Задержка моторного развития

Задержка моторного развития (ЗМР)

– это такое состояние, когда ребенок приобретает двигательные навыки с опозданием. Чаще бывает темповая ЗМР, когда двигательные умения формируются с задержкой на один декретированный срок. Такая задержка все равно требует динамического наблюдения, и при правильно назначенном реабилитационном лечении ребенок в будущем нагоняет своих сверстников.

Истинная задержка моторного развития

может быть обусловлена различными заболеваниями (гипоксически-ишемическое поражение ЦНС, детский церебральный паралич, органическое поражение ЦНС, нервно-мышечные заболевания).

При лечении задержки моторного развития на первый план выходят методы физической реабилитации:

  • Массаж в сочетании с лечебной физкультурой помогает подготовить мышцы к приобретению новых двигательных навыков, укрепить их.
  • Физиотерапевтические процедуры направлены на расслабление мышц, улучшение их кровоснабжения и трофики.
  • Лечебное плавание, основные задачи которого при задержке моторного развития являются улучшение координации движений; увеличение силы и тонуса мышц; постановка правильного дыхания; улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание.

При необходимости специалисты нашего медицинского центра подберут необходимую медикаментозную терапию для лечения основного заболевания, являющегося причиной задержки моторного развития.

Отклонение характерно для детей первых лет жизни. Именно в этот период времени малыш учится держать голову, ползать, сидеть, ходить, перемещать предметы. У каждого ребенка эти достижения происходят в разное время и зависят от генетических особенностей, состояния здоровья, среды, в которой он находится. Точные временные рамки установить крайне сложно, однако существуют определенные состояния и заболевания, которые могут приводить к задержке темпов моторного развития. С другой стороны, неправильно говорить о наличии проблемы, если конкретный ребенок научился ползать или ходить немного позже, чем его сверстники.

Почему возникает задержка темпов моторного развития?

Существуют факторы риска, которые могут повышать вероятность возникновения проблемы. Среди них можно выделить:

  • нарушение формирования коры больших полушарий мозга и мозжечка;
  • внутриутробные инфекции;
  • родовую травму;
  • вредные привычки во время беременности;
  • воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды на плод;
  • работу будущей мамы во вредных условиях труда;
  • наследственную предрасположенность.

Эти факторы не вызывают задержку темпов моторного развития напрямую, но они способствуют появлению таких состояний, как гипо- или гипертонус мышц, нарушение координации и т. д.

Данная информация является важной, так как она позволяет разработать программу профилактики. Если будущая мама пройдет весь необходимый спектр обследований перед планированием и во время беременности и уделит внимание своему и здоровью ребенка, то риск обнаружить задержку темпов моторного развития будет ниже.

Диагностика задержки темпов моторного развития

С самого рождения ребенок проходит комплексное обследование, цель которого — выявить различные нарушения, в том числе и те заболевания, которые могут стать причиной задержки темпов моторного развития. В перечень диагностических исследований входят:

  • оценка по шкале Апгар;
  • анализ на генетические отклонения;
  • УЗИ головного мозга;
  • общий анализ крови;
  • ЭКГ.

При необходимости малыша осматривают узкие специалисты (невролог, эндокринолог, ортопед и др.).

Кроме специализированного медицинского обследования, родители самостоятельно могут выявить задержку темпов моторного развития, если будут внимательно следить за своим ребенком. Существуют конкретные сроки, которые установили специалисты из всемирной организации здравоохранения.

  • возраст от 4 до 9 мес. — ребенок должен научиться сидеть без поддержки;
  • от 5 до 14 мес. — умение ползать;
  • от 8 до 18 мес. — ребенок должен уверенно ходить и т. д.

Как можно увидеть, временные рамки достаточно широкие, поэтому не стоит сравнивать разных детей и ставить диагноз задержки темпов моторного развития, основываясь на незначительной разнице данных показателей. При наличии выраженного беспокойства необходимо обратиться к педиатру, который проведет осмотр и сможет достоверно выявить проблемы.

Подход к лечению

Выявлением и лечением задержки темпов моторного развития должен заниматься только врач. Конкретная схема терапии будет зависеть от причины, которая привела к появлению проблемы. Обычно применяются методы физической реабилитации, массаж и симптоматическая терапия. В некоторых случаях подходит выжидательная тактика, так как к определенному возрасту признаки задержки темпов моторного развития могут проходить самостоятельно. Если врач все же назначает определенное лечение, то его необходимо строго выполнять, самостоятельно не корректировать, не отменять и при любых вопросах обращаться только к специалисту.

Задержка моторного развитияЗадержка двигательных функций опорно-двигательной системы грудничка связана с состоянием гипотонуса мышц. Причиной такой патологии может быть родовая травма позвоночника, а также множество других факторов влияющих на состояние нервной системы, среди которых и наследственная предрасположенность.

Пациентами специалистов «Клиники доктора Игнатьева» в Киеве являются малыши с проблемами позвоночника, причем наибольшую долю составляют патологии, возникшие вследствие травматизации шеи и спины во время родового акта. Обычно признаки задержки моторики выявляются позже гипотонуса и вялости мышечно-связочных структур. Ведь каждая двигательная функция запрограммирована к появлению в строго определенное время. Однако видя симптомы нарушений со стороны позвоночника и нервной

Задержка моторного развития

Ребенок должен пройти все этапы развития и у 12 месяцев должен уметь уже многое

системы, опытный специалист может предвидеть и ожидать те или иные проявления. При этом создается прекрасная возможность предотвратить их, используя специальные способы лечения. Обследование у детского вертебролога можно пройти по предварительной записи.

Признаки нарушения моторной функции у грудничка

Каждая группа мышц, суставные и связочно-сухожильные элементы, их иннервация и кровоснабжение достигают определенной степени зрелости постепенно, но довольно быстро. Так что каждый месяц, даже неделю и день у крохи появляются новые способности. Необходимо внимательно наблюдать за этим и отмечать сроки появления двигательных функций. Задержку в развитии обычно распознать нетрудно – этому помогает опыт самих родителей или курирующих младенца врачей.

Если рассматривать время первого года жизни малыша, то следует обратить внимание на следующие отклонения:

  • 1 месяц – кроха не способен удержать голову вертикально в течение секунды;
  • Конец 2 месяца – малютка совершенно не держит голову, не приподнимает ее от поверхности хотя бы на 5 см при положении на животике, движения конечностей несимметричны;
  • Конец 3 месяца – кроха неспособен держать голову хотя бы полминутки, а лежа на животике – хотя бы минуту, не смотрит и не тянется за игрушками, а также на свои ручки;
  • Конец 4 месяца – при поднимании ребенка из положения лежа, его голова отклоняется кзади, лежа на животе, кроха не может даже слегка приподнять туловище с упором на предплечья, при поддержке в подмышках в вертикальной позиции малыш не опирается на кончики стоп;
  • Конец 5 месяца – неуверенное удержание головы, что особенно заметно при поднимании крохи из горизонтальной позиции, слабое переворачивание с живота на спинку, неуверенное протягивание руки к игрушке;
  • Конец 6 месяца – малыш все еще не дотягивается до предмета, лежа на животике, неспособен ее ухватить, а при подвешивании за подмышки не сучит ножками;
  • 7 месяц – малютка не пытается сесть даже с поддержкой;
  • 8 месяц – кроха не способен отползти назад в положении на животе, не стоит с поддержкой, не может пальчиками захватить пуговицу;
  • 9 месяц – кроха не удерживает баланс при сидении, не переворачивается, не пытается ползать, не может пить из чашечки, не может сдернуть шапочку с головы;
  • 11 месяц – малютка не ползает, не способен сидеть с выпрямленными ногами, не стоит и не ходит с поддержкой или опорой;
  • Конец 12 месяца – кроха даже не пытается пройти пары шагов, держась за опору, не может удержать в ручках 2 предмета, не подает игрушку маме.

Исправление нарушений в Киеве

Вертебрологи киевской клиники Игнатьева допускают небольшие отклонения в развитии, которые обусловлены темпераментом, генетикой, отставанием в весе или, напротив, его избытком, состояниями после заболеваний. В целом такие отклонения не бывают слишком долгими и грубыми, поэтому при подозрении на задержку моторики, лучше посетить врача и удостовериться, что с малышом, возможно, все хорошо. А если патология имеет место, то самое лучшее и эффективное ее лечение – это своевременно начатое.

Воспользуйтесь одним из наших предложений!

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Симптомы

Симптомы разнообразные, причин множество, но все это либо врожденное, либо приобретенное во время внутриутробного развития или во время первых месяцев жизни малыша. Приобрести во время внутриутробного развития можно благодаря интоксикации препаратами или гипоксии плода. Также причинами отставания в развитии психомоторных функций служат органические поражения, которые слабо выражены и нарушение головного мозга, даже если оно минимальное.

В основном родители сами замечают минимальное отставание в развитии любых моторных навыком своего ребенка, но если родители этого не видят, то на это указывает им невролог на обычном плановом осмотре.

Базовые моторные навыки у ребенка:

  • Умение держать голову на весу;
  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать;
  • Ходить;
  • Вставать на ноги без опоры и с;
  • Сидеть без посторонней помощи.

Надо помнить про рамки норм ребенка до 11 месяцев. Активность мышц тела не должен быть высокой или низкой.

Последствия

Если моторные навыки не меняются своевременно, движения не автоматируются, мышечный тонус нарушен, то это приведет к трудностям в будущем: развитие замедлится или вовсе остановится. У ребенка с такими проблемами могут появится: нарушенная координация, моторная неуклюжесть, плохая мелкая моторика, гиперреактивность, неверное зрительно-пространственное представление и многое другое.

Это связано с тем что области головного мозга тесно друг с другом взаимодействуют и осуществляют разные функции, такие как речевые, моторные или когнитивные.

Диагностика и лечение

Чем раньше обнаружится проблема с движениями, тем оказанная помощь будет намного эффективнее. Оптимизировать функции ребенка получится у профессионалов быстрее. Невролог — это первый специалист, к которому необходимо обращаться. Именно он подтвердит или опровергнет диагноз, назначит дальнейшее обследование. Например, компьютерную томографию, ЭЭГ. После посещения данного специалиста можно идти к нейропсихологу. Он назначит коррекцию для пациента, но при этом согласует ее с врачом неврологом. А уже после ребенка можно вести к логопеду, он займется коррекцией дефектов речи.

Задержка моторного развитияНа первый взгляд, безобидное выражение «задержка психомоторного развития» по сути своей несет достаточно серьезные сложности для родителей при воспитании малыша. Указанное патологическое состояние связано с отставанием деток по срокам развития в выработке навыков движения, координации, речи, в обучении, в общем, в освоении окружающего мира.

Сразу после того как малыш родился, включается стимуляция головного мозга, его постепенное развитие. Уже на первом году жизни ребенку необходимо освоить элементарную двигательную активность, то есть — удерживание головы, самостоятельное ползание, ходьбу, захват и перекладывание предметов. Кроме этого, в данный период закладываются основы речевого развития человека – гуление, односложные слова, разная эмоциональная окраска речи.

Основные признаки задержки психомоторного развития (ЗПМР)

Зачастую, данный диагноз, устанавливается в раннем детском возрасте на основе обнаруженных отклонений от общепринятых сроков развития детей. Каждый малыш индивидуален и, в наши дни, считается, что в условных границах получения навыков и двигательной активности значения могут варьироваться в достаточно широких параметрах. Подтвердить правильность диагноза позволит только тщательный осмотр невропатолога, а также дополнительные методики исследования.

Данный диагноз состоит из пары основополагающих – нарушение моторного и психического развития. В каждом отдельном случае степень отклонений может усугубляться в сторону психического либо двигательного компонентов.

Признаки отставания ребенка в психическом развитии:

  1. К третьему месяцу жизни ребенок не фиксирует свой взгляд, не узнает маму, не улыбается ей.
  2. Малыш не выражает своих эмоций в три месяца в форме «гуления».
  3. В шесть месяцев у ребенка отсутствует четкое разграничение своих и чужих лиц.
  4. В восемь месяцев малыш самостоятельно не играет любимыми игрушками.
  5. К одному году у ребенка не проявляются элементарные речевые попытки воспроизвести такие слова, как агу, мама, папа и т.п.).

Признаки отклонений в моторном развитии:

  1. Малыш в первые три месяца не удерживает голову.
  2. На четвертом-пятом месяце у ребенка не получается переворачиваться с животика на спинку.
  3. В шесть месяцев ребенок не научился сидеть.
  4. До года малыш самостоятельно или с поддержкой не стоит и не ходит.

Диагностика отклонений

После начального неврологического осмотра следует выяснить в каком состоянии находится головной мозг, а также его степень функциональности, исключить органические дефекты и опухолевые поражения. В этих целях могут выполняться неинвазинвые методы диагностики такие, как нейросонограмма, рентген черепа, электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография.

Актуальность этих диагностических мероприятий определяет детский невролог с учетом специфики состояния малыша и выраженности неврологической симптоматики, а также наличия сопутствующих патологий.

Нейропсихологическое обследование (начинают его с трехлетнего возраста), ранняя диагностика социального и сенсомоторного развития. Основываясь на указанных обследованиях специалисты получают полную картину слабых и сильных сторон ребенка, появляется возможность прогнозирования наличия сложностей в обучении, формирование нейропсихологического дефицита в старшем возрасте.

Лечение и профилактика задержки психомоторного развития

Эффективность осуществляемых мероприятий зависит от возраста малыша, в котором выявились отклонения. Большинство доступных методик лечения, в первую очередь, направлены на развитие интеллекта и чуть менее акцентируют внимание на активности двигательной.

В лечебный комплекс важно включать медикаментозные и не медикаментозные варианты лечения. В группу вторую включаются развивающие игры, массаж и физиотерапевтические процедуры.

Видимые результаты и положительные отклики у малышей с ЗПМР получаются после проведения курсов нейропсихологической коррекции, а также мозжечковой стимуляции.

Помните, только комплексный подход к процессам лечения деток с нарушениями нервно-психического и моторного развития позволяет сводить к минимуму неврологические отклонения и заметно улучшить качество жизни ребенка, вселить веру в его здоровое будущее.

Воспользуйтесь одним из наших предложений!

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Задержка моторного развития

Симптомы

Симптомы разнообразные, причин множество, но все это либо врожденное, либо приобретенное во время внутриутробного развития или во время первых месяцев жизни малыша. Приобрести во время внутриутробного развития можно благодаря интоксикации препаратами или гипоксии плода. Также причинами отставания в развитии психомоторных функций служат органические поражения, которые слабо выражены и нарушение головного мозга, даже если оно минимальное.

В основном родители сами замечают минимальное отставание в развитии любых моторных навыком своего ребенка, но если родители этого не видят, то на это указывает им невролог на обычном плановом осмотре.

Базовые моторные навыки у ребенка:

  • Умение держать голову на весу;
  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • Ползать;
  • Ходить;
  • Вставать на ноги без опоры и с;
  • Сидеть без посторонней помощи.

Надо помнить про рамки норм ребенка до 11 месяцев. Активность мышц тела не должен быть высокой или низкой.

Последствия

Если моторные навыки не меняются своевременно, движения не автоматируются, мышечный тонус нарушен, то это приведет к трудностям в будущем: развитие замедлится или вовсе остановится. У ребенка с такими проблемами могут появится: нарушенная координация, моторная неуклюжесть, плохая мелкая моторика, гиперреактивность, неверное зрительно-пространственное представление и многое другое.

Это связано с тем что области головного мозга тесно друг с другом взаимодействуют и осуществляют разные функции, такие как речевые, моторные или когнитивные.

Диагностика и лечение

Чем раньше обнаружится проблема с движениями, тем оказанная помощь будет намного эффективнее. Оптимизировать функции ребенка получится у профессионалов быстрее. Невролог — это первый специалист, к которому необходимо обращаться. Именно он подтвердит или опровергнет диагноз, назначит дальнейшее обследование. Например, компьютерную томографию, ЭЭГ. После посещения данного специалиста можно идти к нейропсихологу. Он назначит коррекцию для пациента, но при этом согласует ее с врачом неврологом. А уже после ребенка можно вести к логопеду, он займется коррекцией дефектов речи.

Задержка моторного развития

О задержке психомоторного развития идет речь в том случае, когда ребенок не владеет навыками, обязательными в его возрасте. Такая ситуация обусловлена нарушением сложных нейронных связей между областями и участками головного мозга. Причины развития патологической ситуации могут носить врожденный характер, быть следствием изменений, развившихся внутриутробно, в процессе родовой деятельности или сразу после рождения ребенка.

Диагностика задержки психомоторного развития у детей до года достаточно сложна. Нередко изменения обнаруживаются лишь у ребенка в возрасте 3-4 лет.

Психомоторное развитие ребенка, что это такое

В задержке психомоторного развития, что это такое лучше всего разбираются специалисты психолого-педагогической направленности. Именно им приходится сталкиваться с отклонениями в развития ребенка, которые характеризуется отставанием в развитии таких навыков, как двигательная активность, эмоциональная сфера, речевые возможности. В отличие от детей с нарушением всех перечисленных функций, при задержке развития такие признаки являются обратимыми. Задача родителей, медицинского персонала, специалистов дошкольных учреждений своевременно выявить имеющиеся отклонения, обеспечить проведение необходимых корректирующих мероприятий.

Основные этапы моторного развития

Изучить и оценить психомоторное развитие детей первого года является очень важным, так как полученные результаты позволят в полной мере исключить отклонения или назначить соответствующие корректирующие мероприятия. Специалисты едины во мнении, что чем раньше будет начало лечение, тем более заметным окажется результат, и в психомоторном развитии ребенок сможет полностью догнать своих сверстников. Патронаж участкового педиатра, медосмотры в этом смысле окажутся весьма полезными. Специалистами хорошо изучены особенности психомоторного развития ребенка до 1 года по месяцам, поэтому внимательное наблюдение и ответственное отношение к осмотру позволит выявить любое отставание от нормы.

До 4 месяцев основной контроль включает положение головы, ее повороты по сторонам, а также движения детской руки по направлению к объекту, возможность удержания предмета. В возрасте от 4 до 6 месяцев должны в полной мере проявляться выпрямляющие рефлексы туловища, умение переворачиваться со спины на живот. Захватывание предметов руками должно иметь четко направленное действие. Ребенок самостоятельно ищет выпавшую из рук игрушку, не дает ее забрать. К окончанию первого полугодия жизни он устойчиво сидит, издает звуки.

Задержка моторного развития
К завершению первого года жизни каждый ребенок должен уметь ползать, ходить, говорить осознанно слово «мама», указывать на предметы, играть в прятки. Чтобы специалистам было проще выявить степень развития ребенка, существуют специальные таблицы психомоторного развития ребенка до 1 года по месяцам.

Задержка моторного развития

Задержка психомоторного развития

Задержка психомоторного развития у детей до года может проявляться по-разному, в зависимости от степени выраженности органического или функционального поражения головного мозга. Как проявляется задержка психомоторного развития, показывают симптоматика. В этом случае типичны

  1. Нарушения в эмоционально-волевой сфере, что проявляется лабильностью настроения, агрессивностью или плаксивостью, неумением контактировать со сверстниками;
  2. Проблемы с восприятием информации, узнаванием предметов;
  3. Сложности при заучивании и запоминании;
  4. Рассеивание внимания, неумение сосредоточиться на выполнении определенных действий;
  5. Отставание в речевой сфере, проявляющееся бедным словарным запасом, недостаточным пониманием смысла слов;
  6. Замедление мыслительного процесса, снижение познавательной активности;
  7. Нарушения игровой деятельности, особенно ее ролевого характера.

Диагностику задержки психомоторного развития и последующую коррекцию состояния требуется осуществить на ранних сроках, что обеспечит более оптимистичный прогноз. Внимание со стороны родителей, качественное проведение медосмотров в этом случае являются весьма актуальными.

Как лечить задержку моторного развития?

Для того чтобы выяснить, как лечить задержку моторного развития, необходимо провести диагностику и разобраться с механизмом возникновения патологических признаков. В этом случае следует обратиться на прием к неврологу. При необходимости, будет проведена нейросонография, позволяющая определить степень поражения головного мозга.

Дальнейший план лечения будет строиться с учетом полученных результатов и может включать

  • медикаментозные средства, препараты сосудистого действия, витаминные комплексы;
  • массаж и ЛФК;
  • физиотерапевтическое воздействие;
  • водные процедуры.

При таком развитии ситуации востребована также терапия Войта. В ходе ее, используя рефлекс ползания и поворота, стимулируя определенные участки ЦНС, удается возобновить утраченные двигательные рефлексы. Необходимый прогресс достигается частым повторением определенных упражнений на протяжении длительного времени. В ходе сеанса ребенок фиксируется в определенной позе, а специалист оказывает воздействие на зону раздражения, стимулируя ответную реакцию. Лечение не вызывает болевых ощущений, однако нуждается в многочисленных повторах, 3-4 сеансах в день.

Весь курс лечения может занять около года, поэтому необходимы совместные усилия и согласованные действия, как родителей ребенка, так и Войта-терапевта. Как результат, происходит обучение ребенка движениям согласно его возрасту.

Задержка моторного развития у детей до года не настолько страшна, если симптоматика была выявлена в первые месяцы жизни ребенка. Замечено, что дети, которым было начато лечение в возрасте до 6 месяцев, имеют больше шансов на восстановление двигательной сферы. Последствия же того, что задержка моторного развития у детей была выявлена не до года, а значительно позже, могут быть весьма серьезными.

Магнитное поле позволяет не только проводить диагностику, но и корректировать состояние здоровья. Сегодня можно менять качество работы отдельного органа, или в целом организма человека, меняя характеристики магнитного поля в котором он находится. В основу такого воздействия положены законы физики и электромеханики: изменения характеристик тока при помещении проводника внутри магнитного поля.

Записаться на прием

Польза магнитотерапии

Магнитотерапия широко используется в медицине. Это безболезненный, неинвазивный физиотерапевтический метод лечения различных заболеваний, в основу которого положено благотворное воздействие магнитного поля на организм.

Практически любой физиологический процесс в человеческом теле сопровождается электромагнитными взаимодействиями. По показателям электромагнитного поля можно судить о том, в каком состоянии находится отдельный орган или весь организм, ведь электромагнитные характеристики у здорового и больного органа весьма разные. Многие современные методы диагностики основаны на этом принципе.

Магнитное поле позволяет не только проводить диагностику, но и корректировать состояние здоровья. Сегодня можно менять качество работы отдельного органа, или в целом организма человека, меняя характеристики магнитного поля в котором он находится. В основу такого воздействия положены законы физики и электромеханики: изменения характеристик тока при помещении проводника внутри магнитного поля.

Изменяя определенным образом магнитное поле можно усилить или уменьшить силу микротока внутри органа. Воздействие магнитного поля обладает нормализующим эффектом: повышенная функция органа понижается, а повышенная снижается.

Магнитотерапия благотворно воздействует на организм и обладает противоотечным, противовоспалительным, антиспастическим, седативным, гипотензивным свойствами.


Такие разнообразные благотворные эффекты нашли свое применение в лечении центральной нервной системы у детей:

  • усиливает торможение;
  • улучшает кровоснабжение;
  • препятствует гипоксии (недостатку кислорода);
  • улучшает микроциркуляцию

Важно!

В НИИ Дети Индиго применяют особый вид магнитотерапии – траскраниальную магнитную стимуляцию. Ее особенность, выгодно отличающая от подобных сеансов лечения в других центрах — возможность воздействия магнитом на центры головного и спинного мозга. В результате в нейронах улучшаются обменные процессы, ускоряется созревание миелиновой оболочки, играющей роль изоляции нервных волокон. А значит нервные импульсы будут меньше рассеиваться, не снижая свою силу.

  • Последствия родовых травм
  • Кривошеи
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром
  • Пирамидная и экстрапирамидная недостаточность
  • Дисплазия тазобедренного сустава
  • Плосковальгусная установка стоп
  • Задержка психомоторного и речевого развития
  • Головная боль у новорожденных и детей до 4 лет

Почему возникает задержка психомоторного и речевого развития у детей

К сожалению, такие нарушения работы мозга и ЦНС, как задержка психомоторного и речевого развития, встречаются у малышей все чаще. В большинстве случаев, родители просто не замечают, что их ребенок имеет какие-то проблемы с малых лет. Понимание приходит, когда в довольно сознательном возрасте малыш не может связно говорить и выполнять простые умственные задачи.

Между тем, шансы для нормального развития при выявлении заболевания на ранней стадии очень высоки. Для этого каждые родители обязаны знать основные симптомы ЗППР:

  • Неусидчивость, невнимательность, быстрая утомляемость и плохая память у малыша;
  • Немотивированная агрессия, неаккуратность;
  • Плохая координация движений;
  • Ребенок не понимает речь и не умеет произносить связные предложения в возрасте 2 лет.

Причины отставания в развитии психомоторики и речи:

  • Перенесенная во время родов гипоксия, перинатальная энцефалопатия, травмы шейного отдела позвоночника или центральной нервной системы;
  • Преждевременные роды;
  • Высокое внутриутробное давление;
  • Недостаток кислорода для дыхания ребенка во время родов;
  • Предрасположенность по генетическим признакам и др.

Окончательный диагноз и назначение лечения должна осуществлять группа врачей, в которую входят:

  • Детский психиатр (оценивает степень повреждения психики и при необходимости назначает адекватное медикаментозное сопровождение);
  • Остеопат (определяет возможные нарушения краниосакрального ритма);
  • Логопед и нейропсихолог (если у ребенка наблюдается речевая задержка).

Как лечится задержка психомоторного и речевого развития в клинике Артемова

Наши квалифицированные врачи-остеопаты знают, что задержка психомоторного и речевого развития является следствием нарушений работы ЦНС, мозга и всего организма в целом. Путем безболезненного воздействия руками, врач не только диагностирует заболевание, но и находит главную причину его возникновения.

Лечение проходит в несколько этапов:

  • Устраняются нарушения моторного развития. Для этого ликвидируются повреждения на уровне нервной системы и проводящих путей, которые создают мышечные спазмы и нарушают тонус в разных частях тела.
  • Устраняется задержка речевого развития (повреждение нервов, участвующих в произношении). Врач-остеопат мягко освобождает нервы, снимает напряжение с костей лицевой зоны, мышц языка, зубов и всего, что участвует в акте говорения.

Также методики остеопатии позволяют активизировать мозговое кровоснабжение, запустить процессы самовосстановления и комплексно оздоровить организм.

Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.Н. Городкова

Значительную долю среди неврологических расстройств в детском возрасте занимают двигательные нарушения. Они составляют 68,5% в структуре синдромов перинатального поражения ЦНС [1]. Большое значение для предотвращения инвалидизации имеет ранняя диагностика нарушений моторного развития и своевременно начатое лечение [2, 3]. Однако их выявление и оценка нередко представляют большие сложности. Это обусловлено физиологической незрелостью нервной системы, возрастными особенностями развивающегося мозга [4, 5]. Очевидна необходимость поиска ранних объективных критериев диагностики нарушения моторного развития.

При нарушении моторного развития у детей первого года жизни происходит отсроченное формирование возрастных физиологических моторных функций, одной из наиболее важных среди них является функция равновесия [6]. Ранее для ее исследования у детей первого полугодия жизни использовали лишь качественную оценку при клиническом неврологическом осмотре. Для исследования функции равновесия у взрослых и детей старшего возраста применяется компьютерная стабилометрия. Исследование проводится в положении стоя или сидя [7-9]. Однако на первом полугодии жизни поддержание данных поз ещё не сформировано.

Цель исследования: предложить методику проведения компьютерной стабилометрии у детей первого года жизни и выявить особенности её показателей при нарушении моторного развития.

Материал и методы исследования. Обследовано 82 ребенка в возрасте 3-6 месяцев жизни. Основную группу составили 63 ребенка с нарушением моторного развития, перенесших перинатальное поражение ЦНС, которые в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса были разделены на две подгруппы: I — с преобладанием мышечной гипотонии (n=32) и II — с преобладанием мышечного гипертонуса (n=31). Контрольную группу составили 19 детей такого же возраста без неврологической патологии.

Всем детям проводились клиническое неврологическое обследование, оценка психомоторного развития по методу Журбы Л.П., Мастюковой Е.М., компьютерная стабилометрия [4]. При проведении компьютерной стабилометрии определялись следующие показатели: скорость перемещения центра давления; уровень 60% мощности спектра в сагиттальной и фронтальной плоскостях (yf60%, хf60% соответственно); длину, ширину, разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы; индекс устойчивости.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере с использованием программы STATISTICA 10. Анализ и описание количественных данных проводились с учетом распределения признака. В случае нормального распределения определялись средняя арифметическая величина (М), среднее квадратичное отклонение (σ), ошибка средней арифметической (m). При отсутствии нормального распределения определялись медиана (Ме) и интерквартильные размеры UQ-LQ (25%-75% процентили). Уровень значимости различий между средними величинами (р) определялся при нормальном распределении показателя по критерию t Стъюдента, при отсутствии нормального распределения признака по критерию Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение. Анализ анамнестических данных выявил, что экстрагенитальная патология (сахарный диабет, ожирение, анемия, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, вегетативная дистония) отмечалась у матерей детей основной группы чаще, чем у матерей детей контрольной группы (52,3% и 21,1% соответственно, p=0,008). По частоте встречаемости нозологических форм статистически значимых различий не выявлено. У женщин, дети которых составили основную группу, беременность чаще, чем у матерей детей контрольной группы осложнялась угрозой прерывания и гестозом (52,3% и 21,1% соответственно, p=0,008). В основной группе детей оценка по шкале Апгар на первой и на пятой минутах (7,5±0,1 и 8,5±0,1 соответственно) была ниже, чем в контрольной группе (8,1±0,1 и 9,1±0,1 соответственно, p=0,01).

При неврологическом обследовании задержка редукции безусловных рефлексов у детей основной группы отмечалась чаще, чем в контрольной (38,1% и 5,2% соответственно, p=0,006). Становление цепных симметричных рефлексов в основной группе детей также задерживалось чаще, чем в контрольной (47,6% и 5,2% соответственно, р=0,008).

Общая оценка уровня возрастного психомоторного развития по методу Журбы Л.П., Мастюковой Е.М. в основной группе была ниже, чем в контрольной (26,2±0,4 и 28,9±0,1 соответственно, p=0,000). В I и II подгруппах она также была ниже, чем в контрольной группе (26,4±0,3, 26,1±0,3 соответственно, p=0,000). Балльная оценка мышечного тонуса у детей основной группы была ниже, чем в контрольной (1,7±0,1 и 2,9±0,1 соответственно, p=0,000). В I и II подгруппах она составляла 1,8±0,1 и 1,6±0,1 соответственно, что было также ниже по сравнению с контрольной группой (p=0,000).

Предложена методика проведения компьютерной стабилометрии у детей 3-6 месяцев жизни на стабилоплатформе с высокой чувствительностью для малого веса (приоритетная справка по заявке на изобретение № 2015102238 от 26.01.2015). Для исследования используется укладка пациента в антигравитационной позе лежа на животе с опорой на предплечья или ладони. Проведение методики включает следующие этапы: подготовка к исследованию (укладка ребенка на стабилоплатформу); время выдержки (до занятия ребенком устойчивого положения); регистрация перемещения общего центра массы тела (20 с); определение основных показателей; оценка полученных результатов.

Определялись следующие показатели: скорость перемещения центра давления — среднеамплитудное значение скорости перемещения центра давления пациента в течение времени обследования; индекс устойчивости — частное от деления длины отрезка, соединяющего проекции начальной и конечной точек стабилограммы на ось абсцисс, и длины стабилограммы; уровень 60% мощности спектра в сагиттальной и фронтальной плоскостях — показатели, характеризующие смещение всех спектральных составляющих в область низких или высоких частот; длина, ширина, разность длины и ширины эллипса статокинезиограммы — показатели, характеризующие размеры и форму эллипса, включающего 95% всех вероятных колебаний центра давления за время обследования (рис. 1).

Задержка моторного развития

Рис. 1. Статокинезиограмма здорового ребенка 3 месяцев жизни с математической обработкой колебаний центра давления и построением эллипса с 95% уровнем достоверности. Линия неправильной формы внутри и вне окружности — статокинезиограмма. Стрелками указаны длина и ширина эллипса статокинезиограммы.

Таблица 1. Показатели компьютерной стабилометрии у детей исследуемых групп (Me (UQ-LQ)

Задержка моторного развития

Примечания: 1 — уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями контрольной группы; 2 — уровень статистической значимости различий результатов по сравнению с показателями II подгруппы основной группы, * р

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector