Воспитание одаренных детей

Одаренность – это ряд выдающихся способностей, потенциальных возможностей достижения высоких результатов и уже имеющихся достижений в каких-либо областях.

Преимущественно одаренность определяют три взаимосвязанных параметра:

  • опережающее умственное развитие;
  • опережающее психическое развитие;
  • специфические физические данные.

В области опережающего умственного развития отмечают существование особых сензитивных периодов, на протяжении которых дети способны лучше усваивать все окружающее. Они могут одновременно выполнять несколько дел. Одаренные дети не могут терпеть никаких ограничений в своих исследованиях.

Психосоциальные аспекты одаренных и талантливых детей имеют следующие черты: у них достаточно рано проявляется развитое чувство справедливости. Личная система ценностей у одаренных детей довольно обширна. Они остро реагируют на проявление несправедливости, устанавливая высокие требования к себе и окружающему миру.

Как правило одаренным детям характерно преувеличение страхов, так как они могут живо воображать опасные последствия. Также они чрезвычайно остро воспринимают неречевые проявления чувств со стороны окружающих и подвергаются молчаливому напряжению, которое возникает вокруг.

Физические характеристики одаренных детей включают два противоположных стереотипа:

  • первый – худой, невысокий, бледный «книжный червь» в очках;
  • второй – высокий, крепкий, здоровый и красивый ребенок, ярко выделяющийся на фоне его ординарных ровесников.

Ввиду этого нельзя сделать обобщенное представление о росте, весе, здоровье или внешности одаренных детей, так как их физические характеристики весьма разнообразны.

Иными словами, под одаренностью следует понимать системное, развивающееся на протяжении жизни психическое качество, определяющее возможность человека достичь более высоких результатов в одном или нескольких типах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, которого выделяют яркие, очевидные, порой выдающиеся достижения в каком-либо типе деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

В современном мире большинством психологов признано, что качественное своеобразие и характер развития одаренности всегда результат сложного взаимодействия наследственности с социальной средой. Особая роль отводится собственной активности детей, а также психологическим механизмам личностного саморазвития, на основании которых формируется и реализуется индивидуальное дарование.

Воспитание одаренных детей

Педагогический процесс в массовом образовании не дает возможности в полной мере реализовывать возможности развития интеллектуальных ресурсов личности в индивидуальной форме обучения. В связи с этим одна из важнейших проблем в современной системе образования – разработать необходимые условия и необходимый методический инструментарий, направленный на создание образовательной среды школы, помогающей оказывать психологическую поддержку и эффективно выявлять и развивать потенциальные возможности детей.

Особое значение отводится эффективной организации процесса психолого-педагогической поддержки одаренных детей в современных социально-культурных условиях образовательного учреждения. Важнейшее направление деятельной современной школы – совершенствование процесса выявления, воспитания и обучения талантливых и одаренных детей.

В отечественной системе работы с одаренными детьми выделяют несколько ступеней. Основой данной системы является детский сад и школа, которыми охватывается наиболее обширный круг детей. Необходимое условие в детском саду – наличие навыков распознавания одаренности воспитанников, создание оптимальных условий в учебном плане и в отношениях с ровесниками. Школа должна допускать возможность обучаться по гибким программам одаренным детям.

Обучение одаренных детей

Программы для обучения одаренных детей должны иметь отличия от обычных учебных программ. Обучение этих детей должно отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети имеют ряд общих способностей, которые должны быть учтены при составлении для них учебных программ:

  • способность быстро усваивать суть принципов и понятий, что требует широту материала для обобщения;
  • потребность сосредоточения на интересующих сторонах проблемы и стремление в них разобраться. Предполагает наличие в программах заданий открытого типа, развитие необходимых познавательных умений;
  • способность подмечать и рассуждать, выдвигая объяснения.

С учетом особых потребностей и возможностей одаренных детей, выделяют несколько обязательных требований к программам обучения:

Воспитание одаренных детейДети

Безусловно, каждый из нас слышал об одаренных детях, и в глубине души, наверное, мечтал о том, чтобы и его малыш родился талантливым и одаренным. Однако мало кто задумывается о том, что одаренность это не просто дар, с которым ребенок приходит в этот мир, это и своего испытание для родителей, поскольку воспитывать таких детей совсем не просто.

Ведь что такое одаренность? Это, прежде всего, способность нестандартно мыслить и умение замечать то, чего не видят другие. Именно из этого и складывается способность одаренных детей к творчеству. Оборотной стороной медали при этом становится излишняя восприимчивость ребенка и его повышенная чувствительность ко всему, что его окружает. Поэтому воспитание одаренных детей должно проводиться совсем не так, как воспитание обычных малышей. О том, как организовать воспитание одаренных детей мы и поговорим в этой статье.

Как определить одаренного ребенка?

Достаточно часто бывает, что одаренность ребенка остается незамеченной родителями. Наоборот, по их мнению, ребенок является источником постоянных проблем. Так, он не «хочет» вписываться в общепринятые стандарты и поступает «не как все». Например, ребенок, тонко чувствующий природу, и имеющий явный талант художника не может усвоить школьную программу по математике, чем расстраивает маму и папу, которые нанимают учителей и проводят дополнительные занятия, но все это не дает результата.

В то же время мама и папа не могут понять, что их малыш не такой как все, и что подход к нему должен быть иным. Что же выделяет одаренного ребенка? Есть несколько признаков, которые помогут понять, что воспитывать вашего малыша нужно иначе.

  • Повышенная любознательность. Проявляется она по-разному. Некоторые дети буквально заваливают родителей вопросами, другие же пытаются разобраться в устройстве окружающего мира самостоятельно. Интересно, что такой малыш находит свои собственные объяснения, которые отличаются от традиционных, что демонстрирует неординарность мышления.
  • Богатое воображение – еще один признак одаренности. Родители должны внимательно относиться к так называемым «фантазиям» малыша. Не нужно обвинять его во лжи, если он рассказывает, что встретил по пути домой прекрасную фею, скорее нужно задуматься о том, как воспитывать такого ребенка.

На чем должно основываться воспитание одаренных детей?

Особенности воспитания одаренных детей заключается в том, что их не нужно «подгонять под общепринятые стандарты», а наоборот, создать особые условия для развития неординарных способностей малыша, а также помочь определиться со специализацией. Особенность воспитания одаренных детей требует от родителей больше ответственности, поскольку им придется обойти с малышом множество кружков и студий, чтобы выбрать именно то, что ближе ребенку.

Чем раньше ребенок найдет себя, тем большего он сможет достигнуть на выбранном поприще. Ярко выраженный талант обязывает родителей отдать ребенка в специализированное учебное заведение, например, если у малыша способности к рисованию, это может быть художественная школа. В таких учебных заведениях учитываются особенности воспитания одаренных детей, и малыш не будет чувствовать себя изгоем, как в общеобразовательной школе, общаясь с такими же одаренными детьми, как и он сам.

Воспитание и обучение одаренных детей

Воспитание и обучение одаренных детей является особенной государственной политикой. На уровне министерств разрабатываются специальные программы, позволяющие развивать таланты детей. Они существенно отличаются от обычных учебных программ. Воспитание и обучение одаренных детей строится на двух основных принципах: ускорении и обогащении.

  • Ускорение подразумевает более быстрое усвоение материала, чем это происходит в обычной школе. При этом некоторые специалисты высказывают мнение, что ускорение подходит далеко не всем одаренным детям. Для этого ребенок должен быть заинтересован в получении новых знаний быстрее. Самым простым вариантом ускорения является раннее поступление в школу, или сдача экзаменов экстерном.
  • Обогащение является расширением объема получаемых знаний. Кроме того, на уроках преподаватель стремится дать больше самостоятельности учащимся, благодаря чему они могут более полно использовать полученные знания.

Обучение и воспитание одаренных детей требует от преподавателя специальной подготовки. Во многом, учитель должен вести себя не просто как педагог, но и как психолог, избегая выражать мнение относительно ответов учащихся, а выслушивая все точки зрения. Вместо того чтобы много объяснять, как это происходит в обычной школе, преподаватель дает возможность детям делать выводы самостоятельно и сосредотачивается на том, как именно дети пришли к тому или иному выводу. Цель учителя больше способствовать взаимодействию учащихся друг с другом, а не с учителем, как это бывает в общеобразовательной школе.

Проблемы воспитания одаренных детей

Основной проблемой воспитания одаренных детей, с которой сталкивается большинство учителей в обычных школах является нежелание ребенка выполнять задания так, как того предусматривает шаблон, а также неумение его влиться в коллектив сверстников. Очень часто одаренные дети становятся изгоями в своем классе, в силу того, что мыслят нестандартно, чем вызывают насмешки одноклассников.

Эта проблема воспитания одаренных детей вполне может быть решена, если будет использован индивидуальный подход к ребенку. Нужно признать, что обычно в общеобразовательной школе осуществить это проблематично, поэтому лучше выбрать для ребенка специализированное учебное заведение, тогда проблемы воспитания одаренных детей будут с успехом решены.

Очень важно, чтобы и педагоги и родители серьезно отнеслись к воспитанию одаренных детей, тогда дети смогут во взрослой жизни максимально полно реализовать себя и быть полезными обществу, а не чувствовать себя изгоями.

О каких принципах воспитания ни в коем случае нельзя забывать родителям талантливого ребенка? Об этом «Летидору» рассказал Владимир Васильевич Иванец, заместитель директора по воспитательной работе и педагог по шахматам Wunderpark International School.

Владимир Васильевич Иванец

Многие родители мечтают, чтобы их дети были одаренными, талантливыми, а со временем — признанными и успешными. Но мало кто задумывается, что развитие дара — это огромный труд.

Для достойного результата в жертву зачастую приносится детство и счастье самого ребенка. Именно такая тенденция преобладала в 70-80-х годах прошлого века, когда родители без колебаний вкладывали все в развитие детского таланта. Это рушило судьбы, а сами маленькие гении считали свой дар наказанием.

Сейчас все изменилось. Но вопрос правильного воспитания одаренного ребенка все еще остается открытым. Ведь важно не только выбрать разумную стратегию, но и реализовать ее, соблюдая баланс между гениальностью и гармоничным развитием малыша.

Психологи называют ребенка одаренным, если он проявляет таланты и умения, присущие более взрослым детям. Причем происходить это должно постоянно. В этом случае родители должны задуматься о том, как будут развивать эти особенные данные.

Ребенок может быть талантлив в самых разных сферах: в математике, музыке, рисовании, спорте и так далее. Как правило, круг интересов одаренных детей не ограничивается только одной областью. Однако именно в ней их способности проявляются ярче всего.

И очень важно, чтобы родители сумели сохранить баланс между развитием таланта и остальных навыков малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector