Творческое развитие детей

Творческое развитие детей«Почти профессионал!»

Начиная с 5 лет ребенок постепенно начинает заниматься самостоятельно, без мамы. Он уже способен создавать небольшие аппликации, картины, лепить из пластилина различные сложные предметы. Ребенок в этом возрасте очень любит эксперименты, творческие занятия, в то же время с 5 лет развивается усидчивость для более длительных и сложных занятий.

Что умеет Ваш ребенок:

• В пред школьном периоде дети активно развивают полученные навыки, и все больше начинают заниматься любимыми видами творчества самостоятельно, без взрослых. Кто-то любит лепить, кто-то рисовать, кто-то предпочитает аппликации.
• Главная задача родителя – создать комфортную обстановку для творчества малыша, пусть у вас дома всегда будут основные виды материалов для творчества, чтобы малыш мог всегда заняться любимым делом!
• Изучает счет, интересуется раскрасками с заданиями
• Любит аппликации с мелкими предметами (бисер, стразы, пуговицы и т.д.)
• Рисует детские картины
• Может создавать более сложные фигурки из пластилина и массы для лепки
• Может вырезать более сложные фигурки из бумаги и других материалов
• Интересуется экспериментами (изменение состояния, превращения)
• Играет с тестом и аксессуарами
• Собирает пазлы

Идеи для творческих занятий с ребенком:

• Рисовать цветными карандашами, восковыми мелками, акварельными карандашами
• Рисовать фломастерами со штампиками, дополняя картинку веселыми штампиками
• Рисовать магическими фломастерами, которые меняют цвет
• Рисовать фломастерами с блестками
• Раскрашивать раскраски для возраста 4+
• Раскрашивать раскраски по номерам
• Рисовать простые картины гуашью, акварелью
• Рисовать витражными красками, создавать витражи
• Играть с тестом и аксессуарами
• Лепить по схеме фигурки из массы для лепки
• Создавать аппликации из страз
• Создавать аппликации пайетками
• Создавать картины песком и блестками
• Создавать аппликации из фетра, бумаги, картона
• Играть с наборами с тестом – шприцы, разные фигурные «давилки», формы для мороженого итд.
• Делать аппликации из ЭВА, простые и из разных текстур
• Делать мозаику из наклеек
• Раскрашивать пластилином

ПРОСТРАНСТВО КОУЧИНГА И ТВОРЧЕСТВА

Творческие дети, – какие они? Более изобретательные, талантливые, продуктивные, коммуникабельные, чем их сверстники. И конечно, более успешные в будущем.

Вы думаете, воспитать творческого ребенка нереально? Вовсе нет. Для творческого воспитания нужны всего 2 составляющие: вы (взрослые) и ваше совместное желание развиваться.

Творческое развитие детей

Давайте посмотрим на 4 цветных квадрата, в которой Агентство международного развития описывает особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое развитие детейС четырех лет стоит начать творческие занятия с ребенком. Это именно тот возраст, когда он уже начинает мыслить логически связанно, фантазировать более продуманно и действовать осознанно.

Формирование творческой личности ребенка

Именно с 4-х лет и начинает формироваться творческое мышление. И от того, сколько времени вы сможете ему уделять, какие методы для творческого развития будете использовать, зависит в целом формирование творческой личности вашего дошкольника.

Таблица сравнения психологического развития детей, посещающих творческие занятия, и детей традиционного воспитания, по данным Агентства международного развития.

Творческое развитие детей

Если изначально дети развивались одинаково, то в дальнейшем, те, кто посещает дополнительные занятия с творческим уклоном, опережают в развитии своих «простых» сверстников. Выражаясь современным языком, их IQ будет на определенный процент выше.

Это вовсе не означает, что остальные дети стоят на месте. В детских садах тоже есть различные творческие уроки, и в целом развитие идет тоже неплохо.

Творческие занятия становятся хорошим дополнением основной обучающей программе детей дошкольного возраста.

Методики воспитания и развития творческого ребенка

Методов и инструментов для творческого развития дошкольников очень много. Это и определенные педагогические приемы, и развивающие игрушки, и книжки.

В основе всех методик творческого развития лежит игра. Это могут быть уроки рисования, лепки, танцев и пения, аппликаций, театральных сценок. Или комплексные методики развития творческих способностей дошкольников, такие, как ТРИЗ.

Главное правило творческих занятий – это регулярность.

Результаты таких занятий становятся быстро заметными в поведении и психическом становлении ваших детей.

Получите в Подарок — книжку с развивающими играми для детей 5-7 лет»

Как проявляются творческие дети?

Творческое развитие детей

Творческим детям присущи такие ярко выраженные черты характера:

  • они мечтают,
  • они очень внимательны к окружающему миру,
  • время от времени «уходят в себя», чтобы полетать в облаках,
  • они воспринимают жизненные трудности как приключения,
  • ищут новых впечатлений,
  • украшают все вокруг себя,
  • они задают много вопросов и любят докопаться до истины,
  • они любят самовыражаться в творчестве,
  • они находят возможности там, где их не видит никто.

Заметили эти черты в своем малыше? Значит, вы уже начали развивать его в правильном направлении.

В целом, они более активные, продуктивные, привносят больше позитива в свою жизнь и жизнь окружающих. И да, с ними часто больше хлопот. Потому что к вам, родителям, как самому близкому другу, они будут приходить чаще, чем к кому-либо еще.

Воображение и способность ребенка мыслить творчески —

неотъемлемая часть становления его личности. Чем качественнее вы сможете развить эти характеристики, тем проще и легче ребенок пойдет по жизни, без дальнейших «костылей» и психологических подпорок.

Хотите приобрести полезный и простой творческий навык ?

Приходите на мастер-класс «Сказка-малышка за 30 минут»!

Что Вам гарантировано:

  • полезный навык сочинения коротких сказок,
  • вовлечение в процесс сочинительства Вашего малыша,
  • развитие воображения, памяти и внимания ребенка,
  • навык применения мнемокарт,
  • искренние эмоции и прекрасное настроение.

Почитайте полезные статьи по теме:

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна

Сегодня без творчества никуда. Если личность – значит, творческая. Эти два слова стали восприниматься как единое целое. К тому же, творческие профессии сейчас – одни из самых интересных, востребованных и популярных. Но даже если вы не надеетесь, или вовсе – категорически против того, чтобы ваш ребёнок стал звездой, известным актёром, знаменитым певцом ­– развивать творческие способности малыша всё равно необходимо. Это пригодится и в «серьезных» профессиях – врача, юриста, учёного, бизнесмена. Вдобавок, ребёнок, раскрывающий свой творческий потенциал, отличается от сверстников. Своим настроением, подходом к делу и отношением к проблемам. И таким детям легче преодолевать какие-то трудности и проще общаться с людьми!

Способность творчески мыслить есть у всех. Просто у одних задатки проявляются раньше, у других – позже. У кого-то больше, у кого-то меньше. А кто-то, бесспорно, имеет талант с рождения. И творческие уроки, если правильно их построить, принесут пользу и удовольствие и малышу и маме.

Творческое развитие детей

Творческое развитие малыша – это целый комплекс занятий. Абсолютно разноплановых, но имеющих много точек соприкосновения. На таких уроках малыши открывают для себя множество неизвестного. С удовольствием изучают, перебирают, смотрят, слушают, рассказывают, мыслят, фантазируют, предлагают. И радуются, когда видят ответную реакцию со стороны взрослого. Поэтому чтобы творчески развивать ребёнка, важно начать с себя. Или довериться профессионалам. Но всё же после занятий – интересоваться у ребёнка, что нового он узнал, как прошёл урок.

Многие родители творческое развитие детей начинают со знакомства с музыкой и музыкальными инструментами. А есть и такие, кто считает, что музыка не просто развивает ребёнка, но и воспитывает. В таких семьях с рождения музыка становится неотъемлемой частью жизни малыша. Под симфонии там просыпаются и засыпают. Дети рано начинают играть на музыкальных инструментах, отличать скрипку от виолончели, а фортепиано – от рояля. В такой атмосфере малыши приобщаются к творчеству и не обязательно вырастают знаменитыми музыкантами, но точно разносторонне развиваются.

Некоторые музыкальные школы, кстати, принимают детей двухлетнего возраста и даже малышей поменьше. Конечно, с крохами не будут разучивать симфонии Баха. А вот привыкнуть к звучанию различных инструментов, научиться их отличать – это пожалуйста. Подержать в руках, погреметь ложками, даже поиграть – флейты, свистульки, барабанчики, маракасы. Детям всё это, безусловно, нравится! Как и уроки танцев, которые помогут развить чувство ритма и пластики, и куда тоже можно ходить почти с пелёнок.

Ещё один важный пункт в творческом развитии ребёнка – это, конечно, воображение. И им тоже нужно заниматься. Воображение очень хорошо развивается как при разглядывании картинок, так и в процессе игр. Если ребёнок сам придумывает себе развлечения, играет в свой кукольный театр, в магазин, парикмахерскую, значит всё идёт по плану. Так, с помощью образов, выдуманных персонажей, историй, сказок, ребёнок познает мир и всё, что в нём происходит, на своём языке фантазий.

Ещё один хороший способ развить воображение и творческое мышление – это лепка и рисование. С помощью чистого листа и палитры дети творят волшебство, передают своё настроение, отношение к миру, делятся переживаниями и просто фантазируют. Кстати, рисунки многое могут рассказать о ребёнке – то, какие цвета он использует и какие оттенки выбирает. Несомненный плюс – рисование развивает не только воображение, но и мелкую моторику, а также улучшает развитие речи.

Творческим развитием ребёнка, конечно, лучше заниматься комплексно. Уделяя больше внимания тому направлению, которое особенно заинтересовало малыша. Тут уж можно разгуляться – музыкальная или художественная школа, репетитор по вокалу и уроки танцев. А в остальном можно положиться на педагогов хорошего детского сада, где к творческому развитию малыша подходят творчески и со знанием дела.

Не забудьте ознакомиться с другими статьями нашего блога:

Талант у детей начинает развиваться в раннем детстве. Поэтому творческими работами нужно начинаться заниматься с того времени, как ваш ребенок научится в руках держать какой-либо предмет. Вид деятельности определяется личными интересами ребенка, его способностями, его темпами развития, и его возрастом. В ходе творческого процесса происходит осуществление интересного и плодотворного досуга, развивается стремление к созданию чего-либо.

В творческом процессе происходит самовыражение вашего ребенка. Также во время работы ребенок выражает различные эмоции. Например, у ребенка может появиться страх, он может смять слепленного из пластилина волка, или порвать нарисованного. Или же наоборот обрадоваться рисунку или фигурке.

Творческое развитие детей

У ребенка развивается фантазия, необходимая для развития мозга, и в начале учебного процесса это все будет хорошо заметно. Во время работы дети начинают креативно мыслить, мыслить самостоятельно, творчески, они не следуют никаким пример, а делают все сами, так как они придумали.

Также развивается и логика. И так ребенок учится многому сам, без помощи родителей, без информации из книг и журналов. Такая работа очень важна для общего развития. Творчество помогает ребенку развить такие функции как память, моторика, внимание, мышление, интеллект. В творческом процессе развивается тяга к прекрасному. Когда ребенок чем-то занят, вы можете подойти и помочь ему, или же если ему не нужна помощь, то это будет просто совместная деятельность. Ребенок оценит ваше внимание, он увидит заинтересованной взрослых в его детских занятиях. Так ребенок почувствует себя с вами на одном уровне, на него не будет давить ваш авторитет. И совместная деятельность всегда поможет вам стать со своим малышом немного ближе.

Творческая работа может быть снабжена различными материалами. Работа с природными материалами поможет почувствовать ребенку единение с природой. Ребенок начнет бережно относиться к природе, ценить ее дары. Работа с подручными средствами развивает фантазию. Ребенок придумывает, что можно сделать, например, из ненужной коробки. Из-под упаковки от хлопьев можно сделать машину, дом, кровать, санки или что-то другое. Творчество сможет помочь ребенку пережить какие-либо сложности. Ведь творческая работа дает эмоциям выход наружу. Материалы творчества могут стать участниками любой игры, какими-либо героями или предметами. У себя дома вы можете сделать выставку детских работ, так ребенок почувствует, что он действительно делает что-то значимое и это придаст ему уверенность в своей дальнейшей деятельности.

А теперь немного о правилах подготовки к работе, ну и, конечно же, о самой работе. Когда ребенок собирается начинать творческую работу, необходимо подготовить ему стол, за которым он будет творить. Стол необходимо накрыть клеенкой, приготовить сразу все инструменты и материалы. Малыша нужно одеть в удобную для него одежду, и ту которую не жалко будет испачкать. Также можно одеть ребенку фартук с длинными рукавами, если вы не хотите чтобы он испачкал одежду красками или клеем.

Материалы обязательно должны быть безопасными. Первый предмет – это ножницы. Если вы выбираете ножницы, то лучше начать со специальных детских ножниц, но при этом ребенку нужно объяснить, как нужно пользоваться действительно острыми предметами, как правильно их давать другому человеку. Только тогда когда вы увидите. Что ваш ребенок сможет пользоваться детскими ножницами, можете ему дать настоящие ножницы, но желательно под вашим контролем. Если ребенок не может что-то вырезать сам, помогите ему, чтобы он не порезался. Соблюдайте правила безопасности, но при этом не лишайте ребенка каких-либо предметов.

С раннего детства учите ребенка обращаться с острыми предметами, такими как игла, спицы, ножницы. Можно дать ребенку потрогать легонько острие иглы или ножниц, для того, чтобы ребенок понимал опасность этого предмета, но ни в коем случае не оставляйте ребенка одного с колющими и режущими предметами.

Второй предмет – это клей. Лучше всего выбирать клей-карандаш и желательно маленьких размеров, чтобы ребенок сам мог мазать маленькие детали. Если у вас несколько детей, то во время творческого процесса стоит распределять обязанности. Например, ребенок 5 лет вырезает предметы из бумаги, а ребенок 2 лет, намазывает их клеем.

При занятии учитывайте характер и темперамент ребенка, который определяет время, в течение которого он сможет чем-то заниматься. Поэтому от энергичного ребенка не ждите усидчивости и спокойствия. Для того, чтобы не отбить желание у ребенка чем-то заниматься следует делать маленькие перерывы, например, физкультминутку, небольшую гимнастику, или же немного перекусить. Больших успехов в творчестве ребенок добьется в том, что ему будет больше всего интересно. Никогда не принуждайте ребенка заниматься тем, чем ему не хочется заниматься вовсе. Лучше подождать того момента, когда ребенок сам захочет что-то делать. Во время рабочего процесса ни в коем случае нельзя ребенка ругать за то, что возможно он что-то делает не так. Наоборот хвалите его за все, что он делает, тогда у малыша будет желание делать это еще, а со временем он научится делать все аккуратно и старательно. Работу ребенка можно показать всем членам семьи, или даже устроить выставку детских работ. Начинать следует с более простых работ, и постепенно переходить к более трудному. Ни в коем случае не начинайте поучать ребенка, просто творите вместе с ним. После творческой мастерской наведите порядок вместе. Так ребенок научится убирать всегда после себя.

Самое главное делать все вместе, чаще улыбайтесь и шутите. Тогда совместное творчество принесет радость и удовольствие и вам и ребенку. Таким образом, вы и хорошо и с пользой проведете время!

Одной из актуальных тем в современной педагогике остается развитие творчества у дошкольников. Формирование фундамента личности и творческого начала – это главные особенности дошкольного периода. Поэтому важно выявить и направить в правильное русло творчество ребенка. Основная цель развития детского творчества это формирование творческого подхода к изменению окружающей среды, индивидуальности и широты мысли. Педагоги считают, талантливый ребенок, талантлив в разных сферах.

Одна из главных ролей в развитии творческого начала ребенка отведена родителям. Развитие способностей своего ребенка они могут увидеть в детском саду – это организация выставок, утренники или постановка пьес. Главная задача родителей это стимуляция, поддержка и одобрение всех детских проявлений творчества.

Они должны организовывать досуг так, чтобы произведения литературы, живописи, музыки, и народного творчества постоянно контактировали с ребенком. Ведь поэтические и художественные образы окружающего мира хорошо воспринимаются и входят в сознание ребенка.

Дошкольный возраст – это лучший период для начала развития творческих способностей, уверенны практикующие психологи и педагоги. В этом возрасте он наиболее чувствителен, пластичен и имеет нестандартное мышление. Поэтому занятие творчеством будет способствовать развитию не только его умений и навыков, но и наблюдательности и памяти.

В детских центрах развития и детских садах занятия творчеством происходит в форме игры. Задача игры разностороннее развитие, выявление предрасположенностей и талантов. Игры:

  • необычные техники рисования («пальцевая», «метод тычка», «проступающий рисунок» и т.д.);
  • сочинение стихов и песен;
  • изображение заданного предмета;
  • изображение ситуации с помощью танца или пения;
  • сочинение историй и рассказов на заданную тему;
  • дидактические игры;
  • решение проблемы в смоделированной ситуации.

Вся эта деятельность направлена на активизацию работы правого полушария мозга, которое отвечает за творческие процессы.

Развивать творческие способности нужно не только в дошкольных учреждениях, но и дома. Как показывает практика, домашние занятия творчеством также достигают хороших результатов. Для занятий родители могут использовать все подручные средства, найденные дома. Развивать воображение у ребенка можно с помощью простых карандашей и фломастеров. Например, вместе с ребенком придумать и нарисовать фантастический город или животное. Можно заняться лепкой из пластилина. Сказки на ночь также развивают стремление к творчеству.

Аппликация также является одним из популярных способов творческого развития ребенка. Она развивает моторику, мышление и эстетический вкус. Цветы, листики, палочки, соломка, ракушки, цветная бумага или ракушки все это служит материалом для создания аппликации. Например, сделать аппликацию из мятой бумаги. Для основы нужно взять лист плотной бумаги. На ней нарисовать контур будущего изображения, цветную бумагу помять и нарвать мелкими кусочками. Внутри контура нанести клей и заполнить его кусочками мятой бумаги.

Благоприятное влияние имеют и прогулки на природе. Экскурсии, походы за город, прогулка в парке все это места посвящения в прекрасное. Видя красоту природу в простых вещах (радуга, облака, река, цветок, пение птиц, шум листвы) ребенок развивает способность видеть прекрасное, и его образы потом реализует в рисунках, поделках.

Педагоги и психологи солидарны ребенку нужно заниматься творчеством. Ведь в творческом процессе ребенок раскрывает свои таланты и способности, получает удовольствие от деятельности и мечтает о великих достижениях. Творчество это работа, которая дает огромные возможности для эстетического и духовного развития ребенка.

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Творческое развитие детейТворческое развитие детей

«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.»
(Пабло Пикассо)

Начнем с главного и простого. Будьте уверены, что в каждом, без исключения, человеке заложен от природы уникальный набор творческих способностей, для каждого свой!

Быть творческой личностью — это не подразумевает писать картины, создавать музыку и писать стихи. Элементы творчества присутствуют везде — в приготовлении пищи, воспитании детей, общение, рутинной работе.

Творческий подход — это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, ощущение свободы, энергии и смелости пробовать что-то новое, смотреть необычно на обычное. Такому человеку не скучно.

В творчестве самое важное — внутренние импульсы и желания.

Давайте вернемся к началу. Появляется наш малыш на свет.

И вот в какой-то момент у него просыпаются первые внутренние импульсы-интересы к внешнему миру. А что это блестит, звенит, движется?

В 5-6 мес. у ребенка рождаются сильные порывы дотянуться до предмета, доползти, схватить его и обязательно облизать.

Так выглядит первое творческое взаимодействие с миром, исследование его граней и возможностей. Именно так выглядит первое творчество.

Зачем ребенку нужно потрогать и облизать все, что ему попадается в ручки?

Формируется предметное мышление (как база для образного и логического в дальнейшем). Карапуз собирает информацию о мире через контакт с предметами, а еще проверяет из чего этот мир создан, насколько он прочный.

Мы много раз замечали, как малыш трудится в этот момент, как пыхтит, широко открывает глазки, проделывая колоссальную работу!

Как поддерживать творческую инициативу?

Давать возможность много двигаться (класть на пол), исследовать предметы в доме, на улице, облизывать.

Здорово, если поверхности разные!

Знакомьте малыша с разными материалами по фактуре (они все есть у вас дома) крупы, бумага, ткани, клей, природные материалы: шишки, камни, палки, пеньки ими же можно создавать звуки.

Как поддерживать импульсы?

Вы, наверное, замечали, что ребенок часто смотрит на лицо, ориентируется на мамины эмоции. Поддержка — это улыбка, теплое, ласковое прикосновения и ободряющие возгласы — ты мой хороший, ой какой ты активный и т.д. в моменты творческого исследования.

Давайте вспомним как выглядят дети от года до 2-х лет?

Ребенок начинает ходить, бегать, падать, быстро меняет вид деятельности, бросает игрушки, совершенно не сидит на месте. Он продолжает исследовать мир и его границы, границы своего тела!

Как выглядит творчество годовалых детей?

Оно такое же быстрое как и они сами)) уборка занимает значительно больше времени, чем сам процесс рисования.

Творческие занятия выглядят скорее как эксперименты с материалами, нежели законченная готовая, аккуратная и понятная работа!

Дети активно исследуют и свое тело, наносят краски на тело, стены и все что видят, рвут бумагу, стучат и громко кричат. Часто это пугает родителей.

Важен настрой мамы на такие занятия!

Как помочь малышу в его потребности по возрасту исследовать?

  • Выделить специальное место для творчества.
  • Расстелить клеёнку.
  • Рисовать на больших листах ватмана! Дети рисуют не кистью, а всей рукой!
  • Поддерживать творца своим позитивным настроем по отношению к его работам.
  • Создавать выставки рисунков, аппликаций, поделок вне условий красоты и качества.
  • Можно творить на даче, природе — это заметно расслабляет всех участников процесса!

Как выглядит творчество у детей от 2-х до 3-х лет? Что важно?

В этом возрасте у детей начинает формироваться образное мышление. Они уже многое умеют и знают, и есть готовность погружаться в создание своей простой работы, а потом играть с ней!

Деткам очень нравится клеить, лепить, резать ножницами, рисовать мелками и красками, создавать общие работы и коллажи.

Что важно? Как поддерживать?

  • Разрешать ребенку делать так как ему хочется, давать свободу в его идеях.
  • Поощряйть творческую инициативу и хвалить ребёнка.

Наши наблюдения: чем больше идей у мамы и чем больше участвует мама в работе, тем меньше пространства остается для идей ребенка!

К трем года у ребенка сильная потребность выбирать самому, самому решать. Скорее всего он будет все делать наоборот и отстаивать свои интересы — разрешите ему выразиться, для это есть место как раз сейчас!

Дети в возрасте 2х лет любят рисовать и выбирать чёрный цвет — это нормально и связано с потребностью быть отдельным, кризисом 2х лет. Хорошо если у ребенка есть свое постоянное место в доме для творческих занятий, а так же, понимание и принятие со стороны взрослых!

Главные принципы поддержки творческой инициативы в любом возрасте !

  1. Позитивная реакция на детское творчество:

Отсутствие критики, сравнения, обесценивания, оценок.

Радуйтесь вместе! Обсуждаете, ЧТО малыш и КАК изобразил? Говорите о своих чувствах.

2. Свободное самовыражение:

Мама не делает работу вместо ребенка, не рисует руками малыша. Просто находится рядом и комментирует, что происходит или выполняет свою работу по дому не отвлекая творца.

3. Создание выставок и искреннее признание способностей малыша.«Смотри как у тебя хорошо получилось» Мне нравится, мне приятно.

Первые рисунки:

Интересное исследование было проведено Оливье и Вероникой Марк. Они собирали рисунки детей от 1 до 4х лет из стран всего мира более 30 лет. Дети проживали в семьях из разных социальных слоев.

Проанализировав, сделали интересные выводы:

  1. Рисунки повторяют один другой вне зависимости от места рождения. Очень похожи и в первую очередь дети рисуют не то, что видят, а то, что чувствуют.
  2. Рисуют свою историю, своё мировосприятие до рождения.
  3. Рисуют галлакти, устройства вселенной, своё внутриутробное развитие.
  4. Если ребенок свободен в рисунке — он рисует что-то фантастическое!Он творец!
  5. Не следует в этом возрасте вмешиваться в этот уникальный процесс, давать готовые штампы (дом, солнце).
  6. Доверьтесь этому процессу.

Что же всё-таки дают творческие занятия ребенку?

  1. Выражение своего внутреннего состояния.
  2. Выход эмоций (страх, гнев, протест, радость, нежность, любовь) . Дополнительный ресурс для выражения эмоций.
  3. Развивают речь (мелкую моторику).
  4. Снижает беспокойство и тревогу.
  5. Повышают самооценку, уверенность в себе (при условиях бережного внимания к работам).
  6. Учат спонтанности , гибкости, расширяет вариативность мышления. Дальше — творческий подход к решению трудностей. Жизнь такого человека всегда наполненная, яркая и гармоничная.

Важно сохранить в ребенке эту творческую, созидательную энергию, укрепить внутренний контакт с творческой силой!

Ведь мы взрослые являемся первыми зрителями у своих детей и ребенок сделает вывод на дальнейшую жизнь отталкиваясь от нашей обратной связи — будет он творческим или нет?

Творческое развитие детей

Мамам-рукодельцам: как сшить вигвам

Дети любят потайные места для игр, где их не найдут родители. Многие до сих

Творческое развитие детей

Новогодний адвент календарь для детей

В 2018 году исполняется уже 110 лет необычному календарю — календарю ожиданий Нового года.

Творческое развитие детей

Картины из камней

Вместе с ребенком можно делать удивительно красивые картины из камней – галька бывает разной

Творческое развитие детей

Поделки из камней и ракушек вместе с детьми

Детство – время, когда человек способен с наибольшей легкостью усваивать знания, приобретать новые навыки

Творческое развитие детей

Как сделать спиннер своими руками

Спиннер — оригинальная модная игрушка, предназначенная для развития моторики и развлечения в свободное время.

Творческое развитие детей

Способы скелетирования листьев

С давних пор и до сегодняшнего дня разнообразные изделия ручной работы украшают природные узоры.

Творческое развитие детей

Лето, пора делать гербарий

Окружающий мир удивительный и любой ребенок с удовольствием его познает. Изучению флоры уделяют внимание

Творческое развитие детей

Аппликация из ткани вместе с детьми

Наверняка в ваших шкафах есть вещи, которые вроде бы хранить уже смысла нет (а

Творческое развитие детей

Лепка из пластилина в детском саду

Лепка является одной из разновидностей изобразительного искусства. Она играет важную роль в процессе воспитания

Творческое развитие детей

Раскраски для малышей

Тяга к творчеству у детей обнаруживается еще в раннем возрасте. Разрисованные стены, бумаги, двери

Творческое развитие детей очень важная часть их взросления. Даже если из ребенка не получится знаменитого художника или музыканта, то способность нестандартно мыслить и видеть окружающий мир более обширно непременно пригодятся в жизни. Как и развитие других навыков, развитие творческих способностей детей полностью лежит на плечах родителей. Бывает, что для мам и пап сложно сориентироваться и решить, как можно развить творческую сторону детской личности. На нашем сайте собрано множество методик, направленных на развитие творческого мышления ребенка.
Важно помнить, что ограничение творческой деятельности детей под предлогом испорченных и испачканных вещей неправильно и не обосновано со стороны родителей. Ведь правильно организовав творческий процесс можно привить ребенку аккуратность, опрятность и любовь к порядку. Плюс ко всему, познакомив ребенка с материалами для творчества на раннем этапе его воспитания, родители помогают в развитии воображения, пространственного мышления, чувственности и влечения к прекрасному.
Многие родители считают, что занятий в детском саду, направленных на творческое развитие детей дошкольного возраста достаточно. Но они глубоко ошибаются — ребенок много времени проводит вне образовательного учреждения и постоянное участие родителей в формировании творческой личности просто необходимо. Дома ребенка должны окружать карандаши, пластилин, краски, цветная бумага и другие материалы для творчества. Если нет времени заняться с ребенком рисованием или танцами в будничные дни, то стоит уделить этому внимание в выходные. В повседневной жизни интересно придумывать с детьми сказки, изучать стихотворения и разучивать песни. Такой подход разовьет память, фантазию и, конечно, ребенок себя творчески проявит. На том же принципе основано и творческое развитие школьников.
Прекрасно развивает творческие способности кукольный театр, очень здорово, если он будет изготовлен совместно с детьми. Музыкальные инструменты в качестве игрушек познакомят ребенка с различными звуками и способами их получения. Рисование, лепка, пение и танцы… Эти и многие другие способы развития творческой личности представлены на нашем сайте. Среди традиционных методик развития детей можно найти нестандартные и интересные не только для детей, но даже и для взрослых.

Творческое развитие детей

Приведен список литературы по развитию творческих способностей дошкольников. Данный список может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей

подготовила воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №5»

г. Краснодар Косенкова Александра Николаевна

  1. «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника», Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г.
  2. «30 уроков развития творческих способностей и воображения», 2015 г.
  3. «Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М.В. Голубева, 2015 г.
  4. «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В.Г. Дмитриева, 2006 г.
  5. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», З.А. Богатеева, 1982 г.
  6. «Аппликация в детском саду», А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000 г.
  7. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
  8. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С.Е. Гаврина, 2009 г.
  9. «Вместе с мамой развиваем творческие способности», Т.П. Трясорукова, 2011 г.
  10. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г.
  11. «Воспитание сказкой», Э.И. Иванова, 1988 г.
  12. «Воспитание творчества», В.А. Левин, 1977 г.
  13. «Дети пишут стихи», В.И. Глоуер, 1964 г.
  14. «Детское рукоделие. Развиваем творческие способности», С. Джонс, 2012 г.
  15. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П.П. Дзюба, 2008 г.
  16. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
  17. «И тонкой нити кружева… Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», О.Г. Жукова, 2014 г.
  18. «Игры для развития творческих способностей», М.А. Орлова, 2011 г.
  19. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», Г.В. Лаптева, 2011 г.
  20. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», И.А. Агапова, М.А. Давыдова, 2009 г.
  21. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т.С. Комарова, 1984 г.
  22. «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников», В.О. Скворцова, 2009 г.
  23. «Информационные технологии в развитии творческих способностей», Евгений Хропов, 2011 г.
  24. «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.
  25. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина, 2003 г.
  26. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», О.П. Карачунская, 2005 г.
  27. «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина, 1981 г.
  28. «Мышление, обучение, творчество», А.М. Матюшкин, 2003 г.
  29. «Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры», М.Ю.Новицкая, 1999 г.
  30. «Народное искусство и детское творчество», А.А. Грибовская, 2004 г.
  31. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  32. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  33. «Педагогика искусства и творческие способности», А.А. Мелик-Пашаев, 1981 г.
  34. «Приглашение к творчеству», А.В. Дубровская, 2002 г.
  35. «Проблема креативности и явление подражания», Н.М. Гнатко, 1993 г.
  36. «Программа эстетического воспитания дошкольников», Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина, 2005 г.
  37. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы», Г.В. Иваненко, 2001 г.
  38. «Психология детского творчества» Е.И. Николаева, 2006 г.
  39. «Психология игры», Д.Б. Эльконин, 1978 г.
  40. «Психология искусства» Л.С. Выготский, 1968 г.
  41. «Психология творческих способностей», Д.Б. Богоявленская, 2002 г.
  42. «Психология творчества» Н.Н. Николаенко, 2005 г.
  43. «Психология творчества// Художественное творчество и психология», Е.И. Замятина, 1991 г.
  44. «Путешествие в мир искусства», С.К. Кожохина, 2003 г.
  45. «Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
  46. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», Т.Н. Доронова, 2002 г.
  47. «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования» М.В. Паскаль, С.А. Сичкорез, 1995 г.
  48. «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.
  49. «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», Н.Е. Веракса, 2005 г.
  50. «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни» Ю.Р. Бьеркволл, 2001 г.
  51. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», С.М. Вайнерман, 2001 г.
  52. «Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье», А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская, 1995 г.
  53. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин, 1991 г.
  54. «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», Т.Н. Греченко, 2005 г.
  55. «Фольклорная арт-терапия», Л.Д. Назарова, 2002 г.
  56. «Эмоциональное развитие дошкольника», Просвещение, 1985 г.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector