Задержка речевого развития

Отставание ребенка в освоении речевых навыков по сравнению с большинством сверстников должно вызывать беспокойство родителей, поскольку это может свидетельствовать о наличии патологий нервной системы и психики. Но даже если причины отсутствия связной речи у трехлетнего малыша безобидны и не связаны с органическими поражениями головного мозга и нервов, необходимо «разговорить» его как можно скорее. Ведь с помощью речи малыш познает мир и развивается интеллектуально, а задержка речевого развития у детей неизбежно влечет за собой отставание в умственном и психическом развитии.

Задержка речевого развития

Симптомы ЗРР

Чтобы понять, имеет ли место задержка речи у ребенка, нужно знать возрастные нормы. Они таковы:

  1. Уже начиная с полутора–двух месяцев, младенец должен гулить — издавать негромкие протяжные звуки, отличные от плача.
  2. Примерно в 4–5 месяцев гуление сменяется лепетом — вначале однообразными, а затем и различными повторяемыми слогами, которыми младенец выражает свои желания и эмоции, «общается» со взрослыми.
  3. В возрасте 7–8 месяцев лепет оформляется в лепетные слова, которыми младенец называет различные предметы, людей, действия. Часть из них — правильные, например, «ма-ма», «дай», а другие свойственны только для речи маленьких детей — «ам-ам», «ту-ту» и т. п.
  4. С девятимесячного до годовалого возраста в лексиконе малыша уже должны появиться первые простые слова «мама», «папа», «ляля», «киса» и т. д. Обычно у девочек они появляются на 1–2 месяца раньше, чем у мальчиков.
  5. В один год нормально развивающийся малыш понимает обращенный к нему разговор, знает названия окружающих предметов и может их указать (импрессивная речь), произносит около 10 простых слов.
  6. В возрасте 18–20 месяцев обычно происходит «лексический взрыв» — словарный запас малыша резко возрастает, он начинает произносить слова, которые понимал, но не мог воспроизвести. Если этого не происходит, то это говорит о задержке экспрессивной речи.
  7. В 2–2,5 года у малыша должна сформироваться фразовая речь, он должен говорить предложениями из 3–4 слов.
  8. К трехлетнему возрасту детишки должны иметь в словарном запасе 500–800 слов и самостоятельно строить из них фразы. Часто в этом возрасте малыши придумывают собственные слова по законам своего языка — «пальчатки» вместо перчатки, «крутилятор» вместо вентилятор и т. п.
  9. Дети без задержки развития речи в 4 года обычно используют в разговоре не менее 1–1,5 тысячи слов.

Задержка речевого развития — это отставание от верхних границ вышеперечисленных норм не менее чем на 4 месяцев — для мальчиков и 2 месяца — для девочек.

Причины ЗРР у детей

Отставание в речевом развитии может быть обусловлено целым рядом причин, которые можно разделить на две категории:

  • медицинские причины ЗРР у ребенка, связанные с патологиями головного мозга и другими заболеваниями, например, плохим слухом;
  • социальные причины, связанные с недостатком общения.

Патологии развития головного мозга появляются вследствие:

  • генетических факторов;
  • пороков внутриутробного развития, вызванных инфекциями, стрессами и приемом лекарственных препаратов беременной;
  • родовых травм;
  • перенесенных в младенчестве инфекционных заболеваний.

Если малыш имеет проблемы со слухом, то это является серьезным препятствием к освоению речи, ведь она формируется посредством подражания. Важно выявить эту патологию как можно раньше, чтобы скорректировать слух или принять другие меры для обеспечения возможности нормального развития речи.

Симптомы ЗРР у детей, вызванные социальными факторами, бывают обусловлены:

  1. Педагогической запущенностью, когда социальные контакты резко ограничены и развитием ребенка никто не занимается. Крайним проявлением педагогической запущенности являются дети-«маугли».
  2. Сменой языковой среды, когда вокруг малыша общаются на разных языках. Такие ситуации требуют от родителей особого внимания к речевому развитию их сына или дочери.
  3. Гиперопекой, предвосхищающей все потребности малыша. В таких условиях стимул осваивать речь просто отсутствует.

К критическим периодам, когда диагноз ЗРР ставится чаще всего, относятся:

  • возраст от одного до двух лет, когда у малыша может быть диагностирована алалия (речь отсутствует или сильно недоразвита);
  • трехлетний возраст, для которого характерны такие нарушения, как отказ говорить — мутизм, а также появление заикания;
  • возраст 6–7 лет, когда повышен риск развития афазии — частичной или полной потери речевых навыков вследствие осложнений на мозг после перенесенных инфекционных заболеваний.

Какие бы причины ни вызвали ЗРР у детей, важно, чтобы они как можно раньше были выявлены. Чем скорее речевым развитием ребенка займутся специалисты, тем проще достичь хороших результатов в освоении импрессивной и экспрессивной речи.

Диагностика

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится комплексная диагностика нарушений речи у детей, включающая обследование у таких специалистов, как невролог, логопед, нейропсихолог. При наличии показаний маленькие пациенты проходят УЗИ и ЭЭГ, которые в совокупности с другими диагностическими методами позволяют поставить точный диагноз.

Обследование поможет развеять страхи родителей относительно умственной неполноценности ребенка или наличия тяжелых нервно-психических заболеваний. А если они все же будут выявлены, то ранняя диагностика позволит своевременно назначить лечение, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.

Но чаще всего причины ЗРР легко поддаются коррекции, и после проведения терапии и курса физиотерапевтических процедур, а также систематических занятий с логопедом, психологом и родителями детишки в развитии речи быстро догоняют своих сверстников.

Лечение ЗРР у детей

После установления диагноза для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения, который может включать в себя такие эффективные методики, как:

  • мануальная терапия;
  • массаж;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Эти процедуры позволяют активизировать участки мозга, отвечающие за речевое развитие, благодаря чему обучающие занятия, которые проходят в игровой форме, дают гораздо более ощутимые результаты. Специалисты нашего Центра помогут установить, есть ли ЗРР у ребенка, определят ее причины и сделают все возможное для овладения малышом связной и правильной речи.

-Это не своевременное освоение навыка разговорной речи, полная или частичная неспособность формировать из звуков слова, а из слов предложения. К двум годам дети должны уметь составлять осмысленные фразы, а к трем годам обладать связной речью, отставание от этих возрастных норм является патологией и нуждается в своевременной коррекции.
А есть ли аппараты для коррекции речи? Мы с гордостью говорим есть!
Задержка речевого развитияУзнайте о НейроПорте больше!

Существует несколько причин ЗРР:

– расстройства ЦНС, возникшие из-за внутриутробного поражения головного мозга, вследствие гипоксии плода, асфиксии новорожденного, родовых травм, внутриутробных инфекций, наступления родов до или после установленного срока, черепно-мозговой травмы, гипотрофии, неонатального воспаления оболочек головного и спинного мозга, неонатального воспаления вещества головного мозга;

– различные по степени понижения слуха, так как без корректной работы слухового анализатора невозможно правильное развитие устной речи;

– неблагоприятная атмосфера общения в семье – негативно сказывается как отсутствие внимания, так и гиперопека, которая снимает у ребенка стимул для самостоятельной речевой активности; также к социально-психологическим причинам можно отнести отделение ребенка от матери при длительных госпитализациях, недостаточность обучения, общение в семье на нескольких языках, отсутствие родителей, частые стрессы.

Диагноз ЗРР ставится детям, развитие речи которых не соответствует определенным возрастным этапам и нормам.

К симптомам, указывающим на ЗРР на разных этапах, относятся:

– неестественно протекающий период доречевого становления, а именно однообразно произносимые звуки или их отсутствие, тихость и недостаточность лепета;

– в возрасте одного года отсутствие реакции на звуковые стимулы;

– пассивная эхолалия в возрасте полутора лет;

– отказ или невозможность копирования взрослого поведения в возрасте от полутора до двух лет;

– невозможность формирования отдельных слов в двухлетнем возрасте;

– в трехлетнем возрасте невозможность формирования словосочетаний, предложений;

– в трехлетнем возрасте ребенок лишь повторяет заученные фразы, не строя предложения самостоятельно;

– использование невербальных средств общения, которые становятся заменой устной речи.

Диагностика и лечение задержки речевого развития зависит от ее причин, но в любом случае, чем раньше обратить внимание на признаки ЗРР, тем выше вероятность полного от нее избавления. Чаще всего проблемы с речью не сопровождаются олигофренией, но могут явиться преградой для социального общения и полноценного развития в будущем.

Задержка речевого развития

Коррекция при задержке речевого развития всегда проводится в двух направлениях: психолого-педагогическом и медикаментозном. К первому относится выявление причин ЗРР, построение плана лечения, проведение ежедневных занятий с ребенком, контроль и проверка улучшений. К медикаментозному направлению относится постановка диагноза, подбор лекарственных средств и индивидуального курса их приема, контроль динамики.

Для того, чтобы лечение задержки речевого развития у детей проходило наиболее эффективно, необходимо создать максимально комфортную для этого среду в его мини-социуме, а именно в семье. Родные ребенка при общении с ним должны соблюдать единые речевые требования, следовать рекомендациям специалистов.

Любые занятия для детей с задержкой речевого развития, будь то занятия с логопедом, дефектологом, психологом или упражнения дома, дадут наилучший результат, если проводить их с помощью тренажера-нейростимулятора Нейропорта. Электроимпульсы, которые посылает прибор, находясь на языке ребенка, направлены на активное восстановление корректной работы всех центров мозга, отвечающих за речь, слух, артикуляцию, интеллект.

Для детей младшего возраста эффективны подвижные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование), зрительных и слуховых анализаторов, упражнения, обучающие формированию слов из звуков, а также умению формулировать и выражать мысли. Любые занятия, помогающие реализовать творческий потенциал прекрасно снимают излишнее напряжение нервной системы. Все эти упражнения будут быстрее освоены и приведут к заметным достижениям, если проводить их вместе с Нейропортом, который уже зарекомендовал себя как тренажер-аппарат для развития речи.

Помимо этого, проводится логопедический массаж, который снижает мышечный тонус артикуляционных органов, который более эффективен, если проводится одновременно с воздействием нейростимулятора Нейропорт. Благодаря этому, улучшается кровообращение, активизируется работа нервной системы, что стимулирует работу речевых зон мозга.

Развивающие занятия при задержке речевого развития помогут улучшить восприятие мира в целом, увеличить запас слов, зажечь интерес к социуму, научить формировать полноценные предложения и выражать собственное мнение.

Главное понимать, что реабилитация ЗРР – это кропотливый, ежедневный труд, требующий от родителей ребенка внимания, помощи, заинтересованности, терпения и любви. Но успех после занятий с Нейропортом станет самой лучшей наградой и для самого ребенка и для его семьи.

Задержка темпов речевого развития – это временная задержка темпов развития речи у ребенка по сравнению с большинством его сверстников.

Данный вид речевой задержки характеризуется следующими проявлениями:

  1. высокий уровень понимания обращенной к ребенку речи. Выполнение предложенных заданий свидетельствуют о том, насколько адекватно ребенок воспринимает обращенные к нему слова. К примеру, двухлетний малыш хорошо понимает просьбы принести игрушку, подойти, присесть или показать предмет на картинке. Один из показателей – стойкая реакция на произносимое кем-то имя малыша. Ребенок поворачивает голову, когда его зовут по имени, в том числе и шепотом, из-за укрытия, закрыв лицо книжкой. Трехлетний малыш понимает более уточненные задания. Он выполняет просьбы о том, чтобы он усадил мишку за стул, около окна, под стол и т.д. Такой малыш по просьбе взрослых может принести указанную вещь из другой комнаты, демонстрирует действия, показывает на картинке процесс (кот догоняет мышку);
  2. у ребенка проявляется хорошее слуховое восприятие. Он точно узнает и определяет окружающие его звуки, называет их, указывает источник возникновения. Ребенок узнает подражание животным, определяет голоса людей, показывает предмет на картинке по просьбе взрослого;
  3. часто подобную задержку провоцируют соматические заболевания и другие вредоносные факторы в развитии ребенка. Это может быть слабость, частая госпитализация некорректные методы воспитания, семейные конфликты, стрессы;
  4. высокий уровень познавательной активности, выраженный в интересе к окружающему миру, предметам, событиям и людям. Если ребенок не может получить желаемую информацию с помощью просьбы, он использует другие способы. Малыш подводит взрослого к интересующему предмету, показывает пальцем, дает понять желаемое мимикой, интонациями;
  5. ребенок активно использует другие способы для общения. Для того чтобы вступить в общение, ребенок применяет всякие доступные для него способы: тянет за одежду, подает звуковые сигналы, использует мимику, поворачивает лицо взрослого к себе, использует особую интонацию при вокализации.

Дети, у которых наблюдается задержка речевого развития, часто начинают говорить спонтанно сразу в короткий временной период, при чем этому не предшествуют специальные упражнения или обучение. Далее речь у таких детей развивается гармонично и правильно. Это явление называется «языковым взрывом». Оно характеризуется резким переходом от использования небольшого количества слов до значительного увеличения словарного запаса ребенка и его активного использования. Чаще всего такой резкий скачок происходит в летний период. Это связано с тем, что организм ребенка становится крепче и здоровее.

Однако некоторым детям все-таки необходим некий толчок, который побудит их к началу активного использования речевых функций. Это может быть посещение групп для общения и игры со сверстниками, которая происходит при активном использовании слов. Кроме этого, можно пройти курс занятий у логопеда, который направит все усилия на развитие речи у малыша. Важным моментом является консультация у специалиста, во время которой можно будет выяснить, как можно преодолеть речевую задержку у ребенка.

Задержка речевого развития — это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми. ЗРР характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой к 2 годам и связной речи к 3 годам. При ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Причины

Чаще всего ЗРР определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы. Причинами задержки речевого развития могут быть:

  • различные патологии внутриутробного развития: гипоксия плода, асфиксия, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственная предрасположенность, психические расстройства, черепно-мозговые травмы, снижение слуха, заболевания ЦНС (центральной нервной системы);
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первые годы жизни детей, недоразвитость мускулов рта и лица;
  • а также социальные факторы: психосоциальная депривация (лишение родительского внимания), гиперопека.

Симптомы

Существуют определённые симптомы и признаки задержки детского речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте: малый словарный запас, отсутствие простейших фраз из 2 слов («мама дай», «я бай-бай», «ляля спит») к 2 годам, отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, скудный активный словарный запас, когда ребенок не может внятно выразить с помощью речи свое желание или просьбу.

В 4-летнем возрасте существенно проявляется речевое отставание от нормы. При обнаружении отклонений от возрастных нормативов необходимо обязательно обратиться к ряду специалистов: логопеду, нейропсихологу, отоларингологу, неврологу, психиатру, которые проведут комплексную диагностику, проконсультируют по программе коррекции речи ребенка, и смогут построить план максимально эффективной работы по развитию речи в соответствии с результатами, полученными при диагностике. В большинстве случаев при устранении причин (если это возможно) и грамотно организованной коррекционной работе дети с ЗРР догоняют своих сверстников к старшему дошкольному возрасту. Здесь очень важным является включение в коррекционную работу не только специалистов, но и членов семьи. Несвоевременная или неправильная коррекция при ЗРР может послужить причиной отставания от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии и увеличения этой разницы с годами, привести ко множественным трудностям при обучении в школе.

Для того, чтобы предупредить данное нарушение, помимо посещения специальных занятий родителям следует больше общаться с ребенком, слушать его, относиться с уважением и интересом к его внутреннему миру, расширять кругозор малыша.

  • Heйpoциpкулятopнaя диcтoния
  • Вегетососудистая дистония ВСД
  • Транслингвальная нейростимуляция
  • Биоакустическая коррекция
  • Транскраниальная микрополяризация головного мозга ТКМП
  • Солярная микрополяризация
  • Трансвертебральная микрополяризация
  • Занятия на мелкую моторику
  • Логопедический массаж
  • Мозжечковая стимуляция
  • Лечебный массаж (медицинский массаж)
  • Лечебная физкультура

Задержка речевого развития

Это более позднее в сравнении с нормой овладение ребенком устной речью в возрасте до 3 лет.

Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.
Любые отклонения и отставания рождают ненужные комплексы и сложности.

Когда родители начинают замечать заметное отставание своего ребенка от сверстников, они зачастую ведут ребенка к логопеду и в этом их существенная ошибка. Логопед корректирующий речевые навыки работает со следствиями, а вот причинами задержки речевого и психического развития являются патология ЦНС, в свое время оставшееся без должного лечения. Такого рода патологии являются предметом работы врача невролога.

Лечение задержки речевого развития

Для начала лечения ЗРР необходимо точно установить его причину.
Диагностика задержки речевого развития осуществляется следующими специалистами: педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, детский психиатр, логопед, детский психолог.
Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка на исследования соответствующего профиля: электроэнцефалограмма ЭЭГ, магнитно-резонансная томография мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

После диагностики задержки речевого развития, врач определяется с курсом терапии.
В большинстве случаев лечение ЗРР комплексное — медикаментозная терапия, физиотерапия — биоакустическая коррекция (БАК), транскраниальная микрополяризация (ТКМП), занятия с логопедом. Очень важно в коррекции ЗРР участие родителей.

Использование при лечении ЗРР метода биоакустической коррекции и транскраниальной микрополяризации способствует развитию речевых функций малыша, речь ребенка становиться более понятной, появляются новые звуки и слова, он лучше воспринимает и понимает речь, обращенную к нему. Так же повышается внимательность ребенка, интерес к обучению, он становится более выносливым.

Симптомы

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков.
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты — не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее.
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки.
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы.
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе.
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей.
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом).
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок.

Причины

  • Проблемы со структурой языка или нёба, например короткая уздечка.
  • Ушные инфекции, особенно – хронические.
  • Патологии внутриутробного развития, родовые травмы.
  • Повышенное внутричерепное давление у ребенка.
  • Дислексия в результате генетической предрасположенности.
  • Психические расстройства.
  • Физические травмы.
  • Заболевания головного мозга.
  • Недоразвитость мускулов рта и лица.

Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

Профилактика

Как можно больше общайтесь с ребенком, даже если он появился на свет всего несколько недель назад, и, по-видимому, совершенно вас не понимает. Разговаривайте с ним, пойте ему, одобрительно реагируйте на его попытки имитировать звуки и жесты.

Читайте ребенку, начиная, как минимум, с шести месяцев (можно и раньше). Четко выговаривайте слова и показывайте ребенку картинку. Если он прерывает чтение какими-либо звуками, сделайте паузу и выслушайте его, как если бы он отчетливо высказывал свое мнение о прочитанном.

Поощряйте успехи. Если ребенок правильно произнес слово, которое долго ему давалось, или начал говорить предложениями из трех слов вместо двух, хвалите его. Дети очень рано начинают различать интонации голоса, и отлично понимают, когда их действия вызывают одобрение, а когда — нет.

Найти ближайшую к вам клинику

Клиника на Невской

Клиника на Ангарской

Клиника на Кубанской

Заполните форму обратной связи и наши
операторы свяжутся с Вами

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития

Оставляя свои персональные данные, Вы даете добровольное согласие на обработку своих персональных данных. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к Вам, как субъекту персональных данных (ФИО, дата рождения, город проживания, адрес, контактный номер телефона, адрес электронной почты, род занятости и пр). Ваше согласие распространяется на осуществление Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» любых действий в отношении ваших персональных данных, которые могут понадобиться для сбора, систематизации, хранения, уточнения (обновление, изменение), обработки (например, отправки писем или совершения звонков) и т.п. с учетом действующего законодательства. Согласие на обработку персональных данных даётся без ограничения срока, но может быть отозвано Вами (достаточно сообщить об этом в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед»). Пересылая в Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «Волгоградский центр профилактики болезней «ЮгМед» свои персональные данные, Вы подтверждаете, что с правами и обязанностями в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» ознакомлены.

Услуга Стоимость, руб.
Логопедия
Консультация логопеда для взрослых (1 час) 2000
Абонемент 5 занятий с логопедом для взрослых 10000
9500
Абонемент 10 занятий с логопедом для взрослых 20000
18000
Первичная консультация детского логопеда (1 час) 1400
Занятие с детским логопедом 1-й категории сложности 1400
Занятие с детским логопедом 2-й категории сложности 1700
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности 7000
6650
Абонемент 5 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности 8500
8075
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 1-й категории сложности 14000
12600
Абонемент 10 занятий с детским логопедом 2-й категории сложности 17000
15300
Заключение логопеда для справки (30 мин) 900

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов овладения устной речью детьми младше 4 лет. Задержка речевого развития у детей включает в себя проблемы ребенка

  • с произнесением и запоминаем первых слов
  • с развитием словарного запаса
  • с пониманием слов и предложений
  • с фразовой (к 2 годам) и со связной (к 3 годам) речью

Таким образом, темповая задержка речевого развития касается всех элементов языка: звуков, лексики, грамматики и фразовой речи. От своевременного появления речи зависит психологическое развитие малыша в последующем. В ряде случаев трудности общения и социального взаимодействия у детей связаны именно с ЗРР.

Заключение о задержке речевого развития правомерно для детей в возрасте до 4 лет. Если детей старше 4 лет сохраняются аналогичные проблемы, говорят об общем недоразвитии речи.

Задержка речевого развития

Причины задержки речевого развития

ЗРР может вызвываться биологическими причинами, связанными с микроорганическим поражением мозга, и социальными, обусловленными неблагопритяной средой воспитания ребенка.

Среди биологических причин выделяют:

  • Патология беременности –внутриутробные инфекции, интоксикации беременной, гипоксия, недоношенность.
  • Родовые травмы — асфиксия новорожденного или механическая травма головы
  • Тугоухость — так как становление речи основывается на услышанной ребенком информации
  • Психические изменения –например, детский аутизм.

Социальные причины задержки речевого развития также играют важную роль:

  • Гиперопека – у ребенка просто нет необходимости в речи, потому что и так близкие хорошо понимают и предупредительны ко всем его желаниям
  • Дефицит речевых контактов – при частых болезнях ребенка, ведущих к ограничению общения, или замкнутости родителей, не привыкших много говорить.

Когда обратиться к специалисту?

Диагноз ЗРР устанавливается по данным динамического наблюдения. Родителям стоит внимательно отслеживать развитие речи ребенка, чтобы иметь возможност своевременно скоректировать отставание.

Следует обратиться за профессиональной помощью в случае, если ваш ребенок:

  • Не реагирует на звук или речь – в возрасте 1 года
  • Не пытается повторить слова и не выполняет на слух простое задание – в 1,5 года
  • Не произносит отдельные самостоятельные слова – в возрасте 2 лет
  • Не способен составлять простые фразы из слов – в 2,5 года
  • Говорит лишь готовыми (из книг, мультиков) фразами, а не своими– в 3 года

При обнаружении таких отклоненийнужно обязательно обратиться к специалистам – логопеду, детским неврологу и психологу, они смогут точно установить, стоит ли беспокоиться и есть ли у ребенка диагноз ЗРР. В нашем центре можно посетить всех нужных специалистов для определения причины, симптомов и лечения ЗРР.

Лечение задержки речевого развития

При своевременном выявлении темповой задержки речевого развития лечение оказывается весьма успешном при надлежащем усилии родителей и должном внимании специалистов. Неверно полагать, что в этом случае необходимы лишь занятия с логопедом. В лечении ЗРР у детей используется комплексный подход с применением лекарственной терапии, лечебных процедур, нейротерапии и занятий с психологом. Важны как слаженная работа логопеда, психолога и невролога, так и постоянное внимание родителей для эффективного налаживания речи ребенка. Уникальный опыт специалистов нашего центра поможет вашему ребенку догнать речь сверстников.

Задержка речевого развития (ЗРР) — темповое отставание от возрастных нормативов развития речи у детей различных возрастов.

Причины задержек речевого развития

  • Вредоносные воздействия на нервную систему ребенка (осложнения при беременности и родах, перенесенные инфекционные заболевания, травмы, нарушения обмена веществ и т.д.);
  • Генетически обусловленные нарушения развития;
  • Педагогическая запущенность;
  • Особенности развития детей при некоторых неврологических, психиатрических и соматических заболеваниях;
  • Задержка речевого развития может быть вариантом нормального развития ребенка, при котором наблюдается определенное отставание формирования компонентов речевой системы. Такое отставание не является критичным и легко преодолевается при подборе адекватной программы занятий.

Диагностика ЗРР

  • Консультация невролога;
  • Диагностика нейропсихолога;
  • Консультация логопеда;
  • Функциональная диагностика — ЭЭГ, УЗДГ

Помощь в развитии

Для ребенка составляется индивидуальный маршрут развития, основанный на комплексном мультидисциплинарном подходе, включающий все необходимые мероприятия.

Рекомендации при задержке речевого развития

  • Диспансерное лечение невролога;
  • Курс нейропсихологической коррекции;
  • Логопедическими занятия;
  • Курс массажа;
  • Занятия ЛФК
  • Курс остеопатического лечения.

Подобный комплексный подход к решению проблем, связанных с развитием речи позволяет максимально улучшить работу головного мозга, нервной системы и организма в целом, что даст ребенку необходимые возможности для усвоения речевых навыков и ускорит процесс развития.

Записаться на диагностику и реабилитацию задержки речевого развития (ЗРР) вы можете в онлайн режиме или по телефонам указанным на сайте. Лечение детей осуществляется в медицинском центре ЮгМедТранс, расположенном в микрорайоне Сельмаш города Ростова-на-Дону.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — группа расстройств, объединяющихся по клиническим проявлениям, отражающим отставание психического и\или речевого развития от возрастной нормы (МКБ-10). ЗПРР проявляется отставанием развития речи, нарушение развития когнитивных функций, что напрямую влияет на психическое развитие ребенка.

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), является следствием отклонений центральной нервной системы. Патология включает ряд когнитивных нарушений (речи, внимания, памяти, эмоций, двигательных функций, поведенческих навыков). Причины разные, генетические болезни и врожденные пороки развития, а также следствие родовых травм (проявляющиеся внутричерепным давлением, нестабильностью шейного отдела позвоночника и тд.) различной степени тяжести.

При нарушении деятельности нервной системы, при неполноценном развитии головного мозга ставится диагноз «органическое поражение ЦНС». Бывает врожденным и приобретенным. В легкой степени, которая присуща многим людям, медицинское вмешательство не нужно. Процессу наблюдения и лечения подлежит средняя и тяжелая степень заболевания.

Причины задержки психоречевого развития (ЗПРР) :

ЗПРР, как правило, является осложнение других заболеваний. Провоцирующими факторами являются:

  • перенесенные инфекционные заболевания во время беременности;
  • угроза прерывания беременности
  • воздействие на организм радиоактивных и токсических веществ,лекарственных препаратов;
  • стресс;
  • курение, алкоголь;
  • наследственность;
  • родовая травма;
  • перинатальные поражения центральной нервной системы: обвитие пуповины, приводящее к гипоксии (кислородное голодание в утробе матери);
  • ранее отхождение вод и несвоевременный прием родов, преждевременные, стремительные роды;
  • резкие перепады температуры;
  • инсульт;
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания(менингит и др.);
  • аутоиммунные, генетические, заболевания, с нарушением ЦНС
  • опухоль в головном мозге.

Следствием отклонения в развитии головного мозга может быть задержка психического и речевого развития.

Та или иная причина может привести к повреждению некоторых участков головного мозга которые отвечают за речь (область Брока и Вернике) и интеллектуальные способности (область когнитивных функций). Даже слабо выраженные когнитивные нарушения могут привести ребенка к дезадаптации в повседневной жизни.

Область Вернике принимает участие в процессе понимания и усвоения устной и письменной речи. При повреждении этой зоны, возникает беглая афазия, так называемая афазия Вернике- больной соединяет слова друг с другом, но его фразы не будут иметь ни какого смысла и не будет понимание речи , слов которые слышит.

Область Брока. При повреждении этой зоны пациент пытается употреблять осмысленно слова, но он не способен их соединить, забывает слова, путает падежи, время, с трудом переходит с одного слова на другое, нарушается акт речевых движений.

«Зона Брока делится на две зоны, одна из которых входит в состав нейронных сетей воспроизводства речи, а вторая — в состав сетей, связанных с решением математических задач и запоминанием». Утверждается в статье, опубликованной в октябре 2012 года в «Массачусетском технологическом институте», под руководством Nancy Kanwisher ссылаясь на результаты проведённых исследований.

Речевое развитие детей:

2-3 мес. – появляется гуканье, ГУУ — АГУУ;

3-5 мес. – появляется произношение протяжных звуков одинаковых слогов — гуление. ага, кхы, га, гы, агу, эгэ, аа ребенок привлекает внимание взрослых, выражает свои эмоции. Наступает период коммуникации.

6-8 мес. – период появления лепетных слов, звукоподражаний слогов типа би-би, ля-ля, пи-пи, , ма-ма-ма.

9-12 месяцев произносит от 10 до 25 слов. Правильное произношение слов мама, папа, баба, дядя, ляля, может сопровождаться лепетными словами бах ам-ма, бо-бо. Звукоподражание звукам животных мяу, гав-гав, га-га, не полностью произносимые слова — «зя» – нельзя

1 год- произносит до 10 слов и знает названия нескольких предметов.

2 года- составляет фразы и короткие предложения, словарный запас увеличивается до 50 слов.

2, 5 года умеет строить сложные предложения, правильно произносить звуки, кроме шипящих, «л», «р» и уметь задавать вопросы «куда?» и «где?».

3 года – говорит осмысленными предложениями.

Если ребенок в 2,5 года не говорит фразами — это задержка речевого развития. Необходимо срочно обращаться к специалистам, в первую очередь к неврологу.

Общие симптомы:

  • заторможенность восприятия, речи и мышления;
  • чрезмерная возбудимость;
  • слабая память и внимание;
  • повторяемость слов;
  • нарушение координации движения;

Лечение ЗПРР ООО «Медицинский Центр Власова»

Специалисты нашего центра имеют большой опыт работы, около 20 лет, в данном направлении. При этом используются высокоэффективные лечебные методы психонейрофизиологической коррекции, основанные на последних достижениях науки и практики, такие как транскраниальная микрополяризация (ТКМП), трансвертебральная микрополяризация (ТВМП), при необходимости используется солярная микрополяризация. Специалисты центра регулярно проходят повышения квалификации и стажировки на базе ведущих медицинских учреждений: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге, под руководством Горелика Александра Леонидовича, кандидат медицинских наук, заведующего кабинетом функциональной диагностики ОКДИ, врача-нейрофизиолога.

Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), (от компании «Нейрософт») так же используется для терапии при отклонениях связанных с центральной нервной системой. Рефлекторно-сегментарный и точечный массаж с элементами мягкой мануальной терапии (ПИРМ), упражнения кинезотерапии, для снятия мышечно-психологических панцирей (Концепция Вилгельма Райха и психотерапевтическая кинезиология), гипнотическая коррекция и рациональная психотерапия (методики Милтона Эриксона и НЛП). Логопедический массаж и дефектология. Лечение назначается комплексно, группой специалистов (невролога — педиатра, физиотерапевта-реабилитолога, рефлексотерапевта, медицинского психолога, логопеда — дефектолога). Такие подходы повышают качество и эффективность, а так же сокращают длительность лечения.

Лечение необходимо начинать как можно раньше, обязательно в комплексе процедур, который будет влиять на причину и следствие заболевания.

  1. Консультация невролога;
  2. Консультация реабилитолога;
  3. Занятия с логопедом;
  4. Консультация психолога;
  5. Консультация рефлексотерапевта;
  6. Микрополяризация головного мозга — воздействие постоянным электрическим током сверхмалыми мощностями на нейрорефлекторные области мозга, которые отвечают за речевые, когнитивные и многие другие функции.
  7. Физиотерапия;
  8. ТЭС – Транскраниальная электростимуляция малыми электрическими импульсами с определенной частотой биологические активные точки мозга.
  9. Массаж, мануальная терапия направлены на работу всего тела, в том числе улучшение мозгового кровообращения;
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector