из­не­сём, напри­мер, очень похо­жие на пер­вый взгляд сло­ва «пар» и «пир»:

  • пар [п а р]
  • пир [п’ и р].

Слово «пир» про­из­но­сит­ся несколь­ко ина­че. При про­из­не­се­нии пер­во­го соглас­но­го [п’] сере­дин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу в виде гор­ба­то­го мости­ка, а воз­дух устрем­ля­ет­ся по боко­вым узким про­хо­дам мимо язы­ка. Так обра­зу­ет­ся мяг­кий соглас­ный. А твёр­дый соглас­ный звук [п] про­из­но­сит­ся более широ­кой стру­ёй воз­ду­ха.

Парные твёрдые и мягкие согласные

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство одних и тех же соглас­ных могут быть как твер­ды­ми, так и мяг­ки­ми. Они обра­зу­ют меж­ду собой пары, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Твердые и мягкие согласные

Согласные, соот­но­ся­щи­е­ся по при­зна­ку твёр­до­сти мяг­ко­сти, явля­ют­ся пар­ны­ми. С их помо­щью мож­но раз­ли­чить сло­ва с раз­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

  • быть [б] — бить [б’]
  • завыть [в] — завить [в’]
  • шест [т] — шесть [т’]
  • лот [л о т] — лёд [л’ о т].

Но неко­то­рые зву­ки рус­ско­го язы­ка не име­ют соот­вет­ству­ю­щих пар­ных твёр­дых или мяг­ких соглас­ных.

Непарные твёрдые и мягкие согласные

Согласные, у кото­рых нет соот­но­си­тель­но­го зву­ка по при­зна­ку твёрдости/мягкости, явля­ют­ся непар­ны­ми.

В рус­ском язы­ке все­гда твёр­до зву­чат соглас­ные [ж], [ш], [ц].

  • жёст­кий [ж о с т к’ и й’] — обжо́ра [а б ж о р а]
  • широ­кий [ш ы р о к’ и й’] — шок [ш о к]
  • цель [ц э л’] — цокать [ц о к а т’].

Мягкие непар­ные соглас­ные [й’], [ч’], [щ’] все­гда сохра­ня­ют этот при­знак:

  • йод [й’] — май­ка [й’]
  • чай­ник [ч’] — чёт­кий [ч’]
  • щадить [щ’] — щёт­ка [щ’].

Мягкость непар­ных соглас­ных в зву­ко­вой запи­си сло­ва (тран­скрип­ции) отме­ча­ет­ся с помо­щью спе­ци­аль­но­го знач­ка в виде запя­той — апо­стро­фа.

Как отличить твёрдый и мягкий согласный?

Чтобы узнать, соглас­ный явля­ет­ся твёр­дым или мяг­ким, сна­ча­ла про­из­не­сём сло­во и послу­ша­ем, как зву­чит иссле­ду­е­мый звук:

  • в ар [в] — в илка [в’]
  • з нак [з] — кор з ина [з’]
  • с ом [с] — с ерый [с’]
  • х оро­шо [х] — х итрый [х’]

Также учтем, что в пись­мен­ной речи мяг­ки­ми явля­ют­ся соглас­ные, после кото­рых пишут­ся бук­вы:

  • белый [б’ э л ы й’]
  • пёст­рый [п’ о с т р ы й’]
  • сан­ки [с а н к’ и]
  • рюм­ка [р’ у м к а]
  • вялый [в’ а л ы й’]

2. Мягкость мно­гих соглас­ных, кро­ме непар­ных [ж], [ш], [ц], [ч’] и [щ’], выра­жа­ет «ь»:

  • бо ль шой [л’]
  • се мь [м’]
  • ска­тер ть [т’]
  • бо рь ба [р’].

Учтём, что «ь», кото­рый пишет­ся после все­гда твер­дых шипя­щих «ж», «ш» слу­жит не для их смяг­че­ния, а для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния или гла­голь­ных форм:

  • дро жь [ж]
  • гуа шь [ш]
  • пое шь [ш]
  • зама жь [ж]
  • не тре­во жь тесь [ж].

3. Мягкими по зву­ча­нию могут быть соглас­ные в соче­та­нии несколь­ких зву­ков, если после­ду­ю­щих мяг­кий соглас­ный повли­ял на преды­ду­щий. Этот фоне­ти­че­ский про­цесс смяг­че­ния соглас­но­го в зави­си­мо­сти от его пози­ции в сло­ве назы­ва­ет­ся упо­доб­ле­ни­ем по при­зна­ку твёрдости/мягкости, или асси­ми­ля­ци­ей (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние»).

Понаблюдаем, как соглас­ные зву­ки вли­я­ют друг на дру­га:

  • пе н сия [п’ э н’ с’ и й’ а]
  • ба н щик [б а н’ щ’ и к]
  • по н чик [п о н’ ч’ и к]
  • боле з нь [б а л’ э з’ н’]
  • ко с ти [к о с’ т’ и]

Учтём, что это фоне­ти­че­ское зву­ча­ние мяг­ко­сти соглас­ных не отоб­ра­жа­ет­ся в пись­мен­ной речи.

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии мяг­кий знак не пишет­ся в сте­че­нии соглас­ных нч, чк, чн, рщ, рч и пр.

Видеоурок для детей

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки – это очень облегчит ему понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Твердые и мягкие согласные

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над письменным столом, то он быстро запомнит данные согласные.

Как гласные «командуют» согласными

Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш – твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.

Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то – мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и мягкий знак.

Развивающие игры

Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА – ТЯ, НА – НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.

Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА – ЛЯ, ЛО – ЛЁ, ЛЫ – ЛИ и т.д.

В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие – твердые, а зеленые – мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие – зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.

Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры – рыба – баранки – кино и т. д.

Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!

Классификация

Сонорные согласные звуки состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума. Таких звуков всего 9: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’] .

Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные звуки состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса. Таких звуков всего 11: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] . Глухие согласные звуки состоят только из шума. Таких звуков всего 16: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] . А свистящие согласные звуки включают: [з], [з’], [с], [с’], [ц] .

К мягким согласным звукам относятся: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] . Из них всегда мягкими являются согласные звуки [ч’], [й’], [щ’] , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Твёрдые согласные звуки включают: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] . Из них всегда твёрдыми являются согласные звуки [ж], [ц], [ш] , то есть пар по мягкости-твёрдости у этих согласных звуков нет.

Мягкость согласного звука на письме можно обозначить мягким знаком (ь) , а также с помощью букв е, ё, и, ю, я .

Согласные звуки состоят или из одного шума, или из голоса и шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути.

Согласных звуков всего 36.

Сонорные согласные звуки

состоят из голоса и шума, голоса больше, чем шума

Звонкие согласные звуки

состоят из голоса и шума, шума больше, чем голоса

Игры и упражнения, направленные на предупреждение нарушений письменной речи у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями и без них. Игры также помогут подготовить детей к усвоению правил правописания. Они способствуют:

  • развитию фонематического восприятия;
  • формированию первоначальных навыков звукового анализа и синтеза слов;
  • развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти;
  • количественному и качественному обогащению активной лексики.

Игры, представленные в пособии, помогут ребенку:

  • закрепить представления о твердости и мягкости согласных в русском языке;
  • научиться различать на слух и в произношении твердые — мягкие согласные звуки изолированно, в прямых слогах и в словах (в начале слова перед гласными звуками).

Игры могут проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Прежде чем начать игру, педагог должен разрезать по пунктирным линиям и разложить по конвертам:

  • 72 карточки с цветными предметными картинками (для игр 1, 2);
  • 108 черно-белых карточек серии I со словами (для варианта 2 игры 1; игры 2);
  • 36 маленьких черно-белых карточек серии II (для игры 3).

Для проведения игр педагогу помимо предлагаемого материала необходимо приготовить на каждого ребенка синюю и зеленую карты из цветного картона (размер А5 — 210×150 мм).

Играм предшествуют подготовительные упражнения, способствующие различению твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ на различение твердых — мягких согласных звуков на слух и в произношении.

  1. Произнесите вместе с детьми (ребенком):
  • 15 пар твердых — мягких звуков:
    Б-Б’ В-В’ Г-Г’ Д-Д’ 3-3С
    К-К* Л-Л’ М-М’ Н-Н’ П-П’
    Р-Р’ С-С’ Т-Т’ Ф-Ф Х-Х’
  • 6 согласных, не имеющих пар по твердости — мягкости (Ж, Ц, Ш — всегда твердые, Й, Ч, Щ — всегда мягкие).

Предложите ребенку послушать слоги и слова и повторить их отраженно, заменяя твердые согласные звуки на мягкие и наоборот.

Твердые и мягкие согласные

Игра 1. ВЫДЕЛИ ЗВУК

Педагог выдает каждому ребенку цветные карты (одну синюю и одну зеленую), а предметные картинки кладет перед собой стопочкой картинками вверх.

Ведущий показывает детям по одной карточке. Дети по очереди называют изображенный предмет, выделяют первый согласный звук, определяют, твердый он или мягкий. Если ребенок ответил правильно, педагог отдает ему картинку для того, чтобы ребенок положил ее на свою синюю карту (если первый звук твердый) или зеленую (если первый звук мягкий).

Если ребенок дает неправильный ответ, педагог просит других детей помочь ему. Картинку получает тот ребенок, который ответил правильно.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся картинки на столе у ведущего. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число картинок.

Проводится так же, как и вариант 1, но вместо картинок используются карточки серии I (с именами существительными, начинающимися на мягкие или твердые согласные звуки). Слова на карточках читает взрослый.

Напомните детям цветовые обозначения твердых и мягких согласных звуков: твердые согласные звуки в начале слова обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки в начале слова — зеленым.

Игра 2. СОРЕВНОВАНИЕ

Проводится как соревнование двух команд — команды «Синих» и команды «Зеленых».

I тур. Из ряда карточек «Синие» подбирают предметные картинки на твердые согласные, «Зеленые» — на мягкие.

II тур. Вместо предметных картинок команды подбирают карточки со словами, обозначающими предметы.

III тур. Команды соревнуются в припоминании подобранных картинок и слов.

За каждое правильно названное слово, картинку команда получает 1 очко (фишку).
Игра 3. НАОБОРОТ

Взрослый читает на карточках серии II слова. Ребенок должен заменить твердый согласный мягким, а мягкий — твердым. Например: нос — нёс.

Правильно ответивший ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всего фишек.

  • Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Пожалуйста, оцените материал.

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 4

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Твердые и мягкие согласные

Упражнение «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» тренирует и закрепляет умение ребенка различать согласные звуки по твердости и мягкости. Занятие проводится в виде игры «Почтальон», чтобы ребенку было не скучно заниматься, а знания усваивались быстро и с интересом.

Как проводить занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»:

Занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» нужно начинать такими словами: «Ты уже получал когда-нибудь письма? Посылал их сам? Как ты думаешь, зачем люди переписываются?

А теперь поиграем в игру, которая называется «Почтальон». Ты ведь знаешь, кто он такой и чем занимается?

Посмотри на рисунок «Твердые и мягкие согласные — Таблица слогов»:

Твердые и мягкие согласные

Эти кружки обозначают домики. Тот из них, над которым нарисован конверт, — почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом.

В остальных домиках живут слоги, каждый из которых состоит из двух звуков — согласного и гласного. Имена жителей-слогов записаны с помощью букв.

Пунктирные линии между кружками — дорожки, по которым ходит почтальон.

Чтобы найти адресата, почтальон обязан соблюдать такое правило: можно идти по дорожке, которая ведет от почты к тому домику, где живёт слог с мягким согласным; если же в имени жильца согласный твёрдый, то по такой дорожке идти нельзя.

Тебе все понятно? Тогда начнем занятие «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»

Прочитай имя жителя любого из домиков. Выбор за тобой.

Какой согласный в его имени — твердый или мягкий? Почему ты так решил? Что повлияло на согласный звук?

Соедини непрерывной линией почту и домик, в котором живет слог с мягкой согласной.

А теперь, выполняя главное правило, займись доставкой почты слогам, живущим в домиках, изображенных на других картинках.

Теперь я проверю, справился ли ты с заданием.

Поставь над мягкими согласными наш значок «улыбку», а под твердыми согласными «черточку».

Прочитай все слоги с мягкими согласными. Прочитай все слоги с твердыми согласными.»

«Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов»

Твердые и мягкие согласные

Твердые и мягкие согласные

Примечание для родителей к упражнению «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Эта игра закрепляет умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Кроме того, наличие определенного правила учит ребенка запоминать инструкцию, удерживать ее в уме при выполнении задания, а это качество необходимо на любом уроке, при любой практической деятельности.

В начале следующего занятия предложите ребёнку прочитать все слоги этого упражнения на время, придумав для этого наиболее удобную последовательность их прочтения. Даже если скоростной результат не улучшится, не расстраивайтесь, на это есть свои причины (слоги разбросаны по странице, их стало больше). Но пусть ребенок попробует прочесть слоги вторично, не надо останавливаться на достигнутом.

Скачать упражнение «Твёрдые и мягкие согласные — Таблица слогов» вы можете во вложениях ниже

Конспект п/группового логопедического занятия в 4 классе

Разработала и провела

Жукова Татьяна Дмитриевна

Тема. Твердые и мягкие согласные.

Цель. Развитие умения различать твердые и мягкие согласные в слогах и словах.

Задачи.

— учить детей различать твердые и мягкие согласные в слогах и словах;

-развивать фонематический слух;

— совершенствовать артикуляционный аппарат;

-расширять знание детей о значениях слов;

— способствовать развитию самостоятельности, умения пользоваться компьютером;

-воспитывать толерантность, самоконтроль, коллективизм.

Оборудование: мяч; картинки с изображением коня и банана; карточки с синим и зеленым кружками (по количеству детей), синий и зеленый «коврики» (по количеству детей), по 6 карточек с напечатанными словами (по количеству детей), компьютерная программа «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе».

I. Организационный момент.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла…

Какой сегодня месяц? (Декабрь)

Какие признаки зимы вы наблюдали на улице? (Холодно, лежит снег)

Какое сегодня число?

Запись в тетрадях числа и месяца.

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы мы произносили все звуки правильно надо сделать артикуляционную гимнастику.

«Грибок», «Поздороваемся с зубками», «Гармошка», «Молоточек»

II. Материал занятия.

  1. Актуализация опорных знаний.

На доске предметные картинки: конь и банан.

Что изображено на картинках? (Конь, банан)

Какой последний звук в слове конь ? (Звук [н’])

Какой это звук, твердый или мягкий согласный? (Мягкий)

Какой буквой обозначим звук [н’] в слове конь ? (Буквой Н)

Под изображением прикрепляется буква Н.

Какой последний звук в слове банан? (Звук [н])

Какой это звук, твердый или мягкий согласный? (Твердый)

Какой буквой обозначим звук [н] в слове банан ? (Буквой Н)

Под изображением прикрепляется буква Н.

  1. Объявление темы урока.

Ребята, как вы думаете, над какими звуками мы сегодня будем работать? (Твердыми и мягкими согласными звуками)

Характеристика твердых и мягких согласных звуков, наблюдение за изменением напряжения артикуляционных мышц при произнесении твердой и мягкой фонемы, соотнесение с выделением звуковой фонемы на письме (подчеркивание одной или двумя черточками)

Выделение твердых и мягких согласных звуков на слух из слогов.

На столах карточки с синими и зелеными кружками. Надо поднять синий сигнал светофора, если в слоге есть твердый согласный звук, и зеленый сигнал, если в слоге есть мягкий согласный звук.

Слоги: па, би, амь, лу, ке, мю, ян, онь, ры, со, ве.

  1. Зрительная гимнастика.

На «раз» — широко открыть глаза.

На «два» — сильно зажмуриться.(3 раза)

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз)

  1. Работа со скороговоркой.

Ребята кто знает что такое «мель» (Неглубокое место в реке, озере или в море, опасное для судов.)

Четко и красиво прочитайте скороговорку, которую вы видите на экране. Почему я подчеркнула последнюю букву в словах корабль, карамель, мель двумя черточками? (Эти буквы обозначают мягкий согласный звук)

и матросы три недели

  1. Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Образование слова путем замены последнего твердого согласного звука на мягкую фонему.

Ребята, измените последний твердый согласный звук на мягкий так, чтобы получилось новое слово.

Уголь (угол), ел (ель), мель (мел), брат (брать).

  1. Самостоятельная работа. Игра-задание «Коврики» .

У вас на столе лежат карточки со словами и два «коврика»: синий и зеленый.

Инструкция: разложите карточки со словами на коврики так, чтобы на синем коврике были слова с первым твердым согласным звуком (на коврике изображение «камень»), а на зеленом (изображение «подушка») — слова с первым мягким согласным звуком.

…(имя) прочитай слова, на своем синем «коврике».

Ребята, (имя) все слова правильно положил на синий коврик?

Кто думает иначе?

…(имя) прочитай слова, на своем зеленом «коврике».

Ребята, (имя) все слова правильно положил на зеленый коврик?

Кто думает иначе?

  1. Компьютерный практикум.

(Один ребенок работает на компьютере, другой записывает слова, разложенные ранее на синий и зеленый «коврики», в тетрадь в два столбика (под синим и зеленым кружочками), подчеркивает первую букву одной или двумя черточками соответственно обозначаемой фонеме.)

1 вариант. Найти среди картинок те, названия которых имеют заданный мягкий звук.

2 вариант. Найти среди картинок те, названия которых имеют заданный мягкий звук в заданном месте (начале, середине, конце слов).

Проверка усвоенного материала. Оценка деятельности учащихся.

Твердые и мягкие согласные

Какие звуки называются мягкими?

У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносятся гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.

Парные и непарные мягкие согласные звуки

Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.

Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.

Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.

Как обозначаются мягкие звуки на письме?

По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.

С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.

Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят после парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].

Аналогично первому случаю после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.

В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно?

Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.

Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.

В сочетаниях ЧК, ЧН–НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН–НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.

Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.

После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.

Что мы узнали?

Из статьи по русскому языку для 2 класса мы узнали, что все звуки делятся на гласные и согласные. Согласные звуки, в свою очередь, делятся на мягкие и твердые. Мягкость звукам придает мягкий знак, но есть исключения и некоторым согласным для мягкости Ь не нужен.

На уроках обучения чтению при знакомстве с очередной буквой согласного звука, в процессе чтения слогов и слов с этой буквой учитель обращает внимание учеников на то, что одна и та же буква может обозначать два звука — мягкий и твердый (на — [на], ни — [н’и]). Букву, на которой удобно это показать, учитель выбирает самостоятельно, исходя из последовательности изучения в букваре, по которому он работает.

Сразу же вводить обозначение твердых и мягких согласных в схемах синим и зеленым цветами не следует. Необходимо предварительно создать и закрепить две новые цепочки ассоциативных связей: «звук — преграда во рту — согласный звук — твердый согласный звук»; «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук». Кроме того, важно научить детей правильно произносить мягкие согласные, т.е. подкрепить слуховой образ артикуляционными ощущениями. В противном случае возникает достаточно распространенная среди младших школьников неточность, когда они при фонематическом анализе не обозначают мягкость звука произношением, а говорят: «Это звук [н], он согласный, мягкий». Подобная неточность чревата ошибками в обозначении мягкости согласного звука при письме. А чтобы не возникало затруднений при построении звуковых схем, на этом отрезке работы лучше ограничиться следующими заданиями.

  • 1. Послушайте слово. Назовите по порядку согласные звуки.
  • 2. Послушайте слово. Начертите звуковую схему. Назовите второй согласный звук.

Начертив схему, ученики найдут и обозначат красным цветом гласные звуки, затем назовут заданный согласный.

  • 3. Назовите предмет (действие, признак), изображенный на картинке. Рассмотрите данную схему и скажите, соответствует она названному слову или нет. Назовите первый согласный звук.
  • 4. Послушайте слово. Назовите мягкие согласные звуки.
  • 5. Поиграем в игру «Скажи наоборот». Послушайте согласный звук. Если он твердый, произнесите его мягко. Если он мягкий, произнесите его твердо.

Когда ученики овладеют умением опознавать мягкие и твердые согласные звуки и произносить их, перед учителем встает задача удлинить предыдущие связи: «звук — преграда во рту — согласный звук — твердый согласный звук — синий цвет»; «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук — зеленый цвет». Решать ее лучше поэтапно.

Сначала ученикам предлагаются упражнения на закрепление первой связи. Дети чертят схемы слов, находят в них твердые согласные звуки и обозначают их синим цветом. Возможны упражнения в действиях обратного порядка: глядя на готовую схему, в которой звуки обозначены красным или синим цветом, ученики характеризуют каждый звук.

Через непродолжительное время (возможно, на том же самом уроке или на следующем) в таких же заданиях отрабатывается и вторая связь: «звук — преграда во рту — согласный звук — мягкий согласный звук — зеленый цвет».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector