Задержка физического развития

РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Клинические протоколы МЗ РК — 2014

Общая информация

Краткое описание

Задержка физического развития

Автоматизация клиники: быстро и недорого!

  • Подключено 290 клиник из 4 стран
  • 1 место — 800 руб / 4500 тг в мес.
  • Регистратура + Касса — 15 800 руб / 79 000 тг в год

Задержка физического развития

Автоматизация клиники быстро и недорого!

  • С нами работают 290 клиник из 4 стран
  • Подключение 1 рабочего места — 800 руб / 4500 тг в месяц
  • Узнать больше о системе

Мне интересно! Свяжитесь со мной

Классификация

Диагностика

II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Перечень основных и дополнительных диагностических мероприятий

• определение генов, ответственных за закладку и функционирование соматотрофов (Prop-1, Pit-1)[3,4];

• возраст, в котором впервые замечено снижение темпов роста ребенка.

• клинические признаки дефицита выработки тропных гормонов гипофиза: синдромы гипотиреоза, гипокортицизма, гипогонадизма.

• Отсутствие генов Prop-1, Pit-1 или их дефектность указывают на генетическую обусловленность СТГ-недостаточности.

• гипоплазия яичек по данным УЗИ у мальчиков подтверждает наличие сопутствующего вторичного гипогонадизма.

Дифференциальный диагноз

Таблица 2. Алгоритм диагностики низкорослости

Задержка физического развития

Задержка физического развития

Посоветоваться с опытным специалистом, не выходя из дома!

Консультация по вопросам здоровья от 2500 тг / 430 руб

Интерпретация результатов анализов, исследований

Второе мнение относительно диагноза, лечения

Выбрать врача

Лечение

• профессиональная психологическая поддержка ребенка.

Дети с эндокринно-независимыми формами не нуждаются в какой-либо заместительной гормональной терапии, назначается терапия основного заболевания.

Задержка роста может быть обусловлена двумя принципиально разными проблемами. Первая — когда ребенок отстает в росте в силу имеющегося заболевания. Тогда необходимо лечение, которое, вполне возможно, действительно позволит ему и подрасти, и сохранить здоровье. Какие же из этих факторов влияют на рост? Инфекционные заболевания, пороки сердца, хронические заболевания костей и т. д. вызывают многообразные нарушения в организме и задерживают его рост.

Особенно большое влияние оказывают заболевания желез внутренней секреции, таких, как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Именно поэтому отставание в росте должно служить поводом для обращения к эндокринологу. Наиболее тяжелые нарушения процессов роста наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что практически все гормоны непосредственно или пермиссивно участвуют в процессах роста.

Рост человека запрограмирован генетически. Он осуществляется за счет соматотропина. Cоматотропный гормон (СТГ, cоматотропин, соматропин, гормон роста) — один из гормонов передней доли гипофиза. По строению является пептидным гормоном. Гормоном роста он называется за то, что у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.

Секреция соматотропина постепенно понижается с возрастом. Она минимальна у пожилых и стариков, максимальна у подростков в период интенсивного линейного роста и полового созревания. У взрослых патологическое повышение уровня соматотропина или длительное введение экзогенного соматотропина в дозах, характерных для растущего организма, приводит к утолщению костей и огрублению черт лица, увеличению размеров языка — так называемому акромегалоидному строению скелета.

Если секреция этого гормона прекращается раньше времени, то рост останавливается. Это может быть по разным причинам: травмы. болезни и др.

Задержка роста (нанизм), обусловленная дефицитом соматотропного гормона — одна из актуальных проблем всего общества. Заболевание проявляется в существенном замедлении физического развития, в результате дети, не получающие соответствующего лечения, с годами не могут достичь обычного среднего роста взрослого человека и обречены всю жизнь оставаться маленькими, по сути — инвалидами.

На самом деле нанизм — это огромное несчастье для людей, лишенных гормона роста. Обычные люди растут все детство и юность. Гормон роста у них вырабатывается и позднее, но в меньших количествах.

Но поддерживать гормонотерапию затем необходимо всю оставшуюся жизнь. Прекращать нельзя, потому что гормон роста отвечает и за работу сердца, за рост и формирование мозга, за сердечную деятельность, за костную плотность, за силу мышц, за жизненную силу, наконец. Очень важно выявить заболевание в раннем возрасте, в этом случае возможно своевременное проведение необходимых терапевтических мероприятий.

Вторая проблема роста — когда человек здоров, но просто недоволен своим ростом, ему хочется быть повыше. В этом случае надо внимательно проанализировать его образ жизни, и в зависимости от результатов дать какие-то советы. Но ни о каких медицинских препаратах в подобном случае речи идти не должно — от чего лечить, если человек здоров?

Итак, низкий рост — не всегда патология. Самой распространенной формой задержки роста (около 75%) является конституционная, которая в свою очередь разделяется на 3 типа:

  1. конституционная низкорослость: у родителей низкого роста — низкого роста ребенок;
  2. конституционная задержка роста: до периода полового созревания ребенок растет медленно, а затем резко догоняет в росте своих одногодков и даже может перерасти их;
  3. смешанная форма: самая распространенная.

Можно ребенку с задержкой роста вырасти? Поддержанию нормального темпа роста чрезвычайно способствует правильное и здоровое питание, обеспечение нужным количеством витаминов и минералов, достаточный сон и регулярные физические упражнения. Дети, которые плохо едят, обычно немного отстают по росту от своих сверстников, хотя здесь намного важнее качество, чем количество пищи. Родители также должны сознавать, что рост их ребенка в большой степени генетически запрограммирован. И если ребенок «запрограммирован» на низкий рост, бесполезно впихивать в него большую, чем ему необходимо, порцию еды или витаминов, это не поможет.

Очень важна при задержке роста физическая активность, когда специальными упражнениями стимулируется работа зон роста. Вообще, современные дети относительно мало двигаются. Большей популярностью среди них пользуются не санки, велосипед или мяч, а телевизор или компьютер. Причем, уменьшение двигательной активности, как и количества чистого воздуха, не способствует высокому росту. Сегодня существуют различные методы увеличения роста от простых гимнастических упражнений до мощнейших комплексов растяжения. Те же, кто всерьез берется за проверенные методы, уже через 2-3 месяца получают потрясающие результаты.

«Задержка роста» и другие статьи из раздела Полезная информация

Задержка физического развития

Известно, что одной из характеристик физического развития детей и подростков является рост. “Можно ли как-то повлиять на рост?” — часто спрашивают заботливые родители. На этот и другие вопросы отвечает Елена ЛОБЫКИНА, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог ГБУЗ КО “Новокузнецкий центр медицинской профилактики”:

Задержка физического развития

— Для ответа на этот вопрос немного напомню, как рост происходит. В течение жизни ребенка, до момента достижения окончательного роста, идет смена периодов ускоренного и замедленного роста. Формирование костей заканчивается в среднем к 25 годам. К этому возрасту происходит формирование так называемого “пика костной массы”, когда происходят ускорение линейного роста, интенсивное нарастание костной массы и увеличение размеров кости. Выделяют три периода наибольшего скачка роста: первый год жизни (рост увеличивается на 50% от длины тела при рождении); 5-6 лет и 13-15 лет (пубертатный скачок роста). Участвуют в процессах роста практически все гормоны, особенно это относится к гипофизу, щитовидной железе и половым железам (особенно в период пубертата). В связи с этим при задержке роста необходимо исключить заболевания этих эндокринных органов.

— Какие факторы способствуют замедлению роста ребенка?

— На рост влияют наследственность, конституциональные особенности и наличие заболеваний. Дефицит гормона роста встречается редко, чаще встречаются конституциональные особенности роста (особенно у мальчиков). Плохо растут дети невысоких родителей с так называемым “семейным замедленным созреванием”. Задержка роста и пубертата могут наблюдаться как при резком дефиците массы тела в результате недостаточной калорийности или несбалансированного питания (нервная анорексия, попытка похудеть на низкокалорийных диетах), так и при ожирении у подростков. Главный ориентир, на который надо обратить внимание при исключении гормональной проблемы задержки роста (дефицита гормона роста), — это отсутствие динамики роста ребенка в течение года.

— Может ли питание влиять на рост ребенка?

— Да, может. Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста полноценное и сбалансированное питание (достаточное количество и правильный баланс не только белков, жиров и углеводов, но и витаминов и минеральных веществ) крайне необходимо. Это достаточно частая причина отставания в росте у детей.

В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок с раннего детства отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, необходимо обязательно исключить скрытое течение у ребенка целиакии — заболевания, сопровождающегося непереносимостью глютена (клейковины) — белка, который содержится в пшенице и некоторых других злаках. Нарушения функции кишечника приводят к развитию всасывания необходимых пищевых веществ.

— Как естественным путем, с помощью питания, повысить секрецию гормона роста?

— Доказано, что белково-энергетическое недоедание, дефицит в питании витаминов (А, Д) и минеральных веществ (кальция, железа, йода, цинка и др.) приводят к нарушению роста. Белок необходим для правильного формирования костной и хрящевой ткани, а также для образования гормонов, регулирующих рост, в том числе и самого гормона роста. Соответственно, недостаток белка в пище напрямую может влиять на задержку роста. Кроме того, дефицит полноценного белка нарушает процессы всасывания витаминов и минеральных веществ из пищи. Дефицит белка может проявляться у детей снижением мышечной массы (в том числе и массы тела) и болью в мышцах, линейной деформацией костей, изменениями со стороны кожи (изменение цвета, сухая шелушащаяся кожа, длительно не заживающие язвы и раны).

— Как на рост влияет витамин D?

— Витамин D за счет регуляции фосфора и кальция и повышения всасывания кальция в кишечнике регулирует костный обмен, предупреждая развитие рахита и остеопороза. Пищевые источники — это печень животных, желток яиц, молоко, масло, сметана, икра. Профилактика дефицита витамина D может быть достигнута путем увеличения солнечного облучения, употребления продуктов, богатых витамином D, и ежедневного приема витамина D. У нас принято активное назначение витамина D детям до 1-2 лет с целью профилактики рахита, затем про витамин D “забывают”, особенно в подростковом возрасте. Между тем в нашей стране среди всех групп населения наблюдается дефицит витамина D различной степени, что требует при ликвидации дефицита подключения лечебных доз, и не в режиме курсового, а более длительного его применения.

— Можно ли передозировать витамин D?

— Получить передозировку можно, если без исследования крови, например, назначить высокие взрослые лечебные дозы витамина D маленькому ребенку. В реальной практике у детей и подростков получить передозировку трудно, если только не принимать месяц по бутыльку капель витамина в неделю. Это крайности. Уж слишком дефицитен витамин D в питании россиян любого, в том числе детского и подросткового возраста. Поэтому вышеуказанные дозировки являются минимальными профилактическими дозами. Наоборот, чаще должен возникать вопрос: “А достаточна ли для моего ребенка эта доза?”

— Что еще поможет “догнать” рост?

— Для образования гормона роста необходим цинк, который стимулирует образование и минерализацию костной ткани, участвует в образовании ферментов, регулирующих рост и обмен белка. Около 30% всего содержащегося в организме цинка находится в костях. Основной источник цинка — мясные продукты. Помимо этого, к продуктам, богатым цинком, относятся тыква, семена кабачков, мясо краба, арахис.

К сожалению, Западная Сибирь относится к регионам не только дефицитным по йоду, но и железу. Отмечают, что латентный (скрытый) железодефицит может встречаться у 50 — 60% подростков. Логично полагать, что питание и дыхание любой клетки, тем более растущей, как кость, будет нуждаться в хороших дотациях железа. Кроме этого, гипоксия, развивающаяся при дефиците железа, будет влиять и на синтез гормона роста.

Контролируют линейный рост (особенно в первые годы жизни ребенка) и гормоны щитовидной железы, для образования которых необходим йод и животный белок. Напомню, что идеальной комбинацией этого являются морская рыба и морская капуста. Гораздо меньше йода содержится в нашем традиционном (“безрыбном”) рационе питания. Не забывайте про любую возможность включать в рацион обогащенные йодом продукты питания (например, соль и хлеб). В организме все очень взаимосвязано.

— Какие еще факторы, кроме питания, могут влиять на рост?

— Для нормального роста ребенка также важны: качество и продолжительность сна. Увеличение продолжительности сна способствует увеличению выделения гормона роста. Подросткам в этот период спать желательно 8-10 часов. Помимо сна регулярная физическая аэробная нагрузка: занятия плаванием, гимнастикой (турник), легкой атлетикой. Анаэробные физические упражнения (марафоны, тяжелая атлетика) могут привести к задержке темпов и в конечном счете к достижению небольшого конечного роста.

Физические способности детей с ЗПР, как правило, значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. В связи с особенностями психического и физического развития у таких детей отмечаются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Отличительной чертой является замедленность темпов развития мышления, нарушение коры голоного мозга, что приводит к трудности овладения двигательными действиями. Формирование двигательной памяти у них затруднено. Отмечается двигательная расторможенность или, наоборот, гиподинамия (они малоподвижны, не любят бегать, прыгать, предпочитают игру другим видам деятельности), недостаточность функции вестибулярного аппарата, характерно нарушение зрительно-слуховой ориентации в пространстве. Движения этих детей не соразмерны, они затрудняются в метании мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук. Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы, и однообразно ими манипулируют (Л. Н. Ростомашвили, 2009).

Как обнаружила Земцова М. И. (1973), чувственный опыт и вербальные представления детей не совпадают. При определении местоположения предметов словом дети в основном применяют приблизительные словесные обобщения или указательные в сопровождении жеста. Это обусловлено тем, что дети со сложными нарушениями развития на низком уровне отражения пространственных отношений и положений.

Л. С. Сековец (2001) отмечает, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает у детей значительные затруднения во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.

У детей со сложными нарушениями развития наблюдаются разнообразные сочетания нарушений, обусловленные органическим поражением ЦНС. Как известно, детский церебральный паралич в чистом виде встречается крайне редко. По данным научно-методической литературы, комплексные рассторойства встречаются у 85% детей с ДЦП. На основе ряда исследований (Калижнюк Э. С. (1989), Шипицыной Л. М. и Мамайчук И. И. (2003), Приходько О. Г. (2008)) детей с ДЦП выявлены различные нарушения чувствительности – у 50-94%, у 14-65% детей – судороги, нарушение интеллекта – у 30-35%, у 70% детей со спастической формой ДЦП наблюдаются речевые расстройства. При этой форме ДЦП наиболее часто (у 40-50% детей) встречаются различные дисфункции зрительного анализатора.

Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения), является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств. Картина двигательных нарушений у детей со сложной структурой дефекта, по мнению Н. П. Вайзмана (1997), мозаична и разнообразна. Автор отмечает, что за такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», который характеризует в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерностью и плохой координацией движений.

У детей со сложными нарушениями развития отмечается заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, скорости. Особые затруднения возникают при выполнении согласованных движений рук и ног. Некоторые учащиеся могут справиться с несложным по координации заданием только с 3 – 5- попытки, а другие и вовсе не могут справиться с заданием. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям, особенно старшего возраста, дается с трудом. Это происходит из-за недостаточной «пластичности» центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, малого жизненного опыта (Ростомашвили Л. Н., 2009).

Слабые физические данные и низкий уровень развития силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости у детей со сложными нарушениями развития приводят к тому, что они отстают от своих нормально развивающихся сверстников в показателях физической подготовленности и развитии основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).

В ряде исследований (Земцова М. И. (1973), Каплан М. С. (1990) и др.) представлена физиологическая связь между зрительной системой и вегетативными функциями, связь зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наряду с выше перичисленными отклонениями у детей со сложными нарушениями развития часто встречаются заболевания соматического генеза. У некоторых детей отмечается нарушение работы желудочно-кишечного тракта, пиелонефриты, значительно большее число простудных заболеваний. Сон у некоторых детей расстроен.У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, неутолимой жажде, энурезах.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (Прахт Л. И., 2004).

При организации учебного процесса следует помнить, что дети с любыми сочетаниями нарушений развиваются в условиях своеобразной сенсорной, двигательной и познавательной депривации (Епифанцева Т. Б., 2005).

Задержка физического развития

Шапошникова Н. Ф., Деларю Н. В., Заячникова Т. Е., Давыдова А. Н.,

1. ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ

Физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства, в основном, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности. Это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания.

Физическое развитие детей имеет огромное социальное и медицинское значение. Эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют показатели физического развития как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Для оценки физического развития детей до 1 года используют следующие показатели:

● пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

● статические функции (двигательные умения ребенка); своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра. Параметры физического развития представляют различную клинико-диагностическую ценность. Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

Недоношенные дети имеют целый ряд анатомо-физиологических особенностей. Физическое развитие недоношенного ребенка нельзя оценивать по критериям их доношенных сверстников, поскольку это всегда будет приводить к занижению его параметров и искусственному утяжелению состояния ребенка.

При оценке физического развития у недоношенных детей следует учитывать такие понятия, как гестационный, постнатальный, постконцептуальный и корригированный возраст.

Гестационный возраст – число полных недель, прошедших между первыми сутками последней менструации и датой родов.

Постконцептуальный возраст – общий (то есть гестационный плюс постнатальный) возраст недоношенного ребенка в неделях с начала последнего менструального цикла матери. Например, 7-недельный ребенок (ребенку 1 месяц 3 недели), родившийся на 25-й неделе гестации, трактуется как ребенок с постконцептуальным возрастом 32 недели.

Постнатальный возраст – это фактический (календарный) возраст, то есть число месяцев, прошедших после рождения ребенка.

Для расчета корригированного возраста необходимо из календарного возраста отнять те недели, на которые раньше срока родился недоношенный. Физическое развитие недоношенных детей необходимо оценивать только по корригированному возрасту.

Оценку показателей производят преимущественно двумя способами: параметрическим или сигмальным и непараметрическим – центильным.

Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую («норму») и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения).

Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. За нормальные величины приняты значения – в интервалах 25–50–75-го центиля.

Для оценки роста в неонатологии используют кривые роста плода и недоношенного ребенка. Кривые роста представляют собой графическое отображение динамики показателей антропометрии в зависимости от срока гестации. Кривые роста, как правило, содержат три измерения: массу, рост и окружность головы. Измерение массы, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, является точным измерением, поскольку для этого используют электронные весы. Окружность головы также может быть измерена с высокой степенью точности. Рост ребенка, по мнению экспертов, может быть измерен менее точно из-за вопросов позиционирования.

Современные кривые роста Фентона (2013) могут быть использованы для мониторинга роста плода и недоношенного ребенка (рис. 1 и 2).

Задержка физического развития

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Задержка физического развития

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окружности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели физического развития, свойственные 80 % недоношенных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свойственные только 7 % условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцентиля – это области очень низких и очень высоких показателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3 % случаев. График позволяет сравнить рост недоношенного ребенка с ростом плода, начиная с 22 недель гестации и до 10 недель постнатального возраста. Диаграмма специально продлена до 50 недель, поскольку большинство недоношенных детей выписывают домой именно к этому возрасту.

Транзиторная потеря массы тела у недоношенных детей составляет до 10–20 %, в норме восстанавливается к 3–4 неделям жизни. Масса тела глубоконедоношенных детей удваивается к 2,5–3,5 месяцам, утраивается к 5–6 месяцам, а к году увеличивается в 4–7 раз. Недоношенные дети по физическому развитию сравниваются с доношенными детьми к 2–3 годам жизни, а с массой тела менее 1000 г – только к 6–7 годам. При этом крайне незрелые дети по абсолютным показателям роста и массы тела значительно отстают («миниатюрные» дети), 1–3 «коридор» центильных таблиц. В последующие годы глубоко недоношенные дети сохраняют «гармоничную» задержку физического развития.

Ежемесячная прибавка длины тела в первом полугодии составляет 3–4 см, во втором полугодии – 0,5–2,5 см в месяц, в среднем за год рост увеличивается на 27–38–40 см. Глубоко недоношенные дети растут быстрее.

Первый период вытягивания (ускоренного роста) у недоношенных детей наблюдается на 1–2 года позже, чем у доношенных детей.

Ежедневный прирост окружности головы у недоношенных детей в первые 3 месяца составляет 0,07–0,13 см (измерение проводится каждые 5 дней). В среднем, увеличение окружности головы в первом полугодии – 3,2–1 см, во втором полугодии – 1–0,5 см за месяц. К концу 1-го года жизни окружность головы увеличивается на 15–19 см и достигает 44,5–46,5 см. «Перекрест» показателей окружности головы и груди у здоровых недоношенных происходит между 3-м и 5-м месяцами после рождения.

Темпы увеличения окружности груди у недоношенных детей составляют примерно 1,5–2 см ежемесячно.

Физическое развитие недоношенных детей на первом году жизни

Задерка роста и высокий рост.

Важность генетических факторов.

Рост ребенка определяется генетическим складом, наследуемым от родителей. На достижение генетического потенциала роста влияют многие факторы, в том числе скорость и продолжительность роста ребенка, качество пищи, количество калорий, особенности обмена веществ.

На что мы можем влиять при патологии роста.

Рост ребенка также зависит от воздействия гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, гипофизом, надпочечниками и половыми железами (яичниками и яичками).

Задержка роста.

Нарушение роста наблюдается, если ребенок превышает потенциал своего роста или не может его достичь. Дети чаще сталкиваются с ростом ниже нормы, чем с высоким ростом, превышающим генетический потенциал ребенка. Нарушения роста, происходящие по причине аномалий скелета обычно исправить невозможно. Часто они сопровождаются другими пороками развития. Другие проблемы, связанные с расстройствами, нарушающими нормальный рост костей, можно решить, если нарушение было вовремя выявлено и безотлагательно начато лечение.

Причины задержки роста

Младенец может иметь врожденную низкорослость по причине задержки роста во внутриутробный период. Это может быть вызвано почечной недостаточностью или неправильным лечением диабета у матери, а также приемом алкоголя, курением или радиационным облучением. Низкорослость ребенка из-за снижения скорости роста может быть вызвана длительным заболеванием, стрессами, нарушением питания, гормональными проблемами. Степень низкорослости зависит от тяжести и продолжительности скрытых проблем, с которыми столкнулся ребенок. Вызвать низкорослость могут генетические или эндокринные нарушения (гипотиреоз, недостаточная секреция гормонов гипофизом). К значительному замедлению роста костей и низкорослости может привести задержка полового созревания, чаще наблюдаемая у мальчиков. Задержать рост ребенка может длительный прием таких лекарственных средств, как кортизол. После прекращения приема таких лекарств, скорость роста восстанавливается, однако ребенок может никогда не наверстать упущенного и не достигнуть нормального роста во взрослом возрасте.

Высокий рост и скорость роста

Высокий рост в большинстве случаев отражает генетические возможности организма ребенка и не является результатом заболевания. Как правило, в семье такого малыша есть один высокорослый родитель, поэтому такие случаи называют семейным высоким ростом. Он не нуждается в лечении, однако родители могут попросить назначить ребенку гормональное лечение, призванное ускорить половое созревание и уменьшить рост во время половой зрелости. Высокая скорость роста в детстве может быть вызвана повышенной секрецией гормонов, выделяемых щитовидной железой, гипофизом, надпочечниками и половыми железами.

Избыток гормона роста.

Рост ребенка может превзойти свой генетический потенциал во взрослом возрасте, если у него возникнет опухоль гипофиза, которая приводит к избыточной выработке гормона роста. Данное состояние называют гигантизмом.

Ожирение и высокий рост.

Высокий рост в детском возрасте также может быть связан с такими нарушениями, как ожирение. Рост костей у ребенка, имеющего ожирением, часто на 1-2 года опережает рост костей его сверстников. При возникновении нарушение роста, требуется консультация эндокринолога.

Половое развитие.

Преждевременное половое развитие и гормоны.

Преждевременное половое развитие приводит к появлению всех или части вторичных половых признаков (иногда и менархе) у девочек младше восьми лет. Истинное преждевременное половое развитие вызывает ранняя активация гипоталамуса, вызывающая избыточную секрецию ряда гормонов. При ложном преждевременном половом развитии происходит автономная избыточная секреция эстрогенов в яичниках или надпочечниках. Прием гонадотропных гормонов или эстрогенов также может привести к ложному преждевременному половому развитию. Ложное преждевременное половое развитие сопровождается ускорением роста, но в отличие от истинного, всегда остается незавершенным (не наступает преждевременное менархе).

Задержка полового развития.

Задержка полового развития проявляется в отсутствии адренархе и телархе к 13 годам и отсутствии менархе к 15 годам. Если менструации не наступают в течение 5 лет при своевременном половом развитии, то можно говорить об изолированной задержке менархе. Помимо этого, некоторые дети сталкиваются с неполным половым развитием, при котором одни вторичные половые признаки появляются своевременно, а другие — отстают и, как правило, происходит задержка менархе. Неполное половое развитие, изолированная задержка менархе, задержка полового развития вызваны дефицитом половых гормонов — гипогонадизмом.

Цель исследования. Проанализировать факторы, ассоциирующиеся с задержкой темпов физического развития (ЗФР) и дефицитом массы тела у недоношенных детей на 1-м году жизни.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ историй развития и клиническое обследование преждевременно рожденных детей. Критерии включения в исследование: срок гестации менее 37 нед, масса тела при рождении менее 2500 г, отсутствие грубых пороков развития органов и систем и тяжелой органической патологии ЦНС. В исследование отобраны 1S0 детей (74 мальчика и 76 девочек) в возрасте от 3 мес до 5 лет.

Результаты. При обследовании эвристическим путем у матери и ребенка выделены факторы, которые потенциально ассоциируются с ЗФР у недоношенных детей в течение 1-го полугодия жизни. Проведен монофакторный анализ выбранных признаков. При определении отношения шансов (ОШ) с 957 ДИ не выявлено значимой ассоциации материнских факторов с ЗФР у детей в возрасте 6 мес. При анализе факторов у ребенка показано, что статистически достоверно ЗФР чаще встречается у детей с задержкой внутриутробного развития (ОШ 3,6), у находившихся на ИВЛ 7сут и более (ОШ 2,72), при зондовом вскармливании в течение 14 сут и более (ОШ 2,53), искусственном вскармливании (ОШ 2,54), анемии новорожденных (ОШ 3,S4), наличии при рождении асфиксии тяжелой степени (ОШ 5,28).

Заключение. Для оптимизации ведения преждевременно рожденных детей на 1-м году жизни необходимо учитывать факторы, которые могут влиять на ЗФР, проводить профилактику их возникновения и своевременную коррекцию патологических и дефицитных состояний.

Недоношенность во всем мире остается одной из главных причин младенческой смертности. Преждевременные роды составляют 10— 11% от общего числа родов. Ежегодно более 15 млн детей рождаются в сроке менее 37 нед гестации. Так, частота преждевременного рождения детей в Северной Америке составляет около 10%, в Европе — 6%, в Швейцарии — 7%, в Украине — 5%. Ежегодно умирают более 1 млн недоношенных детей [1—5, 13, 21].

Существует достаточно большое количество публикаций, посвященных анализу современных методов перинатальной медицинской помощи недоношенным детям, рожденным на разных сроках гестации. Приведенные в них результаты зачастую отражают только краткосрочные изменения в функционировании органов и систем. Однако мало публикаций посвящено анализу долгосрочных изменений в физическом, психомоторном развитии, заболеваемости и смертности в данной группе детей [5, 14—18].
Известно, что преждевременное рождение ассоциируется с последующим отставанием в физическом и психомоторном развитии. Актуальным остается изучение факторов, влияющих на постнатальную задержку темпов развития недоношенных детей.

Во внутриутробном периоде на развитие плода и риск преждевременных родов, несомненно, влияет комплекс экзогенных и эндогенных материнских факторов. Так, ожирение во время беременности, многоплодная беременность, мужской пол плода ассоциируются с увеличением риска развития задержки внутриутробного развития (ЗВУР) у недоношенных детей (рожденных в сроке 32—36 нед гестации) [6]. Также ряд авторов указывают на то, что наличие психоэмоциональных потрясений во II и III триместрах беременности ассоциируется не только с увеличением риска преждевременных родов, но и рождения ребенка с низкой массой тела (НМТ) [7, 12].

По данным Е. A. van der Reijden-Lakeman, наличие ЗВУР при рождении ассоциируется с высоким риском низкорослости в будущем [8]. Ранняя ЗВУР может быть ассоциирована с уменьшением окружности головы и снижением когнитивных способностей у ребенка. У детей со ЗВУР, имеющих отставание в росте, чаще наблюдается значимое снижение умственного развития, что, возможно, ассоциировано с уменьшением окружности головы (как фактор нейрофизиологической дисфункции).

Качество оказания помощи в раннем неонатальном периоде во многом предопределяет состояние здоровья недоношенного ребенка в будущем. Внедрение современных технологий выхаживания, антенатальное использование кортикостероидов, сурфактанта и усовершенствование технологии вентиляции легких, методики парентерального и энтерального питания привели к значительному снижению смертности среди недоношенных новорожденных [22, 23].

Ключевые слова: недоношенные дети, физическое развитие
Автор(ы): Старец Е. А., Хименко Т. Н., Михайленко В. Е., Адаховская А. А.
Медучреждение: Одесский национальный медицинский университет

Конституциональная задержка роста и пубертата (полового созревания) является наиболее частой формой нарушения созревания у мальчиков, на ее долю приходится приблизительно 60-80% всех форм задержанного пубертата.

При задержке пубертата крайне важно правильно поставить диагноз. Проблема в конституциональной задержке роста и пубертата или в патологическом снижении секреции тестостерона (гипогонадизме)? Что лежит в основе данного состояния — органические причины и тогда пациент будет нуждаться в пожизненной заместительной терапии или функциональные временные нарушения, требующие временной коррекции?

Клинические и гормональные показатели при конституциональной задержке пубертата и гипогонадизме идентичны, поэтому необходимого проведение специальных тестов, оценивающих возможности организма.

Если обследование показало наличие у пациента конституциональной задержки пубертата, возникает вопрос, нужно ли лечить конституциональную задержку роста и пубертата, или же это просто задержка, т.е. созревание произойдет, но несколько позже.

Некоторые специалисты рассматривают данное состояние как норму, с чем крайне трудно согласиться. Конституциональная задержка роста и пубертата сопровождается следующими негативными явлениями:

  1. Выраженная задержка роста, что крайне болезненно переживается пациентов и нередко ведет к депрессивному состоянию.
  2. Недоразвитие наружных половых органов, что формирует у мальчика комплекс неполноценности. Нередко такие мальчики бросают спортивные секции, перестают посещать бассейны и пляжи из-за боязни переодевания в присутствии полноценных подростков.
  3. Задержка психо-сексуального созревания, что в дальнейшем нередко ведет к нарушениям со стороны половой функции.
  4. Снижение минеральной плотности костной ткани.

Поэтому мы считаем, что любую задержку пубертата необходимо рассматривать как патологический процесс и проводить соответствующее лечение.

Нашими врачами разработаны методы диагностики и лечения конституциональной задержки роста и полового созревания у мальчиков, которые позволяют быстро решить данную проблему и избежать всех негативных последствий, которые могут возникнуть в случае несвоевременного лечения.

Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.

Диспраксия ( синдром «неуклюжего ребенка» , координационная неловкость, трудности двигательных реакций) — это такое расстройство двигательной системы, когда ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него — это завязать шнурки.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Задержка физического развития

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Задержка физического развития

Лечение диспраксии

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

  • Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
  • Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
  • Обязательно соблюдать режим дня.
  • Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
  • Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
  • Быть терпеливым к своему ребенку.

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

Задержка физического развития

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66 , воспользуйтесь сервисом online-записи к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector